Вам надлежит возносить молитвы и за благочестие боголюбезнейших царей, которые, узнав о нашем желании и невинности Афанасия, благоволили возвратить его вам со всякою честию. Примите же его с распростертыми объятиями и поспешите вознести о нем подобающие благодарственные молитвы к благодеющему вам Богу; да не престанете радоваться о Боге и исповедовать Господа во Христе Иисусе, Господе нашем, чрез которого Отцу слава во веки веков. Аминь». Глава 23 Признание единомышленников Ариевых Валента и Урсакия пред римским епископом, что они ложно обносили Афанасия.    Так писал Собор палестинский. Между тем случилось нечто, для Афанасия весьма важное, что ясно доказывало, как несправедливо осужден был он на Соборе тирском. Именно, Валент и Урсакий, которые, как сказано выше, вместе с сообщниками Феогниса отправляемы были в Мареотиду для исследования, точно ли Афанасий, согласно с доносом Исхириона, сокрушил священную чашу, раскаялись и римскому епископу Юлию написали следующее:    Господину блаженнейшему папе Юлию, — Урсакий и Валент.    «Так как пред этим пришлось нам своими грамотами взносить на епископа Афанасия много тяжких обвинений, а по письменному вызову твоей святости касательно упомянутого нами дела, мы не могли дать отчета; то в присутствии всех наших братьев, пресвитеров, признаемся пред твоею святостию, что все, прежде доходившее до слуха вашего на счет упомянутого Афанасия, есть чистая выдумка, и ни в каком смысле к нему не относится. Посему мы охотно вступаем с ним в общение, особенно же когда твое Богочестие, по врожденному добросердечию, благоволило простить нам наш обман. Объявляем также, что если бы восточные и даже сам Евсевий — захотели заставить нас злонамеренно дать об этом в суде неправое мнение, мы не отступим от истины без твоего ведома. А еретика Ария и защитников его, утверждающих, будто было время, когда Сына не было, или, будто Христос произошел из несущего, и не допускающих, что Христос есть Бог и что Сын Божий существует прежде веков, как мы изложили это и в прежнем медиоланском своем Символе, анафематствуем ныне и всегда. Подписывая свое исповедание собственноручно, мы и еще объявляем, что арианскую ересь и установителей ее, как сказано выше, осуждаем на веки. К сему исповеданию моему лично подписался я, Урсакий; то же — и Валент». Такое-то признание написали они Юлию. Надобно приложить к сему и то, что написано ими Афанасию. Последнее послание их состоит в следующем: Глава 24 Примирительное послание тех же епископов к Афанасию Великому, и о том, как прочие восточные епископы получили обратно свои престолы, и что вместо низложенного Македония снова занял свой престол Павел.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Послание собравшихся в Сингидуне епископов содержит в себе свидетельства, которые дают некоторые представления о начале конфликта. Судя по всему, после Ариминского собора Урсакий, Валент и их сторонники не находились в непосредственном и интенсивном контакте с Герминием, иначе сложно объяснить их очевидным образом выраженное недоумение по поводу приверженности сирмийского епископа формуле «подобен во всем». Информация об этом доходит до них в форме слухов и кривотолков (rumor). Не скрывая своего беспокойства, Валент и некий епископ Павел обращаются к Герминию за разъяснениями. Герминий пишет своим коллегам послание, в котором заверяет их в неизменности своей к ним любви, но не разъясняет свою позицию по существу дела, 865 в то время как посланцы Валента и Павла диакон Иовиан и иподиакон Мартирий подтверждают, что Герминий учит тому, что Сын во всем подобен Отцу, исключая нерожденность. 