Но море не хотело хоронить в себе кающегося грешника. Оно лишь максимально затрудняло ему покаянный труд. Карбас женоубийцы всегда сопровождала непогода с туманом, дождем и встречный ветром. В Поморье доныне существуют присловья: «пошел как Варлаам против ветра» и «Варлаамьева лодья пришла», когда  с моря надвигается туман, а в северной Норвегии в этом случае говорят «русский поп жену привез». В год он совершал 12 ходов — из Кандалакшской губы в Колу и обратно, около тысячи километров в один конец. 36 путей за три года — на веслах через волны, ветра и льды. При жесточайшем посте — употреблять рыбу ему было позволено лишь раз в год на Пасху. И все это время перед глазами стоял гроб с тлеющим телом убитой жены. А теперь посмотрим на это с притчевой стороны всей истории. Изгнание демона со скалы-капища. Повелевая именем Божьим нечистым духам, человек тем самым участвует в божественной славе своего Творца, владыки всего тварного мира. Для этого участия и сопричастности Богу и были созданы невещественные духи и телесные человеки. Но часть духов отпала, вознамерившись стать на равных с Богом, и была низвержена с небес. Они возжелали себе божественных почестей, для чего научили людей языческим культам, идолопоклонству. Кольская история с бесом — это аллегория падения сатаны и его воинства. С неба их изгнали ангельские силы, а на земле то же самое совершает человек, сохранивший верность Богу, неподвластный самозванным «богам». Беснование жены и убийство. Месть демона священнику — это иносказание об изначальной ненависти сатаны к человеку («Лукавый змей не терпяще зрети тя Богу предстояща» — из «Канона Варлааму») и о грехопадении людей, которых подтолкнул к этому нечистый дух. Первой он обманом соблазнил жену и через нее Адама, тем самым подвигнув обоих на самоубийственное деяние — падение из блаженного и бессмертного состояния в скорбное и смертное. Неизвестно, в чем именно выражалось беснование супруги священника, «Канон» говорит лишь, что она стала вести себя «соблазнительно» («Старина о Варлаамии Керетском», однако, передает классическую картину одержимости бесом). Кроме «соблазна» через жену в этой истории видны и другие составляющие грехопадения: нарушение человеком заповеди послушания и дьявольский обман. Приходской священник берется провести обряд изгнания нечистого духа из бесноватой, тогда как церковное правило запрещает это для белого, немонашеского духовенства. Он должен был везти жену в ближайший монастырь — в Соловецкий или в ту же Колу, где его духовник старец Феодорит уже основал свою обитель. Но он не сделал этого, понадеявшись на себя. В храме он приближается к жене с копием в руке, чтобы читать над ней молитвы — но вдруг «с яростию» устремляется на нее и «поражает смертною язвою». Со стороны это выглядело как намеренное убийство. Изнутри, глазами священника, это был удар святым копием по бесу — очевидно, в тот миг нечистый дух показал себя, чтобы спровоцировать его ярость, «состояние аффекта», говоря нынешним языком.

http://radonezh.ru/analytics/pritcha-o-g...

