Как глубоко чувствовали первые христиане потребность в храмах, особенно для принесения бескровной жертвы, это видно из того, что первые римские христиане, не имея возможности возводить особые здания для храмов или безопасно устроять церкви в частных домах по причине преследований со стороны язычников, строили храмы с престолами, горним местом и другими принадлежностями в подземных пещерах, назначаемых для погребения умерших (в катакомбах), куда по римским законам враги их не имели доступа до гонения императора Валериана в 257 году. Эти храмы открыты и исследованы учеными изыскателями христианских древностей. Подобные подземные кладбища были и в других местах Италии, и на востоке найдены на острове Кипре, в Антиохии и близ города Александрии 22 . Впрочем на основании послания святого апостола Иакова к христианам их иудеев, находящихся в рассеянии между язычниками, можно полагать, что по местам и во времена апостолов были уже отдельные молитвенные здания у христиан: «если в собрание ваше (с греческого подлинного: если в синагогу вашу) войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде; и вы, смотря на одетого и богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих; то не пересуживаете ли вы в себе» ( Иак.2:2–4 )? Так как место собрания христиан у апостола называется синагогою, и это слово почти всегда употребляется в значении места для молитвенных собраний, и у иудеев синагоги были отдельные молитвенные домы, то можно полагать, что иудеи, в значительном количестве в некоторых Местах обращавшиеся ко Христу, свои синагоги обращали в храмы. Из всего вышесказанного ясно видно, что существование храмов и притом великолепных у христиан, предсказано еще в Ветхом Завете Исаиею ( Ис.60 ) и другими пророками, а святыми апостолами Павлом, и Иоанном предсказано существование их до последних времен церкви ( 2Сол.2:3–4 ; Откр.11:1–2 ), что они, по пророчеству Малахии и по повелению Господа Иисуса Христа о совершении Евхаристии везде, должны быть строимы по всех местах, где живут христиане; потому и слова Господа Самарянке: «наступает время, когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» ( Ин.4:21 ), следует понимать так, что храмы для поклонения Богу духом и истиною и для принесения истинной жертвы бескровной будут везде по всей земле. Тем более так это должно понимать, что во дни Иисуса Христа домы для молитвы или еврейские синагоги были по всей Палестине и даже в языческих землях, а поклонение жертвами было только в храме Иерусалимском и только там был престол Иеговы или кивот завета. Таким образом Господь не отменил ветхозаветный закон о храме, а восполнил, и нигде в Писании не сказано, что у христиан не должно быть храмов, а противное тому, что храмы будут, сказано ясно, и это исполнилось, несмотря на гонения и препятствия со стороны врагов Христовой церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

«говорят о себе, что они Иудеи» – то есть объявляют себя народом Божиим. «сборище сатанинское» – дословно «синагога сатаны» («συναγωγη του σατανα»). В Ветхом Завете народ иудейский назывался иногда «συναγωγη του κυρου», дословно «синагогой Господа», «собранием Господа», «обществом Господним» (см., например, Числ. 31, 16). Но после пришествия в мир Христа отвергшие Его иудеи перестали быть собранием Господа и стали собранием сатаны. 10 Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.  «не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть» – к этим словам должны прислушаться христиане всех времен: гонения повторяются на протяжении всей истории, но Господь нам говорит, что бояться их не нужно. «диавол будет ввергать» – главная скрытая причина гонений на Церковь есть вечная борьба диавола  против Бога и народа Божия. Все же прочее: Римская империя, язычники, судьи, палачи – суть лишь орудия в руках врага. «будете иметь скорбь дней десять» – толкователи обращают внимание, что гонений в первые три века было именно десять. При этом, если считать близкие по времени гонения 250 и 252 годов за два гонения (они были при разных императорах – Декии и Галле), то гонений будет одиннадцать. Если же считать весь краткий период  250 – 257 годов за одно почти непрерывное гонение, то гонений будет девять. Следовательно, у апостола Иоанна сказано очень точно: «дней десять», около десяти. 