120. Поскольку же в наше время возникли некоторые иные одне после других ереси, то есть со времени царей Валентиниана и Валента, в десятый год их царствования и в шестой год царствования Грациана, то есть в девяностый год владычества Диоклетианова: то посему вы и мы, и все православные епископы, и, кратко сказать, вся святая вселенская Церковь, против возникших ересей, согласно с вышеизложенною верою святых оных отцев, так говорим, особенно же приступающим к святому крещению, чтобы они возвещали и говорили так: Веруем во единого Бога, Отца вседержителя, Творца всего невидимого и видимого. И во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, рожденного от Бога Отца, единородного, то есть, от существа Отца, Бога от Бога, света от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, чрез Которого все сотворено, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего и воплотившегося, то есть рожденного совершенно от святые Марии Приснодевы чрез Духа Святого, вочеловечившегося, то есть приявшего совершенного человека, душу и тело, и ум, и все, что составляет человека, кроме греха, не от семени мужа и не в человеке, но в Себе самом плоть образовавшего и приведшего в единое святое единство, не так как вдохновлял Он пророков, глаголал и действовал в них, но совершенно вочеловечившегося; ибо Слово плоть бысть (Иоан. 1, 14), не испытав изменения и не пременив Божества своего в человечество; соединившего в единое свое святое совершенство и Божество. Ибо един есть Господь Иисус Христос, а не два; тот же Бог, тот же Господь, тот же царь. Веруем в Тогоже пострадавшего во плоти и воскресшего, и возшедшего на небеса в том же самом теле, славно возсевшего одесную Отца; имеющего прийти в том же самом теле во славе судить живых и мертвых, царствию Которого не будет конца. И в Святого Духа веруем, глаголавшего в Законе и проповедавшего в пророках, и сошедшего на Иордан, глаголющего в апостолах, живущего во святых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

2. Ибо никто из них, как этот ваш Мартин, точнее наш, мертвым не приказывал. И заслуженно его Сульпиций сравнивает с апостолами и пророками, ибо во всем была сходна сила веры и свидетельствовали [о том] дела добродетелей. 3. Но, продолжай, прошу [тебя], и хотя мы ничего не сможем услышать более выдающегося, однако продолжай, Галл, ибо и сейчас есть что еще сказать о Мартине. Ведь даже всякие мелочи и повседневности его торопится узнать разум, поскольку нет сомнения в том, что малости его есть многости других”. 4. “Так я и сделаю, - сказал Галл, - однако то, что я намереваюсь рассказать, сам я не видел, ибо оно имело место до того, как я сблизился с тем мужем: но событие это весьма известно по слову верных и достойных монахов, которые присутствовали при этом. 5. Почти в то же самое время, когда Мартин только получил епископство, приключилась ему необходимость прибыть ко двору. Тогда верховной властью обладал Валентиниан Старший . И когда он узнал, куда устремился Мартин, то, не желая его принимать, приказал не подпускать блаженного мужа к воротам дворца, ибо помимо характера его, жестокого и высокомерного, еще и жена его была арианкой . Она полностью оградила императора от святого мужа, дабы не оказывать ему должного почтения. 6. И вот Мартин, после того, как еще и еще раз попробовал пройти к надменному властителю, обратился к испытанным средствам: покрылся власяницей, посыпал [голову] прахом, отказался от еды и питья, [стал] непрерывно молиться днем и ночью. 7. На седьмой день явился ему ангел и повелел смело идти ко дворцу, дабы царские ворота, пусть и запертые, самому открыть, надменный же дух императора смягчить. 8. И вот, укрепленный такого рода словом явившегося ангела и положившись на [его] помощь, Мартин направился ко дворцу. Переступил он порог - никто его не остановил: в итоге, беспрепятственно прошел он к царю. Император, когда увидел издали идущего, разозлился, что тот был пропущен, и никак не хотел почтить вставанием стоящего [Мартина] до тех пор, пока царский трон не охватил огонь, а самого царя в то место, на котором он сидел, не поразило пламя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

