Перечислю здесь лишь некоторые, наиболее важные, документы дела: 1) Копия циркулярного «Указа Его Императорского величества, Самодержца Всероссийскаго, из Святейшаго Правительствующаго Синода» от 10 августа 1901 г., содержащего предписание всем епархиальным преосвященным представить Святейшему Синоду списки местных святых, чтимых во вверенных им епархиях торжественными литургиями и молебнами. 2) Объяснительная записка к «Верному Месяцеслову всех русских святых», составленная для Синода архиепископом Сергием, в которой он даёт научные разъяснения некоторым «возникшим недоумениям» по поводу включения в Верный Месяцеслов ряда святых. Причём в одних случаях Сергий, изложив свои доводы, оставляет вопрос «на благоусмотрение Святейшего Синода», как, например, в отношении Елисея Сумского, в других же случаях, как, например, с Варлаамом Керетским, делает однозначное заключение: «Итак, его следует поставить в Месяцеслов русским святым, как действительно святого» 1038 . 3) Копия Определения Святейшего Синода от 26−27 марта 1903 г., в которой Синод, приняв изложенные архиепископом Сергием доводы, выразил согласие на внесение в «Верный Месяцеслов» имён святых, вызывавших ранее его сомнение, среди которых, например, такие известные и почитаемые ныне святые, как Иринарх Соловецкий, Диодор Юрьегорский, Варлаам Керетский, Никодим Кожеозерский, царица Тамара Грузинская и др., а также приказал «поручить Московской Синодальной типографии напечатать крупным гражданским шрифтом, в количестве 50 тысяч экземпляров „Верный Месяцеслов всех русских святых с указателем“. (...) По отпечатании этой книги потребное количество экземпляров оной разослать в распоряжение Епархиальных Начальств для снабжения ими всех православных церквей империи» 1039 . 4) Наибольший, пожалуй, интерес среди документов дела представляет корпус рапортов, посланных Святейшему Синоду епископами всех 65 епархий России и содержащих сведения обо всех местночтимых святых каждой епархии. О них мы поговорим подробнее несколько позднее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С кон. XVI в. В. К. считается покровителем поморов «от водного потопления». Особенностью чудес, совершенных преподобным, является то, что мореходы не обращались непосредственно к В. К. с молитвой, преподобный сам приходил на помощь и открывал свое имя. В 1903 г. имя В. К. было внесено в «Верный месяцеслов» (под 6 нояб.). Оно входит в Собор Карельских святых, празднование к-рому в 1974 г. установила Финляндская Православная Церковь (1 нояб. н. ст.). В Русской Церкви соборная память Карельских святых празднуется в субботу между 31 окт. и 6 нояб. (ст. ст.) (празднование установлено по инициативе Ленинградского и Новгородского митр. Никодима (Ротова) ). Тропарь, кондак и молитва святому помещены в Минее (МП). По сообщению архим. Никодима (Кононова), в нач. XX в. в Георгиевской ц. в Керети над ракой В. К. находилась икона с изображением событий жизни святого: рождение, Крещение и обучение грамоте, рукоположение во пресвитера, искушение преподобного бесом, постриг, моление у часовни в Чупской губе, преставление, перенесение останков В. К. в Кереть, погребение в часовне, обретение мощей, исцеления у гробницы, др. чудотворения. В Иконописном подлиннике Филимонова о В. К. написано: «Подобием сед, плешив, брада курчевата, аки Антония Киевскаго, ризы поповския, в руках Евангелие» (С. 38). «Плешив, подобием и брадою аки Афанасий, ряска празелень, лета 7100, ноября 7» (БАН. Собр. В. Г. Дружинина. 975. Л. 29). В 1997 г. в восстанавливаемом Благовещенском соборе в Кеми, в нижнем Никольском храме, освящен придел во имя В. К. Здесь же находится редкая икона с изображением святого (XIX в). В 2001 г. в г. Кола, на месте древней Никольской ц., где служил В. К., освящен храм в честь преподобного. Ист.: Описание о российских святых. С. 161-163. ЖСв. Кн. 1 (доп.). С. 289-295; ПСПиР. 1889. Т. 6. 1968. С. 17-20; Знаменский П. В. Повесть о прп. Варлааме Керетском//СбОРЯС. 1893. Т. 55. С. XV-XXI; Никодим [Кононов], архим. Древнейшие Архангельские святые и ист. сведения о церк. их почитании. СПб., 1901. С. 32-35; Дмитриев Л. А. Повесть о житии Варлаама Керетского//ТОДРЛ. 1970. Т. 25. С. 178-196; Повесть о житии Варлаама Керетского//ПЛДР: XVII в. М., 1989. С. 305-309, 624.