866 Кроме того, некие клирики Герминия наносят «оскорбление» епископам Палладию и Гаю (querella pro iniuria a quibusdam clericis tuis Palladio et Gaio fratribus et coepiscopis nostris facta). 867 В связи с этим епископы Валент, Урсакий, Гай и Павел 868 , а также, вероятно, ряд представителей их клира и церковнослужителей 869 собираются на небольшой собор или совещание в Сингидун и пишут Герминию послание, из которого мы, собственно, и получаем информацию о начале конфликта. Епископы требуют от Герминия решительно отмежеваться от противного вере Ариминского собора учения о подобии Бога Сына Богу Отцу во всем, которое они связывают с именем Василия Анкирского. 870 Сами епископы предпочитают совершенно неопределенную формулу «подобный по Писаниям» (similem dicimus Filium Patri secundum Scripturas) и особенно подчеркивают, что это подобие «не по сущности» (non secundum substantiam) и «не во всем» (aut per omnia), но «просто» (absolute). 871 Кроме того, участники Сингидунского собора заявляют о необходимости наказать клириков Герминия, оскорбивших епископов Палладия и Гая (illis scilicet praestantibus pro sua temeritate rationem). 872

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Оба императора созвали собор в Сердике (София) в 342/3 гг., однако он тут же раскололся на два лагеря, которые заседали отдельно и анафематствовали друг друга. Греческая половина собора опубликовала новую вероисповедную формулу с анафемой против Ария и хорошо составленную пасхальную таблицу, а латиняне — свод канонов, призванных дисциплинировать и чрезмерно честолюбивых епископов-индивидуалистов. На соборе был принят и канон, согласно которому епископ Римский может назначить судей для повторного рассмотрения дел апеллирующих к нему епископов, низложенных в своих провинциях. Это — единственно соборное постановление о каких-либо внетерриториальных правах Рима. К сожалению, западный собор также опубликовал наивный богословский манифест, оправдывающий восстановление Маркелла Анкирского, и низложил двух епископов — Валента Мурсийского и Урсакия Сингидунского (Белградского) — личных учеников Ария во время его ссылки, перебежавших с Западного на Восточный собор; они были осуждены как “безбожные и неопытные юнцы”. Однако западный манифест невольно покрывал модализм, и свт. Афанасий, уже разобравшийся в Маркелле, весьма жалел о его публикации. Однако оба императора приложили максимум усилий к достижению мира. Стороны пошли на компромиссы: Восток согласился принять Афанасия, а Запад отказался от поддержки Маркелла. Урсакий и Валент покаялись и вернулись на свои кафедры. Афанасий, наученный горьким опытом, заставил Константинополь послать себе троекратное письменное приглашение и лишь тогда, в 346 г., вернулся в свой город, где был с триумфом встречен толпами александрийцев. В этот раз он пробыл на своей кафедре 10 лет — самый долгий период в своей жизни. 5. Однако в 350 г. Констанс был убит в Галлии узурпатором Магнентием. Констанций начал против того войну и разбил его возле Мурсии. Урсакий и Валент вновь переметнулись на арианскую сторону. Оба были совершенными циниками: когда Констанций 28 сентября 351 г. давал решающий бой Магнентию под Мурсией, Валент, чья кафедра была в городе, расставил повсюду своих агентов, и когда Констанций стал одолевать, послал ему донесение о пришедшем к нему во сне откровении о его грядущей победе. Тот был потрясен. Таким образом оба проходимца получили громадное влияние на императора.

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskix-...