35. Однако – возразил Трифон, – я слышу, что многие, которые говорят, что они исповедуют Иисуса и называются христианами, едят идоложертвенное и утверждают, что нет никакого вреда от этого. – Правда, есть такие люди, которые объявляют себя христианами и признают Иисуса распятого Господом и Христом, и вместе с тем проповедуют не Его учение, а духов лжи, но от этого мы, ученики истинного и чистого учения Иисуса Христа, делаемся крепче в вере и тверже в надежде, Им возвещенной. Ибо, предсказания Его о том, что будет совершаться во имя Его, мы сами видим исполняющимися на деле, он сказал: «… многие придут во имя Мое, снаружи одетые в овечьи кожи, а внутри хищные волки» 307 . «Будут разделения и ереси» 308 . «Берегитесь лжепророков, которые придут к вам, снаружи одетые в овечьи кожи, а внутри волки хищные» 309 . «Восстанут многие лжехристы, которые обольстят многих из верных» 310 . Итак, друзья, есть и было много таких, которые, приходя во имя Иисуса, учили говорить и делать безбожное и богохульное: они известны между нами по именам тех, от кого первоначально произошло то или другое учение и мнение. Ибо, каждый из них по-своему учит хулить Отца всего и Христа, Которого пришествие Он предвозвестил, и Бога Авраама, Исаака и Иакова 311 ; ни с кем из них мы не сообщаемся, зная что они безбожны, нечестивы, неправедны и беззаконны, и не почитают Иисуса, а исповедуют Его только на словах. Они и христианами себя называют подобно тому, как язычники надписывают имя Божие на идолах, и участвуют в беззаконных и безбожных обрядах 312 . Некоторые из них называются Маркианами 313 , иные Валентинианами, другие Василидианами, а иные Сатурнилианами, или другим именем, каждый получая название от основателя своего учения, подобно тому как каждый из тех, кто считает себя философом, как я сказал вначале 314 , находит нужным носить имя того философского учения, которому он следует, от отца школы. Итак, не только из этого, как я сказал, мы убеждаемся, что Иисус знал то, что будет после Него, но и из многого другого, что Он предсказал относительно верующих и исповедующих Его Христом. Самые страдания, которые мы терпим, будучи убиваемы нашими ближними, Он предсказал нам, так что никаким образом нельзя укорить Его за какое-либо слово или действие. Поэтому мы и за вас и за всех других гонителей наших молим, чтобы вы раскаялись вместе с нами и не хулили Христа Иисуса, Который делами, чудесами, и ныне совершаемыми именем Его, словами учения и предсказанными о Нем пророчествами, засвидетельствован по всему непорочным и невинным; мы молим, чтобы вы уверовали в Него, и спаслись в будущее славное пришествие Его и не были осуждены Им на огонь.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

362 Их не следует путать с псевдохристианскими гностиками, такими как валентиниане, василидиане, каиниты и др. 363 Понятие о богоявлении ( θεοφνια), о божественной энергии, которую воспринимает отдельный человек и весь народ Божий, передается в Библии и патристике с помощью множества символов, один из них – слава Господня ( , Исх 16:10 ). Слава Яхве воспринимается в виде мощного огня, светового излучения, светоносного облака, чудесных деяний Бога. Слава Яхве пребывает с избранным народом в богослужебном шатре и в Иерусалимском храме (скинии Господней, ( ). «Слава» на иврите ( ) среди прочих значений подразумевает блеск и влиятельность, слава на греческом ( δξα) – свечение и силу. Библейско-патристическая традиция указывает на прославление человека, приобщение человека к божественной энергии: «Слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмый день [Господь] воззвал к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий» ( Исх 24:16–17 ). Понятие «слава» в библейско-патристической традиции сопряжено с представлением о том, что на человека излучается божественный Свет. Как известно, в исихазме эта тема звучит с особой силой. 364 В Синодальном русском переводе этот стих выглядит так: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа». 365 Русский перевод не передает всей силы греческого подлинника, опыт экстасиса в русском звучит как «восхищение», что допускает достаточно сглаженные трактовки. В греческом стоит ρπατγε ντα: человек был «похищен» и вознесен на небо. 367 Так, в Макариевском корпусе о свободе ума пишется: «Всякая душа, за рачительность и веру, здесь еще... вступившая в единение с небесным светом нетленного Образа, ныне сама ипостасно тайноводствуется к ведению всех небесных таин; а в великий день воскресения, и тело ее, прославленное тем же небесным Образом славы, и по-написанному, восхищенное духом на небеса... будет иметь вечное, не преемственное в сонаследии со Христом царство» (Преподобного отца нашего Макария Египетского Духовные беседы. Указ. изд. С. 459–460; PG Т. 34. Col. 956–957).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

