Несмотря ни на бешеный ритм жизни, ни на заботы о хлебе насущном, человек тянется к постижению чего-то большего, чем просто выживание или накопительство. В процессе духовного поиска рано или поздно перед нами встает вопрос о вере. Вставать то, он встает, но, увы, не всегда разрешается. Явления духовные далеко не всегда очевидны: истинная праведность скромна и целомудренна.  Несмотря ни на бешеный ритм жизни, ни на заботы о хлебе насущном, человек тянется к постижению чего-то большего, чем просто выживание или накопительство. В процессе духовного поиска рано или поздно перед нами встает вопрос о вере. Вставать то, он встает, но, увы, не всегда разрешается. Явления духовные далеко не всегда очевидны: истинная праведность скромна и целомудренна. На подступах к Церкви человека одолевают сомнения: а тот ли это путь, почему верующие и священники не являют собою идеал человека, и т.д. Преодолев первый эшелон препятствий и войдя в Церковную жизнь,  перед неофитом возникают новые проблемы: почему я не меняюсь в лучшую сторону, почему приходят периоды ослабления в вере,  нормально ли то, что прежнее окружение вдруг стало чужим? Иногда эти сомнения кажутся неразрешимыми, и тогда душа человеческая сходит с прямой дороги к своему Творцу и идет дальше по жизни тернистым и окольным путем. Но как сказал один из старейших духовников Московской епархии отец Валериан Кречетов, «набор сомнений, которые вводят людей в искушение, не так велик». Мы попросили отца Валериана разрешить некоторые из таких сомнений. Отец Валериан решил стать священником еще в детстве, в школе он отказался вступить в пионеры и в комсомольцы, несмотря на все последовавшие за этим неприятности. Вернувшийся с войны и ставший священником отец, который в свое время прошел и Соловецкие лагеря, говорил ему: «Если хочешь быть священником, готовься к тюрьме». Потому закончив школу, Валериан поступил в Московский лесотехнический институт, — ведь в тюрьме на лесоразработки посылали в те времена. Но к счастью эта участь миновала о.Валериана. Он женился, стал отцом семерых детей (а сейчас уже дедушка 27 внуков) и с 1970 года служит в Покровском храме с. Акулово в Подмосковье. Он воспитал много священников, монахов и монахинь. Известный всей православной России старец о. Николай Гурьянов в последние годы принимал Причастие из рук о. Валериана и батюшка каждую неделю ездил к старцу из Москвы на остров Залита.  

http://pravmir.ru/protoierej-valerian-kr...

В полночь свет осиял темницу, и ангел Господень явился, разрешил мучеников от уз, вернул им здоровье, подал им манну есть и сказал: «подвизайтесь добрым подвигом за Христа, а я не отступлю от вас, во всех страданиях буду с вами, ибо я послан от Христа Бога хранить вас». 22. Св. муч. Кикилия, Валериан и другие Сокровенное подвижничество в мире Обрученная земному жениху, св. Кикилия каждый день украшала себя пышными одеждами, а под ними носила острую власяницу, в сердце же – Христа; и сама непрестанно в теплоте духа молилась, чтобы Бог Сам, какими знает судьбами, сохранил ее свободную от брачного союза. Наставник свыше посланный Когда явился Валериан к епископу Урвану, по указанию св. мученицы Кикилии, то здесь, по молитве епископа, внезапно явился чудный старец в белых ризах с книгою, которую он открыл пред св. мучеником Валерианом, и сказал: «читай, сыне!“ Св. муч. Валериан упал было на землю, но старец его поднял и сказал: «читай, сыне, написанное в этой книге, чтобы ты очистился и увидел ангела, которого обручница обещалась тебе показать.» Валериан прочел золотом написанные буквы: «един Свят, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех, иже над всеми, и чрез всех, и во всех нас. Аминь». Венцы целомудрия Св. муч. Валерию и Кикилия увидели ангела во свете великом и красоты несказанной, держащего в руках два венца, сплетенные из красных и белых цветов, чрезвычайно благоуханные, которые возложил на их главы и сказал: «сохраните венцы эти в сердце чистом и теле нескверном, ибо я их вам принес из Божиего рая; они никогда не увянут и не потеряют своего благоухания, и никто их увидеть не может, только любящий чистоту». Жизнь временная и вечная Тивуртий сказал Епарху: «все, что кратковременный настоящий мip имеет, показывает и обещает дать, – есть кажущееся, но оно ничто и скоро погибает. Будущая же жизнь, которая мipckuм людям кажется несуществующею, ибо они не видят ее, действительно есть, и во веки неизменно пребудет, – где добрым и верным большое воздаяние, а злым и неверным огонь и бесконечные муки. Ангелы Божии возносят души на небо

