Святая преподобномученица Варвара 1883–†5(18) июля 1918 Прославлена в 1992 г. Память празднуется 5(18) июля (преставление) и в воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников) Точная дата рождения и обстоятельства жизни Варвары Яковлевой до ее прихода в Марфо-Мариинскую обитель неизвест­ны. Она была одной из 17-ти крестовых сестер, первыми посвященных в это звание. В обители она несла послушание келейницы настоятельницы и была известна как одна из ближайших сестер. Сестра Варвара последовала за великой княгиней во время ареста и до конца не покинула ее, хотя в Алапаевске была вызвана в Областной совет, где ей предложили свободу. Когда же Варвара отказалась, ей стали угрожать пытками. На это Преподобномученица заявила, что готова дать расписку своей кровью в том, что она желает разделить судьбу своей настоятельницы. Пальцы правой руки сестры Варвары, как и преподобномученицы Елисаветы, после смерти оказались сложены для крест­ного знамения. Из Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации Святителя Филарета (Дроздова; 1782–1867), Митрополита Московского и Коломенского Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, исследовав жизнь и святительское служение Митрополита Московского и Коломенского Филарета, стяжавшего своей молитвой и подвигами обильные дары Божественной благодати, находит ныне благовременным прославить во святых этого великого и богомудрого архипастыря Церкви Российской. В народе его почитают великим светильником пра­вославной веры, который и поныне в своих многочисленных творениях излучает свет истины Христовой. Благодаря значительному вкладу Святителя Филарета в перевод Священного Писания на русский язык христиане России и поныне имеют возможность внимать Слову Божию на доступном им языке. В полном убеждении в высоте и истинности духовной жизни и деятельного церковного служения Митрополита Филарета Собор определяет: 1. Причислить Митрополита Московского и Коломенского Филарета к лику святых для общецерковного почитания.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

  Вещи, принадлежавшие монахине Варваре Яковлевой: 2 кипарисовых креста на белой шелковой тесемке. Один из крестов сломан. Золотая цепочка. На ней: 1) Золотой крест, на оборотной стороне надпись: «Спаси и Сохрани». 2) Серебряная иконка великом[ученицы] Варвары, на оборотной стороне архистратиг Михаил. Серебряная цепочка. На ней: 1) Серебряный образок среднего размера Божьей Матери Смоленской, на другой стороне Митрофания Воронежского. 2) Серебряный крест со славянской надписью. 3) Серебряный образок великом[ученицы] Варвары, на обороте св. Ксения. 4) Серебряный образок с эмалью Успения Божьей Матери, на обороте св. Епифаний и Феодосий Печерские. 5) Сереб[ряный] образок с эмалью Черниговской Божьей Матери, на обороте Сергий Радонежский. 6) Такой же образок. 7) Сереб[ряный] образок Божьей Матери Скоропослушницы, на обороте св. цел[итель] Пантелеимон. 8) Сереб[ряный] образок с эмалью Знамения Божьей Матери, на обороте св. Иосаф. 9) Сереб[ряный] образок Божьей Матери Владимирской, на обороте Патр[иарх] Гермоген. 10) Серебр[яный] образок Казанской Божьей Матери, на обороте Распятие и 2 копья. 11) Серебр[яный] малый образок Иверской Божьей Матери, на обороте митрополит Алексей. 12) Серебряный образок Божьей Матери Умиления, на обороте Серафим Саровский. 13) Серебр[яный] образок Божьей Матери Утоли Моя Печали, на обороте св. Симеон. 14) Серебр[яный] крест черненый с голубой эмалью, на обороте изображение святого. 15) Серебр[яный] образок Знамения Божьей Матери, на обороте Георгий Победоносец. Серебряная разорванная цепочка. На ней: 1) Серебр[яный] образок Покрова Божьей Матери, на обороте Мария и Марфа. 2) Серебр[яный] образок Божьей Матери, на обороте св[ятые] Петр и Трифон. 3) Мал[ый] серебр[яный] образок Божьей Матери Умиления, на обороте Серафим Саровский. 4) Такой же образок несколько больше. 5) Мал[ый] серебр[яный] образок Владимирской Божьей Матери, на обороте Патр[иарх] Гермоген. 6) Серебр[яный] образок с эмалью Черниговской Божьей Матери, на обороте Сергий Радонежский. 7) Серебр[яный] образок Ангела-хранителя, на обороте св. Алексей. 8) Серебр[яный] образок Покрова Божьей Матери, на обороте велик[омученица] Варвара. 9) Серебр[яный] крест со славянской надписью.

