Жития эти удобнее всего называть «народными житиями». Народные жития мало следуют житийному этикету и главное внимание обращают на чудеса, которым придают бытовой и сказочный характер. К таким житиям относится, например, «Житие Варлаама Керетского» – святого, жившего в XVI веке, но почитание которого развилось в XVII. Святой этот «воспитание имел в Керецкой волости на море-окияне». О подвигах благочестия этого святого говорится довольно мало. Благочестие его мотивировано при этом не совсем обычно, и, очевидно, так, как оно произошло в действительности. Варлаам из ревности убивает свою жену. Тело ее он берет с собой в карбас и молится о прощении. «И бе видети праведнаго труды единаго по морю в карбасе ездяща с мертвы телом от Колы около Святаго Носа даже и до Керети. И не якоже протчии человецы ожидаху парусного плавания, но он плаваше против зелнаго обуревания и весла из рук своих не выпущаше, но труждашеся велми и псалмы Давидовы пояше, то бо ему пища бяше». Сразу же совершаются первые чудеса. Он выводит у Святого Носа всех червей, которые точили карбасы поморских рыбаков. После его смерти ручей, появившийся из его могилы, тушит пожар в соседней церкви. Святой является после смерти и спасает рыбаков в Белом море. При этом, вопреки христианскому смирению, «объявляется» этим рыбакам и требует, чтобы они оповестили всех, что именно он спас их от бури. В XI–XIII веках отдельные, очень краткие картины природы (в «Поучении» Владимира Мономаха , в «Слове на антипасху» Кирилла Туровского ) имели своею целью раскрыть символическое значение тех или иных явлений природы, выявить скрытую в ней Божественную мудрость, извлечь моральные уроки, которые природа может преподать человеку. Птицы летят весной из рая на уготованные им места, большие и малые, – так и русские князья должны довольствоваться своими княжениями, большими и малыми, и не искать больших. Так рассуждает на рубеже XI и XII веков Владимир Мономах . Весеннее пробуждение природы – символ весеннего праздника Воскресения Христова, – так рассуждает в XII веке Кирилл Туровский .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

мощей его. Вот некоторые из этих событий и чудес: 1) Рождество пр. Варлаама. 2) Крещение его и обучение грамоте. 3) Рукоположение пр. Варлаама во пресвитера в Кольский острог. 4) Совершение божественной литургии преподобным и как диавол с своими слугами позавидовал добродетельному житию его и внушал ему пагубные мысли. 5) Пострижение пр. Варлаама в монашество. 6) Моление его у часовни в Чупской губе, в 20 верстах от села Керети. 7) Преставление преподобного у этой часовни. 8) Взятие тела его одним боголюбивым человеком и перенесение в село Кереть на погост. 9) Погребение преподобного в часовне Керетской веси. 10) Обретение и перенесение св. мощей пр. Варлаама из часовни в церковь священномученика Георгия Победоносца. 11) Посещение гробницы преподобного множеством народа для получения исцеления, которое и получали неоскудно. 12) Чудо, как пр. Варлаам избавил Евфимия Каргопольца от погибели на море во время бури, когда ладью его, окруженную льдом, погружало в морских волнах. 13) Чудо, как спас преподобный Никифора Двинянина на ладье у св. Носу от потопления, явившись ему во сне. 14) Явление пр. Варлаама во сне Керстскому жителю Василыо Буторе и избавление его с сыном от потопления у Шарикова наволока. Глава VI. О церковном почитании преподобного Макария Красногорского – можно сказать лишь то, что сообщает Г. Барсуков в «Источниках русской олиографии (Спб. 1882 г., 345 стр.)». Он пишет: «Макарий игумен Черногорского на Двине монастыря. Неканонизован (Сергий, III, пр. 3, стр. 65.)». В «Иконописном подлиннике», под 22 августа: «Подобием сед и руса брада, поуже Сергиевы; в схиме, ризы