Св. блж. Мария Ивановна Дивеевская, Христа ради юродивая, в период своего странствования между Саровом, Дивеевом и Ардатовом ходила по улице в одном и том же виде, не разбирая погоды; летом жила в лесу; когда она появлялась в Дивеево, то «тело её было сплошь усеяно клещами, и многие из ранок уже нарывали» 197 . Она часто была искусана собаками, избита людьми. Следует отметить, что в жизнеописании св. Марии Ивановны мы сталкиваемся с редким случаем в женском юродстве – обличением в грехах в миру: «Мария снова шла к людям и часто, как бы ругаясь, обличала их в тайных грехах, за что многие особенно её не любили» 198 . Во время жизни в Дивеевской обители св. Мария безропотно терпела болезни, немощи. Так, сломав руку в кисти, отказалась от доктора и пролежала в одном положении, положив руку на подушку, шесть месяцев, не вставая и не поворачиваясь, мочась при этом под себя. При этом «сделалис у неё пролежни такие, что оголилис кости и мясо висело клочъями» 199 . После восьми лет жизни в холодной келии она лишилась ног и приобрела сильнейший ревматизм. В более спокойные времена она «расщипывала у себя место на ноге до крови и не давала ему заживать» 200 . Св. блж. Варвара Скворчихинская, как уже ранее отмечалось, начала подвиг юродства с затворничества. Однако особый образ жизни был избран святой подвижницей еще раньше: закончив Уфимское епархиальное женское училище в 1909 г. и получив статус домашней учительницы, она отказалась от замужества, оставила своих близких и начала работать учителем в сельских школах. Во время своего учительства во всех местах своего служения она обучала детей Закону Божию, в том числе и после выхода декрета советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Приняв затворнический образ жизни, блж. Варвара раздала все свои вещи, жила в заброшенной овчарне, питаясь только тем, что ей приносили. В годы Великой Отечественной войны она поддерживала семьи, чьи кормильцы воевали на фронте, отдавая почти всё, что ей приносили. В 19521953 гг., когда блаженную насильно поселили жить с людьми, а затем через короткое время разрешили жить отдельно, св. Варвара усилила свой подвиг: «блаженная перестала топить печь, претерпевая в темноте и холоде суровые уралъские зимы» 201 . В 1962 году, после того как у неё сгорел дом, «подвижница поселилась в полуразвалившемся сарае, где ранъше держали скотину, прожила там три года без тепла и света, спала летом на земле, зимой – в снегу на соломе или же сидя на сундуке, прислонившись спиной к стенке сарая. Блаженная годами носила на теле власяницу – рубашку, в которую вставляла булавки остриями к телу, мяса не ела никогда» 202 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В своем общественном служении юродивые исполняли заповедь о совершеннейшей любви к Богу и ближним. Неслучайно в величании святого юродивого Святая Церковь обращается к нему «святый праведный». В настоящее время обретены нетленными мощи многих из числа рассматриваемых в данной работе святых жен, Христа ради юродивых (св. Евфросинии Колюпановской, св. Любови Рязанской, св. Пелагии Дивеевской, св. Параскевы Дивеевской, св. Марии Ивановны Дивеевской, св. Матроны Московской, св. Варвары Скворчихинской). От мощей святых юродивых по молитвам к ним совершаются многочисленные исцеления. 1.5. Иконографический образ блаженной и/или юродивой Христа ради Следует сказать, что в иконографии юродивых Христа ради жен находят отражение типичные черты их подвига. Прежде всего икона стремится отразить узнаваемый внешний вид святого. Многие юродивые круглый год ходили босиком (прп. Исидора Тавенская, блж. Пелагия Дивеевская, блж. Мария Ивановна, блж. Паша Саровская). На иконах в полный рост, как правило, факт босоножия находит отражение. Свв. Пелагия, Параскева и Мария Дивеевские Св. Исидора Тавенская Св. Варвара Скворчихинская Несмотря на то что многие святые жены, прославленные в лике блаженных и/или Христа ради юродивых, имели монашеский чин, при жизни они почти никогда не носили монашеской одежды. Р.