Итак, присутствие тудуна в Херсоне фиксируется византийскими хронистами только временем, близким расправе Юстиниана II, вновь вернувшегося к власти в 705 г., над херсонитами, босфорианами и жителями остальных климата в 710–711 гг. Поэтому, если говорить о гипотетически возможных пределах пребывания такого тудуна в городе, terminus post quaem non для них кладет бегство Юстиниана из Херсона к хагану, происшедшее вскоре после прихода к власти Тиверия Апсимара в 698 г., но никак не в 704 г. 1221 , a terminus ante quaem non – осень 711 г., когда тудун вместе с херсонскими первенствующими был арестован и отослан в Константинополь. Каждый из годов указанного промежутка мог быть тем, когда представитель хагана оказался в городе, но, вероятнее всего, необходимость в нем возникла только тогда, когда Юстиниан потребовал разобраться с ненавистным ему городом «двойного подчинения» и стал собирать карательный флот, то есть не раньше 710 г. Такого рода намерения не могли не встревожить хазарскую сторону, увидевшую в этом угрозу потери своей доли доходов, регулярно поступавших с подконтрольной крымской территории, и, вполне логично, она отреагировала посылкой собственного «местоблюстителя», более наблюдателя, нежели распорядителя, наместника. Даже если случившееся действительно было ответом Юстиниана на признание городом власти хагана в лице его представителя 1222 , это не меняет главного: кратковременного сотрудничества в Херсоне представителей византийских властей в лице протополита-архонта, протевонов и тудуна, сменившегося неудачной попыткой василевса вернуть status quo в лице возвращенного тудуна и прежнего архонта Зоила. Это возвращение и попытка ромейской стороны оправдаться перед хаганом совершенно необъяснимы, если стать на традиционную точку зрения признания одностороннего подчинения византийских владений в Крыму хазарам. Да и зачем было хагану делать некий «взнос» в виде отдачи ромеям Херсона, чтобы поддержать нового василевса, Вардана Филиппика, если бы город действительно был под властью хазар?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гимнография и музыкальная эстетика О. И. известен также как гимнограф. В Гимнарии-Шаракноце его творчество представлено неск. шараканами, в т. ч. из канона святым Гевондианам «Воссияли ныне» и «Неизреченное Слово, Боже». Гимн «Безначальное Слово Бог» из канона мученицам Рипсимии, Гаиании и 35 святым девам написан не построфным, а построчным акростихом, что довольно редко встречается не только в армянской, но и в христ. гимнографии в целом. Шаракан «Создания неувядающей любви», посвященный памяти св. Варданидов (см. Вардан Мамиконян ) и также написанный в форме алфавитного акростиха, по непонятным причинам в течение времени оказался вне канона, пополнив число апокрифических шараканов. Все гимны О. И. посвящены восхвалению подвигов национальных героев-мучеников - черта, характерная для творчества гимнографов, связанных с культурной средой Ани: в связи с национально-освободительной борьбой в их сочинениях особое звучание получила патриотическая тема. Перу О. И. принадлежат духовные песнопения и др. жанров: таг на Воскресение Христово - «Рождение славы Сущего», который исполнялся каждое воскресенье на протяжении всего года, а также плач «Иисус, Единородный Сын Отца». О. И. проявил себя как новатор в области эстетической мысли. Основываясь на положениях арм. мыслителей предыдущих веков, он развил учение о звуке Давида Анахта , обогатив его собственными наблюдениями. В «Анализе семи книг Филона [Александрийского]» О. И. классифицирует звуки, существующие в окружающем мире. Он первым в армянской традиции противопоставил учениям античных и раннехристианских авторов теорию о приоритете для ученого-музыканта непосредственного восприятия мира звуков как важнейшей предпосылке дальнейшего (рационального) исследования музыки и обосновал положение о самостоятельном значении инструментальной музыки, возрождая тем самым учение Аристоксена в противовес теории пифагорейской школы. Эстетическая концепция О. И. наиболее полно выражена в поэме «Слово мудрости» («Мудрая беседа, которую вел философ Ованнес Саркаваг в час прогулки с птицей, именуемой пересмешник»), написанной близким к среднеармянскому языком в форме диалога между поэтом и олицетворяющей природу певчей птицей. Апеллируя к античной теории мимезиса, О. И. считал природу основой и образцом для творчества. Эта поэма - качественно новое явление в средневек. арм. поэзии в плане не только языка, но и тематики. Она выделяется преимущественно светским характером и воспринимается как своеобразный эстетический манифест, не имеющий аналогов в европ. лит-ре того времени.

