Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ КЕРЕТСКИЙ Варлаам Керетский (2-я четв. XVI в., с. Кереть Кемского у. в Кандалакшской губе на Белом м.- кон. XVI в., один из островов Чупской губы Белого м.), прп. (пам. 6 нояб., 21 мая - в Соборе Карельских святых и в Соборе Кольских святых). Источником сведений о В. К. служит «Повесть о преподобнем Варлааме Керецком» (первоначальная редакция составлена в кон. XVI - нач. XVII в.), В. О. Ключевский считал, что ее автором был «монах, живший в Керети в качестве сельского священника и приказчика Соловецкого монастыря». Впосл. «Повесть» дополнялась рассказами о посмертных чудесах В. К., в XVIII в. старообрядческий писатель Трифон Петров создал новую редакцию повести. Не позднее 1658 г. инок Соловецкого мон-ря Сергий (Шелонин) составил канон преподобному. В. К. был священником в храме свт. Николая Чудотворца в г. Кола. По молитвам В. К. бес, живший на Абрам-мысе и требовавший от рыбаков Колы жертвоприношений, покинул эти места, пообещав отомстить подвижнику. Однажды во время совершения В. К. литургии диавол вложил ему мысли о неверности его жены, и В. К. убил ее. Глубоко раскаявшись и посчитав себя недостойным священнодействовать, В. К. принял на себя особый покаянный подвиг. Положив тело жены в карбас (большая гребная и парусная лодка), подвижник вышел в море, «псалмы Давидовы пояше», и молил Бога об отпущении греха. Скитания В. К. были продолжительны («дондеже оно мертвое тело тлению предастся», т. е., пока тело его жены не истлело), в плаванье его сопровождал сильный встречный ветер. (Этот факт отразился в присказке жителей Керети: «Куда пошел - как Варлаам против ветра» - и в поговорке норвеж. рыбаков: когда с моря на берег идет туман и погода портится, они говорят: «Русский поп жену привез».) Рыбаки и промышленники, встречавшие В. К. в Баренцевом м. у Святого Носа и в Белом м. в р-не Керети, принимали его лодку за видение. По преданию, тяжкий постоянный труд - «весла из рук своих не выпускаше» - сделал В. К. горбатым.

http://pravenc.ru/text/154249.html

Вместо предисловия В сем выпуске о жизни и церковном почитании Архангельских святых мы предлагаем благочестивым читателям ряд очерков о церковном почитании тех Архангельского края святых мужей, кои жили и подвизались в XV веке. Четыре столетия протекло с тех дней, когда эти великие мужи украшали родной им край праведною своею жизнью; они почили сном смерти; духом воспарили в горния обители, плоти же их не прикоснулось тление. А православный народ не забыл и не забывает их памяти. Он свято чтит своих древних учителей в праведной жизни по завету Христову. Толпами стекается к их ракам, возносит молитвы и получает исцеления. – Таковыми мужами XV века были: преп. Евфимий, Феликс и Антоний Корельские, Афанасий Новолоцкий, также Георгий и Захария Шенкурские, Варлаам Керетский, преп. Макарий Красногорский, св. отрок прав. Артемий Веркольский и прав. Параскева его сестра – отроковица. О том, как чтилась и чтится память этих св. избранников Божией благодати мы и будем говорить далее. Свою речь начнем о древнейшем подвижнике Преп. Евфимие Архангельско-Корельском и закончим о прав. Параскеве Варлааме Керетском и Макарие Красногорском. Глава I. О церковном почитании преп. Евфимия, архангельского чудотворца, и Феликса и Антония корельских Церковное почитание преп. Евфимия, архангельского чудотворца, началось с обретения его мощей. Обстоятельства этого дела по изысканиям арханг. историка И. М. Сибирцева представляются в следующем виде. В г. Архангельске, на месте, где ныне находится каменная церковь во имя архангела Михаила и где до пожара 15 июня 1636 г. находились церкви архангельского монастыря, после пожара была построена деревянная церковь Происхождения (древ) честного креста Господня с приделом архангела Михаила, находившаяся в ведении монашествующих. На месте же нынешнего кафедрального собора, до пожара также принадлежавшем монастырю, был построен двор для воеводы, прежде находившийся несколько дальше этой местности. 7 Июля 1647 г. холмогорец Евстафий Трофимов, будучи в Архангельске, начал на дворе воеводы, которым был тогда князь Юрий Петрович Буйносов-Ростовский, «для кузнечного дела горн ставить и где стул с наковальней должен быть, тут стал копать яму».