Ф.И.Тютчев писал, что интеллигенты в глазах Европы не слуги просвещенья, а холопы, как бы они ни старались подлизываться к европейцам. Великий Ф.М.Достоевский создал образ Смердякова – обобщенный образ этой интеллигенции, за что либералы никогда ему не простят. Традицию великой русской литературы после Пушкина, Лермонтова, Достоевского и Тютчева поднял А.А.Блок в стихах «Скифы», а также в статье «Интеллигенция и революция». Поэтесса А.А.Ахматова в своих лучших произведениях поднималась к тем же высотам, когда писала о том, почему не бросила Родину и не уехала в эмиграцию: Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Великий наш мудрец Василий Розанов уже тогда с удивительной точностью и глубиной предсказывал механизм гибели либеральной Европы: «Механизм гибели европейской цивилизации будет заключаться в параличе против всякого зла, всякого негодяйства, всякого злодеяния, и в конце времен злодеи разорвут мир». Прошло сто лет. Мы видим вещее предсказание Розанова относительно Европы и гибели европейской цивилизации. Не зря же Путин в Валдайской речи вспомнил Пушкина: «Слишком часто в национальной истории вместо оппозиции власти мы сталкиваемся с оппозицией самой России. Я уже вспоминал об этом. Пушкин сказал об этом. И мы знаем, чем это заканчивалось – сносом государства как такового». Так пересказал Путин Пушкинские мысли. Я приведу еще несколько примеров того, как наша леволиберальная интеллигенция относится к народу и к нашей великой русской культуре. Процитирую Чубайса: «Я перечитывал Достоевского в последние три месяца. И я испытываю почти физическую ненависть к этому человеку». Конечно, в Смердякове можно узнать черты Чубайса. Далее Валерия Новодворская: «Русских нельзя пускать в европейскую цивилизацию». Ксения Собчак: «Россия стала страной генетического отребья». Борис Хазанов: «Я привык стыдиться этой родины». Людмила Улицкая: «Мне стыдно за народ, потерявший нравственные ориентиры». Это говорится не только о государстве, но обо всем великом народе, трижды спасавшем Европу от нашествия монголов, Наполеона и фашистов.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/31/ru...

Утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 31 марта 2023 года. Сайт Министерства иностранных дел). Возникает насущный для России вопрос: какое место занимает она в общем цивилизационном строе современного человеческого сообщества? Воздействие природного ландшафта на жизнь цивилизационных систем позволяет проводить их дифференциацию в самом общем плане по сторонам света – в виде различения Южной, Восточной, Западной и Северной цивилизаций. «Основные качества государства-цивилизации, – отмечал Президент РФ Владимир Путин в своем выступлении 5 октября 2023 года на Валдайском форуме, – многообразие и самодостаточность. Вот два основных компонента, на мой взгляд». Общая логика процесса становления мировых цивилизаций в жизни человеческого сообщества определяется как идейными установками людских масс в самоопределении собственной воли, так и характером природных факторов их общежития. Цивилизации — это предельно-общие и самобытные «способы коллективной жизни людей, сплоченных в своих практических действиях общим характером духовного опыта по освоению окружающей природной среды и представляющих основные вехи духовного роста человечества — детства, юности, молодости, зрелости» ( Л.А. Гореликов, Идейные пути в претворении глобального будущего человечества//«Академия Тринитаризма», М., Эл 77-6567, публ.28137, 29.10.2022). Если на первых этапах детства и юности природные факторы в основном способствовали росту социальной жизни в реалиях Южной и Восточной цивилизаций, то в дальнейшем на этапах молодости и зрелости они уже затрудняют исторический путь в развитии Западной и Северной цивилизаций. Усложнение практических путей в обретении исторической перспективы заставляет людские массы все более напрягать свои духовные способности в освоении окружающей природной среды с конечной целью покорения космических просторов. Народы Южной цивилизации изначально оказались в природных условиях с наиболее благоприятным для выживания климатом, обеспечивающим своим относительны постоянным теплым температурным режимом формирование у людей привычного круга их действий. Эта привычка настраивала логику поведения людских масс на абсолютизацию условий окружающей природной среды как наиболее благодатных для их выживания. А вместе с абсолютизацией природных факторов как неизменных шел процесс становления нравственных канонов в жизни «южных народов», когда главным объектом их практических усилий оказывается не природная среда, а жизнь самого человеческого сообщества, всемерное укрепление его нравственных устоев. В жизненном укладе народов Южной цивилизации «природа» определяет характер общественного устройства, когда дух «прошлого» властвует над задачами «настоящего» и «будущего».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/09/ci...

