В Свято-Троицком храме в с. Уринском (ныне с. Б. Уря Канского р-на) особо чтимой была икона вмц. Варвары, в честь которой на Варварином ключе на правом берегу р. Ури была выстроена часовня. В 2006 г. был освящен источник Тихвинской иконы Божией Матери близ с. Ивановка Рыбинского р-на, над св. ключом сооружена часовня. В XVIII - нач. XX в. крестные ходы совершались во мн. храмах Канского окр. По решению священноначалия, утвержденному не позднее 1821 г., из канского Спасского собора 21 мая совершался крестный ход в часовню равноапостольных Константина и Елены, в 2 верстах от собора на запад по Московскому тракту. Из Свято-Троицкой ц. Троицкого солеваренного завода в 1-е воскресенье после 9 мая (празднование перенесения мощей свт. Николая) совершали крестный ход в бывш. дер. Култук с явленной на этом месте иконой свт. Николая. Икона оставалась в часовне на месте явления неделю, затем ее возвращали в приходскую церковь. В Свято-Духов день крестный ход из Троицкой ц. совершался в дер. Яковлево. Др. чтимой святыней в Троицком храме был образ св. Иоанна Предтечи. По желанию жителей во время летней засухи с этими иконами обходили поля. В наст. время традиция совершения крестных ходов возрождается в К. и Б. е. В Свято-Троицком соборе в Канске и в др. храмах епархии хранятся иконы и ковчеги с частицами мощей святых. В храме св. ап. Андрея Первозванного в Канске почитаются иконы с частицами мощей прав. Феодора Ушакова и св. ап. Андрея Первозванного - св. покровителей Военно-морского флота России. Храм был построен в память о погибших моряках-подводниках и является домовым храмом Канского морского кадетского корпуса им. св. ап. Андрея Первозванного. Архиереи Красноярский и Ачинский митр. Пантелеимон (Кутовой ; 28 дек. 2011 - 23 марта 2012, в. у.), еп. Филарет (Гусев; с 24 марта 2012). Арх.: ГА Красноярского края. Канский филиал. Ф. Р-14. Оп. 1. Д. 42, 63, 64, 337; Ф. Р-70. Д. 26. Ист.: Путешествие Его Имп. Высочества государя наследника-цесаревича по Енисейской губ. в 1891 г.//Памятная книжка Енисейской губ. на 1891 г. Красноярск, 1892. С. 159-176; Енисейские ЕВ. 1909. 4, 10; 1919. 17; Журналы заседания Свящ. Синода от 27-28 дек. 2011 г.- www.patriarchia.ru/db/text/1909396.html [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/1470267.html

“Господь нашел, что нам пора нести Его крест. Постараемся быть достойными этой радости”-говорила она. Глубокой ночью 5(18) июля, в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, Великую княгиню Елизавету Федоровну и ее келейницу Варвару Яковлеву вместе с другими членами Императорского Дома сбросили в шахту старого рудника. Из шахты слышались молитвенные песнопения. Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елизаветы и Варвары и у Великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения. Тело Елизаветы Федоровны осталось нетленным. Усилиями Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1921 году были доставлены в Иерусалим и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, согласно желанию Великой княгини Елизаветы.   Режиссер Виктор Рыжко, сценарий Сергей Дробашенко. 1992 г. Фильм является лауреатом Всероссийского фестиваля православных фильмов 1995 г. Приз зрительских симпатий 1995г. Дипломант МКФ “Золотой витязь” 1993г. (при подготовке рецензии использована книга Л. Миллер «Святая мученица Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна») Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 23 декабря, 2022 15 декабря, 2022 12 декабря, 2022 7 декабря, 2022 1 декабря, 2022 28 ноября, 2022 22 ноября, 2022 10 ноября, 2022 10 октября, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/romanovy-velikaya-knya...