http://sedmitza.ru/lib/text/8883185/

«Избранных ради прекратятся дни оны. Как? Господь их возьмет к Себе». Весной 1947 года отец Симеон вместе со мной посадил дуб и благословил его, чтобы враг не показал мальчишкам, чтобы они не вырвали его. Дуб этот растет рядом с домиком у Михайловского собора. Отец Симеон сделал деревянную форму, дал денег, на которые купили цемент, и до прихода людей в монастырь каждый день ранним утром отливал вместе со мной цементные столбики, которые расставили по краю Успенской площади вокруг клумб вместе с цепями. Сейчас эти столбики за хозяйственными воротами по берегу ручья Каменец. Я же исполнял послушание братскому духовнику, написал что мог. Из этого описания видна моя жизнь как жизнь внешняя, что нет у меня настоящей духовной жизни и должного преуспеяния, испытываю духовную бедность. Простите. 30 октября 2000 года Псково-Печерского монастыря Казначей Архимандрит Нафанаил» Схимонахиня Евстафия о старце Симеоне Весьма ценные записки о преподобном принесла в дар памяти своего духовного отца и одна из старейших насельниц ставропигиального Пюхтицкого монастыря схимонахиня Евстафия. «...В миру матушку Евстафию звали Екатерина Яковлевна Карасева. Она родилась в 1922 году в Смоленской области, в мае 1957 года поступила в Лебединский монастырь Черкасской области, в августе 1958 года перешла в Пюхтицкую обитель. В монашестве получила имя Евстафия, то же имя было сохранено при ее постриге в схиму весной 2003 года. Мать Евстафия написала свои воспоминания по благословению настоятельницы игумении Варвары перед прославлением старца Симеона в лике святых. Впоследствии этот рассказ был несколько дополнен воспоминаниями той же схимонахини Евстафии, записанными в Пюхтицком монастыре иноками московской Сретенской обители». Вот ее преисполненное христианской любви свидетельство о преподобном. Воспоминания матушки Евстафии «Услышала я о прославлении в лике святых высокопреподобнейшего приснопамятного старца иеросхимонаха Симеона, зело возрадовалась сердцем и по благословению матушки игумении Варвары написала следующее.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 2004 году, когда отмечались 100-летие со дня рождения Цесаревича Алексия, 10-летие прославления Иоанна Шанхайского Русской Православной Церковью Заграницей и четырехлетие канонизации Царственных Мучеников Московским Патриархатом, в губернаторском доме в Тобольске располагались городские власти, а экспозиция музея размещалась в одной комнате. В тот год в Тобольск приехали создатель фонда Иоанна Чудотворца Игорь Камшилин и кандидат богословия Михаил Ефимов. Их приезд совпал с принесением мощей святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее келейницы инокини Варвары. Михаил был сильно простужен, но несколько часов провел на ледяном ветру во время грандиозного крестного хода. Приложившись к святыне, он чудом исцелился. Как известно, из Тобольска в Екатеринбург Царскую чету и их дочь Марию сопровождал на Страстной неделе 1918 года комиссар Яковлев. По его словам, проезжая мимо церквей, Государь всегда снимал шапку и набожно крестился. Яковлев видел, что Царь – человек добрый, глубоко верующий и религиозный, любящий свою семью. С комиссаром, как и с другими людьми, держал он себя просто и кротко, разговаривал о жизни простого народа, к которому относился искренно и сердечно. А в Екатеринбурге в дом, где жил в ссылке Государь, пришли чинить электричество ярый революционер и солдат-большевик. Когда Царь начал просто и кротко расспрашивать их об их жизни и семье, заглянув в его добрые глаза, оба расплакались. Мастера говорили потом, что им стало совестно за все зло, которое они сделали ему и России, и они решили уйти из партии и быть верными Государю и Родине. Боясь расстрела, эти раскаявшиеся большевики бежали, но о них говорил тогда весь Екатеринбург. Надеюсь, что выставку о восточном путешествии Цесаревича Николая Александровича увидят и жители Екатеринбурга, и Тобольска – города, который особо дорог нам тем, что там находятся мощи известного церковного деятеля XVIII века святителя Иоанна (Максимовича), митрополита Тобольского – родственника и небесного покровителя святителя Иоанна Шанхайского. Его частица мощей теперь также есть в Тобольске.