Плавание в р-не мыса Святой Нос было опасно тем, что здесь сталкивались течения 2 морей и образовывались «морские сувои». Во времена В. К. мореходы проходили Святой Нос по суше, волоком, однако здесь возникала новая трудность: в бухтах этого мыса водились моллюски - «корабельные сверлила» (Teredo navalis), чьи личинки, цепляясь за днища судов, протачивали корабельную древесину. Зайдя в бухту Святого Носа, В. К. повелел вредоносным червям собраться у его лодки и, «став на молитву и руце воздев на небо, услышан бысть», «корабельные сверлила» пропали (в наст. время в сев. морях их нет, хотя характерные отверстия в древних остовах кораблей на берегах Кольского п-ова, по мнению ученых, указывают на их наличие в прошлом). Чудо послужило удостоверением того, что Господь простил грешника. В. К. вернулся в Кереть, похоронил останки жены, принял монашеский постриг, подвизался в посте и молитве вблизи Керети в пустынном месте у озера, впосл. названного Варлаамовым (в кон. XIX в. показывали избушку, в к-рой В. К. принял постриг). Затем, тяготясь близостью села, В. К. перебрался на один из о-вов Чупской губы, недалеко от Керети. Построив часовню, он вел отшельническую жизнь «в пещере со зверями», здесь же скончался. В 1635 г. кольский воевода Г. И. Волынцев, исцеленный явившимся ему В. К., узнал о том, что святой «в небрежении, на месте его, где положен, там и почивает», повелел «сотворити сень» над могилой святого (вероятно, речь идет о первоначальном погребении В. К. в Чупской губе) и поставить крест (ныне находится в Благовещенской ц. в г. Кола). Позднее каргопольский купец Евфимий, спасенный В. К. от «потопления» на море во время шторма, прибыл в Кереть и повелел «от имения своего поставити сень над гробом святого и свещу пред Спасовым образом вжигати». Позднее (1664?) останки преподобного перенесли в Кереть и погребли на востоке от алтаря ц. вмч. Георгия Победоносца. В 1664 г. поморы П. Буторин, И. Поснов и Е. Больнищев впервые записали случаи явления В. К. и его чудотворений со слов спасшихся от гибели моряков, рыболовов и промышленников, приезжавших в Кереть для поклонения мощам В. К.

http://pravenc.ru/text/154249.html

Варлаам Керетский жил в XVI в. Родиной его было село Кереть на берегу Кандалакшской губы (залива) Белого моря, а имя до монашеского пострига — Василий. В 1535 г. его назначили приходским священником в Колу — маленькое рыбачье поселение на Ледовитом океане (ныне Кола — пригород Мурманска). Мурманский край тогда только начинал познавать христианство трудами просветителей — Феодорита Кольского и Трифона Печенгского. Северной нечисти, державшей в плену идолослужения местное население — саамов-лопарей, был нанесен лишь первый удар. У окрестных народов Лапландия пользовалась дурной славой как страна сильных колдунов — приемами колдовского общения с бесами владел чуть ли не каждый лопарь. Одно из многочисленных идольских капищ находилось на скале у Кольской губы, но ко времени служения в Коле иерея Василия оно, видимо, запустело. Предание гласит, что там поселился бес, который препятствовал рыбакам выходить в море, топил корабли. И крещеные поморы начали оставлять на скале продукты в качестве жертвы — только тогда бес пропускал их. Узнав об этом, кольский священник пришел на скалу и молитвами прогнал нечистого. А через несколько лет демон отомстил ему. К тому времени отец Василий был переведен на приход в родную Кереть. Там все и случилось. Нечистый вселился в жену священника, и тот решился на проведение чина изгнания беса. Во время обряда он, вовсе того не желая, нанес ей смертельную рану литургическим копием. Священник стал невольным убийцей собственной жены. Потрясенный своим преступлением,  он отправился в Колу к духовному отцу — Феодориту Кольскому. На исповеди тот наложил на кающегося небывалую епитимью: взять из могилы гроб жены и идти с ним в море; оплакивать грех, плавая вокруг Кольского полуострова до тех пор, пока не истлеет мертвое тело. Покаянное плавание в Белом и Баренцевом морях длилось три года — летом и зимой. Карбас (поморская лодка) стал для него плавучим «гробом», который, как надеялся отчаявшийся женоубийца, вскоре найдет свою могилу в море. Сильные шторма, подводные скалы, частые туманы… Белое море считается тяжелым для мореходства — в летний период. Зимой, когда ко всему этому добавляются полярная ночь и ледяные торосы, навигация практически невозможна. А если среди льдов плывет даже не большая промысловая ладья поморов, а маленькая лодка на веслах?

http://radonezh.ru/analytics/pritcha-o-g...