http://pravenc.ru/text/154249.html

И еще рассказал поэму «Старина о Варлааме» о преподобном Варлааме Керетском. По преданию, в молодости преподобный Варлаам, тогда священник Василий, из ревности убил свою жену, а потом, молясь и каясь, возил ее тело в лодке, пока оно не истлеет. Это северное предание Борис Викторович сам записал и потом опубликовал. Предание это и норвежцам известно — когда туман идет, норвежские рыбаки говорили: «Это поп свою убиенную жену возит». Борис Викторович рассказывал так вдохновенно, буквально входил внутрь повествования и распространял свою душу рассказчика на все пространство вокруг себя. Никакой телевизор, никакой фильм со всеми звуковыми и световыми эффектами не даст такого восприятия. Это было живое восприятие. Словами не передать, но понятно, почему поморы обязательно брали с собой сказителя — он дарил им радость живого восприятия древних былин, эпических сказаний, иногда и шутливых. В моей душе это на всю жизнь запечатлелось, и сейчас, когда перечитываю эти тексты, вспоминаю, как Борис Викторович их рассказывал, и мы с сестрами как будто были рядом с преподобным Сергием в Нижнем Новгороде. Говорят, кто-то из МГУ приходил и записывал некоторые его сказы и былины на магнитофон. Где эти записи? Я не знаю. — Опять же из воспоминаний о Борисе Викторовиче я знаю, что он был не только замечательным рассказчиком, но и внимательным слушателем, с интересом расспрашивал приходящих к нему о жизни. — Мои сестры дали ему полную картину нашей семьи раньше, чем он меня увидел. Семья Правдолюбовых. 1966 год — А когда вы учились в Гнесинке, он вас не расспрашивал об учебе, о музыке? Музыку он, что видно и из его «Дневника», любил и понимал. — Мы уже тогда не имели доступа к нему. Миша отставил моих сестер, а сам я не мог прийти. Мы из Рязанской области, я вырос в обстановке XIX века, в Москве чувствовал себя инородным телом. И кто я такой, чтобы просто так взять и пойти к Борису Викторовичу домой? — Так и не виделись больше? — Нет. Уже незадолго до кончины Бориса Викторовича, в 1973 году, шли мы с моей невестой Маргаритой, с которой живем всю жизнь, по Рождественскому бульвару, и я сказал: «Давай зайдем к Борису Викторовичу Шергину». Но она застеснялась, и мы не зашли, а вскоре Борис Викторович скончался. По дневникам видно, что он искренне в нашей Церкви

http://pravmir.ru/pisatel-boris-shergin-...

Святые врата монастыря, 2012 г. Что касается братии монастыря на Печенге, то она всегда была «не простой», насельники в полной мере соответствовали страстным чертам юности своего отца основателя. О том, что такова есть воля Божья о сем монастыре и таков крест дан Трифону от Господа, возвещал его друг прп. Варлаам Керетский: «сподобился ты еси обитель воздвигнути и братию собрати, будут бо зде людие и села зле неукротимы, яко дивии звери, твоей ярости и острожелчию подобящася» . По мере того, как возрастал в Духе преподобный Трифон, сокрушая свои «ярость и острожелчие», так же и умирялся дух его братии: «Аще и питаемые роптати не престают, но ты сих зверство на кротость в благоразумие приведе, молитвами непрестанными и пением и бдением» . Эти строки из тропаря канона раскрывают нам все величие едва ли не самого главного жизненного подвига преподобного Трифона Печенгского. Это подвиг великих старцев древности, образец которого дал преподобный Иосиф Волоцкий в своем настоятельском служении братии, с его самоотверженной попыткой спасти высокие подлинные монашеские идеалы в наступивших принципиально новых российских условиях. Тогда преподобный Иосиф взвалил на себя задачу, решение которой едва ли по силам смертному. Организационными мерами, жесткой дисциплинарной регламентацией, силой личного примера и молитвенного подвига постараться воспитать идущих в его монастырь новых людей в духе истинного монашества. Точно так же и Трифон, несмотря на упомянутые «ярость» и «неукротимость» братии, с которыми ему вплотную довелось столкнуться, все же сумел благодатной силой своей великой святости преобразовать «сих зверство на кротость» и привести в «благоразумие». Путь, которым вел братию Трифон, весьма не прост, но он единственно был возможен в той ситуации, и посвященные ему древние молитвенные тексты нам тот путь ясно раскрывают — «молитвами непрестанными, и пением, и бдением». Трифон в отношении своих чад выполнил долг духовного отца, и «их Христу чистыми представил». — В чем это выразилось, какова была судьба Трифоновской братии?