А. Наумов объясняет этот факт выражением крайнего смирения юродивых, считавших себя недостойными носить великое иноческое одеяние, а также высказывает предположение, что это может быть также связано с тем, что «иноческое облачение мешало юродивым использовать свою одежду во многих, одним им известных целях на духовную пользу окружающим» 93 . Однако на иконописных изображениях у таких святых, как правило, монашеское одеяние представлено. В монашеском одеянии изображаются как те святые, в наименовании которых есть указание на монашеский чин (преподобная Исидора Тавенская, Христа ради юродивая; блаженная схимонахиня Марфа Московская, Христа ради юродивая), так и те святые, в официальном наименовании которых на это нет никаких указаний, но в то же время об их монашеском чине известно из агиографической и гимнографической литературы (блж. Евдокия Суздальская, Христа ради юродивая; блж. Евфросиния Колюпановская).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Св. блж. Ксения Петербургская после смерти своего мужа ходила в его одежде, называя себя «Андреем Петровичем», а позже, когда рубище истлело, одевалась в красную кофту и зеленую юбку или наоборот. Св. блж. Параскева (Паша Саровская) в период своей жизни в Дивеевской обители любила облачаться в разноцветные сарафаны, иногда она надевала сразу несколько сарафанов. Как отмечал сщмч. Серафим (Чичагов) , это происходило, когда она встречала почетных гостей или же «в предзнаменование радости и веселия для входящего к ней лица» 138 . Что касается обуви, то следует отметить, что босоножие было характерно далеко не для всех святых жён, Христа ради юродивых. Босыми ходили св. Пелагея Дивеевская; св. Параскева Дивеевская во время тридцатилетней жизни в саровском лесу. Босой даже зимой ходила св. блж. Евфросиния Колюпановская. Св. Исидора изображается босой на иконах в полный рост, что может свидетельствовать о её передвижении босыми ногами. Босой в молитвенной позе представлена на иконах и св. Варвара Скворчихинская, хотя в жизнеописании святой старицы об этом ничего не говорится. Обувь тех подвижниц, которые предпочитали ходить в обуви, во многих случаях была чисто символической, т.к. вряд ли она могла спасти от воды и холода. Так, блж. Мария Дивеевская ходила и зимой и летом, в любую погоду, в лаптях, часто рваных, без онуч: «Ходила она, не разбирая погоды, зимой и летом, в стужу и жару, в полную воду и в дождливую осень одинаково – в лаптях, часто рваных, без онуч» 139 . Никогда не ходила босой и св. блж. Домна Карповна. Жизнеописатель отмечает, что она всегда имела какую-нибудь изношенную обувь 140 . Внешний вид св. блж. Параскевы Дивеевской, великой подвижницы, юродивой Христа ради, был различным в разные периоды её жизни. В течение 30 лет по благословению преподобного старца Серафима блж. Паша Саровская жила в дремучих саровских лесах в вырытой ею пещере. Священномученик Серафим Чичагов , автор «Летописи Серафимо- Дивеевского монастыря», сравнивал блаженную по своему внешнему виду и образу жизни с преподобной Марией Египетской: «Во время своего житья в Саровском лесу, долгого подвижничества и постничества она имела вид Марии Египетской... Худая, высокая, совсем сожженная солнцем и поэтому черная и страшная, она носила в то время короткие волосы, так как ранее все поражались её длинными до земли волосами, придававшими ей красоту, которая мешала ей в лесу и не соответствовала тайному постригу. Босая, в мужской монашеской рубашке-свитке, расстегнутой на груди, с обнаженными руками, с серъезным выражением лица, она приходила в монастыр и наводила страх на всех, не знающих её» 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иносказательной речью вразумляла окружающих и св. блж. Параскева Дивеевская. Так, например, при посещении святой подвижницы царской фамилией во время прославления прп. Серафима Саровского в 1903 году в конце встречи она собрала символические гостинцы царю-императору Николаю II и сказала: «Государ, неси сам.., а нам дай денежку, нам надо избушку строитъ» 150 . Под избушкой в данном случае блаженная имела в виду новый собор. Другим посетителям во время беседы она вдруг сказала, обратившись к женщине, которая до этого момента мысленно читала Иисусову молитву, а потом прекратила: «Почему кашу не варишь?». Под кашей имелась в виду прекратившаяся Иисусова молитва . «Пожать траву за кого-то» на языке блаженной означало пойти помолиться за того человека. В целом иносказательная речь св. блж. Параскевы часто бывала тесно связанной с её пророчествами. В молитве св. блж. Параскеве Дивеевской есть такие слова, указывающие на особенность её речи: «...вторая обители дивеевския блаженная старица, заблуждшыя притчами вразумлявшая, яко пророчица.. .» 