http://pravenc.ru/text/2578143.html

На мероприятии фонда «Вера» — А было ли что-то такое, что вас действительно поразило в хосписе? — Там не пахнет. Вообще я всегда, с детства боялся больниц именно потому, что там пахнет старостью и молоком. Да и само слово «хоспис» как-то даже фонетически тебя заставляет вздрагивать. А здесь смотришь на людей — и какие-то они не несчастные, не умирающие. Допустим, женщина может лежать, она может быть худая-прехудая, но она смотрит телик, ей делают маникюр. И ты смотришь и думаешь: «Ничего себе! Я вообще где? Дайте мне смерть, я же пришел бояться!» Но в этом хосписе, как бы ты ни старался, ты не сможешь испугаться. Вот это фантастика. Пойдемте-ка теперь в прощальную. Может, там-то все-таки смерть? Приходишь, а там птички поют, будто в лесу. Яркие краски, цветы, игрушки… И тут испугаться не получится. И это не про беду опять: повторюсь, вот это ощущение страшной беды — это наш пресловутый культурный код. Как говорит Нюта, слово «отмучился» есть только в русском языке. То же самое и с «бедой» синдрома Дауна — и тут оказывается, что все это очень похоже. Одно — про возможность жить в начале жизни, другое — про возможность жить в конце. — «Если человека нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь» — это очень сильный девиз, который в течение многих лет сопутствовал фонду «Вера». Вы придумали другой — «Жизнь на всю оставшуюся жизнь». Это была сложная задача? — Про вылечить и помочь — это скорее не слоган, а целый манифест. И он потрясающий, именно так и нужно думать, эту линию нужно продолжать. В этой фразе сформулирован весь принцип хосписной помощи. Но нужно идти дальше. Нужно донести мысль о том, что в конце жизни действительно может быть очень много жизни. Фото: фонд «Вера» — Можете рассказать, кем вы еще восхищаетесь и почему? — Один из таких людей — Рубен Варданян (соучредитель Гуманитарной инициативы «Аврора», один из основателей Московской школы управления «Сколково». — Ред.). Мне повезло работать с ним. Это высокие слова — о людях, которые меняют мир, но Рубен реально его меняет. Он инвестирует в людей, давая им возможности этот мир менять. Работая с ним, ты словно увеличиваешь масштаб собственной жизни.

http://pravmir.ru/ya-lezhu-s-rapiroy-v-g...

