Церковь призывает своих верных чад и к участию в общественной жизни, которое должно основываться на принципах христианской нравственности. В Первосвященнической молитве Господь Иисус просил Небесного Отца о Своих последователях: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла… Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир» ( Ин.17:15, 18 ). Недопустимо манихейское гнушение жизнью окружающего мира. Участие христианина в ней должно основываться на понимании того, что мир, социум, государство являются объектом любви Божией, ибо предназначены к преображению и очищению на началах богозаповеданной любви. Христианин должен видеть мир и общество в свете его конечного предназначения, в эсхатологическом свете Царства Божия. Различение даров в Церкви особым образом проявляется в области ее общественного служения. Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие. I.4. Миссия Церкви I.4. Исполняя миссию спасения рода человеческого, Церковь делает это не только через прямую проповедь , но и через благие дела, направленные на улучшение духовно-нравственного и материального состояния окружающего мира. Для сего она вступает во взаимодействие с государством, даже если оно не носит христианского характера, а также с различными общественными ассоциациями и отдельными людьми, даже если они не идентифицируют себя с христианской верой. Не ставя прямой задачи обращения всех в Православие в качестве условия сотрудничества, Церковь уповает, что совместное благотворение приведет ее соработников и окружающих людей к познанию Истины, поможет им сохранить или восстановить верность богоданным нравственным нормам, подвигнет их к миру, согласию и благоденствию, в условиях которых Церковь может наилучшим образом исполнять свое спасительное делание. II. Церковь и нация II.1. Вселенский характер Церкви II.1. Ветхозаветный народ израильский был прообразом народа Божия – новозаветной Церкви Христовой. Искупительный подвиг Христа Спасителя положил начало бытию Церкви как нового человечества – духовного потомства праотца Авраама. Своей Кровью Христос «искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» ( Откр.5:9 ). Церковь по самой своей природе имеет вселенский и, следовательно, наднациональный характер. В Церкви «нет различия между Иудеем и Еллином» ( Рим.10:12 ). Как Бог не есть Бог иудеев только, но и тех, кто происходит из языческих народов ( Рим.3:29 ), так и Церковь не делит людей ни по национальному, ни по классовому признаку: в ней «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол.3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/osno...

Кто подобен ей? Варвара великомученица . Заключенная в высокую башню, преданная размышлениям, она удивлялась красоте мира, сиянию звезд и переменам дня и ночи. Рассматривание природы привело ее без всяких книг к первичному Богопознанию. Об этом тоже говорит апостол: «вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20) А что значит принять веру, но жить почти в полном духовном одиночестве среди народа непросвещенного, погрязшего в язычестве? Не есть ли это подобие жизни Лота в Содоме, когда «сей праведник ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Петр.2:8). Очевидно, Ольга жила надеждой. Она молилась Богу о даровании Света веры своему народу и, не зная, как именно это будет, доверяла Премудрому Промыслу. Не иметь, но ожидать и верить в исполнение горячо желаемого, не есть ли это подобие жизни всех праотцев и пророков? Ведь и о них говорит Писание, что они «умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле» (Евр. 11:13). И то, что не сын, но внук Ольги исполнил волю Божию о народе Русском, тоже знаменательно. Внуки более любимы, чем дети, поскольку к моменту рождения внуков мудреют люди и понимать начинают значительно больше. С внуками потому и общаются больше, им отдают сердце, их и вере учат, если веру имеют. Так было, например, с апостолом Тимофеем. Хваля его нелицемерную веру, Павел вспоминает, что такая же вера «прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике» (2 Тим. 1:5). Так, словно через сообщающиеся сосуды, может по воле Бога в людском родстве вера переходить от человека к человеку, умножаясь и усиливаясь. Наконец, управляя народом, решая тяжбы, взимая налоги, обуздывая непокорных, должна была Ольга по необходимости носить в груди дух сильный и твердый, подобный духу Деборы, Иудифи и иных жен, не раз спасавших Израиль. Жития святых связаны со всей Священной историей, со всеми библейскими книгами. Воплощенным Евангелием называют иногда эти жития, поскольку в них видим повторение великих дел Божиих, описанных в Писании, на других людях и в другие времена.

http://pravmir.ru/svyataya-knyaginya-olg...

