Если же кто скажет, что здесь говорится о вере, а не о даровании, то это еще более доказывает, что (апостол) смиряет тщеславных. Если вера есть причина дара, ею творятся чудеса и все это от Бога, то на каком основании ты думаешь о себе много? Ведь если бы Бог не пришел на землю и не воплотился, то вера не имела бы таких успехов. Таким образом все блага имеют начало в Боге. А если Он Сам дает, то умеет и разделить; Он Сам всех сотворил и о всех одинаково печется. От Его человеколюбия зависело как дать, так и сколько дать. Тот, Кто явил благость в главном, именно в том, что сообщил дары Свои, не оставит тебя и в отношении меры. Если бы Он хотел лишить тебя чести, то не дал бы тебе и самого первого, а если Ему благоугодно было спасти и почтить тебя (а для того Он и пришел на землю и распределил такое множество благ), то для чего ты приходишь в смущение и страх и из разумного становишься глупцом, стыдя себя больше, чем глупый по природе? Быть глупым по природе не составляет вины, а сделаться глупым, имея разум, не извинительно и влечет за собою большое наказание. Таковы те, которые по причине своей мудрости много о себе думают и впадают в крайнее высокомерие. Ничто ведь так не делает глупым, как кичливость. Потому и пророк, называя варвара глупцом, говорил: «юрод бо юродивая изречет» ( Ис 32.6 ). А чтобы ты мог заключить о его глупости из собственных речей его, послушай, что говорит он: «выше звезд небесных поставлю престол мой, я …буду подобен Вышнему» ( Ис 14.13–14 ). «Вселенную всю объиму рукою моею яко гнездо, и яко оставлена яица возму» ( Ис 10.14 ). Что может быть глупее этих слов? Но и всякое хвастливое слово легко навлекает на себя такое же нарекание. И если я буду тебе представлять все речи высокомерных, ты не различишь, высокомерным ли это сказано или глупцом; таким образом, в них один и тот же недостаток. И другой варвар говорит опять: «аз есмь Бог» ( Иез 28.2 ), а не человек, и еще другой: «не возможет Бог спасти вас или исхитит из рук моих» ( Дан 3.15 ); также и египтянин: «не вем Господа, и Израиля не отпущу» ( Исх 5.2 ). Таков и безумец, упомянутый у пророка, говоривший в сердце своем: «несть Бог» ( Пс 13.1 ). Таков и Каин, сказавший: «еда страж брату моему есмь аз» ( Быт 4.9 )? Различишь ли ты, какие слова сказаны высокомерными и какие глупцами? Высокомерие, не соблюдая умеренности и возникая помимо ума (почему и называется απονι), создает и глупых, и тщеславных. И если начало премудрости есть страх Господень, то начало глупости есть неведение Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

- В противовес Украине, которая как раз как раз взращивает украинскую нацию, забыв, что они тоже русские люди. - Я не хочу никому противовес выстраивать. Я рассуждаю о своей земле, а кто найдет какой противовес, это уже их дело. Я хочу поразмышлять о нашей традиции и о том, что выходит здесь и сейчас, о своей земле, на которой мы живем, о ее фундаменте - православной вере. Мы опять находимся на линии культурно-цивилизационного разлома. Он уже произошел, видны четкие его границы. При этом, находясь на этом рубеже, нас Господь питает через черное золото - уголь, и в нашей среде обитания у нас нет национальных внутренних разделенностей. Потому что мы сложились, как многонациональный народ на фундаменте русской культуры и православной веры. Для нас нет проблемы в поиске национальности внутри нас. В нашем внутреннем восприятии, так сказать, есть стремление широты. Вот как наше поле. Речь идет о широте нашего восприятия. Это помогает нам выживать сегодня, здесь, в своей малости и ограниченности наших территорий. Мы в широте своей смотрим на этот вопрос, а в малости выживаем. Мы не заоблачные мечтатели, мы не те люди, которые что-то там придумали себе, нет, в нашем сознании встал вопрос