Однажды Валентиниан получил известие, что галльские границы империи подверглись нападению со стороны франков, и по долгу верховного военачальника поспешил туда со своей армией и Арбогастом. Обстоятельства на некоторое время задержали их здесь. Арбогаст сразу же изменил своё отношение к императору: обращался с ним очень грубо, не исполнял его распоряжений, издавал от собственного имени приказания, помимо императора. Последний, оказавшийся совершенно одиноким и беспомощным, начинает скучать и тосковать, пишет Амвросию письма, зовёт его к себе, ищет у него защиты; предчувствуя возможность близкой кончины, он желает принять от своего духовного отца крещение 308 : до сих пор он ещё не был крещён. Амвросий не мог исполнить немедленно его просьбу. Между тем, когда почти всё уже было готово и язычники согласились принять участие в заговоре, они, несомненно притворно, ещё сделали попытку ходатайствовать перед императором о восстановлении алтаря Виктории. Валентиниан отказал и на этот раз 309 . Результаты обнаружились немедленно: через несколько дней Валентиниан был найден мёртвым, а молва и даже история считали непосредственным виновником его смерти Арбогаста. Это случилось в 393 г. 310 . Арбогаст всё-таки не рискнул надеть на себя императорскую корону: возвышение варваров на государственной службе уже давно вызывало неудовольствие среди природных римлян и возможно было ожидать, что появление на императорском троне природного варвара будет встречено в стране далеко не сочувственно; если язычество помогло ему ниспровергнуть Валентиниана, то только потому, что этот Валентиниан нанёс ему кровную обиду. Арбогаст предпочёл управлять империей от имени природного римлянина ритора Евгения, давно проживающего при дворе Валентиниана и теперь возведённого на престол 311 . Этим избранием Арбогаст рассчитывал опереться на старинную римскую партию, намереваясь создать противовес влиятельным кафоликам во главе с Амвросием. Действительно, едва только Евгений успел вступить на престол, как к нему прибыла языческая депутация во главе с префектом Флавианом ходатайствовать о восстановлении алтаря Победы и казённых субсидий языческому культу 312 ; и император, хотя и был христианином, немедленно поспешил удовлетворить эту просьбу 313 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Более того, в 433 г. его назначили военачальником всех западных римских войск, и почти 20 лет Аэций обеспечивал безопасность Западной империи, пока Валентиниан Младший наслаждался покоем и удовлетворял свои не всегда целомудренные желания. В принципе, Аэций мог сам стать императором Рима. И если не делал этого, то вовсе не из страха, а из благоразумия. Восток едва ли простил бы ему такие выходки, а воевать сразу со всеми у Аэция не хватало сил 634 . В конце концов, как мы увидим ниже, через некоторое время римский полководец предпримет шаги для овладения царской порфирой, но не для себя, а для своего сына Карпилиона. Объективно говоря, Аэций пришёлся очень кстати. В короткое время он заключил мирный договор с Гейнзерихом и тем обезопасил Италию от вандальского вторжения. Затем он победил свевов и франков, сделав их союзниками Западной империи, а потом пришёл на помощь уже независимой Британии, которой едва не овладели германцы. Наконец, Аэций восстановил императорскую власть в Галлии и Испании и с чувством выполненного долга мог считать себя полноправным, хотя и тайным, правителем Рима 635 . Осенью 437 г. Валентиниан III прибыл в Константинополь, чтобы сочетаться браком с юной Евдоксией, с которой ранее был обручён. И 29 октября этого же года их бракосочетание было торжественно и пышно отмечено 636 . Но юные супруги ещё не знали, что их счастье уже давно находится под угрозой. В скором времени произошло одно из тех внешне рядовых событий, которые тем не менее изменяют ход истории. Как указывалось выше, у императрицы Плацидии имелась дочь Гонория, которая, надо откровенно сказать, не обладала достоинствами представителей династии Феодосия. Живя в Равенне, она имела несчастье сойтись с неким римским командиром по имени Евгений. Когда любовная связь открылась, Евгения, конечно, казнили, а 17-летнюю Гонорию