После того как священника перевели в Иверский храм, незрячие дети и их родители влились в приходскую воскресную школу. Возглавляющая это направление супруга отца Павла Валентина Матюшина рассказывает: — Мы использовали опыт занятий с обычными ребятами на приходе. Посоветовались с дефектологом. Специалист сделал ряд ценных замечаний. Так, мы избегаем обсуждать с плоховидящими то, чего мы сами никогда не видели. Например, не говорим об ангелах, потому что незрячим невозможно объяснить то, что преподаватель физическими очами не лицезрел. Методические материалы к занятиям для слабовидящих готовим плоскопечатные, а для незрячих — с использованием брайлевского шрифта. В этом нам помогает Удмуртская республиканская библиотека для слепых и одна из коррекционных школ Ижевска. Сейчас в воскресной школе занимаются 22 таких семьи. Конечная цель просветительского проекта, по словам супругов Матюшиных, — сделать православный храм для незрячих домом, в котором они стали бы своими. Стандартный курс обучения рассчитан на пять лет, и уже есть первые примеры, когда выпускники — юноши и девушки — становятся постоянными прихожанами храмов епархии. — Даша пришла к нам школьницей. Блестяще окончила воскресную школу, — рассказывает отец Павел, — научилась уверенно передвигаться по городу. К сожалению, ее родители так и не воцерковились. Зато она, теперь уже совершеннолетняя, регулярно приходит на исповедь и на причастие. Интегрировать молодых людей с особенностями здоровья в православную общину на столичном Никольском приходе на Трех Горах пробуют иначе — через освоение азов профессионального мастерства. Летом здесь открылось инклюзивное пространство «Никольская мастерская». В перспективе собираются запустить гончарный и столярный цеха, а пока начали обучать нескольких молодых людей со сложными диагнозами азам швейного ремесла. — В моей семье растет девятилетний ребенок с инвалидностью, поэтому я не понаслышке знаком с трудностями, которые сулит такому человеку переход к взрослой самостоятельной жизни, — рассказывает инициатор этого начинания священник Василий Орехов. — Общаясь с такими же семьями, видел, сколько в этом боли. Начать мы решили с ремесел, освоение которых, во-первых, доступно людям, у которых нарушены какие-то важные функции организма; во-вторых, полезно для развития мелкой моторики; в-третьих, в будущем способно приносить стабильный доход. Через некоторое время вокруг нашей мастерской, надеюсь, сложится община, которая вольется в приход храма на Трех Горах. Но пока приходское помещение, в котором мы должны разместиться, ремонтируется, и нас приютил благотворительный фонд «Образ жизни». А с приобретением швейных машин помогла известный московский дизайнер Алена Ахмадуллина.

http://patriarchia.ru/db/text/6003145.ht...

  Итог утренней секции подвела вдохновенным выступлением Маргарита Георгиевна Логутова (ОР РНБ). Ее сообщение было посвящено библиотечному каталогу Вайссенау, старейшего монастыря премонстрантов в Германии. Книжный инвентарь был записан в конце XII в. на одном из чистых листов большеформатной двухтомной Библии. Сама Библия, по аргументированной гипотезе исследовательницы, была обозначена в инвентаре как bibliotheca — словом для именования Священного писания в Средневековье настолько же редким, насколько и красноречивым.   Во второй половине дня Екатерина Владимировна Антонец (филологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова) обобщила результаты своей многолетней работы с более чем пятьюдесятью рукописями классических авторов, хранящимися в собрании РНБ, и представила несколько открытий последних лет. Особый интерес участников привлекли обнаруженный недавно фрагмент-бифолио Х в. с «Грамматикой» (Institutiones grammaticae) Присциана и два тома «Дигест» Юстиниана, датируемые XIV в. Последние были известны с момента поступления в библиотеку в 1920 г., но их происхождение оставалось неясным. Исследование Е. В. Антонец показало, что оба тома были приобретены Г. фон Эмичем в 1896 г. на аукционе «Сотбис» и затем, через частное собрание Б. В. Никольского, перешли к РНБ. Изабель Дреланс (Isabelle Draelants), руководитель исследовательского отдела Института исследований истории текстов (Париж), обратилась к петербургской иллюстрированной рукописи трактата «De ordine et positione stellarum», происходящей из библиотеки Сен-Жермен-де-Пре и, вероятно, написанной ок. 1200 г. в Корби. Путем всестороннего тщательного изучения текста, иконографии, комментариев и кодикологического строения сохранившейся части кодекса она определила его место в рукописной традиции и историю, по всей видимости восходящую к каролингским протографам середины — второй половины IX в.   Доклад Валентина Леонидовича Портных (Новосибирский государственный университет) подробно познакомил слушателей с недавней находкой в библиотеке Томского государственного университета коллекции позднесредневековых кодексов, грамот и документов из Гамбурга, Любека и Гальберштадта.