Шесть интересных фактов о реке Сухоне Удивительная река, овеянная легендами и преданиями. Ее много веков пытались переделать — спрямить, углубить, изменить течение… Ее необычные сезонные «взбрыки» изучал еще Ломоносов. На ее берега выезжали и продолжают выезжать научные экспедиции — биологи и геодезисты, палеонтологи и историки, экологи и гидрологи… Расскажем лишь о некоторых интересных фактах, касающихся Сухоны. 1 Сухона умеет течь в обе стороны Фото Jason Schuller / Unsplash В верхнем течении Сухона имеет низкий уклон и небольшую скорость. Во время весеннего половодья, когда Кубенское озеро, из которого вытекает река, еще не вскрылось ото льда, а скоростные полноводные притоки Вологда и Лежа уже вскрылись, вода из них устремляется в Сухону, преграждает «привычное» течение большой реки. Вологда и Лежа совместно выбрасывают в Сухону столько талой воды, что она от Глебовой прости (канала, которым в XIII веке спрямили русло реки) начинает течь в обе стороны, в том числе и вверх по течению, в сторону Кубенского озера. Обычно обратный ток воды длится от 3 до 19 дней, во время которых исток Сухоны из озера превращается в устье. Такое явление встречается и на других реках. Например, река Волхов может течь вспять, если уровень воды в озере Ильмень, откуда она вытекает, снижается, а обратное течение Северной Двины, Шемоксы, Оби, Иртыша вызвано подпором материнской рекой, вода которой поднимается в притоки при повышении уровня воды, образованного ледяными заторами. 2 У Сухоны два истока Из Кубенского озера вытекают сама река Сухона и река Большой Пучкас, которая через 26 км сливается с Сухоной. Большой Пучкас называют еще одним рукавом Сухоны, протокой или вторым истоком реки. Топоним Пучкас можно перевести с финно-угорского как «длинное, окружное русло реки; протока». Позже русские все протоки Сухоны в пределах Присухонской низины стали именовать пучкасами (пучкас Дубня, пучкас Кондоба, пучкас Марша и др.). 3 Когда-то Сухона была озером Язык валдайского ледника 15000 лет назад занимал всю котловину Кубенского озера. Талая вода от ледника образовывала озеро на месте нынешней поймы Сухоны. А ближе к нынешней Малой Двине, то есть в нижнем течении теперешней Сухоны, навстречу друг другу текли две реки и впадали в разные озера. После окончательного таяния ледника одно озеро выплеснулось в океан, а две реки и второе озеро постепенно образовали единую реку Сухону.

http://sever.foma.ru/shest-interesnyh-fa...

- В СССР было много чего хорошего и много чего плохого. - И нынешняя Россия, ее власть многое наследует оттуда. - Не сказал бы, что многое. Многое взять просто невозможно. Можно о чем-то ностальгировать, но это чувство, а не практика. А взять из СССР... Распределение студентов по вузам можно взять? Нельзя. Оплату-уравниловку можно? Нельзя. Советскую армию? Нельзя. КГБ? Нельзя. И вот когда вы берете суть, вы понимаете: ничего нельзя взять. И никто к этому не стремится, в том числе и Кремль. У меня давно нет карьеры. Она закончилась - Вопрос о личной карьере. - О личной карьере?! У меня давно нет карьеры. Она закончилась. - На Валдайском клубе вы объявили, что не будете в 2018 году баллотироваться в президенты. - Мне этот вопрос задают на протяжении 13 лет. В СССР была такая наука - кремленология. Считаю ее лженаукой, но не возражаю, если вы назовете ее наукой. В советское время кремленологи делали выводы по тому, кто в каком порядке стоял на Мавзолее. По большому счету ничего не изменилось. Сейчас вы будете каждый год спрашивать, а будет тот или иной персонаж баллотироваться на очередных выборах? - Просто вы периодически своими кадровыми перемещениями даете основания для таких вопросов. - О! Действительно, у вас есть основания задавать мне этот вопрос. Согласен! Был один прецедент, когда бывший глава администрации стал президентом - Медведев Дмитрий Анатольевич. - У нас разыгралась нешуточная дискуссия, кого в России можно назвать «лицом номер два в политике». Вы могли бы назвать такого человека и есть ли он вообще? - Думаю, его нет. Как может быть «лицо номер два»? Это что, космонавт-дублер? Знаете, я не могу жаловаться на отсутствие личного влияния. Мне его вполне достаточно. Говорить о выборах 2018 года серьезно, без кремленологии, по-моему, нет никаких оснований. Я прекрасно понимаю, ваша работа - писать об этом с умным видом. Но, поверьте, ни я, никто в администрации президента не заморачивается сейчас вопросами о том, кто будет президентом России аж в 2018 году. Есть хорошая русская поговорка: «Дожить надо». Пять лет еще. Думаете, президент сидит со мной и обсуждает, что будет в 2018 году? У нас что, других проблем нет?

