Благодать вам и мир, скажу словами апостола, от Бога Отца нашего (343) и Господа Иисуса Христа, Надежды нашей ( Гал.1:3 ), за Которого и ради Которого это гонение, скорбь и притеснение, удаление в пустыни и ссылка, заключения под стражею и мучения и все прочие ежедневные бедственные обстоятельства и события. Поэтому, возлюбленные братия мои, желая доставить какое-нибудь утешение за отсутствием смиренной нашей особы, мы посылаем вам это послание, извещая, что непрестанно воспоминаю о вас в смиренных молитвах наших ( Рим.1:9, 10 ), воспоминая и представляя себе каждого из вас, со слезами и воздыханиями воздевая руки к Богу, чтобы мы как приняли на себя подвиги за истину и [Col. 1132] вышли с одним духом и одной душою, как бы из гнезда, из наших священных мест подвижничества, так и пребывали до конца силою Господа, имея ту же веру, ту же любовь... единодушны и единомысленны ( Флп.2:2 ) и содержа учение истины, проповеданное и написанное перед глазами и в слух всей твари поднебесной, именно: поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу, преславной и блаженной Троице, по богословскому учению; исповедовать, что одно из [Лиц] Троицы, Сын и Слово Божие, Господь наш Иисус Христос , уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек ( Флп.2:7 ), в образе нашем представляется и изображается в телесном виде, так как Он есть совершенный Бог и вместе человек, столько же подлежащий описанию, подобно нам, которых и естество Он принял, сколько чуждый этого по неописуемому естеству Божескому. Ибо не Ангелов, говорит где-то Писание, восприемлет, хотя и им свойственно принимать образ, как видели те, кто взирал Духом, но восприемлет семя Авраамово. Посему он должен был во всем уподобиться братиям ( Евр.2:16–17 ). Пусть же скажут христоборцы, как возможно семени Авраамову не изображаться на иконе? Как Он будет во всем подобным нам, братом которых Он назвался, если оказывается, что Он не получил свойства описуемости, подобно нам, братьям Его? Тогда Он не будет ни братом, ни подобным нам, поэтому Он и не человек. Такое (344) заключение следует из их слов, что Христос не изображается на иконе, подобно нам; так они разрушают спасительное Домостроительство, подобно манихеям, валентинианам и маркионитам.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Блажен исправивший прегрешения свои в старости, блажен и тот, кто хотя при кончине жизни отвлекает дух от порока: блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты (Пс. 31,1), потому что написано: Уклоняйся от зла, и делай добро; ищи мира и следуй за ним (Пс. 33,15). Потому тот, кто отстанет от греха и обратится к лучшему в каком бы ни было возрасте, тому простятся прежние его беззакония, если он принесет о них покаяние или, исправясь, возненавидит их. Но он со многими заслуживает прощение, ибо многие могли в старости оставить свои беззакония и скользкий путь юношества, но редко кто в молодые годы понес тяжкое иго с надлежащей трезвостью. Об этом иге Господь говорит в Евангелии: Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас; Возьмите иго Мое на себя (Мф. 11,28-29). Ибо кто, не обременив себя тяжким бременем греха, понесет иго в юности своей, у того особая доля, того не надлежит сравнивать со многими, но только с тем, который может о себе сказать: ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности (Пс. 4,9). Но, может быть, кто-нибудь скажет, почему Иеремия упоминает об иге тяжком, когда в Евангелии сам Господь говорит: иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11,30). Во-первых, надо знать, что в греческом подлиннике написано только иго, а не приписано тяжкое. Но следует отметить и то, что хотя в плаче Иеремии написано было так, однако в Евангелии сказано: иго благое и бремя легкое, а не иго легкое. Потому что иго слова может быть тяжко, но при том и благо: тяжко может быть юноше, который в цвете своих лет не хочет покорить духа своего игу слова. Это иго может показаться тяжко по причине строгости учения, исправления и воздержания похоти, однако оно может быть благим по плоду благодати, по надежде вечного награды и по сладости, происходящей от чистой совести. Иго слова названо благим, бремя же послушания легким, так как кто терпеливо сносит иго слова, тому бремя учения не может быть тягостно. Потому кто с младых лет несет иго, тот сядет наедине и умолкнет, радуясь, что открыты ему вечные таинства Божественной награды. И подлинно умолкнет, не имея нужды извинять себя в грехе, когда предупредил уже это благовременной исповедью и ревностным исправлением. Ибо такому не будет сказано: Чего не собрал ты в юности, - как же можешь приобрести в старости твоей? (Сир. 25,5). Можно и таким образом это понимать: кто рано понесет иго слова, то есть, с младых лет, тот не будет общаться с юношами, но сядет наедине и умолкнет, пока исполнен будет совершенства добродетели, и облечется в великое терпение: бьющему подставит щеку свою, презирая обиду биения, чтобы таким путем покориться небесным повелениям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/37/h...

