Письмо 288. Человеку «собственных убеждений», о святом Киприане 474 В какой-то книге ты нашел слова святого Киприана Карфагенского : «Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец». Они возмутили тебя, как неправильные и даже жестокие. Ты хотел бы видеть Бога Отцом всех людей без исключения. Действительно, Господь – Творец всех людей. Действительно, Он хочет быть Отцом всех, но правда и то, что неверующие Его своим Отцом не считают. Если бы каждый человек без каких-либо нравственных ограничений мог назваться сыном Божиим, почему же тогда Господь сказал:/Блаженны миротворцы, ибо сынами Божиими нарекутся/ 475 ? А в Евангелии от Иоанна сказано:/Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими/ 476 . А тем, которые не приняли, отцовство Его было не нужно. В притче о блудном сыне повествуется о том, как человек, потеряв право быть сыном Божиим, покаянием может вернуть себе сыновнее достоинство. Апостол Павел говорит:/когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва/,/Отче!». Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа/( Гал. 4, 4–7 ). Из сказанного ясно, что поскольку сыновство приобретается в крещении, покаянии и во всем, что преподает и чему учит Церковь Божия, то «кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец». Такому Бог – Создатель, Господин и Судья, а не Отец; Он тем Отец, которые пожелают быть Его – в Господе нашем Иисусе Христе. 474 Киприан Карфагенский , священномученик († 258; память 31 августа/13 сентября), епископ, отец Церкви, писатель-богослов. Родился в Карфагене в богатой и знатной языческой семье. Получил прекрасное литературное и ораторское образование. Познакомившись с жизнью христиан, под влиянием Тертуллиана (см. примечание 39) крестился в 246 году и скоро сделался пресвитером, а затем был избран епископом Карфагенским. Его епископство пришлось на тяжелое время гонения императора Декия (251), в которое многие христиане, не выдерживая жестокости преследований, отпадали от Церкви. Киприан призывал свою паству к мужественному перенесению испытаний. Он вел энергичную борьбу с раскольниками. Против еретиков выступал на Карфагенских Соборах, оставил много литературных (богословских) трудов. Принял мученическую кончину во времена гонения Римского императора Валериана (253–259). Читать далее Источник: Миссионерские письма/Святитель Николай Сербский; пер. с серб. С.А. Луганской. - М. : Изд-во Моск. Подворья Свято-Троиц. Сергиевой лавры, 2005 (ОАО Тип. Новости). – 486 с. ISBN 5-7789-0157-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Известны гневные слова Господа к Лаодикийской Церкви, переданные апостолом Иоанном Богословом в Апокалипсисе: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3: 15–16). Это состояние святые отцы называют теплохладностью. Как обнаружить в себе первые его признаки? Как избежать? Когда надо задуматься, а в верном ли направлении идет моя духовная жизнь? С этими вопросами мы приехали к протоиерею Валериану Кречетову . О теплохладности мы беседовали с батюшкой Великим постом, но предлагаем интервью с ним именно сейчас, в пост Петровский: время любого поста – время сосредоточения на духовном, отрешения от внешнего, углубления в себя. – Отец Валериан, здравствуйте! Спасибо большое, что согласились ответить на вопросы портала «Православие.ру» . Сегодня мы бы хотели поговорить с вами о теплохладности. Что такое теплохладность? О чем она свидетельствует? – Есть прекрасное изречение, что последнее слово науки – это первое слово Библии. Поэтому, разыскивая на путях земного бытия истоки какого-либо явления, нам, прежде всего, нужно обращаться к Библии. Есть одно очень интересное высказывание о философии . Когда некий молодой человек поступал в духовную академию, владыка, присутствовавший на экзамене, просил его: «Что такое философия?» Молодой человек ответил: «Это наука о смысле человеческой жизни». «Вы уверены в этом?» – продолжает владыка. Юноша смутился, почувствовал, что тут что-то непростое. А владыка ему говорит: «Запомните, молодой человек: философия – это наука о заблуждениях человеческой мысли». Любая философия, как говорил Владимир Соловьев, логически приходит к Богу, однако материалистическая не может к Нему прийти, потому что в ней нет логики. Поэтому все нужно начинать со слов Божиих: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1: 1). Равнодушие и теплохладность – не одно и то же Теплохладность – это слово, которое употребляется в Апокалипсисе. «Ты не холоден и не горяч», – говорит Господь одной из Церквей. А дело все в том, что человек, сотворенный по образу Божию, был поставлен в раю для того, чтобы трудиться. Теплохладность же – это некое безразличие. У нас, правда, некоторые думают, что теплохладность – это то же самое, что и равнодушие. Это не так. Равнодушие – это спокойное отношение к тому, что происходит, без эмоций, именно холодно. Теплохладность иное. Вроде как тепло, но и холодно. Почему тепло и хладность, как так? Тепло же, а здесь – холодно.

