642 Этот указ св. Синода во II т. Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания, 509, стр. 156 (они-от 28-го Марта, а 7-го Июля, вероятно, он получен архиепископом). 643 Село Кереть, бывшее главным местом Керетской волости, находится на северо-западном берегу Белого моря, при впадении в него реки Керети, в 191-й версте к северо-западу от города Кеми, к уезду которого принадлежит. 644 Разумеется напечатанный нами выше под I указ от 15-го Марта 1722-го года о тои, чтобы в гробницы и раки, поставленные над необретенными телами святых, не класть резвых и издолбленных колод, который в передаваемом нами донесении архиепископа Синоду прописывается сполна и на который архиепископ ссылается не совсем к делу. 645 Напечатано по ошибке или потому, что не разобрано в рукописи: керемке. Керёжка есть уменьшительное от керёжа, а керёжа есть название Лопарских саней, назначенным для езды на оленях, которые «формою своей и отсутствием полозьев напоминают лодку», см. Очерки природы и быта Беломорского края России А. Михайлова, Спб., 1868, стр. 215. И по устным преданиям местных жителей, преп. Варлаам обретен был в керёже. – ibid. стр. 192 fin. 646 По-видимому, противоречие показания священника показанию иеромонаха через чур сильно; но оно не будет через чур сильным, если под мощами мы будем разуметь у него, как и должно, кости. 647 По этой повести, Варлаам жил в царствование Ивана Васильевича Грозного и был священником в Коле у церкви св. Николая; подпав искушению диавола, он убил свою жену и, чтобы застрадать свой грех , ездил с мертвым телом по Белому морю с места на место один в карбасе, не выпуская весел из своих рук, до тех пор, пока тело не предалось тлению (не обратилось в прах); постригшись после сего в монахи, он вселился в пустыне; скончался в Чупской губе (на Терском иди северном берегу Белого моря, при устьи реки Чеванги. выходящей из Чупского иди Чуповского озера, лежащего между 54–55 градусами долготы), откуда потом перенесен был в Кереть. Повесть отдельно напечатана гр.  Μ. В. Толстым в его дополнениях к Книге, глаголемой описание о Российских святых, – Чтен. Общ. Ист. и Древн. 1887-го года кн. IV, стр. 162, и  Π. В. Знаменским в 1-й книжке 73-го тома Записок Академии Наук, – приложений к протоколам стр. 49.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Внешность и одежду преподобного все описывают согласно: это был человек высокого роста, с длинной с проседью бородой и с темными волосами. Он являлся в иноческой одежде или в светлых, сверкающих ризах. Еремею Нестерову преподобный сообщил, что «преставился тому 120 лет». Вот и все скудные данные о личности преподобного Евфимия.  Почитание чудотворца продолжалось, в 1829 г., на основании «Дела об обретении мощей» (записей и рассказов о чудесах), была написана служба. •  Основание Михайло-Архангельского монастыря относят к XII в. и связывают с именем свт. Иоанна, архиепископа Новгородского (память его 7 сент). Мощи преподобного были обнаружены незадолго до образования Архангельской епархии, до этого времени окормпявшейся новгородскими владыками. Ныне эти места сохраняют прежние названия. Преподобный Антоний Черноезерский (XVI в.) Память его празднуется 17 янв. в день тезоименитства вместе с прп. Антонием Великим (+ 365) и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прп. Антоний Черноезерский был основателем монастыря на берегу  Черного озера, на  Новгородском Севере. Святые мощи его покоятся в церкви упраздненной его обители, ныне приходской. Сведения о житии его не сохранились. •  Преподобный основал монастырь с храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы на берегу Черного озера, в 40 верстах на северо-восток от Череповца. Так называемый Новгородский Север ныне частью входит в Вологодскую обл.; местностъ, где подвизался прп. Антоний, находится в Череповецком р-не (Вологодская епархия).  •  Почитание святого началось задолго до постановления Святейшего Синода, последовавшего в 1721 г.  Преподобный Варлаам Керетский (XVI в.) Память его празднуется 6 нояб. Прп. Варлаам родился в  Керетской волости в Архангельской области и был священником в городе Коле. Искупая содеянный им  тяжкий грех, он возложил на себя страшный подвиг. Он стал плавать по Белому морю против ветра, по самым опасным местам, непрерывно читая псалмы Давида. Лодку он направлял непрестанно туда, где плавание было невозможно по причине живших там обильно червей, которые протачивали суда, но он молился об уничтожении их, и черви исчезли. Тогда он понял, что помилован. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Духа Божественнаго благодатию собрани, празднолюбцы,/Варлаама, благочестия подражателя,/веселящеся, восхвалим днесь,/Церкве пресветлаго светильника,/тело бо неудобопокоривое/воздержания броздами яве низложи/и благопокориво души повинул есть./Темже Божественнаго Духа сосуд достоин уготовася/и, Троице со Ангелы предстоя,/молится непрестанно/о умирении мира и спасении душ наших. Слава, глас 8: Всечестное и святое тело твое,/Варлааме, отче наш,/исцеления неоскудно подает притекающим с верою,/и душетленная страсти исцеляя,/множества же демонская отревая./Темже и стада монахов/со архиерейскими лики, чудесы удивляеми,/достолепно и радостно от души вопием:/Богоблаженне и преподобне отче наш Варлааме,/моли Христа Бога/ущедрити мир и спасти души наша. И ныне, Богородичен: Владычице, приими молитву раб Твоих: Славословие великое. И час 1. И отпуст. НА ЛИТУРГИИ Блаженны, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем смерть преподобных Его. Стих: Что воздам: Апостол к Галатом, зачало 213. Аллилуия, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа: Стих: Сильно на земли будет семя его. Евангелие от Луки, зачало 24. Причастен: В память вечную будет праведник: Преподобный Варлаам Хутынский (в миру Алексий) родился в Новгороде Великом от благочестивых родителей Михаила и Анны. Воспитан был в благочестии и содействием благодати научен Божественным книгам, в знании которых превзошел старцев. С юности он устремился к иноческой жизни. На тревогу родителей о его раннем постничестве он с духовной мудростью кротко напоминал слова Священного Писания ( 1Кор. 8:8 ; Пс. 143:4 ) и примеры из жизни святых. После кончины родителей блаженный раздал имение и удалился в монастырь. Там он нашел наставника, иеромонаха Пафнутия, и от него принял иночество. В поисках совершенного безмолвия он обошел различные места, желая устроить себе обитель. На правом берегу реки Волхова в 10 верстах к северу от Новгорода Преподобный нашел красивый холм, называемый Хутынь 78 , и увидел некий Божественный луч, осиявший его. Сотворив молитву и построив келлию, святой стал ревностно подвизаться на том месте в посте и трудах. Каждую ночь преподобный Варлаам бодрствовал и молитвой с крестным знамением отгонял бесов. Он переносил все напасти, хранимый и подкрепляемый десницей Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И велел ему поведать о том людям. Петр проснулся и рассказал сон свой отцу, но тот не обратил внимания на слова мальчика. Утром рыболовы увидели ладью, признали, что ладья керетская, но не решились подойти к ней, так как поднялась большая зыбь — начиналась буря. По приказанию отца Петрова поплыли в Керетскую волость за хлебом, и сон мальчика сбылся теперь наяву: волна залила лодку; рыбаками овладели ужас и отчаяние, потому что они видели волну еще более яростную, которая приближалась и грозила покрыть и похоронить их. Но внезапно какой–то невидимой силой карбас был отброшен к берегу, за коргу. Тогда они вычерпали воду из карбаса и благополучно