http://bogoslov.ru/event/6020712

— Несколько лет назад Вы делали доклад об использовании текстов Священного Писания при составлении служб. К каким библейским текстам, по Вашему мнению, следует обращаться при составлении служб новомученикам и каким образом их использовать? — В современной гимнографии продолжается древняя традиция использования строк и образов из Священного Писания в богослужебных текстах, а какие именно строки включать в службу тому или иному новомученику, каждый раз приходится решать заново. Гимнографу хорошо иметь при себе блокнот, в котором можно отмечать понравившиеся места при чтении Священного Писания — иногда какие-то редкие строки, которые не на слуху и не в памяти, могут очень хорошо подойти по смыслу для одной из будущих служб. Известно, что в богослужении чаще всего используется Псалтирь, это справедливо и для служб новомученикам. К слову, в свое время место Псалтири в церковной гимнографии исследовал личный секретарь Патриарха Тихона преподобномученик Неофит (Осипов) в работе «Псалтирь в богослужебных книгах». Жаль, что этот справочный труд у нас еще не издан, он мог бы стать хорошим пособием для начинающего гимнографа. Слова псалмов помогают очень просто и глубоко описать духовный образ праведника; так, в службе на обретение мощей Патриарха Тихона одна из стихир на хвалитех (глас 6) построена на цитатах из Псалтири, а именно из 16-й кафизмы, при чтении которой, по словам иеросхимонаха Валентина (Гуревича), и был обнаружен гроб Патриарха. При этом индивидуальные черты святителя не растворяются в цитатах, а, наоборот, становятся более ясными, четкими: «Страх Господень вменив премудрости начало, на пути от потока благодати пил еси, и сердцем твердым взирал еси на враги небоязненно, егда беды адовы обретоша тя. Темже с князи людей Божиих посаждаемь, от Сиона жезл силы приял еси, святителю отче наш Тихоне, и ныне Богу благоугождаеши во стране живых, идеже пребывает Истина во век, и спасения глас в селениих праведных». В службе Собору Пермских святых стихира священномученикам Андронику (Никольскому) и Феофану (Ильменскому) начинается с цитаты из 103-го псалма: «Творяй Ангелы Твоя духи, Господи, и слуги Твоя пламень огненный, духа исполины в роде человечестем воздвигл еси, ревностию огненною проповеди веры служащия, от нихже просиявают в земли Пермстей во времена последняя святители Андроник и Феофан…» Дальше в стихире описывается их кончина — погребение в земле еще живым священномученика Андроника и утопление в реке Каме священномученика Феофана, а конец стихиры возвращает нас к образам псалма: священномученики молятся, чтобы мы получили «Дух Святый и огнь Троическия веры».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5771525...

И я опять скажу, что тип царицынского врача – тип человека, забывшего бескорыстное общественное служение, недобросовестного в своей деятельности, слишком преследующего материальную выгоду и более чем бесцеремонного в отношении своих пациенток. Но если ещё и можно было сомневаться в справедливости моей статьи, то после знаменитого постановления общества врачей всякие сомнения должны исчезнуть! Врачи, найдя «ниже своего достоинства» вступать со мной в полемику, придумали способ протеста, соответствующий, очевидно, «достоинству» царицынского врача: постановили снять объявления в «Царицынской мысли», то есть оштрафовать издателя. Этим постановлением врачи расписались в том, чем измеряют они своё «достоинство»: рублём. Я очень сожалею, что невольно ввёл издателей в «убытки». Но не раскаиваюсь, что написал свою статью. Теперь особенно ясно для меня её общественное значение. В какую бы позу врачи ни вставали – в глубине души они не могут не чувствовать, что удар пришёлся по больному месту. А это никогда не проходит бесследно! 2 Через неделю газета перестала выходить из-за конфликта Брихничёва и Свенцицкого с П. Г. Булгаковым – прототипом Редактора. 4 Краснов Александр Сергеевич (1888–1919) – по окончании 4-х классов семинарии поступил на юридический ф-т Казанского ун-та; в октябре 1907 возглавил местную организацию партии эсеров, 1 ноября арестован и осуждён на 20 лет каторги за подготовку экспроприации, 1 мая 1913 выпущен на поселение. В 1918 усыновил беспризорника. Расстрелян большевистским патрулём после проверки документов в поезде («за фамилию» и новую каракулевую папаху). 5 Для политических арестантов свидания разрешались исключительно в конторе тюрьмы, а для уголовных – в посетительских комнатах (Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников. Т. 2. М., 1978. С. 216). 6 Крестный ход с Абалакской иконой «Знамение» Божьей Матери ежегодно совершался из Абалака в Тобольск 8 июля. 7 Начальник Саратовского губернского жандармского управления 17 сентября 1911 сообщал Московскому охранному отделению: «летом 1911, как бы на дачу, Платонов [Свенцицкий] приехал в г. Царицын и поселился на хуторе Ново-Никольском у священника Краснова, который приходится ему каким-то родственником. В г. Царицыне Платонов бывал очень редко и, по собранным сведениям, живя у Краснова знакомых не имел. 10-го сего сентября Платонов куда-то выехал, надо полагать совсем, так как священник, провожавший его, просил, когда он устроится, писать» (ГАРФ. Ф. 63, оп. 47, д. 317, л. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