Особенно важно их молитвенное предстательство за нас теперь, когда на Кольский Север совершается настоящее духовное нападение различных иностранных миссионеров: и католиков, и протестантов. Печенгские преподобномученики на Рождество Христово были замучены и перебиты шведским отрядом. С каким смирением и терпением приняли страдания за Христа иноки! Были среди них физически крепкие мужи, которые предлагали дать отпор разбойникам. Однако игумен Гурий благословил своих духовных чад добровольно и с кротостью принять смерть за Господа. И монахи явили редкостную добродетель послушания, быв послушны даже до смерти, явили настоящее мужество. Только святая православная вера может научить такому смирению, дать такие духовные силы. Многие и многие северяне приезжают на Печенгу в Трифоно-Печенгский монастырь и с благоговейным трепетом прикладываются к плите, освящённой кровью мучеников. Удивительные чувства испытывают многие паломники: и взрослые, и дети — подолгу стоявшие у святыни, возвращаются к ней. Священномученик иеромонах Моисей (Кожин, +7.09.31) ещё в молодости посвятил свою жизнь Богу, приняв постриг на Соловках, после закрытия обители большевиками был священником села Оленица, он пострадал в страшных советских лагерях. Преподобномученик Феодор (Абросимов, +2.08.40) с 16 лет угождал Богу в обители преподобного Трифона, он был арестован фактически за верность монастырю, в котором нёс послушание. В 1940 году Феодор твёрдо и мужественно держался на допросах, он умер в лагере. Святые иноки Астерий, Авксентий и Тарасий подвизались на Терском берегу в молитве и посте, их святые мощи почивают в селе Кашкаранцы. Образ глубокого покаяния являет нам преподобный Варлаам Керетский. Он был священником в Коле и из ревности убил свою жену, а потом оставил всё и много лет, в любую погоду плавая по морю, слезами, молитвами и постом вымаливая прощение. И Милосердный Господь простил его, прославив даром чудотворения. Святой Варлаам — усердный ходатай о всех плавающих по морю. Преподобный Феодорит Кольский — наставник монахов и собеседник ангелов, основатель двух монастырей на Кольской земле, проповедник веры и просветитель лопарей-язычников.

http://pravicon.com/info-3642

Соч.: Святые мученицы Пузовские Евдокия, Дария, Дария и Мария. Мурманск, 2002; Блж. Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Мурманск, 2002; Прп. Трифон Печенгский и его духовное наследие: Житие, предания, ист. док-ты: Опыт крит. переосмысления. Мурманск, 2003; Знание или любовь?: О допустимости научных методов в толковании Евангелия. Мурманск, 2005; Неизв. подробности жития прп. Варлаама Керетского из обнаруженного древнего канона 1657 г. письма соловецкого мон. Сергия Шелонина//ЕжБК. 2005. Т. 1. С. 210-217; Герман Печенгский//ПЭ. 2006. Т. 11. С. 227-228; Гурий Печенгский//Там же. Т. 13. С. 470-471; Житие прп. Феодорита, просветителя Кольского. Мурманск, 2006; Идеи богосл. полемики в Рус. Церкви в 1-й пол. XVI в. и их влияние на церк. движение к достижению «Симфонии»//ЕжБК. 2006. Т. 1. С. 88-96; Краткий ист. обзор геогр. мест размещения Трифонов-Печенгского монастыря с XVI по XXI вв.//III Ушаковские чт. Мурманск, 2006. С. 43-50; Миссия среди лопарей//МисОб. 2006. 12(134). С. 18-26; Предание о Тихвинской иконе Божьей Матери, что в с. Кашкаранцы на Терском берегу Белого моря. Мурманск; СПб., 2007; Прп. Варлаам Керетский: Ист. мат-лы к написанию жития. СПб.; Мурманск, 2007; Варзуга: Жемчужина Кольского Севера: К 590-летию первого рус. поселения на Кольском Севере. Мурманск; СПб., 2009; Прп. Трифон Печенгский: Ист. мат-лы к написанию жития. Мурманск; СПб., 2009; Проблема достоверности средневек. агиогр. мат-ла на примере Житий святых Кольского Севера//РЧ, 17-е. М., 2009. Вып.: Прославление и почитание святых: Мат-лы конф. С. 33-42; Неугасимая лампада «Курска»: К 10-летию трагедии 12 авг. 2000 г. Мурманск; СПб., 2010; Жития новомучеников Кольского Севера. СПб.; Мурманск, 2011; Икона Великого князя: Сказание о великом кн. Михаиле Александровиче Романове и его молельной иконе Божьей Матери «Казанская», что ныне пребывает в ц. прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище С.-Петербурга. СПб.; Мурманск, 2012; История Кандалакшского мон-ря. СПб.; Мурманск, 2012; Кашкаранские святыни Терского берега. СПб.; Мурманск, 2012; Война и любовь. СПб., 2013; Князь Александр Невский и Кольский Север: Неизв. страницы жития. СПб.; Мурманск, 2013; Правда о русском мате. СПб.; Мурманск, 2014; Подвиг «Тумана»: Люди и судьбы. СПб.; Североморск, 2016; Север как феномен: Христианство на подступах к Кольскому Северу//Кольский Север в средние века. СПб., 2017. Т. 1; Присоединение Кольского Севера к Новгородской Руси: Аборигены края и первые христианские поселения//Там же. Т. 2; Активная христианизация Кольского Севера в XVI в.: Просветители края, итоги миссии и их последователи//Там же. Т. 3.