доплыли до волости. Через пять дней преподобный вторично явился Петру во сне; теперь укорял его и грозился бить, если он не расскажет людям о своих видениях и о чуде святого. При царе Михаиле Феодоровиче, после Литовской войны, в Кольский остров, то есть в город Колу, прислан был воеводой Гурий Иванович Волынцев. Захворал он черной немочью и был удручен, потому что ниоткуда не ждал себе помощи. Тогда явился Гурию святой Варлаам в иноческом виде и сказал: «Не скорби, человече, избавит тебя Бог от болезни твоей». На вопрос воеводы, кто явившийся и откуда, старец отвечал: «Я Варлаам из Керети». Гурий никогда не слыхал о преподобном Варлааме. Поэтому стал разузнавать о нем и от одного керетского уроженца узнал подробно о житии и подвигах преподобного. Осведомившись о том, что могила святого в небрежении, исцеленный воевода дал средства на устройство гробницы и креста на ней. Болезнь Волынцева более не повторялась. Два купца из Каргополя — Иаков Носков (или Поснов) и Евфимий Больнищев — плыли весною от Онежского устья в Колу торговать. Когда они прошли Соловецкий остров, их ладью стал затирать наносный лед. Долго и безуспешно боролись со льдом мореходы и уже отчаялись в своем спасении. Стоявший на корме ладьи Евфимий задремал от утомления. Вдруг увидал он в лодке своей старца, который его спрашивал: «Далек ли, братие, путь ваш?» Евфимий отвечал: «Идем торговать в Поморье, но нас затерло льдом и мы погибаем». «Не скорби, брате, — утешал его старец, — поедете вы в Кереть, и Бог даст вам путь чист». Сам пошел на нос ладьи и начал распихивать льдины. Проснувшись, Евфимий рассказал спутникам о своем сновидении. Действительно, вскоре увидали они сквозь льдины как бы дорогу. Начало проясняться, и попутный ветер вынес их невредимыми из льдов в море. Приплыв в Кереть, мореходы рассказали о явлении святого Варлаама и о чудесном избавлении своем от смерти. Благодарный за спасение Евфимий поставил часовню над гробом преподобного.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Остальную жизнь свою он провел отшельником в постриге — сначала у озера Керетского, потом в пещере на самом берегу Белого моря, где он прожил 100 лет с дикими зверями, проповедуя Евангелие местным язычникам. Погребен он при церкви деревни Кереть. В 1635 г. он явился воеводе Волынцеву и исцелил его. Часто он являлся бедствовавшим на море мореплавателям и спасал их.  Он считается их покровителем и защитником от водного потопления. К лику святых прп. Варлаам был причислен в 1720 г. •  Родное село преподобного — Керет находится на северо-западном берегу Белого моря, близ Кандалакшской губы. Село стоит на р. Кереть, вытекающей из одноименного озера. Во времена преподобного это были Новгородские земли, ныне Карелия, Петрозаводская епархия. Город Кола, где служил до пострига святой, был самым северным городом Европейской России.  •  Тяжкий грех, который искупал святой, состоял в убийстве им из ревности своей жены. После содеянного Варлаам оставил священническую должность и возложил на себя подвиг покаяния. Преподобный Никандр Городноезерский (XVI в.) Память его празднуется 4 нояб. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Прп. Никандр основал свой небольшой монастырь на берегу  озера Городно в нынешнем Валдайском уезде Новгородской области. В нем было лишь 10 человек братии.  