такой, можно сказать, духовного православного глобального восприятия. Апостол Павел в послании к Колоссянам писал: " А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос " (3: 8-11). То есть в мире Нового Завета нет и не должно быть национальной приоритетности, всей этой узколобости, мы все на земле братья во Христе. И наш Глава - это Христос! А какой ты национальности - это нужно помнить, но это не самое главное! Главное - это важность твоего духовного пути, твоего жизненного устоя, твоего отношения к близким, твоего отношения к окружающему миру, твоего отношения к природе, твоего отношения к своему делу. То есть, начиная делать экскурс, мы говорим уже о настоящем. И теперь мы заглядываем в будущее. Что возможно для нас в дальнейшем? Мы народ, мы являемся на этом переломе, как связующее в будущем звено - важный мостик примирения братьев. Потому что мы, к сожалению, в трагедию разделения вступили самые первые.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Антоний 26 августа 2023, 01:15 Хотелось бы видеть ссылки на статьи во всемирно известных археологических научных журналах, утверждающие приведённую хронологию. Если есть статьи в журналах, рецензируемых в РИНЦ, (или зарубежных Scopus или WoS), непременно нужно добавить ссылку. Георгий 20 августа 2023, 12:06 Очень интересный материал! Насчет предсмертных слов (уже не шутка, а реальность от католиков): Когда умирал Ференц Лист (не поручусь за полную точность имени, но кто-то из великих) - к нему пригласили католического священника, который пытался исповедать его, но композитор был уже недоступен контакту. В отчаянии священник запел какую-то католическую молитву, которая оказала удивительное действие: умирающий композитор пришел в себя, открыл глаз и сказал католическому священнику: " Что вы там поете?.. У Вас же слуха нет!.. " , и с тем скончался. Варвара 19 августа 2023, 11:09 Интересная статья! не очень приятный сарказм для уха Русского человека. Но как любительнице истории было очень интересно узнать такую точку зрению вполне возможную. Евгений Абдуллаев 18 августа 2023, 11:49 Павлу. Конкретно о гибели фараона не говорится: Исх 14:27-28: " И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали на встречу воде. Так потопил Господь Египтян среди моря. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них. " Правда, в Псалмах мы читаем: Пс 135:15: " и низверг фараона и войско его в море Чермное, ибо вовек милость Его; " Но здесь в оригинале стоит глагол , что скорее означает " потряс " , " отряхнул " и совсем не обязательно " утопил " Павел 18 августа 2023, 01:37 В книге " Исход " сказано , что в Красном море вместе с колесницами погиб и фараон. А в статье указывается, что фараон остался жив!? Это мнение автора основывается на каких-то достоверных исторических фактах? Евгений Абдуллаев 17 августа 2023, 17:40 Галине И. Ув.Галина! 1) Дата Исхода 1446 г до н.э. - общепринятая среди библейских фундаменталистов, она высчитывается по Библии. Остальные даты я привел по статье археолога Стива Рудда, он там долго объясняет, как он это подсчитал - но, разумеется, эти даты предположительны. 2) Загадкой является то, почему Тутмос 3 не сразу стал мстить своей тете, а только через 20 лет после ее смерти. Зачем надо было ждать 20 лет? 3) По толкованию многих Отцов Церкви, фараон Исхода - образ дьявола. А , значит, во-первых, копты и египетские монахи - это вообще не о том, и,во-вторых, над врагом Бога не грех и посмеяться. Впрочем, Вам виднее :)

http://pravoslavie.ru/155094.html