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Житие Варлаама Керетского Повсть о преподобнм Варлааме Крецком. Вкратце изложено Преподобный отец Варлаам в лета бе царя и великаго князя Иоанна Васильевича 4293 всея России самодержца. Рождение и воспитание име в Керецкой волости, на море окияне. Научен же бысть книгам и Божиим судом поставлен бысть презвитером 4294 в Колском граде в церкви Николы чюдотворца, и тамо пребываше, добре подвизаяся на невидимаго врага 4295 козни, и люди закону Божию яко истинный пастырь поучаше, и бысть ходатай Богу и человеком. Видев убо его диавол всяческими добродетелми украшена, свою же окаянную и немощную силу, яко паучину раздираему от него, простре сеть во уловление праведнаго, якоже древле на Адама, вложив бо его во убийство супружницы его. Он же по сотворении греха разумев, яко завидев ему враг, плакався велми и недостойна себе судив еже священная действовати, но паче изволил страдати за грех, – еже с мертвый телом по морской пучине с места на место плавати, Дóндеже 4296 оно мертвое тело тлению предастся. И бе видети праведнаго труды: единаго по морю в карбасе ездяща с мертвым телом, от Колы около Святаго Носа даже и до Керети. И не якоже протчии человецы ожидаху паруснаго плавания, но он плаваше против зелнаго обуревания 4297 и весла из рук своих не выпущаше, но труждашеся велми и псалмы Давидовы пояше, то бо ему пища бяше. И во дни убо труждаяся по морю, в нощи же без сна пребываше, моля Бога со слезами о отпущении греха. И понеже доволно время потрудився, хотя извещение прияти 4298 . Доиде прежереченнаго места – Святаго Носа. Ту бе, глаголют, прежде того непроходну месту тому быти ради множеств червей морских, иже творяху многи пакости над лодиями мореходцем. Еще бо и он без вреда пребываше от них, но восхоте и протчим человеком путь без вреда сотворити. Став на молитву и руце воздев на небо, услышан бысть. И абие 4299 черви без вести сотворишася, и путь мореходцем около Святаго Носа сотворил чист даже и до ныне. И понеже преподобный извещение прием от Бога, вскоре оставляет мир и бывает инок, и в пустыню вселився и, Божиею помощию бесовския полки победив, с миром ко Господу отъиде в Чюпской губе. Оттоле же пренесено бысть святое тело его в Кереть и погребено близ церкви святаго великомученика Георгия с восточной стране за олтарем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т.Р. Руди Неизвестные подробности жития преподобного Варлаама Керетского (на материале канона письма соловецкого монаха Сергия Шелонина) 629 Игумен Митрофан (Баданин) 1 . Крупнейший соловецкий книжник Сергий Шелонин, до недавнего времени был известен в научной литературе как автор нескольких житий и похвальных слов, посвящённых подвижникам Древней Руси, в основном, северно-русским 630 . Обнаруженный полтора десятилетия назад рукописный сборник среди прочего материала открыл нам целый ряд гимнографических сочинений, созданных архимандритом Сергием 631 , «смиренным иноком и пресвитером обители Пантократоровы сущаго понта окияна на полунощной стране, иже на Соловецком отоце» 632 , среди которых есть и два канона Кольским святым – Трифону Печенгскому и Варлааму Керетскому. Предлагаемый нами анализ содержания Канона Варлааму Керетскому, позволяет реконструировать некоторые неизвестные детали биографии святого, не нашедшие отражения в его Житии, которое дошло до нас лишь в краткой редакции, датируемой второй половиной концом XVII в 633 . Кроме того, упоминаемые в этом Каноне тесные контакты Варлаама Керетского с Трифоном Печенгским, позволяют нам существенно дополнить новыми фактами известное ныне Житие преп. Трифона, написанное также значительно позднее (конец XVII –начало XVIII в.) 634 . Православный люд Кольского края, призывая в помощь небесных покровителей Крайнего Севера – преподобных Трифона Печенгского и Варлаама Керетского, не разделял в прошениях их святых имён, обращаясь к ним не иначе как: «О двоица присноблаженная, равночестная отца, Трифане и Варламе» 635 . Потому и мы, обращаясь к анализу Жития преподобного Варлаама Керетского, не можем разделить этих современников, игнорируя очевидную схожесть их непростых жизненных судеб, равно как и последующих