22 22 Исследователи выстраивают следующий ряд гонений на христиан: 1) при Нероне в 64 году, 2) при Домициане в 91 году, 3) при Траяне — в 98 году, 4) при Марке Аврелии — в 177 году, 5) при Септимии Севере — в 202 году, 6) при Декии в 250 году, после которого без перерыва продолжалось гонение императора Галла в 252 году, 7) при Валериане в 257 году, 8) при Аврелиане — в 275 году, 9) при Диоклетиане в 303 году и 10) при Максимиане в 311 году. Выражение «дней десять» можно также понимать и просто как «некоторое непродолжительное время». Почему непродолжительное? Потому что по сравнению с вечной наградой любые земные испытания являются краткими. Об этом говорится и в других книгах Нового Завета, например у апостола Павла: «Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4, 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Дар рассуждения – выше дара смирения А в отношении милости тоже не все так просто, тот же апостол говорит: «Милостыня да запотеет в руке твоей». У нас часто подают милостыню без рассуждения: да, ты-то хорошо делаешь, а полезно ли это тому, кому ты даешь? И если он все время будет пользоваться милостыней, то тунеядцем может вырасти. Ему-то это милостью будет или нет? Тут говорят часто, что смирение – главная добродетель, но я скажу, что дар рассуждения – выше дара смирения! А рассуждение – это от Бога: если даст Господь, то рассудишь, а если нет – ничего не поймешь! Господь говорит: «Отверзе им ум, разумети Писания…» (Лк. 24, 45). скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Дмитрий 1 мая 2021, 13:31 Людмиле, 29 апреля 2021, 10:31, Пример, что не нужно раздражать определенные силы- Деяния Апостолов, гл 19. 13 Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. 14 Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. 15 Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? 16 И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. Наверное, как-то так... Иулиания 30 апреля 2021, 19:59 А вот Оптинские старцы смирение выводят на первое место. Потому что если нет смирения, то ничего нет. И рассуждения не будет. Людмила 29 апреля 2021, 10:31 Добрый день. А мне интересно вот это высказывание: «Да, точно, силы эти есть. Но не нужно их раздражать, отношения с ними должны быть корректными».. Может быть, кто- то прокомментирует более понятно, с примерами, скажем так. Спасибо. Наталья 29 апреля 2021, 01:22 Валерий28 апреля 2021,07:57, бывает такое,что человек невиновен в том,что не готов принять все перечисленное вами. Хотя бы потому,что родился, вырос и живет в таких условиях, в которых нет никаких предпосылок для возникновения данной готовности.При этом данный человек живет по совести, а не ради своих удовольствий и с нравственными ограничениями. И таких людей-миллиарды. Об избегании страданий: мучения ваших близких-это и ваши страдания.Например, надругательство над вашим ребенком.Вы,видимо,не желаете избегать таких страданий. Женщинам тоже не надо избегать подобного? Или,если за вами гонится бешеный пес,надо встать и дать ему себя разорвать?Есть полезное качество: сначала подумать.

http://pravoslavie.ru/138911.html

3 . Новозаветня религия во всей её нравственной чистоте и возвышенности явилась укором и обличением римского общества, которое находилось в состоянии нравственного упадка. Честь, долг, доблесть, личное достоинство, мужество оставались традиционными понятиями, на которых воспитывался римлянин. Но желание удовольствий, себялюбие, расслабленность, распущенность, корыстолюбие уже давно изнутри источили нравственный организм. Супружеская неверность, частые разводы, блуд были распространены в обществе: от членов императорской семьи до простого римлянина, жившего на Авентинском холме. В эту эпоху люди часто прибегали к самоубийству. Вскрывали вены или принимали яд. Для всех больных обществ характерно распространение любостяжания и блуда. Корыстолюбие овладевает сознанием независимо от состояния. Богатый или бедный, высокопоставленный или подчиненный, знатный или безвестный – все были заражены этим недугом. Не так жили христиане. Нравственным законом для них было Слово Божие: Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым ( Еф.5:1–3 ). Гонения шли волнообразно. Исследователи насчитывают десять периодов: 64 г. (Нерон), 95–96 гг. (Домициан), 98–117 гг. (Траян), 177 г. (Марк Аврелий), 202–211 гг. (Септимий Север), 250–252 гг. (Декий и Галл), 257–259 гг. (Валериан), 270–275 гг. (Аврелиан), 303–311 гг. (Диоклетиан), 311–313 гг. (Максимиан). Миланский эдикт (313 г.) св. равноапостольного Константина Великого дал христианам мир и знаменовал победу. Откуда пошло разделение Церкви на священнослужителей и мирян? иеромонах Иов (Гумеров) Церковная иерархия возникла в апостольский век. Святые апостолы составили первое поколение священноначалия