http://pravenc.ru/text/2563430.html

После трех лет в лодке, он попросил Господа о знаке, получил ли прощение и получил его: около Святого Мыса мореплаватели обычно сталкивались с опасными морскими червями, подтачивающими суда. После молитвы Василия, вредители совершенно оставили это место, не тронув и его лодку тоже. Приняв это за весть от Господа, Василий вышел на сушу и принял иноческий постриг с именем Варлаам. Он стал вести полную аскезы жизнь в лесной пустыни близ озера Керети. Так как его уединение нарушали сборщики ягод, позже он удалился к Чупской губе. В конце жизни Преподобный Варлаам Керетский был удостоен дарами прозорливости, исцеления и чудотворения. Он не возгордился, а напротив старался вести все такую же аскетичную и скромную жизнь. После его кончины чудотворения продолжались. К двадцатым годам XVIII века установилось местное почитание преподобного Варлаама. В 1722 году при разборе часовни великомученика Георгия Победоносца удалось обнаружить нетленные мощи преподобного Варлаама. В 1725 году мощи были освидетельствованы, однако подвижник не был причислен Церковью к лику святых, общецерковно чтимых. В 1903 году святого Варлаам Керетского вписали в «Верный месяцеслов» и установили день памяти. Преподобный Варлаам особо чтится мореходами, которые молятся ему о благополучном плавании. «Молимся, избави и сохрани нас от всяких напастей, и на мори от зельнаго обуревания и от истопления морскаго невредны сохрани». Молитва Преподобному Варлааму Керетскому О преподобне отче наш, Варлааме! Яко имеяй дерзновение ко Господу, помяни нас, раб Божиих (имена), в молитвах твоих и всех нас моления, Богу возсылаемая, приими и Тому принеси ходатайственне. Молим тя, избави нас от всяких напастей и на мори от зельнаго обуревания и от потопления морскаго невредимы сохрани и от всех видимых и невидимых враг ненаветны соблюди, яко да твоими, святе, молитвами получим и вечных благ сподобимся, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Емуже слава, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков.

http://pravmir.ru/varlaam-keretskij/

Вскоре сюда по благословению митрополита пришел служить священноинок Илия. А Трифон не мог служить: он же был простым монахом, он не имел права стать священником – тому виной его прошлые годы, в которые он пролил много крови, будучи еще Митрофаном, атаманом разбойничьей шайки, наводившей ужас на все наши северные пределы. Иеромонах Илия пришел сюда, в устье реки Маны, при впадении ее в Печенгу, был освящен храм во имя Святой Троицы – это, кстати, типично для Северной Фиваиды: большинство храмов освящались именно в Ее честь. Кольская троица - преподобные Трифон Печенгский, Феодориит Кольский, Варлаам Керетский Трифон пришел к митрополиту со своим духовным наставником Феодоритом, а тот был постриженик Соловецкого монастыря, очень грамотный человек, образованный, из дворян. И Феодорит, видимо, очень поддерживал бывшего разбойника Митрофана на пути к иночеству, исправлению жизни по Христу. И Трифон просил митрополита о нескольких вещах: об освящении храма, основании монастыря и своем пострижении в иноческий чин. Он и был первым пострижеником новой обители. Рано или поздно к каждому приходит осознание: Творец есть, и тебе нужно выстраивать с Ним отношения Рано или поздно, я думаю, к каждому человеку приходит осознание: Творец, как ни крути, а есть, и тебе нужно выстраивать с Ним отношения. Какими они будут, зависит только от тебя самого. То же случилось и с Митрофаном-Трифоном. В житии говорится, что на него сильно повлияли евангельские слова, услышанные им в одном храме: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10: 38). И будущий Трифон Печенгский настолько проникся этими словами, что пошел на край земли, подальше от населенных мест. Почему он выбрал именно северный край, не могу понять: видно, его притягивала суровость этих мест, столь соответствующая его покаянному настрою. – Суровости будущий апостол лопарей встретил здесь, надо думать, немало: язычники-идолопоклонники были наверняка не очень дружелюбны к чужакам, имея печальный опыт общения с ними: стычки, грабежи, убийства. Как отнеслись к Митрофану лопари-саамы?