проблем в сфере церковного прославления. Надо признать, что в вопросе прославления преподобный отец наш Трифон всё же имел относительно благополучную судьбу 636 , в то время как преподобный Варлаам Керетский так и не был официально канонизирован. И то очевидное местное почитание, и прославление его памяти, одновременно и равночестно с Трифоном, которое имело место на Севере ко времени написания упомянутых Канонов, к первой половине XVII в., в дальнейшем постепенно «свелось на нет» (во всяком случае, в официальной Русской церкви). Православный люд всего Северного Поморья России в течение трёх столетий обращался к нему в бедах и напастях как к великому заступнику на море, почитая наравне с Николаем Чудотворцем. Все берега северных морей были уставлены обетными крестами, многие из которых сооружались в память о чудесных заступничествах преподобного Варлаама за попавших в беду поморов. Но прославлять чудотворца не спешили, соблазняясь тяжким грехом его юности. И только лишь в 1903 г., явно по промыслу Божьему, он оказался вписан в так называемый «Верный месяцеслов» и с тех пор имеет в церковных календарях свой день памяти 637 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Варлаам Керетский, Архангельский Аскеза и искупление. 7 февраля, 2012 Аскеза и искупление. Житие Преподобного Варлаама Керетского. Содержание статьи Память 19 ноября/6 ноября Детство и отрочество Варлаама Керетского Преподобный Варлаам Керетский (в миру — Василий) родился в 1505 году в селе Кереть Керетской волости близ Белого моря. Несмотря на рождение, предположительно, в простой семье помора, он был обучен грамоте, что в те времена было редкостью. Грамотного человека поставили священником в церкви Святителя Николая Чудотворца в городе Коле, где он ревностно служил Господу. Согласно преданию, он изгонял бесов, которые требовали жертвоприношения и одолевали даже крещеных рыбаков. Один из бесов поклялся отомстить священнику, любившему Господа и исполнил свое намерение. Грех Варлаама Керетского Священник Василий состоял в браке. После возвращения в родное село Кереть, он ложно заподозрил жену в неверности, одолеваемый ревностью и убил ее. По другой версии, которая изложена в каноне соловецкого инока Сергия (Шелонина), жена отца Василия начала бесноваться, и он убил жену ненамеренно, пытаясь изгнать беса («был обманут лукавым»). После убийства отец Василий прозрел и страшно сокрушался о содеянном. Он постился, проливал горькие слезы, молил о прощении и во искупление своего страшного греха отправился в Колу, к Преподобному Феодориту, оставив служение, так как считал, что более его не достоин. Преподобного Варлаама Керетского нередко изображают на иконе с лодкой. Он принял на себя строгую епитимию (по одной из версий, наложенную Преподобным Феодоритом) и плавал с телом жены на лодке непрерывно с одного места на другое, пока тело совершенно не истлело. Воспевая псалмы Давила, Варлаам Керетской просил себе не хорошей для мореплавателя погоды, а напротив стремился к шторму, самым суровым условиям и не жалел себя. Он также держал строжайший пост, позволяя себе на Пасху рыбу (это было единственным послаблением поста). Варлаам Керетский молил об искуплении своего греха днем и ночью. Прощение от Господа

http://pravmir.ru/varlaam-keretskij/

В серии «Православные подвижники Кольского Севера» вышла книга о преподобном Варлааме Керетском 28 сентября 2007 г. 18:34 В Санкт-Петербургском издательстве «Ладан» вышла в свет новая книга игумена Митрофана (Баданина) «Преподобный Варлаам Керетский. Исторические материалы к написанию жития», которая продолжает серию книг под общим названием «Православные подвижники Кольского Севера». Как сообщает во вступительной статье директор издательства «Ладан» Александр Зилотов, данная книга завершает задуманную как трилогия серию исторических исследований, посвященных сбору и анализу исторических материалов, преданий и иных «свидетельств и записей современников» о жизни и подвигах трех великих святых, подвизавшихся в XVI веке на Кольском Севере Руси — преподобных Феодорита Кольского, Трифона Печенгского и Варлаама Керетского. Первая книга этой трилогии: «Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей», не только получила