В Новой же Благодати назовем такие имена: Константин Великий , Валентиниан, Гратиан, Феодосий, оба, старший и младший. К ним же в украшение следует причислить и наших защитников Святой Церкви, ревнителей Святого Православия, Российских монархов, а особенно нынешнего трудолюбца, благочестивого нашего монарха Российского, Петра Первого, явившего трудов и подвигов удивление, мужества же и храбрости всему миру чудо. У всех них была одна цель и намерение своих трудов, и все они шли на подвиг, чтобы сохранить Церковь Святую, распространение хвалы Божией и невредимую сохранность святого благочестия. Но разве может быть более яркий образ защитника Церкви, чем образ Христа, Бога нашего, Который Церковь Свою настолько возлюбил, что и Себя предал за нее, чтобы освятить ее, очистив банею одною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока ( Еф. 5, 26–27 ). Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя Иисуса ( Евр. 12, 1–2 ). Пускай каждый из нас. по мере своих сил, постарается беречь Церковь Святую, и хранить от раскола святое благочестие, и соблюдать его неотступно. Поскольку мы лоза одного Винограда Христова, как не обеспокоиться о вепрях, поедающих плод Христов, как не постараться заградить их пасть, раскрывающуюся на нас. Пускай каждый на своем месте проявит в этом деле ревность о Церкви Божией: пастыри молитвами, бдением, поучением, наставлением и всяким прилежным радением, пастырскому званию приличествующим; правители и начальники – благим советом, промышлением и властью, данной им от Бога и от царя, законы храня, непокорных смиряя, законопреступных же по их лукавым делам наказывая, и, как терновник и плевелы, заглушающие пшеницу, вон искореняя; все же христолюбцы, по силам своим и данному им таланту, умножая хвалу Божию и соблюдая исполнение Святой Церкви. Ибо все мы члены Тела Церковного, и все должны иметь промышление о своем теле: Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее ( Еф. 5, 29 ). Если же сохраним Церковь в целости, и она соединит нас в целое, и присоединит к Тому, Кто есть Глава Церкви, Христос, и Ему слава вовеки, аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Во единую святую соборную и апостольскую Церковь . Исповедуем одно крещение во оставление грехов. Ожидаем воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь. А тех, которые говорят: «было некогда время, когда Его не было», и: «прежде рождения Он не существовал», или: «Он произошел из несуществующаго», или говорят, что Сын Божий произошел от иной ипостаси или существа, что Он текуч и изменяем, – всех этих анафематствует вселенская и апостольская Церковь . Эта самая вера передана нам от святых апостолов и в Церкви святым городом предписана от всех вместе собравшихся в нем святых епископов числом свыше трехсот десяти 182 . 120. Поскольку же в наше время возникли некоторыя иныя одне после других ереси, то есть со времени царей Валентиниана и Валента, в десятый год их царствования и в шестой год царствования Грациана, то есть в девяностый год владычества Диоклетианова: то посему вы и мы, и все православные епископы, и, кратко сказать, вся святая вселенская Церковь , против возникших ересей, согласно с вышеизложенною верою святых оных отцев, так говорим, особенно же приступающим к святому крещению, чтобы они возвещали и говорили так: Веруем во единаго Бога, Отца вседержителя, Творца всего невидимаго и видимаго. И во единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия, рожденнаго от Бога Отца, единороднаго, то есть, от существа Отца, Бога от Бога, света от света, Бога истиннаго от Бога истиннаго, рожденнаго, не сотвореннаго, единосущнаго Отцу, чрез Котораго все сотворено, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое. Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшаго и воплотившагося, то есть рожденнаго совершенно от святыя Марии Приснодевы чрез Духа Святаго, вочеловечившагося, то есть приявшаго совершеннаго человека, душу и тело, и ум, и все, что составляет человека, кроме греха, не от семени мужа и не в человеке, но в Себе самом плоть образовавшаго и приведшаго в единое святое единство, не так как вдохновлял Он пророков, глаголал и действовал в них, но совершенно вочеловечившагося; ибо «Слово плоть бысть» ( Иоан. 1, 14 ), не испытав изменения и не пременив Божества своего в человечество; соединившаго в единое свое святое совершенство и Божество.