«Я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» ( 1Кор.15:34 ). Именно ссылаясь на Священное Писание, Павел проповедует смерть Христа и Воскресение. Прочитанное в свете того, что Бог содеял во Христе, Священное Писание предоставляет понятия и образы, цельный контекст, исходя из которого апостолы уясняли смысл того, что свершилось, и с помощью которого они изъясняли и проповедовали Слово Божие. Таким образом, например, Страсти Христовы описаны ими как истинная и пер- —144— вая Пасха (само это слово стали производить от слова «страдание»), Пасха-Исход была только отображением ее; именно Христос – истинный Агнец Божий. Апостол Матфей пользуется таким типологическим подходом, описывая Христа как нового Моисея, восходящего на гору, чтобы принести закон, а апостол Павел описывает Христа как нового Адама, пришедшего исправить ошибки Адама первого, вполне определенно и ясно называя того «образом будущего» ( Рим.5:14 ). Такой типологический подход, понимающий Христа в свете Священного Писания, продолжает использоваться в канонических Евангелиях. Так, у святого апостола Марка самое «начало Евангелия Иисуса Христа» поясняется цитацией места из пророка Исаии ( Мк.1:13 ; Мал.3:1 ; Ис.40:3 ). В Евангелии от Матфея то же сопряжение со Священным Писанием прослеживается повсюду, всё повествование выстроено вокруг пророчеств и их исполнения. А вот у апостола Луки этот подход представлен в качестве герменевтики, фундаментальных принципов истолкования, которым учил Сам воскресший Христос, просвещая Своих учеников: «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» ( Лк.24:27 , ср. Лк.24:4449 ). У святого апостола Иоанна отношение между Священным Писанием и Спасителем утверждается чрезвычайно настойчиво Самим Христом: «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал обо Мне» ( Ин.5:46 ). Описание Христа и Его трудов в канонических Евангелиях достойно увенчивается описанием Страстей Господних и само осмысляется в перспективе предстоящего, с постоянным соотнесением с образами Священного Писания. Напротив, сочинения неканонические, такие, как Евангелие от Фомы или Евангелие Истины Валентиниана, напрочь лишены истолкования в свете Священного Писания, в них также нет, по крайней мере, в Евангелии от Фомы, описания Страстей Господних.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Адепты движения Валентина также нашли на сирийском Востоке восприимчивую почву. Самый ранний период существования этого движения остаётся совершенно скрытым от нас. Трудно сказать, была ли Антиохия тем важным посредником, который привёл в соприкосновение валентиниан с сироговорящими христианами. Однако замечание Тертуллиана о деятельности Аксионика в Антиохии всё равно представляет интерес. Самое раннее упоминание о существовании движения валентиниан в Эдессе присутствует в житии Бардесана. По сообщению жития, движение валентиниан существовало в Эдессе уже во II веке. Надёжность жития Бардесана как источника сомнительна, однако это сообщение может быть и правдивым. О влиятельности движения валентиниан можно судить по тому факту, что некоторые из характерных для него формул присутствуют в ранней богослужебной традиции. Существование эдесской общины валентиниан подтверждают письма Юлиана Отступника. Имеются определённые признаки того, что валентиниане вели свою деятельность в Осроене. Ефрем также говорит об их деятельности и печалится о судьбе того стада, которое Валентин собрал, уведя его из Церкви. Это движение достигло и территорий за Тигром, продолжая привлекать к себе новых адептов на персидской территории. Свидетельство об этом содержится в творениях Афраата. Имеются и другие указания на то, что это движение должно было играть заметную роль. Имевшие место ошибочные интерпретации гнозиса Валентина указывают на то, что при исследовании роли аскезы в нём надо постоянно опираться на определённые предпосылки. Кроме того, источников об учении валентиниан совсем не много, а те, что имеются, – далеки от объективности и честности. Религиозная жизнь в учении валентиниан понималась философски и располагалась между двумя полюсами. С одной стороны, одушевлённое создание должно быть научено добру, чтобы получить духовное семя. С другой стороны, это духовное семя должно укорениться, для того чтобы человек стал духовным. Согласно принципу сизигии, эти два положения дополняют друг друга. Через их союз душевная природа будет использована, а духовное семя укоренится и разовьётся, поскольку семени для его развития нужны душевные и чувственные свойства.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