29 мая 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил собор и принял участие в заседании Общественно-попечительского совета по возрождению храма в центральном нефе собора. В тот же день храм посетил патриарх К-польский Варфоломей. Патриарх Кирилл совершил 1-ю патриаршую литургию в соборе 20 нояб. 2010 г. и освятил крест на куполе. Правый придел храма было решено посвятить св. Иоанну Кронштадтскому, алтарь в крипте, где будут трапезная, приемная и покои патриарха,- прп. Иоанну Рильскому. Ход работ находился под надзором Комиссии по художественному убранству Морского собора, возглавляемой еп. (ныне архиеп.) Гатчинским Амвросием (Ермаковым) (заместитель - председатель епархиального архитектурно-художественной комиссии проф. архим. Александр (Фёдоров)), в ее состав вошли преимущественно специалисты из Ин-та им. И. Е. Репина АХ. Проект реставрации и воссоздания иконостаса выполнен коллективом «Моспроект-2» под рук. А. Н. Оболенского и А. О. Самойлова (иконы написаны в мастерских «Ковчег» и «Ставрос», Ярославль); проект убранства и росписи - под руководством художников Н. В. Нужного (ООО «Вифания»), Н. Селивёрстова и К. Константинова (в 2011-2013 работали более 200 живописцев). Помимо реставрации и реконструкции исторической живописи выполнены новые росписи в тех частях здания, где их не было. Созданные в основном по образцу мозаик мон-ря Осиос Лукас в Греции, они включают богатый орнаментальный декор, имитируют фактуру мозаики, представляют образы Спасителя, композиции на темы праздников, фигуры ангелов и др. Своды трапезной покрыты изображениями райских птиц, якорей, виноградных лоз, в медальонах - виды российских храмов и монастырей. Были выполнены более 300 эскизов для икон в технике перегородчатой эмали для главных дверей и хоросов. Воссозданы в традиц. свинцово-паечной технике витражи в подлинных металлических оконных рамах на стекле амер. и германского производства: «Распятие с предстоящими» с сев. стороны и «Чудесный улов» с южной - в окнах 1-го яруса, «Деисус» - в зап. окне (2012, А. И. Яковлев, Ю. И. Зенин). Колокола отлиты на воронежском колокололитейном заводе им. В. Анисимова. За работы в соборе 27 марта 2014 г. золотые медали РАХ были вручены А. Н. Оболенскому, Н. В. Нужному, А. О. Самойлову. К святыням собора относятся частицы мощей свт. Николая, прп. Сергия Радонежского, прмц. вел. кнг. Елисаветы и инокини Варвары, свт. Иннокентия Иркутского (в новонаписанной житийной иконе), прав. Феодора (Ушакова), а также иконы Божией Матери «Державная» и свт. Николая.