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

— Что происходит на свете?—А просто зима,—сам себя спросил и сам же ответил отец Валериан. Пел он довольно фальшиво и на клирос его никогда не ставили. — Что же за всем этим будет? — А будет январь. — Будет январь, вы считаете? — Да, я считаю. Я ведь давно эту белую книгу читаю, этот, с картинками вьюги, старинный букварь. Дорога впереди и позади быстро становилась белой и неразличимой—вне времени и пространства, а в душе росла неясная тревога. Она появилась ещё утром, но была совсем крошечной, легко пряталась — стоило блеснуть яркому солнечному лучу по прекрасным белоснежным сугробам, стоило вдохнуть свежайший, чуть сладкий морозный воздух и радостно повторить: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит! Да, сначала всё было спокойно и обычно: рано утром отец Валериан зашёл к игумену Савватию и взял благословение на заранее запланированную поездку в областной центр — ему, как келарю монастыря, нужно было купить продукты к Рождеству да кое-какие подарки для братии. Окна монастырских келий ещё только загорались жёлтыми огоньками, в храме и трапезной растапливали печи, готовясь к утренней службе и трапезе. Отец Валериан зашёл в тёплую и светлую трапезную, где дежурные сноровисто чистили картошку, быстро закрыл за собой дверь, так что клубы морозного воздуха лишь воровато лизнули порог, поставил чайник, достал из холодильника пару пирожков с капустой, оставшихся от вчерашней трапезы: дорога дальняя, нужно выпить горячего чаю. Чайник закипел быстро и бодро — сейчас я тебя, отче, попотчую, согрею душу, пирожки зашипели на сковородке золотистыми боками, запахли вкусно, перебивая запах берёзовых дров. Отец Валериан помолился, присел в пустом зале: тихо, уютно, тепло. И вот тут-то дверь трапезной распахнулась широко, и клубы морозного дыма завихрились по-хозяйски, занося в тепло целые снежные пригоршни. — Виталька, закрывай двери — холодно! Виталька зашёл наконец, дверь прикрыл, подошёл к отцу Валериану и тревожно забормотал что-то. Был Виталька сильно глуховат и говорил тоже плохо, но в обители к его бормотанью всегда прислушивались: слишком часто сбывались его слова, иногда по первому впечатлению и совсем нелепые.