http://pravoslavie.ru/103018.html

Есть в деревне и часовни в честь малоизвестных угодников Божиих. Одна из них – в память преподобного Варлаама Керетского, подвижника Русского Севера, покровителя моряков. Ее строит Оскар Конюхов – старший сын о. Федора, организатор его путешествий и сам увлеченный путешественник. Житие преподобного Варлаама было непростым. По вражьему наваждению убив собственную жену, он получил от духовника – преподобного Феодорита Кольского – суровую и необычную епитимию. Долгое время в весельной лодке Варлаам плавал по ледяному Белому морю вдоль берегов Кольского полуострова. Пока не истек срок епитимии, ветер был противным, а море – бурным. Но душа Варлаама очистилась и освятилась благодатью, и в знак прощения небо просветлело, как и его сердце. Путешествия для отца Федора – род аскезы. Каждый взмах весел – с Иисусовой молитвой Первый из храмов в деревне Федора Конюхова посвящен святителю Николаю Мыс-Горнскому. Мыс Горн – одна из самых опасных точек в мировом океане. Близ него потерпело крушение множество судов. Отец Федор, проплывая в этих местах, не раз горячо молился святителю Николаю о помощи. А потом – написал его икону с корабликом в руках. Образ так и назвали «Святитель Николай Мыс-Горнский». Это вполне соответствует православной традиции: всем известен образ Николы Можайского, держащего церковку – символ храма, который он защитил. У храма стоит изваяние главы святителя Николая. Эту скульптуру тоже создал отец Феодор. Когда он успевает не только путешествовать, но и писать книги, картины (большинство из которых весьма масштабны), ваять?.. И конечно, служить Богу и молиться. Путешествия для отца Федора – род аскезы. Это роднит его с древними иноками-подвижниками православной тогда еще Ирландии. Каждый взмах весел – с Иисусовой молитвой. Уединение и опасность помогают обращенности к Богу. Второй храм в деревне посвящен священномученику Николаю Конюхову – дедушке отца Феодора. «У меня в роду шестеро святых: дедушка, дедушкин брат, тетя Матрона Конюхова, двоюродный дедушкин брат…»