35 Хронология Аммиана Марцеллина относит поход в Африку к 371 году, тогда как большинство исследователей – к 372 г. или к началу 373 г. См. Sievers Op. cit. s. 288; Richter “Das Westromische Reich”, Berlin 1865, s. 392. 39 Кроме Аммиана Марц. о походе Феодосия в Мавританию кратко замечают: Zosim. Hist. IV, 16; Орозий Op, cit. VII, 33; Симмах, l. X, Ep. I; l. X, Ep. 29 (Migne ser. lat. XVIII). 41 Richter. Op. cit. s. 402. Определение года смерти Феодосия-отца имеет очень важное значение, так как от той или другой даты зависит определение года появления в Испании Феодосия-сына. Обычно относят удаление Феодосия “junior” в Испанию к 376 г. (См. Guldenpenning und Ifland Op. cit. s. 55; Tillemont Op. cit. V, 2, p. 445; Goyau “Chronologie de l’empire romaine”, Paris, 1891, p. 553), что приблизительно точно. Аргументация такова: смерть Феодосия-отца несомненно последовала после смерти Валентиниана – см. Иероним “Творения” т. V, русск. пер. Хроника; Oros. VII, 33 (Adversum paganos). Смерть же Валентиниана, по более вероятной хронологии в данном случае Аммиана Марц., произошла в 375 г. (XXX, 5). Сократ еще добавляет: 17 ноября (IV, 31). В пользу этой даты говорят следующие факты: 1) Валент, брат Валентиниана, после смерти последнего царствовал три года (Socr. IV, 38). Chronique de Mischel le Syr. VII, 7, близкая к Сократу, насчитывает только два года, что очевидно ошибка, так как хроника определяет года Валентиниану – 54 г. (ср. Socr. IV, 31) и Валенту – 50 лет (Socr. IV, 38) совершенно согласно с Сократом; 2) Грациан, соправитель Валента и преемник Валентиниана, царствовал 3 года до Феодосия В. (Cedreni “Hist. compendium” p. 550); 3) Феодосий В. – можно считать научным фактом – вступил на престол в начале января 379 г.; 4) Валент умер 9-го августа 378 г. Отсюда, если мы отбросим от 379 г. те три года, во время которых управляли Грациан и Валент, то и получим дату смерти Валентиниана – конец 375 г. Chronicon paschale Migne ser. gr. t. 92 относит смерть Валентиниана к 378 г., а хроника Иеронима (русск. перев. т. V) – к 379 г., что очевидно абсурд. Отсюда, смерть Феодосия-отца могла последовать или в конце 375 г., или в начале 376 г. Значит и бегство Феодосия в Испанию случилось не позже 376 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так, Валентиниан с момента своего вступления на престол категорически заявил, «что каждый с полной свободой может следовать избранной религии» 1877 . По свидетельству Аммиана Марцеллина, Валентиниан занимал средину между разностями религий, никого не тревожил. не приказывал, чтобы почитали то или это, не принуждал подчиненных угрозами к тому, что он сам почитал, но оставлял всех в том положении, в каком находил 1878 . Эти гуманные воззрения легли в основу его отношения к язычникам. Действительно, он не стеснял язычников в отправлении ими своего культа, хотя и не разрешал вредного для государства. Юлиан возвратил языческим храмам принадлежавшее им раньше имущество, присвоенное при Константине частными лицами; Валентиниан снова отобрал его, но не возвратил тем, которые владели им до Юлиана, не имея на то ни малейшего права; он присоединил все к государственным владениям 1879 . Аммиан Марцеллин 1880 , причины издания этого закона видит, с одной стороны, в жадности Валентиниана, а с другой – в желании облегчить народ, угнетаемый налогами. Несомненно, отчасти это была своего рода финансовая операция, а отчасти уничтожение несправедливостей, допущенных Юлианом. Что же касается меры присоединения отобранного к государственным владениям, а не возвращения прежним владельцам, то в этом сказалась политическая мудрость Валентиниана. «Если бы император возвратил церквам отданныя им раньше богатства храмов, он оказался бы покровительствующим одной религии на счет другой. Боязнь