Руками Апостолов, водимых и вдохновляемых Духом Святым, Сам Господь наш Иисус Христос насадил на земле Свой дивный вертоград, Свою Церковь , Царство Благодати, этот новый Рай , напоенный потоками Живой воды, текущей в жизнь вечную. Здесь, в этом Царстве любви Божией, уже не имеют значения ни племенные, ни сословные различия. Здесь «нет ни Еллина, ни Иудея... варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол. 3:11 ). Здесь, во единой святой соборной и Апостольской Церкви, все верующие во Христа и искупленные Его пречистой Кровью суть члены великой вселенской семьи, имеющей своим Отцом Бога, – семьи, где нет нелюбимых или отверженных, но все – возлюбленные и желанные чада Божии, сонаследники Христу, причастники Божественного естества, «сожителие святым и приснии Богу». О бездна богатства и премудрости и любви Божией!.. Какое безграничное снисхождение! Какое милосердие и долготерпение к падшему человеческому естеству. Воистину «не хощет Бог создания Своею руку погубити, ниже благоволит о погибели человечестей, но хощет всем спастися и в разум истины приити»!.. Сегодня, в этот всесовершенный и спасительный день праздника Пятидесятницы, должны и мы с вами, возлюбленные, отрешившись от всего суетного, нечистого, богопротивного, устремиться сердцем к Источнику Жизни и Света – к спасающему нас Триединому Богу и в теплой молитве проникнуться чувством живой любви и благодарности к Нему. Ведь и мы с вами призваны к общению с Богом в теле Церкви Христовой... Ведь и нас породил Бог в жизнь вечную от воды и Духа в таинстве крещения... Ведь и нас удостоил Господь пренебесной чести и радости вкушать и освящаться от Божественной Трапезы Тела и Крови Христовых... Ведь и для нас, – если только пребудем верными Господу, – уготованы на небесах такие блага, »ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ). Но радуясь вместе с Церковью уготованному нам блаженству, не забудем и того, что в Царство Небесное, Царство славы Божией не войдет ничто нечистое ( Откр. 21:27 ), и что нет и не может быть ничего общего между светом и тьмою, между Христом и Велиаром ( 2Кор. 6:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Потому-то Господь мой и сошел с Неба на землю, чтобы я мог взойти с земли на Небо. Святитель Иоанн Златоуст ( 46, 913 ). Не должно искать естественных доказательств тому, что превыше естества. Ибо хотя Слово и стало истинной плотью, однако же Христос...– вочеловечившийся Бог, в обоих естествах Единый Божий Сын ( 50, 229 ). Победоносный Царь Небес, для спасения людей совершивший Свое пришествие на землю, как некоего варвара, покорил себе все грешное и после победы умилосердился над ним, как над Своей собственностью. Преподобный Исидор Пелусиот ( 51, 321 ). В Ветхом Завете Илия был восхищен на небо. Он был отведен в сокровенную область, где должен обитать в телесном и душевном упокоении до тех пор, пока при кончине мира снова явится на земле, чтобы заплатить долг смерти, потому что Бог, по премудрым судьбам Своим, только отсрочил ему время смерти, но не избавил его от нее совсем. Спаситель же победил смерть и Своим славным Воскресением истребил ее, а в Вознесении явил славу Воскресения Своего. Здесь нужно заметить и то, что Илия вознесся на небо на колеснице в доказательство того, что он, как человек, не мог быть без внешней помощи. Эту помощь оказали ему Ангелы, когда он восходил на небо, ибо он сам не мог вознестись... Но Спасителю не нужна была колесница, не нужны были Ангелы, ибо Творец Своей Божественной силой вознесся на небо. Он возвратился туда, откуда сошел; восшел туда, где от века имел пребывание, ибо хотя по человечеству Он возносился, но по Божеству обладал и небом и землей ( 116, 709 ). Отчего это, когда Господь наш Иисус Христос родился, Ангелы хотя и явились, но не в белых ризах? А во время Вознесения Его они явились в ризах белых и блестящих. Ибо в Писании говорится, что «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде» ( Деян. 1, 9–10 ). Ангелы во время Вознесения Господня были одеты в белую одежду в знамение того, что Вознесение Господа во плоти составляло величайшее торжество для них, потому что белая одежда – есть знак веселия и сердечной радости. А на Рождество Его они потому не явились в белых ризах, что во время плотского рождения Его Божество уничижалось, тогда как в Вознесении человечество Его обожилось. Святитель Григорий Двоеслов ( 116, 709–710 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Патриарх Варфоломей говорил о «первенстве нашей [то есть греческой] нации в Православии», но сама доктрина греческого (или чьего бы то ни было) этнического превосходства никак не согласуется с той верой, которую в свое время принесли нам греки. Как говорит Апостол, «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3:10,11) Более того, учитывая склонность падшего человеческого рода к гордыне - в том числе, гордыне этнической, Писание дает множество суровых предостережений против такого рода надменности. «Не думайте говорить в себе: “отец у нас Авраам”, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Матф.3:9) - слова, которые Пророк и Предтеча Иоанн обращает к сынам народа, о богоизбранности которого много раз свидетельствует само Писание, народа, из которого происходит и Господь наш по плоти, Пречистая Его Матерь. и святые Его Апостолы. Может ли само происхождение, культура и язык гарантировать Божие благоволение? Нет. Как говорит сам Господь, «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Матф.21:43) Личное покаяние и вера, а не этническое происхождение вводят человека в завет с Богом. Если это так в отношении народа, к которому принадлежал сам Спаситель, то не тем более ли в отношении любого другого? Для нас имя великого града Константинополя звучит ничуть не уничижительно - напротив, мы произносим его с великой любовью и почтением. Мы читаем историю Восточной Римской Империи с трепетом, как историю наших предков в православной вере. О если бы мы только могли отправиться в 1453 год и вместе с ромеями встать на стенах этого священного для нас Города, чтобы защитить его от завоевания! Но увы, оно совершилось - Империи Ромеев больше не существует. Константинопольский патриархат вынужден искать расположения у неправославных, и даже откровенно нечестивых правителей - таких, как лидеры Демократической партии США, продвигающей по всему миру извращения и аборты.

