Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН Романович (Рейнович) Сарв (22.02.1867, имение Каролен (Карула) Верроского у. Лифляндской губ.- 3.12.1937, г. Тихвин Ленинградской обл.), сщмч. (пам. 20 нояб., в Соборе С.-Петербургских и Ладожских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. Из бедной крестьянской семьи правосл. эстонцев. В 1888 г., по окончании Рижской ДС, определен псаломщиком в Феннернский приход Керкауского благочиния (ныне пос. Вяндра, Эстония). В 1890 г. переведен в Покровский храм в Каролене. 18 окт. того же года после бракосочетания с дочерью настоятеля церкви погоста Ольгин Крест Гдовского у. С.-Петербургской епархии определен на священническую вакансию к этому храму. 19 нояб. рукоположен во иерея. В янв. 1896 г. по прошению в связи с желанием получения высшего богословского образования переведен в С.-Петербург священником храма греч. посольства (с офиц. причислением к клиру Входоиерусалимской Знаменской ц. С.-Петербурга). Преподавал Закон Божий в образцовом приюте барона Штиглица, в Никольском 2-классном жен. уч-ще, в школе при Императорском жен. патриотическом об-ве, в городских начальных уч-щах. В 1898 г. поступил вольнослушателем в СПбДА, к-рую окончил в 1902 г. кандидатом богословия. 6 (по др. данным, 9) марта 1904 г. назначен штатным священником Преображенской ц. за Московской заставой (на Забалканском, ныне Московском, проспекте). Руководил местным Вонифатиевским об-вом трезвости и церковноприходской школой. 20 нояб. 1912 г. определен настоятелем Преображенского храма. В 1917 г. возведен в сан протоиерея. В 1927 г. был выслан из Ленинграда в Тихвин. Служил в кладбищенском храме во имя св. Иова. 6 янв. 1934 г. арестован в числе др. священнослужителей и членов церковного актива по делу проживавшего в Тихвине Кирилловского еп. Валериана (Рудича) . Отверг обвинения в «ведении контрреволюционной пропаганды», отказался давать показания против других обвиняемых. В кон. февр. освобожден из тюрьмы. 3 марта 1934 г. решением Судебной коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам ИТЛ условно. Вскоре был назначен благочинным тихвинских приходов.

http://pravenc.ru/text/469199.html

4860 Вторая дата – определение Св. Синода и Патриарха (РГИА ф. 831, οп. 1, д. 272, л. 84). Арестован 10.1922, осужден за «поддержку правительства адмирала Колчака» на 7 лет лишения свободы «со строгой изоляцией». Отбывал заключение в г. Пермь. Освобожден и вернулся в Уфу в кон. 1923 г. За активное противодействие обновленчеству выслан в г. Харьков. 4861 Епископ Златоустовский. На недолгое время уклонялся в обновленческий раскол. Покаяние принял у него прибывший в Уфу епископ Томский Андрей (кн. Ухтомский). Затем краткое время был временно управляющим. 4862 Епископ Томский. Принял временное управление после призвания «многолюднейшим собранием Православного духовенства и мирян Уфы». Вторая дата – дата ареста в Уфе и высылки в Москву. 4863 Епископ Давлекановский. Первая дата – определение Св. Синода и Св. Патриарха (РГИА ф. 831, οп. 1, д. 218, л. 320). С 16 по 19.10.1927 в Уфе прошел Съезд клира и мирян «Православных староцерковников», который «назначил» временно управляющим епархией в противовес епископу Иоанну бывшего Староуфимского епископа Аввакума (Боровкова), который был арестован уже 10.12.1927, претерпел ссылки и заключения и был расстрелян 02(15)10.1937. 