высокую оценку читателей, но и была удостоена медали Комитета и Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) в 2003 году. Значимым итогом этого исследования стала публикация «Жития преподобного Феодорита, просветителя Кольского» (Мурманск, 2006). Вторая книга трилогии — «Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие. Житие, предание, исторические документы. Опыт критического переосмысления» — вышла в свет в 2004 году и явилась основой кандидатской диссертации автора. Эта книга имела большой резонанс как среди профессиональных историков, так и среди читателей, не равнодушных к истории Кольского Севера. В последней книге трилогии игумен Митрофан остается верным своему подходу к исследованию житий подвижников прошлого. Как и в первых двух книгах, свой исследование автор строит на разнообразном документальном историческом материале. Свои заключения он стремится максимально аргументировать, либо оговаривает что они являются лишь предположением исследователя. Неоценимым подспорьем в работе по воссозданию подлинной картины жизни и подвигов святого автору послужил недавно обнаруженный «Канон преподобному Варлааму Керецкому, новому чудотворцу», который считался утраченным еще в XVII веке. Многие принципиальные, и подчас неожиданные, выводы исследования получили серьезную аргументацию именно благодаря этому уникальному свидетельству современников Керетского подвижника.

http://patriarchia.ru/db/text/300481.htm...

Епископ Североморский и Умбский Митрофан (Баданин) рассуждает с молодыми собеседниками – священником и публицистом – о значении для нас, живущих сегодня, подвига новомучеников и исповедников Российских, об истоках духовной и материальной катастрофы, поставившей Отечество на колени, о необъяснимом желании ненавидеть отчизну, о том, что многим «записным» православным очень бы не мешало поучиться у искренних «самарян», людей неверующих. Прпп..Трифон Печенгский, Феодорит Кольский, Варлаам Керетский Святые – рядом: помните об этом – Какой смысл имеет, владыка, поклонение мощам святых? У вас в Североморской епархии с радостью говорят о недавнем нахождении здесь ковчега с мощами многих новомучеников и исповедников. Для чего привозили мощи? Каковы духовные итоги их нахождения здесь? Какие плоды? – Плоды? Уже то, что они сюда прибыли, – это и есть плод, который мы обрели, который нам был дарован. Ведь мы в эти дни обращались в молитвах к целому сонму новомучеников, наших святых соотечественников. Понятно, что процесс нашего вхождения в общение с ними не может быть скоротечным, речь идет о нашем духовном созревании для такого общения. Я имею в виду некий процесс нашего вхождения в общение с теми, кто сейчас, будучи в Царствии Небесном и предстоя у Престола Божия, являются нашими ходатаями пред Господом. Они, безусловно, за нас ходатайствуют, как, впрочем, и многие другие миллионы тех, кто погибли в этой страшной истории ХХ века. Однако сугубую честь имеют те, которые сегодня уже прославлены Церковью. Эти угодники Божии молятся о нас – вот значение поклонения мощам святых, осознанного, подчеркну, поклонения, соединенного с молитвой, а не, простите, «дежурно-прикладного». – Иногда удивляет приставка «ново-». Вроде бы святые во все времена – святые, а тут какая-то новизна. Как к ней относиться, к этой новизне? – Как к великой радости, вечно новому и свежему христианскому счастью. Поясню. Здесь, безусловно, есть специфика. Подвиг новомучеников был совсем недавно, эти святые – по сути, наши современники. И наше общение с ними, восприятие их житий, церковных служб происходит не так, как со святыми глубокой древности, мучениками первых веков, такими как, например, Георгий Победоносец , Пантелеимон, Димитрий Солунский, и другими великими угодниками Божьими. В их честь уже построены многочисленные величественные храмы, написаны прекрасные иконы, составлены полноценные службы. То есть уже сложилась тысячелетняя традиция их почитания. Мы же сейчас находимся в самом начале какого-то очень важного пути обретения духовного сокровища исключительной силы. И, надо сказать, священноначалие нашей Церкви постоянно напоминает о необходимости обращения особого внимания на эту задачу достижения полноценного почитания новомучеников.

