Встреча с Православием/Святые и святыни Ярослав Харкевич Юрий Клиценко Братия Сретенского монастыря Ростислав Новиков, Ариадна Черкасова Кирилл Писенко Дмитрий Напара В серый промозглый декабрьский вечер затрепетала ярким живым огоньком в Пекине поминальная свеча, зажженная на территории посольства РФ в КНР - бывшей территории Российской Духовной Миссии в Китае - в честь и память Великого князя Сергея Михайловича; Великой княгини Елисаветы Феодоровны; князей - братьев Иоанна, Константина и Игоря - сыновей Великого князя Константина Константиновича; князя Владимира Палея - сына Великого князя Павла Александровича от морганатического брака; Федора Ремеза - секретаря Великого князя Сергея Михайловича; Варвары Яковлевой - инокини Марфо - Мариинской обители милосердия. 26 декабря святая Церковь праздновала 1700-летие со дня блаженной кончины святой мученицы Лукии Сиракузской. После дня памяти святой Лукии, который у католиков приходится на 13 января н. ст. мощи в течение десяти дней находились в Сиракузах, месте подвига святой мученицы, куда в это время стекались верующие со всей Сицилии. Православные верующие также прибегают к заступничеству святой мученицы и в день ее памяти совершают молебны у ее мощей в церкви святого Иеремии, а также приходят к ее мощам для частной молитвы. Святая мученица имеет особую благодать исцелений от болезней зрения, помогает защитить верующих от телесной и духовной слепоты. Юрий Крестников Людмила Данилова Архимандрит Иустин Попович Александр Ужанков Александр Ужанков Олег Стародубцев Владимир Крупин Кира Черкизова Валентина Майстренко Дмитрий Рыбаков Валентина Майстренко Несколько лет назад Свято-Успенский собор города Енисейска обрёл бесценнейшую святыню – надгробную плиту героя Отечественной войны 1812 года, участника Бородинского сражения Даниила Делие, найденную на городской свалке. Плита повредилась, но уцелевшие слова свидетельствовуют, что именно под нею упокоился старец Даниил Ачинский. И воин Даниил, и старец Даниил, почитаемый за праведную жизнь и дары Божии, – одно лицо. Вернулась надгробная плита к енисейцам вскоре после прославления праведного Даниила в Красноярско-Енисейской епархии местночтимым святым. Дмитрий Емец В других разделах

http://pravoslavie.ru/put/page5_1083.htm

Марфо-Мариинская обитель милосердия открыла свой сайт в интернете 11 сентября 2006 г. 14:34 Марфо-Мариинская обитель милосердия открыла свой сайт в интернете www.mmom.ru.   Посетители сайта могут познакомиться с историей обители, получить информацию о сестричестве, центре культуры и просвещения, центре материнства и детства, действующих при обители, ее подворьях и т.д. Отдельная страница посвящена истории недавнего конфликта вокруг обители. Марфо-Мариинская обитель милосердия, созданная трудами и на средства великой княгини Елизаветы Фёодоровны была открыта 23(10) февраля 1909 года. Обитель наименована в честь Марфы и Марии евангельских сестер, принявших у себя в доме Господа Иисуса Христа. Марфа заботилась об услужении Ему. Мария же села у ног Спасителя слушала слово Его. Марфа и Мария образ труда и молитвы. Эти святые мироносицы стали небесными покровительницами обители. При Марфо-Мариинской обители были созданы образцовые больница, амбулатория, приют для девочек, аптека, оказывались другие благотворительные услуги. Действовали пошивочные мастерские, дешевая столовая, воскресная школа, библиотека, лечебницы, прибежища для обездоленных. В годы расцвета (1914-1917) в обители трудилось более 150 сестер милосердия. Во время Первой мировой войны здесь размещался госпиталь для тяжелораненых. При большевиках обитель была закрыта. Марфо-Мариинскую обитель милосердия называют обителью четырех святых подвижников: ее основательницы преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы; инокини Варвары (Яковлевой), келейницы начальницы — преподобномученицы; сестры обители Евдокии (Кузьминовой) — преподобномученицы; духовника обители протоиерея Митрофана Сребрянского — Сергия преподобноисповедника. Русская Православная Церковь причислила преподобномучениц Елизавету и Варвару к лику святых весной 1992 года. Мученическую кончину Евдокия приняла 5 февраля 1938 года на полигоне в Бутово. В этот день празднуется ее память. Отец Митрофан был подлинным духовником обители, наставником и помощником начальницы. Во время гонений отец Митрофан принял постриг с именем Сергий. Заболев, он почил 5 апреля 1948 года. Юбилейный Архиерейский Собор 2000 года прославил его в лике новомучеников и исповедников российских. Вновь открытая в 1992 году, обитель восстанавливает историческую преемственность в делах милосердия, благотворительности, духовного просвещения и воспитания в духе любви. Следуя уставу, утвержденному начальницей обители преподобномученицей великой княгиней Елизаветой, сестры обители, выполняют церковные послушания, а также работают в Медицинских учреждениях (в частности, в неврологическом отделении больницы 57). В обители действуют приют для девочек сирот, патронажная служба, магазин церковной книги и утвари. Создан учебный центр по подготовке сестер милосердия, где кроме профессиональных дисциплин они изучают богословские науки. Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/140963.htm...

