В. С. начала вести затворнический образ жизни: занавесила окна своего дома, на улицу выходила редко, только в сумерках или ночью, старалась не показываться на люди. Поддерживала общение с неск. благочестивыми семьями, давала им книги духовного содержания, беседовала о вере. Ок. 1930 г. В. С. поселилась в заброшенной овчарне, раздала свои вещи, оставила все житейские попечения, живя только тем, что ей приносили. С первых же лет пребывания в затворе Господь возложил на нее подвиг старчества - служения людям духовными наставлениями; часто блаженная говорила притчами, иногда давала прямые советы. К В. С. приходили сотни людей, блаженная к посетителям не выходила, разговаривала через дверь. Почти все, что ей приносили, раздавала: помогала детям, поддерживала семьи, чьи кормильцы воевали на фронте. В 20-30-х гг. неск. раз подвергалась кратковременным арестам. В период «холодной войны» блаженную обвинили в шпионаже в пользу США, поскольку она «живет закрыто, а все знает» (офиц., данное властями свидетельство прозорливости В. С.). Зимой 1952/53 г. старицу насильственно поселили с людьми и запретили жить в затворе, однако через короткое время разрешили жить отдельно. Попущенное Богом испытание послужило поводом к усугублению подвига - блаженная перестала топить печь, претерпевая в темноте и холоде суровые уральские зимы. О ней знали не только в Уфимской, но и в соседних Челябинской и Оренбургской епархиях. Власти пытались противодействовать духовному влиянию подвижницы, за посещавшими ее людьми наблюдали, сообщали на работу «для принятия мер». Ок. 1957-1958 г. власти пытались поместить В. С. в дом престарелых, однако ни прокурор, ни милиция выполнить решение не смогли. Осенью 1962 г. сгорел дом блаженной. Несмотря на попытки почитателей В. С. и даже местных властей обеспечить старицу нормальным жильем, подвижница поселилась в полуразвалившемся сарае, где раньше держали скотину, прожила там 3 года без тепла и света, спала летом на земле, зимой - в снегу на соломе или же сидя на сундуке, прислонившись спиной к стенке сарая. Блаженная годами носила на теле власяницу - рубашку, в к-рую вставляла булавки остриями к телу, мяса не ела никогда.

http://pravicon.com/info-1902

Варвара родилась в 1890 году 20 ноября в республике Башкирия в семье священнослужителя о.Василия, который также был родом из семьи священника. В возрасте 12 лет Варвара приезжает в столицу Башкирии, где поступает в женское Епархиальное училище и как сирота и дочь священника, 7 лет обучается бесплатно на полном епархиальном обеспечении. В 1909 году она становится учительницей и работает в сёлах Башкирии. Простая человеческая жизнь Варвары Васильевны изменилась незадолго до 30-х годов прошлого столетия. Обучая детей церковной грамоте Божья избранница видела в этом исполнение своего долга перед Господом, однако политика в стране меняет всё мироощущение учительницы и она начинает видеть себя в юродстве. Так, однажды она пришла на собрание педагогов — на одной ноге в туфле, а на другой в калоше. А после того, как начали говорить о том, что теперь в школе мы будем учить школьников тому, что Бога нет. Варвара Васильевна остановила докладчика, спросила о том, а куда Бог денется, если вчера было ощутимо его присутствие, сегодня, а завтра Он где будет? После чего по-доброму со всеми попрощалась и в школу больше не приходила. А тем, кто интересовался, говорила, что заболела и больше никого учить не может. Одевшись в лохмотья, подвижница поселилась в старом доме на краю села Скворчихи у добрых людей, где она смогла пребывать в уединённой молитве. В первое время к верующим она выходила и пускала к себе гостей, но через несколько лет, она перестанет общаться с людьми по-обычному и будет со всеми разговаривать исключительно через приоткрытые двери своего дома. Своё лицо скрывала, если кто встречался на пути — отворачивалась, прикрывалась платком. Одежда святой была старой, в дырах, не смотря на то, что ей всегда было что одеть (люди привозили в дар тёплую одежду, обувь и одеяла). За все 36 лет затвора Варварушка не была в церкви, однако, ни от церкви, ни от её священных таинств и традиций блаженная не отрекалась, более того, всегда и всех поучала ходить в храм, несколько раз со Святыми Дарами причащения к ней приезжали священники. Очень она любила получать в подарок просфорки. же в довоенные годы святая получила дар прозорливости и предвидела как будущее, так и прошлое. Известно, что советские власти делали попытки посадить родственницу священника и верующую учительницу за решётку. Доподлинно не известно, когда был её арест — в тридцатые, сороковые или пятидесятые года. Но точно известно, что будучи затворницей Варвара Васильевна побывала в кабинете следователя. Пришли к ней как-то с обыском местные, скворчихинские представители власти, дабы найти свидетельства того, что она американская шпионка — живёт, мол, закрыто, но всё про всех знает. В 2001 году состоялось прославление блаженной Варвары Скворчихинской в лике святых, в этом же году были обретены ее святые мощи, написан акафист и икона. Очень почитают святую на Башкирской земле и не только, едут к ней паломники со всей России.