отослали в Константинополь под надзор св. Пульхерии. Томясь в тоске, в обстановке, близкой к монашеской, отверженная царевна придумала свой план освобождения из плена и восстановления статуса. В 447 г. тайком, через верного человека, она отправила свое кольцо Аттиле с предложением взять её в жены. Мудрому гунну не составило большого труда просчитать те выгоды, которые он получал от женитьбы на родственнице св. Феодосия, и он тотчас направил к императору Валентиниану Младшему послов с требованием выдать Гонорию замуж за него. От греха подальше царь немедленно отправил Гонорию обратно в Равенну, где её выдали замуж за престарелого сенатора Геркулана. Затем она была препровождена в особую тюрьму, где ей пришлось прожить до самой смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27 ноября 451 г. в Риме скончалась императрица Плацидия, тело которой перевезли в Равенну, в резиденцию царственного сына, где её погребли на троне из кипарисового дерева 643 . Валентиниан остался в одиночестве, полностью подчинённый воле Аэция. Кое-как выбравшись из Галлии к дунайской границе, Аттила оказался перед необходимостью выбора противника: император св. Маркиан, пришедший на смену св. Феодосию, был настроен очень воинственно и решительно отказался выплачивать гуннам дань. В ответ в сентябре 451 г. гунны направили небольшой конный отряд в восточную Иллирию для устрашающего набега. Но в силу невыясненных обстоятельств, дальше этого дело не пошло. В 452 г. Аттила опять отказался от немедленной войны на Востоке и стал готовиться к походу на Италию. Справедливо полагают, что, несмотря на тяжёлое поражение, Аттила сохранил большие силы и, главное, своих непобедимых гуннов, легко ушедших от преследований тяжёлой римской кавалерии в ходе «битвы народов» 644 . В том же году Гуннский вождь пересёк Юлийские Альпы, не встретив нигде ни одного римского гарнизона, – Аэций был настолько уверен в правильности своей стратегии в прошлой кампании, что легкомысленно не допускал возможности новой войны с гуннами. Когда открылось, что варвары перешли Альпы, спустились на равнину и заняли город Аквилею, он не нашёл ничего лучшего, как срочно готовить отъезд императорского двора и Валентиниана III из Италии 645 . Сам полководец метался по Галлии, тщетно пытаясь набрать войско. А Валентиниан Младший остался в Риме, даже не пытаясь, по примеру императора св. Гонория, укрепиться в Равенне и создать опорные пункты обороны. Тем временем гунны неслись по направлению к Риму, и города один за другим открывали им ворота, страшась штурма, в надежде получить шанс на спасение. В этих трудных обстоятельствах сенат Рима решил отправить к Аттиле посольство, в состав которого были включены бывший консул Геннадий Авиен, глава сената Тригеций и Римский папа св. Лев I Великий (440–461). Главным образом, под влиянием папы св. Льва, рядом с фигурой которого во время переговоров вождь варваров видел образ старца в священническом одеянии, Аттила заключил мирный договор с Римом и даровал ему спасение от разграбления. 6 июля 452 г. он объявил послам размер дани, подлежащей ежегодной выплате гуннам, и отбыл к местам обычных стоянок, где в 453 г. внезапно скончался, деля ночью брачное ложе с юной германкой Ильдикой 646 . На время Западная Римская империя была опять спасена.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

тем, что есть в ней отличного от сего вещественного мира, наполовину принадлежащая миру высшему, а тем, что есть в ней чуждого тому высшему миру, принадлежащая к сему миру феноменальному; и она представляет собою эманацию различающего Духа; так как была она вдохнута Духом, то вследствие сего самого и стала душой и образом Духа». Вообще Валентиниане утверждают, что их учение ο Димиурге, созданном по образу Божию, выражено ясно в том месте кн. Бытия, где под образом чувственным она рассказывает ο сотворении человека. Α подобие Божие они усвояют самим себе, утверждая, что вдунутие в них духа иной природы Димиургу осталось неизвестным. Когда мы будем доказывать, что существует только единый и единственный Бог, провозвещенный законом, пророками и Евангелием, мы опровергнем и это учение, ибо вопрос