http://pravoslavie.ru/94988.html

Если понуждаешь себя к молчанию, то не думай, что совершаешь Добродетели, но признавай себя недостойным говорить. Изречения безымянных старцев. Молчание – истинное начало очищения души и без труда исполняет все заповеди. Ибо язык есть неудержимое зло, исполнен смертоносного яда: «Им благословляем Бога и Отца и им проклинаем человеков»,- говорит апостол (Иак. 3:9). «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2). Говорить опасно: с каким расположением говорить, в какое время, что говорить и ради чего? Говорящий все это должен помнить, молчащий же все совершил и исполнил. Берегись празднословия, смеха и кощунств даже до малого праздного слова; ибо и за всякое праздное слово ответишь в день Суда, как сказал Господь (Мф. 12:36). Об этом молится и Давид: «Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных» (Пс. 140:3-4). И далее: «Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен...» (Пс. 38:2-3). 2014/10/11, 01:04:35 В наше время лучше молчать , а кому надо тот увидит веру надежду и любовь к Господу страждущей души . валериан 2014/09/23, 14:32:47 В комментарии от22.09.2014 была допущена ошибка в написании имени архимандрита Софрония ; вместо " о " было написано " а " . Марина 2014/09/22, 13:23:00 В 1972 г. мне - 10 -летней девочке довелось сидеть на коленях у архимандрита Сафрония (Сахорова), удалось с ним свидеться и в конце 80 - тых. Архимандрид Сафроний так пришёлся мне по сердцу, что я просила бабушку пригласить его к нам в дом жить. Господь кому хочет, тому и являет. Марина 2014/09/18, 10:06:05 Уважаемые братья и сестры,пишущие коментарии, Бог есть любовь и мир. Не обвиняйте друг друга ,прошу вас, а любите! Смирите гордыню...Мы не знаем правды... Может есть смысл весь этот " крик души " исповедать своему духовнику? Политики - всего лишь люди " приходящие на малое время " , а Господь вечен, бережем же свои души. Господи, спаси нас , грешных! Если у вас,православные, есть силы пререкаться и доказывать свою правоту- молю вас-отдайте эти силы онкологическим больным детям. Посетите хосписы и госпиталя. Помогите !!! Спасайте и спасетесь!!!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=189...

Как человеку узнать волю Божию, если к нему, как к праотцам, не обращается Ангел и не возвещает ему о грядущем? Не является зримо Сам Господь, как Савлу на пути в Дамаск? Если ему не снятся пророческие сны, как Иосифу Прекрасному? Наблюдайте, как вы слушаете , — отвечает на это вопрошание Господь (Лк 8:18). Слушайте и разумейте , — добавляет Он (Мф 15:10). Вот и ученики Иоанна Крестителя Андрей и Иоанн (Богослов) услышали, как он сказал об Иисусе: Вот Агнец Божий (Ин 1:36), и пошли за Ним, и остались возле Него. Очевидно, под впечатлением этой встречи Андрей находит брата своего Симона (Петра), сообщает потрясающую весть: Мы нашли Мессию (Ин 1:41) — и приводит его к Иисусу. На следующий же день Господь обращается к Филиппу и зовет его с Собой. Но и тут не случайно сказано, что Филипп был из Вифсаиды — из того же города, что и Андрей с Петром. Можно предположить, что и он слышал от них про Мессию, Который уже пришел. И с этим потрясающим известием он так же, как Андрей — Петра, отыскивает Нафанаила 1 со словами: Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета (Ин 1:45)… Эта новость передается из уст в уста, от брата к брату, от соседа к соседу, от друга к другу, а слушающий и разумевающий принимает ее, откликается и поступает согласно с повелением сердца. …Так и я когда-то приходила в Церковь. Еще в конце 1970-х у меня остановилась подруга из Питера, которая приехала в Москву, чтобы принять святое Крещение, а помочь ей в этом вызвался ее приятель — брат ныне известного протоиерея и богослова. И она рассказала мне, как ее отвезли в Отрадное и как ее покрестил отец Валериан Кречетов. «И ты можешь сделать так же», — сказала она. И я послушалась и пошла за нею след в след. Потому что давно хотела покреститься, но, как и у расслабленного, лежащего возле целительной купели в Вифезде (Ин 5:2–7), «не имела человека», который бы мне помог… Сомнение Но Нафанаил не сразу верит Филиппу — он сомневается: Из Назарета может ли быть что доброе? (Ин 1:46). Видимо, что-то дурное связано в его представлении с этим городом, который не может породить что-то благое: то ли из собственного опыта, то ли по слухам, из общественного мнения, он знал, что у этого места скверная репутация.

http://foma.ru/evangelie-o-prizvanii-naf...