5. В самом деле, начальствуют, по крайней мере, согласно нашему учению, Господь Бог и дьявол – [Его] соперник; согласно же общему мнению, – провидение, рок, необходимость, судьба и свобода воли. Ведь это различают философы, и мы уже пообещали в посвященном этому вопросу трактате 304 разобрать это в соответствии с верой. 6. Очевидно, сколь велики те воздействия, которые одну и ту же природу души располагают так разнообразно, что они обычно приписываются природе, в то время как являются не видами, но уделами одной природы и сущности, той именно, которой Бог наделил Адама и которую сделал матрицей всех; и они останутся судьбами, а не видами одной субстанции, то есть это различие – нравственное: сколь бы великим оно не было бы теперь, оно таковым не окажется в самом начале рода, в Адаме. Ведь все это должно бы находиться в нем как в источнике природы и оттуда со всем разнообразием изливаться, если бы существовало различие природы. Глава XXI. О свободе воли и изменчивости природы всех рожденных и сотворенных. 1. И если природа души однородна в Адаме с самого начала, прежде возникновения стольких дарований, то, стало быть, не многообразна, так как при наличии стольких дарований однородна, и не тройственна 305 по примеру все еще разрубаемой валентиниановской триады, которая и в Адаме не обнаруживается. 2. Ибо что в нем духовного? Если оно в нем есть потому, что он предсказал ту великую тайну о Христе и Церкви: Это – кость от костей моих и плоть от плоти моей, она будет названа женщиной, потому оставит человек отца и мать свою и прилепится к жене своей, и будут оба одной плотью 306 , то это случилось впоследствии, когда Бог навел на него беспамятство, духовную силу 307 , от которой зависит пророчество. 3. Если в нем проявилось также и зло, когда он нарушил заповедь, то не надо думать, что является природным то, что он совершил по наущению змея; оно столь же не природное, сколь и не вещественное, ибо веру в вещество мы уже исключили 308 . А если не духовным и не, как говорится, вещественным было то, что принадлежит лично ему (если бы он был из вещества, сам был бы семенем зла), то остается, чтобы в нем одним и единственным было то природное, что называется душевным, которое, как мы утверждаем, является по своему состоянию простым и однородным.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o-d...

6:7.) (2) Все это ни в коем случае не противоречит завету «плодиться и размножаться»; и «нечестивыми» он называет только первые импульсы, возникающие после рождения, проистекающие от неведения Бога. (3) Некоторые делают на этом основании вывод, что рождение есть зло, однако ничто не мешает утверждать на этом же основании, что оно есть благо, поскольку благодаря ему мы приходим к знанию Бога. «Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо некоторые из вас не знают Бога» (1Кор. 15:34.), ясно, что грешники. «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против духов», сильных и соблазнительных, «властителей этого темного мира» (Еф. 6:12.); для этого требуется терпение. (4) «Я смиряю и порабощаю тело мое», — говорит Павел, — поскольку «каждый атлет во всем ограничивает себя» (ограничение во всем означает не воздержание абсолютно от всего, но воздержание от того, от чего решено воздерживаться). «Они делают это для получения венца тленного, мы же — нетленного» (1Кор. 9:25—27), если, конечно, победим. Ведь если нет соревнования, нет и победы. (5) Поэтому некоторые считают, что вдова превосходит девственницу в самоограничении, поскольку сознательно воздерживается от наслаждений, вкус которых ей известен. XVII    (102, 1) Объявив рождение злом, они должны были бы и Господа, и деву, которая родила его, также назвать злом. (2) Говоря так, они хулят и волю Бога, и таинство творения. (3) Отсюда проистекает и докетизм Кассиана, и [воззрения] Маркиона, и учение валентиниан о психическом теле. «Люди превращаются в животных», стремясь к совокуплению, говорят они. Действительно, если мужчина, распираемый вожделением, кидается на любую женщину, он действительно мало отличается от дикого животного. «Это — откормленные кони, каждый ржет на жену другого». (Jer. 5:8.) (4) Если принять, что змей заимствовал технику сексуального общения у животных, и ему удалось убедить Адама совокупиться с Евой таким образом, поскольку перворожденным до этого подобные занятия свойственны не были, то это ни что иное, как еще одна попытка осудить творение, поскольку люди в этом случае оказываются по природе слабее животных и, созданные первыми, должны следовать примеру последних.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