http://radonezh.ru/2021/08/02/kafedra-ne...

Итак, нужна некая универсальная система координат, которая может стать основанием для желаемой всеми справедливости. И эта система координат есть. Она всеобъемлюща, детально разработана и прошла испытание столетиями. Речь идет о христианстве. «…нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного…» (Кол. 3:11), «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим 12:9-21), «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк 12:13-17), «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес 3:6-15), «Трудно богатому войти в Царство Небесное…» (Мф 19:16-30), «Взявшие меч, мечом погибнут» (Мф 26:47-56), «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф 5:1-12). Разве от прочтения этих цитат, являющихся лишь каплями в море Священного Писания, стены «лабиринта» не разбиваются вдребезги? Разве вместо бесплодных терзаний и мутных идеологических конструктов, засевших у нас в головах, не возникает ощущения ясности и свободы? Ощущения того, что ответы – вот они, только протяни руку. Мы тут не о духовном просветлении говорим – этой стороны вопроса мы не касаемся. Мы говором о сугубо прагматичных вещах. Нужен объединяющий концепт? Вот он. Нужно основание для справедливости? Вот же оно. Теперь собственно о справедливости и христианстве как морально-этическом основании для нее. Библия буквально пронизана идеей справедливости, которая неразрывно связана с праведностью, являющейся в свою очередь характеристикой следования Божьим заветам. Т.е. в христианстве справедливость – это божественное понятие, возвращаясь к цитате Ильина – не следование «общим правилам, не система», а сама жизнь, жизнь во Христе. Уже из этой высшей справедливости, впрочем, вытекает справедливость приземленная, функциональная, облаченная в формы, к которым мы привыкли: «Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот» (Ис 10:1-4). Но эта справедливость, повторимся, вытекает из высшей справедливости: «Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои» (Пс 118:137-144).

http://pravmir.ru/ne-izmenimsya-myi-ne-i...