монашеские». (Филимонов, стр. 68)». В самом Красногорском монастыре память о преп. Макарие совершенно забылась и место погребения даже неизвестно. Заключение Этим и исчерпываются исторические сведения о церковном почитании вышепоименованных угодников Христовых Архангельского края. Результаты вышеизложенного изыскания мы можем кратко резюмировать в следующем. Для церковного почитания преподобных Варлаама Важеского и Варлаама Керетского, Евфимия Архангельского, праведных Артемия Веркольского, Георгия Шенкурского н Афанасия Наволоцкого – основания достаточны по сохранившимся памятникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Неоднократно и по кончине Преподобный предостерегал жителей родного Новгорода о грозивших бедствиях. Известно, что в 1505 году угодник Божий явился иноку Хутынской обители Тарасию и предупредил его о потопе, моровом поветрии и пожаре. Это явление изображено на иконе «Видение пономарю Тарасию» (см. приложение). По молитвам святого город был спасен от потопа, но через 4 года предсказание его о моровом поветрии и пожаре сбылось. В 1461 году в Москве был освящен первый храм во имя преподобного Варлаама, а в 1521 году столица России была спасена от нашествия татар по молитвам преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского. Это было открыто Богом в видении престарелой и слепой инокине Московского Вознесенского монастыря. Когда враги окружили город, благочестивая подвижница увидела, что из Кремля через Флоровские (Спасские) ворота выходили Московские святители Петр, Алексий, Иона и другие архиереи и священнослужители, и уносили с собой Владимирскую икону Божией Матери. Преподобные Сергий и Варлаам припали к святителям со слезами. После общего молебна Господу и Божией Матери чудотворный образ возвратили в Кремль и город был спасен от нашествия врагов. В тойже день Иже во святых отца нашего Павла, архиепископа Константинаграда, исповедника На Господи, воззвах: стихиры на 6, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: Павел Богоглаголивый/тя подобника рукополагает, тезоименно зовема/и нравы украшаема того, всеблаженне,/и благочестием, и мужеством души,/и терпением обстояний,/и ревностию распаляема, Православия поборниче./Емуже и ныне спрославляешися/в Небесных обителех. Ария безбожнаго и злочестиваго Македония/твердыми догматов твоих жилами удавил еси,/правым же словом учения/православных множества, священномучениче отче, утвердил еси./Тем твое пресветлое исповедание прием,/Царствия показа общника Человеколюбец. Течение совершивша тя и веру соблюдша,/иерарше блаженне,/Христос венча светлым венцем правды/и украси твое исповедание, досточудне./Тем, Небесное наследие прием,/Спасу молися о воспевающих тя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но, по–видимому, в понятиях времени болезнь имела отношение во всех случаях к действиям темных сил. Они-то и «входили» в человека под видом болезни, грозя ему не только смертью, а чем-то похуже и после смерти. Ибо едва восстал с одра поселянин, как увидел «человека черна зело, меч огнен в руку его на коне борзо, яко птица прилете, и восхоте мене посещи», который был остановлен «светлым мужем». В рассказе о чудесах Зосимы кудесник советовал больному обратиться к святому. В рассказе Вассиана Санина святой (как выясняется, «светлый муж» и есть не кто иной, как святой Никита) рекомендует «черному зело человеку» (сатане или его ближайшему помощнику — бесу?) другие адреса, по которым он найдет поживу: «Светлый же он муж возбрани ему глаголя: не сего (т. е. не «поселянина». — А К.), но онсицу и онсицу (такого-то и такого-то. — А К.) во оной веси имя ей нарек, такоже и человеком имена, иже к чародеям ходиша» . Каждому свое — святым принадлежат те, кто им молится, бесам те, кто молится