Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРДАН МАЛЫЙ [Бардзрабердци, Киликеци] (ок. 1260 - ок. 1326, Киликия), арм. богослов, автор неск. проповедей, толкований и церковных песнопений (шараканов). Его часто путают с Варданом Великим , поэтому иногда называют В. М. (упом. под 1286, в то время как Вардан Великий скончался в 1271). Биографические данные о нем сохранились благодаря колофонам, написанным самим же В. М., где он именует себя Киликеци. Учился в мон-ре Грнер у Ованнеса Палтина (брата киликийского царя Хетума, известного в арм. источниках как Ованнес Царебрат [Арк " аехбайр]), основавшего этот мон-рь неподалеку от крепости Бардзраберд (Высокая крепость). Мон-рь Грнер славился своей школой искусства письма. После смерти Ованнеса (1289) В. М. переехал в Гладзор. Вторым своим учителем он называет вардапета Есаи Нчеци, заведовавшего Гладзорским ун-том (1298-1311). В рукописи N 749 (Матенадаран им. Маштоца) сохранилось письмо В. М. к Есаи Нчеци, написанное в стихотворной форме, с акростихом (из первых букв каждого четверостишия складывается имя Вардан) и 2 его сочинения: «Стихотворение-колофон к произведению Григория Нисского «Девять блаженств»» и стихотворное толкование комментария Григория Нисского на «Отче наш». К числу его трудов принадлежат толкования Свящ. Писания, «Четверостишия», произведение о 15 заблуждениях «латинов» (т. е. католиков.- М. Ш.), созданное по просьбе царя Хетума II (1288-1307) и посвященное ему. В.М. приписывается и комментарий к «Грамматике» Дионисия Фракийского. Соч. (на арм. яз.): Энкомий к Григорию Просветителю//Соперк. Венеция, 1853. 5. С. 37-52; Стихотворение-колофон к произведению Григория Нисского «Девять блаженств»//Андес Амсореа. 1946. Т. 60. С. 95-98; Четверостишия//Там же. С. 109-111; Гимн на Воскресение Христово//Чраках. 1859. С. 114. Лит. (на арм. яз.): Алишан Г. Сисван. Венеция, 1885. С. 147; Ташян Я. Каталог армянских рукописей матенадарана Мхитаристов в Вене. Вена, 1895. С. 1155; Налян Я. Книга называемая «Сокровищницей». К-поль, 1785. С. 284-290; Акинян Н. Вардан Вардапет Бардзрбердци//Андес Амсореа. 1946. Т. 60. С. 95-111; Погарян Н. Армянские авторы. Иерусалим, 1971. С. 351, 353, 361. М.-Э. С. Ширинян Рубрики: Ключевые слова: АЛЛЕГОРИЯ иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретно представляемый образ Священного Писания

http://pravenc.ru/text/154123.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРДАН МАМИКОНЯН († 26.05. 451), полководец и герой национально-религ. борьбы армян в сер. V в. В юности был послан своим дедом, Католикосом Сааком Великим , вместе с Месропом Маштоцем в К-поль к только что взошедшему на престол имп. Феодосию II (408-450) с письмом, в к-ром сообщалось о создании арм. письменности. Вскоре после свержения Арташира IV (422-428), последнего арм. царя из династии Аршакидов, персид. шаханшах Бахрам IV назначил В. М. спарапетом (главнокомандующим) персид. Армении (432). При шаханшахе Йездигерде II (438-457) в Армении началось активное насаждение зороастризма и маздакизма, что вызвало решительный протест у большей части населения. Христ. духовенство и арм. князья во главе с В. М. на Соборе в Арташате (449) ответили на послание Йездигерда с требованием принятия зороастризма, что армяне признают власть персид. царя в гос. вопросах, в вопросах же веры полагаются только на Бога: «В этих верованиях нас никто не может поколебать: ни ангелы и ни люди, ни меч и ни огонь, ни вода и ни какие только есть жестокие пытки... Ибо не с человеком у нас обет веры, чтобы, как дети, лгать тебе, а нерасторжимо с Богом, с Которым нет способа порвать и прочь уйти, ни ныне, ни после, ни вовек, ни во веки веков» ( Егише. II, 40-41). Изгнав из Армении «могов» (зороастрийское духовенство), В. М. и католикос Иосиф (Овсеп I) обратились за помощью к Феодосию II и князьям визант. Армении. Однако ни новый визант. имп. Маркиан (450-457), к-рый воевал в это время на Западе, ни гунны, с к-рыми В. М. заключил союз против персов, не смогли оказать военную помощь. Шаханшах послал в Армению большое войско, и в кровопролитной битве на Аварайрской равнине у р. Тхмут арм. ополчение во главе с В. М. потерпело поражение (26 мая 451). В. М. погиб в бою, его сподвижники - католикос Иосиф, Хорен, Авраам и др.