В следующем, 709 г. Кутайба подошел к столице оазиса, Бухаре, и осадил ее. Бухара в ту пору представляла собой чуть вытянутый с севера на юг прямоугольник, площадью около 36 га, защищенный массивной глинобитной стеной. Западнее города, на расстоянии сотни метров располагалась цитадель (3,96 га) с дворцом бухар-худата. Цитадель соединялась с городом виадуком. Возможно, в ту пору пространство между городом и цитаделью было также защищено стенами. От того времени до наших дней кроме общих контуров, обозначенных рельефом, дошла главная схема планировки в старом центре – две крестообразно пересекающиеся магистрали. 252 Можно думать, что в самом городе, шахристане, тогда имелись колодцы, позволявшие выдерживать длительную осаду. Понятно, что если вдвое меньший Пайкенд арабы не могли взять без длительной осады, то Бухара была для них более твердым орешком. Рис. 4. Бухарский оазис Пока Кутайба стоял под Бухарой, на помощь ей пришли тюрки и согдийцы, призванные вардан-худатом. Кутайбе пришлось повернуться в сторону более сильного противника. По-видимому, тюрки шли со стороны Варданы. Кутайба должен был выдвинуться на север от Бухары, где русло Зеравшана («Река Бухары») хорошо прикрывало бы его лагерь от внезапного нападения. Два эпизода, сообщаемые о боях с тюрками в этот момент, хорошо рисуют межплеменные расхождения. Чтобы продемонстрировать свое воинское превосходство перед другими, аздиты во время одной из атак тюрок упросили Кутайбу разрешить им напасть и разгромить тюрков. После упорного боя тюрки обратили арабскую конницу в бегство и ворвались в лагерь Кутайбы. Их удалось отбросить, но случившееся отбило охоту снова атаковать тюрков, которые заняли удобную позицию на возвышенности за рекой. На призыв Кутайбы напасть на них никто не откликнулся. Тогда Кутайба решил сыграть на племенной гордости тамимитов и обратился к ним, сказав, что они несокрушимы, как броня, и сегодня могут прибавить новую славу к своим прежним победам. Это разбудило честолюбие Ваки‘ б. Абу Суда, и он приказал своей коннице идти вперед, но ее командир отказался переправляться через реку, в которой можно погубить конницу при отступлении, и обозвал Ваки‘ дураком, тот нехорошо отозвался о матери командующего кавалерией и запустил в него дубинкой.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Один из разработчиков пояснил, отвечая на мой вопрос, что в основе учебника лежит концепция модернизации. Эта концепция возникла в конце 1950-х годов в рамках культурной антропологии США. Суть её в том, что на смену традиционным обществам, которые были вариативны и отличались друг от друга образом жизни, религией и многим другим, приходит современное общество, которое видится как универсальное. Если раньше и существовали самобытные цивилизации, то дальше они отмирают, и всё идёт к единому глобальному обществу… " ЗАВТРА " . Модернизация — это унификация? Вардан БАГДАСАРЯН. Да, именно так. Возникает вопрос к создателям учебника: а где тут традиционные ценности, суверенитет, всё то, к чему призывал глава государства? В рамках модернизации всё это должно быть перемолото. Когда началась СВО, использовать такие учебники стало как-то странно: мы находимся в конфликте с Западом, при этом говорим о том, что у нас с ним общие ценности, и мы интегрируемся в единый мир. Сложился такой идеологический тяни-толкай. Понятно, что в подобных условиях нужен был новый учебник. И он появился. При этом историко-культурный стандарт пока никто не отменил, а новый учебник с ним явно расходится. В нём действительно поднята тема конфликта России с Западом, представлено то, что нивелировано в стандарте. Я даже был удивлён в хорошем смысле некоторым позициям. Например, в советской версии период 1918–1920/22 годов излагали как Гражданскую войну и иностранную военную интервенцию. В стандарте вторую составляющую убрали, оставив только Гражданскую войну. В новый учебник вернули советскую трактовку, и авторы пришли к выводу (это для меня было неожиданно), что причиной поражения белого движения стал его альянс с интервентами. В соросовских изданиях периоды, когда мы вступали в конфликт с Западом, объяснялись либо только нашей виной, либо в них были виноваты все, в том числе и мы. В новом учебнике в качестве агрессивной стороны выступает Запад: и в начале ХХ века, и в 1930-е годы осуществлялась западная экспансия, а мы на неё отвечали; в 1939 году СССР действовал согласно обстоятельствам; вводить войска в Венгрию, Чехословакию, Афганистан мы были вынуждены, иначе там встали бы страны Запада, и так далее. Это то, что можно отнести в плюс новому учебнику.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/24/antici...

В новом учебнике меня ещё зацепило то, что его разработчики очень уж превозносят рыночную экономику. Альтернативы 1920-х годов, где рассуждают о бухаринской модели, косыгинские реформы — это всё в плюс. А вот брежневский период, когда социализм якобы не справлялся с обеспечением потребительских запросов населения, — это минус. И это всё несмотря на то, что Советский Союз осуществлял свой прорыв не за счёт рынка, а с помощью совсем других механизмов. Освещение сталинской эпохи также вызывает споры. На Западе, в частности, пишут с осуждением, что учебник содержит апологетику Сталина. Но её там совсем нет. В учебнике осуждаются репрессии, правда, без чрезмерного пафоса, не так, как раньше. Пишут о том, что в те годы были невинно пострадавшие люди. Хочется возразить: ведь были же и виновно пострадавшие. У меня такая односторонность оценки тоже вызывает вопросы. " ЗАВТРА " . В подаче событий 1993 года есть изменения? Или защитники Дома Советов так и остались " красно-коричневыми " ? Вардан БАГДАСАРЯН. Конечно, прежних жёстких оценок тех событий нет. Но, например, к их предпосылкам здесь отнесли советскую Конституцию, которая якобы уже не соответствовала тому общественному строю, который сложился, и её надо было менять. В этом смысле Ельцин был прав и, получается, действовал правильно, в результате его решений удалось избежать гражданской войны. Подобных либеральных стереотипов, которые, если называть вещи своими именами, действуют деструктивным образом, очень много. Но уже объявлено, что в содержательном плане учебник будет меняться. Хотя было бы лучше раньше, ещё до его выхода, провести какое-то общественное обсуждение, сэкономив при этом государственные деньги. Увы, пошли по пути очень быстрой и закрытой подготовки этой версии учебника. И сейчас, если уж мы позиционируем Россию как государство-цивилизацию, нам нужен некий концептуальный подход при корректировке единого учебника. Иначе получается некое внутреннее противоречие, содержащее множество разрушительных прозападных штампов.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/24/antici...