Святые мощи его почивали под спудом до наших дней  в бывшей монастырской церкви в честь Воскресения Господня, ставшей приходской. •  Оз. Городно находится в 47 верстах от Боровичей в Новгородской обл. Пустынь называется: по месту — Городноезерской, по имени основателя — Никандровой, по храму — Воскресенской. После упразднения обители монастырская церковь стала приходской, в храме был придел во имя прп. Никандра Городноезерского. Преподобные Онуфрий и Авксентий Перцовские, Вологодские (XV-XVI вв.) Память их празднуется 12 июня Основали в 35 верстах от города Вологды  Троицкую Перцовую пустынь. В 1499 г. эти блаженные пустынники в первый раз поселились в здешнем, тогда крайне безмолвном, лесном месте. С терпением нужд всякого рода совершали они подвиги иночества. Мощи их почивали под спудом в приходском (прежде монастырском) храме Святой Троицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Пустынные подвиги с ним долго разделяли знатные братья-новгородцы Порфирий и Феодор Малышевичи. Когда к нему собрались многочисленные пустыннолюбцы, Преподобный воздвиг небольшой деревянный храм во славу Преображения Господня, а также несколько келлий и дал для обители свой устав, в котором предписывал раздавать милостыню бедным, кормить и поить всех странников. К старцу за советом приходили не только иноки, но и знатные и простые миряне. Преподобный поучал их: «Дети мои! Остерегайтесь разных пороков: зависти, клеветы, гнева, лжи, лихоимства, пристрастного суда; оставьте ложную присягу, воздерживайтесь от блуда, особенно имейте кротость и любовь – мать всему доброму. Исполните это, чтобы не лишиться вечных благ, обещанных Господом всем праведным. Избегайте вечной муки постом, молитвой и добрыми делами, ночным бдением и дневными трудами». Жить обязывал Преподобный по правилам святых отцов, честно и благоговейно, о нуждах и делах монастыря заповедал советоваться с тремя или четырьмя из старших, а потом предлагать дела на общее рассуждение братии. В последний год жизни преподобный построил каменный храм в честь Преображения Господня в Хутынской обители. При освящении храма святитель Гавриил Новгородский (†1193) возвел святого старца в сан игумена. Вскоре, 6 ноября 1192 года, Преподобный преставился к Богу. Незадолго до блаженной кончины он избрал преемником инока Антония. В середине XV века (1440 или 1452 гг.) были обретены нетленные мощи угодника Божия, тогда же совершено прославление Преподобного в лике святых. Благодатью Святого Духа преподобный Варлаам как при жизни, так и по отшествии к Богу воскрешал умерших, изгонял бесов, исцелял слепых, прокаженных и многих других недужных. Особенно прославился Преподобный прозорливостью. История Новгорода свидетельствует о таком случае. Находясь у Новгородского архиепископа Григория, Преподобный предупредил святителя о своем приезде в пятницу первой недели поста святых апостолов Петра и Павла на санях. Архиепископ был удивлен. Когда же наступила ожидаемая пятница, к ужасу и удивлению новгородцев выпал глубокий снег и ударил мороз, и преподобный Варлаам действительно прибыл на санях к святителю Григорию. Вскоре ужас новгородцев сменился радостью. По словам преподобного Варлаама Господь смиловался над новгородцами по молитвам Пречистой Богоматери и святых апостолов. Мороз убил червей, которые были скрыты в корнях ржи, а снег, растаявший на следующий день, напоил жаждущую землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Эти черви — моллюски, называемые «корабельные сверлила», протачивали суда даже из самого крепкого леса и заставляли судовщиков проходить Святой Мыс не морем, а волоком, то есть переносить суда берегом. Черви эти не причинили никакого вреда преподобному, но он хотел сделать безвредным плавание около Мыса для всех. Святой помолился Богу и был скоро услышан: черви бесследно пропали, и с тех пор путь около Святого Мыса стал безопасен для плавания. Приняв чудо за извещение о том, что Господь уже простил великий грех его, преподобный Варлаам вскоре оставляет мир, принимает иноческое пострижение и поселяется в лесной пустыни близ озера Керети. Предание рассказывает, что отшельника в его уединении беспокоили женщины, которые летом приходили в лес собирать ягоды и при этом распевали мирские песни. Беспокойство