р.Б. Татиана 24 октября 2017, 23:49 Отец Нектарий, простите, покоробило, как Вы о фильме упомянули. Этот фильм принес, приносит и еще принесет много боли православным верующим, если его не запретят. Люди защищают честь святых. Вот где должно быть у нас единство - в защите своей веры... И согласна с Варварой, любовь - это высший дар Божий, а нам предлагают его по мановению волшебной палочки получить. К тому же в моем понимание единство - это прежде всего единодушие, единомыслие. Сергий 24 октября 2017, 21:12 Надо не " любить всех " , а поступать по христиански с каждым, кто на твоём пути. Уж сколько копий ломалось: " я никому ничего не должен " , " церковь не собес " , " не хочу и не люблю " , " мы не здоровые, а больные " ... Хоть смейся, хоть плач. Любить надо Иисуса Христа - т.е. делать то, что Он заповедал. Причащаться Он заповедал? Да. Помогать cmpfждyщeмy? Безусловно. Защищать слабого? Да. Хранить себя от блуда? Безусловно. Если мы не-блудим с каждым, не-убиваем всегда, а не через день, то и любить должны каждого. Естественно, с рассуждением. Артём Шидловский 24 октября 2017, 17:13 Любовь предполагает жертвенность. И, как мы знаем, отказ от сиюминутной выгоды ради закона любви не остается безответным у Бога, а, наоборот, бывает вознагражден многократно. Надежда 24 октября 2017, 16:39 Ваши слова, о.Нектарий, всегда христоцентричны, укрепляют веру в Живого Бога, а не в идеи.Огромное Вам за это спасибо! Юра 24 октября 2017, 14:41 Спасибо! Все так, батюшка! И все же :) " Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе " (Мк.4,26-28). А если выдернуть плевелы... СЛАВА БОГУ ЗА СТАТЬЮ! ВАРВАРА 24 октября 2017, 14:01 А разве любовь ко всем это не Дар Божий, который не дается всем и каждому по одной просьбе? И Дар этот надо как-то заслужить.Если бы это было просто-захотел и получил, то давно мы все были бы Ангелами.

http://pravoslavie.ru/107468.html

Во второй части первой главы кандидатского сочинения Владимир Троицкий раскрывает учение апостола Павла о Церкви как о Теле Христовом. Автор замечает, что апостол Павел своим учением о Церкви хочет показать, с одной стороны, естество Церкви, ее неразрывность с Господом, а с другой – продемонстрировать новый принцип жизни во Христе, где «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3: 11). Все члены Тела Христова должны руководствоваться любовью друг ко другу, и эта любовь объединяет и соединяет их в Господе. Безусловно, для человека, посвящающего себя богословской науке, необходимы древние и новые языки, знание которых Владимир Алексеевич показал в своей работе. Ее уникальность заключалась в тонком понимании Церкви, совмещенном с грамотным употреблением научного эгзегезиса, а также в использовании изречений святых отцов (свт. Иоанна Златоуста, прп. Ефрема Сирина, блж. Феодорита Кирского и др.); он не основывал свои суждения на западной схоластике, что, безусловно, заинтересовало М.Д. Муретова. Помимо этого, Владимир Троицкий при помощи свидетельств из Священного Писания опровергает протестантскую теорию о первоначальной Церкви. Важно, что о фундаментальных основах автор пишет достаточно легким языком, позволяющим расширить круг читателей – от научных деятелей до простого народа. Совет поддержал мнение заслуженного профессора М.Д. Муретова, составив указ о закреплении Владимира Троицкого на первой кафедре Священного Писания Нового Завета. Также совет предложил в течение года под руководством М.Д. Муретова подготовить юному богослову пробные лекции . Так, 3 мая 1911 года Владимир Алексеевич прочитал две лекции: «Гностицизм и Церковь в отношении к Новому Завету» и «Сын Божий и Церковь» (Толкование на Мф. 16: 13–18). Тему первой лекции Владимир Троицкий выбрал сам, а вторую он получил по назначению совета академии: «Обе лекции, прочитанные профессорским стипендиатом Троицким, совет академии единогласно признал удовлетворительными, а лектора – достойным избрания на должность преподавателя академии по первой кафедре Священного Писания Нового Завета, имеющей освободиться с начала 1911–1912 учебного года» .