То, что идёт деградация Запада и мира в целом, то, что в этом есть определённые эсхатологические черты, ясно и без конспирологии, которая эту тему эксплуатирует, но объясняет заговором той или иной аномальной группы. Поэтому не надо давать конспирологам возможность приватизировать все те сложные проблемы и процессы, которые существуют в мире. А заговоры есть, но они объяснимы и в рамках системного подхода. " ЗАВТРА " . Перед нами палестино-израильской конфликт, внутри которого так и дышат противоречия. С одной стороны, государство Израиль — это некое искусственное образование, внедрённое на палестинские территории во второй половине ХХ века. Оно существует на вечной подпитке со стороны США, а вокруг плещется ненавидящее его арабское и шире — мусульманское большинство. В конце концов эти негодующие волны сомкнутся над Израилем. А с другой стороны, мы видим эсхатологическую модель: евреи снова соберутся в последние времена, будет выстроен третий храм Соломона. А он нужен для прихода иудейского мессии, который в христианской эсхатологии и есть сын погибели — антихрист. Я хочу сказать, что в данном случае мир политологии и мир эсхатологии как-то входят друг в друга. Вардан БАГДАСАРЯН. Издревле религиозное знание и знание о земле составляли нечто единое. Позже возникла историческая концепция двух истин, которая предложила его разделить. Фрэнсис Бэкон говорил: " Бога мы выводим за скобки. Он есть. Но мы это отодвигаем на второй план и будем анализировать исключительно то, что есть на земле, без анализа трансцендентного " . На этом основании возникли все науки, из которых убрали этику, ценности и так далее. Это известная методология расщепления — " гильотина Юма " . Сегодня мы стоим перед проблемой: практическая политология не учитывает эсхатологический и даже ценностный пласт. Сейчас заговорили о ценностях, а ведь до последнего времени политология вообще не имела дела с ценностными составляющими. Как с ними работать? Это вызывает диссонанс с прежними методологическими посылами.

http://ruskline.ru/opp/2023/11/24/antici...