http://azbyka.ru/fiction/tesnyj-put-rass...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАЛЕРИАН [лат. Caesar Publius Licinius Valerianus Augustus] (190, Рим - после 260, Ктесифон, Персия), рим. имп. (сент. 253 - лето 260). Из знатной рим. семьи, в правление Деция занял восстановленную должность цензора, т. е. «блюстителя нравственности» (249-251). При имп. Требониане Галле (251-253) командовал легионами рейнсской армии. Весной 253 г., после гибели императора и его сына в борьбе с мятежным полководцем дунайской армии Эмилианом, В. возглавил поход рейнской армии против мятежника и разгромил его . В конце лета 253 г. В. вступил в Рим, став легитимным преемником Требониана Галла и Деция. Во время своего правления В. стремился преодолеть кризис, в котором оказалась империя в результате гражданских войн и ослабления обороны внешних границ. Ему удалось лишь частично добиться успеха. Балканские провинции опустошались вторгшимися готами и сарматами. В 253 г., когда основные силы рим. армии были связаны гражданской войной, персид. войска шаханшаха Шапура I совершили поход в Сирию, овладели Антиохией, разграбили ее и беспрепятственно ушли за Евфрат. После этой катастрофы В. вынужден был обратить внимание прежде всего на Восток. Оставив в Риме сына Галлиена, провозглашенного августом и соправителем, он расположил свою ставку в Самосате (Сирия). С 254 г. рим. войска вели безуспешную войну на вост. границе с персами. Уже в 256 г. они потеряли крупнейшую пограничную крепость Дура-Европос , хотя основные владения римлян в Сирии были защищены. На Западе постепенно рейнская и дунайская границы были вновь укреплены, положение стабилизировалось. Имп. Валериан, побежденный царем Шапуром I. Наскальный рельеф в Накш-и-Реджебе близ Персеполя. Кон. III в. Имп. Валериан, побежденный царем Шапуром I. Наскальный рельеф в Накш-и-Реджебе близ Персеполя. Кон. III в. В 260 г. Шапур I предпринял наступление на рим. владения, перейдя Евфрат, вторгшись в Сирию и осадив Карры и Эдессу. В., выступив со своим войском против персов, попытался вести с противником переговоры, но во время них был схвачен персами и пленен. Позднее в реляциях по случаю своего успеха персы сообщали о разгроме войск В. и о его пленении после битвы. В плену В. подвергался моральным унижениям со стороны победителей. Закованный в золотую цепь В. служил опорой при посадке Шапура I в седло. Он прожил недолго, после смерти набальзамированное и выкрашенное в красный цвет тело В. было выставлено напоказ в одном из зороастрийских храмов Ктесифона.

http://pravenc.ru/text/153971.html

Фото: Ольга Кононенко «За слащаво-елейные открыточки — в бан!» Игумен Валериан (Головченко) — о праздновании Масленицы Хочешь поздравить человека — позвони, встреться, пообщайся 28 февраля, 2022 Хочешь поздравить человека — позвони, встреться, пообщайся Фото: Ольга Кононенко Как православному человеку пережить масленичную неделю без раздражения, осуждения и других духовных рисков? Отвечает игумен Валериан (Головченко), настоятель храма Новомучеников и исповедников русских на Лукьяновском кладбище Киева. — Отец Валериан, наступает Масленица. Одни считают ее абсолютно языческой традицией, другие — частью традиции христианской. И, если вдуматься, правы те и другие. Но как правильно относиться к этой традиции, чтобы извлечь духовную пользу? — Каждый человек благочестив в меру своего духовного возраста и того, насколько глубоко он воспринимает евангельского Христа и Евангелие. Без этого Масленицу можно превратить просто в набор каких-то традиций, в какой-то праздник, не имеющий никакого отношения к вере и духовности. Люди входят в пост постепенно. И сырная неделя или Масленица — это когда мы закончили есть мясо и еще неделю едим всякие там блины и молочные продукты. А потом, попросив друг у друга прощения, входим в Великий пост. Но не так, что целую неделю мы занимались не пойми чем, а в последнее воскресенье перед постом решили сожрать все молочное, сыры и блины, а остатки уже не знаем кому отдать. Христианство, православие — это не о том, чтобы что-то есть или чего-то не есть. Это о Христе. Для кого-то Масленица — языческий праздник, как был, так и остался, потому что это язычество — в самом человеке. А у кого-то это вызывает благочестивое желание сделать некую пирушку, перед тем как лечь в духовную больницу, откуда неизвестно еще — выйдет или не выйдет. Пирушку перед интенсивной терапией и реанимацией своей души — перед постом. Главное — не доводить до безумия. Это должно быть по-доброму, по-человечески, искренне. Если на Масленицу ты позовешь за свой стол абсолютно незнакомых тебе людей, это будет христианский поступок или языческий? Конечно, христианский. Вот о чем это! А не о том, чтобы водки нажраться, кулачные бои проводить и чучело какое-то сжигать.

http://pravmir.ru/za-slashhavo-elejnye-o...