- оказались в плену, многие вскоре были казнены. Однако поражение не сломило борцов за христ. веру. Через нек-рое время персы были вынуждены пойти на уступки и отказаться от попыток насаждения зороастризма. В. М. стал национальным героем Армении, т. к., «уповая на Христа, пожертвовал собою» ( Киракос Гандзакеци. С. 44). О его борьбе с персами повествуют современники В. М., историки Егише и Лазар Парпеци . Арм. Церковь чтит память В. М. и его сподвижников 30 хротица (5 авг.). В XII в. Католикос Нерсес IV Шнорали написал в честь них шаракан (гимн). Ист.: Егише. О Вардане и войне армянской/Пер. И. А. Орбели, предисл. и примеч. К. Н. Юзбашяна. Ереван, 1971; Лазар Парпеци. История Армении. Ереван, 1975. 2 т. (на арм. яз.); Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер. Л. А. Ханларян. М., 1976. С. 44, 55-57. Лит.: Еремян С. Т. Народно-освободительная война армян против персов в 450-451 гг.//ВДИ. 1951. 4. С. 41-60; Юзбашян К. Н. Егише: Предисл.// Егише. О Вардане. С. 7-13. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/154125.html

Мучение вмч. Георгия на колесе. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I. Л. 61) Когда начались гонения на христиан, Г. раздал свое имение нищим и явился на имп. совет в Никомидию. Согласно интерполированному тексту, он предварительно был на допросе у дукса Вардана. Представ перед Диоклетианом, придворными и военачальниками, он исповедал Христа и обличил языческое заблуждение императора. Разгневанный Диоклетиан приказал подвесить Г. и бить палкой. Затем его бросили в тюрьму, забив ноги в колодки и положив на грудь большой камень. На следующий день император велел подвергнуть его колесованию. Г. переносил мучения с великим терпением и благодарил Господа. Когда после пытки его оставили растянутым на колесе, явился ангел Господень и исцелил святого. Палачи в страхе разбежались, а Г. отправился в храм Аполлона, где в это время Диоклетиан совершал жертвоприношения, и назвал идолов ложными богами. Увидев Г. невредимым, во Христа уверовали Александра Царица и военачальники Анатолий и Протолеон. Диоклетиан приказал бросить Г. в яму с негашеной известью. Через 3 дня воины пришли и обнаружили, что Г. остался невредим. Собравшиеся вокруг люди, увидев это чудо, воскликнули: «Велик Бог христианский!» Святого повели в тюрьму, надев ему на ноги раскаленную железную обувь с торчащими внутрь гвоздями. В темнице Г. по молитве получил от Господа утешение и исцеление. Наутро он предстал перед трибуналом и Диоклетиан снова убеждал его принести жертву языческим богам. После отказа его били воловьими жилами. Друг императора Магненций предложил Г. в доказательство истинности христ. веры воскресить к.-л. из умерших. Г. обратился с молитвой ко Христу, и началось сильное землетрясение. Одна из гробниц на находившемся неподалеку кладбище отверзлась, и из нее вышел человек, умерший неск. веков назад. Посрамленный Диоклетиан велел отвести Г. в темницу. Туда в надежде на исцеление стекалось множество больных, среди них был бедный крестьянин Гликерий, у к-рого единственный бык пал на пашне. Гликерий обратился к святому с просьбой оживить быка, и Г. ответил ему, что если он уверует во Христа, то, вернувшись домой, найдет быка живым. Императору донесли, что благодаря Г. мн. жители приняли христ. веру, он по совету приближенных призвал святого и обещал ему великие почести, если тот принесет жертву языческим богам. Г. согласился пойти в храм и, когда там собралось множество народа, обратился к статуе Аполлона с вопросом, является ли он богом. Обитавший в идоле нечистый дух ответил, что он не бог, а истинный Бог - Иисус Христос. Г. сотворил крестное знамение, и все идолы упали и разбились. Увидев это, царица Александра открыто исповедала веру во Христа. Император вынес смертный приговор Г. и Александре. По пути к месту казни Александра присела отдохнуть на камень и мирно предала душу Господу, а Г. отсекли мечом голову. Это произошло 23 апр., в Великую пятницу.