Церкви, родившейся в день сошествия на них Святого Духа. Избранные ученики не только были посвящены в тайны Царствия Небесного, приняли сугубую благодать, но и обладали общецерковной дисциплинарной властью: «Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению» ( 2Кор. 13:10 ); «Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?» ( 1Кор. 4:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«При наступлении дня Пятидесятницы они все были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого..» (Деян 2.1–4). Так возникает Церковь koinonia, о которой говорил святой Иоанн. Причащение Святым Дарам служит основой общения святых. Ибо, как пишет святой Киприан, «верховное жертвоприношение для Бога — это мир наш и наше братское согласие. Это весь народ, собранный в единстве Отца и Сына и Святого Духа» («Комментарий на Отче Наш»). Аналогия между братским общением и тринитарным едино–многообразием энергичным образом провозглашается и в литургии святого Иоанна Златоуста: «Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную». Всякий член народа — laos — Божия, является laikos — каким бы ни было его место в иерархии, «духоносцем». Евхаристия — это причащение одновременно и Христу и Духу Святому. «Прияхом Духа Небесного», — поет хор от лица причастников. Таинство миропомазания, соединенное с крещением, по традиции неразделенной Церкви, составляет таинство всеобщего священства. Помазание святым миром главных жизненных точек тела символизирует огненные языки Пятидесятницы. Во Христе, при помазании Духом, крещеные образуют — «род избранный, царственное священство», как говорит Петр, повторяя слова Божий Моисею: «вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх 19.6). К этой теме возвращается Апокалипсис: «Ты соделал нас царями и священниками Богу нашему и мы будем царствовать на земле» (Откр 5.10). Всякий крещеный, запечатленный Духом, есть царь, священник и пророк в единстве народа Божия. Крещение–миропомазание и Евхаристия наделяют всех членов Церкви равным священническим достоинством, при той же освящающей благодати, которая имеет решающее значение. В лоне этого равенства некоторые отбираются для установленного священства, которое Бог даровал Своей Церкви, чтобы вести ее в ее странствовании, потому что Пасха и Парусия пока еще не слились воедино. «Это различение функционально и не производит никакого онтологического различия», — отмечает Павел Евдокимов. Народ Божий — это не миряне, противопоставленные клиру, это совокупность Тела Христова, где все — миряне и священники, и где Дух распределяет харизмы служения. Архимандрит Феодор Бухарев писал, что он поднялся к различным ступеням священства, чтобы осуществить и оживить в своем приходе благодать царственного священства. «Таков смысл моего служения, когда я преподаю таинства или проповедую слово Божие» (Ф. Бухарев, Письмо протоиерею Валериану Лавескому).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Этой церкви Господь объявляет Себя первым и последним, умершим и ныне живущим. Тот, за Кого христиане умирают, умер прежде за них. Но Тот, Кто за них умер и воскрес, может и их воскресить и, воскресив, даст им жизнь вечную. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5: 3). Крест, скорби и гонения обыкновенно ведут к сей нищете, дающей человеку подлинное богатство – смирение. Кто составляет сборище сатанинское? Из истории известно, с какою злобою восставали иудеи на христиан, обвиняя их во всех возможных преступлениях. Не имея в своих руках гражданской власти, они обращались к языческим правителям с разными доносами, клеветали на них, именуя их злодеями, бунтовщиками, врагами правительства. Такими коварными делами они служили диаволу, который искони есть клеветник, а потому справедливо могут назваться сборищем сатанинским. Господь объявляет Смирнской церкви, что скорбь и страдания ее будут продолжаться дней десять. В Священном Писании часто время, в которое дело начато и кончено, называется днем. Поэтому толкователи принимают десять дней за десять различных времен гонения на христиан. Действительно, главных гонений было десять: 1) при Нероне; 2) при Домициане; 3) при Траяне; 4) при Адриане; 5) при Марке Аврелии; 6) при Севере; 7) при Максимине; 8) при Деции; 9) при Валериане; 10) при Диоклитиане. Последствия смерти первой, происшедшей от падения Адама, разрушены Воскресением Христовым. Что такое вторая смерть? Ее приобретает тот, кто отвергает благодать Божию, открывшуюся всем людям во Христе, невзирая на испытанные всей тварью ужасные последствия вкушения запрещенных плодов. Ст. 