http://pravoslavie.ru/70571.html

Умирая, самовольный мученик успел открыть купцам, кого они убили... и попросил их известить о кончине его священника села. Священник похоронил его на том месте, где он был убит. Через несколько времени могила покаявшегося грешника была прославлена чудесными исцелениями больных, совершавшимися при ней; останки Варвара оказались нетленными и покоятся теперь в монастыре горы Келий в Фессалии, близ города Лариссы (к северу от него в трёх днях пути). В Белозерских святцах, писанных до 1631 года, есть кондак Варвару разбойнику: «От Бога данные ти благодати, страстотерпче Варваре святе, яко многоценным миром, нас посещай целебне, да вопием ти: радуйся, испивый сладостне чашу Христовых страстей» 122 . 118 Чествование Церковью Иова основано не на одной только книге, которая носит его имя, но и на подлинных словах обоих Заветов. Пророк Иезекииль в гл. XIV, ст. 13, 14 и далее, говорит именем Самого Бога: «сыне человеческий, если земля Мне согрешит, впадёт в преступление, и Я простру руку Мою и пошлю на неё голод, и истреблю и людей и скот, а будут сии три мужа посреди её: Ной и Даниил и Иов, то они в праведности своей спасутся», и далее следуют глаголы Господа Самого в этом же духе. В Нов. Завете вот слова из Ап. Иакова – гл. V, ст. 10. 11: «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа; ибо Господь весьма милосерд и сострадателен». В этом Новозаветном тексте Иов сопоставлен с пророками, говорившими Духом Божиим. Имея такие основания, как авторитет Ветхого и Нового Завета, авторитет церковного предания, основанный на первом, мы, все православно-верующие, нимало не колеблемся – признать и чествовать Иова как святого. «Высота его духа, – говорить Филарет в Ц.-Библ. ист. стр. 101, – открывается как вообще в разительных его приключениях и беседах, так особенно в ясном и сильном исповедании Искупителя» ( Иов.19:25,26 ). Можно поставить это рядом с Ncaл. XXI и с LIII главой пророка Исаии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Он знал, хорошо знал, что нет ничего равного ей, и что высочайший вид достоинства есть тот, который выражает любовь. Этому, прежде всего, будем подражать и мы. Хотя бы иные были гораздо ниже нас, будем называть их почтительным именем – не только свободных, но и рабов, не только богатых, но и бедных. И Павел почтил таким названием не только богатых между коринфянами, не только свободных, знатных и славных, но и простых людей, и рабов, и всех вообще, потому что «во Христе Иисусе... нет раба, ни свободного» ( Гал.3:28 ), нет ни варвара, ни скифа, ни мудрого, ни немудрого, но уничтожено всякое неравенство житейского достоинства. И что удивительного, если Павел так называет подобных себе рабов, когда и Владыка его так назвал род наш, сказав: «Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя» ( Пс.21:23 ). И не только назвал Он нас братьями, но и Сам благоволил сделаться нашим братом, облекшись нашей плотью и сделавшись причастником одного с нами естества. Этому самому удивляясь, Павел говорил: «Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово: посему Он должен был во всем уподобиться братиям»: и еще: «как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные» ( Евр.2:14, 16–17 ). Слыша все это, исторгнем из души нашей высокомерие, гордость и всякую надменность, и с великим тщанием будем стараться называть ближних именами почтительными и уважительными. Хотя это дело кажется маловажным и ничтожным, однако оно бывает причиной многих благ; равно как противное тому часто производило много несогласий, ссор и вражды. И не только это слово, но и следующее нужно обсудить с великой тщательностью. Сказав: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении», апостол присовокупил: «что отцы наши все». Не сказал: «иудеи» или «исшедшие из Египта»; а – что? «Отцы наши все»; показывает и свое смиренномудрие тем, что не отказывается от родства с ними, хотя был столько выше их по добродетели, и вместе с тем обуздывает бесстыдный язык порицающих Ветхий Завет . Если бы он имел враждебное расположение к этому Завету, то не упомянул бы в почтительных выражениях о живших тогда, которые