ο нем очень важный. Здесь же обратимся к тому, на чем в данную минуту настоять считаем за необходимейшее. Если правда, что род людей привилегированных ниспослан для упразднения чрез них смерти, то значит не Христос ее упразднил, если только и Его природе Валентиниане не усвоят субстанциальности подобной же, какой носителями состоят сами. «Но Он ее упразднил, – скажут Валентиниане, – чтобы она их не коснулась, рода людей избранных, привилегированных». Α следовательно, мы ответим им, они, состязающиеся с Димиуром, смерти не упраздняют, они, – по учению ими содержимому, – в образе Божием своей души, по субстанции наполовину сему, наполовину иному миру принадлежащей, высшую жизнь носящие. И в том случае если б они сказали, что сие упразднение смерти происходит чрез мать (мудрость?); а также и в том, если бы они вздумали утверждать, что это с согласия Христа они воинствуют против смерти, в обоих этих случаях они окажутся приемлющими и содержащими тайное учение, будто должно и можно бороться против Божественной власти Творца мира (Димиурга), а его создание можно и должно улучшать и преобразовывать, как если б они были существами какими-то высшими и будто следует стараться ο спасении сего душевного (плотского ) образа, коего и сам Он от тления освободить не мог.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Констанций, как в обычае было поступать вскоре после вступления на престол, послал на Восток свои изображения. Однако Феодосий, недовольный возведением Констанция в императорский сан, не принял их. Констанций из-за такого оскорбления стал было готовиться к войне, однако смерть, постигшая его после шестимесячного царствования, избавила его и от жизни, и от забот 1336 . 13. В десятое консульство императора Феодосия и в тридцатое свое Гонорий умер от водянки 1337 . Иоанн же, захватив верховную власть 1338 , отправил к Феодосию 1339 посольство. Но послы, не исполнив своего дела, подверглись бесчестью и разосланы были в разные места Пропонтиды. Плацидию же и Валентиниана, которые после смерти Гонория бежали в Византию, Феодосий отослал в Фессалонику. Там своему двоюродному брату он пожаловал достоинство цезаря, а военачальнику Ардавурию и сыну его Аспару поручил командование над войском в войне против тирана 1340 . Они, везя с собой Плацидию и Валентиниана, перешли Паннонию и Иллирию, после чего взяли силой город Салоны в Далмации. Затем Ардавурий двинулся против тирана с флотом. Аспар же, сопровождаемый Валентинианом и Плацидией, взял конницу и, быстротой движения предупредив ожидания противника, занял большой город Аквилею. Таким образом, это предприятие по отношению к великому городу легко ему удалось. Ардавурия же с двумя другими триремами поднявшийся сильный ветер предал в руки тирана, который, однако, помышляя о мире, милостиво принял его. Пользуясь полной свободой, Ардавурий настроил против тирана его полководцев, которые уже склонялись к отпадению от него. В то же время в письме он уведомил сына Аспара о том, чтобы тот поспешил к заведомой победе. Когда он спешно явился с конницей, произошло небольшое сражение, в котором Иоанн вследствие измены своего окружения был схвачен и доставлен к Плацидии и Валентиниану в Аквилею. Там ему вначале отрубили правую руку, а затем и голову. Тираническую власть он удерживал в течение полутора лет. Тогда-то Феодосий и провозгласил Валентиниана императором, после чего отправил его в Рим 1341 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прибавление Римские и греческие императоры, патриархи восточные, римские пары, русские князья и цари, митрополиты и патриархи. Римские и греческие императоры Октавиан Август. † 14. Тиверий 14–37. Кай Калигула 37–41. Клавдий I 41–54. Нерон 54–68. Гальба и Вителлий 68–70. Веспасиан 70–79. Тит 79–81 . Домициан 81–96. Нерва 96–98. Траян 98–117. Адриан 117–138. Антонин Пий 138–161. Марк Аврелий 161–180. Коммод 180–192. Септимий Север 193–211. Каракалла 211–217. Гелиогабал 218–222. Александр Север 222–235. Максимин I 235–238. Гордиан и другие 238–244. Филипп аравитянин 244–249. Декий 249–251. Галл 251–253. Валериан 253–259. Галлиен 260–268. Клавдий II 268–270. Аврелиан 270–275. Тапит 