http://pravoslavie.ru/110146.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Как горят рукописи 25.02.2015 697 Время на чтение 7 минут Всем известно утверждение из романа Булгакова о том, что рукописи не горят. Не пытаясь спорить с ним, автор приглашает задуматься об ответственности художника за своё творение и о том, что остаться собой, отказаться от неправды важнее, чем создать даже нечто прекрасное: будь то рукопись или что-то другое. Те, кто жгли рукописи, знают, как это происходит. Сначала сквозь бумагу виден свет, мягкий и умиротворяющий, словно вечернее окно на окраине. Но почти сразу через край листа перегибаются язычки пламени, на бумаге чётко выделяются строчки. Какое-то мгновение есть только они - посреди огня, уже часть огня. Из них поднимаются сполохи, складываясь в удивительные фразы, которые секунду спустя растворяются - в угольках и дыме. Можно предположить, что рассыпавшиеся буквы ещё тлеют, пробегают искрами по золе, но нет, тронешь кочергой: только хрусткий пепел, серая тень. Но начать следует с особняка, московского особняка в изморози, посреди сугробов, в котором сидит очень усталый, исхудавший человек. Некоторое время спустя почти так же, рядом с домом, будет сидеть его памятник, но сейчас сидит он сам - наклонив голову, с исписанными тетрадками в руках. Ему осталось совсем немного жить, он слышит, уже давно, как внутри хрипят и бьют старые часы. Он очень боится, что его похоронят заживо, но как же вместить в гроб не это исхудавшее тело, нет - его самого, ведь он стал огромным, словно таинственный витязь на Карпатах; как свернёшь его шинель, которая словно сумерки укрывает всё вокруг: в одном кармане - Петербург, а в другом - Рим, и звёзды блестят на ней латунными пуговицами. Он будто уже не здесь, в доме - бричка остановилась у белой хаты, лошадки жуют траву. Где-то позади колесо катится к Казани, а нос-беглец паломником пробирается сквозь леса, поля и времена: не его ли, мыс Святой Нос, огибает на корабле преподобный Варлаам Керетский? А сам человек уже идёт к Днепру, который раскинулся до горизонта: замёрзший Днепр с синими весенними проталинами, над которым несутся облака, разноцветные, подобно сорочинским ярмаркам. Но всё же нельзя спешить: тут ещё осталось дело - подтопить печь, остановить холод, который подбирается из ночных углов. Он долго собирается, шарит руками по тетрадкам, сминает пальцами листы, исписанные, с помарками и длинными хвостами букв; потом поджигает всё разом, огонь горит плохо, и он вырывает страницу за страницей - пока не разгорится пламя.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Кольские свв. - житие Собор Кольских святых. Святые, в земле Кольской просиявшие. Преподобный Трифон Печенгский (XVI век). Преподобный Феодорит Кольский (XVI век). Преподобный Варлаам Керетский (XVI век). Священномученик Иона Печенгский (XVI век). Преподобномученик Герман Печенгский (XVI век). Братия Трифоновского монастыря, убиенная в 1589 году: Священномученик Гурий Печенгский; Священномученик Пахомий Печенгский; Священномученик Иосиф Печенгский; Преподобномученики Феодосии, Макарий, Геннадий, Онуфрий, Филофей, Онисим, Иов, Сампсон, Серапион, Георгий, Иустин, Савва, Спиридон, Савватий, Кирилл, Симеон, Александр, Каллистрат, Феофил, Амвросий, Герман, Даниил, Феогност, Моисей, Феодорит, Валериан, Герасим, Авраамий, Дорофей, Лонгин Ефрем, Феодосии, Паисий, Григорий, Филимон; мученики (убиенные трудники, вкладчики и паломники