http://radonezh.ru/radio/2019/05/16/20-0...

Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Башкортостанской митрополии (регент — диакон Дионисий Корж). Были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и о мире на Украине. По окончании Литургии митрополит Никон возглавил молебен с акафистом блаженной Варваре и обратился к богомольцам с проповедью. В дар новоосвященному храму митрополит Никон преподнес икону с частицами мощей преподобных Даниила и Корнилия Переяславских. В тот же день состоялся первый в 2019 году Архиерейский совет Башкортостанской митрополии. Собравшиеся обсудили вопросы работы воскресных школ и пастырского окормления осужденных. Намечены даты совместных архиерейских богослужений в текущем году, сообщает епархиальный сайт . Блаженная Варвара Скворчихинская (Архангельская Варвара Васильевна) — местночтимая в Уфимской епархии святая (память 14 февраля). Происходила из семьи священника, в раннем детстве потеряла родителей, воспитывалась бабушкой, которая служила при храме просвирней. Работала учительницей, несмотря на декрет Советской власти «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» и запрещение преподавать в школах православное вероучение, на всех местах своего служения она обучала детей Закону Божию. Около 1928-1929 гг. прекратила работать в школе и приняла на себя подвиг юродства. Начала вести затворнический образ жизни: занавесила окна своего дома, на улицу выходила редко, только в сумерках или ночью, старалась не показываться на люди. К ней приходили сотни людей, блаженная к посетителям не выходила, разговаривала через дверь. Почти все, что ей приносили, раздавала: помогала детям, поддерживала семьи, чьи кормильцы воевали на фронте. В 20-30-х гг. несколько раз подвергалась кратковременным арестам. Осенью 1962 г. сгорел дом блаженной. Подвижница поселилась в полуразвалившемся сарае, где раньше держали скотину, прожила там три года без тепла и света, спала летом на земле, зимой — в снегу на соломе или же сидя на сундуке, прислонившись спиной к стенке сарая. 26 февраля 1966 г. в сарае, где она жила, случился пожар, старицу вытащили из огня. Несмотря на то что ожоги были несильными, на следующий день Варвара умерла, была похоронена на кладбище в Скворчихе.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5381435...