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Говорил я о теле твоем, теперь буду беседовать с твоей душой, достойной пророческих украшений. Почему те же употреблю слова: «Кто эта блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце?» ( Песн 6, 10 ). Кажется мне, что я вижу тебя, сияющего и говорящего: «Ночь прошла, а день приблизился» ( Рим 13, 12 ). И так святая твоя душа смотрит на нас с заботой свыше. Ты вышел из тьмы века сего и светишь как луна, блистаешь как солнце; и справедливо сказал я, как луна: ибо хотя прежде в тени тела этого ты сиял и освещал тьму земли, но нынче, заимствуя свет от солнца правды, озаряешь дни наши. Почему кажется мне, что я вижу тебя, выходящего из тела и, прогнав ночной мрак, рано встающего, и как солнце приближающегося к Богу, и как орла, стремительно парящего и оставляющего земное. «Оглянись, оглянись, Суламита; оглянись, оглянись, – и мы посмотрим на тебя» ( Песн 7, 1 ). Обратись к нам в мире и покажи славу твою сестрам твоим, чтобы начали они радоваться о твоем покое и благодати. Хоть один раз обратись и всей мыслью поспеши к городу святых Иерусалиму. И воистину, Христос, говоря это благочестивой душе, повелевает ей ненадолго обратиться, чтобы явилась нам слава ее и будущее упокоение со святыми, а потом приказывает ей поспешить к вышнему сообществу святых. «Что вам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский» ( Песн 7, 1 ), то есть, на такую, которая против многих в теле сражалась. Ибо сражалась против врагов внешних, сражалась против обманчивых перемен века, сражалась против слабостей телесных и многоразличных страстей. Услышав от Господа: оглянись, Суламита, обратилась однажды к миру, обратилась через повторение причащения к благодати Христовой и потому прекрасно обращение ее, прекрасны стоны ее и восхождение к небу. Почему удостаивается слышать: «как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая!» ( Песн 7, 2 ), то есть, о царская дочь: ибо имела прекрасные ноги, которыми пользовалась, не обуваясь, хотя и покрывая их, так как возвышенна будучи, стопы свои направляла куда хотела, без всякого вреда или разувалась, как сделал Моисей, которому сказано: «сними обувь твою с ног твоих» (Исх.З:5)

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Евсевий, почтеннейший епископ дорилейский, сказал: «(прежде ты убил святейшего архиепископа Флавиана), ты уже убил и меня». Диоскор, почтеннейший епископ александрийский, сказал: «я отвечаю Богу и здесь и там». Евсевий, почтеннейший епископ дорилейский, сказал: «и пред законами, как сам говоришь. Зачем же я пришел? Конечно затем, чтобы требовать наказания тебе. Не для приветствий же ты сюда пришел»? Пасхазин, почтеннейший епископ, сказал: «позволено ли было епископу Флавиану, когда этот (т. е. Диоскор) слушает, говорить так же, как говорит и этот»? Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказали: «но в настоящее время собор действует с справедливостию». Луценций, почтеннейший епископ, занимавший место апостольского престола, сказал: «собор справедлив: пусть же дано будет справедливое суждение о том и о другом». – Вероникиан, благоверный секретарь императорской консистории, стал читать из того же свитка: 123 «Боголюбезнейший епископ города Палта Савва сказал: мы научены следовать (святым) отцам. Наши отцы, бывшие в Никее, говорили не от себя, но (что) возвещал Святой Дух. Подобным образом боголюбезнейший, святейший, блаженный Кирилл от Святого Духа говорил и учил о том, что говорили отцы. Ему следовал и первенствующий на Востоке боголюбезнейший Иоанн, епископ антиохийский. Ему следовал и, прежде говоривший, боголюбезнейший епископ Василий. Точно так же и я мудрствую и исповедую. Если кто во всей вселенной не мудрствует согласно с этой верою, тот чужд не только мне, но и всем истинно верующим. Прошу вашу святость отправить эту грамоту на Восток и избавить нас от нареканий. Кто не подпишется под грамотой, тот да будет нам чужд. – Боголюбезнейший епископ валентиниапольский Фома сказал: так как догматы, изложенные на святом соборе, бывшем в Никее, и в метрополии Ефесе, душеполезны, то мы так и веруем и учим наш народ. А кто мудрствует не так, того мы считаем чуждым православной Церкви. – Боголюбезнейший епископ города на острове Хиосе Трифон сказал: мы уверовали и веруем по изложению святых отцов, бывших в Никее, и блаженнейшего и святейшего архиепископа Кирилла.