Подобного рода интерпретация событий, при всех ее достоинствах, все-таки не может быть признана соответствующей в полной мере свидетельствам Георгия Лаодикийского, у которого речь идет не о конфликте двух партий, а о личном несогласии Валента с одной из фраз формулы (которое он, видимо, вообще не желал подчеркивать) и о желании Василия разъяснить западным епископам свое понимание ее ключевого термина. Безусловно, в этих действиях Валента и Василия проявилось их разномыслие в вопросе первостепенной важности: если Василий продолжал развивать традиционные восточные «богословие образа» и «богословие сущности», то, как это показывает вторая сирмийская формула, Валент склонялся к отказу от них и мыслил отношения Бога Сына и Бога Отца в первую очередь в категориях «господства и подчинения». Однако нет никаких оснований утверждать, что позицию Валента разделяли другие епископы – участники сирмийского совещания, в т.ч. даже и Урсакий и Герминий. Напротив, в середине 60-х гг. IV в. последний активно поддерживал формулу «подобен во всем». Примечательно также, что, повествуя о составлении четвертой сирмийской формулы, Герминий отмечает лишь факт подписи под ней всех участников совещания, включая Валента, но ничего не говорит о его несогласии с ее ключевой фразой. 754 Стоит отметить также, что сам факт, что именно император заставил Валента вписать пропущенные слова, является указанием на то, что, несмотря на разочарование Констанция в Василии Анкирском как реализаторе своей политики на Востоке, он продолжал придерживаться традиционной «евсевианской» триадологии. Таким образом, не может быть и речи о том, что Урсакий и Валент в это время, как, впрочем, и впоследствии, в полной мере формировали богословские взгляды василевса. 2.1.2. Иллирийский епископат и Ариминский собор 359 г . Вскоре после окончания сирмийского совещания императором был созван уже давно запланированный «вселенский» собор, который должен был положить конец арианским спорам. В отличие от Никейского и Сердикского соборов император не пытался собрать всех епископов – делегатов собора в одном месте, но принял решение (причем, как уже отмечалось, еще до сирмийского совещания 359 г.) разделить собор на две части: в Аримине должны были собраться западные епископы; место сбора восточных было определено как Никомидия, однако город был практически полностью разрушен землетрясением. 755 В результате было решено провести восточный собор в Селевкии. Иллирийские епископы должны были принять участие в западном, т.е. Ариминском соборе, что указывает на то, что Иллирик в это время все же воспринимался как часть Запада. Впрочем, на Ариминском соборе присутствовал и беройский епископ Демофил, кафедра которого располагалась во Фракии, которая с административно-политической точки зрения традиционно причислялась к Востоку. 756 Это обстоятельство вновь указывает на зыбкость и неопределенность границы между восточной и западной частями христианского мира.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Василия и его спутников неизвестны. Вероятно, к этому времени Констанций II уже понимал, что вторая Сирмийская формула, на которую он ранее возлагал надежды, не только не привела к желанному миру в Церкви, но, напротив, усугубила раскол. При этом помимо Западной Церкви, где формулу встретило глухое неприятие епископов, теперь не было единства и в среде восточных иерархов. В этой связи Констанций II возложил надежды на новый вариант исповедания веры, представленный василианами. Прежние советники Констанция II Урсакий и Валент, вероятно, также не были готовы возражать новой партии. В Сирмии вскоре состоялся новый небольшой Собор, его участниками были члены анкирского посольства, Урсакий, Валент, еп. Герминий Сирмийский и четыре находившихся при дворе африкан. епископа. Собор принял третью Сирмийскую формулу, которая стала повторением основных положений Антиохийских исповеданий 341 года с добавлением слов о том, что Сын является подобным Отцу по сущности (μοιος κατ οσαν). " Ему очень хотелось слыть ученым, но так как его тяжелый ум не годился для риторики, то он обратился к стихотворству, не сочинив, однако, ничего достойного внимания. Бережливый и трезвый образ жизни и умеренность в еде и питье сохраняли ему силы так хорошо, что он болел очень редко, но каждый раз с опасностью для жизни. Он мог довольствоваться очень кратким сном, когда требовали того обстоятельства. В течение продолжительных промежутков времени он так строго хранил целомудрие, что о том, чтобы он находился в любовной связи с кем-либо из мужской прислуги, не могло даже возникнуть никакого подозрения, хотя поступки этого рода злоречие сочиняет, даже когда в действительности их не находит, относительно высоких особ, которым все дозволено. В езде верхом, метании дротика, особенно искусстве стрелять из лука, в упражнениях пешего строя он обладал большим искусством. Если в некоторых отношениях его можно сравнить с императорами средних достоинств, то в тех случаях, когда он находил совсем ложный или самый незначительный повод подозревать покушение на свой сан, он вел следствие без конца, смешивал правду и неправду и свирепостью превосходил, пожалуй, Калигулу, Домициана и Коммода.