выйти из того положения беспристрастия, которое он поставил для себя безусловным правилом, и была, вероятно, главной причиной его распоряжения» 1881 . Далее, Валентиниан возобновил упраздненные Юлианом законы против тайных жертвоприношений, гадателей по гороскопам, предсказателей судьбы, под угрозою строжайшего наказания (в 364 г.) 1882 . Впрочем нужно заметить, что побуждение к изданию таких эдиктов было не религиозное, а скорее политическое, так как волшебные искусства гадания и теургии связывались с интригами в отношении государственных дел 1883 . Совещания с гаруспициями для невинных (дел) целей, однако, еще позволялись 1884 . Как показывает последнее разрешение, Валентиниан не был в принципе против гаруспиций, но только, видимо, не хотел, чтобы к ним примешивались преступные деяния. Запретив ночные жертвы, Валентиниан, однако, сделал уступку для элевзинских таинств, по настоянию Претекстата, правителя Ахаии, оставил жрецам их древние привилегии 1885 , и многих язычников сохранил на их должностях 1886 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поль Аллар Седьмая глава. Переходная пора. – Валентиниан, Валент, Грациан 1.Валентиниан В иные времена жизни народов история представляет замечательное зрелище. Она или воспроизводит, – то в ослабленном, то в преувеличенном виде, – черты прежних событий, или исчезнувших личностей; или представляет как бы неопределенные очертания новых обстоятельств и будущих героев. Кажется, что так именно было в те царствования, которые следовали за Юлиановым. Валентиниан имеет некоторое подобие Константина; Валент повторяет, в преувеличенном виде, промахи или даже преступления Констанция; Грациан предвещает Феодосия и подготовляет ту перемену, какая произойдет при этом последнем государе в отношениях государства к двум соперничавшим религиям. Валентиниан исповедовал христианскую веру при Юлиане 527 : можно было бы подумать, что по крайней мере на Западе (западную часть империи он оставил за собою при разделении государства со своим братом Валентом) начнется христианская реакция. Но ничего подобного не случилось. Валентиниан ограничился тем, что утвердил несколькими частными мерами свободу религий, наскоро восстановленную его предшественником. Он просто поставил христиан в то законное положение, в каком были они до Юлиана. Один ответ, данный Валентинианом в самом начале его царствования православному епископу Гераклеи, который просил у него разрешения пользоваться своею властью на пользу истинной веры, заранее намечает его религиозную политику. «Я человек светский», говорит он; «я не могу тщательно рассматривать истин веры. Это дело духовных властей» 528 . Он остается представителем светской власти даже и тогда, когда издает законы в пользу христиан. Ни один государь не был так мало «епископом внешних». Первою его заботою было отменить закон Юлиана, запрещавший почитателям Христа преподавание древней литературы. Но вместо того, чтобы пустым ругательствам Юлиана, направленным против христианских учителей, противопоставить такие же разглагольствия противоположного характера и пространно опровергать многоречивое распоряжение покровителя язычества, – он высказывает все в двух строках, давая понять, что его желание – быть справедливым, и умалчивая о своих личных предпочтениях. «Всякий, кто по своим склонностям и способностям достоин быть преподавателем для юношества, – будет иметь право или открыть школу, или собрать опять своих рассеянных слушателей» 529 . Это – повелительная краткость древнего законодателя: сам Константин не говорил таким слогом, когда дело шло о религиозном интересе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новый император был крещеным христианином и привер­женцем Никейского символа. Созомен рассказывает, как еще при Юлиане он, будучи уже высокопоставленным военачальником, находился рядом с императором, когда тот входил в языческий храм для жертвоприношения. «Жрец, держа в руках мокрое кро­пило... оросил входящих. При этом одна капля упала на платье Валентиниана, и он... тотчас, при глазах царя, отрезал обрызган­ную часть платья и бросил ее вместе с самою каплею» 277 . За свою ревность он поплатился ссылкой в