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Т. е. ты будешь причиной благословения для многих; митрополит Филарет прибавляет: «Как источник, как образец благословения для многих» ( Быт. 28:4 ). Быт. 12 Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; Т. е. друзья твои будут Моими друзьями, и враги твои будут Моими врагами. и благословятся в тебе все племена земные. Благословение, нисходящее чрез Аврама, говорит м. Филарет, противополагается всеобщему проклятию Адамову. Заметим, что в благословении Божием призываются к нему все племена земные, без различия рода и племени. Не особого Бога Израильского имел в виду Ветхий Завет , как говорили некоторые писатели (и даже Гегель в своей Философии религии) и проповедовали гностики (Архон базилидиан, Иалдабаот офитов и Демиург валентиниан), а Отца всех людей и Творца мира. Открываясь одному избранному человеку, передающему это откровение своему потомству, Творец вступает впервые в тесную связь с человечеством вообще, и, определяя Себя словами «Аз есмь Сущий» (был, есмь и буду) Моисею ( Исх. 3:14 ), Он указывает, что Он «Господь, Бог отцов ваших: Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова» ( Исх. 3:15 ). Быт. 12:4 И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. Быт. 12:5 И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; The new Bible commentary of the Anglican church указывает, что в переложении Онкелоса место это передаётся так: «И все души, которых они обратили к закону в Харране». Точно так же иерусалимские таргумы (перифразы Библии) читают это место: «Все души, которым они проповедовали в Харране». Об этом мнении упоминает и митрополит Филарет, но присовокупляет, что проще разуметь это место, что оно упоминает о рабах, приобретённых в Харране. и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. Митрополит Филарет говорит: «Поскольку намерение дать землю сию Авраму Бог утаил от него до вступления в неё, то надобно, чтобы он имел некоторые знамения… какие они были – неизвестно».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Итак, праотец Надав, начальник народа, восклицает, обращаясь к тебе: «Слыши, дщерь, и смотри... И возжелает Царь красоты твоей» ( Пс 44, 11–12 ). «Как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая! Округление бедер твоих как ожерелье» ( Песн 7, 2 ), то есть, постоянные твои в делах благодушие и умеренность равны великим триумфам. По причине твоей умеренности и миролюбию Галлии не тягостен был враг, и Италия прогнала своего неприятеля, приближавшегося к границам ее. Ведь несомненно, что золотая цепь является наградой за победу: ибо храбро подвизавшимся на войне дается она. «Живот твой – круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями, Шея твоя, как столп из слоновой кости; глаза твои озерки Есевонские» ( Песн 7, 3–5 ) Превосходный пуп души, который принимает все добродетели, как чаша, наполненная самим виновником веры, ибо премудрость в чаше растворила вино свое, говоря: « идите, ешьте хлеб мой, и пейте вино, мною растворенное» ( Притч 9, 5 ). Ибо этот пуп, украшенный добродетелями, исполнен всякого растворения. Чрево его также наполнено было не только правдой, как пшеницей, но изобиловало, как лилия, приятностью. Шея его покорена была игу Христову. Голова его увенчивалась кровью Господней более, нежели царскими диадемами. Поэтому справедливо, как царь и победитель греха, в небесной короне восходит, и душе его Бог говорит слово: «украсилася еси, и усладилася еси любы в сладостех своих» ( Песн 7, 7 ). Украсилась красотой добродетели, усладилась же благодатью. Высока как пальмовое дерево, которое наградой бывает побеждающего. Навстречу этой восходящей душе исходит Грациан и, обняв, говорит ей: «Я принадлежу другу моему, и ко мне обращено желание его» ( Песн 7, 11 ). Или желая быть вместе с ним, или как ходатай предстоя, по любви к брату, восклицает, что обращение его должно предпочтено быть самой его благодати. " Прииди, – говорит, – возлюбленный мой, и выйдем в поле, побудем в селах; Поутру пойдем в виноградники» ( Песн 7:12–13 ), то есть ты пришел туда, где раздаются плоды разных добродетелей, где изобилуют награды. Выйдем в поле, где труд не тщетен, но приносит плоды благодати. Что посеял на земле, то пожни здесь, что там расточил, то здесь собери. Выйдем в поле, где благовоние Иаковлево, – то есть, приди в недра Иакова, да как убогий Лазарь на лоне Авраамовом, так ты в обиталище праотца Иакова покоишься, ибо лоно праотцов есть жилище некое вечного покоя. Ибо справедливо, что Иаков – поле плодоносное, как праотец Исаак засвидетельствовал следующими словами: «вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь» ( Быт 27, 27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Каких же наказаний должен ожидать