В работе анализируется подвиг 1 6 святых жён, канонизированных в чине блаженной и/или юродивой Христа ради. В данном случае мы использовали широкий подход к пониманию подвига юродства Христа ради, опираясь на определение, представленное в «Богословско-литургическом словаре»: «Были и такие юродивые, называемые в народе блаженными, которые не принимали на себя подвига юродства, а действительно производили впечатление слабоумных благодаря своей оставшейся на всю жизнь детскости» 15 . В работе анализируется подвиг 4 святых жён, канонизированных Греческой Православной Церковью , и 1 2 святых жен, канонизированных Русской Православной Церковью: прп. Исидора Тавенская, Христа ради юродивая (IV в.; 23(10) мая); блж. Клеопатра (†327 век; 1 ноября(19 октября)); блж. отроковица Муза (V век; 29(16) мая); блж. Таисия Египетская (V век; 23(10) мая); блж. схим. Марфа Московская, Христа ради юродивая (†1638; 14(1) марта); блж. Евдокия Суздальская, Христа ради юродивая (†1776; 22 декабря); блж. Ксения Петербургская, Христа ради юродивая (XVIII в.; 6 февраля (24 января)); блж. Евфросиния Колюпановская, Христа ради юродивая (†1855; 16(3) июля); блж. Домна Карповна Томская, Христа ради юродивая (†1872; 29(16) октября); блж. Пелагия Дивеевская, Христа ради юродивая (†1884; 11 февраля(30 января)); блж. Параскева Дивеевская, Христа ради юродивая (Паша Саровская) (†1915; 5 октября(22 сентября)); блж. Любовь Рязанская, Христа ради юродивая (†1921; 21 февраля – н.с.); блж. Мария Ивановна Дивеевская, Христа ради юродивая (†1931; 8 сентября(26 августа)); блж. Матрона Анемнясевская (†1936; 29(16) июля); блж. Матрона Московская (†1952; 2 мая(19 апреля); блж. Варвара Скворчихинская, Христа ради юродивая (†1966, 27 (14) февраля). Охарактеризуем основные источники, из которых мы черпали сведения об особенностях протекания подвига указанных святых жен. По святым, прославленным в Греческой Православной Церкви, основным источником были «Жития святых» 16 , составленные свт. Димитрием Ростовским в XVIII веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Основное содержание ее духовной жизни составляла внутренняя молитва. За все годы затвора В. С. ни разу не была в храме (в Скворчихе его закрыли в кон. 20-х - нач. 30-х гг.), однако от Церкви никогда не отходила, ее причащали священники, посещавшие затворницу. Приходившим к ней людям В. С. наказывала чаще ходить в храм, особо почитать день памяти своего небесного покровителя (говорила: «Чти свой день ангела, как Пасху»). В. С. прославилась даром прозорливости, ей в равной мере были открыты события и человеческие мысли; блаженная обладала также даром исцеления, молитвенной помощи. О времени и обстоятельствах своей кончины В. С. знала заранее, о чем прикровенно сообщила верующим. 26 февр. 1966 г. в сарае, где она жила, случился пожар, старицу вытащили из огня. Несмотря на то что ожоги были несильными, на следующий день В. С. умерла, была похоронена на кладбище в Скворчихе. Народное почитание блаженной с годами не ослабевало. В дек. 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось обретение мощей В. С., ныне они находятся в Богородице-Казанском храме г. Мелеуза (подворье Енатского в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. монастыря ). В 2001 г. Патриарх Алексий II благословил прославить подвижницу в лике местночтимых святых Уфимской епархии, чин прославления совершил Уфимский и Стерлитамакский архиеп. Никон (Васюков) . В 2002 г. наместник Покровского Енатского мон-ря игум. Симеон (Кувайцев) составил акафист блаженной, читаемый в храмах Уфимской епархии, написаны иконы В. С. Лит.: Зимина Н. П., Васильева И. Л. Варвара Архангельская//Уфимские ЕВ. 1996. 8-9; Мохов В. В., прот., Зимина Н. П., Васильева И. Л. Угодница Божия Варвара затворница - праведница Уфимской земли безбожного времени (1890-1966)//Ежег. Богосл. конф. ПСТБИ: Мат-лы, 1998. М., 1998. С. 238-245; они же. Блаженная Варвара затворница - праведница Уфимской земли безбожного времени//Культурные и духовные традиции рус. Башкортостана: история и современность: Сб. тр. респ. науч.-практ. конф.: В 3 ч. Уфа, 1998. Ч. 2. С. 32-38; Зимина Н. П. Блаженная старица Варвара, затворница Скворчихинская (Варвара Васильевна Архангельская, 1890-1966)//Уфимские ЕВ. 2001. 7-8; она же. Блаженная Варвара Скворчихинская//Там же. 2003. 3.

