Скачать epub pdf Страдание святого великомученика Меркурия Память 24 ноября Нечестивые цари Римские, Декий и Валериан 7681 , созвав своих князей и вельмож, имели совещание с ними о распространении чествования своих лживых богов, и истреблении и уничтожении святой христианской веры. И единодушно, с общего согласия, они издали в Капитолии 7682 следующий указ: – Римские цари, непобедимые победители, присночестные, великие, верные, Декий и Валериан с вельможами: так как мы испытали благодеяния и дары наших богов и, вместе с тем, насладились победами, которые они подают нам на врагов, так как, к тому же, мы изобильно получаем от них всякого рода плоды, чрез благорастворение воздухов, и считаем их своими благодетелями и устроителями общего благополучия; то, посему, по совещании с вельможами, единодушно повелеваем, чтобы люди всякого звания, свободные и рабы, военные и не военные, – приносили жертвы богам, припадая и усердно молясь им. Если же кто осмелится нарушить наше царское повеление, изданное нами на общем совещании, того мы повелеваем, связав, бросить в темницу, потом предать различным мучениям. Если, раскаявшись, он подчинится повелению, то будет удостоен нами не меньшей почести; если же будет противиться, то, после многих мучений, пусть будет казнен чрез усечение мечом, или пусть будет брошен в море, или отдан на съедение птицам и псам. В особенности же так должны быть казнены христиане, если найдется кто-либо из их веры; повинующиеся же нашему повелению получат великие почести и подарки. Желаем благополучно здравствовать. Когда был издан такой царский указ, то весь Рим пришел в смятение, ибо это безбожное повеление было объявлено по всему городу и послано в окрестные города и страны. В то время на римское государство восстали варвары 7683 ; цари приготовляли своих воинов и приказали воинским полкам из всех городов сходиться в Рим. Тогда пришел и тот полк, в котором Меркурий был воином; этот полк назывался Мартенсес, из первой Армении 7684 , под начальством трибуна 7685 Сатурнина. По отбытии царя Декия на войну, Валериан остался в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– Откуда Вы знаете? А ещё монах! Ничего не знаете, а ещё в лавке сидите! – Пойдем, пойдем отсюда! – это жене. С трудом дождавшись конца дня, отец Валериан брёл в келью. По дороге встретил игумена Савватия, который улыбнулся и спросил: – Как, брат, передохнул в лавке-то от своего хлопотного келарского послушания? Инок покраснел и смущённо попросил: – Батюшка, сделай милость, отправь меня назад, к моим мешкам, овощам и крупам. Не могу я в лавке трудиться. Одни искушения! – Ну что ж, вот отец Вассиан поправится… Вечером, после службы отец Валериан отправился проведать отца Вассиана. Он шёл, и горячо молился на ходу. В одной руке нёс пакет с апельсинами, а в другой свои новые валенки. Про Винни-Пуха и чудотворения Послушник Пётр жил в монастыре второй год. Звали его по молодости просто Петей, и был он пареньком неплохим, отзывчивым, трудолюбивым. Только по новоначалию тянуло его на подвиги. То он просил у отца Савватия благословения ходить на трапезу один раз в три дня, чтобы уж поститься, так поститься. По обычаю древних, значит. То к схимнику отцу Захарии обращался с вопросом: не взять ли ему на себя обет молчания или обет сухоядения. Отцы обетов брать не благословляли, а отправляли Петю монастырскую лошадку Ягодку кормить или посуду после братской трапезы мыть. Вобщем, не было у послушника никаких условий для подвигов и чудес. Но Петя не унывал, вспоминал крылатые слова о том, что в жизни всё-таки подвигу всегда место есть. К духовникам монастырским он больше с просьбами об обетах и сугубых постах не обращался, но зато стал часто с отцом Валерианом про чудотворения разговор заводить. Отца Валериана эти разговоры настораживали. Он в монастыре давно жил и знал, что лучше недомолиться и недопоститься, чем перемолиться и перепоститься. И речь тут не о теплохладности идёт, которая, конечно, монаху крайне вредна. Речь о трезвении и рассуждении. Теплохладность – эта беда, которая новоначальных минует обычно. А вот в прелесть впасть – это да, это опасно… И отец Валериан как бы невзначай по поводу Пети игумену Савватию говорил:

http://pravoslavie.ru/58332.html

На встречу подходят все новые люди. Ответы на записки отцы читают «антифонно»: сначала один священник, потом другой, попутно каждый поправляет собрата. «Мы рассказываем о серьезных вещах не каким-то “священным тоном”, а простым языком, перебивая друг друга, как “Саша и С и р о жа” (популярное шоу на украинском телевидении. — Ред.)», — объясняет нам отец Валериан. Однако темы, которые поднимаются здесь, совсем не шутливого характера. Чтобы ребята не стеснялись, вопросы принято подавать в форме «анонимных» записок. «И поэтому спрашивать у нас можно о чем угодно, даже о том, о чем и с духовником стесняешься поговорить», — признаются слушатели. Во время бесед пьют чай: каждый приносит с собою какие может угощения. Тарелки со сладостями передают по кругу. Чтобы дискуссия была свободной, на встречах действует обязательный возрастной ценз (не касается он только ведущих): участнику должно быть строго от 15 до 35 лет — в противном случае возникнет ощущение «родителей за спиной». «С молодежью надо быть честным и отвечать не благоговейно-округло, а по сути…» — делится опытом о. Николай. «…и помнить, что ты отвечаешь на вопрос, чтобы помочь человеку в рай попасть, а не чтобы себе цену набить», — добавляет игумен Валериан. Кроме всего прочего, он — участник одной из старейших украинских команд по страйк-болу, популярной полувоенной игры наподобие зарницы. Негласно его даже называют капелланом страйк-бола. «В нас должно быть что-то такое, что вызовет у ребят желание нам подражать! — подчеркивает о. Валериан. — Мы стараемся быть максимально открытыми. Если не позволять панибратства, в открытости не будет никакой профанации. Я не могу сказать, что светское общение умаляет мое священство или монашество. Любой миссионер стоит всегда между двумя евангельскими цитатами: “будьте готовы дать ответ вопрошающим вас” и “не мечите бисер”». Лысых тоже принимают «У нас сразу сложилась достаточно большая молодежная община, — рассказывает настоятель монастыря и тезка преподобного основателя архимандрит Иона (Черепанов). — Ребята помогали восстанавливать храм, прислуживали в алтаре. А когда стройка закончилась, встал вопрос, чем их теперь занять. Тогда мы начали проводить встречи-дискуссии, из которых и выросла вся наша молодежная деятельность, наши волонтерские, издательские программы».

http://pravmir.ru/molodezhnyj-zverinec/

Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно. Меж тем под бременем познанья и сомненья В бездействии состарится оно… У нас всё познают: наркоту, курение, всякую дрянь, а сомневаются в истинах. А действительность всегда современна. К несчастью, сегодня смысл некоторых вещей утерян. Исаия Пророк сказал: «Горе, когда будут называть зло добром, а добро злом, тьму светом, а свет тьмой, горькое сладким, а сладкое горьким». – Отец Валериан, благодарим вас от лица наших зрителей и читателей за эту беседу, за возможность задать вам вопросы, пообщаться, встретиться с вами. Надеемся, что эта встреча будет не последней. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр Чухланцев 18 апреля 2019, 07:29 Спаси вас Господи, отец Валериан, помогли мне Раб Божий Алексий 1 ноября 2018, 18:54 " Не участвуй ни в каких клеветах, доносах и злословиях. Вину тех, кого осуждаешь и обвиняешь, берешь на себя. Ни за что на свете не занимайся доносительством, оклеветанием и осуждением и по отношению к наибольшим своим врагам. Покрывай врагов своих – тогда и Бог тебя покроет. Твердо запомни главное, а именно – что пока не заградишь уста свои и не перестанешь осуждать и оскорблять, всегда будешь неблагоуспешным. Знай наверняка, что какими бы ни были обида, оскорбление, зло, идущие к тебе от других, кроткое и христианское поведение – единственный ответ, который принесет наименьшее расстройство и вред тебе и твоим ближним " . Святитель Серафим (Соболев). Оксана Ляхова 8 августа 2017, 09:44 Спасибо! Статья для меня, очень во время! Иногда забываешь в жизни главное, прочитаешь и все встает на свои места. Михайлова Татьяна 22 февраля 2017, 14:34 Я хочу поблагодарить редакцию портала за интересные, полезные статьи и беседы,храни Вас Господь! тамара 27 марта 2016, 20:00 Батюшка Валериан и Никита,многая и долгая вам лета.о.чень полезный и нужный диалог Фотиния 18 марта 2016, 10:09 Все слова это бальзам для души!Поклон Вам и благодарность Светлана 16 марта 2016, 16:04 Спасибо!