армянскую Мелитину, отку­да был возвращен уже Иовианом. Уже при самом своем поставлении императором Валентиниан обнаружил способность противостоять требованиям тол­пы. Увенчанный диадемой, он взошел на трибунал, чтобы обра­титься к окружавшим его воинам. Но тут раздались крики солдат, требовавших немедленного назначения соправителя. В ответ Валентиниан, перекрывая шум возбужденной солдатской мас­сы, заявил, что, хотя он и согласен с необходимостью избрать соправителя, но он сам выберет для этого подходящий момент. «Окончив эту речь, впечатление от которой усилил неожиданно властный тон, император вызвал всеобщее к себе сочувствие... Осеняемый орлами и знаменами, окруженный с почетом отряда­ми всех частей и ставший уже грозным, Валентиниан был отве­ден во дворец» 278 . На следующий день он приказал войскам выступить в поход. По прибытии в Никомидию он назначил начальником импера­торской конюшни со званием трибуна своего младшего брата Валента. Затем, уже в Константинополе, 28 марта Валентиниан провозгласил брата соправителем с титулом августа. Многие из офицеров и солдат были недовольны таким избранием, но они благоразумно скрыли свое разочарование. Валент не был попу­лярен, да его ранее и не знали в войсках. Уже сама его непрезен­табельная внешность, не в пример старшему брату, вызывала разочарование: «Цвет лица у него был темный, зрачок одного глаза слепой... рост не высокий и не низкий, ноги несколько выгнуты, и живот немного выдавался» 279 . Он не обладал талан­тами старшего брата, но избран был потому, что Валентиниан ему доверял. Валент был на 7 лет моложе старшего брата. Как и тот, он был воспитан как христианин и отличался религиоз­ной ревностью, но, крещенный в Константинополе арианином Евдоксием, он и сам стал приверженцем этой ереси и в пору сво­его правления оказывал ей энергичное покровительство за счет православных никейцев, в то время как Валентиниан, сам при­верженец учения о единосущии, в своей религиозной политике обнаруживал широкую веротерпимость, граничащую с полным нейтралитетом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

А., в которых предлагается своего рода «коррекция» гностицизма, нередко представляющая собой попытку пересказа истин христианства на языке гностиков-валентиниан. Рассуждая о содержании «Стромат», К. А. неск. раз свидетельствует о желании опровергнуть еретические лжеучения (см., напр.: Clem. Alex. Strom. IV 1. 2. 2-3; VI 15. 89. 1-2), подразумевая под ними мнения различных гностических учителей. Фактически понятия «еретик» и «ложный гностик» для К. А. являются синонимичными; еретиками для него оказываются все действующие внутри христианства и от имени христианства учителя, к-рые не следуют Свящ. Писанию и церковному Преданию, а предлагают вместо этого своим ученикам разработанные ими самими системы «гносиса» (см.: Ibid. VII 16-17; подробнее о понятии «ересь» у К. А. см.: Le Boulluec. 1985. T. 2. P. 263-438). Среди гностических групп, являвшихся объектами полемики К. А., выделяются 4 основные. В 1-ю группу входят рим. гностик александрийского происхождения Валентин и его последователи валентиниане, в т. ч. Феодот и Ираклеон . К. А. неоднократно излагал и критиковал воззрения валентиниан в «Педагоге», «Строматах», «Извлечениях из сочинений Феодота...», «Избранных местах из пророческих писаний» (см.: Clem. Alex. Paed. I 6; Strom. II 8. 36. 2-4; 20. 114. 3-6; III 7. 59. 3-4; IV 13. 89. 2-3; VI 6. 52. 3 - 53. 1; Exc. Theod. passim; Eclog. proph. 25). К. А. знал мн. сочинения валентиниан: он цитирует толкования Ираклеона на Евангелие (Strom. IV 9. 71-73; Eclog. proph. 25) и сочинение «О друзьях» Валентина (Strom. VI 6. 52. 3); в «Извлечениях из сочинений Феодота...» используется некое сочинение валентиниан, к-рое также было известно сщмч. Иринею Лионскому; упоминаются письма Валентина (Strom. II 20. 114. 3; III 7. 59. 3). В полемике с валентинианами К. А. затрагивал мн. богословские темы, в т. ч. учение о Боге, о Логосе, о Боговоплощении и спасении, о таинстве Крещения; при этом по некоторым вопросам взгляды К. А. оказываются близки к мнениям валентиниан. Членами 2-й группы являются александрийский гностик Василид и его последователи, в т.