12. И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: Ст. 13. знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа. Время Пергамской Церкви – это время признания ее миром, в котором сатана утверждает свой престол, время перехода от открытых гонений к попытке использовать Церковь в государственных интересах империи, время Вселенских Соборов. Те догматические истины, которые выковывались и оттачивались в эту эпоху, образно именуются здесь мечом обоюдоострым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Но спокойная жизнь на земле никому не обещана: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33). Ваш вопрос касается каждой семьи. Но ответ надо искать в Священном Писании: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36:25). Есть овдовевшие священнические семьи, на которые никто не «нападает». Потому что это не есть штамп, в каждом случае всё индивидуально. Думаю, бедственное положение и нападки связаны не со вдовами священников, а с тем, какой был батюшка, какая осталась матушка. Всё в нашей жизни не просто так. Если матушке-вдове посылается какое-то испытание, искушение – то не без духовной пользы. То же самое на любом христианском пути. – Можно ли вдове священника снова выйти замуж? – О самом священнике сказано однозначно – не имеет права. А по отношению к его вдове такого канонического запрета или препятствия я не знаю. – Отец Валериан, так всё-таки не грех ли – вдове второй раз выходить замуж, а вдовцу жениться? С одной стороны, Апостол сказал: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1 Кор. 7:8-9); «Она (вдова) блаженнее, если останется так, по моему совету» (1 Кор. 7:39-40); а с другой – «желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1 Тим. 5:14). Как будет правильнее? Игумения Мария – Апостол говорит не только о вдовстве, а вообще о вступлении в брак. Для вдовствующих же на все случаи есть лишь один ответ – надо молиться и просить указания Божия. Основательница Спасо-Бородинского монастыря игумения Мария (в миру Маргарита Тучкова) по благословению святителя Филарета (Дроздова) развелась с первым мужем. Оказался непорядочным человеком, обманул – бывает всякое. И она вышла замуж второй раз по великой любви за генерала Тучкова – но потом муж погиб в Бородинском сражении, а ребенок умер, и Маргарита Тучкова приняла монашеский постриг. И преподобная Афанасия игумения, великая подвижница, дважды была замужем. Вот такие судьбы Божии, и я ничего не могу тут сказать. Боюсь ограничивать Промысл Божий.

http://pravmir.ru/smert-lish-vremennaya-...

Иоанна 2014/03/15, 22:23:08 много ряженных ходит по миру и ищут слабые Души в услугу, пытаясь к себе взять на службу к искусителю , лукавому и бесу полуденному . А ты Сестра или Брат надеясь , любя иди с молитвою и Господь управит дела - верь . валериан 2014/03/15, 19:43:09 как искренне жаль, что и здесь появилась политика. не осталось места для просто духовного общения. Наверное, напрасны наши просьбы к монахам о молитве о нас грешных. Суета, все суета. Спаси, Господи, люди Твоя! татиана 2014/03/15, 12:09:01 Ольга 2014/03/10, 11:45:55 пишет : Не смешивайте РПЦ с Афоном!!! Как ни странно, но сегодня это два разных направления в христианстве! РПЦ - деньги и власть, Афон - Дух Святой! Безграмотная провокация, рассчитанная на массы безграмотных умов. Методы революционеров. Слава Богу за все!!! 1Кор.14:34. Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Указав хороший порядок всему, что касалось дара языков и пророков, именно, чтобы немногие пророчествовали, и оттоле не происходило бы замешательства и неустройства, теперь уничтожает беспорядок, происходивший от жен, и говорит, что они должны молчать в церкви. Потом говорит нечто большее, именно, что им приличнее быть в подчинении. Ибо подчинение означает молчание от страха, как это бывает в рабынях. «Законом» же называет книгу Бытия, в которой написано: «к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт.3:16). Если же жене определено быть в подчинении у мужа, тем более – у духовных учителей в церкви. 1Кор.14:35. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих. Чтобы не сказал кто-нибудь: если они не будут говорить, то как научатся тому, чего не знают? отвечает, что они дома должны учиться у мужей своих. Это сделает их скромными, а мужей более внимательными, так как они должны будут слышанное ими в церкви точно передать женам по их вопросам. Заметь же, что женам не позволено в церкви говорить даже о предметах необходимых и душеполезных.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=177...