http://ruskline.ru/opp/2013/11/01/pro_su...

Путин подверг критике идеи, которые громко звучали в последнее время на Западе о том, что национальное государство уходит и устаревает, что национальные границы — это анахронизм, а суверенитет — препятствие для процветания. Президент провозгласил, что « только суверенные государства способно эффективно отвечать на вызовы времени и запросы граждан. Это очень важная констатация. Собственно говоря, этот тезис — основа государственной идеологии. Продолжая логику своей мысли, Путин говорит о том, что нужно во что бы то ни стало сохранить и Организацию Объединенных Наций, то есть международную организацию национальных государств, которые через эту структуру пытаются искать методы решения международных проблем и урегулирования конфликтов. Сейчас активно звучат предложения модернизировать, а то и ликвидировать Организацию Объединенных Наций. Путин, отвечая на вопросы участников Валдайского форума, заявил, что он противник резких изменений, по крайней мере, отмены права вето у пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. Президент отвечал на вопрос, в связи с тем, что прозвучало предложение президента Турции Эрдогана изменить ООН. Этот дополнительный тезис о необходимости сохранения ООН как института здорового консерватизма решения международных проблем вытекает из необходимости сохранения суверенных национальных государств. Второй тезис заключается в противодействии революции. Путин призывает быть очень осторожными, консервативными особенно в эпоху перемен – «хотя бы из чувства самосохранения». Опираясь на наш национальный опыт, он говорит, что «революция — путь не выхода из кризиса, а путь на усугубление этого кризиса». Эта мысль не нова, она постоянно звучала из уст Президента, на форуме она прозвучала как предупреждение западным странам, чтобы они учли этот наш печальный опыт и не шли путём радикального слома существующих структур. Третий тезис, который сформулировал Путин в своей речи: «В современном хрупком мире значительно возрастает важность твёрдой опоры: моральной, этической, ценностной». Фактически президент России говорит о необходимости опоры на духовные ценности. В этом смысле он подверг критике все изменения в ценностной и моральной сферах, которые происходят сегодня на Западе, который мнит себя флагманом прогресса.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/22/id...

Но какое может быть объединяющее начало для создания мировой гармонии, если интересы, традиции, обычаи, языки, привычки у людей разные? Но на каких же принципах произойдёт единение народов и стран, что конкретно их объединит? Об этом Папа не говорит. Но такой ответ можно найти в выступлении Президента России на Валдайском форуме. В.В. Путин говорит: «Есть и нечто такое, что объединяет всех людей. Мы же все люди, мы все хотим жить. Ценность жизни является абсолютной». «Главной конкуренцией в мире после коронавируса будет даже не экономическая война за ресурсы, а еще более жесткая борьба за образ будущего, потому что он и определит все остальное» О чём здесь идёт речь? Вроде как о страхе перед смертью, который объединяет всех людей? Президент, конечно, имел в виду другое. Видимо, он хотел сказать, что война наименее разумный путь к миру и поэтому нужно искать компромисс. Но тезис «Мы все люди и хотим жить» порождает и другие ассоциации. «Жизнь унизительная вещь», – говорил Варлам Шаламов соратник А. Солженицына по лагерю. Не идёт ли здесь речь, о своего рода, конформизме, даже о трусости, как системообразующем факторе решения глобальных мировых проблем, или речь идёт о любви к жизни, ради которой можно пойти на какую угодно подлость, предательство, измену, на унижение, преклонение колен, на поругание истины, на разрушение государства, семьи, детей, чести и совести? Получается, что моральное начало, которое лежит в основе построения нового мирового спасительного государства отнюдь не джентельменское. У истинной аристократии были другие объединяющие начала, другой принцип – честь дороже жизни. Это был сословный принцип аристократии. И кто не был причислен к аристократии, пользовались этим принципом, чтобы хотя бы поведением быть похожим на аристократа. Противоположный принцип выразила австрийская писательница графиня Мария фон Эшенбах: «Низкие люди сами вдавливают себя в грязь, чтобы их не раздавили». Также она высказала очень актуальную и остроумную сегодня мысль: «Высокие должности, как неприступные скалы – их достигают только орлы и пресмыкающиеся».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/06/sp...