чародеям. Мир святости и мир нечестия не только противостояли один другому — они и соприкасались (непременный элемент житий — борьба святых с бесами), и пересекались, и взаимодополнялись. Поселянин, слушатель и читатель житийных повестей, возможно, уже не обставлял свое жилище лучиновыми крестами и не вырубал на льду кресты в дни христианских праздников. Возможно и другое — старое долго сосуществует с новым. С рубежа XV-XVI вв. появляются житийные сочинения, составившие вершину жанра и вместе с тем предвещавшие его кризис. Главными героями этих сочинений выступают «народные» святые, как называет их JI. А. Дмитриев в исследовании о житийных повестях Русского Севера. «На Русском Севере, — пишет JI. А. Дмитриев, — в народе стихийно возникали свои «народные» святые и этими святыми были не подвижники христианства, а обычные люди, только с необычной судьбой. Такими святыми были Иоанн и Логгин Яренгские, Варлаам Керетский, Вассиан и Иона Пертоминские и некоторые другие. К такому же роду святых относится и Артемий Верокольскии " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

О неизвестных монахах Солигаличского Воскресенского монастыря (бывшего, ныне приходской Церкви) в некоторых списках «Книги, глаголемой описание о Российских святых» читается: «Четыре брата преподобные отцы у Соли Галицкой в Воскресенском монастыре: егда начата здати церковь каменную, рвы копали и обрели мощи их святые целы и нетленны в лето 7169 (1661)», см. у преосв. Сергия в Полном месяцеслове Востока, т. II, приложж., 1 изд. стр. 70, 2 изд. стр. 577. В Сводном подлиннике Филимонова, о котором см. выше, в предисловии к спискам почитаемых усопших, под 26-м Марта читается: «Обретение мощей преподобных отец иноков четырех, иже в Воскресенском монастыре у Соли Галической, в лето 7169, целы и нетленны в мире (мире?), как церковь начали созидать каменную». XI . Указ св. Синода от 31-го Мая 1727-го года о мощах Варлаама Керетского (Напечатан в Полном собрании постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания, т. VI, 1968, стр. 17. Печатаем извлечение). Архиепископ Холмогорский Варнава, исполняя указ св. Синода от 7-го Июля 1722-го года, которым повелевалось: «деревянные часовни, где построены, разобрать, а каменные употребить на иные потребы» 642 , приказал разбирать часовни в своей епархии и вслед за сим получил донесете от священника и причетников Керетской волости, составлявшей вотчину Соловецкого монастыря 643 , что при разобрании их часовни «явился» в последней «преподобнейший Варлаам, которого де почитали за святого издавна, не свидетельствованный». Во исполнение другого указа св. Синода от того же 1722-го года, именно – о поддельных мощах 644 , архиепископ послал в Соловецкий монастырь свой указ, чтобы «в оной Керецкой волости за святого почитаемого освидетельствовать», и о результате свидетельствования получил два, несогласные между собою, донесения. Посланный от монастыря иеромонах, производивший досмотр «с прочими иереи и со иеродиаконы, при всенародном собрании», доносил: «обрели де преподобнаго Варлаама в часовне, в земле, глубиною аршина в полтора, не во гробе, но просто лежаща, токмо де одежда на нем монашеска обветшала, а во ohыx (sic, oдeждax?) кости ветхия и основание и подобие все человеческое, кроме благоухания, якоже и прочих усопших кости лежат, и оные де вложа в новопостроенный гроб и внесли и поставили в церковь великомученика Георгия и покрыли доскою и запечатали».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Святитель Геронтий, митрополит Московский. Май, 28 1489 Преподобный Тихон Медынский, или Калужский. Июнь, 16 1492 Преподобный Ефрем Перекомский. Май, 16 1492 Преподобный Косма Яхромский. Февраль, 18 1492 Преподобный Леонтий Караховский. Июль, 18 1492 Преподобный Нектарий Бежецкий. Апрель, 3 1492 Блаженный Иоанн, Христа ради Юродивый, Устюжский Чудотворец. Май, 29 1494 Преподобный Савва Крыпецкий (Псковский). Август, 28 1495 Священномученик Макарий, Митрополит Киевский. Май, 1 1497   XVI в.   