Так (и Павел) говорит не о прежнем умерщвлении, не о прежних блудодеяниях, но о последующих. Но вот, говорят еретики, Павел осуждает творение; прежде сказал: «О горнем помышляйте, а не о земном» ( Кол. 3:2 ), и опять говорит: «Итак, умертвите земные члены ваши». Но здесь выражением – «земные» указывается на грех , а не осуждается творение. Самые грехи он так называет: «земные», или потому, что они совершаются по земному мудрованию и на земле, или потому, что показывают земляность грешников. «Блуд, нечистоту», – говорит. Он не упомянул о тех делах, которые и назвать непристойно; но указал все словом: «нечистоту, страсть, – говорит, – и злую похоть». Вот он сказал вообще обо всем, потому что все похоть злая – зависть, гнев, уныние. «И любостяжание, – говорит, – которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления». 2. О чем же он говорит: «с делами»? О свободе с делами. Ветхим же называет его, желая показать его гнусность, безобразие и слабость. «В нового» – как бы так говорит: не ожидайте, чтобы и с этим случилось то же; напротив, чем более он живет, тем более приближается не к старости, а к юности, которая лучше прежней. Чем больше он приобретает знания, тем большего удостаивается, и более цветет, и более имеет силы, не от юности только, но и от образа, к которому приближается. Потому-то наилучшая жизнь называется тварью – по образу Христа; это и значит «по образу Создавшего его», так как и Христос умер не в старости, а Он имел тогда такую красоту, что и выразить нельзя. «Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол. 3:11 ). Вот третья похвала этого мужа! Он не различает ни по племени, ни по достоинству, ни по предкам. Он не имеет ничего внешнего и не нуждается в нем. Обрезание и необрезание, раб и свободный, эллин, то есть, пришлец, и иудей, то есть, природный, – все это внешнее. Если ты имеешь только это, то и достигнешь того же, чего достигли другие, имеющие это.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Это центральная мысль христианства, выраженная Павлом: « Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих» (1 Кор 7:19). Сейчас Павел сказал бы: «Православность ничто и неправославность ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих». Обрезание – главный для Павла признак всякого различия, и, стало быть, все мыслимые различия и сам принцип различия – ничто. Все дело в «соблюдении заповедей Божьих», вот это – и ничто другое – характеризует христиан: « А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос » (Кол 3:8–11). «Православие». Поисковая выдача в Картинки Google Это диктует парадоксальную христианскую политику различий. Раз все различия – ничто, то пусть мирские различия останутся как есть, потому что дело вообще не в них; различия вообще побоку, то есть новых создавать не надо: « Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего » (1 Кор 29:30–31). Не создавать новых разделений, не создавать резерваций, не создавать новых состояний: ничтожество всех мыслимых состояний. Ни отказ от чего-либо старого, ни создание чего-либо нового. Это павловское «как не» репрезентирует способ христианского образа жизни: внешне все как в мире, внутренне – жесточайшая борьба с миром. Это значит: если – как это происходит у «православных» – внешнее различие есть, то нет этого главного внутреннего различия и христианство потеряно. А христианство, напомним, реализуется в «соблюдении заповедей Божьих», «совлечении ветхого человека»: оппозиция внешнего (например «православного») и внутреннего (заповеди). «Послание к Диогнету» прекрасно это описывает – простите за длинную цитату, но лучше автора Послания не скажешь:

http://blog.predanie.ru/article/hristian...

Наглая надменность людей, которые считали себя очень мудрыми и сильными со своими политическими схемами, предстанет во всей своей жалкой глупости. Вы не можете использовать Бога в качестве инструмента для достижения национальных целей — потому что Его вообще невозможно использовать в качестве инструмента. Бог не просто реален — Он есть высшая, предельная, окончательная реальность. Он пребудет, когда все державы и империи, экономические и военные союзы истают, как прошлогодний снег. Бог сотворил каждого человека для вечности, соткал его во чреве матери и искупил во Христе — независимо от его национальности, гражданства или сословия. Церковь служит Богу в Его деле спасения людей для вечности — и по природе своей она не может быть национальным сообществом, обслуживающим национальные интересы (как их видят те или иные люди). Она является Единой, Святой, Соборной и Апостольской — то есть объемлет людей из всех народов, живущих по всему лицу земли, и распространяет свет Христов поверх всех государственных, национальных, расовых или социальных барьеров. Для нее все, кто принял истинную веру и Крещение, ее возлюбленные чада. Как говорит святой Апостол, «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, - так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор.12:12-13) «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3:11) Церковь не может быть инструментом одной группы людей против другой; она вообще не может быть человеческим инструментом. Она создана не для того, чтобы творить волю тех или иных сильных мира сего, но для того, чтобы через нее совершалась воля Божия. Пример ПЦУ весьма поучителен. Храмы, отжатые у Украинской Православной Церкви, стоят практически пустыми; на службах иногда присутствует одно духовенство. Можно создать государственную церковь, предназначенную для решения национально-политических и военно-пропагандистских задач. При наличии административного ресурса это совсем не трудно.

http://radonezh.ru/2024/02/07/dva-obraza...