Протоиерей Валериан Кречетов: «Воцерковление есть приобщение к преемству Церкви». Часть 1 Источник: Православие и современность Протоиерей Валериан Кречетов Бывают удивительные встречи, которые могут перевернуть наше сознание, наполнить наше существование светом и смыслом. Так, общение с человеком глубокой молитвенной жизни открывает для нас двери в пространство иной, духовной реальности, где живо ощущается присутствие Бога и сердце отзывается на Его призыв. Но таких людей сегодня немного. Как писал старец Иосиф Исихаст: «Уйдут сокровища в сокровищницы Бога и наступит голод, когда не слышится слово Божие. Светильники угасают. И мы идем во тьме осязаемой. Слово о том, как спастись, редко слышится…». Тем ценнее становятся для нас свидетельства опытных духовников, в основе которых лежат не только знания, почерпнутые из книг и поучений святых отцов Церкви, но то, что было пережито и прочувствовано самим человеком. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию размышления протоиерея Валериана Кречетова, которому посчастливилось общаться с удивительными подвижниками Православия. Отец Валериан говорит о духовных проблемах и бедах современных христиан, о традиции и важности сохранения преемства в Церкви, о духовничестве и своих духовных наставниках, вспоминает о той православной России, которую уже потеряли, но дыхание которой еще ощущается, и одно прикосновение к ней бывает целительным для наших мятущихся душ. «Ключ к будущему заключается в прошлом» Прежде всего, нужно задуматься над тем, что сейчас происходит в жизни и что предшествовало этому. Потому что ключ к будущему, как говорят, заключается в прошлом, а любое настоящее — это уже прошлое. И когда мы рассматриваем настоящий момент, мы должны помнить, что ему предшествовало.  Мы говорим об изменении государственного строя в России — ему предшествовала длинная история. Началось все с декабристов. Как нас в свое время учили — и хорошо учили — декабристы разбудили Герцена, Герцен еще кого-то там разбудил, потом все проснулись и затеяли всю эту возню… Эту возню затевали сто лет, так что не на пустом месте возникло то, что возникло.

http://pravoslavie.ru/36768.html

Легко представить, как обрадовало всех христиан появление таких благосклонных к ним указов после жестокого гонения Валериана. Но находившийся в ссылке епископ Александрийской церкви и его паства более года не могли еще воспользоваться благодетельными для христиан распоряжениями Галлиена. После взятия Валериана в плен восточные провинции некоторое время находились под властью Макриана, провозгласившего себя императором в Египте. 864 Хотя все внимание Макриана поглощено было борьбой с императорскими войсками и другими претендентами на императорский престол, появлявшимися в различных захваченных им провинциях, однако трудно думать, чтобы распоряжения Галлиена исполнялись в провинциях, признавших власть Макриана. Еще менее вероятно, чтобы Макриан, злейший враг христиан, восстановивший против них самого Валериана, прекратил или ослабил гонение на Востоке, пока верховная власть находилась в его руках. Правда, сам Макриан недолго оставался в Египте и вместе с одним из своих сыновей, по имени также Макрианом, отправился в Иллирию для борьбы с другим претендентом на императорский престол Авреолом, но на Востоке оставался другой сын Макриана, по имени Квиет, и Макриан имел полную возможность подтвердить через него строгие распоряжения Валериана относительно христиан. Впрочем, сыновья Макриана не нуждались и в побуждениях со стороны отца, чтобы поддержать или даже усилить гонение на христиан. Сами они не менее отца своего проникнуты были ненавистью к христианам, и св. Дионисий, говоря о том, что Макриан перенес на своих детей собственное нечестие и ненависть к Богу, 865 может быть, имеет в виду жестокое отношение к христианам упомянутого Квиета, оставленного Макрианом на Востоке. 866 Но скоро и сам Макриан, предавший, по словам св. Дионисия, одного из своих императоров и возмутившийся против другого, погиб со всем своим родом. Поход его против Авреола кончился неудачей: потерпев поражение, Макриан вместе с сыном своим Макрианом был убит войсками Авреола. Второй сын Макриана Квиет ненадолго пережил своего отца. Как только распространилось на Востоке известие о гибели Макриана, многие из городов, признававших его власть, возмутились против Квиета. Последний заперся вместе со своими сторонниками в Эмессе, но когда один из полководцев, поддерживавших Галлиена на Востоке, осадил этот город, Квиет был убит своими сторонниками, и восточные провинции перешли под власть Галлиена. Вместе с другими городами Александрия также оказалась под властью римского императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

