«Мужиков» писал медленно. Это одно из очень пронзительных его произведений. И очень важное. Важность его он и сам понимал. Позже, покидая навсегда Мелихово, говорил, что после «Мужиков» Мелихово для него исчерпано. Пронзительность повести состоит в соединении грубости, ужаса даже, с чувствами светлыми и высокими. Чувства эти соединены с религией. Вернее даже, ею и рождены. Мужики бедны, грязны, напиваются и безобразничают, но они никак не звери. Конечно, бывший лакей в «Славянском базаре» Николай Чикильдеев, родом из этого же села Жукова, по болезни возвращающийся в деревню, жена его Ольга и дочь Саша несколько выше жуковцев. Жили в Москве, кое-что видели, даже по Москве тоскуют в убожестве мужицкой жизни. (Ольга – первый вариант Варвары из более позднего шедевра «В овраге» – то же смирение и благообразие русской простой женщины: это знал он по своей матери, да и по тетке Федосье Яковлевне.) Но вот и сами «мужики». У Чехова сказано: «Мало кто верил, мало кто понимал. В то же время все любили Священное Писание, любили нежно, благоговейно, но не было книг, некому было читать и объяснять, и за то, что Ольга иногда читала Евангелие, ее уважали и все говорили ей «вы». Ведь и те бабы, которым в Страстную Пятницу студент Духовной академии читал у костра Евангелие, тоже никогда раньше ничего не слышали. В деревню принесли Живоносную икону. «Девушки еще с утра отправились навстречу иконе в своих ярких нарядных платьях и принесли ее под вечер, с крестным ходом, с пением, и в это время за рекой трезвонили. Громадная толпа и своих и чужих запрудила улицу; шум, пыль, давка… И старик, и бабка, и Кирьяк – все протягивали руки к иконе, жадно глядели на нее и говорили, плача: – Заступница, матушка! Заступница! Все как будто поняли, что между землей и небом не пусто, что не все еще захватили богатые и сильные, что есть еще защита от обид, от рабской неволи, от тяжкой, невыносимой нужды, от страшной водки». Плачет и протягивает руки к Живоносной тот самый Кирьяк, который бил безответную жену, и в пьяном виде снова будет ее бить, а самого его высекут в волостном правлении, и он в трезвом виде будет мучиться.

http://azbyka.ru/fiction/chehov-zajcev/

В качестве главного средства от недугов настоятельница всегда предлагала исповедь и причастие. Она говорили: «Безнравственно утешать умирающих ложной надеждой на выздоровление, лучше помочь им по-христиански перейти в вечность». Сестры обители проходили курс обучения медицинским знаниям. Главной их задачей было посещение больных, бедных, брошенных детей, оказание им медицинской, материальной и моральной помощи. В больнице обители работали лучшие специалисты Москвы, все операции проводились бесплатно. Здесь исцелялись те, от кого отказывались врачи. Исцеленные пациенты плакали, уходя из Марфо-Мариинской больницы, расставаясь с «великой матушкой», как они называли настоятельницу. При обители работала воскресная школа для работниц фабрики. Любой желающий мог пользоваться фондами прекрасной библиотеки. Действовала бесплатная столовая для бедных. Настоятельница Марфо-Мариинской обители считала, что главное все же не больница, а помощь бедным и нуждающимся. Обитель получала до 12000 прошений в год. О чем только ни просили: устроить на лечение, найти работу, присмотреть за детьми, ухаживать за лежачими больными, отправить на учебу за границу. Она находила возможности для помощи духовенству — давала средства на нужды бедных сельских приходов, которые не могли отремонтировать храм или построить новый. Она ободряла, укрепляла, помогала материально священникам — миссионерам, трудившимся среди язычников крайнего севера или инородцев окраин России. Одним из главных мест бедности, которому великая княгиня уделяла особое внимание, был Хитров рынок. Елисавета Феодоровна в сопровождении своей келейницы Варвары Яковлевой или сестры обители княжны Марии Оболенской, неутомимо переходя от одного притона к другому, собирала сирот и уговаривала родителей отдать ей на воспитание детей. Все население Хитрова уважало ее, называя «сестрой Елисаветой» или «матушкой». Полиция постоянно предупреждала ее, что не в состоянии гарантировать ей безопасность. В ответ на это великая княгиня всегда благодарила полицию за заботу и говорила, что ее жизнь не в их руках, а в руках Божиих. Она старалась спасать детей Хитровки. Ее не пугали нечистота, брань, потерявший человеческий облик лица. Она говорила: «Подобие Божие может быть иногда затемнено, но оно никогда не может быть уничтожено».