275–276. Проб 276–282. Кар 282–283. Нумериан и Карин 283–284. На Востоке Диоклитиан 284–305. Максириан Галерий 305–311. Максимин Дака 305–313. Ликиний 311–324. Св. Константин В. 324–337. Константм II 337–340 Констанций 337–361. Иулиан 361–363. Иовиан 363–364. Валент 364–378. Св. Феодосий В. 379–395. Аркадий 395–408. Св. Феодосий II 408–450. Маркиан 450–457. Св. Лев I 457–474. Лев II 474. Василиск 474–477. Зенон 474–491. На Западе Максимиан 284–305. Максентий 305–312. Констанций Хлор 305–306. Константин В. 306–337. Констант 337–350. Магненций 350–353. Констанций же 353–361. Иулиан же 361–363. Иовиан же 363–364. Валентиниан I 364–375. Грациан 375–383. Валентиниан II 383–392. Феодосий В. 383–395. Гонорий 395–423. Валентиниан III 423–455. Авит 456. Майориан 457–461. Либий Север 461–465. Анфимий 467–472. Гликерий и Юлий Непот 472–474. Ромул Августул 475–476. На Востоке Анастасий Дикор 491–518. Иустин I 518–527. Св. Иустиниан I 527–565. Иустин II 565–578. Тиверий 578–582. Св. Маврикий 582–602. Фока 602–610. Ираклий 610–641. Св. Константин III (иными не считается) 641 г. Констанс или Константин (IV) 641–668. Констант. Погонат IV (V) 668–685. Иустиниан II 685–711. Филипп Бардан 711–715. Анастасий II 713–715. Феодосий III 715–717. Лев III Исавр 717–741. Константин V (VI) Копронин 741–775. Лев IV Хазар 775–780.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Поскольку натура у Валента была противоречивая, приверженность омиям основывалась на второстепенных базисах, это были несистемные и не содержательные гонения. Примечательно, что сам он максимально уходил от вмешательства в богословские споры, выступая лишь в качестве своеобразного судебного пристава, принудительно исполнявшего приговоры в отношении лиц, недружественных омиям, но особенно не интересующегося содержательной частью судебного решения. Вместе с тем объективность требует уточнить некоторые кажущиеся общепринятыми оценки церковной политики Валента. Время его правления нередко характеризуется как сплошная череда гонений на никейцев, вплоть до жестоких казней и изгнаний. На самом деле более последовательным кажется тот вывод, что и Валентиниан, и Валент, при известных различиях их религиозных мировоззрений, в силу обстоятельств времени и места оказались заложниками предпочтений своих подданных, в первую очередь епископата. Едва ли можно предположить, что сыновья простого солдата, не получившие серьёзного образования, тем более религиозного, могли с твёрдой убеждённостью навязывать населению своё мнение, когда границы Империи трещали по швам, армия и конкуренты могли в любой момент выставить альтернативные кандидатуры на трон, а церковный мир казался едва ли достижимым. Это мог позволить себе Констанций – урождённый аристократ царских кровей, единоличный правитель Империи и талантливый полководец, но не два в известной степени случайно удачливых соискателя на царство, какими были Валентиниан и Валент. Поскольку на Западе преобладали никейцы, Валентиниан в поисках церковного единомыслия сделал ставку на них, не стараясь тем не менее какими-либо искусственными мерами обеспечить их доминирование. В связи с тем, что омии преобладали на Востоке, Валент также вполне благоразумно посчитал, что при фанатичном настроении тамошнего городского населения они являются именно той партией, которая способна сплотить вокруг себя остальных. Но для сознания тех древних лет даже открыто выраженное предпочтение императора той или иной догматической формуле рассматривалось как факт гонений всех её противников. Нельзя, конечно, сбрасывать со счетов и того обстоятельства, что очень часто омии (епископы и рядовые миряне), а также представители чиновничества, желая заслужить таким способом расположение царя, самоуправно применяли насильственные меры к своим противникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новый император был уже не молод. Он родился 42 года назад в семье дукса Грациана, родом из Кибалиса, что в Паннонии, возвысившегося из простых солдат до командира воинских соединений в Африке и Британии, благодаря своей физической силе, ловкости, бесстрашию и некоторой неразборчивости в средствах, в первую