Елизавета. [Инфографика] . Значение имени : Елизавета – от древнееврейского «Элишева», что означает «Бог — моя клятва»; Святая преподобномученица Елизавета Федоровна.  День памяти: 18 июля.  Житие   преподобномученицы. История о том, как немецкая принцесса Элла, родившаяся в семье Людвига IV, герцога княжества Гессен-Дармштадт и принцессы Алисы, дочери британской королевы Виктории, в 1884 году обвенчалась с братом Александра III великим князем Сергеем Александровичем Романовым, получив имя Елизавета Федоровна, и через семь лет, вдохновленная его верой, перешла из лютеранства в православие. Как с 1891 года, когда Сергей Александрович стал генерал-губернатором Москвы, занималась благотворительностью, а после страшной гибели мужа (февраль 1905) от руки террориста Каляева, всю свою дальнейшую жизнь посвятила делам милосердия. В 1909 году создала в Москве  Марфо-Мариинскую обитель, которая принимала страждущих до середины 1920-х годов. В июле 1918 года ее с несколькими представителями Дома Романовых зверски казнили в уральском городе Алапаевске. В 1992 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил великую княгиню Елизавету и не оставившую ее до последней минуты сестру Марфо-Мариинской обители Варвару (Яковлеву) к лику святых новомучеников. Подготовил Игорь Цуканов ;  Другие святые и известные люди с именем Елизавета : Святая праведная Елисавета (конец I века до Р. Х. - начало I века по Р. Х.) - мать святого пророка и крестителя Господня Иоанна Предтечи, жена священника Захарии. Преподобная Елисавета (V век) — прославилась даром чудотворений, предотвратила гибель Константинополя, предупредив императора Льва  I, что в городе случится большой пожар. Елизавета Петровна (1709-1761) — родная дочь Петра I, российская императрица (1741-1761). Елизавета II (род. в 1926 году) - королева Великобритании с 1952 года. Елизавета Глинка, или «доктор Лиза» (1962-2016) — основательница первого бесплатного хосписа на Украине, в Москве создала и возглавила благотворительный фонд «Справедливая помощь», летом 2010 года помогала пострадавшим от лесных пожаров, многое сделала для помощи жителям Восточной Украины, организовывала эвакуацию в Россию раненых и больных детей. Погибла вместе с другими пассажирами потерпевшего катастрофу самолета ТУ-154, на котором летела, сопровождая гуманитарный груз лекарств в сирийскую клинику; [ Интересные факты ]: Гробница на Святой Земле ( где покоятся мощи преподобномучениц Елизаветы Федоровны и Варвары). Верная спутница (о Варваре Алексеевне Яковлевой); Фотоиллюстрации : Елизавета Федоровна и Сергей Александрович Романовы; Елизавета Федоровна в монашеском облачении; В Марфо-Мариинской обители; Гробница на Святой Земле; Марфо-Мариинская обитель в Москве; Сестра Марфо-Мариинской обители — Варвара Алексеевна Яковлева//Фома. - – июль 2019. – С.26-27. - (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Именины »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7195-i...