http://pravoslavie.ru/27200.html

Улан-Удэ. Часовня Варвары великомученицы. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Варвары великомученицы Год постройки:Между 2000 и 2001. Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, Ткацкая ул., д. 2 Координаты: 51.807923, 107.621007 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм Святой Великомученицы Варвары — первый древлеправославный храм Улан-Удэ, построенный после антирелигиозной политики советского правительства. Это компактное по размерам строение, удобное для удовлетворения нужд верующих. На момент принятия решения о строительстве древлеправославного храма в Улан-Удэ в городе не было достаточного количества прихожан. Строительство большой церкви заняло бы много времени, поэтому решили первоначально построить храм небольшого размера. Строительство началось в 2002 г. Построили быстро, за 3 года. Помогали «семейские» спонсоры: Леонид Яковлевич Белых, генеральный директор Улан-Удэнского авиазавод, фабрика «Наран» и другие предприниматели. По словам Владыки Сергия, Митрополита Сибирского Русской древлеправославной церкви, все иконы храма старинные. Здесь нет новоделов. Большая часть икон датируется XVIII веком, есть иконы более раннего периода. Одна из самых старых икон — икона Казанской Божией Матери и икона Спаса Эммануила. Икона Спаса Иммануила уцелела в пожаре. Другую икону нашли в чулане под листьями капусты. Многие иконы были храмовые, спасенные во время разрушения церквей богобоязненными людьми: иконы Иоана Богослова и Ильи Пророка. В атеистическое время иконы хранились в разных условиях. Одни покрывали толстым слоем лака для сохранности образа, другие подпиливали, если не помещались в доме. В храме хранятся старинные иконы из семейских сел Бурятии, подаренные уставщиками-старообрядцами.Храмовые иконы в иконостасе отреставрированы и находятся в хорошем состоянии. Иконостас храма Святой Великомученицы Варвары простой и небольшой. Освящена церковь с благословения Святейшего Патриарха Александра в честь Святой Великомученицы Варвары. Больше в Улан-Удэ такого имени не носит ни один храм. Престол этой церкви покрыт антиминсом с вшитыми мощами этой святой. В честь Варвары, в честь ее храма, Владыка Александр подарил икону, написанную в 2007 г., с мощевиком Святой Варвары. Иконе всего 10 лет, а с момента жизни самой Великомученницы Варвары прошло уже более 1700 лет. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=52970

Ново-Талицы. Церковь Варвары великомученицы. Церковь. Действует.   Престолы: Варвары великомученицы Год постройки:1855. Адрес: Ивановская область, Ивановский район, с. Ново-Талицы, ул. Цветаевых. Координаты: 57.009808, 40.853047 Проезд:От площади Пушкина вверх до конца улицы Жарова, повернуть направо на улицу Парижской Коммуны, ехать по ней до конца, пересечь железнодорожный переезд, по улице 1-й Балинской до посёлка Ново-Талицы, повернуть направо по указателю " Дом-музей Цветаевых " . Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Варвары - скромный по размерам и убранству кладбищенский храм, декор которого отражает стилистические особенности эклектики. Квадратный в плане объем с полукруглой апсидой почти в ширину восточной стены увенчан маковичной главкой на высокой шее. Большие прямоугольные окна забраны металлическими решетками. Западный фасад имеет в центре небольшое подвышение с гранеными полуколонками, фланкирующими портал. Широкий входной проем с лучковой перемычкой обрамлен слабым килевидным архивольтом, которому вторит очертание дверных створок. В обходящем фасады фризе на западной стороне выложены филенки. Храм перекрыт лотковым сводом с кольцом барабана и распалубками над окнами. Апсида перекрыта конхой. Березин, Добронравов, 1898, с. 201-202; Каган, 1987, с. 192; Кочеткова, 1993. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М, Наука, 2000, с. 53-54 В непосредственной близости от Никольской церкви, на сформировавшемся к тому времени сельском погосте, в 1855 году была построена небольшая церковь во имя великомученицы Варвары, усердием помещика Петра Кирилловича Меркулова, в память жены Варвары Яковлевны (урождённой Молчановой) и детей. Этот небольшой храм был закрыт в 1930 году. При " ликвидации " Варваринской церкви-усыпальницы в начале 1930-х годов, из склепа богоборцы извлекли гроб с останками штабс-ротмистра Я.П. Меркулова (1814-1849). После того, не найдя в гробу ничего ценного, выбросили все останки на улицу. Борцы с религией растащили создававшееся 80 лет богатейшее убранство храма. Спустя некоторое время небольшое помещение церкви стало использоваться в хозяйственных целях. Одно время здесь даже был молочный пункт местного колхоза! Так как на церковной территории Никольского и Варваринского храмов располагались различные службы гаражного хозяйства сначала колхоза, затем совхоза, то в здании бывшей Варваринской церкви разместили склад ГСМ. Храм св. вмч. Варвары был передан Ивановской епархии в 1992 году, после чего здесь возобновились богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=12173