http://drevo-info.ru/articles/13679966.h...

Имея при себе текст «датированной веры», Валент и Урсакий отправились в Аримин, где собралось до 400 епископов Запада. Префект Тавр, выполняя приказ императора, объявил соборянам, что он их не выпустит из города, пока они не придут к соглашению. Заслушав представленный им новый символ, они отвергли его, настаивая на непреложности Никейского символа. От приехавших из Сирмия отцы потребовали, чтобы они анафематствовали ариан. Валент и Урсакий, отвергшие это требование, были низложены, но твердую позицию большинства не поддержало около 80 участников собора, готовых к продолжению переговоров с «восточными». По предложению гостей, Ариминский собор выделил две делегации, по десять человек в каждой из них, одна из которых представляла позицию большинства, а другая – меньшинства, для дальнейших богословских консультаций. На Восток они отправились вместе с Валентом и Урсакием. Переговоры велись во время утомительного путешествия по дорогам Балкан с их, мягко говоря, мало комфортными почтовыми станциями и постоялыми дворами. В такой обстановке даже те делегаты Ариминского собора, которые представляли ревностных никейцев, утратили сопротивляемость и склонились к уступкам. «Затрепанные долгими блужданиями по балканским захолустьям, западные делегаты-пленники, – по остроумному замечанию А.В Карташева, – 10 октября 359 года в маленьком местечке под Адрианополем подписали… четвертую сирмийскую формулу. Для хитрецов Урсакия и Валента это было нужное им достижение, ибо данная почтовая станция носила название Ника. Подписанный тут документ, по названию сходный с Никейским, было полезно интриганам рекламировать для агитации в среде “западных”» . Составленный в результате выкручивания рук, Никский символ был представлен отцам Ариминского собора, по-прежнему содержавшимся фактически под арестом. Префект Тавр непременным условием закрытия соборных деяний, а значит и освобождения, назвал подписание нового символа. В конце концов эти подписи были вырваны у ариминских пленников, после чего они смогли вернуться на свои кафедры.

http://pravoslavie.ru/46235.html

В 353 г. имп. Констанций II, установив власть над зап. частью Римской империи, пытался приобщить к арианской ереси зап. епископов. На Соборе 353 г. в г. Арелат (ныне Арль, см. ст. Арелатские Соборы ) часть галльских епископов в угоду императору осудила свт. Афанасия I Великого. Св. Либерий , еп. Римский, протестуя против беззаконного осуждения, потребовал созыва нового Собора, к-рый мог бы пересмотреть дело Афанасия ( Liberius. Ep. ad Eusebium PL. 8. Col. 1350-1351; Hilar. Pict. Fragm. hist. 5 PL. 10. Col. 682-686). С этой целью свт. Либерий направил к императору, находившемуся в Медиолане, еп. г. Каралы Луцифера и просил Е. присоединиться к этой миссии ( Liberius. Ep. ad Eusebium PL. 8. Col. 1350-1351). В преддверии Собора, назначенного на весну 355 г., Римский епископ обратился к Е. с просьбой прибыть на заседания и поддержать легатов во главе с еп. Луцифером, а также Аквилейского еп. Фортунатиана (Ibid. Col. 1355-1356). Тот обещал явиться на Собор, однако впосл. изменил решение. Обеспокоенные отсутствием епископа Верцелл рим. легаты направили ему послание, в к-ром просили немедленно прибыть в Медиолан, утверждая, что одного только появления святителя будет достаточно, чтобы обратить в бегство главу арианской партии Валента, еп. Мурсийского (см. ст. Валент и Урсакий ) ( Liberius. Ep. ad Luciferum//PL. 13. Col. 765-768). От имени Собора, вероятно по инициативе Констанция, было составлено послание к Е. с требованием прибыть в Медиолан для примирения участников Собора. В послании утверждалось, что Собор с радостью присоединится к его мнению ( Constantius II. Ep. ad Eusebium//PL. 13. Col. 564-565). Е. в ответном послании к императору обещал сделать все, что тот повелит, при условии, что это «покажется ему справедливым и угодным Богу» ( Eusebius Vercellensis. Ep. 1//PL. 12. Col. 947). Когда святитель прибыл в Медиолан, его 10 дней не допускали на заседания Собора, а в это время ариане Валент и Урсакий склоняли на свою сторону др. епископов, утверждая, что Е. разделяет их учение. После того как Е. был допущен к соборным заседаниям, он сразу встал на сторону рим. партии.