тот, который отдаст отчет не только за грехи, совершенные им самим, но подвергнется крайней опасности и за грехи других? Если мы, помышляя об отчете за собственные прегрешения, трепещем, не надеясь избежать вечного огня; то какое мучительное ожидание должно быть у того, кто будет отвечать за столь многих? А что это справедливо, выслушай блаженного Павла, или лучше говорящего в нем Христа: « повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет » (Евр. 13:17). Разве мал ужас такой угрозы? Нельзя сказать этого. Впрочем, всего этого достаточно для убеждения самых недоверчивых и суровых людей в том, что я не по гордости и честолюбию, но единственно устрашась за себя и представив трудность дела (пастырского), обратился в бегство. О СВЯЩЕНСТВЕ. СЛОВО ЧЕТВЕРТОЕ. Возражения Василия, что все сказанное его другом относится к тем, которые сами добиваются священства, а не к тому, кого против воли привлекают к нему. — Опровержение этого возражения. — Примеры Саула, Илии, Аарона и Моисея. — Иуда был призван к апостольству. — Рукополагающие недостойных подлежат одинаковому с ними наказанию. — Необходимо рукополагать с крайней осторожностью. — О церковном служении. — Дар слова, как необходимая принадлежность священника. — Без дара слова не достаточно ни доброго примера, ни даже дара чудотворения. — Слово, как единственное оружие, которым можно отражать врагов Церкви. — Сравнение Церкви с сильной крепостью. — Главные враги, с которыми приходится Церкви иметь дело: иудеи, язычники, манихеи, валентиниане, маркиониты, савеллиане, ариане. — Враги домашние, возбуждатели праздных и неразрешимых вопросов. — Возражения Василия: не презирал ли красноречия ап. Павел? — Нет, он осуждал только легкомысленное искусство риторов своего времени. — Если какой служитель Иисуса Христа мог бы обойтись без дара слова, то именно ап. Павел, обладавший даром чудотворения и несравненной любовью к Господу Иисусу. — Красноречие ап.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«...На следующий день после того как я прибыл в Трир, я пришел во дворец. Ко мне вышел Галликан, спальник и царский евнух. Я попросил его, возможно ли мне войти. Он спросил, имею ли я рескрипт твоей милости 47 . Я ответил: «Имею». Он сообщил, что меня могут принять, но не иначе, как в консистории. Я сказал, что это не соответствует рангу священника, во всяком случае, есть кое-что, о чем я серьезно должен поговорить со своим государем. Он пошел спросить у него, но я полагал, что он вернется с тем же, чтобы стало ясно, что он делает это по воле других. Однако я сказал, что хотя это и чуждо нашей должности, я не буду пренебрегать принятыми на себя обязанностями, особенно из-за тебя и из-за хлопот в связи с твоим благочестием к брату 48 . Когда он заседал в консистории, я вошел. Он поднялся, чтобы поцеловать меня. Я стоял между членами консистория. Некоторые стали рекомендовать мне, чтобы я поднялся к нему навстречу, и он позвал меня. Я ответил: – Почему ты приветствуешь поцелуем того, кого ты не признаешь? Ведь если бы ты признал меня, ты не встретил бы меня в этом месте. – Епископ, ты расстроен, – говорит он. –  Не от обиды, но от стыда, что нахожусь в неподходящем месте. –  Но во время первого посольства ты ведь пришел в консисторий. –  Это не было моей погрешностью: звавшего, а не пришедшего в том вина. –  Почему же ты пришел? –  Потому что тогда я просил мира, как от низшего, теперь – как от равного. –  Чьей же милостью равного? –  Всемогущего Бога, который сохранил Валентиниану царскую власть, данную Им. Наконец, он разразился: – Потому что обманули меня ты и тот Бавтон, который хотел присвоить себе царство под видимостью управления мальчишкой, который даже варваров напустил на меня, как будто я сам не имел так много тысяч варваров, которых я мог привести с собой, которые служат мне и которые получают от меня плату. Что было бы, если бы я в то время, когда ты приезжал в Трир, не был удержан? Кто воспрепятствовал бы мне и моей силе? На это я спокойно возразил: – Не нужно расстраиваться, так как нет никакого основания для волнения, но терпеливо выслушай, что я отвечу на это. Поэтому я и пришел, так как первым посольством, когда ты мне доверился, как ты объявил, ты был обманут мною. Слава мне, что я спас мальчика- сироту – императора. Что же для епископа выше, чем долг защищать сирот? Ибо написано: «Спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» 49 ; и другое: «отец сирот и судья вдов» 50 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010