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации " Новые свидетельства к биографиям крестовых сестер Марфо-Мариинской обители милосердия " У алтаря храма во имя равноап. Марии Магдалины в Гефсимании находятся две гробницы из белого мрамора. В одной из них покоятся мощи великой княгини Елизаветы Федоровны, а в соседней – ее верной келейницы инокини Варвары (Яковлевой). Кто же эта женщина, разделившая с великой княгиней последние трагические минуты ее жизни в алапаевской шахте? Оказывается, о ней известно совсем немного.   До сих пор существуют весьма противоречивые сведения, дающие крайне скупую информацию о биографии инокини Варвары. В. В. Вяткин высказал мнение о том, что келейница Варвара (Яковлева) имела знатное происхождение. По его мнению, она была дочерью немки А. И. Яковлевой (урожденной Утермарк; 1830–1881 гг.), камер-юнгферы императрицы Марии Александровны, которая «выполняла ее поручения по делам народного образования» . Этой же точки зрения придерживается и Л. Б. Максимова. Так, она считает, что Варвара (Яковлева) имела непосредственное отношение к представителям высшего света, являясь, по-видимому, в 80-х – 90-х гг. XIX в. женой Д. В. Яковлева, происходившего из семьи, близкой к императорскому двору [ 2]. В современной западной историографии также нет точных сведений о жизненном пути Варвары (Яковлевой). Известная австралийская исследовательница Л. Миллер пишет: «Из какой среды и из какой местности пришла сестра Варвара, нам неизвестно» и предполагает, что «приняла она свою мученическую кончину, когда ей было, вероятно, около тридцати пяти лет» . Известный британский исследователь К. Ворвик в своей книге «Элла. Принцесса. Святая и мученица» посвятил инокине Варваре следующие строки: «Когда Элла въехала в обитель, с самого начала одной из шести сестер монастыря была Варвара Яковлева, миниатюрная, скромная брюнетка тридцати с небольшим лет.