http://pravenc.ru/text/154101.html

прозрения людских сердец; она многих привела к покаянию и твёрдой вере во Христа и Святую Церковь . В службе святой блж. Матроне воспевается дар прозрения, полученный ею от Господа, благодаря которому она исправила пути многих заблудших: «Боголюбивая старице Матроно, ты, от Господа дар прозрения приемши, сокровенная сердец человеческих ведала еси и, будущая, яко настоящая, прорицающи, заблуждшия ко Христу привела еси, егоже моли непрестанно спасти и просветити души наша» 183 . Блж. Варвара Скворчихинская также прославилась даром прозорливицы, ей в равной мере были открыты события и человеческие мысли. Во время «холодной войны» блаженную обвинили в шпионаже в пользу США, поскольку она «живет закрыто, а все знает». Как отмечает жизнеописатель, это можно рассматривать как официальное, данное властями, свидетельство прозорливости Варвары Скворчихинской. Блаженная знала заранее о времени и обстоятельствах своей кончины, о чем прикровенно сообщила верующим: «26 февраля 1966 г. в сарае, где она жила, случился пожар, старицу вытащили из огня. Несмотря на то что ожоги были несилъными, на следующий денъ Варвара Скворчихинская умерла, была похоронена на кладбище в Скворчихе» 184 . 2.5. Аскетические подвиги и тайное доброделание Аскетические подвиги святых жен, Христа ради юродивых, разнообразны, но в то же время типичны: они ограничивали себя в пище и питии, спали сидя или лежа на полу, терпели холод и зной, людскую несправедливость, насмешки, побои; умерщвляли свою плоть физическими нагрузками, ношением вериг, членовредительством; многие годами жили в нелюдимых местах среди диких зверей. Жизнь святой подвижницы сопровождалась непрестанной молитвой. Св. Исидора никогда не вкушала горячей вареной пищи, не сидела за столом во время трапезы, питалась крошками со стола и помоями. Занималась уборкой нечистот в монастыре. После того как Питирим открыл благодатность св. Исидоры и сестры испросили у нее прощения, она, не вытерпев людской почести и славы, ушла тайно из монастыря и в неизвестных местах скрывалась вплоть до своей кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Скорбященском храме в настоящее время ведется сбор сведений о чудесах и исцелениях по молитве старицы для дальнейшей канонизации Мичуринской подвижницы. (Скорбященская церковь ,393740, Тамбовская обл., г. Мичуринск, Новый квартал, д. 8 тел./47545/5–34–62 ) Блаженная Варвара (Скворчихинская) (1890–1966 гг.) Блаженная Варвара родилась 20 ноября 1890 года селе Карауловка (Уфимского уезда) в семье сельского священника Василия Александровича Архангельского. В августе 1902 года отец Василий привёз Варю в Уфу поступать в Епархиальное женское училище. В июне 1909 года Варвара окончила учебный курс Епархиального училища с правом на звание домашней учительницы и получила аттестат. В середине 1910-х годов она работала в селе Куганак, затем в селе Ира, в селе Богородское, недалеко от Мелеуза, позже трудилась в школах Скворчихи и близ расположенного селения Буденя. В 1924 году молодую учительницу перевели в Кандаурскую школу Стерлитамакского кантона, а в 1925–26-м направили в Новониколаевку Скворчихинского сельсовета того же кантона. Варвара часто приглашала на уроки священника – в обучении детей вере и молитве исповедница видела исполнение долга перед Богом. В 1929 году говорить о Боге в школах было запрещено. Оставаться в школе, где начали преподавать атеизм, Варвара не могла, она решила уйти в затвор. Более 35 лет подвизалась подвижница в затворе. Блаженная Варвара, получив благословение Свыше, начала принимать людей, требующих помощи и совета. Блаженная совершала свой подвиг в тяжкое время гонений на Церковь , и самим фактом своей жизни во Христе, своими чудесными духовными дарованиями она противостояла неверию и безбожию… Тысячи людей прибегали к ее помощи в бедах и несчастьях, зная о милости Божией, обильно изливаемой просящим по молитвам Варвары-затворницы, о духовных дарованиях, которыми благословил ее Господь за необыкновенной высоты подвиги – совершенной нищеты и жития в затворе, непрестанной молитвы и ночных бдений, терпения голода и холода… По свидетельству современников, затворница носила старенькую фуфайку, хлопчатобумажное платье и чулки, одежда всегда простая, черная, а на ногах – резиновые калоши, иногда летом в жару надевала валенки. Одежду она носила всегда одну и ту же, не стирала ее, сама не мылась, не расчесывалась. На голове у затворницы всегда была косыночка или тряпица.