4864 Епископ Мензелинский, викарий Уфимской епархии. Ненадолго отпадал в раскол, покаялся, но снова отпал в обновленчество. См. Кировская, обн. 4866 Дата назначения в 2 разных документах читается различно: 17.03 (РГИА ф. 831, οп. 1, д. 272, л. 99) и 05.03 (РГИА ф. 831, οп. 1, д. 273, л. 38). Более вероятна последняя, поскольку согласуется с датой назначения епископа Валериана (Рудича) на управление Смоленской епархией (см.). На епархии скорее всего не был, а назначение было отменено. В 1925 г. пребывал в Московском Даниловом монастыре. 4868 Епископ Староуфимский. По возвращении из ссылки был организатором съезда «Православных староцерковников» в Уфе. «Староцерковники» избрали его временно управляющим епархией. 4869 Хиротонисан епископом Андреем (кн. Ухтомским) будто бы еще 16(29)04.1925 (см. Осипова И. И. Сквозь огнь мучений и море слез. M., 1998. С. 256). В 1937 г. арестован и расстрелян. Сведения о нем весьма туманны. Будто бы, по обнаружении хлыстовства Иова (Веселова), он был проклят епископом Андреем, после чего переметнулся в григорианский раскол («ВВЦС»). Помещен в списке условно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—519— местного Епархиального Архиерея, а «перевод студентов из курса в курс и оставление на том же курсе – в числе дел, решаемых самим Советом Академии и представляемых для просмотра местному Епархиальному Архиерею). 2) Студент IV курса Михаил Вахаев в среднем выводе из баллов по ответам и сочинениям за весь четырехлетний академический курс имеет – 4,514. 3) Студент того же курса Александр Соколов курсового сочинения, по болезни, не представил. Определили: 1) Удостоить студентов IV курса: Михаила Вахаева – степени кандидата богословия, с причислением его к первому разряду, а Александра Соколова – звания действительного студента Академии, с предоставлением ему права на получение степени кандидата богословия по представлении удовлетворительного курсового сочинения, – о чем и представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства, – 2) Студентов: III курса – Александра Авдиева, свящ. Александра Белорукова, Дмитрия Истомина, Валентина Металлова, Стояна Петкова, Николая Пиуновского и иеромонаха Валериана (Рудича); II курса – Михаила Доброхотова, иеромонаха Трифона (Мохора), свящ. Иоанна Проталинского и Николая Суворова – перевести в следующие курсы и дать соответствующие их успехам и поведению места в разрядных списках. – 3) Студента II курса иеромонаха Вассиана (Пятницкого) оставить в том же курса на второй год. – 4) Студентов Мизерова Дмитрия и протоиерея Мухина Иоанна исключить, за смертью, из списков соответствующего курса. VIII. Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что, согласно представлениям от 25 июня и 24 августа за 592 и 715, резолюциями Его Высокопреосвященства от 30 июня и 25 августа с. г. за 2853 и 3774 священники – Николаевской церкви села Маркова, Ростовского уезда, Ярославской губернии, Константин Любомудров и Богоявленской церкви города Камень, Томской губернии, Владимир Калугин – допущены, в качестве посторонних лиц, к слушанию академических лекций на основаниях, изложенных в § 147-м академического устава. —520— Определили: Принять к сведению.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) Отзывы г.г. профессоров и преподавателей Академии о курсовых сочинениях 49-ти студентов ΙV (LXXI) курса 588 . Справка : 1) Устава духовных академий §§ 164–168, 171 и 109, лит. б п. 8. 2) Определение Святейшего Синода от 8–20 января 1911 года за 93. 3) Циркулярный указ Святейшего Синода от 8 апреля 1904 года за 3. 