151 . Св. блж. Варвара Скворчихинская, прекратив работать в школе и приняв на себя подвиг юродства (около 1928–1929 гг.), начала вести затворнический образ жизни, старалась не показываться на люди и ни с кем не разговаривать. Однако, как отмечает жизнеописатель, «с первых же лет пребывания в затворе Господь возложил на неё подвиг старчества – служения людям духовными наставлениями; часто блаженная говорила притчами, иногда давала прямые советы» 152 . К блаженной приходили сотни людей, но к посетителям она не выходила, а разговаривала через дверь. Св. блж. Матрона Московская, как правило, говорила прямым текстом со своими близкими и многочисленными посетителями. Однако в житии описаны и некоторые случаи приточных высказываний. Так, будучи еще совсем юной, однажды, как свидетельствует жизнеописатель, она сказала своей матери: «Мама, готовься, скоро у меня будет свадьба». Через несколько дней к дому потянулись повозки и подводы – люди, прослышав о чудесных дарах Матроны, ехали к ней со своими горестями и бедами. Мать спрашивала её: «Матрошенька, да что же это такое?». А та отвечала: «Я же говорила тебе, что будет свадьба» 153 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В житии святой Домны Томской описан случай, когда она вела беседы на иностранном языке: «Родилас Домна Карповна в начале XIX века. Воспитание получила в дворянской семъе, и её благовоспитанност просвечивала даже во дни юродства. Была образованна, что видно из следующего: однажды мимо села, в котором в то время жила Домна Карповна, проезжала одна знатная женщина, и Домна Карповна провела с ней всю ночь, беседуя на иностранном языке» 154 . Случай кратковременного вразумления на французском языке описан и в житии св. блж. Евфросинии Колюпановской, бывшей фрейлины при дворе императрицы Екатерины II: «По преданию, когда в 1812 г. армия Наполеона подошла к Москве, французские войска остановилис близ Владычного монастыря. Офицеры обнаружили домик подвижницы, стали оскорблят ее и издеватъся над ней, но, когда в ответ услышали обличение на чистейшем французском языке, удалилисъ» 155 . К слову сказать, в работе «Меня раздело Евангелие» её автор Р.А. Наумов высказывает мысль, что юродивые женщины в основном были из крестьянского сословия и поэтому были в некотором смысле людьми привычными к босоножию, терпению холода, голода и пр. Однако, если посмотреть на перечень канонизированных святых блаженных и/или юродивых жен, то согласно агиографической литературе из 16 прославленных святых как минимум четверо (то есть четверть) были представительницами знатного сословия (блж. Клеопатра; блж. Ксения Петербургская; блж. Евфросиния Колюпановская – воспитана в Смольном институте, состояла фрейлиной при дворе Екатерины II; блж. Домна Карповна). Св. Варвара Скворчихинская была родом из семьи священника. Из богатой купеческой семьи была родом св. Пелагея Дивеевская. Родом из крестьянского сословия – свв. Паша Саровская, Мария Ивановна Дивеевская, Матрона Анемнясевская, Матрона Московская. 2.3. Типичные асоциальные поступки В целом в жизнеописаниях святых жен, прославленных в чине блаженных и/или юродивых Христа ради, крайне мало представлено случаев, связанных с какими-то поступками, направленными против отдельных людей или сообществ. Мы не знаем, то ли такого рода поступки действительно не были свойственны рассматриваемым подвижницам, то ли жизнеописатели деликатно об этом умалчивают.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Исповедница веры - блаженная Варвара, затворница Скворчихинская 28.02.2018 15:27:02 Елена Александровна Смирнова 27 февраля Церковь празднует память удивительной святой, подвизавшейся в Уфимской епархии в XX веке, — блаженной Варвары Скворчихинской. Смиренная сельская учительница из священнической семьи стала не только исповедницей веры в богоборческие годы, но и Христа ради юродивой. Более того — блаженная ушла в полный затвор, где, не видя света 36 лет, проводила жизнь в молитве и строжайшей аскезе: посте, бдении, терпении жажды, стужи и жары, полностью предав себя Промыслу Божию и милости людей. Господь прославил ее дарами прозорливости, целительства и других поразительных чудес. О блаженной Варваре Васильевне Архангельской рассказывает матушка Вера (Ионова) — старшая монахиня монастыря, строящегося во имя этой святой на месте ее подвигов, в селе Скворчиха. В передаче звучат песнопения монастырского хора. Ведущая — Елена Смирнова. Слушать:  http://radonezh.ru/radio/2018/02/27/20-00.html Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/recommend/ispovednits...