В 1926 году отец Валентин организует и возглавляет паломнические поездки в Саров и Дивеево. Там от блаженной Марии Ивановны он получает предсказание о переходе в другой московский храм – св. Николая Чудотворца на Ильинке, «Никола Большой Крест». Так и произошло – отец Валентин стал настоятелем этого храма 5 . Отец Валентин создал в Никольском храме крепкую общину. Он ввел регулярную индивидуальную исповедь, частое причащение Святых Христовых Тайн. В своих поучениях и проповедях он открывал духовным чадам путь нравственного и духовного совершенствования в условиях гонения на церковь . Отец Валентин выдвинул идею особого пути духовного совершенствования, который называл «монастырем в миру». Это не означало, что люди, вставшие на такой путь, делаются тайными монахами и принимают негласно какие-то обеты. Речь шла о том, чтобы внутренне, духовно воздвигнуть как бы монастырскую стену между своей душой и миром, во зле лежащем, не допускать, чтобы его суета, его зло захлестнули, душу. Для этого, конечно, нужно отказываться от многого, чем может прельстить современная жизнь, развращающая, проникнутая безбожием. Это трудный путь. Внешне жить, как все, работать, находиться в среде безбожия, в семейных повседневных заботах и хлопотах, и только силой внутреннего решения с Божией помощью не допускать в душу тлетворного духа мира. К этому сокровенному подвигу, известному лишь духовному отцу, и призывал отец Валентин своих духовных чад. Декларация митрополита Сергия (Страгородского) от 16/29 июля 1927 года вызвала у о. Валентина резкий протест. Он пишет письмо митрополиту Сергию: «Митрополиту Сергию. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сознавая всю ответственность перед Господом за свою душу и за спасение душ вверенной мне паствы, с благословения Димитрия, епископа Гдовского, я порываю каноническое и духовное общение с Вами и организовавшимся при Вас совещанием епископов, незаконно присвоившим себе наименование – «Патриаршего Синода», а также со всеми находящимися с Вами в каноническом общении, и не считаю Вас более Заместителем Местоблюстителя Патриаршего престола на следующих основаниях:

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

28 августа 1953 года в Николо-Богоявленском кафедральном соборе Ленинграда епископ Таллиннский и Эстонский Роман рукоположил Валентина Мордасова в сан дьякона, а на следующий день, 29 августа, в Спасской церкви поселка Парголово Ленинградской области - в сан иерея. С 28 сентября 1953 года отец Валентин приступил к обязанностям настоятеля Митрофаниевской церкви села Лосицы Лядского (ныне Плюсского) района Псковской области. С ноября 1953 года батюшка назначен священником второй церкви - в селе Дубяги, в 20 км от Лосиц. Благочинный округа отзывался о молодом священнике как о скромном, усердном проповеднике слова Божия. 4 августа 1954 года молодой иерей получил еще одно назначение: по совместительству служить в Спасо-Преображенской церкви села Прибуж Гдовского района. 4 июля 1954 года родился сын Мишенька. С 17 сентября 1954 года священника Валентина Мордасова назначили настоятелем церкви села Прибуж с одновременным служением в церкви села Дубяги. Благочинный Гдовского округа отмечал, что до назначения о. Валентина Прибужский и Дубягский приходы находились на низком моральном и материальном уровне. С приходом о. Валентина увеличилась посещаемость верующими приходских церквей, поправилось материальное положение храмов. За примерное поведение и ревностное служение о. Валентин был награжден набедренником, затем последовало награждение камилавкой. Однако пятилетнее хождение по 20 км в оба конца от прихода к приходу стало давать о себе знать. С 25 июля 1959 года по 12 декабря 1960 года отец Валентин служил настоятелем Никольской церкви города Порхова , затем Порховской кладбищенской церкви Иоанна Предтечи . За усердно-ревностное пастырское служение Церкви Христовой указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия I о. Валентин награжден золотым наперсным крестом. День 12 июля 1974 года не предвещал никаких неожиданностей. В праздник Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла о. Валентин поехал служить в село Самолва, в храм Архангела Михаила. С ним поехали супруга Александра Павловна и сын Миша.