http://pravmir.ru/trifonov-pechengskij-m...

Святой Варлаам был реальным чудотворцем мореходов Северного океана, надёжным заступником людей, что ежедневно вручали жизни свои в руки Божьи, доверяясь суровой стихии Белого и Баренцева морей. Именно там всем сердцем постигали они мудрость поморской поговорки: «Кто в море не хаживал, тот Богу не маливался». Прежде чем мы коснёмся новых подробностей Жития преподобного Варлаама Керетского, сохранившихся в древнем «Каноне», напомним вкратце суть непростой истории жизни этого удивительного святого XVI века. 2 . «Повесть о преподобном Варлааме с Керети» 638 , начинается со слов: «Преподобный отец Варлаам в лета бе царя и великого князя Иоанна Васильевича всея России самодержца». Далее сообщается, что рождение и воспитание Варлаам «име в Керецкой волости, на море окияне» 639 . Позже, как упомянуто в Повести, Варлаам служил священником в храме святителя Николая Чудотворца «в Колском граде». Он был ревностным и одарённым пастырем: «добре подвизаяся на невидимого врага козни». Однажды, по диавольскому внушению, Варлаам, заподозрив свою жену в измене, убил её. Глубоко раскаявшись «и недостойна себе судив еже священная действовати», он принял на себя особый покаянный подвиг. Уложив тело жены в карбас (большая гребная и парусная лодка), Варлаам отплыл в открытое море, «псалмы Давидовы пояше», и взирал на дело своих рук, «без сна пребываше, моля Бога со слезами о отпущении греха», готовый принять кончину в штормовом «Ледоватом море». Однако Господь судил иначе и не послал погибели Варлааму. В то же время, куда бы ни направлял свою лодку Варлаам, ветер ему всегда был встречный и крепкий: «плаваше против зелнаго обуревания». Такое скитание Варлаама продолжалось немалое время: «доволно время потрудився». При этом в Житии уточняется, что он «весла из рук своих не выпущаше», «дондеже оно мертвое тело тлению предастся». Наконец, проплавав в течение длительного времени, Варлаам захотел «извещение прияти» от Бога – не прощён ли он. В то время у побережья мыса Святой Нос обитали страшные морские черви, так называемые «корабельные сверлила», «иже творяху многи пакости над лодиями мореходцем», т. е. протачивали днища морских судов поморов. «Став на молитву и руце воздев на небо», Варлаам был услышан Господом, и «черви без вести сотворишася». Так Варлаам «путь мореходцем около Святаго Носа сотворил» чистым и поныне. Вскоре преподобный «оставляет мир и бывает инок, и в пустыню вселився, и Божию помощию бесовския полки победив, с миром ко Господу отиде».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Варлаам Керетский так и не был официально канонизирован. Очевидное местное почитание и прославление его памяти, которое имелось на Севере к середине XVII в., одновременно и равночестно с Трифоном, в последующее время постепенно «свелось на нет». Лишь в 1903 году святой Варлаам «оказался» вписан в так называемый «Верный месяцеслов», и с тех пор имеет в календарях свой день памяти. Текст же жития Варлаама до последнего времени так и оставался «вкратце изложенным» на одном листочке. Надо сказать, что малая историческая достоверность житийного наследия к началу XX века стала восприниматься православными богословами как серьезная проблема. По мере становления российской церковно-исторической науки явным образом обозначился конфликт между агиографическими произведениями, этой важнейшей составляющей Церковного Предания, и научно-исторической достоверностью изложенных в них фактов. Серьезная озабоченность Церкви нарастанием достаточно обоснованного недоверия к агиографическому наследию древности вылилась в определение Поместного Собора 1917–1918 гг., в котором предписывалось: «С благословения епархиального архиерея составляется или просматривается ранее составленное житие и определяется соответствие жития свидетельствам и записям современников святого и летописным записям и сказаниям». Но известные трагические обстоятельства российской истории не позволили церковным исследователям приступить к этой важнейшей работе. Думается, что ее актуальность сегодня еще более очевидна. Говоря об истории вопроса, следует отметить, что первые признаки формализации житийных текстов возникли в русской агиографической литературе на рубеже XIV–XV вв. По сути, все началось с появления «высокого стиля», предложенного монахом Троице-Сергиева монастыря Епифанием Премудрым. Написанные им жития преподобных Сергия Радонежского и Стефана Пермского являются выдающимися произведениями агиографической литературы. «Цветистая торжественность, высокопарность и риторичность, то, что сам Епифаний определяет как “плетение словес”, несомненно должны были производить сильное впечатление на современников и оказывать большое влияние на всех последующих авторов, бравшихся писать жития русских святых. В то же время такое “плетение словес” пока еще не исключало главного достоинства житийного повествования — раскрытия индивидуального облика святого и правдивых обстоятельств совершенного им жизненного подвига. Но в то же время в манере письма Епифания уже обозначились те черты формализма, которые впоследствии стали подчас беззастенчиво превалировать в русской житийной литературе, заслоняя собой историческую достоверность…» — писал церковный историк Е.Е. Голубинский.