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Св. блж. Мария Ивановна Дивеевская, Христа ради юродивая, в период своего странствования между Саровом, Дивеевом и Ардатовом ходила по улице в одном и том же виде, не разбирая погоды; летом жила в лесу; когда она появлялась в Дивеево, то «тело её было сплошь усеяно клещами, и многие из ранок уже нарывали» 197 . Она часто была искусана собаками, избита людьми. Следует отметить, что в жизнеописании св. Марии Ивановны мы сталкиваемся с редким случаем в женском юродстве – обличением в грехах в миру: «Мария снова шла к людям и часто, как бы ругаясь, обличала их в тайных грехах, за что многие особенно её не любили» 198 . Во время жизни в Дивеевской обители св. Мария безропотно терпела болезни, немощи. Так, сломав руку в кисти, отказалась от доктора и пролежала в одном положении, положив руку на подушку, шесть месяцев, не вставая и не поворачиваясь, мочась при этом под себя. При этом «сделалис у неё пролежни такие, что оголилис кости и мясо висело клочъями» 199 . После восьми лет жизни в холодной келии она лишилась ног и приобрела сильнейший ревматизм. В более спокойные времена она «расщипывала у себя место на ноге до крови и не давала ему заживать» 200 . Св. блж. Варвара Скворчихинская, как уже ранее отмечалось, начала подвиг юродства с затворничества. Однако особый образ жизни был избран святой подвижницей еще раньше: закончив Уфимское епархиальное женское училище в 1909 г. и получив статус домашней учительницы, она отказалась от замужества, оставила своих близких и начала работать учителем в сельских школах. Во время своего учительства во всех местах своего служения она обучала детей Закону Божию, в том числе и после выхода декрета советской власти «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Приняв затворнический образ жизни, блж. Варвара раздала все свои вещи, жила в заброшенной овчарне, питаясь только тем, что ей приносили. В годы Великой Отечественной войны она поддерживала семьи, чьи кормильцы воевали на фронте, отдавая почти всё, что ей приносили. В 19521953 гг., когда блаженную насильно поселили жить с людьми, а затем через короткое время разрешили жить отдельно, св. Варвара усилила свой подвиг: «блаженная перестала топить печь, претерпевая в темноте и холоде суровые уралъские зимы» 201 . В 1962 году, после того как у неё сгорел дом, «подвижница поселилась в полуразвалившемся сарае, где ранъше держали скотину, прожила там три года без тепла и света, спала летом на земле, зимой – в снегу на соломе или же сидя на сундуке, прислонившись спиной к стенке сарая. Блаженная годами носила на теле власяницу – рубашку, в которую вставляла булавки остриями к телу, мяса не ела никогда» 202 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святые юродивые посещали храм Божий, исповедовались и причащались Святых Христовых Таин, относились к Таинству Евхаристии с чрезвычайным благоговением. Правда, делали они это крайне редко, почитая себя недостойными. Так, св. блж. Евфросиния Колюпановская причащалась один раз в год в Великий Четверг. Св. блж. Домна любила молитвенно уединяться в церкви, когда не было прихожан. Когда же народу в храме было много, то она юродствовала: переходила с места на место, разговаривала, гасила и переставляла свечи, клала их себе в узлы 86 . Св. блж. Варвара Скворчихинская за все долгие годы затвора (с 1930 по примерно 1952 г.) ни разу не была в храме, который в Скворчихе закрыли в конце 1920-х гг., однако, как отмечает жизнеописатель, блж. Варвара никогда не отходила от Церкви, её