http://sobory.ru/article/?object=00275

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил торжества по случаю 50-летия со дня кончины и 10-летия со дня прославления блаженной Валентины Минской 27 июля 2016 г. 12:17 26 июля 2016 года, во вторник 6-й седмицы по Пятидесятнице, в Молодечненской епархии  прошли церковные торжества, посвященные 50-летию со дня кончины и 10-летию со дня прославления в лике местночтимых святых блаженной Валентины Минской. Митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси, и епископы Гомельский и Жлобинский Стефан , Туровской и Мозырский Леонид , Борисовский и Марьиногорский Вениамин , Молодечненский и Столбцовский Павел , Лидский и Сморгонский Порфирий возглавили Божественную литургию в Никольском храме деревни Станьково Дзержинского района Минской области. Архипастырям сослужили управляющий делами Минской экзархии архимандрит Сергий (Брич), секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков, духовенство Молодечненской епархии. На богослужении присутствовали председатель Дзержинского районного исполнительного комитета Н.И. Артюшкевич и другие официальные лица. Богослужебные песнопения исполнил епархиальный архиерейский хор под управлением Виктории Лущик. Проповедь перед причастием произнес иеромонах Александр (Шмырко). По отпусте митрополит Павел, сослужащие архипастыри и священнослужители совершили славление празднику. Затем епископ Молодечненский и Столбцовский Павел поздравил Патриаршего экзарха с праздником и поблагодарил за соборную службу. С приветственным словом к собравшимся также обратился глава Дзержинского райисполкома Н.И. Артюшкевич. Митрополит Павел поздравил архипастырей, духовенство и прихожан и обратился ко всем присутствующим со словом назидания. На молитвенную память прихожанам были розданы иконки блаженной Валентины Минской. По окончании службы митрополит Павел совершил молебен на месте упокоения блаженной Валентины. На молебне присутствовали архиереи, духовенство Молодечненской епархии и многочисленные паломники. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4574287.ht...