http://pravenc.ru/text/2566176.html

Главным украшением интерьера является иконостас белого мрамора с темной бронзой, иконы для которого были написаны известным мастером исторической живописи В. П. Верещагиным. Большие панно на каждой из четырех стен храма работы художника С. Иванова (живопись по холсту, прикрепленному затем к стене) отражают основные эпизоды из жизни Магдалины. Обозревая сюжеты по часовой стрелке, увидим на южной стене «Исцеление Магдалины Спасителем», на западной – «Магдалина у Креста Господня», на северной – «Явление Магдалине воскресшего Христа», на восточной, над алтарем, – «Проповедь Магдалины перед императором Тиберием». Программа росписей – архимандрита Антонина. Работу по размещению икон и холстов осуществлял командированный из Петербурга художник-реставратор П. К. Соколов. Для участия в торжественном освящении церкви, состоявшемся в праздник Покрова Божией Матери, 1 октября 1888 г., великий князь Сергий Александрович с супругой Елизаветой Федоровной и братом Павлом Александровичем совершают новое паломничество в Иерусалим. На церемонии присутствовали губернатор Иерусалима Реуф-паша, комендант Иерусалима, греческий консул, русское консульство и более 150 человек русских паломников. Паломничество в Святую Землю и посещение храма-мемориала в память Марии Александровны, несомненно, сыграли свою роль в личной духовной истории Елизаветы Федоровны – в созревании ее решения о переходе в православие. ... После мученической кончины великой княгини в Алапаевской шахте 18 июля 1918 г. ее мощи, как и останки других погибших с нею, по мере отступления белой армии были перевезены игуменом Серафимом (Кузнецовым) через всю Сибирь, через Хабаровск – в Пекин. Затем по желанию сестры Елизаветы Федоровны принцессы Виктории Баттенбергской мощи великой княгини и инокини Варвары (Яковлевой) были доставлены в Иерусалим и 17/30 января 1921 г. погребены в крипте храма Марии Магдалины. Игумен Серафим по завершении подвига доставления святых мощей в Иерусалим, подвизался в келье при греческом патриаршем монастыре Малая Галилея на Елеоне. К сожалению, с 1945 г. и до своей кончины в 1969 г. старец был лишен утешения молиться в Гефсимании у гробов мучениц, так как возглавлял так называемых «патриарших», т.е. тех представителей русского духовенства и монашества в Иерусалиме, которые вернулись под омофор Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. О. Серафим похоронен в Малой Галилее, за алтарем храма Второго (Успенского) Благовещения Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Так было положено основание Николаевскому женскому монастырю. В 1650 году монастырь этот был уничтожен пожаром; в скором времени он, однако, был восстановлен. Храмов теперь в обители три: соборный холодный, во имя Николая Чудотворца, в честь Богоявления Господня с двумя приделами и больничный, в честь иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость». В соборном храме находится главная святыня монастыря – икона святителя и чудотворца Николая, пожертвованная в эту церковь упомянутым выше Сергием, игуменом Арзамасского монастыря. В этом же храме есть другая местночтимая икона–образ Владимирской Божией Матери, принесенный в дар монастырю основателем его – свщ. Феофилактом Яковлевым. Крестные ходы, привлекающие в монастырь много богомольцев, совершаются два раза в год: 2      февраля, в память избавления города Арзамаса от моровой язвы, и 30 апреля – в память спасения города от пожара, бывшего в 1883 году. Управление игуменское. Арзамасский Новодевичий Алексеевский монастырь. Этот первоклассный общежительный монастырь находится в городе Арзамасе, на конце Прогонной улицы. Основан он князем Шаховским в царствование Михаила Феодоровича (XVII в.). Так как обитель не отличалась ни многолюдством, ни обезличенности, то в 1764 году, при пересмотре монастырских штатов, она была упразднена, монастырская же церковь была обращена в приходскую. При ней, однако, остались жить келейницы упраздненной женской обители. Они составили женскую общину, долгое время существовавшую в виде общежития. В 1818 году общежитие было переименовано в общину, а в конце прошлого столетия община была возведена на степень монастыря. В нем три каменных храма: соборный, в честь Вознесения Господня, в честь Успения Богоматери и больничный – во имя Св. Иоанна Лествичника и Св. Варвары великомученицы. Святыней монастыря является местночтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали» и образ Св. Николая Чудотворца. При обители имеется странноприимный дом для паломников, две больницы и разные мастерские, из которых особенно славится золотошвейная, получающая заказы не только со всех мест России, но даже и из Греции, Палестины и других отдаленных мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

