М. С. вышла замуж за представителя рода Валериев (возможно, за Валерия Максима, префекта Рима в нач. 60-х гг. IV в.), родила 3 сыновей. Через некоторое время овдовела, и вскоре двое детей умерли; единственным оставшимся в живых ребенком был Валерий Публикола (в будущем отец прп. Мелании Младшей). Назначив сыну опекуна, М. С., имевшая призвание к духовной жизни, отправилась в Александрию, где посетила монахов-пустынников Памву, Арсисия, Серапиона, Пафнутия, Исидора, еп. Гермопольского, и Диоскора. Там она провела ок. полугода. Когда префект Александрии выслал в Кесарию Палестинскую монахов Исидора, Писимия, Адельфия, Пафнутия, Памву, Аммония и др., М. С. последовала за ними и помогала им, порой переодеваясь слугой. Так она оказалась в Палестине. В 378 г. М. С. основала между Елеоной и Имбомоном (по данным раскопок, почти вплотную к последнему) жен. мон-рь и построила странноприимный дом. В 380 г. к ней присоединился ее духовный наставник Руфин Аквилейский ( Pallad. Hist. Laus. 46; Hieron. Ер. 4, 2), ставший настоятелем муж. мон-ря, основанного им поблизости. В обители М. С. было 50 девственниц. Возможно, именно для этой общины Евагрием Понтийским были написаны сочинения, известные как «Зерцало иноков и инокинь» (название не является аутентичным). М. С. также адресовано 20-е, самое большое «Послание к Мелании» Евагрия (Epistula ad Melaniam; CPG, N 2438; см. также: Guillaumont A. Philosophe au desert. P., 2004. P. 110). Оно написано ок. 398 г.; содержит синтез богословского учения Евагрия, в частности развитие основных оригенистских идей. М. С. сыграла важную роль в судьбе Евагрия. Когда он прибыл в Иерусалим, то был принят в обителях М. С. и Руфина Аквилейского, хотя он сам еще не определился относительно выбора духовного пути. В это время его охватило желание прославиться на ораторском поприще. Внезапно он был поражен лихорадкой, к-рая не поддавалась лечению. М. С. заставила его покаяться в страсти тщеславия и пообещала молиться о выздоровлении, если он даст обет принять монашество. Евагрий согласился. Через неск. дней он поправился и сразу же принял монашеское одеяние из рук М. С. и Руфина ( Pallad. Hist. Laus. 38. 8-9; Evagr. Ep. 22). Со своими наставниками он переписывался до конца жизни.

http://pravenc.ru/text/2562806.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Руфину» найдены статьи: ВАЛЕРИЙ И РУФИН († после 285), мученики Свессионские ЕПИФАНИЙ, ДОНАТ, РУФИН и др. 13 мучеников Африканских (пам. 7 апр.) ИОСИП (ИОСИФ) (диак.), ЗИНОН, АПОЛЛОН, ФЕБ, РОМАН, ЗОСИМ, ВАРАЛ, ЗОК (пресв.), РУФИН мученики Антиохийские (пам. зап. 15 февр.) ИСАВР ДИАКОН, ИННОКЕНТИЙ АФИНЯНИН, ФИЛИКС, ЕРМИЙ, ВАСИЛИЙ, ПЕРЕГРИН, РУФ И РУФИН († 283-284), мученики Аполлонийские (Аполлониадские) (пам. 6 июля; пам. визант. 7 июля; пам. греч. 17 июня) ИУСТА И РУФИНА мученицы (пам. зап. 17 июля) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Руфину.html

Транквилл, см. Светоний. Траян, император II, 7, § 1; 11, § 10 и 15; 13, 8; III, 7, § 6; 13; 18; IV, 8, § 1; VI, 31; X (все письма). Требоний Руфин, дуумвир в Виенне. IV, 22. Триарий, просил Плиния вести какое-то его дело. VI, 23. Тукций Цереал, консуляр; голосовал в сенате в 99 г. II, 11, § 9. Туллий, см. Цицерон; Юст Туллий. Тулл, см. Домиций Тулл. Тусцилий Номииат, адвокат, бросивший дело своих клиентов, викетинов. Был обвинен в сенате и оправдан. V, 4; 13. Тутилий, тесть Квинтилиана. VI, 32, § 1. Уммидий Квадрат, консул 118 г. VI, 11; 29; VI 1,24; IX, 13. Уммидия Квадратилла, бабушка Уммидия Квадрата. VII, 24. Урс Корнелий, друг Плиния. IV, 9; V. 28; VI, 5; 13; VIII, 9. Фабат, см. Кальпурний. Фабий Валент, друг Плиния. IV, 24. Фабий Гиспан, пособник Цецилия Классика; сослан на пять дет (в 101 г.). III, 9, §§ 12–17. Фабий Постумин, сенатор. IX, 13, § 13. Фабий Юст, друг Плиния, консул 102 г.; Тацит посвятил ему свой диалог «Об ораторах». I, 5, S 8; 11; VII, 2 (?). Фабриций Вейентон, трижды консул (года не известны); доносчик при Домициане. IV, 22. § 4; IX, 13. § 13. Фадий Руфин, римский всадник, друг Плиния. IX, 23, § 4 Может быть, ему адресовано письмо VIII, 18. Фалькон, см. Помпей. Фаний, адвокат, написал книгу