http://pravoslavie.ru/91425.html

Опытный администратор и пол­ководец, Валериан стремился действовать в тесном сотрудниче­стве с сенатом. В то же время он пользовался поддержкой лучших военачальников, впоследствии в разное время провозглашавших­ся императорами: Авреола, Клавдия, Аврелиана, Постума, Про­ба. По словам Я. Буркхарда, «за время войн с варварами, не пре­кращавшихся со времен Александра Севера, образовался кружок замечательных военачальников, среди которых знание своего дела по справедливости ценилось и уважалось. Валериан был, по-видимому, душой этого круга, по крайней мере в пору нахож­дения у власти. Его военная переписка, часть которой дошла до нас в составе «Historia Augusta», показывает тонкое понимание людей и их способностей (Буркхард, цит. изд., с. 24). Валериан пытался наладить механизм государственного управления, про­должив политические традиции Деция и ориентируясь как на образец на эпоху Антонинов, но у него не оставалось времени для реализации своих идей. На окраинах империи полыхал огонь варварских вторжений. После того как Эмилиан вывел войска из дунайского реги­она, туда вторглись готы и аланы, предавая города и села ду­найских провинций свирепому грабежу. Хуже того, готы совер­шили морские грабительские набеги на прибрежные города Греции и Малой Азии, отправной точкой которых был Днеп­ровский или Днестровский лиман. Заодно с готами действовали бораны, которых большинство историков считает приазовским племенем автохтонного, сарматского или даже, как полагал А.      М. Ременников, славянского происхождения (см. Ременников А. М. Борьба племен Северного Причерноморья с Римом. М., 1954, с. 90–91). Византийский историк Зосима писал, что бораны для нападения на Пицунду и Трапезунд брали корабли у жителей Боспора Киммерийского, относя этот поход пример­но к 256 г. Позже, в 258 г., разграблению подверглись Халкидон, Никомидия, Никея и Пруса. В Понтийской провинции варварам в их грабежах помогали некоторые из христиан – бесправных парий Римской империи. Реакцией на такие эксцессы стало составленное в 258 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Толиб – это мое имя до Крещения. Хотя с детства меня звали Толя. Думал, буду Анатолием в Крещении. А когда отец Владимир спросил: «С каким именем будешь креститься?» – я внезапно ответил: «Не знаю». Стали смотреть святцы. Уточнил, когда у меня день рождения. 25 октября. А это память мучеников IV века: Прова, Андроника и Тараха. Так меня и крестили с именем Тарах (это то же самое, что украинское имя Тарас) – тоже вроде на букву «Т», как и Толиб и Толя. Батюшка ещё, помню, обрадовался: «Будешь имя мученика оживлять!» Отец Владимир тогда воспринимался как мягкий, а отец Валериан, по контрасту, – как твердый, уверенный, сама мощь. Меня даже Дима, помню, предупреждал: «Он бывший боксер!» Стоишь, бывало, в храме, нас там целая толпа, а отец Валериан на солее, и такая у него была сила взгляда, что просто трепет охватывал: «Сейчас он посмотрит тебе в глаза и всё о тебе поймет», – и от одного этого чувства от тебя точно отслаивались все твои грехи. Ощущалось, что он видит все твои язвы, и от этого взгляда они, словно обработанные каким-то целебным раствором, начинали заживать. Это не только мое ощущение, многие признавались мне в этом потом. Когда он говорил проповеди, в храме стояла абсолютная тишина. У него очень мощное слово. Я, честно говоря, даже боялся у него исповедоваться. Как-то все больше подходил на исповедь к отцу Тихону Пелиху, он так аккуратно, тихо, нежно, внимательно всех принимал. Только однажды я подошел на исповедь к отцу Валериану – и понял, что все эти страхи напрасны. Тогда в отрадненском храме было не протиснуться, да и сейчас также. Дух тогда, помню, ощущался там физически. Он был почти осязаем. Ты просто чувствовал, как к тебе отец Валериан приближается и, точно п а ром, снимает с тебя грехи. Мы тогда переживали каждое таинство, как чудо. Такая была благодать. Какое-то очень глубокое мистическое чувство охватывало в те времена душу после каждой исповеди и причащения. Нас так тогда тянуло в Отрадное. Другие московские храмы точно не существовали для нас. Я однажды даже пошел было с Белорусского вокзала в Отрадное пешком. Устроил такое своеобразное паломничество. Хотя несколько остановок всё же в конце доехал. Подхожу к храму – закрыто. Стал искать батюшку. Я даже никакого собственно звонка не видел, просто прикоснулся к калитке, слышу – там где-то внутри раздался звонок. Появилась какая-то матушка, как в мареве идет, не то по земле, не то ноги у нее вдруг как будто отрываются от земли. «Мне бы, – признаюсь, – с батюшкой поговорить». – «Сейчас не время», – отвечает она и исчезает.