http://pravenc.ru/text/Климента ...

В валентиниановском учении об Ахамофе, как творце мира, нужно обратить внимание на то обстоятельство, что здесь все творение представляются образами и подобиями Плиромы 660 . Абсурдность означенной мысли очень хорошо выявлял в своих творениях св. Ириней, когда указывал валентинианам, что в таком случае вечный огнь, диавола и ангелов его надо признать образами и подобиями Плиромы 661 . He желая быть причастными такому абсурду, валентиниане заявляли, что эти вещи суть образы Помышления впавшего в страсть эона (т.е. первоначальной Софии) 662 . Мы не будем приводить по поводу этого абсурда валентиниан нового возражения со стороны св. Иринея 663 . Мы только отметим, что валентиниане именуют, как свидетельствует св. Ириней, Ахамофу Осмерицею, Премудростию, Землею и Иерусалимом 664 . По поводу означенных наименований Гарвей говорит: «Все эти имена показывают, что Ахамофа занимает посредствующее положение между божественною первообразною идеею и творением: она была отражением одной, и потому она мужеско-женская, и вместе служила образцом для осуществления в последнем и потому она названа Землею и Иерусалимом» 665 . Из приведенных слов Гарвея видно, что валентиниане считали Ахамофу образцом всего творения, что то же – первообразом последнего, чем была в их глазах для творения и Плирома. Следовательно, все творение было образом Плиромы и Ахамофы, как своих первообразов. Отсюда ясно, что по учению валентиниан не только вечный огонь, диавол и ангелы его являются ее образами, но и вообще все творение. 3. Особенное значение, по учению валентиниан-маркосиан, числа Плиромы, как лежащего в основе тварных явлений. Значение букв греческого алфавита, по учению гностика Марка В связи с учением валентиниан о творениях, как образах и подобиях Плиромы, мы находим у них учение об особенном значении числа Плиромы, т.е. 30-ти Божественных эонов, а также чисел: 8, 10 и 12, составляющих отдельные части Плиромы. По их представлениям и в частности по учению маркосиан, последователей Марка, главного представителя одной из валентиниановских школ 666 , число Плиромы лежит в основе всех явлений в жизни природы и в жизни человеческой, как образов и подобий того же числа Божественной Плиромы 667 . В таком смысле, по свидетельству св. Иринея, объясняются валентинианами многие места из Библии, в которых упоминаются числа: 8, 10 12 и 30 668 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

1340 Впервые представители германского (аланского?) рода Аспаров упоминаются в 421 г. Тогда стратиг Ардавурий стоял во главе отряда, посланного против персов. Во время войны с Иоанном отец первое время возглавлял пехоту, а сын стоял во главе конницы. В 427 г. Ардавурий назначен консулом. Аспар в 431 г. возглавлял флот и войска, отправленные в Африку против Гейзериха, короля вандалов, причем позднейший греческий писатель Феофан приписывает неуспех экспедиции измене Аспара и его арианству. В 434 г. Аспар был патрицием и консулом; в 441 г. он упоминается в звании главнокомандующего войсками Востока, в каковом звании участвует в 447 г. в походе против Аттилы. 