  Арифметика очень интересная: родились, у каждого мама и папа, у мамы и папы тоже мама и папа и так далее, та, вот, десять поколений,  - это тысяча людей, кто участвовали, а двадцать поколений -  миллион. То есть мы все между собой связаны, почему мы должны проявлять любовь к ближнему, потому что в разной степени все участвовали в том, что мы есть и точнее в том, чем мы пользуемся и в чем мы живем. Потому что не мы создавали одежду свою, орудия все возможные для жизни, быт устраиваемся себе, то есть мы пользуемся всем. И как мы должны любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас и дал нам этот прекрасный мир, так мы и должны любить ближних своих, потому что через них мы имеем то, что имеем, и в том числе, прежде всего, стоят родители.   Это  момент очень важный. Любовь к Богу, к ближнему обнимает все заповеди. На этих двух заповедях этих, как сказал Господь, весь закон и пророки, и первое проявление любви, которое мы должны получить, живя в любви Божией пользуясь любовью своих родителей должны проявлять к своим родителям, к своим семье, к своим близким.   Возлюби ближнего твоего: ближний -  это, тот, который близко с тобой общается, с тобой живет. С каждым ребенком живет, прежде всего, его семья, но ближний -  это может любой быть человек, с которым мы оказались вместе. Это друзья наши, родственники, и поэтому обязанность любви к Богу и к ближнему -  это наша обязанность, мы не можем так рассуждать: «я хочу - люблю, хочу - не люблю» Мы должны. Да, мы так поступаем, но тогда мы отсекаем себя от всех своих ближних, от всех своих близких, прежде всего от родителей.   То есть своеволие, которое отделило  человека от Бога, когда человек стал жить так, как ему подсказали, он не хотел этого, а ему подсказали. Когда он от всех отделился от Бога, как отделился прежде тот, кто и подсказал ему это, проявив свободную волю, желая жить, как сказал: «Престол мой за звездах поставлю, буду подобен всевышнему», но был низвержен в бездну. Человек, отпав от Бога, падает в бездну греха, но Господь, как сказано: " … так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную "

http://radonezh.ru/text/batyushka-vot-go...

А он, бедняга, побледнел, позеленел, покраснел и говорит: — Я не могу этого сделать. — Ну, если не можешь, тогда забирай их и уходи! Это было всё! Второго слова у старцев не было. Я пошел к парню и говорю ему: — Ну, что ты, мать, отца, братьев оставил, а эти жалкие марки оставить не можешь? А старец был категоричен: — Или ты их сожжешь, или уберешься! И когда увидел, что я иду к нему, добавил: — И сжигать их будет не кто-нибудь другой! Ты не отдашь их отцу Афанасию, чтобы он сжег их, а сожжешь сам! Я пробовал заступиться за него: — Ну, разве не жалко уничтожать такие красивые марки?.. Геронда, он же с таким трудом собирал их. Ну, хорошо, не будем хранить их для себя, действительно, что нам делать с ними в пустыне? Но давайте сохраним их, может, придет какой-нибудь юноша, он их подарит ему и порадует его. — Нет! Он сожжет их сам! Так оно и произошло. Если нас слушает сейчас какой-нибудь филателист, боюсь, как бы у нас ни возникли проблемы. Но там, на Святой Горе, такие вещи не ценятся. Христос абсолютен для того, чтобы помочь человеку быть смелым …чтобы он не был трусливым, боязливым, половинчатым. Христос ясно говорит: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32–33). Эти слова Христа наполнили Церковь мучениками. Миллионы мучеников, перенесших безмерные, нечеловеческие мучения, причем мучеников не только зрелого возраста — скажем, мужчина лет 30–35 лет, ладно, он их выдержит, его мучают, но он же воин, — но маленькие дети, девушки? Святой Марине было 15 лет, святой Варваре 16, святая Ирина была молодой женщиной, святому Георгию — 20 лет, святому Стефану тоже 20. Или младенцы. Святому Кирику было 3 года, святому Валериану 16 месяцев, Император взял его у матери и спрашивает: — Кто истинный Бог? Младенец ответил: — Христос! Тогда он швырнул его с трона прямо на мрамор, и младенец погиб. Мученик Церкви. Святой. А святой Кирик, ребенок, когда пробовали сказать ему, что Христос не Бог, ударил правителя, и тот бросил его прямо в огонь.