6 . Он был ребенком, поэтому Его нашли «посреди учителей», освящающего и наставляющего их. Он был ребенком, и потому Его нашли «посреди» них, не поучающего, а «спрашивающего их». Он задавал вопросы, так как это приличествовало Его возрасту, научая нас, как подобает вести себя отрокам, даже если они мудры и учены. Им, скорее, следует слушать своих учителей, чем стремиться поучать их и рисоваться перед ними. Как я уже говорил, Он вопрошал учителей не для того, чтобы узнать что-то, а чтобы, задавая вопросы, научить их. Мудрые вопросы и мудрые ответы проистекают из одного источника. Знать, о чем следует спрашивать и что отвечать, есть та же мудрость. Поэтому Спаситель сначала учится задавать учителям мудрые вопросы, а потом Он будет отвечать на вопросы в соответствии со словом Бога, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 20. Евангелие от Луки 2:49–51. На отрывок от слов: «Зачем было вам искать Меня» до того места, где сказано: «И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем». 1 . Мария и Иосиф искали Иисуса «между родственниками» и не нашли Его, искали Его между «знакомыми» и не могли найти Его. Они ищут Его в храме – и не просто в храме, но среди учителей и находят Его «посреди учителей». Где учителя, там и Иисус «посреди них», если только эти учителя сидят «в храме» и не оставляют его. Иисус приносит пользу Своим учителям и тем, кого Он, как кажется, спрашивая, научает, говоря «среди них». Он также определенным образом побуждает их искать то, чего они не знают, и стремиться отыскать то, чего прежде не знали и знать не могли, даже если им казалось, что они знают. 2 . Итак, Иисуса находят «посреди учителей», и Он говорит искавшим Его: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» ( Лк.2:49 ). Прежде всего, чувствуя простоту изложенного в этом стихе, вооружимся против нечестивых еретиков, которые утверждают, что Творец, Бог закона и пророков, не является Отцом Иисуса Христа. Здесь Отцом Христа назван Бог храма. Валентиниане должны краснеть от стыда, когда слышат, как Христос говорит: «Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему». Да постыдятся все еретики, которые принимают Евангелие от Луки и пренебрегают тем, что в нем написано. Это, как я уже сказал, есть простое толкование.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   12. Ибо все худомыслящие, на основании законодательства Моисеева думая, что оно несходно и противно учению Евангельскому, не постарались о том, чтобы исследовать причины различия того и другого Завета. Оставленные отеческою любовию и наполненные сатаною, обратившись к учению Симона волхва, они отступили в своих мыслях от Того, Кто есть Бог, и возомнили, что они нашли нечто большее, чем Апостолы, измыслив другого Бога, и будто Апостолы, все еще придерживаясь иудейских мнений, проповедовали Евангелие, а они искреннее и мудрее Апостолов. Поэтому, Маркион и его последователи обратились к усечению Писаний, некоторых из них совсем не признавая, а Евангелие Луки и Послания Павла сокращая и почитая то только подлинным, что они таким образом сократили. Но я, с помощью Божией, опровергну их в другом сочинении на основании того, что еще удержалось у них. Все же прочие, надменные ложным именем «знания», хотя признают Писания, но извращают толкование их, как я показал в первой книге. И последователи Маркиона прямо хулят Творца, приписывая Ему созданы зла, но имеют более сносное учение относительно Его начала, признавая двух по природе различных богов, одного доброго, а другого злого; а валентиниане, хотя употребляют благовидные имена и называют Творца (Димиурга) и Отцом, и Господом, и Богом, но содержат более богохульное учение или секту, утверждая, что Он произведен не каким-либо из эонов, находящихся внутри Плиромы, но тем недостатком, который изгнан из Плиромы. В это все их вовлекло незнание Писаний и домостроительства Божия. В последующем рассуждении я приведу и причину различия Заветов и с другой стороны — их единство и согласие.    13. Поелику же и Апостолы и их ученики учили так, как проповедует Церковь, и уча так были совершенны, потому что они и были призваны к совершенству, то Стефан, уча тому же, увидел, еще будучи на земле, славу Божию и Иисуса одесную Бога и сказал: «Вот я вижу небеса отверстые и Сына человеческого, стоящего одесную Бога (Деян. 7:56). Он сказал это и был побит камнями и таким образом исполнил совершенное учение, во всем мученичестве своем подражая Учителю и молясь за тех, которые убивали его, словами: «Господи, не вмени им греха сего» (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