– О, эмир, давай я и ты будем говорить по закону. Согласно вашему закону, если два или три человека свидетельствуют одно и то же, то этим признается ложное или истинное, – сказал Вардан. – Верно, – ответил эмир. – А о том, что Христос [истинный] Бог, двенадцать народов свидетельствуют. И в вашем писании сказано: «Иса рух Аллах», что значит [Иисус] Божий Дух». Я его признаю Богом. – А почему не поминаешь нашего пророка? – спросил эмир. – Отец твой был эмиром, – сказал Вардан, – и умер; ты также эмир, но жив. Эти люди должны быть покорны тебе или твоему отцу? – Мне, – ответил эмир. – Почему же я должен оставить живого Христа, Бога моего, и покориться мертвому? Многое другое говорил святой Вардан. Эмир и его приближенные дивились его смелым речам. Ибо это не он говорил, а устами его глаголил Дух Божий, по свидетельству Евангелия, проповеданного Христом. Тогда разгневанный эмир сказал: – Ведите его к нашему судье. Как скажет, так и поступайте с ним. И повели его к судье. – Почему ты перед эмиром обратился в нашу веру, а потом раскаялся? – спросил судья. – Я не отступал от своей веры, – ответил Вардан, – я родился христианином, пребываю со своим Богом Христом и хочу умереть христианином. – Знай, если не обратишься в нашу веру, прикажу предать тебя смерти, – сказал судья. – Ты убьешь мое тело, но душа моя оживет, – ответил Вардан. И судья, рассвирепев, приказал убить его. И они повели его за город. Святой Вардан радостно шел впереди них, как человек, устремляющийся к царским почестям. И воистину это было почестью, оказанной ему небесным царем Христом. Ибо хоть он и был измучен и тело его истерзано, однако душой возвысился и шел на свадьбу неоскверненным. Приглашающим же на свадьбу был Первомученик Стефан – первый страстотерпец. Между тем вокруг него собрались иноземцы, точно хищные звери, жаждавшие его крови. И сказал Вардан: – Я верил и верю в несотворенного Отца и единородного Сына, вочеловечившегося Бога, и в [святой] Дух истинный, в Единосущную Троицу, исповедываемую святым Григором Лусаворичем нашим. Я христианин и презираю вашу веру и вашего лживого и воображаемого пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Иоанн не брал на себя инициативы борьбы, но мирился с обстоятельствами, преклоняясь перед волей властьимущего и считая опасным открытый протест. Такой образ действий в Византии называли экономией (οικονομα). Вардан от своего имени издал повеление, в котором объявил кассацию Шестого собора, признал догмат о единой воле во Христе, восстановил память патриарха Сергия, папы Гонория и других осужденных на том соборе епископов и повелел восстановить их портреты на прежних местах и имена внести в церковные диптихи. Когда около того времени был разыскан упомянутый выше экземпляр актов собора, хранившийся во внутренних покоях дворца, Вардан приказал сжечь его в своей канцелярии. По словам диакона Агафона, многие, заявлявшие открыто протест и не принимавшие «томоса» императора, терпели преследования и подвергались ссылке. 801 Оповещение о своем вступлении на царство, свой портрет и манифест о вере Вардан направил папе Константину в Рим, куда была отослана и голова Юстиниана в свидетельство его гибели. Папа, его клир, римское войско и народ отказались признать еретика-императора. Его портрет не был принят, его имя не возглашалось во время церковных служб и монета с его изображением не имела обращения в Риме. Когда в Рим прибыл новый, назначенный Варданом, дукс римского войска, по имени Петр, то он не был принят, и между ним и прежним дуксом Христофором произошла кровавая схватка на via Sacra, конец которой положили посланные папой члены клира с евангелием и крестами. 802 Весть о том, что Вардан уничтожил картину, изображавшую Шестой собор, побудила папу распорядиться, чтобы на стенах базилики ап. Петра были изображены в картинах все шесть соборов. 803 Так как папа Константин был вполне удовлетворен тем почетом и вниманием, которые были оказаны ему во время путешествия на восток, пребывания в столице и личного свидания с императором, то весть о смерти «христианнейшего и православного» императора, пришедшая в Рим в конце января, вызвала живейшее чувство сожаления, а тот дерзкий вызов, который бросил папе Вардан, имел своим последствием то, что Рим с его духовным главой отложился от империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Святой великомученик Вардан родился в семье спарапета Армении Амазаспа Мамиконяна и Саакануйш – дочери святителя Саака Великого . Детские годы Вардан и двое его братьев – Амаяк и Амазаспян провели под духовным руководством своего деда, упражняясь как в духовном делании, так и в физической подготовке для дальнейшего воинского служения. Достигши зрелости, Вардан женился и стал отцом двух дочерей – блаженной Вардени-Шушаник и Вардануйш. Вскоре Вардан занял должность спарапета: всемудрый Промысл Божий призвал его на служение Церкви и Отчизне в судьбоносный для Армении момент, когда решался вопрос, продолжит ли она свой исторический путь как христианская страна или нет. Еще в 387-м г. царство Великой Армении было разделено между его соседями Восточно-Римской империей (Византией) и Сасанидской Персией. Огнепоклонники-персы всерьез были озадачены христианской верой армян, не только из-за религиозного фанатизма, но и из-за политических интересов, т. к. христианская идентичность Армении и ее соседей играла важную роль в их политической ориентации. В 428-м г. в персидской части Армении была упразднена царская династия Аршакидов, и страна из царства была превращена в обычную провинцию персидского государства. Персы дожидались подходящего времени для подавления местных князей и Церкви, которые продолжали сохранять свой вес и авторитет в стране. Персидский царь Йездигерд II (438457) постепенно начал репрессии по отношению к христианам военнослужащим зороастрийской Персии, и особенно по отношению к армянам, т. к. они более всех отличались своим благочестием. В ходе репрессивных мероприятий пострадало немало людей, среди которых отличился своим мученическим подвигом святой князь Гарегин. В 447-м г. прибыл в Армению Деншапух – специальный уполномоченный персидского двора, который провел опись всех ресурсов страны. Льготы Церкви и духовенства были отменены, а налоги чрезмерно увеличены. На ключевые должности были назначены персы. По замыслу Йездигерда, ослабление власти местных князей и Церкви вместе с тяжелым налогообложением должно было способствовать распространению в народе зороастризма, как способа избавления от тяжелого финансового гнета. Налоги же действительно были настолько велики, что сами персы удивлялись, как еще продолжает существовать страна, которую до такой степени изнурили!

http://pravoslavie.ru/113188.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010