– А зачем тебе это нужно? – спросил тот. – Преодолеть гордыню и приобрести смирение, – ответила она. – Хорошо, в течение года ты должна ходить в этот храм, слушаться этого отца Валериана, преодолеть гордыню, приобрести смирение, а потом возвращайся ко мне, – последовало распоряжение. Когда, собираясь за послушание «Учителю» навсегда уйти из Церкви, она все это рассказала, отец Валериан посоветовал ей выразить недоверие своему «хозяину»: – Скажи, что не можешь слушаться его, сомневаешься в его компетентности и должна сама, с Божьей помощью, разобраться в своих оценках. – Я не могу так сказать «Учителю», – затрепетала она. Батюшка Валериан продолжил: – Человек не должен доверять своим ощущениям, тому, что ему мерещится. И если это настоящий духовный учитель, он, понимая это, поймет тебя, одобрит твое решение, а если откажется, упрекнет, надо так и спросить: а кто вы такой? Ибо так может поступить псевдоучитель, дух тьмы. Она всё так и сделала, как ей посоветовал батюшка. Ее потусторонний собеседник ухмыльнулся и сказав: – Ты от меня отказалась, но об этом пожалеешь. И исчез... И у нее началась цепь не то что неприятностей, а прямо-таки катастроф. Сначала она ослепла и не смогла уже ездить в храм. Тогда отец Валериан приехал к ней сам, с тем чтобы причастить ее на дому. Но ему изо всех сил, явно не собачьих, поначалу попыталась помешать домашняя собачка. Она с каким-то остервенелым неистовством стала бросаться на священника с Дарами. Кое-как ее удалось запереть в туалете, где она вдруг стала громко издавать какие-то странные звуки. Дети объяснили: – Это собака мяукает... Отец Валериан, несмотря ни на что, сделал то, что было положено совершить, – освятил помещение и причастил болящую. Его спросили, когда он сможет приехать в следующий раз. Он ответил Галине, что она сама приедет в храм для Причастия. И действительно, вскоре к ней вернулось зрение, и она смогла приехать в храм. Но тут же таким же странным, непонятным науке образом она потеряла слух. И повторилась та же история с Причащением на дому, последующим возвращением слуха и Причастием в храме.

http://pravoslavie.ru/157543.html

Отец Валериан, как и вся братия, очень почитал старого схимника, опытным путём знал силу его благословения, умиряющего душу. Но сегодня инока одолели недобрые помыслы: — Конечно! Идёт себе — улыбается! Ему-то снег убирать не придётся! И игумен Савватий снег убирать не станет! И с клироса братия опять пойдёт на распевку. А отец Валериан, конечно, самый здоровый, самый незанятый — давай, отдувайся за всех! Греби снег лопатой, а он через час снова нападает! Снова убирай, а он снова! Скукотища! И отец Валериан прошёл мимо, отвернувшись в сторону, не взял обычного благословения, не поклонился старцу. От этого внезапного раздражения на душе стало ещё тяжелее, и инок подошёл к трапезной уже совсем в плохом настроении, поникший. Он не заметил, как отец Захария с любовью проводил его взглядом и незаметно перекрестил его спину. В трапезной братия встала на молитву, а игумен Савватий, внимательно оглядел всех и легонько кивнул головой отцу Валериану. Инок печально вздохнул: и тут попал, теперь, пока все будут обедать, ему придётся читать. Потом заново подогревать суп или есть холодный в одиночестве. Братия застучала ложками, а инок подошёл к аналою и начал читать. Голос у него был громкий, звучный, читал он разборчиво. Только чтение сегодня никак не клеилось. На ровном месте ошибки получались, да ошибки какие-то несуразные. Так, в одном отрывке говорилось о священнике, которого вызвали к владыке. И вот у отца Валериана прочиталось: — Он без проволочек направился в епископию. Отец Савватий покашлял, и смущённый отец Валериан поправился: — Он без проволочек направился в епископию. Стал читать дальше и через несколько строк прочёл: — …И тогда сказал старец своё наставление ученикам «Ленитесь, братия, ленитесь!» Стук ложек прекратился. Братия удивлённо подняла головы от тарелок. Игумен Савватий опустил ложку на стол и пронзительным взглядом, в котором можно было прочитать любовь и укор одновременно, пристально посмотрел на инока. И только отец Захария не удивился, а улыбнулся в бороду.