http://pravenc.ru/text/187312.html

Deus te incolumem custodiat, frater carissime. %/td% %md%Uз многочисленных сообщений мы узнали о вдохновленном Святым Духом рвении твоей любви, о том, что ты так управляешь Церковью, что, по воле Божией, не чувствует она несчастий кораблекрушения. Вследствие этих славных свидетельств, мы решили укрепить твою власть, соделав тебя викарием нашего Престола; усиленный крепостью его, ты никоим образом не позволишь никому преступать апостольские установления или пределы учения Святых Отцов и, будучи удостоен заслуживающего чести вознаграждения, благодаря этому, будешь распространять почитание Бога. Да сохранит тебя Бог невредимым, возлюбленный брат. 86 В IV разделе, то есть там, где помещена память «святых, которые находятся в древних рукописных памятниках восточной Церкви греческих и славянских..., но ныне уже не находятся в полных греческих и славянских месяцесловах, не потому, что возникло сомнение в них, но в силу всеизменяющего времени» (Сергий, архиепископ. Полный месяцеслов Востока. – Владимир, 1901. – т. 2, с. VII). 88 Некоторое время спустя, Валент и Урсакий направили папе Юлию послание с раскаянием в несправедливом осуждении ими Афанасия; это послание приводит Созомен: Церковная история. III, 23. Об их раскаянии говорит и Сократ: «Урсакий и Валент впоследствии раскаялись и, представив епископу Юлию покаянную грамоту, приняли учение о единосущии...» (Церковная история. II, 12). 89 Имеется в виду ложное обвинение св. Афанасия в том, будто он разбил потир и опрокинул чашу со Святыми Дарами. 90 Этот абзац послания у св. Афанасия отсутствует, но он сохранился в «Церковной истории» Сократа (II, 23). 91 Bardy G., Palanque J.–R. De la paix constantinienne а la mort de Theodose. – Paris, 1939, с. 515–521. 93 Епископ Субурбикарийский (episcopus Suburbicarius – от suburbium, т.е. пригород Рима) являлся викарием епископа Рима. 94 Bardy G., Palanque J.–R. De la paix constantinienne а la mort de Theodose. – Paris, 1939, с. 477–478. 101 Gaudemet J. Les sources du droit de l’Eglise en Occident du 11 au VII siede.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[единственном, относящемся к данной истории, потому что Медиоланский собор 345 г. – для Тильмона – был еще прежде сердикского], а потом, в 349 г., были приняты в церковное общение Юлием. Впрочем первое известие Тильмон передает с такою объективностью (р. 341), что за нею слышится как будто недоверие к точности этого показания ариминских отцев. – Cupмoh (Mansi. III, 160) прямо считал это известие ошибочным. – Паджи (ib. 161) решился взглянуть этой трудности прямо в лицо и высказал такое соображение: Медиоланский собор» удовольствовавшись анафемою против арианства, принял Урсакия и Валента в общение и с этим решением собора тогда же согласился и Юлий, но собор тогда же возложил на них обязанность – или доказать пред Юлием виновность Афанасия в. или же вступить с этим последним в церковное общение. Состоя в церковном общении с Юлием и получая от него послания (см. пр. 36,  ε и пр. 49) Урсакий и Валент целые два года отделывались проволочками от исполнения этого обязательства в той или другой альтернативе. – Эта тонкая, достойная Паджи догадка страдает одним, но существенным недостатком: предполагается, что медиоланские отцы и Юлий с легким сердцем согласились – в принципе – перерешить дело св. Афанасия, решенное уже на сердикском соборе, и все это – для того, чтобы облегчить Урсакию и Валенту возвращение в кафолическую церковь ! См. пр. 44,  ζ. – Сходно с Паджи думают u дe-Mapka u Ilemo (Mansi, III, 161. 186ВС) и, кажется, caм Mahcu (III, 94. 