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАЛЕРИАН, ИМПЕРАТОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Бюст Валериана. Мрамор. 253-260 годы. Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека Император Валериан в персидском плену. Мериан Маттеус Старший. 1593-1650. Эрмитаж В 260 году Шапур I предпринял наступление на римские владения, перейдя Евфрат, вторгшись в Сирию и осадив Карры и Эдессу . Валериан, выступив со своим войском против персов, попытался вести с противником переговоры, но во время них был схвачен персами и пленен. Позднее в реляциях по случаю своего успеха персы сообщали о разгроме войск Валериана и о его пленении после битвы. В плену Валериан подвергался моральным унижениям со стороны победителей. Закованный в золотую цепь Валериан служил опорой при посадке Шапура I в седло. Он прожил недолго, после смерти набальзамированное и выкрашенное в красный цвет тело Валериана было выставлено напоказ в одном из зороастрийских храмов Ктесифона . Сцена пленения Валериана изображена на четырех монументальных наскальных рельефах близ Персеполя: Валериан в унизительной позе пленника, склонившегося перед могущественным царем государства Сасанидов, а также на камее того времени (Кабинет медалей Лувра): шаханшах и император скачут навстречу друг другу, Валериан поднял для удара меч, Шапур хватает его за руку. В 1930-х годах была обнаружена надпись о деяниях Шапура I, сделанная на трех языках, в которой значительное место отводится разгрому и пленению Валериана. Стабилизация положения империи при Валериане оказалась непрочной, и в 260-х годах империя распалась на множество независимых владений, оспаривавших приоритет друг у друга; политический кризис достиг своего апогея. Гонение Валериана Первоначально Валериан относился благосклонно к христианам , о чем свидетельствует свт. Дионисий Александрийский , хотя это труднообъяснимо ввиду приобретенной Валерианом в правление Деция репутации защитника традиционной римской религии. Летом 257 года произошел поворот имперской политики в сторону преследования христиан. Были изданы два указа (вероятно, отдельно для Запада и Востока), тексты которых до нас не дошли, но содержание с достаточной точностью реконструируется на основании свидетельств свт. Дионисия, патриарха Александрийского , и сщмч. Киприана, еп. Карфагенского .

http://drevo-info.ru/articles/13679971.h...

– Так – та-а-к! А я между прочим, Беленко! Второй угрюмо в разговор вступает: – А я – Дмитриенко! Поднимается третий, ростом под потолок: – А я Самойленко! Вот и познако-о-мились! Попятился отец Валериан к выходу. – Отец Валериан, чего приходил-то? – Да так я, мимо шёл… Через полчаса игумен Савватий, проходя мимо трапезной, заглянул в подвал: там, в одиночестве отец Валериан перебирал картошку и грустно пел: – Розпрягайтэ, хлопци, коней, та лягайте спочивать… Жареная картошка на зиму Отец Валериан, кроме своего послушания келаря, занимался обычно и заготовкой на зиму: закатывал банки с огурцами и помидорами, выращенными заботливо в монастырской теплице. Помидоры во рту таяли, огурчики хрустящие в пост шли на ура. Братия утешалась, и самому отцу Валериану это послушание было по душе: читаешь себе молитву и с любовью баночки закатываешь – как будто немного лета с собой в зиму берёшь. Вот и сегодня собирался инок закатать несколько банок на зиму. Горела лампадка перед иконами, на кухне и в трапезной было пусто, чисто и уютно. Отец Валериан не спеша, с молитвой, чистил лук и чеснок, помытые огурцы ждали своего часа, когда зазвонил старый телефон, стоящий на холодильнике. Игумен Савватий пробасил: – Отец Валериан, ты как раз в трапезной, такое дело, нужно картошку на зиму пожарить. День-то сегодня постный. Ты прямо сейчас пожарь. И трубку положил. Отец Валериан задумался. Огурцы на зиму солил, помидоры на зиму закатывал. Картошку на зиму не жарил… И при чём тут постный день? Призадумался инок крепко. В трапезную забежал послушник Дионисий, протянул шланг, собрался воду качать в большой бак из колодца. Спросить – не спросить? У послушника спрашивать – годится ли иноку? Отец Валериан смирился и, смущаясь, спросил: – Брат Дионисий, на зиму картошку нужно пожарить. Ты никогда не жарил? Как-то по-особенному нужно, наверное, жарить? – Назиму? Да, я слышал, что приехал сегодня в гости Назим Иванович, наш старый благодетель, помнишь, помог нам с теплицей? А картошку… Отец Валериан, я не понял вопроса… Почему по-особенному?

http://pravoslavie.ru/58332.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010