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Его упрекали в преследовании монахов и в разорении монастырей, имущество которых при нем перестало пользоваться налоговыми льготами, а летописец Феостирикт, свидетель царских реформ, утверждал, что Никифор I был благочестив, православен, любил нищих и особенно монахов. Некоторые исследователи признают в нем практичнейшего и разумнейшего государя 339 . Многие его начинания, осмеянные современниками, будут впоследствии реализованы другими императорами. Если мы захотим выделить доминирующие черты характера императора, то, пожалуй, это будут беспристрастность к лицам и обстоятельствам, а также заурядность в том хорошем смысле, что именно такие «заурядности» вынуждены брать на себя тяжелейшие задачи восстановления государственного управления и устранения ошибок своих предшественников. Он не был яркой фигурой, но, несомненно, при нем Римское государство решило многие проблемы последних лет, в первую очередь – установление небезвыгодных отношений с Карлом Великим, завершившихся заключением мирного договора. Иными словами, история императора Никифора I является типичным примером преобладания субъективных оценок над реальными фактами. Его ошибки – неизбежное следствие любой человеческой деятельности, – будут многократно приумножены, а сама личность царя обрастет многочисленными пасквилями и легендами, закрывшими для нас истинный облик этого императора. Будучи, как уже говорилось, честолюбивым человеком, Никифор целеустремленно шел к власти, но желанная ноша оказалась гораздо тяжелее, чем он это представлял. Уже начало его царствования показало, что все трудности для царя – впереди. Любовь византийцев к святой императрице была столь велика, а заурядность Геника на ее фоне столь наглядна, что даже факт его венчания Константинопольским патриархом на Римское царство вовсе не гарантировал новому императору спокойной жизни. Уже его товарищи по заговору против св. Ирины составили первый, но далеко не последний список конкурентов на царственное поприще. Однако император, не брезгуя никакими средствами, быстро укрепил свои позиции. В частности, в апреле 803 г. скоротечно скончался один из первых вождей минувшего дворцового переворота, «коварный клятвопреступник», по словам летописца, Никита Трифилий. Небезосновательно полагали, что его отравил новый царь. А в июле 803 г. пограничные легионы провозгласили царем патриция Вардания (Варданиона) по прозвищу Турок, военачальника восточной армии (фема Анатолика). Рассказывают, что тот сам был не чужд надежд получить царские полномочия, более того – страстно этого желал. Но одно событие неожиданно подорвало дух Варданиона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главное соч. В. В. «Всеобщая история», состоящее из предисловия и 100 глав, повествует о событиях от Вавилонского столпотворения до кончины католикоса Костандина I (1267). Начиная с событий IX в. повествование основано на доступных автору документах. Наибольшую ценность представляет последняя часть о событиях XIII в., очевидцем к-рых был сам В. В. Описывая те же исторические события, что и Киракос Гандзакеци (войны Армении с сельджуками, вторжение монголов и т. д.), В. В. не повторяет «Историю» своего друга и соученика, а дополняет ее. В. В. также создал свыше 120 произведений: толкования на ВЗ (в т. ч. на Песнь Песней, на псалмы, на 12 пророков, на Пятикнижие, на Книгу пророка Даниила), похвальные слова, духовные беседы, гимны (в т. ч. и в честь свт. Григория Просветителя), шараканы, басни; речи и послания, затрагивающие вопросы богословия, церковных обрядов, музыки; труды по грамматике и синтаксису. Ему приписывается географический трактат, сохранившийся в пространной и краткой редакциях. Особое место в средневек. арм. лит-ре занимает сб. «Рассуждения о Свящ. Писании», созданный В. В. по заказу царя Хетума I. Это своего рода энциклопедия, где все материалы излагаются в доступной форме и на общепонятном среднеарм. языке. Книга стала одной из самых распространенных в Армении. Среди переводов В. В. следует отметить Хронику Михаила Сирийца и трактат «О священстве». Помимо многочисленных сочинений В. В. оставил после себя плеяду учеников (вардапеты Ованнес Плуз, Нерсес Таронаци, Геворг Ламбронаци, Григор Балуеци и др.). Современники называли его «святым», «светлейшим вардапетом», «трижды великим» и проч. Соч.: (?) [Всеобщая история Вардана Великого Бардзрабердци/Изд. М. Эмин. М., 1861]; Всеобщая история Вардана Великого/Пер. Н. О. Эмина. М., 1861; (?) [Ист. свод Вардана Вардапета. Изд. Л. Алишан. Венеция, 1862]; Delmar (N. Y.), 1991r; Thomson R. W. The Historical Compilation of Vardan Arewelc‘i//DOP. 1989. Vol. 43. P. 125-226 [введ. и англ. пер.]; [Всеобщая история/Пер. на новоарм. яз. Г. Б. Тосунян. Ереван, 2001]; Мнимые Ипполитовы отрывки из «Толкования Песни Песней» Вардана// Ипполит. Толкование Песни песней/Пер. и изд. Н. Марр. СПб., 1904; Géographie de Vardan Vardapet/Ed. H. Bétberian. P., 1960.