Преподобный Иаков Галичский. Апрель, 4 XV-XVI вв. Преподобные Онуфрий и Авксентий Мальские, Псковские. Июнь, 12 XV-XVI вв. Преподобный Христофор Сольвычегодский, или Коряжемский. Июль, 25 XVI в. Преподобный Елисей Сумский, Соловецкий Подвижник. Июнь, 14 XVI в. Преподобный Афанасий Свирский. Май, 2 XVI в. Преподобный Евфимий Архангелогородский. Январь, 20 XVI в. Преподобный Антоний Черноезерский. Январь, 17 XVI в. Преподобный Варлаам Керетский. Ноябрь, 6 XVI в. Преподобный Никандр Городноезерский. Ноябрь, 4 XVI в. Преподобные Онуфрий и Авксентий Перцовские, Вологодские. Июнь, 12 XV-XVI вв. Преподобный Александр Вочский, Галичский. Март, 27 XVI в. Преподобный Даниил Шужгорский. Сентябрь, 21 XVI в. Преподобный Киприан Сторожевский. Август, 26 XVI в. Праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская. Июль, 6 XVI в. Преподобный Себастиан Пошехонский. Декабрь, 18 1500 или 1542 Преподобный Тихон Луховский. Июнь, 16 1503 Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский. Июль, 25 1504 Преподобный Паисий Угличский. Июнь, 6 1504 Преподобный Кассиан Угличский, или Учемский. Октябрь, 2 1504 Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский. Декабрь, 4 1505 Преподобный Галактион Белоезерский (Белозерский). Январь, 12 1506 Преподобный Нил Сорский. Май, 7 1508 Преподобный Вассиан Угличский. Февраль, 12 1509 Преподобный Харитон Сянжемский. Апрель, 11 1509 Преподобный Иоаким Опочский. Сентябрь, 9 ок.1515 Блаженный Лаврентий Калужский, Христа ради Юродивый. Август, 10 1515 Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, Или Волоколамский, Чудотворец. Сентябрь, 9 1515

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

– Теперь пришло время испытать мне и убедиться, истинно ли все, что говорил старец Ермолай. Взглянув на небо, он произнес: – Господи Иисусе Христе, хотя я и недостоин призывать Тебя, но если ты хочешь, дабы я сделался рабом Твоим, яви силу Твою и сделай так, чтобы во имя Твое, отрок этот ожил, а ехидна издохла . И тотчас отрок, как будто от сна, встал живым, ехидна же расселась пополам» с. 622]. Преподобный Флорентий (23 августа) «К нему пришел издалека некоторый диакон, дабы сподобиться его молитв и благословения. Увидав кругом келии его весьма много змей и разного рода гадов, диакон весьма испугался и воскликнул, сказав: – Раб Божий! Помолись обо мне! В то время воздух был очень чист и ясен, так как освещался сиянием солнца. Флорентий, выйдя из келии и став на земле, устремил очи свои на небо и поднял руки свои вверх, молясь, дабы Господь изгнал оттуда тех гадов средствами, какими Ему Самому было ведомо. И тотчас послышался гром, явилась молния и побил тот гром вместе с молниею всех змей, обитавших на месте том» с. 398]. Преподобный Варлаам Керетский (6 ноября) «Он возложил на себя страшный подвиг. Он стал плавать по Белому морю против ветра, по самым опасным местам, непрерывно читая псалмы Давида. Лодку он направлял непрестанно туда, где плавание было невозможно по причине живших там обильно червей, которые протачивали суда, но он молился об уничтожении их, и черви исчезли » с. 608–609]. Исследователь жития преподобного Варлаама игумен Митрофан (Баданин) делает следующее любопытное уточнение относительно червей-древоточцев. «В бухтах этого мыса водились особые черви – «корабельные сверлила», личинки которых цеплялись за днища судов и незаметно протачивали даже самую крепкую корабельную древесину. Коварство этих “сверлил” состояло в том, что единожды про­никнув в дерево корабельной обшивки, червь этот больше наружу не выходил и никаким иным образом себя не проявлял. Живя в деревянном наборе корпуса корабля, он постепенно и внешне незаметно превращал древесину в труху. Так продолжалось до наступления ближайшего достаточно серьезного шторма, когда совершенно неожиданно для экипажа вываливалась часть корпуса судна. Следствием такого повреждения, естественно, являлось резкое поступление большого количества забортной воды, что приводило к катастрофической потере устойчивости, и, как правило, завершалось быстрой гибелью корабля.