очередь, когда имелась возможность хорошо поживиться. Как говорят, его отец в юности он имел прозвище «Funaris» («Верёвочник»), поскольку торговал верёвками. Однажды пятеро солдат набросились на него, желая отобрать товар, но Грациан в одиночку справился с ними. Ловкость, сила и смелость отца передалась и Валентиниану 377 . В своё время отец стал первым наставником Валентиниана и составил ему хорошую протекцию при дворе. Молодым человеком новый царь рано начал военную службу, и известно, что уже при Юлиане он служил начальником конного подразделения и многократно отличился во время войны с германцами 378 . Император был высок ростом, имел величественную осанку, мужественную, но вместе с тем приятную наружность. От отца он унаследовал крепкое, мускулистое телосложение и неустрашимый дух воина. Светловолосый гигант с голубыми глазами, жёстким и прямым взглядом был сдержан, целомудрен, умерен в плотских наслаждениях и еде, верен дружбе и данному слову, чем снискал уважение со стороны остальных товарищей. Хотя он не был знаком с греческим языком и литературой, не упражнялся в риторике и не являлся сведущим в законах, кроме законов войны, в случае необходимости Валентиниан умел кратко, уверенно и содержательно излагать свои мысли. Император был христианином и открыто презирал язычество, искусственно получившее преференции при Отступнике. Его открытость, прямолинейность и твёрдость в вере привели к тому, что, несмотря на отчаянную храбрость и полководческие таланты, Юлиан перед Персидским походом изгнал Валентиниана и его брата Валента в ссылку за отказ отречься от Христа, и он был возвращён ко двору только при Иовиане 379 . Рассказывают, что как-то Отступник вместе с телохранителями отправился в храм Фортуны, чтобы совершить жертвоприношения. Жрецы, стоявшие у входа, кропили входящих лустральной водой по языческому обряду. Валентиниан – тогда ещё трибун щитоносцев, шёл впереди Юлиана и, получив несколько капель воды на свой плащ, настолько разгневался, что ударил жреца, осквернившего его. Царь велел схватить виновника скандала и обязал его принести языческую жертву; конечно, Валентиниан отказался и был сослан с воинской службы. Это также подняло авторитет Валентиниана среди армии и христиан: солдатам нравятся такие бесстрашные натуры, а христиане не могли не уважать человека, способного отказаться от карьеры и расстаться со своей жизнью ради веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

г) Но если весьма ущербное язычество было у валентиниан в их учении об абсолютной природе божества, а также и в их учении о творении мира, то уже совсем ничего языческого не оказалось у них в теории спасения мира. Ведь ни о каком же спасении мира в античности не может быть и речи. Мир у древних вечно нарождается и процветает, но так же вечно стареет и погибает. Вместо этого у валентиниан целая теория вечного спасения мира и человека, что уже ни при каких подходах к язычеству ровно ничего не содержит в себе языческого. И тут у Валентина опять целая поэма, целая трагедия, а мы бы даже сказали, целый мистический роман. Основа всего этого повествования заключается в том, что София–Ахамот мыслится весьма несовершенным существом, пребывающим, собственно говоря, даже вне плеромы. Это приводит к тому, что она создает такой же несовершенный мир или, вернее, создает Демиурга, не обладающего знанием плеромы, и уж он то и создает семисоставный космос (имеются в виду тогдашние семь планет) и таких же несовершенных, вечно ищущих и не знающих самого главного людей. Из эффективной дисгармонии Софии возникает даже сам дьявол, как и весь демонический и материальный мир. Все это никуда не годится, и все это должно погибнуть. Спастись может только такая тварь, которая будет иметь знание о плероме. Да и сама София может окончательно утвердиться в плероме только путем возвращения к чистому знанию плеромы. Как сказано, для этого посылается третий Иисус, причем характерно: этот Иисус рождается от соединения Духа Святого как представителя плеромы и Демиурга как представителя кеномы. А Дух Святой отождествляется здесь с Софией или, вернее, с тем ее моментом, который в кеноме единственно