http://pravoslavie.ru/104905.html

«Скорей бы закончилась эта неприятная поездка!»— думал печальный отец Валериан, монастырский келарь. В окне автобуса очертания деревушек, лесов и полей сливались от сильного летнего ливня, крупные капли били в стекло и по крыше междугороднего автобуса. Можно было уютно подремать в мягком кресле, но дремать не давали — компания оказалась слишком беспокойная. Отец Валериан отлучался из обители: ездил в областную стоматологическую поликлинику. Зуб вылечил, а на обратном пути угораздило его поторопиться и поехать не вечером на монастырской машине, а днём на паломническом автобусе. Встретился со знакомым экскурсоводом, который взял его на свободное место. Экскурсовод епархиальной паломнической службы Николай Иванович, уже в годах, добрый и мягкий, рассказывал всегда интересно, выразительно, душеполезно. Только паломники в этот раз попались очень беспокойные. Слушали плохо, часто перебивали. Были ли они верующими вообще — чем дальше ехал автобус, тем больше сомневался в этом инок. Из громких разговоров неожиданных попутчиков он понял, что паломническую поездку оплатил их босс, решив устроить культурную программу для работников своей фирмы. Николай Иванович говорил об истории обители — слушали невнимательно, стал рассказывать об отцах- исповедниках и о святынях обители — опять слушают без благоговения. И люди вроде бы образованные, интеллигентные, а о духовном — неинтересно им. На задних сидениях молодые мужчины часто посмеивались, потом пустили по рядам фляжки с коньяком. Шум и разговоры стали ещё громче и уже перекрывали голос экскурсовода, который всё старался вдохновить своих слушателей духовным рассказом. Отец Валериан, наблюдая за паломниками, приезжающими в обитель, давно заметил, что некоторые имеют душу отзывчивую, легкодоступную действию благодати. Стоит начать говорить им о духовном — и сердце их отзывается, загорается, слёзы близко. В других дух лишь тлеет, и много нужно усилий, чтобы высечь искру, зажечь духовный огонь, чтобы отозвался человек на действие благодати Божией. Так когда-то старец Нектарий Оптинский сказал, глядя на фотографию одного молодого человека: «Вижу присутствие духа» и благословил привезти его в Оптину.

http://azbyka.ru/fiction/tesnyj-put-rass...

Толкуют в Петербурге – значит бранят, так как хвалить что–либо, удивляться чему–либо Петербург не привык. Слышал, будто Валериан в Петербурге стал делать частые разъезды по гостям, где оказывался неосторожен относительно вина. Все это однако же не помешало Валериану на третьем или четвертом году службы сделаться инспектором Киевской духовной Академии, – быстрота и значительность повышения, другой пример которой мы видели только в знаменитом Макарии, владыке Московском. Затем пошли уже только грустные толки. Был такой сведущий проходимец, который и на восточной окраине Русской земли рассказывал все подробности Киевской академической истории того времени. Узнано было, что и в огромном тогда Колоколе прозвонили об этих нестроениях и прозвонили со стороны грозной для о. инспектора, главным образом с той, что к исполнению служебных обязанностей он является грузен. Скоро же узнано было со всех сторон, что отец Валериан послан в братство одного из Харьковских монастырей. Само собою рождался вопрос; снимет сан, или не снимет. Вопросы подобного рода тогда носились в воздухе. Печальное ожидание не обмануло. Со стороны отца Валериана отвечено было фактом снятия священно–монашеского чина. Архипастырю (Макарию, – своего рода Немезида) который постригал его, пришлось и расстричь... Далее пошли уже крайне нескладные слухи о злоключениях его в Полтаве, о том, что он избрал себе путь жизни не только самый непочтенный для себя но и самый вредный для многих других, путь соблазна для малых сих в этой безобразной, лишенной нравственных принципов, возне бывшего инспектора Академии, теперь пьяного расстриги–забулдыги, с полтавскими школьниками. Довести себя до низости, чтобы существовать писанием задачек полтавским семинаристам и получать от них подачки даже не шкаликами, а помадными банками, наполненными горе–горьким питьем... о, не приведи Бог ! Самый вид его должен был производить на семинаристов двухстороннее впечатление: с одной стороны был соблазнителен до последнейшей крайности, а с другой поучительнее эллинского илота, которого, напоив до безобразия, секли для примера пред глазами благородных детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