4) Из оканчивающих ныне курс воспитанников Академии казённым содержанием ни в Академии, ни в семинарии не пользовались: Бриллиантов Пётр, Заболотский Павел, Истомин Дмитрий, Металлов Валентин, свящ. Рождествин Александр и Смирнов Дмитрий. Из них Бриллиантов Пётр и Заблотский Павел изъявили желание служить по духовно-учебному ведомству. —63— 5) Определение Святейшего Синода от 20 мая – 3 июня 1905 года за 2809. 6) Оканчивающий ныне курс болгарский уроженец Стоян Петков присяги на русское подданство не принимал. Определили : Окончивших полный академический курс студентов: 1 Кобранова Евгения Иванова Бориса Ружицкого Константина Свящ. Воронцова Вениамина Мытарева Николая Иером. Валериана (Рудича) Свящ. Ляде Серафима Доброва Владимира Меморского Алексея Иером. Павла (Волкова) Свящ. Дмитриева Василия Иером. Матвея (Олейника) Свящ. Дубровина Димитрия Никольского Виктора удостоить степени кандидата богословия, с причислением к первому разряду и предоставлением им права на получение степени магистра богословия без новых устных испытаний; 16 Товстуху Михаила Соколова Николая Андреева Федора Кириченко Василия Свящ. Ворончева Александра Щеголькова Михаила Соколова Бориса Розова Григория Тихомирова Владимира Петкова Стояна Свящ. Цветаева Николая Соловьёва Ивана Свящ. Шувалова Петра Виноградова Сергея Шереметевского Алексея —64— 31 Иером. Павлина (Крошечкина) Жданова Леонида Новосельского Владимира Батина Павла Орлова Антония Свящ. Боголюбского Геннадия Иваницкого Владимира Авдиева Александра Постникова Михаила Свящ. Рождествина Александра Смирнова Дмитрия Верхоустинского Дмитрия Некрасова Михаила Архангельского Константина Свящ. Смирнова Николая Васильевского Александра

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В нач. 1923 г. группа «Живой церкви» создавалась в Каменец-Подольском окр. Для этого ГПУ привлекло приходского священника, недовольного архиеп. Пименом и епархиальным советом. Группа была образована, но, как указывалось в отчете ГПУ, из-за равнодушия верующих распространение обновленчества шло очень медленно. Изменить ситуацию удалось в 1923 г. Образование Всеукраинского высшего церковного управления (ВУВЦУ), тиражирование типового устава «Живой церкви», активное содействие органов власти привели к увеличению количества обновленческих приходов и образованию руководящих органов раскола в Подолье. 23 мая 1923 г. о признании ВУВЦУ и присоединении к «Живой церкви» заявил архиеп. Пимен, возглавивший Подольско-Брацлавскую обновленческую кафедру. Вскоре в раскол перешли почти все подольские викарии, ставшие во главе епархиальных окружных управлений. 19 июля архиеп. Пимен создал обновленческое Подольское епархиальное церковное управление. В 1923 г. количество приходов «Живой церкви» увеличилось в Могилёв-Подольском окр., окружные епархиальные управления были организованы в Тульчинском и Гайсинском округах. На Проскуровщине благодаря активному противодействию правосл. Проскуровского еп. Валериана (Рудича) обновленчество не было распространено. В Винницком окр. не было ни окружного управления, ни уполномоченного ВУВЦУ. Попытки представителей РПЦ организовать в нач. 20-х гг. XX в. канонические органы управления не имели успеха, власти под разными предлогами отказывали им в регистрации. В нач. 1923 г. Синод РПЦ разработал рекомендации по сохранению епархиального управления в условиях церковного раскола, эти рекомендации применялись в Подолье. В случае перехода правящего архиерея в раскол викарии должны были разорвать с ним отношения и взять на себя управление епархией, при отсутствии в епархии епископа приходам предлагалось обращаться к архиереям др. епархий. После перехода архиеп. Пимена в раскол в управление Подольской епархией вступил Винницкий еп. Амвросий. 