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Варлааму Важскому, Шенкурскому, глас 3 Иже к добродетелем прилежанием взыграния плоти обуздал еси,/благими нравы душу свою украсив,/от земных Христу превозведе ум свой,/тем от Него исцелением струя независтна явися,/притекающим верою к тебе и любезно зовущим:/Варлааме, отче наш,/моли Христа Бога,//да спасет души наша. Перевод: Заботой о добродетелях ты обуздал буйство плоти, правильным образом действий душу свою украсив, от земного ты возвел свой ум ко Христу, потому Он явил тебя обильным потоком исцелений для приходящих к тебе с верой и благоговейно взывающих: «Варлаам, отче наш, моли Христа Бога, да спасет души наши». Варлааму Индийскому, глас 8 Слез твоих источники пустыни безплодное возделал еси,/и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/и был еси светильник вселенныя, сияя чудесы, Варлааме отче наш,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню, и стенаниями из глубины плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Варлаам, отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших. Варлааму Керетскому, глас 1 Божественною свыше просветився благодатию, преподобне,/мир оставил еси,/житейскую печаль и всяк мятеж мира сего/любве ради Христовы со дерзновением отвергл еси,/евангельски Христу последовал еси,/и, Того ярем взем, во всем воли Его повинулся еси,/и весь разум и сердце к Нему неуклонно возложил еси,/Христа ради тело свое изнуряя постом и бдением, в молитвах своих не усыпая,/Бога милостива творя и Пречистую Богородицу Молебницу предлагая,/и сего ради от Бога восприем власть и силу на сопротивнаго врага,/не убояся воздушныя и морския тяготы и студени, ниже уклонися,/и морскою пучиною в мале ладиице по водам шествие творя,/против зельнаго обуревания плаваше,/промышлением Божественнаго разума направляем,/и около Святаго Носа непроходимый путь морский/от ядовитаго червия/благопроходен человеком без вреда сотворил еси молитвами своими,/и многим терпением во временней жизни подвиг совершил еси,/и, равноангельное житие пожив,/темже и по преставлении источаеши чудес благодать/иже верою приходящим к тебе, Варлааме, преблаженне отче наш,/вопием ти: моли Христа Бога,//да спасет души наша.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

Радуйся, ангел земной, и ликуй человече небесный, Радуйся, Господа славя псалмов покаянною песней. Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший. Кондак 12 Веры светильник горит среди хладной пустыни –/разве возможно укрыться великой святыне Господней./И притекают потоки людские ко старцу/алчущих правды и жаждущих мудрого слова,/немощных, странных, скорбящих, хромых и убогих./Всех ободрит Варлаам, и никто не уйдет неутешен./К вере лоплян он приводит, и иных от «народов Полночных»./Долгий сей путь завершает он старцем столетним,/к Господу с миром отходит, молитву творя: Аллилуия. Икос 12 Но нескончаемо люди идут на могилу святую,/благодарят Варлаама за чудеса и знамения./Многих, не чаявших уж возвратиться в родную деревню,/верный заступник вернул от черты запредельной./В бурю укроет, ледового плена избавит,/страшной волне не позволит сгубить мореходов:/«Я – Варлаам, я из Керетской волости родом!