Вот как учит апостол Павел, о чем мы должны постоянно думать: Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. ( Кол.3:1-15 ) Понятно, что умертвить в себе похотливые и прочие греховные помыслы очень трудно. Для этого существуют недоступные пока для Вас таинства Церкви (исповедь, причащение). Для этого же мы стараемся поститься, для этого и молимся, надеясь на милость Божию. Ирина, здравствуйте! Постараюсь ответить кратко. Блуд - грех. Онанизм - грех, даже в браке грех. Развратные помыслы - грех. (Если вы в браке и они направлены на мужа, когда мысли лезут уже при физической близости, то это не грех, если вы просто мечтаете об этом, разжигая похоть, то это грех, но всё же желательно избавляться от этого, ибо если каждый день об этом думать, то это может войти в привычку) Близость с мужем, когда вы в браке - не грех.

http://azbyka.ru/vopros/javljaetsja-li-m...

«Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» ( Откр.2:9 ). Господь говорит Церкви, что знает ее угнетения, знает, что ее преследуют, гонят, отбирают ее имущество. И для Христа это эпоха милости Его, эпоха настоящего духовного богатства. В этот период появляется большое количество подвижников: святой Георгий Победоносец, великомученик Пантелеимон, великомученица Варвара, великомученица Екатерина, мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София и множество других святых. Они – драгоценные дары для Церкви, дары мужества, потому что Церковь богата мужеством и внутренней силой. А преследуют ее, в первую очередь, те, кто раньше был народом Божиим – иудеи. Все древние христиане говорили, что обычно гонения начинались от иудеев, которые доносили на христиан властям. Гонения в 64 году начались с доноса Помпеи, наложницы императора Нерона, на апостолов Петра и Павла. Когда в 167 году святого Поликарпа Смирнского приговорили к смерти через сожжение, первыми за хворостом побежали, по обычаю, иудеи, выступавшие в те времена инициаторами всех притеснений христиан. Ненависть иудеев объясняется их союзом с сатаной, так как, отступив от союза с Богом и не признав Мессию, обещанного им пророками, они избрали себе в бога падшего ангела. Не признав Иисуса Христа Богом, они стали синагогой – собранием сатаны. 20 И, действительно, сатана поселился в их сердцах, поселился в их собраниях, они стали врагами Господа и таковыми остаются и по сей день. Это будет продолжаться до тех пор, пока они не раскаются. Известно, что кто выше стоит, тот больнее и падает. Иудеи, получившие откровение и Завет, отказавшись от него, стали хуже, чем язычники, потому что отступник хуже, чем незнающий. «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» ( Откр.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Кол.3:10 . и облекшись в нового, который обновляется в познании Новый человек есть произволение по Богу, не стареет, но все больше и больше расцветает и разрастается познанием Бога и вещей божественных, всегда и всегда являясь юнеющим и, однако, тем более крепнущим, чем полнейшее стяжает ведение и чем большего сподобляется. «по образу Создавшего его,» То есть Христа. Христос не приходил в старость, но всегда был так прекрасен, что и сказать нельзя, «прекраснее сынов человеческих» ( Пс.44:3 ). Ибо не сотворил греха, который старит и растлевает. И мы, созданные Им по образу Его, должны отсекать от себя всякое греховное растление и старение. Создание разумеет апостол и то, которое бывает в крещении, и то, которое бывает от прекрасного образа жизни. Кол.3:11 . где нет ни Еллина, ни Иудея, То есть прозелита и иудея из знатного рода. ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос. Вот и еще похвальное отличие нового во Христе человека, что в нем не берется во внимание ничто внешнее: ни род, ни достоинство, ни предки, но что Христос есть черта отличия его, характер его. Во всех, по духу истинно добродетельной жизни образовавшихся, все есть Христос, то есть и род, и достоинство. Или иначе можно сказать, – все вы – один Христос, будучи телом Его. Кол.3:12 . Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, Этим словом показывает легкость добродетели: ибо как легко надеваем одежду, так удобно можем воспринять и добродетель, но добродетель должно иметь непрестанно, и пользоваться ею, как величайшим украшением: не имеющий ее безобразен. Увещание соединено с похвалой, и чрезмерной. Ибо были, говорит, святые, но не избранные и не возлюбленные, а вы все это имеете. в милосердие, Не сказал: облекитесь в сострадание, но «в милосердие». Это для того, чтобы не унизить тех, которые достойны сожаления, а вместе с тем и показать, что снисходить к ним нужно по внутреннему расположению, не так, как братья к братьям, а как отцы к детям. Для того чтобы ты не сказал, что брат согрешил, апостол и говорит: требую от тебя вседушного милосердия – σπλγχνα.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