историю. Позднее Болонский архиеп. кард. Габриеле Палеотти опубликовал трактат, в к-ром перечислял то, что следует изображать. Он утверждал, что «искусство создавать образы принадлежит к одному из благородных искусств, если оно направляется христианской дисциплиной». Постулат о том, что цель живописи - моральное воспитание в рамках принципов веры, а не эстетическое наслаждение, выдвинул Грегорио Команини - каноник римской ц. Сан-Джованни-ин-Латерано. Результатом методичной церковной политики в сфере искусства стали восстановление традиционной и утверждение новой иконографии, выработка стандарта священного изображения - наглядного, предметно осязательного, оперирующего приличествующим «декорумом», обращенного к пастве, состоящей из «бедных и простых», «нищих духом» верующих. Воплотившее этот стандарт «arte sacra» отражало дух и букву Тридентского Собора. Характерные представители этого направления - иезуиты Джузеппе Валериано и Джованни Баттиста Фьяммери, под чьим руководством художник Гаспаре Челио исполнял детальные рисунки - копии с произведений знаменитых мастеров,- из которых затем отбирались мотивы для новых образов («Христос у колонны», Валериано и Челио, ок. 1596; капелла Страстей ц. Иль-Джезу, Рим). Шипионе Пульцоне (Гаэтано) создал вариант «arte sacra», «технические средства к-рого настолько тонки, а отказ от индивидуального стиля такой полный, что произведения, написанные в кон. XVI в., выпадают из своей эпохи» ( Zeri. 1957. P. 39-51). Примерами этого «вневременного искусства» («arte senza tempo») служат «Оплакивание» (Пульцоне, 1593; Метрополитен-музей, Нью-Йорк), сцены из Жития Богоматери (Валериано, 1584-1588; капелла Мадонна-делла-Страда ц. Иль-Джезу, Рим) - утилитарно-пропагандистские, морализирующие, отмеченные веризмом, резкостью глухого цвета, отсутствием воздуха, смальтово-гладкими поверхностями. С кон. XVI в. в живописи Милана и Флоренции нарождаются антиманьеристические тенденции, в большей или меньшей степени сочетающиеся с установками «arte sacra».

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Протоиерей Валериан Кречетов: «То, что происходит сейчас в мире, имеет главную причину – духовную» Николай Бульчук Мы с моим собеседником, протоиереем Валерианом Кречетовым, собрались поразмышлять о текущих, о грядущих событиях, вспомнить о тех людях, которые еще недавно были с нами, но которых уже нет в этом мире. – Когда мы встречаемся с вами, отец Валериан, ко мне приходит ощущение того, что ничего, собственно говоря, страшного вокруг нас не происходит, что жизнь идет своим чередом. И невольно вспоминаешь библейские слова о том, что ничто не ново под солнцем, все в мире идет так, как шло и раньше… – Да, жизнь сейчас бурная, можно сказать, но и в ней необходимо соответствующим образом участвовать, даже нашему поколению... Я часто порой слышу высказывания о том, что время сейчас немножечко сократилось. Как говорят, примерно на одну треть. Именно поэтому времени нам сейчас часто «не хватает». Но это похоже на то, что сказано в Евангелии: «И избранных ради сократятся те дни…» ( Мф. 24, 22). То есть дни эти называются в Священном Писании «последними временами». «Последние времена» – это понятие и в духовном смысле, и в смысле времени очень растяжимое. Еще Апостол Иоанн некогда писал: «Антихрист грядет, и в мире есть уже…» (ср. 1Ин. 4, 3). Он говорил, конечно же, о предтечах Антихриста. Но ведь для Бога тысяча лет – как один день, так что в мире духовном течет совершенно другое время! У нас же, на земле, оно идет по своему кругу – суточному, еще какому-нибудь, и т.д. Правда и то, что оно изменяется. Ведь даже ученые сегодня отмечают какие-то новые погодные признаки, климатические изменения. Я тоже что-то иногда отмечаю лично для себя. Правда, телевизора у меня нет, Интернетом тоже не пользуюсь, но слышал о кибернетике, на которой сегодня все буквально зиждется. Знаю, кто основоположник этой науки, как она развивается, но помню также и время, когда кибернетика считалась лженаукой: я тогда еще учился, так что буквально на моей памяти это было. У нас в то время был замечательный преподаватель, помню его слова: «Философы говорят, что наши ученые – плохие философы. Но оказалось, что наши философы – недостаточно учены!» То есть он обратил внимание на другой ракурс.

http://pravoslavie.ru/138911.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010