все подлежали осуждению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Христианин, умерши греху, имеет тайное, сверхчувственное, благодатное сокровище на небе со Христом в вечной, нетленной славе будущего века, которая откроется вместе с явлением Христа во Славе ( Кол.3:3–4 ). Но чтобы стать обладателем этого сокровища, надо совлечься «ветхого человека», т. е. отложить все греховные движения: блуд, нечистоту, страсть, похоть и любостяжание, которое Апостол назвал «идолослужением» ( Кол.3:5 ), служение идолу Маммоне. Это грехи плоти. Затем Апостол призывает отложить «гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие» ( Кол.3:8 ), т. е. такие грехи, которые коренятся в душевной природе человека. Пока они не будут искоренены, невозможно облечься в нового человека, «который обновляется по образу Создавшего его» ( Кол.3:10 ), т. е. по образу Божию. Все, что разделяет людей, должно быть уничтожено, ибо в благодатном Царстве Христовом, т. е. в Церкви, «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол.3:11 ). Здесь названы те национальные, религиозные и социальные категории людей, на которое делилось общество тогдашней римской империи. Между ними отрицалась всякая солидарность, высшие противополагались низшим, у низших отнимались элементарные человеческие права. Только во Христе достигается подлинное человеческое братство. Не отрицает ап. Павел также индивидуальные особенности людей или наций, ибо как в живом теле каждый орган исполняет свою функцию благодаря своей индивидуальности, так и во вселенском Церковном обществе все нации раскрывают свою неповторимость и красоту. Апостол преподает также положительные заповеди, которые необходимо усвоить христианину, чтобы облечься в нового человека. Для этого надо облечься в добродетели, подобно облачению в светлые одежды крещаемого: «облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно... как Христос простил вас, так и вы» ( Кол.3:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Ведь именно за греховные страсти и грядет гнев Божий на «сынов противления» – то есть на тех, кто живет по этим страстям. В них ранее пребывали многие из нас, вращаясь среди таких супротивников; есть среди нас и те, кто и поныне упорно борются со своими греховными страстями. И, стремясь укрепить всех нас в такой борьбе, святой апостол Павел взывает к нам: А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его (Кол з, 8–9). Иначе говоря, сбросьте с себя ветхого, старого, прежнего человека со всеми его страстями – блудодеяниями, грубостью, ленью, злобой. Все это, по апостолу, и есть греховный, ветхий человек в нас, которого и следует совлечься, облекшись в человека нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его (Кол з, ю) – Бога, Христа. В таком обновленном Святым Духом человеке уже вовсе не важно – откуда он, какого он рода и племени, ибо в нем нет уже ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (см.: Кол з, и). К этому обновленному во Христе, по Его образу, человеку, к такому христианскому человеческому образу нужно стремиться и нам с вами, возлюбленные братие и сестры, стремиться в течение всей своей жизни, как стремились к нему, следуя призыву апостола Павла, все святые, постепенно совлекаясь прежнего своего образа – ветхого и греховного. Да поможет и нам в этом Своею благодатию Господь наш Иисус Христос, Емуже славу, честь и поклонение воссылаем вместе со Отцем и Святым Духом. Аминь. Об иерихонском слепце (Слово в Неделю 31-ю по Пятидесятнице) (1951,1954) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные братие и сестры! В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали с вами повествование об исцелении Господом нашим Иисусом Христом иерихонского слепца. В то время когда Иисус приближался к Иерихону, этот слепец сидел при дороге и просил милостыню. Услышав шум проходившего мимо народа, сопровождавшего Иисуса, он спросил: «Что происходит? Кто здесь?» Ему ответили, что мимо него сейчас пройдет Иисус Назарянин, о Котором он явно уже слышал ранее, поскольку тут же возопил: Иисусе Сыне Давидов, помилуй мя! ( Лк 18,38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010