в) все, в том числе и колоссяне, примирились с Богом в Теле Христа (Церкви), чтобы предстать пред Богом непорочными. Павел – служитель Церкви по домостройтельству Божию, страдающий за Христа и возвещающий «тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым... чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» ( Кол. 1:21 – 29 ) 2. Осуждение ложных представлений о Христе а) о зарождающемся гностицизме, связанном как с греческими философскими спекуляциями, так и с влияниями восточного мистицизма и дуализма: «философия и пустое обольщение, по преданию человеческому, по стихиям мира». Противопоставление данного учения Божественной полноте Христа, Его духовному обрезанию, Его спасительному делу. О «погребении в Крещении и совоскресении», об «истреблении рукописания и пригвождении его ко Кресту», о торжестве Христа над бесплотными силами ( Кол. 2:1 – 15 ) б) зарождающийся гностицизм и иудейская традиция: о ненужности соблюдения ветхозаветных иудейских обрядов (суббота, праздники, новомесячия), являющихся лишь тенью того, что исполнилось в Церкви – Теле Христовом ( Кол. 2:16 – 17 ) в) ангелология и стериология гностицизма. Поклонение ангелам, аскетика без Христа, «самовольное служение, смиренномудрие и изнурение тела» отдаляют от Христа, возвращая людей к «стихиям мира» ( Кол. 2:18 – 23 , найти и прокомментировать связь с Гал.) (см. приложение 1), так как Он – «Глава, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» 3. Практические указания: разные стороны христианской жизни а) богословская и духовная основа христианской жизни: смерть во Христе и скрытая в Нем жизнь ( Кол. 3:1 – 4 ) б) прежняя языческая жизнь и новая христианская святая жизнь: учение о христианской этике как о новой жизни во Христе. Восстановление помраченного грехом Образа Божьего: совлечение ветхого человека и облечение в нового, «который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». Любовь – совокупность совершенства. Все – «во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» ( Кол. 3:5 – 17 )

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тезис третий: Чтобы понимать Писания, их нужно не просто читать, а изучать Именно к этому призывает христиан Сам Господь Иисус Христос: Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне  (Ин 5:39). Невозможно прочесть то или иное послание один раз и считать, что ты понял в нем все главное, а чего не понял, то и не важно. Две тысячи лет Церковь осмысливала Священное Писание, святые отцы посвятили тысячи страниц толкованию библейских книг (и Павловых посланий тоже). Чтение всей этой литературы — и библейской, и святооотеческой — определенный труд, но, не потрудившись хотя бы в какой-то мере, странно жаловаться на неясность слога или мысли того или иного библейского писателя. Для понимания посланий Павла крайне важен (а может быть, даже имеет ключевое значение) еще и духовный опыт человека, глубина его вовлеченности в жизнь Церкви. То самое единство духа в союзе мира  (Еф 4:3), о котором пишет сам апостол. Ведь чем больше человек погружается в жизнь Церкви, тем яснее ему открывается христианство. Тем больше смыслов показывает ему Господь. В качестве примера приведем того же апостола Петра — простого человека, рыбака, который ходил за Христом три с половиной года, слушал Его, удивлялся, но поначалу мало что осознавал. Однако, безотлучно находясь подле Христа, со временем Петр понимал все больше и больше. Когда многие ученики оставляют Христа, смущенные Его призывом причащаться плоти и крови Сына Человеческого, Петр восклицает: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни  (Ин 6:68). Когда Христос спрашивает учеников, за кого они Его принимают, Петр немедля дает ответ:  Ты Христос, Сын Бога живаго  (Мф 16:16). А после Пятидесятницы и получения даров Духа Святого Петр сам становится богословом. Несмотря на пропасть между ним и Павлом в том, что касается образования, он сам, судя по всему, прекрасно понимает, о чем тот пишет, и называет его послания неудобовразумительными  только для невежд и неутвержденных . Некоторые высказывания апостола Павла действительно представляют трудность для понимания. Но эта вынужденная неясность отдельных мест с лихвой искупается множеством важнейших и вполне ясно сформулированных истин, которые стали нам доступны именно благодаря его посланиям. Ведь это именно Павел определил Царство Божие как праведность и мир и радость во Святом Духе  (Рим 14:17). Именно благодаря « апостолу языков Так называл себя сам Павел, имея в виду, что он основал христианские общины у множества народов (по-церковнославянски — «языков»), живших вне Палестины.» мы знаем, что в обновленной Крещением человеческой природе нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем — Христос  (Кол 3:11). Принадлежность ко Христу стирает все земные и временные различия между людьми, им остается руководствоваться только законом любви.

http://foma.ru/pochemu-apostol-petr-nazv...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010