http://pravenc.ru/text/154119.html

деятелей с мусульм. сановниками, а также, как и его предшественник в сир. историописании Бар Салиби, вопросам налогообложения, общественному положению своих единоверцев, защите или, напротив, гонениям против них со стороны властей, случаям отпадения от веры, разрушению и восстановлению церковных зданий, завоеваниям и набегам кочевников. К основному тексту «Хроники» М. С. добавил 6 приложений, важнейшее из к-рых вкратце сообщает сведения о яковитских патриархах Антиохии от времени Севира (512) до периода правления самого автора; начиная с Патриаршества Кириака (793) к справкам прилагаются списки рукоположенных каждым из них епископов с указанием их престолов (в общей сложности более 950 имен, в основном неизвестных по др. источникам). Перевод-переработка «Хроники» на древнеарм. язык (грабар) был выполнен совместно свящ. Ишо (в последующей арм. традиции именуемым Исааком) из Хисн-Кайфы (ныне Хасанкейф) и вардапетом Варданом Великим и завершен ок. 1248 г. Перевод известен в 2 версиях, опубликованных в Иерусалиме в 1870 и 1871 гг. и нек-рое время служивших единственным доступным европ. ученым текстом М. С. (франц. перевод по отдельным рукописям осуществили соответственно В. Ланглуа в 1868 и Э. Дюлорье в 1869). К этим изводам в рукописях прилагаются приписываемые М. С. в арм. традиции трактат о степенях священства и яковитское исповедание веры. Арабский перевод «Хронографа» был выполнен по рукописи из Дейр-эз-Зафарана в сер. XVIII в. яковитским митр. Дамасским Ханной ибн Исой ас-Сасади (известен в неск. рукописях, а также, возможно, фрагментарно в компиляции XIX в.). Современный араб. перевод с эдесской рукописи осуществил Мосульский архиеп. Григорий Салиба Шамун в 1996 г. В нач. XXI в. под рук. Дж. А. Кираза было осуществлено многотомное издание практически всех известных вариантов текста и переводов «Хроники», включая факсимиле рукописи 1598 г. (том I), сир. текст в издании Шабо (том X) и его франц. перевод (тома II-IV), араб. перевод митр. Ханны Дамасского по рукописям из Садада, Иерусалима и Мардина (соответственно тома V-VII), 2 арм.

http://pravenc.ru/text/2563768.html

И великий Месроп, после столь огромных трудов по изобретении нашей письменности, данной нам благодатью Божьей, и повсеместного основания школ для юношей, в которых обучение велось с великим усердием, направляет свои стопы в Иверию и там создает также для их языка алфавит, открывает для них школы и ставит учителей. После этого он отправляется в Агванк 99 и создает письменность также для их горлового варварского языка, открывает и там школы, согласно пословице – «От львиной охоты кормится множество лис, и при венчании престолонаследника на царство богатеют многие принцы». Затем он вновь возвращается в Армению и находит св. Саака, всецело поглощенного переводческим делом. Однако в связи со смертью царя Армении Врамшапуха великий Саак отправляется к персидскому царю Йездигерду 100 и просит его отпустить заключенного Хосрова 101 в Армению, дабы он занял место Врамшапуха. Йездигерд исполняет просьбу святого мужа и дает Хосрову армянское царство. Но при вторичном своем воцарении он прожил не более одного года и умер. После же смерти Йездигерда в Персии воцарился Врам V 102 . Он совершил в отношении армян много жестоких злодеяний, подорвав установленный порядок и доведя страну до разрухи. Видя эти злодеяния, св. Саак отправился в греческий удел 103 , ибо Армения была разделена на две [части] между императором и Персией. Великий Феодосий 104 , который вначале не желал принять его, узнав от многих, что он исполнен Божьей благодати и благочестия, с большими почестями принял его, оказав ему такое гостеприимство, как если бы он был посланником самого Христа, и повелел немедленно начать обучение на письменах, дарованных им Богом; расходы же школ он приказал делать за счет царского двора. В то же время св. Саак послал внука своего Вардана 105 к персидскому царю Враму просить у него мира. И он, чтя святого, выполнил его просьбу и посадил на армянский престол Арташира 106 , сына Врамшапуха. Этот предавался гнусному пороку – сластолюбию, что стало причиной злословия