http://radonezh.ru/2021/07/15/svyatitel-...

В 1892 г. на средства и по поручению Палестинского Православного общества (ИППО) в сев.-вост. углу Гефсиманского участка был построен т. н. дом великого князя - 2-этажное здание для паломников благородного сословия в память вел. кнг. Александры Георгиевны († 12 сент. 1891), супруги вел. кн. Павла Александровича, и вел. кн. Константина Николаевича († 13 янв. 1892). Дом был освящен архим. Антонином (Капустиным) 12 сент. 1892 г. Место для строительства было выбрано в углу сада, перед большим серым камнем, на к-рый, по преданию, Пресв. Богородица бросила Свой пояс ап. Фоме в 3-й день по Успении. В 1904 г. по инициативе секретаря ИППО В. Н. Хитрово возле храма во имя равноап. Марии Магдалины было устроено рус. кладбище. Среди погребенных - видные представители рус. эмиграции, в т. ч. последний флигель-адъютант имп. Николая II, долголетний председатель ИППО в Иерусалиме ген. М. Г. Хрипунов († 6 апр. 1983). Рус. участок отделен от расположенного ниже по склону францисканского участка узкой асфальтированной дорогой. Напротив ворот рус. обители, на месте, где, по преданию, Иуда целованием предал Господа, установлен обломок колонны. До первой мировой войны здесь начинался коридор-отросток, к-рый вел к Камню Моления о Чаше, являвшемуся тогда общим достоянием католиков и православных. Попытки францисканцев сделать священный камень своим владением каждый раз оспаривались и пресекались совместными усилиями Иерусалимской Патриархии, РДМ и рус. консульством. После перехода (в кон. 1917) Иерусалима под брит. контроль францисканцы, воспользовавшись отсутствием РДМ (эвакуированной в Александрию) и рус. консульства, добились от греков отказа от их прав и построили стену, преградив доступ к этому св. месту. По проекту архит. А. Барлуцци , приглашенного кустодом Св. земли Ф. Диа Таллеви для строительства ц. Гефсиманской молитвы («Церкви всех наций», 1919-1924), священный камень оказался внутри храма, в алтарной части. После мученической кончины вел. кнг. Елизаветы Федоровны в Алапаевской шахте 18 июля 1918 г. ее мощи, как и останки др. погибших с нею, по мере отступления Белой Армии были перевезены игум. Серафимом (Кузнецовым) через всю Сибирь в Хабаровск, Пекин, Шанхай. Затем по желанию сестры Елизаветы Федоровны принцессы Виктории Баттенбергской мощи вел. княгини и инокини Варвары (Яковлевой) были доставлены в Иерусалим и 17/30 янв. 1921 г. погребены в крипте храма Марии Магдалины. После того как 1 нояб. 1981 г. Елизавета Федоровна и Варвара (Яковлева) были прославлены РПЦЗ в лике святых, было решено перенести их мощи из крипты непосредственно в храм. Торжественное перенесение состоялось 1-2 мая 1982 г. 9-11 янв. 1990 г. мощи были переложены в новые, мраморные раки по обеим сторонам солеи (мощи, прмц. Елисаветы Феодоровны - справа, инокини прмц. Варвары - слева).