25 июня 1923 г. архиеп. Пимен лишил его сана. Община Преображенского собора Винницы обращалась в органы советской власти с прошением вмешаться и отменить распоряжение архиеп. Пимена. Вскоре еп. Амвросий был арестован по обвинению в укрывательстве бывш. офицеров царской армии, к-рых он рукополагал во иереев и был увезен из Винницы. В постановлении секретного отдела Подольского губотдела ГПУ отмечалось, что епископ заявлял, что обновленческое движение поддерживается гражданской властью и все архиереи-обновленцы являются агентами ГПУ. После ареста еп. Амвросия из Винницы выслали его активных сторонников - мон. Елену и иеродиаконов Ананию и Филиппа. В 1925 г. еп. Амвросий был назначен управляющим Подольской епархией, но выехать в Подолье не успел, поскольку вновь был арестован, в 1932 г. умер в ссылке.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

Издание «Декларации» 1927 г. привело к возникновению внутри Церкви движения несогласных с этим документом. Это движение получило название иосифлянства , по имени Ленинградского митр. Иосифа (Петровых) ; главным центром движения в 1927-1933 гг. являлась Л. о. Ленинградским обл. архиереем, управлявшим кроме Ленинградской Новгородской, Псковской, Череповецкой епархиями, с 1928 г. был митр. сщмч. Серафим (Чичагов) . Помощь ему оказывали 3 викария - Петергофский, Лужский и Лодейнопольский ( Лодейнопольское викариатство учреждено в 1929). В 1933 г. митрополиту было отказано в выдаче паспорта с ленинградской пропиской, а отсутствие документа стало поводом к фактической высылке его из города. Он был уволен на покой, а в 1937 г. расстрелян. В 1928-1929 гг. в Л. о., как и по всей стране, начался процесс массовой ликвидации приходских церквей и часовен, завершенный в течение 10 лет. В 1928 г. в Ленинграде были закрыты последние легальные учебные заведения РПЦ - Высшие богословские курсы и богословско-пастырское уч-ще. После принятия 8 апр. 1929 г. постановления ВЦИК и СНК СССР «О религиозных объединениях» в ходе кампаний против монастырских сельскохозяйственных коммун и артелей на территории Л. о. были закрыты многие обители, в т. ч. в 1929 г.- Покровский Поречский женский и Пятогорский Богородицкий женский, в 1930 г.- Вохоновский Мариинский женский, Череменецкий во имя ап. Иоанна Богослова мужской и др. мон-ри. С 1 марта 1931 по 1 июня 1932 г. в Л. о. (включая Новгородскую, Псковскую и Череповецкую епархии) число «тихоновских» религиозных организаций уменьшилось с 1414 до 1356. На 18 февр. 1932 г. пришелся пик арестов среди монашества Ленинграда и Л. о. (единовременно арестовано 318 чел.). В мае 1932 г. был закрыт Воскресенский мон-рь (Макариевская пуст.) под Любанью - последний действовавший на тот момент мон-рь на совр. территории Л. о. По самому крупному церковному следственному делу сер. 30-х гг. XX в. в Ленинграде и Л. о., т. н. делу «евлогиевцев», в дек. 1933 - янв. 1934 г. арестовали 157 чел., в т. ч. в г. Тихвин - еп. сщмч. Валериана (Рудича) . В марте-апр. 1935 г. из Ленинграда выселяли «чуждое население» (т. н. Кировский поток, затронувший и духовенство). Из 429 священнослужителей Ленинграда и пригородов 198 чел. выслали в адм. порядке «на периферию» (в основном в Поволжье, Ср. Азию и Л. о.). В их число вошел и викарный еп. Лужский Амвросий (Либин) .