о жертвах неронова произвола, оставшуюся за смертью автора незаконченной. V, 5. Фанния, дочь Тразея Пета и Аррии, внучка Цецины Пета и Аррии Старшей; жена Гельвидия Приска; дважды сопровождала мужа в ссылку. По ее просьбе Геренний Сенецион написал биографию ее мужа, и за это она была сослана. Вернулась из ссылки в 97 г. III, 11, § 3; 16, § 2; VII, 19; IX. 13, § 3 и сл. Феон, муж Фермуфис, отпущенник которой лечил Плиния. X, 5, § 2. Ферокс, см. Юлий Ферокс. Фермуфис, жена Феона, египтянина, хозяйка врача Гарпократа, которого она отпустила на волю и который лечил Плиния. X, 5, § 2. Фест, см. Валерий Фест. Фирмин, см. Гостилий Фирмин. Фирм, см. Роматий Фирм, Сатурий Фирм. Флавий Апр, претор, единственный, занявший принципиально непримиримую позицию в деле Номината, бросившего своих клиентов из страха перед их противником (105 или 108 г.). V, 13, § 5.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

— Воистину Бог есть Иисус Христос, волею пострадавший за людей. Язычники, не вынося его свидетельства а Христе, поставили его босыми ногами на горячие уголья и, мучая его, жгли на огне. А он еще с большею силою громко проповедовал Христа. Потом, привязав святого Аполлинария за ноги, мучители вытащили его из города, с криком: — Хотя ты и творишь исцеления, но, если хочешь быть живым, не осмеливайся входить в город. И святой лежал близ города и непрестанно учил о имени Иисуса Христа. Приходили к нему многие богобоязненные люди и прислуживали ему. Умножавшиеся в числе от проповеди святого верующие создали небольшую церковь недалеко от города на морском берегу, и совершал в ней архиерей Божий святую литургию и обращающихся ко Христу Богу крестил в море. Спустя несколько лет святой был прогнан неверными и отправился в италийскую страну Емилию и здесь проповедью, кого только мог, приводил к святой вере. В это время, по его повелению, управлял церковью пресвитер Калокир; являл и тот великие знамения силою имени Иисуса Христа. Пробыв достаточно времени в Емилии и обратив многих ко Христу, святой Аполлинарий опять вернулся в Равенну, где верующие приняли его с радостью. В то время Равенна имела уже другого правителя, по имени Руфина, у которого была только одна дочь, и она так тяжко болела, что уже ожидали ее смерти. Услышав о святом Аполлинарии, правитель приказал с честью привести его в свой дом, чтобы он помог его дочери. Когда святой епископ с клириками вступал в дом князя, умерла больная. И начали плакать и громко рыдать как родители ее, так и все домашние. Увидав святого, Руфин так сказал ему: — Лучше бы ты не приходил в дом мой, потому что за тебя разгневались на меня великие боги и не захотели, чтобы моя дочь избавилась от смерти. — Клянись мне здравием твоего цезаря, — возразил святой, — что не помешаешь дочери твоей идти во след Спасителя своего, и ты увидишь силу проповедуемого мною Господа нашего Иисуса Христа. — Я знаю, — отвечал Руфин, — что дочь моя умерла, но если я увижу ее воскресшею и говорящею, восхвалю силу Бога твоего, и не воспрещу ей последовать за своим Спасителем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

112 Особенность (греч.). 113 В синод. переводе: …произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. 114 В синод. переводе: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. 115 В синод. переводе: …Который упасет народ Мой, Израиля. 116 В синод. переводе: …Который должен быть Владыкою в Израиле. 117 В синод. переводе: Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела… 118 В синод. переводе: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною… 119 Парафрастически, пересказывая (греч.). 120 В синод. переводе: …и камень соблазна. 121 То есть Италой. 122 В синод. переводе: И будет Он освящением и камнем преткновения и скалою соблазна. 123 В синод. переводе: …камень претыкания и камень соблазна. 124 Согласно синод. переводу, Авраам купил у Ефрона Хетгеянина, сына Цохарова, за четыреста сиклей серебра пещеру и поле. 125 В синод, переводе: Иаков купил землю у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет. 126 Аквила (лат. Aquila) или Акила — II в. по Р.