монастыря) Никифор, Евсей, Прохор, Савва, Антоний, Иоаким, Конон, Евсевий, Иоанн. Орест, Иоанн, Артемий, Евграф, Феодор, Никита, Никита, Никита, Игнатий, Феодор, Димитрий, Родион, Гавриил, Константин, Константин, Иоанн, Лука, Леонтий, Феодот, Фома, Гавриил, Дементий, Артемий, Стефан, Андрей, Парфений, Никифор, Анания, Стефан, Емилиан, Филипп, Корнилий, Иоанн, Иоанн, Даниил, Стефан, Фока, Никита, Архипп, Гавриил, Иоанн, Акилина и Евфимия и иные — всего 116 мучеников Печенгских. Преподобные Астерий, Авксентий и Тарасий Кашкаранские (XVII век). Священномученик Моисей (Кожин) (XX век). Преподобномученик Феодор (Абросимов) (XX век). Их боголепный Собор молится за наш Кольский край и за всё наше Отечество. Есть Соборы Рязанских, Тульских, Петербургских, Вологодских, Карельских, Новгородских святых, а теперь появился и Кольский. Все концы Святой Руси процвели дивными подвижниками веры и благочестия. Слава Богу, прославлены как местночтимые святые 116 преподобномучеников Печенгских: священномученики Гурий и Иона, Преподобномученик Герман и иные многие, на Печенге пострадавшие.

http://pravicon.com/info-3642

«Приближайся к Богу. Хоть ползком, но – приближайся» Беседа с игуменом Трифонова Печенгского монастыря Давидом (Дубининым) Петр Давыдов Игумен Давид. Фото: Родион Денисов Первое, что мы увидели, подойдя к монастырю: выходит морской пехотинец, настоящий богатырь, поворачивается лицом к вратам, крестится и кланяется. Проходя мимо нас, этот гигант, которому мы едва по пояс, улыбается, здоровается с чужаками. Но смотрит по-северному испытующе, очень внимательно, даже пристально. Здесь по-другому и нельзя, наверное: сама природа обязывает к внимательности. Слов на ветер ронять не принято, болтаться без дела – тоже. Да и граница под боком – столетиями люди с обеих сторон присматриваются друг к другу: мало ли чего. Бывало и много чего, и всё невеселое. Так что суровость тут естественна. Поначалу, конечно, чуть ли не обижаешься, тоскуешь без каравая с пряниками и вареньем. Но потом снег, лед, сопки, море неподалеку, северное небо скажут свое веское слово, и ты сам начинаешь смотреть на мир повнимательнее, суровее, без дежурной улыбочки туриста. А вот улыбка морпеха у святой обители – это да, это самое то. Очень подходит к этому месту. Игумен Давид, как обычно, занят, дел невпроворот: постоянные вопросы паломников, недоумения трудников, добрые и обстоятельные советы деловитым монахам. Тут еще мы приехали… Но время для беседы нашел моментально, и мы уединились в «чайную» для разговора. Ого! пряники появились, варенье. Солнце выглянуло из-за сопок. А Север-то, оказывается, приветливый, если присмотреться. Апостол лопарей – Отец Давид, обитель была основана преподобным Трифоном Печенгским, пришедшим в эти края в XVI веке, так? Что это был за человек? – Сама обитель существует с 1532 года, но преподобный Трифон пришел сюда раньше. Где-то уже в 1529-м он побывал здесь вместе с преподобным Феодоритом – это был духовный наставник Трифона. А сам Трифон, тогда Митрофан, был родом из Торжка, судя по житию. И это время, середина XVI века, было благодатным для наших Кольских пределов: здесь подвизалась «Кольская троица» – три преподобных: Феодорит Кольский, Трифон Печенгский и Варлаам Керетский. В службе Кольским преподобным Трифон именуется «северным апостолом», апостолом лопарей. Он пришел сюда где-то в 20-х годах XVI столетия, и к 1529 году уже всё и все были готовы как к крещению, так и к построению храма на Печенге. И Трифон пошел в Москву, к митрополиту Макарию, чтобы взять благословение на стройку и освящение храма.

http://pravoslavie.ru/103018.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010