http://pravoslavie.ru/158163.html

Это то, о чем даже наши православные писатели прекрасно говорили. Есть такое высказывание Николая Васильевича Гоголя, который был очень верующим человеком: «Мне кажется подчас, что все то, о чем так хлопочем и спорим, есть просто суета, как и все в свете. И что об одной только любви следует нам заботиться, она одна только есть истинно верная и доказанная Истина. Кто проникнется ею, тот говорит прямо обо всем. Правдою повеет от слов его. Да поможет нам Бог – и тебе, и мне – возрастить эту любовь в сердцах наших». То есть, это как раз понимание важности любви. А об этом уже говорит богослов XX века, преподобный Иустин (Попович). «Любовь не есть свойство Божества, любовь – это сущность Божества. Человек, сотворенный по образу и подобию Божию, должен в своей сущности иметь любовь. Иначе это – недочеловек, полу-человек». Об этом что говорить? Да, согласен, проявление любви – милосердие, это все верно, но когда об этом не говорят, не всегда придет мысль об этом. Поэтому все равно все происходит от слова. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово Было Бог. Оно было вначале у Бога, и без Него ничего не начало быть, что начало быть». То есть, причиной всякого (и земного) милосердия все равно является слово, потому что оно возгревает в сердцах человеческих вот эту память любви Божией. Как говорит Апостол Иоанн Богослов, «мы должны любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас». А исходя из этого чувства любви, и отношение к окружающим будет другое. Но об этом же нужно говорить! Поэтому очень важно говорить и говорить. «Как ты уверуешь, если тебе не будет проповедано», - говорит Апостол. А эту-то проповедь и несет Радио «Радонеж» столько лет! И уже само наименование «Радонеж» - от корня «радость», от радости духовной. Как преподобный Серафим говорил: «Радость моя!» Это, видимо, то самое состояние святых, которое давало им и силы переносить все остальное, потому что все земное – временное и преходящее. А то, что истинное и постоянное – это именно «любы николиже отпадает», по словам Апостола. Любовь никогда не пропадает.

http://radonezh.ru/text/radio-radonezh-e...

Проблема отношения мира к Церкви является одной из вечных коллизий и вряд ли она когда-либо будет не то что устранена в принципе, но даже просто сглажена. Почему так происходит? Ответ в Евангелии: если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин. 15, 18-20). Но как нам, христианам, реагировать на противостояние мира и Церкви? Во-первых, здесь уместно процитировать слова нашего современника протоиерея Валериана Кречетова: «Из мира мы пришли, но не от мира должны быть». Мы не имеем возможности физически изолироваться от нередко чуждой христианству среды, однако мы обязаны хранить духовную трезвость и жить по евангельским законам, отвергая те ложные принципы, которые мир явно или в скрытой форме нам навязывает. И здесь важно оградить от тлетворного влияния внешней среды как себя, так и, по возможности, наших ближних, особенно детей. Конечно, вести такую жизнь довольно сложно, и всякий христианин, ставший на путь духовной борьбы с разрушающим воздействием мира и его «князя», рано или поздно осознает свою немощь. И с этим связан второй аспект, который следует всегда иметь в виду— необходимость смирения и полного упования на волю Божию. Только с Его помощью возможно выйти победителем в брани против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6, 12). И только в этом случае мы безопасно сможем взойти на новую, самую высокую ступень развития отношений с миром— проповеди Евангелия, свидетельства словом и делами о Христе Спасителе. Если мы сами будем, как завещал апостол Павел, стойкими в вере, мужественными, твердыми (см.: 1 Кор. 16, 13), то сможем благотворно повлиять на окружающих и в конечном счете способствовать преображению нашего общества и мира в целом. Иерей Михаил Поликаровский, преподаватель догматического богословия СПДС, клирик храма в честь Рождества Христова, г.Саратов:

http://pravoslavie.ru/50521.html

— Недавно я беседовал с одним священником. Он живет в современном коттеджном поселке, где собирается строить духовно-просветительский центр. Нашел средства, помощников. Но тут его начал мучить вопрос, а кто будет ходить в этот центр? Люди, живущие в поселке, круглые сутки пропадают на работе, а по выходным либо едут за покупками в торговые центры, либо отдыхают, не в силах выйти из дома. Современный человек находится в плену у своей работы, в плену у суеты. Ему порой некогда прочитать утренние и вечерние правила. Не выпускать Бога из памяти, живя в таком темпе, очень непросто. — Так в этом и состоит подвиг. А что касается занятости современного человека… В свое время я услышал мудрую мысль о том, что множество наших дел и забот, наша суета связаны с не необходимым. Вот человек строит себе громадный дом. Зачем? Да, там можно принимать гостей, но как жить в такой громадине? В Ватопедском монастыре был старец Иосиф. Мне довелось лично с ним беседовать. Так вот он рассуждал так: " Что нужно человеку? Одна кружка, одна миска, одна ложка, один стол, одна постель и т.д. " А люди строят дома, где на одного человека приходится несколько постелей? Что с ними делать? Каждую ночь переезжать с одной на другую? Абсурд. Вот так очень часто не необходимые вещи заслоняют насущно необходимые. Это важно осознать. Когда к отцу Николаю Гурьянову приезжали люди и жаловались на суету, он говорил: " Проснитесь! " Как в кондаке: " Душе моя востани, что спиши, конец приближается " . Людям вроде бы некогда задумываться о смерти, им кажется, что она придет нескоро. Однако смотришь: в любом возрасте Господь прибирает. Поэтому правильно говорили святые отцы: " Помни день последний и вовек не согрешишь " . Нужно вырываться из суеты. А что касается батюшки и строительства центра, пусть строит. Не может так быть, чтобы туда никто не пришел. Апостол Павел проповедовал в Ареопаге для одного человека — Дионисия Ареопагита. Другие сказали: знаешь, нам некогда, послушаем тебя в другой раз. А Дионисий услышал. Здесь опять же нужно помнить о Боге. Господь ведь дает возможность строить, значит, это для чего-то надо? Что этот батюшка больше Ильи Пророка, который в отчаянии сказал однажды: " Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее " (3 Цар. 19, 14). А Господь посрамил его самоуверенность, ответив: " Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом " (3 Цар. 19, 18).

http://pravoslavie.ru/53551.html

3Езд.15:20 Вот, Я созываю, говорит Бог , всех царей земли, от востока и юга, от севера и Ливана, чтобы благоговели предо Мною и обратились к себе самим, и чтобы воздать им, что они делали тем. 20 . «Вот, Я созываю, говорит Бог , всех царей земли, чтобы они восстали с востока и юга, юго-востока и юго-запада». Упоминание Ливана среди стран света, откуда Бог призывает всех царей земли, довольно неожиданно. Оно объясняется неправильным чтением латинского слова libe (оно встречается в одном из испанских кодексов в форме libie), представляющего перевод греческого λιβς. Слово λψ (лат. lips) означает юго-западный ветер. Цари по воле Бога собираются с разных стран света для наказания Рима за пролитую им невинную кровь. Под царями восточными, по мнению Гугшмида, разумеется правившая Персией династия – Сассанидов, имевшая притязание на римские провинции до берегов Эгейского и Черного моря, так как они входили некогда в состав персидской монархии. На юго-востоке лежала Пальмира, правители которой старались прикидываться сторонниками Рима, но в действительности основали на востоке новое сиро-арабское царство. В южных царях можно видеть намек на тирана Александра Эмилиана, прошедшего по Фиваиде и всему Египту для усмирения начавшихся в это время варварских набегов. То были влеммии, нападения которых при Диоклетиане закончились присоединением части верхнего Египта и Ливии. Под царями со стороны Ливы ( προς λβα) разумеется династия Мармаридов в Ливии, с которой воевали римляне. Пророчество захватывает главные государства, враждовавшие с Римом. В призвании их Богом содержится указание на грозящий Риму натиск с их стороны, который должен положить конец существованию Римской империи. 3Езд.15:21 Как поступают они даже доселе с избранными Моими, так поступлю с ними и воздам в недро их, говорит Господь Бог. 3Езд.15:22 Не пощадит десница Моя грешников, и меч не перестанет поражать проливающих на землю неповинную кровь. 21–22. При Валериане (253–260) имело место кровавое гонение на христиан, длившееся 3 1/4 года (257–260). Эдикт Галлиэна положил ему конец, но в Египте оно продолжалось, так как власть там была в руках Макриана – главного вдохновителя Валериана в предпринятой им борьбе с христианством.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010