Мелеуз. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1990 и 1994. Ссылки:   Адрес: Россия, Республика Башкортостан, Мелеузовский район, г. Мелеуз, ул. Ленина, д. 96 Координаты: 52.953389, 55.926725 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Строительство нового православного храма для г. Мелеуза было начато в эпоху Перестройки – в 1990 г. на месте большой Троицкой-Никольской церкви, снесённой незадолго до этого (здание существовало с г., а до этого здесь стояла старая Троицкая церковь). В 1994 г. сооружение нового кирпичного храма, названного в память последней действовавшей церкви Мелеуза " Казанско-Богородским " , было завершено. Храм 7-главый с трёхъярусной колокольней. Архитектурный стиль – современная эклектика с отдалёнными восточно-романскими мотивами. К сожалению, здание строилось из некачественного тресканного " рыжего " кирпича, ныне оставленного " на обветривание " . Подо всем зданием обширное служебное подцерковье. Во время строительства настоятелем служил о. Владимир Степанов (1990-97 гг.). Ныне близ церкви ведётся строительство 2-х этажного кирпичного здания воскресно-приходской школы. В 2004 г. заменены кресты и купола. В 2002 г. для поддержки Покровского Эннатского мужского монастыря приходская Казанско-Богородская церковь была временно преобразована в монастырское Казанско-Богородицкое подворье. Святыни храма: мощи местночтимой святой блаженной Варвары Скворчихинской, чтимая икона вмч. целителя Пантелеимона с частицей его мощей, ковчег с более чем 100 частицами святых мощей и иные. На местном городском телевидении проводятся просветительские православные передачи. Богослужения совершаются ежедневно: вечернее – в 16.00, утром божественная литургия с 8.30. Регулярно читается акафист св. блж. Варваре Скворчихинской, составленный здесь же по благословению архиепископа Никона. Регулярно постами иг. Симеоном совершается «Молебен об избавлении от духов нечистых» – отчитка, на которую люди приезжают из многих мест Уфимской епархии.  Историк Уфимской епархии Егоров П.В., добавления по современности иг. Симеона (Кувайцева) и о. Владимира Семавина. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=33004

Руська Православна Церква Офіційний сайт Московського Патріархату Головні новини У свято Входу Господнього до Єрусалиму Предстоятель Руської Церкви звершив Літургію в Храмі Христа Спасителя та очолив хіротонію архімандрита Серафима (Пасанаєва) на єпископа Мінусинського і Курагінського Святіший Патріарх Кирил виступив зі зверненнями у зв " язку з кричущими прикладами тиску на Українську Православну Церкву Напередодні свята Входу Господнього до Єрусалиму Святіший Патріарх Кирил звершив всеношну в Храмі Христа Спасителя Святіший Патріарх Кирил звершив освячення московського храму Чуда Архангела Михаїла в Хонех у Братєєві та очолив хіротонію архімандрита Авксентія (Абражея) в єпископа Несвізьького Святіший Патріарх Кирил звершив утреню з читанням акафіста Пресвятої Богородиці у Храмі Христа Спасителя Архів   Головна / Єпархії та Екзархати В день пам " яті блаженної Варвари Скворчихинської архієреї Башкортостанської митрополії освятили храм в її честь Версія для друку 28 лютого 2019 р. 16:44 27 февраля 2019 года, в день памяти блаженной Варвары, затворницы Скворчихинской, местночтимой святой Уфимской епархии , митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон , епископ Салаватский и Кумертауский Николай и епископ Бирский и Белорецкий Спиридон возглавили чин великого освящения храма во имя святой Варвары Скворчихинской в одноименном монашеском скиту в с. Скворчиха (Ишимбайский район Республики Башкортостан). Затем архипастыри совершили Литургию в новоосвященном храме. Правящим архиереям епархий Башкортостанской митрополии сослужили наместник Покрово-Еннатского мужского монастыря с. Дедово архимандрит Николай (Чернышев), секретарь Салаватской епархии священник Вячеслав Смольников, секретарь Бирской епархии протоиерей Сергий Рыжаков, благочинный церковного округа города Уфы протоиерей Ромил Гареев, другие клирики Уфимской , Бирской и Салаватской епархий. За богослужением молились настоятельница Марфо-Мариинского женского монастыря с. Ира схиигумения Серафима (Мишура), игумения Евтропия (Москалец), настоятельница Благовещенского женского монастыря г. Стерлитамака игумения Марионилла (Ермошина), старшая сестра Варваринского скита с. Скворчиха монахиня Вера (Москалец), сестры обителей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5381435...