Х.; из иудеев–прозелитов; переводил книги Ветхого Завета с древнееврейского на греческий язык; известен педантизмом и немыслимым буквализмом при переводе, а также явно антихристианской направленностью. — Ред. 127 Артикли и «предартикли» (греч.); в древнееврейском языке: определенный артикль и особая частица, ставящиеся вместе при объектном винительном падеже. Аквила попытался воспроизвести в своем переводе и то, и другое. — Ред. 128 Педантично, въедливо (греч.). 129 Окончание стиха Быт 1:1 — …небо и землю (греч.) — Ред. 130 Аристарх из Самофракии (II в. до Р.Х.); жил в Александрии, основал собственную филологическую школу. Занимался критикой и истолкованием известнейших греческих поэтов, в частности — Гомера. Имя Аристарха стало впоследствии нарицательным — как своеобразный символ учености и педантичности. — Ред. 131 Ювенал. Сатира 1, 15. 132 Руфин Аквилейский — старый друг 6л. Иеронима, Мелания — римская аристократка, основала монастырь на горе Елеонской.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

491. Авва Аполлинарий силой своей молитвы остановил языческое ритуальное шествие; после чего множество язычников уверовало в Истинного Бога и вступило в Церковь См. также: Идолослужение ; Праведник ; Язычество . В окрестностях Фиваиды, в пределах Гермополя, было расположено около десяти языческих поселений. Там процветало сатанинское суеверие. И был весьма обширный храм, в котором стоял истукан. В сопровождении огромной толпы народа жрецы обносили его по селениям, неистовствуя наподобие вакханок. Свое мерзкое служение совершали они, испрашивая дождя. Случилось как раз во время совершения этих бесчинств проходить мимо тех мест блаженному Аполлинарию с несколькими из братии. И увидел он толпы несчастных, – точно злой дух вовлекал их в неистовство. Пожалел их авва и, склонив колена, призвал Господа и Спасителя нашего. И все, кто участвовал в бесовском бесчинстве, остановились вместе с истуканом и не могли продолжать шествие: невидимая сила удерживала их на месте. Весь тот день их опалял нестерпимый зной, и они не знали о причине, преградившей им путь. Языческие жрецы сказали народу: “Вблизи пустыни живет один христианин по имени Аполлинарий. Его это дело. Если он не смилуется, нам не избежать беды.” И сошлось много народу со всех сторон, и стали спрашивать о причине необычайного явления. Участники идолослужения отвечали, что они ничего не знают. “Догадываемся, впрочем, что это дело одного мужа, и просим умолить его” – “Вы правильно рассудили, – отвечали им. – И мы видели его проходящим здесь.” Между тем приложены были огромные усилия, чтобы помочь самим себе. Привели волов, силой которых надеялись было сдвинуть с места истукана. Но ничего не вышло. Все было тщетно. Тогда отправили послов к человеку Божию и дали обещание, если он разрушит их узы, то вместе с тем расторгнет и узы их заблуждения. Авва немедленно пришел к ним и, сотворив молитву, разрешил их. И все бросились к нему, с верой поклоняясь Богу и вознося благодарение. Деревянного истукана предали пламени и последовали за человеком Божиим. Обученные основам веры, они вступили в лоно Церкви Божией. Многие остались с аввой, и даже теперь их можно видеть в обителях. (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

791. Авва Даниил прошел среди варваров, и они не видели его См. также: Смирение . Рассказывали об авве Данииле. Когда варвары пришли в скит и отцы убежали, старец сказал: “Если Бог не печется обо мне, то зачем мне и жить.” И он прошел среди варваров, а они не увидели его. Тогда сказал он сам себе: “Вот Бог позаботился обо мне, и я не умер. Сделай же и ты, как надобно человеку, беги, подобно отцам!” И, поднявшись, убежал. (Достопамятные сказания. С. 62. 1). 