Колокол упал с 80-метровой высоты. Все думали: разбился. Но даже трещинки не было. И тогда все встали на колени – Как раз с ним обошлись очень жестко. Действительно, в 1929 году потомки тех, кто строил этот храм, пришли сюда как разрушители. Их, конечно, было немного – два десятка человек, но они такое здесь сотворили! А перед этим согнали к храму всех жителей, развели костры, кидали в костры иконы, книги. Потом подогнали сюда ломовых лошадей. А каждая ломовая лошадь приравнивалась к маленькому трактору. Двенадцать лошадей запрягли – это рассказывала мне наша долгожительница Анна Яковлевна Телегина, видевшая все это шестилетним ребенком. Она навзрыд плакала, когда вспоминала: поднялись большевики на колокольню, набросили на нее канатные веревки, подвязали к лошадям и начали их бить кнутами. Лошади рванули разом и сдернули колокольню. И вместе с ее верхушкой упал на землю большой вестовой колокол. Он упал почти с 80-метровой высоты. Все думали: разбился. Но колокол оказался целым, даже трещинку не смогли найти. В тот момент все жители встали на колени перед разрушителями и заплакали. И, представьте себе, они не растопили их сердца. Дальше произошло страшное. Варвары подвязали колокол к лошадям, подвели лошадей на самый край скалы и колокол столкнули в реку. Этот колокол до сих пор не найден. Вид с колокольни на село – Но это же не море, разве здесь трудно найти вестовой колокол? – Да вы что! Даже дайверы сюда ездили два года подряд. Говорят, что ил очень глубокий тут. Я думаю, колокол ушел бесследно от людей, которые так жестоко с ним расправились. После разгрома восемь десятков лет наша церковь разрушалась. Она сначала была домом культуры. В алтаре сцену устроили. Потом сгорело здание. А после этого она уже никому не нужна стала. – Я помню, как в середине 2000-х проезжал мимо этого храма. Он очень разрушен был, хоть и смотрелся величественно. Но я даже подумать не мог, что его восстановят, это казалось чудом. А вы всегда хотели его восстановить? Что вас подтолкнуло к этому?

http://pravoslavie.ru/91751.html

Построенная обитель стала называться Борисоглебской. По указанию князя Бориса с новоявленной чудотворной Казанской иконы Божией Матери для монастыря делается копия, которую он привозит в обитель. По распоряжению князя монастырь переводят на остров, а церковь в честь святых Бориса и Глеба обращают в приходскую. С этого времени поселение при Ворсменском озере стало называться сельцом Ворсмой, а присёлок при церкви - Жатвенным Борисоглебским погостом. Строятся деревянные братские кельи и храм с двумя престолами: вверху - в честь Пресвятой Троицы, внизу - во имя Казанской иконы Божией Матери. Вскоре возводится еще один храм - во имя преподобного Михаила Малеина - небесного покровителя первого русского царя из рода Романовых - Михаила Федоровича. Главными устроителями святой обители были князья Черкасские - Иван Борисович, Яков Куденетович и Михаил Яковлевич. Род Черкасских был особо близок к династии Романовых. Князь Иван Борисович Черкасский приходился государю двоюродным братом, а в период смуты Черкасские много сделали для дома Романовых. Благодаря этим отношениям к монастырю было особое внимание. Так по указу царя Михаила и благословению патриарха Филарета часть Ризы Господней передали благочестивому князю Ивану Борисовичу Черкасскому за заслуги перед Отечеством, а князь даровал в свою очередь святыню опекаемой им обители. Частицы Ризы Господней в России хранились только в трёх местах: в Москве, в Свято-Троицком Островоезерском монастыре и позднее в Санкт-Петербурге. В конце 17 в. при князе Михаиле Яковлевиче Черкасском в обители началось активное каменное строительство. В это время строится первая каменная церковь во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Она была выстроена на фундаменте известняка, залежи которого были обнаружены неподалёку от Ворсмы. В 1743 году часть имения князей Черкасских в качестве приданого для Варвары Алексеевны Черкасской, выходившей замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, перешли во владение рода Шереметевых. Как и прежние владельцы они усердно обустраивали и благоукрашали святую обитель. При них в монастыре было три храма, надкладезная часовня, каменная восьмигранная колокольня с семью колоколами, построенная в 1692 году, каменный двухэтажный келейный корпус, конюшня, каретник, гостиница для паломников, два ледника и баня. В честь Михаила Архангела был выстроен главный собор обители - Троицкий, в западном правом углу которого стояла гробница над местом захоронения первоначальника монастыря и подвижника благочестия иеросхимонаха Макария. Островоезерский монастырь был особо почитаем, поскольку здесь жили монахи по строгому афонскому уставу. Главной святыней монастыря был серебряный Крест с запаянной в него частицей Честного Животворящего Креста Господня. Незадолго до революции Крест таинственным образом исчез. Во время освящения Иордани в праздник Крещения он выскользнул из рук священника и ушел под воду. Несмотря на то, что место было неглубокое, никакие попытки найти Крест не увенчались успехом.