http://pravenc.ru/text/164927.html

19 октября 1918 года Свято-Троицкий собор в Алапаевске стал местом погребения убитых большевиками великой княгини Елизаветы Федоровны, ее келейницы инокини Варвары (Яковлевой), великого князя Сергея Михайловича и его секретаря Федора Ремеза, князей императорской крови Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей, князя Владимира Палея. 28 сентября 1918 года в Алапаевск вступили части Белой армии. Назначенная следственная комиссия по убийству великих князей вскоре раскрыла место преступления — шахту под Алапаевском. Тела мучеников были подняты на поверхность. После проведения полицейско-медицинской экспертизы тела были перенесены 18 октября 1918 года в Екатерининскую церковь, где была отслужена всенощная заупокойная служба. 19 октября 1918 года крестным ходом 8 гробов перенесли из Екатерининской церкви в Свято-Троицкий собор, где была совершена заупокойная Литургия, а после нее отпевание. Затем тела были захоронены в склепе справа от алтаря собора. 14 июля 1919 года останки были вывезены отступающими частями Белой армии из Алапаевска в Сибирь. В апреле 1920 года останки князей Дома Романовых и Ф.С. Ремеза были захоронены в склепе при храме св. Серафима Саровского в Пекине. Великая княгиня Елизавета Федоровна и инокиня Варвара были погребены 30 января 1921 года в крипте церкви свяитой равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме. Местом временного захоронения в 1918-1919 гг. в Алапаевске преподобномучниц Елисаветы и Варвары и князей Романовых стал склеп — каменное сооружение, изначально предназначенное для хозяйственных нужд СВято-Троицкого собора. В советское время он находился в запустении. Склеп был засыпан шлаком, отходами кочегарки хлебозавода. Восстановительные и реставрационные работы в Троицком соборе начались в 1991 году, с передачей здания храма Церкви. 8 августа 1999 года Свято-Троицкий собор освятил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Расчистка склепа была выполнена к приезду Святейшего Патриарха Алексия II, посетившего Свято-Троицкий собор за два года до празднования храмом своего 300-летия.

http://pravoslavie.ru/114428.html

п. 16 апр. 1920 г. в Пекин были доставлены останки претерпевших мученическую кончину вел. кнг. прмц. Елисаветы Феодоровны , инокини Марфо-Мариинской обители в Москве прмц. Варвары (Яковлевой), вел кн. Сергея Михайловича, князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей, кн. Владимира Павловича Палея и барона Ф. М. Ремеза. Благодаря старанию И., они были захоронены с подобающими почестями в Пекине в ц. прп. Серафима Саровского на кладбище миссии. Ежегодно в дни их памяти миссия устраивала крестный ход и молебен. Мощи преподобномучениц Елисаветы и Варвары в скором времени были перевезены в Иерусалим. С апр. 1918 г. определением Патриарха Тихона и постановлением Свящ. Синода РПЦ титул И. был изменен на епископа Пекинского. 13 мая 1921 г. И. был возведен в архиепископа. Из-за невозможности сообщения с Московской Патриархией перешел в подчинение Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), по решению к-рого в 1922 г. была образована Пекинская и Китайская епархия. В Пекинской епархии РПЦЗ образовались викарные кафедры: в Шанхае под рук. еп. Симона (Виноградова) и в Тяньцзине (позднее перенесено в Ханькоу) под рук. еп. Ионы (Покровского). На территории Маньчжурии в мае 1922 г. возникла самостоятельная епархия, главой которой стал архиеп. Мефодий (Герасимов) с титулом Харбинский и Маньчжурский. В 1924 г. духовная миссия едва не лишилась всего имущества, на к-рое претендовало признанное кит. властями Советское гос-во. Предвидя попытки захвата имущества миссии, И. успел перерегистрировать большую его часть на свое имя. Он сумел доказать кит. властям, что законным владельцем рус. церковного имущества в Китае является духовная миссия, к-рая, по офиц. заявлению И., должна теперь именоваться Китайской Православной Церковью. Занимая активную позицию в противостоянии большевизму, И. не принимал увещевания Патриарха Тихона в адрес оказавшихся за рубежом архиереев за их политические выступления от имени Церкви. 28 янв. 1925 г. И. направил первоиерарху РПЦЗ митр.