http://e-vestnik.ru/science/problema_dos...

Ревность о Господе пастыря сердце снедает,/юности цвет он мертвит воздержаньем поста и молитвой./Светлая скромность жену иерея венчает,/и непорочность союза народ изумляет./Духам нечистым и людям строптивым досада –/«неукоризненны, чистые Божии чада» ./Имя Христово всегда на устах Варлаама,/именем этим смиряет он демонов древних./Злобою дышит извечный противник спасенья./Мы ж воспеваем молитвы в стихах таковые: Радуйся, веры Христовой крепкий ревнителю, Радуйся, Русского Севера теплый предстателю. Радуйся, скорбей душевных искусный целителю. Радуйся, Царствия Божия усердный искателю. Радуйся, смело на дух сего мира восставый Радуйся, древнего змия тенеты раздравый. Радуйся, древних отцов подражателю дерзостный, Радуйся, чистой молитвы стяжателю ревностный. Радуйся, Варлааме, путь свой слезами молитвы омывший и пример покаяния нам даровавший. Кондак 5 Жизни твоей позавидовал змий прелукавый,/входит в супругу твою, «вадя на смешение странно» ,/страшну хулу изрыгая на Церковь и веру Христову./Ты же молитву о ней непрестанно творишь со слезами пред Богом,/в церкви Святого Георгия матушку ставишь зовя к покаянию,/чин заклинания именем Божьим на беса читаешь,/и Копие со престола берешь и крестом осеняешь,/дабы святыней изгнать страсть лихого недуга./Господа молишь очистить родную супругу,/дабы вновь вместе Ему воспевать: Аллилуия. Икос 5 Имя Христово для темного демона – пытка,/страшными муками тело невинной терзает,/бесную тщится из храма Господня исторгнуть./Епитрахилью святою ей руки тогда Варлаам повязает,/крест знаменуя Святым Копием возле сердца,/и возглашает заклятье на демона именем Божьим./Смрадом и дымом исходит великая злобная сила,/и предстает в полный рост пред священником в жутком и мерзком обличье./Крепко стоял Варлаам перед злобою дышащим бесом,/но не сдержал своей страсти – «зашло его солнце во гневе» ,/грешною яростью он распалился на зверя/и поразил Копием ненавистного древнего змия./Рев сатанинский потряс стены древнего храма,/и унеслась восвояси нечистая злобная сила./Кротко на мужа успела страдалица глянуть,/и отлетела душа голубицы невинной./Мы же, скорбя с Варлаамом безмерно,/радостью скорбь растворяя, возносим стихи таковые:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