Ап. Павел не только сам непосредственно совершал исцеления и чудеса, но то же делали взятые от тела его главотяжи и убрузцы, в отсутствие его ( Дeяh. XIX, 12 ), и сим показывается, что даже предметы вещественные, получившие освящение от умерших Святых, чудотворно и благодетельно действуют на людей живущих. В понятии о Церкви Христовой необходимый признак ее составляет святость. Церковь свята, потому что освящена Иисусом Христом чрез Его страдания, чрез Его учение, чрез Его молитву и чрез таинства. В молитве к Богу Отцу о верующих Иисус Христос сказал между прочим: освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина. За них я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиной ( Uh. XVII, 17, 19 ). И действительно, Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна ( Eф. V, 25–27 ). В Церкви Христовой могут быть и есть согрешающие. Но сии, если очищают себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святой; а грешники нераскаянные, или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви, и таким образом она и с сей стороны сохраняется святой. Ап. Павел дает наставление коринфянам, чтобы они сами извергли развращенного из своей среды ( I Kop. V, 13 ). В Послании к Тимофею Апостол говорит: твердое основание Божие стоит имея печать сию: познал Господь своих, и да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа ( II Tuм. II, 19 ). Когда мы называем Церковь Соборной, или, что то же, Кафолической, или Вселенской, то это значит, что она не ограничивается ни местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Ап. Павел говорит, что в Церкви Христовой нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного; но все и во всем Христос ( Koл. III, 15 ). Церкви Вселенской принадлежат собственно высокие обетования, что врата ада не одолеют ее, что Господь пребудет с нею до скончания века; что, следственно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры или впасть в заблуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Человеку невозможно устранить страстные воспоминания, если он не приложит попечения о желательном и яростном [началах своей души]: первое ему следует истощать постом, бдением и сном на голой земле, а второе умерять долготерпением, прощением обид и милостыней. Из этих двух страстей образуются почти все бесовские помыслы, которые ввергают ум «в бедствие и пагубу» ( 1Тим 6.9 ). Никто не может одолеть эти страсти, если не пренебрежет он яствами, богатством и славой [мирской], а также если не пренебрежет он телом, ибо бесы часто пытаются нанести [свои] удары по нему. Необходимо подражать тем, которые, подвергаясь опасности на море от сильных ветров и вздымающихся волн, выбрасывают [за борт лишние] вещи. Однако, делая это, следует бдить, чтобы не быть на виду у людей, ибо иначе можно потерпеть более страшное, чем прежнее, кораблекрушение, попав под встречный ветер тщеславия. Поэтому и Господь наш, воспитывая ум – кормчего [нашего], говорит: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» ( Мф 6.1 ). Также: «когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» ( Мф 6.5 ). И еще: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» ( Мф 6.16 ). Но здесь следует внимать Врачу душ: как он посредством милостыни исцеляет яростное [начало души], посредством молитвы очищает ум, а желательное [начало души] изнуряет постом. Из этого и образуется новый человек, «который обновляется... по образу Создавшего его» ( Кол 3.10 ), в котором, вследствие бесстрастия, «нет мужеского пола, ни женского» ( Гал 3.28 ) и в котором, благодаря единой вере и любви, «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол 3.11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Pontij...

При этом следует сказать, что Илий не пренебрегал вовсе воспитанием сыновей. Нет, Илий обличал их, говоря: «Дети мои, не хороша молва, которую я слышу: вы развращаете народ Господень» и т. д. ( 1Цар.2:24 ). Но, очевидно, от Илии требовалось более, чем одни короткие слова. А именно, рвение, наложение на сыновей наказания, обуздание их. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Так как Илий не все сделал, что надлежало, то восстановил Бога против себя и против сыновей и, щадя неблаговременно себя и детей, погубил вместе с детьми и собственное спасение». Кроме небрежности по отношению к детям, Богу не в чем было обвинить старика... И то, что он был священник, и что старец, и что знаменит, и что двенадцать лет беспорочно начальствовал над еврейским народом, – если все это не в силах было его оправдать, но он крайне бедственно погиб за то, что не заботился тщательно о детях, и грех его нерадения, точно суровая, громадная волна, все завалил и все подвиги его закрыл – то какое наказание ожидает нас, которые и в добродетели много ему уступаем, и детей не только не наставляем, но поступаем в отношении их жесточе всякого варвара... Это небрежение к детям, которое мы не замечаем, Златоуст поясняет такими словами: «Когда ты видишь, что какой-нибудь бродяга заушает твоего ребенка, ты негодуешь, сердишься, злобствуешь и яростнее зверя подскакиваешь к лицу ударившего, а когда видишь, как диавол каждодневно его заушает, как демоны приводят его к порокам, ты спишь, не негодуешь, не сердишься, не отнимаешь сына от самого ужасного зверя». В писаниях Нового Завета Апостол Павел резко осуждает небрежение к близким: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим.5:8 ). Рассуждая о должности епископа, Апостол Павел на первое место ставит его отношение с семейными: «...епископ должен быть... Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью». ( 1Тим.3:2–4 ). По заповедям Апостола Павла на родителях лежит и материальная забота о детях ( 2Кор.12:14 ), и духовная.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Иоанн Креститель, Предтеча Христов, обличая религиозно-национальное высокомерие фарисеев и саддукеев, говорил: Не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму ( Мф. 3:9 ). Церковь признает права наций, но отвергает национальный эгоизм. В великом доме Отчем каждому народу суждено занимать лишь одну ему предназначенную обитель (ср.: Ин. 14:2 ). Каждая нация делает свой вклад в общее дело. На почве Нового Завета обнаруживается несостоятельность горделивых националистических притязаний различных народов. Отвергая греховное стремление людей властвовать над себе подобными, Сын Божий призывает ко взаимному братскому самопожертвованию в союзе любви, говоря: князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою ( Мф. 20:25–26 ). В христианстве нет и не может быть места спорам о первенстве ни между людьми, ни между народами. Устами апостола Павла христианство провозглашает, что во Христе нет и не должно быть никаких разделений, – ни Еллина, ни Иудея ... варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос ( Кол. 3:11 ); все вы одно во Христе Иисусе ( Гал. 3:28 ). Применяя к национальным отношениям учение апостола Павла о взаимодействии органов в теле ( 1Кор. 12 ), В. С. Соловьев (1853–1909) говорит, что, как, по этому учению, особенность в строении и функциях одного органа в теле, отличающая этот орган от других, не отделяет его, однако, от них и от всего тела, а, напротив, составляет основание его определенного участия в жизни всего тела и его специфического значения для всех других органов и для целого организма, так и в обществе людей индивидуальные особенности не отделяют каждого от всех, а соединяют его со всеми, будучи основанием его особого значения для всех и положительного взаимодействия со всеми, и это применимо, очевидно, и к национальным отношениям. Если высший христианский нравственный идеал требует, чтобы мы любили всех людей, как самих себя (и больше, вплоть до пожертвования жизнью за друзей своих. – Ин. 15:13 ), а поскольку люди не существуют вне народов – как и народ не существует без отдельных людей, – то мы должны любить и все народы, как свой собственный, и если такое отношение, говорит В. С. Соловьев , станет действительным правилом, то национальные особенности сохранятся и получат надлежащее применение, а исчезнут только враждебные разделения и обиды, составляющие коренное препятствие для единения человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Затем мы читаем о том, что христианину нужно отложить все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие и не говорить лжи друг другу(ср.: Кол. 3, 8–9). Думаю, сложно даже представить себе, чтобы Христос сквернословил или лгал. Но если я облекся в Него, как я могу продолжать делать все это? Придя ко Христу, мы должны оставить все старое — снять с себя всю прежнюю одежду греха, лжи, ненависти — и одеться в новое. Причем эта новая одежда всегда будет оставаться новой, поскольку человек, отрекшийся от всего ветхого в себе, как пишет об этом апостол, обновляется в познании по образу Создавшего его (Кол. 3, 10). Возрастая в познании Бога, вере и соб­людении заповедей Хрис­товых, мы будем сохранять свою новую одежду в чистоте. По мысли апостола, облечься в Христа — значит облечься в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы (Кол. 3, 12–13). Но самое главное — это облечься в любовь, потому что любовь есть совокупность совершенства (ср.: Кол. 3, 14). Этими добродетелями мы должны свидетельствовать о том, что Христос — наша одежда и мы храним ее чистой и незапятнанной. При этом апостол Павел поднимает еще одну важную тему: христианство стирает все возможные различия между людьми. Он пишет, что нет больше ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем — Христос (Кол. 3, 11). Во времена первых христиан, как и сейчас, национальные, культурные, социальные различия играли большую роль. Древние греки — эллины — и завоевавшие весь мир римляне гордились своей культурой, ни во что не ставя необразованных и бескультурных варваров, то есть всех тех, кто находился за пределами границ великого Рима. Иудеи превозносились над другими с той мыслью, что именно они сохранили верность Богу, будучи потомками древнего праведника — Авраама. Свободные гордились тем, что они не рабы. А рабы гордились тем, какому именно господину они служат.