http://sedmitza.ru/lib/text/8883185/

В Алапаевске почтили память преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары 18 июля 2020 г. 16:57 18 июля 2020 года, в день памяти преподобномучениц великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл возглавил служение Божественной литургии в монастыре Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Алапаевске. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений , епископ Серовский и Краснотурьинский Алексий , епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид , духовенство Екатеринбургской митрополии. За Литургией молились настоятельница Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» игумения Варвара (Крыгина) и настоятельница Боголюбского женского монастыря в селе Capcы-II игумения Питирима (Лисицына) с насельницами обителей. По завершении богослужения состоялся крестный ход к шахте, куда в 1918 году, в ночь с 17 на 18 июля, живыми были сброшены алапаевские мученики — великая княгиня Елисавета Феодоровна, ее келейница инокиня Варвара (Яковлева), великий князь Сергей Михайлович, князья императорской крови Иоанн, Константин, Игорь Константиновичи, князь Владимир Палей и секретарь Федор Ремез. У шахты Преосвященные владыки почтили память безвинно убиенных и совершили молебен, а также исполнили Херувимскую песнь, которую, как известно, пели сброшенные в шахту мученики в течение нескольких дней, пока они не отошли в мир иной. Вокруг места мученической кончины, ставшего местом притяжения сотен тысяч паломников со всего мира, под особо проникновенное исполнение Херувимской песни было совершено каждение и пронесен ковчег с мощами преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл обратился к собравшимся с архипастырским словом и поздравил собравшихся с днем памяти святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары и иже с ними пострадавших. Владыка поблагодарил наместника мужского монастыря Новомучеников и исповедников Российских игумена Моисея (Пилатса) с братией и выразил огромную благодарность А.В. Громовой, «которая много сделала для прославления святых Алапаевских мучеников». Мужской монастырь Новомучеников и исповедников Церкви Русской построен рядом с Нижне-Селимской шахтой, куда в ночь на 18 июля 1918 года были сброшены живыми великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, инокиня Варвара (Яковлева), великий князь Сергей Михайлович, князья императорской крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, князь Владимир Палей и Федор Ремез. В Царские дни обитель становится особенным местом поклонения для тысяч людей со всего мира. Екатеринбургская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Отдельные сборники и жития Архимандрит Дамаскин (Орловский). Библиографический указатель. Библиографический указатель включает печатные труды архимандрита Дамаскина (Орловского), члена Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви, научного руководителя Регионального общественного фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», доктора исторических наук.  Огнь пылающий: Житие священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского. Из духовного наследия. Архимандрит Дамаскин (Орловский). Огнь пылающий : Житие священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского. Из духовного наследия. - Козельск : Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2019. - 376 с. : ил. Житие священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского написано ведущим российским агиографом доктором исторических наук архимандритом Дамаскиным (Орловским). Священномученик Андроник - один из выдающихся архипастырей Русской Церкви. В его жизни, полной напряженного драматизма, показан пример мужества, нелицемерного служения Богу и Церкви. Во второй части книги, богатой по своему содержанию, опубликованы избранные творения священномученика, в которых он отвечает на многие вопросы, актуальные не только в его время, но и поныне. Житие преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (Яковлевой). Архимандрит Дамаскин (Орловский). Житие преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (Яковлевой). - Козельск : Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2018. - 232 с. : ил. Жизнеописание преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (Яковлевой) раскрывает достаточно подробную и правдивую картину жизненного пути великой княгини. Эта правдивость - один из существенных критериев агиографического исследования, призванного не к слепой и безответственной идеализации, но к объективному изучению того, насколько человек был духовно устремлен к Богу и как, в осмыслении евангельском, принял выпавшие на его долю страдания.

http://fond.ru/izdaniya-fonda/otdel-nye-...

В день памяти преподобномучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары в Алапаевске прошли торжественные богослужения 23 июля 2014 г. 18:11 18 июля 2014 года, в день памяти преподобномучениц княгини Елисаветы и инокини Варвары (Яковлевой), епископ Каменский и Алапаевский Мефодий совершил Божественную литургию в мужском монастыре в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской в городе Алапаевске. Его Преосвященству сослужили секретарь Екатеринбургской епархии архимандрит Пимен (Адарченко), наместник Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря игумен Филипп (Ельшин), наместник алапаевского монастыря во имя Новомучеников и исповедников Церкви Русской игумен Моисей (Пилатс), духовенство Каменской епархии . Богослужение прошло при большом стечении верующих. Сотни паломников из разных городов России собрались в этот день, чтобы почтить память великой княгини Елисаветы Феодоровны, инокини Варвары и князей Дома Романовых. По прочтении Евангелия епископ Мефодий обратился к верующим с архипастырским словом, в котором напомнил всем о том наследии, которое оставила нам преподобномученица Елисавета Феодоровна. Возле шахты, где произошло злодеяние, установлен поклонный крест, за которым в память о великой княгине высажены белые лилии. Именно эти цветы — символ чистоты и милосердия — очень любила Елисавета Федоровна. Всю землю вокруг шахты паломники усыпали живыми розами — так они выразили свою любовь к преподобномученицам. После Литургии духовенство во главе с архипастырем под пение Херувимской песни, окропляя верующих святой водой, обошли крестным ходом место казни. По окончании богослужения владыка Мефодий поблагодарил всех за совместную молитву и поздравил присутствующих с праздником. Он также напомнил, что в 2014 году празднуется несколько юбилейных дат: 700-летие преподобного Сергия Радонежского, 150-летие со дня рождения великой княгини Елисаветы Феодоровны, 100-летие Первой Мировой войны и 100-летие со дня явления в августовских лесах в Польше русским воинам Божией Матери, в честь чего была написана икона Божией Матери «Августовская». В заключение торжеств по благословению владыки Мефодия был организован сбор средств на помощь вынужденным переселенцам из Украины. Все собранные средства будут направленны на нужды беженцев, находящихся в данный момент на территории Каменской епархии в городе Каменске-Уральском. «Православная газета — Екатеринбург» /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