и вмц. Варвары (Русский паломник. 2002. 26. С. 95). К памятникам этого круга относятся и бархатные пелены или покровцы 30-х гг. XIX в. (после 1833) с напечатанным изображением раки с мощами М. (Гос. ист.-архит. и этнографический музей-заповедник «Кижи», музей при ц. свт. Митрофана Воронежского в Москве; см.: Зеленина. 2003. С. 114). В композиции даны отсылки к месту нахождения святыни: изображения Благовещения Пресв. Богородицы и арх. Михаила (посвящение престолов, тезоименитый святой М. в миру), большая икона Божией Матери «Одигитрия» с обилием свечей; в правой части - рисунок раки под сенью со мн. подлинными деталями. Портрет «шевцовского» извода заключен в большую раму с образами херувимов, мощи, как и ранее, облачены в схиму, у изголовья - жезл-реликвия святителя. Особенность композиции - исторически достоверное, даже при условности рисунка, воспроизведение серебряной раки 1833 г., пожертвованной воронежским купечеством, с рельефом, на котором изображен имп. Петр, несущий гроб «святого старца», и с ангелами, поддерживающими края раки, и с арабесками, и с орлами, на которых стояла гробница (описание раки см.: Савостьянов. 1852. С. 75-77). Другой вариант изображения мощей, с фигурой гробового монаха, имеется на пелене 30-40-х гг. XIX в. (ГИМ; см.: Тысяча лет рус. паломничества. 2009. С. 305. Кат. 900). К этой группе произведений можно отнести также покровцы с живописными иконами М. и шитой надписью по краям (ГИМ - Там же. Кат. 899; Музей Православной Церкви, Куопио, Финляндия). На Императорском фарфоровом заводе в сер. XIX в. изготавливали пасхальные яйца с образом М. (ГЭ, собрание Патриарха Московского и всея Руси; см.: Пасхальные дары: Из колл. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: Кат. выст. М., 2001. С. 83. Кат. 8). Ранними примерами ростовской финифти с его изображением являются образки 30-50-х гг. XIX в. разных иконографических типов (ЯИАМЗ, ЦМиАР, ЦАК МДА, музей при ц. свт. Митрофана Воронежского в Москве), в т. ч. исполненные в технике гризайль (подробнее см.: Фёдорова М. М. Наместник ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря о. Флавиан и его роль в развитии ростовской финифти 1-й трети XIX в.//Макариевские чт. Можайск, 2006. Вып. 13: Преподобный Серафим Саровский и русское старчество XIX в.. С. 269-279). Самым дешевым вариантом являлись миниатюры посл. трети XIX - нач. XX в. (ГМЗРК) с условным оплечным изображением святителя в куколе, выполненные несколькими цветовыми пятнами, штрихами, без надписи. В нач. 30-х гг. XIX в., вероятно к прославлению М., были заказаны партии серебряных и оловянных образков различных видов, в частности с изображением мощей нового святого, позднее по тем же образцам изготавливались латунные иконы (музей при ц. свт. Митрофана Воронежского в Москве, ГИМ; см., напр.: Тысяча лет рус. паломничества. 2009. С. 302, 305-306. Кат. 887-888, 901-905).

http://pravenc.ru/text/2563404.html

Устье, урочище. Церковь Варвары великомученицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Варвары великомученицы Год постройки:1865. Адрес: Россия, Новгородская область, Новгородский район, погост Устье Координаты: 58.44999, 31.826813 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В деревне Устье была усадьба инженера-мостостроителя Каземира Рейхеля, несколько домов и церковь великомученицы Варвары. В 1960-х годах, когда закрыли церковь, комсомольцы начали разворовывать усадьбу и могилы в поисках золота. После закрытия храма все иконы пустили по речке.   В настоящее время на месте деревни Устье сохранились полуразрушенная церковь Варвары мученицы и фрагменты надгробной плиты на могиле Казимира Яковлевича. Устье погост. Варвары. 1865. ХИТРОВ Григорий Никиф. Приходы и духовенство Новгородской епархии на 1916 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=38340

Установлены новые сведения о пребывании на Уральской земле преподобномучениц великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары (Яковлевой) 13 мая 2008 г. 11:24 В ходе работы над книгой «Жития святых Екатеринбургской епархии» сестрами Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга были найдены новые сведения о пребывании на Уральской земле преподобномучениц великой княгини Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары (Яковлевой). В частности, удалось установить, в каком именно доме они жили в Екатеринбурге во время ссылки (перед отправкой их в Алапаевск). В Екатеринбург великая княгиня Елизавета Феодоровна прибыла со своей келейницей инокиней Варварой в мае 1918 года. Они поселились в гостинице «Атамановские номера» (современный адрес: ул. Ленина, 19, здание УФСБ по Свердловской области), где вместе с ними жили князья Дома Романовых Иоанн Константинович, Константин Константинович и Игорь Константинович и князь Владимир Палей. На основании найденных архивных и печатных материалов сотрудниками комиссии по канонизации Екатеринбургской епархии была подготовлена историческая справка, освещающая это событие. Екатеринбургская епархия обратилась в администрацию Екатеринбурга и области, а также в областное УФСБ, с предложением об установлении на здании бывшей гостиницы мемориальной доски в память о пребывании в этом доме святых преподобномучениц и великих князей Дома Романовых. В случае положительного решения этого вопроса торжественную церемонию установления мемориальной доски можно было бы приурочить ко дню памяти святых преподобномучениц Елизаветы и Варвары — 18 июля. «Информационное агентство Екатеринбургской епархии» /Патриархия.ru Календарь ← 7 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/406354.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010