б) царское: «проповедывать» (возвещать) «пленным» и т.д. – все прерогативы царя, которому предоставлено везде право помилования, и в) первосвященническое: «проповедывать лето...» т.к. возвещали наступление юбилейного года священники, по приказу первосвященника. Таким образом, Христос есть Пророк, Царь и Первосвященник. Нужно еще заметить, что, пользуясь словами 19-го стиха о «лете» или «годе Господнем» ( νιαυτν κυρου), еще древние еретики валентиниане, а затем и многие церковные толкователи утверждали, что деятельность Христа продолжалась только один год. Но выражение «год», очевидно, у евангелиста Луки обозначает мессианский период вообще, а разве этот период мог евангелисту представляться таким малым, как один год? Не говорим уже о том, что в Евангелии Иоанна служение Христа определяется не менее как тремя годами... Лк.4:20 .  И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. Служитель синагоги взял от Христа опять свернутый Им свиток книги Исайи, и Христос, намереваясь говорить по поводу прочитанного пророчества, сел, согласно обычаю. Все устремили на Него очи: ясно, что Христос в то время уже пользовался известностью среди жителей Назарета. Лк.4:21 .  И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. Евангелист сообщает только главную мысль речи Христа, обращенной к богомольцам. «Исполнилось писание сие, слышанное вами» – перевод не совсем точный. Правильнее: «исполнилось это писание (т.е. это писанное; ср. Мк.12:10 , где также под «писанием» понимается отдельное пророчество) в ваших ушах». Голос Того, о Котором говорил Исайя, дошел теперь до ушей назаретян – Христос проповедует им избавление и потом, конечно, и совершит его (ср. Мк.1:15 – «исполнилось время»). Лк.4:22 .  И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? «Свидетельствовали Ему», т.е. выражали мысль, что дошедшие до них слухи о Христе (стихи 14 и сл.) вполне точно изображали Его личность.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Беседа 78 Ин.16:4–6 . Не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами. А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. 1. Печаль имеет свою пользу. – Против духоборцев. – 2. Что значит: обличить «о грехе, о правде, о суде». – 3. Различие ипостасей или лиц, равенство лиц. – Валентиниане, маркиониты, аномеи. – 4. Сила единения и согласия. – Превосходство человеколюбия. – Человеколюбие укрепляется молитвой, совершением св. таин, назиданиями церковными. 1. Велика сила печали, и много нам нужно мужества, чтобы с твердостью противостоять этой душевной болезни и, извлекая из ней пользу, – так как и в ней есть нечто полезное, – избегать всего излишнего. Именно, только тогда хорошо печалиться, когда мы, или другие, грешим; а когда мы впадаем в обыкновенные человеческие несчастья, тогда печаль бесполезна. Потому-то, когда печаль поразила и учеников, как людей еще несовершенных, – смотри, как исправляет их упреком. Прежде они обращались к Нему с множеством вопросов. Так и Петр говорил: «куда... идешь?» ( Ин.13:36 ). И Фома: не знаем, куда идешь, «и как можем знать путь»? И Филипп: «покажи нам Отца Твоего» ( Ин.14:5, 8 ). А теперь, услышав, что «изгонят вас из синагог», что «возненавидят» ( Лк.6:22 ) вас и что «всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» ( Ин.16:2 ), так пали духом, что даже объяты были немотою и уже ничего Ему не говорят. Вот в этом Он и укоряет их, говоря: «не говорил же сего вам сначала, потому что был с вами. А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше». Действительно, опасна неумеренная печаль; опасна и может довести до смерти; потому и Павел говорил: «дабы он не был поглощен чрезмерною печалью» ( 2Кор.2:7 ). «Не говорил же сего вам сначала», говорит. Почему же не сказал сначала? Чтобы не сказал кто, что Он говорил по заключению из многократных прежних случаев. Зачем же приступает Он к столь трудному делу?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010