заставило подвижника оставить Кереть и удалиться к Чупской губе. Там преподобный и скончался. Неизвестно, когда и кем многострадальное и трудолюбное тело преподобного Варлаама принесено было в село Кереть и погребено здесь при церкви святого Георгия, за алтарем с восточной стороны. С первых десятилетий XVII века среди населения северного Поморья началось почитание Керетского подвижника святым. В 1664 году со слов трех свидетелей — Петра Васильевича Буторина, Иакова Носкова (или Поснова) и Евфимия Больнищева — записаны были явления и чудеса преподобного, которые с достаточной ясностью указывают на то великое благоговение, с каким относились жители Поморья к памяти угодника Божия. Петр Васильевич Буторин, еще будучи десятилетним мальчиком, выехал с отцом на рыбную ловлю в Белое море, к Сон–острову. И видел Петр во сне, будто плывут они близ Шарапова мыса. Поднялась буря. Мальчик с ужасом заметил, что карбас их полон воды, а спереди шла на них волна, готовая потопить их. Но затем Петр видит старца с седой бородой, защищающего их судно от напора волны. И вдруг карбас очутился в защищенном от волн месте, за коргою (корга — каменная подводная гряда, или риф). Когда минула опасность, старец сказал мальчику: «Вы потонули бы, если бы не я, Варлаам из Керети».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

В результате этой работы и на основании обнаруженных исторических материалов владыкой Симоном была утверждена новая концепция возрождения Трифонов-Печенгского монастыря. Монастырь возвращался на свое исконное место – в пустынь, туда, где он и был основан прп. Трифоном в 1529 году, где и была им построена Свято-Троицкая церковь. Трифон прожил очень долгую жизнь – 98 лет. Это был уникальный человек. Богатырь колоссальных физических и духовных сил. Что касается братии монастыря на Печенге, то она всегда была «не простой», насельники в полной мере соответствовали страстным чертам юности своего отца-основателя. О том, что такова есть воля Божья о сем монастыре и таков крест дан Трифону от Господа, возвещал его друг прп. Варлаам Керетский: «Сподобился ты еси обитель воздвигнути и братию собрати, будут бо зде людие и села зле неукротимы, яко дивии звери, твоей ярости и острожелчию подобящася». По мере того, как возрастал в Духе преподобный Трифон, сокрушая свои «ярость и острожелчие», так же и умирялся дух его братии: «Аще и питаемые роптати не престают, но ты сих зверство на кротость в благоразумие приведе, молитвами непрестанными и пением и бдением». Эти строки из тропаря канона раскрывают нам всё величие едва ли не самого главного жизненного подвига преподобного Трифона Печенгского. Это подвиг великих старцев древности, образец которого дал преподобный Иосиф Волоцкий в своем настоятельском служении братии, с его самоотверженной попыткой спасти высокие подлинные монашеские идеалы в наступивших принципиально новых российских условиях. Он взвалил на себя задачу, решение которой едва ли по силам смертному. Организационными мерами, жесткой дисциплинарной регламентацией, силой личного примера и молитвенного подвига постараться воспитать идущих в его монастырь новых людей в духе истинного монашества. Точно так же и Трифон, несмотря на упомянутые «ярость» и «неукротимость» братии, с которыми ему вплотную довелось столкнуться, всё же сумел благодатной силой своей великой святости преобразовать «сих зверство на кротость» и привести в «благоразумие». Путь, которым вел братию Трифон, весьма не прост, но он единственно был возможен в той ситуации, и посвященные ему древние молитвенные тексты нам тот путь ясно раскрывают – «молитвами непрестанными, и пением, и бдением». Трифон в отношении своих чад выполнил долг духовного отца, и «их Христу чистыми представил».

http://pravmir.ru/ieroshimonah-valentin-...