http://pravoslavie.ru/150764.html

Афанасий Череповецкий , прп. (местночтимый; 25 сентября/8 октября и 26 ноября/9 декабря) Афанасия Тавенская , прп. (9/22 октября) Афиноген Пидахфойский , Севастийский, еп., сщмч. (16/29 июля) Африкан Петрийский (Африканский), мч. (13/26 марта; 10/23 апреля) Аффоний Персидский , мч. (2/15 ноября) Ахила Печерский , прп., диакон, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (4/17 января; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Боголен Черноярский , отрок, прп. (24 июля/6 августа) Борис (в крещении Михаил), блгв. царь, равноап. (2/15 мая) Борис (в крещении Роман) страстотерпец, блгв. князь (2/15 мая; 24 июля/6 августа) Вавила Антиохийский , еп., сщмч. (4/17 сентября) Вакх Римлянин , мч. (7/20 октября) Варахиил , архангел (8/21 ноября) Варвара Алапаевская (Яковлева), инокиня, прмц. (5/18 июля; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]) Варвара Илиопольская , вмц. (4/17 декабря) Варлаам Антиохиец , Кесарийский, старец, мч. (19 ноября/2 декабря) Варлаам Индийский , иерей, пустынник (19 ноября/2 декабря) Варлаам Керетский , Архангельский, иеромонах (6/19 ноября; 15/28 января) Варлаам Печерский , прп., игумен (1-й), в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 19 ноября/2 декабря) Варлаам Пинежский , Важский, Шенкурский, прп. (19 июня/2 июля) Варлаам Хутынский , прп. (6/19 ноября; в 1-ю пятницу Петрова поста) Варнава (Иосия), ап. от 70-ти, еп. Медиоланский, Кипрский, сщмч. (4/17 января ап.]; 11/24 июня) Варнава Ветлужский , прп. (11/24 июня) Варсонофий , еп. Тверской (11/24 апреля; 4/17 октября) Варул Антиохийский , отрок, мч. (18 ноября/1 декабря) Варфоломей (Нафанаил), ап. из 12-ти, (22 апреля/5 мая; 11/24 июня; 30 июня/13 июля ап.]; 25 августа/7 сентября) Василид Критский , мч. (23 декабря/5 января) Василий Амасийский , еп., сщмч. (26 апреля/9 мая; 30 апреля/13 мая) Василий Анкирский , пресвитер, сщмч. (22 марта/4 апреля) Василий Великий , Кесарийский (Каппадокийский), архиеп., Вселенский учитель (1/14 января; 30 января/12 февраля свт.]) Василий Всеволодович Ярославский , блгв. князь (3/16 июля; 8/21 июня; 23 мая/5 июня [Ростов.])

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В заключение несколько слов о «русском вкладе» в галерею «грешных святых» 17 – со всеми переходными формами их примерно полтора десятка. Половину выборки составляют рассказы о грешных иноках Киево-Печерского монастыря. Особенно интересны среди них истории невольных отступников: Исаакия Печерского и Никиты, епископа Новгородского, которые могут служить предостережением против крайностей аскезы. Оба они в затворе впали в грех гордыни и тем временно отдали себя во власть дьявола 18 . Весьма пестра по своему составу вторая половина выборки. В нее включены, например, нарушитель монашеского обета Серапион Спасо-Елеазарский (9 сентября), временный отступник мученик Иоанн Литовский (Виленский) (14 апреля), раскаявшийся разбойник Киприан Сторожевский (26 августа), знаменитый подвижник XX в. Силуан Афонский , поведавший миру о чувственных увлечениях своей юности (11 сентября). Более пристального внимания заслуживают местночтимые севернорусские святые преподобный Варлаам Керетский (6 ноября) и праведный Кирилл Вельский (9 июня), простонародные Жития которых особенно причудливы и далеки от агиографического канона. Преподобный Варлаам был священником, убившим из ревности свою жену, а потом в искупление этого греха плавал с телом своей жертвы в лодке по морю до полного разложения трупа. Благодаря своим прижизненным чудесам (он, например, очистил некое место от «морских червей», точивших корабли), этот святой считался одним из покровителей северных мореходов, но общерусского признания так и не получил. Современные материалы к его Житию в интернете значительно дополняют сведения древнерусской повести о нем, некогда опубликованной Л. А. Дмитриевым 19 , но весьма противоречивы. Преподобный Варлаам изображается то отшельником, усмиряющим диких зверей 20 , то просветителем языческих племен 21 . Еще более необычен праведный Кирилл Вельский – это святой самоубийца. Затравленный до самоубийства придирками боярина, молодой тиун утопился в речке Ваге на глазах у своего гонителя. Опознание и перезахоронение нетленного тела утопленника, о чем в видениях просил он сам, сопровождалось чудесами. В XVIII в. часовня, где покоились мощи святого самоубийцы, сгорела, останки его по разным сведениям были утрачены или преданы земле. Хотя почитание праведного Кирилла никогда не выходило за пределы определенной местности, локальный культ его, судя по сведениям интернета, усиливается и крепнет. Он считается духовным покровителем края, ведутся работы по восстановлению сгоревшей часовни; среди мужских имен, получаемых вельскими новорожденными, имя Кирилл самое популярное, а «Кириллов день» был столь любим горожанами, что в советское время его объявили Днем города 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ot-proto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010