118). Сами отцы медиоланского собора могли окончательное peшehue honoris causa [cp. сердикского собора сап. 3: sancti Petri apostoli memoriam honoremus u сап. 4. 7. 10]. по аналогии с практикою сердикского собора; а может быть они находили, что для придунайских епископов пройти чрез новую степень исторического покаяния he uзлuшhe. Kymah (col. 646С) полагает, что Урсакий и Валент обратились с прошением о прощении сперва к Юлию puмckoмy, uabeoque venia impemrama», omnpabuлucь на медиоланский собор, где и подали cboй libellus, a затем в nocлahuu Quoniam consmam ompenлucь пред Юлием от своих наветов на Афанасия в.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Посольство Магненция не имело успеха при дворе Констанция II и привело к разрыву между императорами. В 351-353 годах, во время похода Констанция II против Магненция на Запад, в его окружении появились новые церковные советники из числа ревностных ариан. Вероятно, в сентябре 351 года состоялось знакомство Констанция II с еп. Валентом Мурсийским (Паннония), которому сразу же удалось произвести на Констанция II благоприятное впечатление. Епископы Валент Мурсийский и Урсакий Сингидунский стали основными проводниками нового этапа проарианской политики Констанция II. Осенью 351 года в Сирмии состоялся Собор , на котором кроме Урсакия и Валента присутствовали некоторые восточные епископы, прибывшие в Паннонию вслед за Констанцием II. Собор низложил еп. Фотина Сирмийского как ученика Маркелла и избрал на его место Герминия , сторонника соглашения с господствовавшей на Востоке проарианской доктриной. Собор издал вероучительное определение, первую Сирмийскую формулу, в которой содержались представления о субординационализме в отношениях между Отцом и Сыном. С принятия Сирмийской формулы, которая была одобрена подавляющим большинством восточных епископов (кроме архиереев Александрийской Церкви), начался новый этап наступления противников Никейского вероисповедания в Церкви. Будучи одним из главных организаторов этого наступления, Констанций II стремился не только объявить о поддержке им того или иного варианта арианского вероисповедания, но и добиться торжества своих сторонников в церковно-политическом противостоянии. Арианам продолжал стойко сопротивляться союз Церквей Рима и Александрии. Поэтому в начале 350-х годов одной из главных целей Констанция II стало стремление разрушить отношения между этими Церквами, дискредитировать свт. Афанасия в глазах христиан Запада. Осенью 353 года, после окончательной победы Констанция II над Магненцием, состоялся Арелатский Собор . С инициативой созыва Собора к Констанцию II обратился папа Римский Либерий . Констанций II вызвал епископов в Арелат (ныне Арль , Франция), где в это время находилась имп. ставка. Либерий прислал на Собор двух легатов; Констанций II, вероятно, лично присутствовал на заседаниях. Как победитель узурпатора, он имел возможность диктовать свои условия западному епископату. Поэтому, хотя большинство присутствовавших на Соборе составляли галльские епископы, ранее придерживавшиеся Никейского Символа веры, руководившие Собором Урсакий и Валент с санкции Констанция II добились принятия на Соборе осуждения свт. Афанасия Великого , которого обвиняли и в дисциплинарных нарушениях, и в связях с Магненцием. Отказался подписывать осуждение свт. Афанасия лишь еп. Павлин Тирский , который был немедленно низложен и сослан во Фригию. Вопросы вероисповедания на Соборе не обсуждались . Около 354 года эти решения были поддержаны новым Собором в Антиохии , где полностью господствовала проарианская партия .

http://drevo-info.ru/articles/13679966.h...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010