792. Облако окружило старца, когда он изнемог от жажды, и сопровождало его до келии; когда же пришли к нему родственники, он вышел из келии, но они не видели его См. также: Молитва праведника . Авва Стефан Трихина рассказал нам об одном старце, жившем в Лавре святого отца нашего Саввы: “Однажды он отправился в Кофилу и, пробыв немного времени близ Мертвого моря, возвращался обратно в свою келию. Был страшный зной, поэтому старец сильно изнемог. И начал он молиться Богу, простирая руки к небу: “Господи, Ты видишь, что я не могу продолжать путь от жажды.” И тотчас окружило его облако и сопутствовало ему двенадцать миль до самой келии.” Тот же авва Стефан поведал нам еще об этом старце. Пришли однажды к нему родственники, чтобы повидаться. В Лавре они искали его келию. Кто-то указал им, и они, подойдя, постучались в дверь. Узнав своих, старец молил Бога, да не будет виден ими. И, отворив дверь, вышел из келии, но его не заметили. Удалившись в пустыню, он пробыл там до тех пор, пока его родственники не оставили его келии. (Луг духовный. С. 70). 793. Чудесное избавление аввы Аполлония с братией из заключения См. также: Ангел ; Чудо . Однажды Аполлоний узнал, что один из братии взят и содержится в заключении, а тогда были времена Юлиана. Он посетил его с братией для утешения и советовал сохранить твердость в несчастье и не страшиться опасностей. “Настало время борьбы, – говорил он. – Души верных должны подвергнуться испытанию, да явится верность каждого.” Такими и подобными словами он укреплял дух юноши. В это время пришел сотник и сильно разгневался на то, что тот осмелился войти в темницу. Он запер тюрьму, заключив в ней, таким образом, Аполлония и пришедших с ним. Так все оказались задержанными. Приставив многочисленную стражу, сотник удалился. В полночь внезапно явился Ангел Господень, блистая лучезарным сиянием, и отверз двери темницы. Стражи были поражены ужасом. Бросившись к стопам святых, они молили их удалиться. “Лучше нам умереть за вас, – говорили, – чем противиться Божией силе, о вас пекущейся.” Рано утром прибежал в темницу сотник вместе с другими начальниками, также моля о том, чтобы все задержанные вышли из темницы: “Дом мой обрушился от сильного сотрясения земли, и лучшие из слуг моих погибли.” Святые воспели песнь Богу и, удалившись в пустыню, пребыли все вместе, имея, по примеру Апостолов, одну душу и одно сердце ( Деян. 4:32 ). (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 40).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Александр III, со своей стороны, созвал III Латеранский собор, на первой сессии которого епископ Ассизский Руфин подчеркнул главенство Св. престола и настаивал на том, что только папа Римский обладает властью созывать Вселенские соборы, утверждать новые каноны или отменять старые. В противоположность собору в Павии, III Латеранский собор не оставил никакого сомнения в церковном главенстве римского епископа и в его исключительном праве созывать на соборы представителей всей Церкви. Патриархи, находившиеся в юрисдикции Западной церкви (патриархи Аквилеи и Градо и, во время Крестовых походов, латинские патриархи Иерусалима, Антиохии и Константинополя), потеряли властные преимущества; их сан стал лишь почетным титулом. Власть архиепископов и митрополитов, которые занимали «первый» престол в стране, уже не являлась проблемой. Их особая юрисдикция над другими епископами страны устанавливалась только властью Св. престола – после папской конфирмации выборов и вручения паллия. Еще задолго до собора, в 1136 г. посол германского императора Лотаря III в Константинополе епископ Ансельм Гавельбергский на публичном диспуте систематически изложил основные идеи новой папской экклезиологии. Ссылаясь на евангельский текст ( Мф. 16:18–19 : Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах), как на решающий и неоспоримый аргумент божественного происхождения власти и прав римского первосвятительства, Ансельм проповедовал, что спастись можно только в «лодке Петра» – в единственной Церкви, которой Божьим велением доверено сохранение веры, а византийская концепция поместных первосвятителей, основанная на решениях соборов, противоречит божественному установлению. Ансельм признавал правомочность всего трех патриарших кафедр – Римской, Антиохийской и Александрийской, как основанных «князем апостолов» и его учеником Марком, но римская гегемония при этом является окончательной в силу своей богоданности. Непослушание Риму – матери всех церквей – недопустимо и немыслимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все время, пока отец Пахомий телесно пребывал с нами, он денно и нощно