http://pravoslavie.ru/106049.html

Кол.3:7 .  в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. В виду этого славного, нас ожидающего, будущего, мы должны бороться с страстями, которые так срастаются с человеком, что могут даже быть названы земными его членами, т. е. членами его земного тела. Из этих страстей Ап. прежде всего упоминает о страстях чувственных (блуд с лежащими в его основе нечистыми плотскими настроениями), а потом о страсти духовной – любостяжании. «Блуд» и «любостяжание» – это два порока наиболее свойственные язычникам: они, по выражению одного древнего писателя, были могильщиками, которые рыли могилу для древнего мира. – Ап. называет любостяжание «идолослужением», потому что «те, кто работает мамоне, удалили себя от служения Богу» (Златоуст). – «Грядет» ( ρχεται), т. е. постоянно идет, постоянно проявляется (ср. Рим.1:18 «открывается» ). – «Сынов противления» – см. Еф 2:2 . – «В которых», т. е. в пороках. – «Между ними» , т. е. между сынами противления. Кол.3:8 .  А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; «Отложите» – как негодную грязную одежду. – «Гнев, ярость» – см. Еф 4:31 . Кол.3:9 .  не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его «Не говорите лжи» – см. Еф 4:25 . – «Совлекшись»… См. Еф 4:22 . Кол.3:10 .  и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, См. Еф 4:24 . – «В познании» – правильнее: «в познание». Следствием обновления является обогащение человека познаниями о Боге. Кол.3:11 .  где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. См. Гал 3:28 . При обновлении себя христианину нужно забыть о своих национальных и общественных преимуществах: один Христос должен стоять у него пред лицом, как высший образец; во Христе должны быть для него сосредоточены все его интересы. Кол.3:12 .  Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, «Итак» т. е. в виду того, что вы сложили с себя старую одежду. – «Облекитесь» – т. е. вам необходима новая одежда, а такою могут быть только различные христианские добродетели. – «Избранные, святы, возлюбленные» – см. Еф 1:4, 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010