В 1722 г. при разборке ветхих деревянных часовень были обретены останки В. К., о чем причетники Керетской вол.- вотчины Соловецкого мон-ря - сообщили Холмогорскому архиеп. Варнаве (Волатковскому) . 15 янв. 1723 г. указом Святейшего Синода из Соловецкого мон-ря в Кереть был направлен иеродиак. Иосиф для сбора сведений о житии и чудесах В. К. Вскоре последовал указ Синода Холмогорскому архиерею об освидетельствовании мощей подвижника. С этой целью в Кереть в янв. 1725 г. приехали соловецкий иером. Иона и свящ. Епимах Кононов. По их свидетельствам, нетленные мощи В. К. почивали «в часовне, в земле... не во гробе», но в «поморской кережке (санях), облачен в черном русском кафтане, и оная кережка вся изгнила, а кафтан и мощи его, на главе его власы и брада - все цело». Когда мощи преподобного внесли в алтарь ц. вмч. Георгия, «тогда-де от мощей его благоухание было видимо всем, подобно-де тому, как от росного ладана дым». Однако иером. Иона отказался засвидетельствовать это чудо (говорил: «Исходит от печи дым, а не благоухание»), вслед. чего архиеп. Варнава постановил до указа Синода положить мощи преподобного в кирпичный склеп под полом храма, совершать по В. К. «панихиды в приличные дни и в проскомидии и в литургии править и поминать». Синод не запретил почитать В. К., но признал сказания о чудесах недостоверными, а «кто хощет онаго поминать, тем не возбраняется». В 1769 г. сгорели обе церкви села, во время пожара мощи В. К. извлекли из склепа и отнесли за четверть версты от села (в наст. время здесь стоит памятный крест). По преданию, от этого места в сторону пожара заструился ручей (след от него сохранился до наст. времени), его вода помогла остановить распространение огня. В 1773 г., когда в Керети было закончено строительство двухэтажной ц. вмч. Георгия, мощи В. К. были перенесены в новый храм, в придел свт. Николая Чудотворца. Во время Крымской войны (1853-1856) при угрозе нападения англ. флота на поморские селения свящ. Феодор Онуфриев испрашивал у правящего архиерея разрешения перенести мощи В. К. в безопасное место, но разрешения не получил. 26 мая 1857 г. мощи преподобного пострадали в результате пожара, сохранившиеся частицы были уложены в раку, пожертвованную лесопромышленниками Савиными, и помещены во временной часовне. В 1867 г. построили новый храм во имя вмч. Георгия, мощи В. К. поместили в сев. приделе, посвященном преподобному. 22 мая 1949 г. Георгиевская ц. в Керети вновь сгорела, мощи В. К., часть уцелевшей утвари и икон перенесли в избу-молельню, в 1959 г. участники археографической экспедиции описали останки В. К.: «Небольшие косточки темно-коричневого цвета хранились в деревянном киоте с разбитым стеклом». В 1960 г. последние жители покинули Кереть, молельня сгорела, судьба ковчега с мощами В. К. неизвестна.