http://pravenc.ru/text/468765.html

После мученической кончины Елизаветы Федоровны мощи ее были перевезены архимандритом Серафимом (Кузнецовым) вслед за отступавшими белыми войсками последовательно в Хабаровск и в Пекин, куда они прибыли 3 апреля 1920 г. Через несколько месяцев по желанию сестры Елизаветы Федоровны, принцессы Виктории, маркизы Мильфорд-Хевен, останки великой княгини и добровольно принявшей с ней мученическую смерть инокини Варвары (Яковлевой) были отправлены в Шанхай, а оттуда – морем, через Суэцкий канал, в Порт-Саид и, наконец, в Иерусалим. Здесь они были торжественно встречены греческим и русским духовенством, многочисленной русской колонией и местными жителями. 30 января 1921 г. Патриарх Иерусалимский Дамиан в сослужении большого сонма духовенства совершил их погребение в крипте церкви Марии Магдалины, построенной Палестинским Обществом. После канонизации Елизаветы Федоровны и инокини Варвары их мощи были перенесены непосредственно в храм. Российское наследие на Ближнем Востоке в XX веке: итоги и проблемы История Общества знает три больших периода: дореволюционный (1882–1917), советский (1917–1992) и постсоветский (до настоящего времени). Палестинское Общество в дореволюционный период пользовалось августейшим, а значит, и непосредственным, государственным вниманием и поддержкой. При более внимательном рассмотрении деятельность ИППО дореволюционного времени явственно распадается, в свою очередь, на три этапа. Первый открывается созданием Общества и заканчивается его преобразованием и слиянием с Палестинской Комиссией 24 марта 1889 г. Второй обнимает отрезок времени до первой русской революции 1905–1907 гг. и завершается для Общества рядом трагических утрат: в 1903 г. умер основатель и главный идеолог Общества В.Н. Хитрово , в феврале 1905 г. бомбой террориста убит первый председатель Общества великий князь Сергий Александрович, в августе 1906 г. скончался секретарь ИППО А.П. Беляев. С уходом «отцов-основателей» завершился «восходящий», героический этап в жизни Палестинского Общества. Последний, третий период, помещающийся «между двух революций», связан с приходом к руководству великой княгини Елизаветы Федоровны в качестве председателя и профессора А.А. Дмитриевского в качестве секретаря 179 . Завершается он началом Первой мировой войны, когда реально прекратилась работа российских учреждений на Ближнем Востоке и оборвалась связь с ними, или, формально, Февральской революцией и отставкой великой княгини Елизаветы Федоровны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