В полицейских документах, как правило, давалось указание на вдовство лица. Относительно же Варвары Яковлевой подобного указания не обнаружено. Следовательно Яковлева – это девичья фамилия Варвары Алексеевны. Тем не менее для окончательного ответа необходимо тщательно исследовать документы тверских архивов и, в частности, метрические книги, а также материалы фонда Тверской мещанской управы. Нет ясности и в вопросе о том, почему сестра Варвара прибыла в обитель из Ялты. В ГА РФ также хранится дело, содержащее документы (всего 152) предварительного следствия, произведенного судебным следователем Н. А. Соколовым об убийстве великой княгини Елизаветы Федоровны, великих князей Сергея Михайловича, Иоанна Константиновича, Константина Константиновича, Игоря Константиновича и графа Владимира Павловича Палей . Обратимся к одному из документов, помещенных в материалах следствия – протоколу наружно-милицейского осмотра тела «фрейлины или монахини» В. Яковлевой, проведенного 12 октября 1918 г. начальником милиции Алапаевского района штабс-капитаном Шопаковым и милиционером Якуцени (см. публикацию, документ 9). В документе указано, что рост осматриваемого тела был выше среднего. Волосы на голове темно-русые, длинные. И, что для нас очень важно, «левая рука отведена несколько в сторону, полусогнута со сжатыми в кулак пальцами, а правая – согнута в локте и приподнята кверху на высоту правого плеча, указательный палец которой прямой, средний несколько согнут, большой и безымянный согнуты и соединены и мизинец – пригнут (вид благословляющей руки)». Таким образом, алапаевские мученики до последних минут своей жизни превозносили молитвы Всевышнему и благословляли живущих на веру, терпение, любовь и жизненный подвиг. Что касается роста инокини Варвары, то в указанном архивном деле есть упоминание о том, что он составлял 160 см. Это зафиксировано врачами в протоколе судебно-медицинского вскрытия тела монахини Варвары, произведенного 26 октября 1918 г. Рост великой княгини Елизаветы Федоровны составлял, по данным медицинской экспертизы, 172 см .

http://sedmitza.ru/lib/text/8883185/

Во второй половине XVII в. значение религиозно-духовного центра в этой части города перешла к другому, находившемуся в непосредственной близости от Покровской обители, монастырю во имя святой великомученицы Варвары. В Писцовых книгах XVII в. под 1626 г. значится " на Волоке, на посаде, Варваринский девичь монастырь, а в нем церковь Успения Пречистыя Богородицы древяна клетцки (т.е. деревянная, построенная клетью - по типу обычной крестьянской избы), да церковь Христовы мученицы Варвары древяна же ветха, завалилась: а в монастыре в келье игумена Варсонофия Егубова, да восемь келий, а в них осмнадцать стариц, да келья пуста; да у церкви во дворе поп Кузьма Яковлев... " По-видимому, упоминаемая Варваринская церковь, по названию которой именовался и Варваринский монастырь, была наиболее древним монастырским сооружением и, наряду с главным храмом Покровского монастыря, относилась к временам Ивана Грозного. Монастырь окружала деревянная ограда с башнями. Около монастыря сложилось поселение слобода. Почитание святой великомученицы Варвары в Волоколамске связано с Иулианией, женой Волоцкого князя Бориса Васильевича. Память святой Иулиании праздновалась в один день с памятью великомученицы Варвары, часто обе святые изображались на одной иконе. Возможно, икона принадлежала волоцким князьям и была вложена в монастырь для вновь построенной церкви. К сожалению, история не оставила почти никаких свидетельств о жизни монастыря в период XVI-XVII вв. Сведения по истории его строительства также чрезвычайно скудны. Значительные строительные работы развернулись в Варваринском монастыре на рубеже XVII-XVIII вв. В этот период игумениями обители были Пелагия (1685 г.), Анфиса (Гагарина)(1691-1698) и Гегения (1703 г). Именно на время их управления и приходится возведение в монастыре нового каменного храма, поставленного вместо разобранной " за ветхостью " древней деревянной Успенской церкви. Этот храм поначалу был назван также Успенским и лишь впоследствии был переименован в Покровский. Оживление строительства в монастыре в конце XVII в.

http://sobory.ru/article/?object=03213

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010