http://pravenc.ru/text/2463383.html

1916. В Совет Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода, от 3 сентября за 10982: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: прошение студента Императорской Московской Духовной Академии болгарина иеродиакона Гавриила (Мануйлова), в коем объясняя, что он по национальности болгарин, но турецкий подданный, и посему к нему не применимо Синодальное определение, от 1–9 июля с/г. за 4750, об ограничительных мерах в отношении обучающихся в русских духовно-учебных заведениях болгарских подданных, ходатайствует о разрешении ему продолжать образование в Московской Духовной Академии. Приказали : Не усматривая оснований к удовлетворению ходатайства болгарина иеродиакона Гавриила о дозволении ему продолжать образование в Московской Духовной Академии, Святейший Синод определяет: ходатайство это отклонить, о чём и послать Вашему Преосвященству указ». Определили : Принять к сведению. IV . Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «12 сент. 1916. В Совет Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода, от 10 сентября за 11342: —99— «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: 1) представление Преосвященного Волоколамского, временно управлявшего Московской епархией, от 20 июня 1916 г. за 242, с ходатайством о назначении пособия на содержание в Императорской Московской Духовной Академии двух иеромонахов – Валериана (Рудича) и Павла (Волкова), оставленных при академии на 1916–17 учебный год согласно § 76 Устава духовных академий, в качестве профессорских стипендиатов, по 300 руб. в год каждому, и 2) заключение Хозяйственного Управления, от 13 июля с/г. за 22999. Приказали : Обсудив настоящее ходатайство временно управлявшего Московской епархией Преосвященного Волоколамского, Святейший Синод, согласно заключению Хозяйственного Управления, определяет: назначить иеромонахам Валериану и Павлу, оставленным при Императорской Московской Духовной Академии в качестве профессорских стипендиатов на 1916–1917 учебный год, пособие по 300 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили : Освободить просителей от слушания в текущем учебном году лекций по истории и обличению русского сектантства. XIX . Прошения: а) Студента III курса Сергея Козырева: „Покорнейше прошу Совет Профессоров Московской Духовной Академии разрешить мне слушать в текущем 1912–13 учебном году лекции по Истории и обличению западных исповеданий“. б) Студента II курса Николая Беляева: „Не имея возможности подать третье общеобязательное семестровое сочинение по греческому языку, по причине моего незнакомства с ним и намерения сдать экзамен по греческому языку лишь по окончании курса, на что имею —619— разрешение от Святейшего Синода, – я покорнейше прошу Совет Академии разрешить мне писать вместо него сочинение по Новому Завету“. в) Студента I курса (по указу Святейшего Синода оставленного в этом курсе на третий год) Василия Рудича: „Покорнейше прошу Ваше Преосвященство освободить меня от подачи в текущем 1912–13 учебном году семестрового сочинения по истории древней церкви, засчитав, взамен сего, поданное мной в 1910–11 учебном году сочинение по патрологии на тему: „Учение Св. Амвросия Медиоланского о девстве“. Определили : Признавая изложенные просьбы студентов Козырева, Беляева и Рудича заслуживающими уважения, – удовлетворить оные. На сём журнале резолюция Преосвященнейшего Василия – Епископа Можайского, Управляющего Московской епархией: „1912 г. 10 дек. Исполнить“. 28 ноября 1912 года. 29 Присутствовали , под председательством Ректора Академии Феодора, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии архимандрит Анатолий, ординарные профессоры – С.И. Соболевский, С.С. Глаголев и А.А. Спасский; экстраординарные профессоры – Π.П. Соколов, И.В. Попов , С.И. Смирнов , священник Е.А. Воронцов, Д.И. Введенский , А.П. Орлов, священник Д. В. Рождественский и священник В.Н. Страхов. Отсутствовали : сверхштатный заслуженный ординарный профессор Μ.Д. Муретов, и. д. ординарного, заслуженный профессор А.П. Шостьин , заслуженный ординарный профессор А.И. Введенский , ординарные профессоры Μ.Μ. Тареев и Μ.Μ. Богословский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1 января 1934 года сотрудники ОГПУ арестовали отца Александра и он был заключен в одну из тюрем Ленинграда. Будучи сразу же допрошен, он отрицал какую бы то ни было вину, заявив, что его оклеветали, и назвал имена клеветников и причины, по которым он был оговорен. Следователи не удовлетворились ответами священника и продолжали допрашивать его, требуя, чтобы он высказал свое отношение к советской власти и дал показания о разговорах, которые велись среди духовенства. 5 января священник подписал показания, в которых говорилось, что среди духовенства обсуждались политические вопросы, касавшиеся взаимоотношений Советского Союза с Америкой, от которых духовенство ожидало перемены политики советской власти по отношению к религии. После этого допроса были произведены дополнительные аресты духовенства и мирян. На допросе 12 января отец Александр еще более расширил свои показания и на вопрос, каковы его политические убеждения, ответил: «Я настроен по отношению к советской власти непримиримо враждебно и считаю, что наиболее приемлемой формой государственной власти в России была бы монархия, ограниченная парламентом. Свое убеждение я высказывал среди местных тихвинских священников, которые его разделяли. Для обсуждения политических вопросов мы собирались главным образом у меня». Затем он подписал протокол допроса с показаниями, что собиравшиеся вместе священники обменивались мнениями о неизбежности войны и соображениями о гибели, в связи с войной, советской власти. Подчинившись давлению следователей, священник показал: – Эти разговоры впоследствии разносились среди верующих, создавая недоверие к советской власти и враждебное к ней отношение. В области религиозной деятельности группа по указаниям Рудича  ставила своей целью укрепление религиозных верований в народе проповедью, которая сплачивала бы вокруг Церкви глубоко верующих, готовых принять во имя спасения веры и Церкви мученический венец... Я часто говорил верующим о гонениях на нашу Церковь вымышленные вещи с целью воздействия на их религиозные чувства, в частности о том, что мне запрещают ходить по приходу, хотя в действительности такого запрещения не было.