Г. П. Федотов 239 , В. Н. Топоров 240 и другие исследователи феномена «русского христианства» среди многочисленных особенностей русского религиозного чувства отмечали, например, его «нетерпеливость», тяготение к исключительным, поражающим воображение, но не требующим упорного каждодневного труда видам духовного подвига. Праведнику, с рождения бегущему земных соблазнов, или рачительному устроителю монастырского общежития явно предпочитался «великий грешник», перечеркнувший в едином порыве духа прежнюю жизнь (отсюда популярность на Руси евангельского Благоразумного разбойника). Напомним также своеобразную народную концепцию праведности, с готовностью воспринятую русской словесностью: истинный праведник – не аскет, а бескорыстный труженик, забывающий о себе в заботах о других. Среди отличительных черт «русской святости» – распространенность особого типа святого-страстотерпца, то есть человека, принявшего мученическую смерть (обычно по вине своих единоверцев) 241 . Такой святости требовало нравственное чувство народа, полное сострадания и жажды справедливости. Особенно интересно проявилось это в «житийных повестях» Русского Севера, исследованных Л. А. Дмитриевым 242 . Любопытный продукт религиозного вольномыслия народа, эти памятники были вызваны к жизни потребностями канонизации местночтимых святых, официальное признание которых было, в частности, невозможно без наличия их житий 243 . Такие жития простонародных северных и отчасти сибирских святых XVI–XVII вв. далеки от агиографических канонов. Назовем некоторые знаковые фигуры в галерее святых народной агиографии. Это, например, безвестные люди, трагически погибший в море (Иоанн и Логгин Яренгские, Вассиан и Иона Пертоминские) 244 . Приказчик, невинно обвиненный хозяином в краже и умерший под пыткой (Василий Мангазейский). Священник, убивший из ревности жену и в искупление греха плавающий с ее трупом в лодке по морю (Варлаам Керетский, ставший одним из покровителей мореходов). Двенадцатилетний крестьянский мальчик, убитый молнией во время полевых работ (Артемий Веркольский, кстати, уроженец того же села, что и Федор Абрамов, мечтавший, по его собственному признанию, о подражании этому святому в детстве) 245 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

Жил человек … - М.: Православное издательство «Никея», 2009/Представляет Владимир Лучанинов , главный редактор издательства «Никея»//Фома. - – декабрь 2009. – С.88. - (рубрика « Путеводитель. 5 книг декабря »); Содержание сборника – притчи, короткие поучительные рассказы, ненавязчиво разъясняющие некие религиозные мысли или житейскую мораль и помогающие находить ответы на разные вопросы нашего бытия. Здесь 101 притча: о вере и неверии, о молитве и промысле Божьем, об искушении, грехе и покаянии, о милосердии, скупости и богатстве, о гордости и смирении, о любви, доброте и прощении. Игумен Митрофан ( Баданин ). Прп. Феодорит Кольский . Житие . – Санкт-Петербург: Издательство «Ладан», 2009//Фома. - – декабрь 2009. – С.88. - (рубрика « Путеводитель. 5 книг декабря »); В книге раскрываются суть и спасительное величие      жизненного подвига одного из выдающихся подвижников, дерзнувшего вступить в древние колдовские «вотчины князя бесовского» с проповедью веры Христовой и просветившего евангельским светом «полночные» земли Великой Лапландии. Игумен Митрофан ( Баданин ). Прп. Трифон Печенгский . Житие . – Санкт-Петербург: Издательство «Ладан», 2009//Фома. - – декабрь 2009. – С.88. - (рубрика « Путеводитель. 5 книг декабря »); Это вторая книга из серии исследований игумена Митрофана (Баданина), посвященных православным подвижникам веры и благочестия, подвизавшимся на территории нынешней Мурманской епархии. В основу книги положена диссертация автора на тему «Житие прп. Трифона Печенгского и история Печенгского монастыря в свете новых и малоизвестных исторических документов…». Игумен Митрофан ( Баданин ). Прп. Варлаам Керетский – Санкт-Петербург: Издательство «Ладан», 2009//Фома. - – декабрь 2009. – С.88. - (рубрика « Путеводитель. 5 книг декабря »); Данная книга завершает задуманную как трилогия серию исторических исследований, посвященных сбору и анализу исторических материалов, преданий и иных «свидетельств и записей современников» о жизни и подвигах трех великих святых, подвизавшихся в XVI веке на Кольском Севере Руси – преподобных Феодорита Кольского, Трифона Печенгского и Варлаама Керетского.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-80-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010