нахараров 107 , которые с омерзением отступили от него. Придя к великому Сааку с жалобой , они просили его стать их сообщником и обвинителем перед царем персидским, чтобы тот либо заключил в оковы армянского царя, либо сверг его. Саак же, хотя и не считал их хулу наветом, однако не соглашался предать царя своего в руки царя-язычника, надеясь на то, что катящийся вниз отрезвеет. «Упаси [Боже], – говорил он, – предать [мне] заблудшую овцу [свою] волку. Ибо хоть он и развратен, но отмечен священным крещением; безнравствен, но христианин; осквернен телом, но не безбожник душой; человек без правил, но не огнепоклонник». Словом, он не желал больную овцу свою променять на здорового зверя.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Житие написано Киракосом Банасером (Словесником), учеником Товмы Мецопеци 663 . По мнению В. Акопяна, автор жития и автор маленькой «Хроники» Киракос Рштунци, который в памятной записи к «Хронике» упоминается как Киракос Банасер, одна и та же личность 664 . «Хроника» завершается 1443-м годом. Из «Памятной записи» Товмы можно заключить, что Киракос был его приверженцем и горячим сторонником Киракоса Вирапеци (католикоса Армении в 1441–1443 гг.), после низложения которого монахи Эчмиадзина «оклеветали перед неверными и вардапета Киракоса Рштунци, и нашего рабунапета Саргиса из св. Салнапатской обители: по навету епископов Захарии и Антона с одного взыскали 13 тысяч дахеканов, с другого – 6 тысяч дахеканов» 665 . «Житие Товмы Мецопеци», видимо, было написано вскоре после его смерти. Товма Мецопеци родился в 1378 г. 666 в селении Алиовит, в богатой и знатной семье. «В отроческие годы он воспитывался и учился в св. Мецопской обители... при вардапете Ованесе». Уже первые годы учебы Товмы были отмечены походами Тамерлана, от полчищ которого Товма дважды спасается бегством вместе с населением Каджберуника. В 1395 г. 667 «он и двенадцать сверстников отправились в Сухарский монастырь к великим учителям Саргису и Вардану». Саргис, вначале обосновавшийся в Астапатской школе, в 1389 г. перебирается в Сухарский монастырь (в Каджберуник) и остается здесь до самой своей смерти (1401 г.). Будучи учеником Ованеса Воротнеци и воспитанником Татевского университета, Саргис, возглавив Сухарскую школу, видимо, привил здесь некоторые традиции Татевского университета. В этом отношении интересны сведения Киракоса, который сообщает подробности об учебной программе воспитанников Сухарского монастыря. Здесь, пишет Киракос, Товма и его товарищи «изучили четыре метода научного мышления, а именно: определение, разделение, доказательство, анализ». Речь идет о науке логики, преподававшейся в монастырских школах Армении на основе трудов Аристотеля и Давида Анахта. Товма Мецопеци, согласно Киракосу, оставался в Сухарском монастыре двенадцать лет, сначала обучаясь у Саргиса, затем у Вардана. После смерти Вардана, в 1406 г., он с двенадцатью товарищами отправился в Татев. В Татевском университете Товма учится у Григора Татеваци, который «в это время сиял как факел... в ночной тьме... И все устремлялись к нему, дабы просветить душу и разум сладкоречивыми наставлениями его. Среди них и я, слабый душой и несчастный, – пишет Товма Мецопеци, – влекомый его славой, отправился с двенадцатью братьями [в Татев], и оставались [мы] у него два года, опекаемые и любимые им» 668 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Войска Карла Великого вторглись в земли союзника Византии, Беневент, но голод, возникший в этой части Европы, вынудил прекратить поход. 794.06.01 Карл Великий, король франков провел во Франкфурте–на–Майне свой собор, где не согласился с решением собора 787 года.  Развод Константина со своей женой Марией и венчание со своей любовницей Федотой, вопреки воле патриарха.  797.03–06 Неудачный поход Константина против арабов.  797.06.17 Военачальники столичного гарнизона выступили против Константина, однако тому удалось бежать через залив, где к нему стали стекаться верные войска. 797.08.15 Захват заговорщиками Константина. Ослепление его по приказу Ирины. Византия в IX beke Развернуть таблицу 800 Карл Великий  коронован как император Священной Римской империи, т.