http://sobory.ru/article/?object=05553

9 апреля 1910 года епископ Трифон (Туркестанов) посвятил первых 17 сестер во главе с великой княгиней в крестовые сестры. На следующий день за Божественной литургией митрополит Московский Владимир (Богоявленский) возвел Елисавету Феодоровну в сан настоятельницы. В 1911 году в Обители действовали больница для бедных женщин и детей, дом для бедных чахоточных женщин, бесплатная амбулатория с выдачей лекарств, трудовой приют для девочек, воскресная школа для взрослых женщин, бесплатные библиотека, столовая и странноприимница. Все эти учреждения обслуживались сестрами. Революция 1917 года поначалу никак не повлияли на деятельность обители. Но 7 мая 1918 года, за матушкой прибыл отряд латышских стрелков. Простившись с сестрами, под вооруженной охраной латышских стрелков, она уехала в машине в сопровождении двух сестер - келейницы Варвары Яковлевой и Екатерины Янышевой . 18 июля 1918 года великая княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара (Яковлева) были живыми сброшены в шахту вблизи города Алапаевска. Обитель просуществовала до 1926 года. Затем еще два года на её территории действовала поликлиника, где работали бывшие сестры под руководством княжны Голицыной. После ее ареста одни насельницы были высланы в Туркестан, а другие создали маленькое огородное хозяйство в Тверской области и выживали там под руководством отца Митрофана Серебрянского . После закрытия в соборном храме обители открылся городской кинотеатр, потом дом санитарного просвещения, а в Марфо-Мариинской церкви - амбулатория имени профессора Ф. Рейна. Ее храмовую икону святых Жен-Мироносиц передали в соседнюю замосквореченскую церковь Николы в Кузнецах, а на территории бывшей обители установили статую Сталина. После войны в бывшем Покровском храме разместились Государственные реставрационные мастерские, позднее переименованные в Художественно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря. В Марфо-Мариинском храме еще в 1980-х годах работала лаборатория Всесоюзного института минерального сырья и кабинет лечебной физкультуры с оборудованным в помещении бывшего храма спортивным залом.

http://drevo-info.ru/articles/13679513.h...

В начале ХХ века здание церкви пришло в негодность, было сломано прихожанами и продано Салову, местному богачу, занимавшемуся обжигом извести. Как свидетельствует предание: бог наказал людей, так как в тот же год село выгорело (осталось только пять домов). По приходно-расходным книгам и клировым ведомостям, сохранившимся с конца 18-го века, узнаем, что новый кирпичный храм Иоанна Предтечи был построен в 1804 году «тщением прихожан» и на церковные средства. Среди прихожан был и Павел Петрович Нарышкин, род которого владел здешними землями с 1693 года. Строителем храма был крестьянин с.Ключищи Андрей Иванович Рябина, он же нанимал мастеров, закупал материалы. Место для нового храма (севернее прежней деревянной церкви) было выбрано П.П.Нарышкиным. Вероятно, строительство было начато в 1800-1801 гг., т.к. уже в 1804 году «при благословлении архиепископа Казанского и Симбирского Павла 1 и местном священнике благочинном о. Симеоне Иоанновиче Чернышеве произошло освящение нового храма. Храмозданная грамота не сохранилась, поэтому более подробно о начале строительства, его стоимости, узнать не предоставляется возможным. В храме имелся еще один престол в честь св. Великомученицы Варвары (справа). В левой же части хранилась церковная библиотека. В 1898-1901 гг. построена новая каменная ограда вокруг храма. В разное время среди жертвователей были : маркиз Александр Филиппович Паулуччи, попечитель Иван Яковлевич Мишкарев, председатель попечительского совета Павел Иванович Губернаторов, член попечительского совета, крестьянин с. Ключищи Тимофей Григорьевич Чернов, на средства крестьян с.Ключищи и д.Матюшино было приобретено три пары золоченых хоругвий на 300 руб. В церкви имелось 6 колоколов. Самый большой в 102 пуда. (Волж.новь, 1990, 26 июня). Более обстоятельно написал об исторических версиях происхождения Ключищ Андрей Боголюбский в своей изданной в 1902 году как отдельный оттиск из Известий по Казанской Епархии небольшой книге «Иоанно-Предтеченская церковь села Ключищ…», настоятелем которой он стал с августа 1887 года (Казань, 2009, 1)