молился о спасении наших душ и всего мира. Коптское житие Пахомия. Не подлежит сомнению, что мир все еще существует только благодаря молитве монахов, Руфин Аквилейский История монахов, пролог. Это слезы особые: очерствение и грехи людей заставляют нас проливать их. Так Самуил оплакивал Саула. Так в Евангелии Господь оплакивает Иерусалим; а в прошлые времена плакал Иеремия: «Истощились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, изливается на землю печень моя от гибели дщери народа моего…» Это слезы праведника, подавленного бременем тревог, печалей и скорбей мира сего. То же самое явствует из надписания псалма: Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою (Пс. 101) Страждущий здесь — это тот, о котором говорится в Евангелии: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5, 3). Иоанн Кассиан Собеседования, 9, 29. Освободившись во Христе от греховных, порождающих раздоры страстей, которые разделяют людей во времени и пространстве, великий подвижник вступает на пути Божий, кажущиеся непостижимыми. Два брата шли повидаться с Антонием, по дороге у них кончилась вода, и один из них умер. Другому тоже предстояло умереть: вконец обессилев, он лег на землю и стал ждать смерти. Антоний, живший на горе, призвал к себе находившихся с ним двух монахов и повелел им «Возьмите кувшин с водой и поспешите на единственную дорогу: сюда шли два брата. Один уже умер, другой умрет, если вы не поторопитесь. Мне только что было откровение в молитве». Монахи пошли, нашли мертвое тело и похоронили его, подкрепили водой силы умирающего и привели его к старцу. Расстояние между ними было в один день пути. Может быть, кто–нибудь спросит: почему не было сказано об этом раньше, когда первый брат был еще жив? Такой вопрос неуместен. Решать о жизни или смерти Антоний был не властен: это дело Бога, который избрал второго брата и открыл Антонию беду, в которой тот находился Афанасий Александрийский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

Когда Руфин с товарищами простился с ним, он проводил на некотором расстоянии и сказал им последнее наставление: — Выше всего, дорогие дети, это жить вместе в великом единении и не разделяться один от другого. Потом, обернувшись к братьям своего монастыря, находившимся тут, он спросил, кто из них желает проводить гостей до ближайшего в этой пустыне монастыря. Все они предложили проводить их с великой любовью, но он выбрал из них только трех, знавших греческий и египетский языки, чтобы они могли и служить им в случае нужды переводчиками, и вести с ними духовную беседу. Он приказал им не покидать гостей, прежде чем они не увидят все монастыри и всех отшельников, которых они желали посетить. Наконец, отпуская их, он высказал им так свое благословение: — Молю Создателя сниспослать с высоты Сиона Свое благословение на вас, чтобы вы во все дни вашей жизни созерцали блага вечного Иерусалима. Такова была любовь и усердие преп. Аполлона к посещавшим его инокам. Но не менее усерден был он и к язычникам, большое количество которых он обратил к Христу как силой своего примера и своей мощной проповедью, так и своими почти бесчисленными чудесами. В числе их надо на первом месте поставить то чудесное умножение хлеба, которое Бог совершал не раз, чтобы вознаградить его веру и исполнить принесенное ему обетование даровать ему все, что он будет просить. Голод посетил Фиваиду, и жители прибегали к нему и привели к нему своих жен и их детей, чтобы он дал им свое благословение и пищу, в которой они нуждались. Он велел раздать им, не скупясь, всю провизию, бывшую в монастыре, за исключением трех корзин хлеба, которые были назначены, чтобы в этот день пропитать его монахов. Но так как этот народ был измучен голодом, он вскоре велел принести и эти корзины и, поставив их в кругу этих бедных людей, поднял руки к небу и произнес громким голосом: — Рука Божия не достаточно ли могущественна, чтобы умножить это? Святой Дух внушает мне, что хлеб не иссякнет никогда в этих корзинах, пока не настанет возможность насытиться нам хлебом будущей жатвы.

http://azbyka.ru/fiction/pustynya-ocherk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010