1341 Валентиниан III, Флавий Плацид (род. 2.07.419 г. в Равенне, ум. 16.03.455 г. в Риме), император Западной Римской империи с 23.10.425 г. Валентиниан III был сыном полководца Констанция и дочери Феодосия I Галлы Плацидии. После смерти Гонория Феодосий II сделал Валентиниана III правителем Западной Римской империи. До 437 г. регентшей при нем состояла его мать Галла Плацидия. До 454 г. Валентиннан III находился под влиянием полководца Аэция. Несмотря на усилия последнего, направленные на защиту государства от нападений германских племен, процесс распада Западной Римской империи шел безостановочно. В 429–439 гг. вандалы под предводительством Гейзериха захватили Африку. Британия досталась англам, саксам и ютам. В качестве федератов свевы в Испании, вестготы, франки, аланы и бургунды – в Галлии, алеманны – в предальпийских областях, гунны – в Паннонии приобретали все большую независимость. Галлию и Испанию потрясали восстания багаудов. Несмотря на это, Аэций с помощью вестготов в 451 г. разбил на Каталаунских полях вторгшихся в Галлию гуннов; последовавшее в 452 г. нападение Аттилы на Верхнюю Италию также было отражено. В 454 г. Валентиниан III казнил Аэция, однако вскоре после этого сам был убит его приверженцами, объединившимися с сенатской знатью. Резиденциями Валентиниана III были попеременно Равенна и Рим. Валентиниан III заботился об улучшении административного управления и обороны; в 445 г. он укрепил положение папы, признав за ним высшие судебные полномочия. Валентиниан III был последним представителем династии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Они хотели воспользоваться тем, что Амвросий находился вдали от императора, но эта попытка не была счастливее предыдущих. Валентиниан, навсегда запомнивший трогательную сцену, свидетелем которой он был в детстве, не проявлял никакого колебания, когда дело касалось вопросов веры, и отказал сенаторам. «И, однако, – говорил позднее Амвросий, – я не успел даже написать ему». Арбогаст, который, может быть, допустил депутацию лишь для того, чтобы смутить молодого императора и причинить обиду Амвросию, слишком хорошо знал отношение Феодосия к этому вопросу, чтобы настаивать на таком щекотливом деле, и Валентиниан мог в этот день чувствовать себя действительно императором. Этот кажущийся успех, по-видимому, и побудил Валентиниана на решительный шаг, последствия которого он недостаточно рассчитал. Через несколько дней, когда он восседал на троне в собрании Совета, Арбогаст по обыкновению представил ему для подписи заготовленный приказ по армии. Валентиниан взял протянутую ему бумагу, отложил ее в сторону и велел докладывать вместо нее другую, которую приготовил он сам. Арбогаст взял ее и к своему удивлению увидел, что это был приказ о лишении его начальства над войском. Не колеблясь, дерзко ответил он: «Не от тебя получил я эту должность, и не ты будешь и смещать меня!» Затем разорвал бумагу и бросил на пол. Валентиниан обвел взором присутствующих, но все сидели безмолвно, и никто не выступил на защиту его. В отчаянии бросился он к воину, стоявшему y подножия трона, с тем, чтобы вырвать у него меч. «Что ты намерен делать, – сказал Арбогаст, схватив его за руки, – меня убить?» «Нет, – ответил император, – я сам хочу умереть, лучше не жить, чем царствовать, не обладая в действительности никакой властью». Противников, набросившихся друг на друга, разняли, и заседание было закрыто. Положение становилось невозможным; обе стороны одинаково чувствовали себя не в безопасности. Валентиниан отказывался подписывать приказы по армии, так как всегда подозревал, что в них скрывается коварная западня против него; Арбогаст, с своей стороны, далеко не был уверен, что Феодосий, горячо полюбивший своего шурина, не станет на его сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010