/Духом крепитесь, помора Господь не оставит!»/Берег Поморский отныне усеян крестами –/то Варлааму хвалу воздаем и душой и устами: Радуйся, Духа Святого от века избранный сосуде, Радуйся, силу Христову являвший в спасительном чуде, Радуйся, крепкий поборник попавшим в беду мореходам. Радуйся, Феодорита возлюбленный сыне духовный, Радуйся, веру Христову в лопарских народах растивший. Радуйся, всем морякам чистый путь подаривший. Радуйся, в горнюю радость вменивший земные страданья, Радуйся, нам немощным показавший Фавор покаянья. Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший. Кондак 13 О чудотворче, угодник Христов, Варлааме,/с верой припадаем, молим тебя, преблаженне:/благоприятными наши соделай прошенья,/будь нам ходатай пред страшным Престолом Господним,/там, где ты в Горних Обителях славишь Спасителя мира./Благословимся и мы, немощныя, с твоим покаяньем воскликнуть:/«Господи, дай нам покаяться прежде, конца нашей жизни»!/Крепостью Духа Святаго с тобой укрепимся на брани,/с мироправителем злобным, и на духов его поднебесных ,/чтобы «в день злый по молитвам твоим устоять нам» ,/мирной кончиной наследуя Царство Христово,/где в светлом сонме угодников Божьих от века,/вместе с тобой воспевать Ему песнь: Аллилуия.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

В прежние годы моей «боевой юности» я бы просто посмеялся над самой мыслью об этом. Но Господь призвал, и, как я понимаю сейчас, слава Богу, я эту работу выполняю довольно успешно. Вы упомянули мой последний труд «Кольский Север в Средние века». Цель этой моей работы – критическое переосмысление средневековой истории нашего края. Поэтому одним из принципов, положенных в основание этой работы, стал отход от механического переписывания ранее исследованного исторического материала, перечисления общеизвестных фактов и повторения устоявшихся мнений. У нас уже проведены исследования по всем Кольским святым. Преподобные Трифон Печенгский, Феодорит Кольский, Варлаам Керетский имеют обоснованные жития, достойные исследования их жизни и подвигов. Каждая история жизни этих трех удивительных подвижников, соработников, единомышленников – это шедевр Божиего Промысла о человеке. Случаются такие коллизии, испытания, через которые должен пройти человек, чтобы достичь Царствия Небесного! Например, человек впадает в тяжелейший грех, и, казалось бы, он погубил себя, но, переплавляя этот грех через покаяние и веру, он восходит на вершину святости, становится великим святым. – Но уныние, бывает, просто убивает человека. Как не впасть в этот смертный грех? – Унынием мы страдаем все. В определенном смысле это признак успешности нашего пути к Богу. Святые отцы отмечают, что этот искус Господь посылает как особое избранничество тем, кто может понести. (Как тут не впасть в грех гордыни!) Само проявление этого весьма тяжелого искушения может подчас свидетельствовать о том, что мы идем в правильном направлении. И главная наша задача в этой ситуации – употреблять максимальную настойчивость, полное напряжение сил и продолжать идти. Победить уныние – это значит заставить себя заняться богоугодной работой, тем, к чему ты призван Так что отчаиваться не надо. Бог предлагает нам новую линию борьбы, новый рубеж, новую высоту, которую мы должны взять в этом сражении. Да, тяжелый период, да, скорбный, но воевать-то надо: победить уныние – это значит заставить себя заняться богоугодной работой, тем, к чему ты призван. Заняться тем, к чему у тебя есть данный Богом талант, тот, за который ты дашь ответ перед Господом. Важен сам факт борьбы. Только не отступать, а продолжать бороться до победы, которую Бог обязательно даст, и все непременно просветлеет.

http://pravoslavie.ru/103238.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010