причащали священники, посещавшие затворницу. Приходившим к ней людям св. Варвара наказывала чаще ходить в храм, особо почитать день памяти своего небесного покровителя 87 . Св. блж. Матрона Московская, исцеляя больных, требовала от них веры в Бога и исправления греховной жизни. Некоторым посетителям она рекомендовала не пропускать ни одной воскресной службы, на каждой исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин. Живущих в гражданском браке она благословляла обязательно венчаться в церкви. Всем наказывала обязательно носить нательный крест 88 . Святые юродивые жены имели духовных наставников, не полагаясь на свою человеческую мудрость. Так, св. блж. Евфросиния духовно окормлялась у служившего в колюпановском Казанском храме священника Павла Просперова (впоследствии принявшего монашеский постриг с именем Павлин) 89 . Святые юродивые юродствовали с целью достижения полнейшего смирения, они почитали себя хуже всех. Св. блж. Евфросиния Колюпановская, Христа ради юродивая, спала полулежа на полу вместе с собаками, а на вопрос, почему она так живет, отвечала: «Я хуже собак» 90 . В этом смысле ни в коем случае нельзя согласиться с так называемым светским, или культурологическим, взглядом на юродство, согласно которому юродство есть величайшая гордыня, скрываемая за безграничным самоуничижением. Именно эта мысль проходит красной нитью в трудах современного византолога С. А. Иванова , пользующихся сегодня большой популярностью 91 . Православный взгляд на юродство как раз прямо противоположен: юродство – это борьба не на жизнь, а на смерть не только с грехом, но и с самым корнем греха – самолюбием, во всех его самых тайных и скрытых проявлениях 92 . Юродивый своим юродством пытается обойти самый опасный подводный камень при стремлении к святости – гордость быть избранным Божьей благодатью.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

140 Святая блаженная Домна, Христа ради юродивая, Томская, Сибирская//Жития сибирских святых: Сибирский патерик. Новосибирск: Новониколаевск, 1999. С. 248. 141 Серафим (Чичагов) , сщмч. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря [Электронный ресурс]//Седмица.ру: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»: [web-caйm]. 142 Цит. по: Наумов Р.А. «Меня раздело Евангелие»: Внешний облик юродивых Христа ради//Журнал «Духовный Собеседник». 2001. 3(27). С. 105. 145 Святая блаженная Домна, Христа ради юродивая, Томская, Сибирская//Жития сибирских святых: Сибирский патерик. Новосибирск: Новониколаевск, 1999. С. 248. 147 Блаженная Пелагея Ивановна. Сказания о Христа ради юродивой подвижнице Серафимо-Дивеевского монастыря Пелагее Ивановне Серебрениковой//Серафимо-Дивеевские предания: Житие. Воспоминания. Письма. Церковные торжества. М.: Паломник, 2006. С. 314. 152 Зимина Н.П. Варвара Скворчихинская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/154101.html (27.10.2013) 153 Блаженная Матрона Московская (Никонова; †1952)//Собор Московских святых: Сборник житий. М.: Сибирская Благозвонница, 2006. С. 251. 154 Святая блаженная Домна, Христа ради юродивая, Томская, Сибирская//Жития сибирских святых: Сибирский патерик. Новосибирск: Новониколаевск, 1999. С. 247. 155 Евфросиния Колюпановская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/187892.html (27.10.2013) 159 Блаженная Пелагея Ивановна. Сказания...//Серафимо-Дивеевские предания... М.: Паломник, 2006. С. 257. 164 Блаженная Пелагея Ивановна. Сказания...//Серафимо-Дивеевские предания... М.: Паломник, 2006. С. 268. 166 Дело о Дивееве было известно даже в царской семье. Благодаря ревности духовных чад прп. Серафима и мудрости митр. Филарета Московского оно было пересмотрено и правда восторжествовала (Монахиня Таисия. Русское православное женское монашество. Минск, 2006. С. 9). 167 Блаженная схимонахиня Марфа Московская, Христа ради юродивая//Собор Московских святых: Сборник житий/Сост. мон. Иулиания (Самсонова). М.: Сибирская Благозвонница, 2006. С. 246.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010