http://fond.ru/foto/437/Aleksandr/

Старобельск. Скорбященский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Обитель основала в 1849 г. вдова штабс-капитана Анна Ивановна Булич: продав родовое имение, она купила на южной окраине города заброшенную усадьбу и открыла в ней приют для престарелых вдов и сирот из семей духовенства. В 1851 г. в приюте был освящен домовой храм. Когда средства Анны Булич истощились, то по ее ходатайству в 1862 г. приют преобразовали в женскую общину монастырского типа. В 1863 г. Анна Булич была пострижена в рясофор с именем Ангелина и назначена руководительницей общины. В 1863-1870 гг. в усадьбе общины построен зимний храм Св.Троицы с приделом Преображения Господня и примыкающими кельями. В 1886 г. община была преобразована в монастырь. В 1871-1873 и 1894-1899 гг. здесь в 2 этапа построен большой каменный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с приделами во имя Нерукотворного Образа Спаса (правый) и свт. Николая Мирликийского (левый). В 1918-1922 гг. обитель закрыли. Перед Великой Отечественной войной здесь держали польских военнопленных, после войны разместили воинские части. С 1992 г. началось возрождение монастыря – вначале Церкви был возвращен храм Св. Троицы с кельями, затем остальные сооружения (в 1999 г. начат ремонт Скорбященского храма). 2-ярусная надвратная колокольня (1870 г.) утрачена. http://starobelsk-mon.church.ua/ История возникновения Старобельского женского монастыря связана с именем штабс-капитана Булича и его жены Анны Ивановны. Выполняя завещание мужа, Анна Ивановна, будучи глубоко религиозной и благочестивой дворянкой, движимая чувством глубокого сострадания и милосердия к ближним, решила в родном городе Старобельске устроить богадельню для сирот и престарелых вдов. С этой целью она в 1845 г. продала все свое движимое и часть недвижимого имущества и на вырученные деньги в 1849 г. приобрела у губернского секретаря Михаила Рудича на южной окраине города усадьбу с землей около трех десятин. В том же году и была открыта в этой усадьбе богадельня. Вскоре Анна Ивановна преобразовала богадельню в приют для девочек-сирот и сирот духовного звания. Она была обеспокоена тем, что воспитанницы были лишены возможности регулярно посещать храм Божий, так как приют был удален от Покровского собора и кладбищенской церкви. Она обращается с просьбой разрешить ей открыть в приюте молитвенный дом. Такое разрешение было получено от Харьковского епископа Филарета 12 октября 1851 г. После чего она обустроила в одной большой комнате молитвенное помещение, которое со временем было перестроено в деревянную домовую церковь с престолом в честь иконы Пресвятой Богородицы, именуемой «Всех скорбящих радость».

http://sobory.ru/article/?object=26580

  001     002