священник Феодор Кривонос и Татьяна Дашкевич Скачать epub pdf От авторов-составителей Блаженная Валентина Минская (Валентина Феодоровна Сулковская 1888 – 1966) канонизирована как местночтимая святая 6 февраля 2006 года – ровно через сорок лет после смерти. Более тридцати лет старица пролежала в немощи. В ее молитвенном уходе из жизни эаживо было явлено, как «в немощи человеческой сила Божия совершается». Ее житие – непрестанная молитва . Продолжается оно и теперь, уже в горнем мире. Могилка святой блаженной Валентины близ ее родной деревни Коски – место паломничества и молитвы. В народе с любовью называют свою помощницу Матушкой Валентиной. Детские годы блаженной 1. Святая блаженная Валентина Минская происходила из двух благочестивых священнических родов: Свирских и Чернявских. В жилах материнского рода текла также благородная кровь богобоязненных князей Свирских. Века горячей молитвы и служения у престола дали почву для рождения удивительной девочки, прославившей свой род высочайшим из человеческих талантов: святостью. В 1888 году, 7 апреля по старому стилю, в селе Коски, что в семи верстах от местечка Станькова, в доме священника Феодора Иосифовича Чернявского, раздался первый плач новорожденной. В семье настоятеля Станьковского Свято-Никольского храма и Станьковского прихода уже было две девочки – Анна 1882 и Ксения 1886 года рождения. Теперь родилась третья. Девочку крестили в Свято-Никольской церкви и нарекли Валентиной. Отец Феодор служил настоятелем храма, главного в Станьковском приходе. В его священнической стезе было несколько храмов. Феодор Иосифович Чернявский окончил Минскую Духовную Семинарию в 23-летнем возрасте. В 1873 году Епископ Минский и Бобруйский Александр (Добрынин) рукоположил его в иереи. Он женился на Софии Петровне Чернявской, которой к тому времени исполнилось 19 лет. Молодая чета уехала на Полесье, на место службы отца Феодора. Какое-то время он был священником церкви села Качановичи Пинского уезда, а затем – в села Достоево, оба эти сели находились в пределах Пинского уезда. Вскоре в молодой семье появился ребенок. Первенец Иван умер в младенчестве. В 1885 году батюшка перевез семью на новое место службы: в Станьковский приход.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отсутствие замечаний создает атмосферу любви. «Девка нужна?» Протоиерей Валентин Радугин Потом Валентин Васильевич после Жировиц и Одессы вернулся в Москву, преподавал в Московской духовной академии. Женился. Его рукоположили. Поставили вторым священником в храме за Клином, при чудотворной иконе Божией Матери «Владимирская». Так как он к тому времени уже был доцентом академии, своего храма ему тогда еще, соизмеряя нагрузку, не давали. Он и так, помимо лекций студентам и заведывания кафедрой Канонического права, служил четыре раза в неделю, а добираться было далековато: в один конец более двух часов ехать. Зимой вставать надо было в 5 утра, чтобы успеть на первый троллейбус, потом спешить-бежать на первую электричку и т. д. Но все – слава Богу! Никуда не ходил, ничего не просил, – через год в отпуск идти, а его вдруг переводят в другой храм – Николо-Архангельский в селе Никольское, к протоиерею Евгению Сидорычеву. Когда там служил, в семье Радугиных родилась дочка Варенька. Всего трое деток, еще дочь Ольга да сын Вася был – потом, в 15 лет, он трагически погиб от несчастного случая. Это горе еще больше сроднило отца Валентина с его самым близким еще по годам учебы в семинарии другом, протоиереем Димитрием Акинфиевым, также рано потерявшим сына. – Митька мой! – задумается, бывало, при разговоре отец Валентин. Сам Митя был сыном расстрелянного еще совсем молодым, в 34 года, священника. Отца арестовали, когда он ходил на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в соседнее село причащать. Пришедшей к нему в тюрьму через несколько дней, когда разрешили, матушке он передал дароносицу со Святым Причастием: – Пусть Дима поставит на престол. Восьмилетний сын сделал то, что по канонам может только священник. Потом, когда достиг совершеннолетия, он тут же подал документы для поступления в семинарию. Там они с Валей Радугиным и встретились, и дружили потом всю жизнь. Отец Димитрий преставился в 2008-м году. – Никого из моих сокурсников уже не осталось, – воздохнет иногда отец Валентин.

http://pravoslavie.ru/109836.html

Проучившись в семинарии два года, Валентин Анатольевич, в силу известных ему объективных причин, перевёлся на заочное отделение. В августе 1953 года удостоился сана священника и был определен на должность настоятеля Митрофаниевского храма, располагавшегося в Псковской области, в селе Лосицы. Несколько месяцев спустя, в ноябре того же года, принял на себя дополнительные обязанности по служению на Дубягском приходе, а ещё через некоторое время — в Спасо-Преображенском храме села Прибуж (находившегося в той же Псковской области). Прихожане относились к священнику В. Мордасову с доверием. Вскоре церковное руководство, оценив его деятельность, назначило его настоятелем храма села Прибуж. При этом, вплоть до 1958 года, он продолжал исполнять обязанности священника в Дубягской Введенской церкви. В июле 1959 года отец Валентин был определен на должность настоятеля Никольского храма в городе Порхов. Правда, это служение было недолгим, и уже в декабре следующего года он возглавил иной приход, став настоятелем Порховской Иоанно-Предтеченской церкви (Никольский Порховский храм, по решению местной исполнительной власти, был закрыт). Прослужив двадцать лет в Иоанно-Предтеченском храме, священник В. Мордасов получил новое назначение: возглавил приход Рождества-Богородичной церкви в Печерском районе, в поселке Старый Изборск. Этому назначению способствовали положительные отзывы и личные обращения к правящему архиерею со стороны населения. Наряду с деятельностью, связанной с окормлением вверенных ему прихожан, отец Валентин занимался писательской деятельностью. Он хорошо понимал значимость просветительства, а особенно — в тех условиях мощной богоборческой пропаганды и отсутствия религиозной душеспасительной литературы, в которых жили миллионы сограждан огромной советской страны. За годы священнослужения он достиг высокого уровня знаний и приобрёл богатейший пастырский опыт. Многие выходившие из-под его пера произведения отличались не только возвышенностью и глубиной мысли, но и особым смиренным настроем, ясностью и доступностью изложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010