http://azbyka.ru/fiction/tesnyj-put-rass...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВГЕНИЙ ТРАПЕЗУНДСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Евгений Трапезундский (+ 303 ), мученик . Память 21 января Евгений, Кандид , Валериан и Акила (греч. Εγνιος, Κνδιδος, Οαλεριανς κα Ακλας) пострадали в Трапезунде (ныне Трабзон , Турция ) за веру во Христа в царствование Диоклетиана и Максимиана (284 - 305). Император Диоклетиан направил ученых мужей Агриколая и Лисия в Понт для борьбы с христианами, назначив первого правителем города Севастии Армянской (ныне Сивас), второго - дуксом города Сатала (ныне Садак ). Добравшись до места назначения, Лисий собрал жителей и зачитал им императорский указ о запрещении христианства и о наказании за его проповедь. Группа воинов заявила о своей приверженности Христу, за что была брошена в темницу, а затем выслана в Питиунт (ныне Пицунда , Грузия ) в Лазике. Лисию доложили, что в Трапезунде Евгений, Валериан и Кандид проповедуют христианство и борются с идолопоклонством. Они разорили святилище божества Митры на горе Митрион под Трапезундом и скрываются от преследования в лесах. Снарядив воинов, Лисий послал их под видом охоты на поиски трех христианских проповедников. Первым в лесу был пойман Кандид. Затем возле городских стен воинам встретился юноша Акила, который пахал землю. Испугавшись угроз, он указал язычникам направление, где мог скрываться Валериан. Тот попытался убежать, но был пойман и связан. Тогда Акила исповедал Христа и тоже был связан и отведен в темницу. Поняв, что Валериан, Кандид и Акила не отступят от своей веры, Лисий приказал бить их палками, подвесить, строгать тело железными инструментами и жечь огнем. Бог пришел на помощь стойко переносившим мучения святым: пламя погасло, мучители были повержены на землю, а мученики исцелены. Лисий приказал отвести их в темницу. Все это время Евгений скрывался в пещере Аканты (Тернии), ему явился Христос и повелел направиться к Лисию и исповедать истинного Бога. Старуха, собиравшая в окрестностях пещеры хворост, обнаружила убежище Евгения и немедленно сообщила, где он скрывается. Евгений был схвачен солдатами во время молитвы и приведен к Лисию. Тот пытался переубедить Евгения и уговорить его принести жертву идолам. Но, придя в капище, Евгений взмолился Богу, прося Его низвергнуть идолов. И тут же несколько статуй упали и рассыпались в прах, а обитавшие в них демоны возопили о пощаде и затем исчезли. После этого Лисий приказал подвергнуть его таким же мучениям, как и Валериана, Кандида и Акилу. Евгений стойко переносил пытки. По распоряжению Лисия за стенами Трапезунда затопили огромную печь, куда мученики вошли с молитвой. Они оставались там два дня без всякого вреда, пока огонь окончательно не погас.

http://drevo-info.ru/articles/8880.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010