сохранил природную связь с плеромой. Вероятно, у валентиниан тут дело не обошлось без путаницы и разноречия. Но основное остается, а именно явление третьего Иисуса. Тут же еще и новая усложненность. Этот третий Иисус, все же не спасает всей кеномы. Вся кенома, не приобщенная к пневматике, просто погибает бесследно. Оказывается, что Демиург был создан одновременно с огнем, так что, когда Демиург спасается через Иисуса, благодаря пневматологии, огонь, не приобщенный к знанию, получает для себя наивысшую силу, а эта наивысшая сила есть только самоуничтожение. Огонь пожирает всю материю и тут же погибает и сам вместе с нею. Язычники, знающие, по Валентину, только материю, тоже все погибнут. Но иудеи квалифицируются у Валентина уже не как " телесные " (гилики), но как " душевные " (психики), и поэтому они спасаются вместе с Демиургом, но уже теряют при этом свою телесную природу. Спасение психиков не абсолютно, они остаются вне плеромы, в ограде. Окончательное же и безоговорочное спасение, то есть пребывание в плероме, предоставляется только пневматикам, а этой пневме их научил третий Иисус.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

Первым делом Маркиана в сфере внешней политики было изменение отношения к Аттиле. Как человек военный, Маркиан считал оскорбительным для империи то приниженное состояние в отношении к варварам, какое установилось при Феодосии. Когда Аттила, узнав о перемене на престоле, отправил посольство с требованием дани, Маркиан ответил, что он не обязан давать ему столько, сколько по своей щедрости давал Феодосий. Выражая готовность обеспечить Аттиле получение даров, он ставил обязательным для гуннов условием сохранение спокойствия и мира на границе, прибавляя при этом, что для войны он сам имеет достаточно сил и средств. Послом к Аттиле был отправлен Аполлоний , брат Руфа, женившегося на дочери Сатурнина. Аттила нашел посла недостаточно сановитым и, не допустив его к себе, требовал передачи даров. Аполлоний отказался и заявил, что неприлично гуннам просить того, что им передают сами послы при свидании, или что можно взять у них, ограбив убитого. Свидание не состоялось, и посол императора вернулся назад. Враждебных действий со стороны гуннов не последовало, так как мысли Аттилы склонялись к походу на Запад. Помимо желания добыть невесту от Валентиниана, он был втянут в враждебные отношения между варварами Запада. Гензерих оскорбил вестготского царя тем, что отослал ему его дочь, бывшую в замужестве с его сыном Гунерихом, порезав ей ноздри и отрубив уши по подозрению в намерении отравить его. Во избежание войны с готами, Гензерих вызывал против них Аттилу и послал ему богатые дары. Точно так же несогласия по вопросу о престолонаследии у франков вызвали посольство к Аттиле с просьбой о помощи. К Аттиле обратился старший брат, а младший имел за себя поддержку Аэция. 971 Прежде чем выступить в поход, Аттила еще раз потребовал у Валентиниана отдать ему невесту; в доказательство своих прав на нее приказал показать кольцо, которое прислала ему Гонория, и требовал половины царства Валентиниана как ее приданого. В Риме оказался человек, который был на высоте положения. То был Аэций, поддерживавший дотоле с Аттилой самые дружественные сношения. Ему удалось собрать воедино силы вестготов, бургундов, франков и других племен, считавшихся федератами империи, и направить их в сторону движения Аттилы. В городе Аврелиане (Орлеан) на среднем течении реки Лигера сидели тогда аланы с царем Сангибаном, и Аттила желал сделать этот город своим опорным пунктом. Аэций и Теодорих вестготский поспели вовремя, чтобы выручить город (июнь 451 г.). Аттила подался к северу, и здесь, на Каталаунских полях, произошла страшная битва народов, в которой, по свидетельству близких к тому времени людей, легло 300 тысяч человек. Реки, протекавшие по этой равнине, превратились в кровь. Самым крупным эпизодом битвы было сражение вестготов с остготами; царь первых, Теодорих, пал от руки амала Андага и был оплакан своими на поле битвы. Победа оказалась на стороне Аэция, но сила Аттилы оставалась грозной по-прежнему. 972

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010