http://pravenc.ru/text/154249.html

В 2011 г. учреждена епархиальная медаль прп. Трифона Печенгского 3 степеней. В 2013 г. в честь 1025-летия Крещения Руси впервые в истории епархии архиеп. Симон совершил таинство Крещения в водах Белого м. В 2016 г., когда праздновалось 100-летие основания Мурманска, епархию посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) , к-рый заложил капсулу с первосвятительским благословением на месте алтаря буд. Спасо-Преображенского кафедрального морского собора в Мурманске. 28 нояб. 2003 г. было установлено празднование Собору Кольских святых. В него включены: прп. Трифон Печенгский (XVI в.), прп. Феодорит Кольский (XVI в.), прп. Варлаам Керетский (XVI в.), преподобные Авксентий, Аксий и Тарасий Соловецкие, Кашкаранские (XVII в.), преподобномученики Иона и Герман Печенгские (XVI в.), прмч. Гурий Печенгский и иже с ним убиенная братия Трифонова Печенгского мон-ря, новомученики - иером. прмч. Моисей (Кожин) и послушник прмч. Феодор Абросимов. Общецерковное празднование Собору Кольских святых - 15(28) дек. Икона «Собор Кольских святых» написана с.-петербургскими иконописцами. Особо чтимыми в М. и М. е. являются икона свт. Николая с капсулой мира от мощей святого, икона прп. Серафима Саровского с частицами его мощей, икона прав. воина Феодора Ушакова с частицей его мощей (в храмах Мурманска), Тихвинская икона Божией Матери в церкви в Кашкаранцах и Тихвинская (Мурманская) икона Божией Матери в древнем поморском с. Варзуга. Архиереи: еп. Симон (Гетя; 27 фев. 1995-26 фев. 2019, с 26 фев. 2004 в сане архиепископа, с 8 окт. 2013 в сане митрополита), еп. Митрофан (Баданин; с 26 фев. 2019, с 17 марта 2019 в сане митрополита). Лит.: Наука и бизнес на Мурмане. Мурманск, 1999. 3(14): Храмы Кольского Севера; Митрофан (Баданин), иером. (впосл. епископ). Мурман православный. Мурманск, 2004; он же. Возвращение святыни//Миссионерская правосл. газ. 2008. 3/4. С. 6-7; Большакова Н. П. Мурманская епархия: Труды и достижения//ЖМП. 2008. 9. С. 56-81; она же. Мурманская и Мончегорская епархия от «А» до «Я»//Миссионерская правосл. газ. 2009. 5/6. С. 8-9; она же. Подвиг, украсивший рус. землю: 10 лет после гибели «Курска»//Там же. 2010. 7/8. С. 1, 4-5; Сухаревская С. Самая северная жен. обитель//Там же. 2009. 9/10. С. 12; Глаголев Я. Паломнический центр открывает двери//Там же. 11/12. С. 16; Кирьянова А. 15-летие Вознесенского кафедр. собора//Там же. 2012. 3/4. С. 3; Хлебникова О. Первый полковой священник на Северном флоте//Там же. 5/6. С. 7; Балагурова О., Кольцова Л. Крещение в водах Белого моря//Там же. 2014. 8. С. 2; Первосвятительский визит в Мурманскую митрополию//ЖМП. 2016. 10. С. 16-20.

http://pravenc.ru/text/2564368.html

Во время плавания молил Бога о прощении, сильно страдая, слезы лил, и Господь, видя его искреннее раскаяние, даровал благодать. По молитве преподобного Варлаама в непроходимых прежде местах возле Святого Носа исчез древоточивый морской червь, из-за которого тонули суда. После этого преподобный Варлаам был пострижен в монашество и удалился в «пустыню» близ родной Керети. В «Повести о Варлааме Керетском» записано, что он много помогал людям — больным и попавшим в беду. В Благовещенской церкви в Коле хранится старинный крест преподобного Варлаама Керетского, а неподалеку находится небольшая церковь во имя этого святого. В 2003 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в день памяти преподобного Трифона Печенгского, 28 декабря, было установлено празднование в честь Собора Кольских святых. Их молитвенное предстательство за жителей Кольской земли сегодня важно как никогда. Ведь Север в последние годы претерпел настоящее духовное нашествие со стороны различных иностранных миссионеров. Ко дню празднования Собора Кольских святых петербургскими иконописцами была написана икона ставшая доя жителей Кольской земли одной из почитаемых святынь. Создание епархии 27 декабря 1995 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на Кольском полуострове была учреждена Мурманская и Мончегорская епархия. Ее управляющим был назначен епископ Симон (Гетя). На момент прибытия Владыки Симона в Мурманскую епархию здесь действовал всего 21 храм, а клир насчитывал 33 священнослужителя. Все Епархиальное управление тогда состояло из него одного и помещалось в небольшой квартире на втором этаже здания, принадлежавшего Свято-Никольскому собору. В 1997 году Мурманскую епархию посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. Помолиться вместе с Предстоятелем собрались верующие и духовенство со всей епархии. Его Святейшество совершил богослужения в Никольском кафедральном соборе Мурманска, освятил новопостроенный Вознесенский собор в Мончегорске, встретился с военными летчиками, пограничниками и моряками, несущими на северных границах России свою нелегкую службу.

http://pravmir.ru/murmanskaya-eparhia-15...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010