Св. блж. Евфросиния Колюпановская была знатного происхождения, состояла фрейлиной при дворе императрицы Екатерины II. В один момент она неожиданного исчезла со двора вместе с двумя фрейлинами, а в 1806 г. пришла в Москву, где «испросила благословение на подвиг юродства у митр. Московского и Коломенского Платона (Левшина) » 131 . Далее жизнеописатель сообщает, что митрополит «благословил Вяземскую и под вымышленным именем «дуры Евфросинии» направил с собственноручным писъмом в серпуховской Владычный в чест Введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастыр к игумении Дионисии (1806–1815)» 132 . Из-за скудости сведений мы ничего не можем сказать о призвании к подвигу юродства св. блж. Евдокии Суздальской; свт. блж. схимонахини Марфы Московской; св. блж. Варвары Скворчихинской. Подводя итоги, можно сказать, что Господь призывает чистых сердцем к подвигу юродства разными путями: кого-то Он избрал уже от рождения (свв. Пелагея Дивеевская, Мария Дивеевская, Матрона Московская), кого-то тяжёлыми жизненными обстоятельствами (свв. блж. Клеопатра, Ксения Петербургская, Паша Саровская, Домна Томская), а кого-то, как св. блж. Любовь Рязанскую, наоборот, чудесным исцелением. Благословляли святых жён на подвиг юродства Христа ради как живые старцы, так и прославленные святые (св. муч. Уар, свт. Николай Чудотворец). В двух случаях жития повествуют о чудесном явлении отроковицам Пресвятой Богородицы (свв. блж. Муза, блж. Матрона Анемнясевская). 2.2. Внешний вид и речевое поведение Существует представление о традиционном виде святого Христа ради юродивого. Это, как правило, человек немытый и нечесаный, часто голый; если не голый, то одетый в какие-то лохмотья; ведущий странный образ жизни, валяющийся в грязи, золе и т.п.; отличающийся соблазнительным поведением для окружающих – нарушающий порядок на улице и в церкви, говорящий странные, не всем понятные речи и пр. Но при этом такой человек скрывает свои подвиги, тайно носит вериги на теле, по ночам он молится в чистом поле. По поводу наготы юродивых интересно рассуждение Каллиста (Уэра) , который отмечает, что нагота юродивых не носит эксцентричного характера, а имеет богословское значение: «В определенной степени юродивые возвращались к status ante peccatum, к непорочности Адама в раю до грехопадения, когда он был наг и не стыдился» 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Приютово. Богородице-Тихвинский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:2005. Ссылки:   Адрес: Республика Башкортостан, Белебеевский район, посёлок Приютово, улица Островского, дом 27. Координаты: 53.907646, 53.935336 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью 1 сентября 2004 года, распоряжением Высокопреосвященнейшего Никона, архиепископа Уфимского и Стерлитамакского 91 от 26 августа 2004 года), на базе Христорождественского храма в деревне Андреевка Аургазинского района была создана женская монашеская община в честь Святых Царственных Страстотерпцев. Настоятельницей была назначена монахиня Евтропия (Москалец). Насельницы одноименного подворья и стали первыми сестрами новорожденной обители. Через несколько месяцев после образования обители, в декабре 2004 г. общине была доверена великая святыня — рака с мощами святой блаженной Варвары Скворчихинской (Уфимской), которая до того времени находилась на Богородице-Казанском подворье Покрово-Эннатского мужского монастыря в г. Мелеузе. В 2017 году состоялось перенесение мощей блаженной на место её подвигов – в Скворчихе. В монастыре находится десница святых мощей. 1 января 2005 года образование монастыря было утверждено постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви. 1 августа 2005 года на базе Богородице-Тихвинского храма р. п. Приютово Белебеевского района было основано одноименное монастырское подворье. Сейчас это главная усадьба монастыря. 30 июля 2012 года распоряжением Преосвященнейшего Амвросия, епископа Нефтекамского и Белебеевского, женский монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев, расположенный на территории Богородице-Тихвинского храма, переименован в Богородице-Тихвинский женский монастырь. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=51574

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010