http://sobory.ru/article/?object=02558

     А за полтора года до этого – тоже событие огромной важности! – отец Серафим участвует в работе Первого Всероссийского иноческого съезда в Троице-Сергиевой лавре с правом совещательного голоса и ведет подробный дневник дебатов. Спустя некоторое время, его заметки в газете «Русская земля» и в журнале «Монастырь» составят основу подготовленной им книги об историческом съезде, являя на сегодняшний день единственное сохранившиеся целостное повествование о работе форума. Это издание – «Первый Всероссийский иноческий съезд. (Воспоминания, записки и наблюдения участника съезда)» – можно было увидеть на тематической выставке в Историко-культурном центре «Соборная палата» ПСТГУ, подготовленной Т.А. Романовой вместе с послушницей Ксенией Хайнбюхер. На 24 баннерах были представлены разные этапы жизненного пути старца-молитвенника. И за стеклом в двух витринах находились бесценные исторические книги, часть которых – из личного архива послушницы Ксении. Что касается «Монашеских уставов», над ними игумен Серафим продолжит серьезную работу на Святой Земле, куда он привезет останки двух убиенных в Алапаевске мучениц – Великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее келейницы инокини Варвары (Яковлевой). Тема доклада другого насельника Белогорского монастыря – иеромонаха Серафима (Трегубова) – обозначена так: «Монашеские уставы» игумена Серафима (Кузнецова) и их значение для монашеского права». Сообщив, что эти труды прошли духовную цензуру Святейшего Синода и впоследствии с ними были ознакомлены Предстоятели трех Поместных Церквей (Вселенский Патриарх Иоаким III, Иерусалимский Патриарх Дамиан, Патриарх Московский и всея Руси Алексий I), докладчик добавит очень важную вещь. «Монашеские уставы» 1910 года игумена Серафима тесно связаны с «Положением о монастырях и монашествующих» 2017 года. Их объединяют три основные момента, которые рассматривались во время монашеской реформы XX века: распространение старчества; принятие всеми монастырями «Общежительного устава»; назначение настоятелями лиц, которые имеют опыт подлинной монашеской жизни…