в Растунове (городской окр. Домодедово; 1797-1799, заказчик А. П. Демидов). Распространены были разнообразные центрические композиции. Иногда они были связаны с отголосками петровского времени, как 8-лепестковая в плане Трехсвятительская ц. в усадьбе Волынщино-Полуэктово Рузского городского окр. (1780), реплика храма в Перове, выдержанная, однако, в строгих ордерных формах. Развивались крестообразные храмы: изысканная краснокирпичная ц. Гребневской иконы Божией Матери с белокаменными деталями в усадьбе Гребнево Щёлковского р-на (1786-1791, архитекторы И. Ветров, С. В. Грознов, заказчик ген. Г. Бибиков) с овальной в плане купольной ротондой и портиками на торцах; более скромная 8-гранная в основе ц. святых Бориса и Глеба на Борисоглебском погосте (дер. Щербинка в городском окр. Домодедово; 1795, заказчица Е. И. Головкина) с отдельно стоящей колокольней. Выдержанная в духе зрелого классицизма Никольская ц. в усадьбе Николо-Прозоровское (пос. Николо-Прозорово в городском окр. Мытищи; 1792, архит. М. Казаков (?), заказчик А. И. Прозоровский) с колонными портиками фасадов, отдельно стоящей колокольней и необычным куполом с арочными люкарнами стала прототипом ц. вмц. Варвары на Варварке в Москве (1796-1804, архит. Р. Р. Казаков (?); Яковлев. 2013). Нек-рые крестообразные храмы соединялись с колокольней в единое целое, получая легкую продольную направленность: Успенская ц. в Андреевском Коломенского района (ок. 1770, заказчица Т. И. Тетюшева) с 2 экседрами (с востока и запада) и безордерным декором фасадов в переходных формах от барокко к раннему классицизму; ц. Рождества Христова в Михалёве Воскресенского р-на (1818-1821, заказчик А. И. Бек) в духе зрелого классицизма, с колонными портиками с торцов и куполом, почти точно копирующая церковь вмц. Варвары на Варварке (Там же). Экзотическая треугольная в плане с купольной ротондой ц. Владимирской иконы Божией Матери в усадьбе Виноградово в Северном р-не Москвы (1772-1777, архит. М. Казаков (?), заказчик А. И. Глебов) вольно интерпретирует проект «Храма войны» Неффоржа ( Neufforge. 1765. Pl. 397-398). В ограде храма симметрично поставлены звонница и часовая башня.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

Профессиональное женское училище было главным, но не единственным «детищем» Варвары Яковлевны. Она еще являлась председательницей Совета общества призрения слепых в Москве 333 . В 1889 году Варвара Яковлевна пожертвовала дом и землю на Плющихе Троице-Одигитриевскому монастырю 334 . Этот дар дал возможность монастырю иметь в Москве свое подворье, которое впоследствии расширилось и послужило во благо обители. Старший сын Варвары Яковлевны, Семен Васильевич Лепешкин, – известный благотворитель и общественный деятель, гласный Московской городской думы. Семену Васильевичу Москва обязана учреждением первого студенческого общежития для Московского университета. Общежитие открыло свои двери 19 февраля 1881 года, оно располагалось в Филипповском переулке (здание сохранилось, ныне 11). 26 сентября состоялось освящение нового общежития у Зубовской площади. Семен Васильевич Лепешкин много послужил Отечеству и родному городу 335 . Второй сын Семена Лонгиновича, Дмитрий Семенович Лепешкин (25.07.1828–29.06.1892), был потомственный почетный гражданин и кавалер, купец 1-и гильдии, стат¬ский советник, с честью исполнивший заветы отца в среде своей семьи и на общественном поприще. Служил Дмитрий Семенович выборным Московского биржевого общества, жил с семьей на Пятницкой улице в отцовском доме в приходе храма Святой Троицы в Вишняках. Свой двухэтажный каменный дом он в 1860-х годах отделал заново в стиле барокко 336 . Сейчас это здание занято Астрономическим советом Академии наук. Но в первозданном виде сохранился один из флигелей, каким он был при Семене Лонгиновиче и каким его видел старец Зосима. С 1860 года Дмитрий Семенович несколько раз (по три года) был церковным старостой Троицкой церкви в Вишняках. Известны его пожертвования на этот храм в 1862– 1866 годах общей суммой в 55000 рублей серебром. Дмитрий Семенович участвовал вместе с мужем своей сестры И. А. Ляминым и пятнадцатью московскими купцами в строительстве церкви в Сокольниках, посвященной (впервые в Москве) святителю Тихону Задонскому . Многие годы он служил Церкви как церковный староста Вознесенской церкви при Лепешкинской мануфактуре в Дмитровском уезде 337 . Дмитрий Семенович был кавалером многих наград вплоть до ордена Святого Владимира III степени «За отличное усердие и значительные пожертвования на пользу Церкви» 338 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010