к. Римская церковь не признала Ирину законной главой Империи. После смерти одного из фаворитов  Ирины  евнуха Ставрикия, власть сосредоточилась у второго фаворита Аэция. Обмен посольствами между Карлом Великим и Ириной. Планы Карла жениться на Ирине и воссоздать Римскую империю в ее границах. 802.10.31 Заговор против Аэция и Ирины. Логофет Никифор низложил Ирину, сослал ее на о. Принкино, потом о. Лебос. Конец Исаврийской династии. Новый император  Никифор I Геник . Неудавшаяся Попытка одного из военачальников, Вардана, провозгласить себя императором. Посольсто Никифора к Карлу Великому по поводу мирных переговоров. 803.08.09 Смерть Ирины в неволе. Войска Никифора разгромили и подчинили славян, живущих возле византийского укрепления на Балканах Патры. Арабы разрушили многие византийские укрепления в Малой Азии. Война Византии с Карлом Великим за Венецию, Истрию и побережье Далмации. Далмация опустошена византийским флотом. Арабский флот опустошил Кипр и  Родос  и появился у берегов  Сицилии . 807–816 Война болгар и Византии. Переход крымских готов под власть Византии. Болгары взяли  Сердику  (совр. Софию). Попытка Никифора выступить против них, но из-за заговоров в войсках вынужден был отступить. Византийский флот в районе Далмации был разбит и отогнан.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

68) Иоанн , из диаконов. Это остаток и сухая кость ереси монофелитов, издохшей и сгнившей. При нем сенат низверг с трона Вардана Филиппика, который старался восстановить ересь монофелитов и беспутно расточал сокровища, собранные прежними императорами (713 г.). Кроме того, по обыкновению тогдашних римлян, он ослеплен и послан в ссылку. На его место избран Артемий, главный секретарь его, переименованный в Анастасия . При Филиппике и единомысленном ему патриархе (712 г.) составился лже-собор в Константинополе, который имел безумную дерзость осудить святой Шестой Вселенский Собор. Тогда же в первый раз явились некоторые следы иконоборства, потому что нагло выброшен из церкви образ сего святого собора, а по сказаниям других и все священные изображения прежде бывших соборов. Совершив такое беззаконие в Константинополе, Филипп послал повеление и к тогдашнему папе римскому Константину, чтобы иконы были выброшены из церкви; но папа мужественно воспротивился сему беззаконному повелению. Беззаконного же патриарха Иоанна, соборно низложенного, преемник Филиппика, православный Анастасий послал в заточение. На престол патриарший восшел 714 г. 69) Герман , епископ Кизика, муж знаменитейший православием , святостью жизни и силою слова. При нем Анастасий отказался от престола, равно и преемник его Феодосий Андрамитинский, после двухлетнего царствования, уступил престол Льву Исаврянину (717 г.). Сей-то Лев наипаче воздвиг гонение на святые иконы. Изгнания, отнятие имущества, бесчестия, темницы, отсечение членов, огонь и меч, – вот средства, которыми нечестивый иконоборец сей старался истребить поклонение святым иконам. Жестокие рабы его, бегая, подобно бешеным, сокрушали и сжигали все святые иконы как во святых храмах, так и в домах. Мозаичной работы живописные иконы в храме Богородицы и палате Влахернской враг Бога и изящных искусств истреблял топорами и каменными орудиями и самих живописцев или ссылал в заточение или предавал смерти. В один день уничтожил все училища; сжег училище, устроенное Великим Константином в Константинополе, в монастыре студийском, где сгорели и ученики и начальник школы, равно как чудная и знаменитая библиотека. Лев ярость свою излил и за пределы царствующего града, особенно на жителей Цикладских островов, которые явили себя мужественными ревнителями праотеческого православия. С твердостью, достойною истинного пастыря, противостоял иконоборцам всехвальный Герман, за что претерпел неисчислимые бедствия, так что был заушаем по ланитам и наконец (730 г.) свержен с патриаршества, после 15-летнего архиерействования. Память его почитается празднеством 12 мая. От сего святейшего отца мы имеем различные слова 11 , сладкозвучные тропари и другие сочинения. На его место возведен 730 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010