http://pravoslavie.ru/125039.html

В 1836 г. при святителе Мелетии (Леонтовиче) началась перестройка придельных храмов во имя св. великомученицы Варвары и св. великомученика Иоанна Воина, т.к. храм не мог уже вместить всех прихожан. Постройка их окончательно была завершена в 1839 г. В ведомости по харьковскому градскому благочинию за 1858 г. об этом храме говорится так: " Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы зданием каменная, с каменной крепкой колокольнею. Имеет три престола: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (холодный), а последние два теплые. Утварью достаточна. Причта положено по штату: протоиерей, священник, диакон, дьячков - 2 и пономарей - 2. Земли при сей церкви никакой нет. На содержание священнослужителей жалованья не получается, а получают они доброхотные даяния прихожан. Приписаний к сей церкви нет. Домовая в сем приходе церковь во 2-й Харьковской мужской гимназии во имя преп. Сергия Радонежского (основана она в 1851 г., зданием тоже каменная). Настоятель - протоиерей Стефан Яковлевич сын Стефаневский. Число прихожан: мужчин - 484 чел., женщин 568 " . По своему архитектурному решению этот храм представлял собой типичный пример раннего классицизма. Эта каменная Благовещенская церковь по сравнению с другими древними церквами г. Харькова особенно отличалась по своему благоустройству, украшению, богатству, и вместимости и даже с 1846 г. она некоторое время называлась собором " . Статус " собора " Благовещенская церковь имела вплоть до 1863 г. В дальнейшем упоминание об этом статусе теряется, и лишь 3 июля 1914 г. уже последняя Благовещенская церковь официально возводится на степень " градскаго собора " . Бурный рост Харькова в конце XIX в. обусловил необходимость построения совершенно нового по своему архитектурному решению храма. Впервые вопрос об этом был поднят в 1858 г., однако он остался открытым, и прежняя церковь была только несколько расширена. По инициативе небольшого кружка именитых и зажиточных прихожан и с разрешения вл. Амвросия (Ключарева) 22 ноября 1887 г. состоялось расширенное собрание прихожан, на котором единодушно решено было соорудить новый храм. Для заведования всеми делами по постройке был организован особый " строительный комитет " и сразу было собрано 34 000 рублей, добровольно пожертвованных. 16 февраля 1888 г. Строительный комитет исходатайствовал у Харьковской городской Думы новый большой участок земли под постройку храма. Зодчим будущего харьковского кафедрального собора Строительный комитет избрал своего прихожанина, опытного строителя, профессора архитектуры Михаила Ивановича Ловцова. 2 октября 1888 г. была совершена торжественная закладка новой церкви архиепископом Харьковским Амвросием. Во все время строительства нового храма богослужение проходило в старой церкви, которая после окончания строительства была снесена.

http://drevo-info.ru/articles/26233.html

В.И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.» Екатерининская церковь, 1731 г. Каменная. В 1879 г. пристроен теплый храм. Вышина церкви 13 саж., длина и ширина по 5 ½ саж. Своды котловые. Окна полукруглые, в два света, сведенные вверху мысом. Наличники у них гладкие, валиками. Алтарь пятигранный. Приделы в честь Рождества Пр. Богородицы и св. мученицы Варвары. Стены первоначальные, сплошной кладки из тонкого, продолговатого кирпича. Кровля шаровая. Иконостас 1848 г. Колокольня современна церкви. На одном из колоколов есть надпись: «Sibir 1733 лит сей колокол вневъянских дворянина Акинфея Демидова заводов»; на другом: «Во славу Бога ко украшению церкви и в пользу общества вылит 1798г. месяца сентября вес 120 пуд. лил мастер Василей Яковлев Овчинников». Описание церкви, приведенное в «Известиях ИАК» 46, С-Петербург, 1912 г. В Известиях ИАК допущена опечатка, село названо «Кургуш», возможно, из-за неправильного прочтения рукописного «Курчум». Добавить комментарий Комментарии и обсуждение На протяжении последних 40 лет в этой Курчумской Екатерининской церкви раположена районная МТС, просто кощунственно. В 70х предпринимались робкие попытки к восстановлению, но все закончилось разговорами. Говорят, что под штукатуркой на куполах произведения известных художников 18 века. Как можно взбудоражить общественность, что бы начать восстановление этой церкви и вывести из нее МТС? Мой дед, бабушка и все предки венчались в этой церкви. Была там до революции иконописная церковно-приходская школа. Там начинали свою творческую деятельность братья Васнецовы, которые учились вместе с моими предками. Революция изменила полностью облик и соицальную значимость не только церкви, но всех жителей села, близьлежащих деревень и района в целом. Практически на 90% коренные жители уехали из села навсегда. Случайно увидела заметки Константина и не удержалась - решила написать о родном для меня Курчуме. В этом селе мои предки из рода Степановых жили на протяжении полутора веков (примерно с 1770 и до 1923). Сначала они были монастырскими крестьянами (Курчум был вотчиной вятского Трифонова монастыря), затем - государственными, а во второй половине 19 века служили волостными писарями. Бабушка моя родилась в Курчуме, здесь прошли её детство, школьные годы. Жизнь неразрывно была связана с сельской церковью: из поколения в поколение Степановы крестились, венчались и отпевались в Екатерининской церкви, традиционно бывали на службе и на исповеди. Церковь в те годы была средоточием духовной жизни, а не только культовым сооружением. И верили люди всерьёз и истинно.

http://sobory.ru/article/?object=10720

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010