Заметим, Берл Лазар не впервые вступает в полемику с российскими официальными лицами. Не так давно, он критиковал министра С. Лаврова за слова о евреях-антисемитах и «денацификации» Украины. Алексей Павлов естественно отказался комментировать высказывание главного хабадника. «Я знаю, что он (Лазар) любавичский хасид, – лишь усмехнулся генерал-лейтенант, – но комментариев я давать не буду. На данный момент – пауза в эфире, как говорится. Я не буду ничего комментировать», – сказал он. Про паузу это, видимо, сегодня мода такая. Подражание стилю верховного? Владимир Владимирович у нас ещё тот мастер мхатовских пауз. На последнем Валдайском форуме, помните? «А я специально задумался, чтобы вы насторожились. Эффект достигнут». Пока русский царь удит рыбу, по всем фронтам Россия словно натягивает свои тетивы, ставя весь мир на паузу. А между тем руководитель департамента общественных связей ФЕОР небезызвестный хасид Борух Горин тревожно троллит «выпад Павлова» в своем очередном эфире «Пятого пункта». «Надо заметить, что примерно с середины 30-х ничего подобного в открытом режиме ни один чиновник СССР или РФ себе не позволял. Максимум, шавки из госпропаганды», – волнуется Горин. «Шавки из госпропаганды» это, дерзаю спросить, мы что ли, эдакие «собачки Павлова», ну-ну? «И еще хочу заметить, – продолжает Горин, – генерал-лейтенант ФСБ это очень высокий ранг, и даже если его просто несло как Красовского, в его кругу такое вполне легитимно, уже не вопрос. Ну а материальчик АиФ на месте. И тишина, никакой реакции. Случай, думаю, войдёт в историю, как начало новой эпохи в отношениях России к евреям». Всё верно, гражданин Горин, но только не к евреям, а непосредственно к любавическим хасидам. Не нужно натягивать сову на холокост, генерал-лейтенант всё точно изложил в своём материале. Бывший главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт также прокомментировал инцидент и также из-за бугра, традиционно призвав евреев срочно покинуть РФ. В своём Твиттере (аккаунт ведётся сотрудниками возглавляемой им Конференции раввинов Европы и отражает также позицию этой организации) рав Гольдшмидт написал: «Атака российского правительства на Хабад, а также на Еврейское агентство для Израиля – это антисемитские действия против всех нас. Мы вновь обращаемся с призывом ко всем нашим братьям и сёстрам, оставшимся в России и способным покинуть страну, сделать это».

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/07/ha...

Размышления историка о Царе, как носителе русской идеи, имеет актуальное значение не только потому, что прослеживаются геополитические аналогии с нашим временем, но и потому что жертвенная судьба Царя-мученика помогает понять, что «нам сегодня нужна здравая ревизия славянофильства, а не обращение к западничеству» (там же, с. 147), что «попытка реализовать славянофильскую модель управления основана на прямой связи Царя и Народа» (там же, с. 126). А также потому, что Россия была и в определенном приближении остается монархическим государством. Правда, как подчеркивает историк, «современная монархия может быть только квазимонархией, как “красная монархия Сталина” и как, с некоторыми оговорками пока, “суверенно-демократическая монархия Путина”» (там же, с. 146). Но все это возможно при определённых условиях, при православном патриотизме, исключающем антисоветизм, национализм в любых проявлениях, видящем русскую историю как единый непрерывный процесс. Писатель доказывает, что к русской истории необходимо относиться как к продолжению Священной истории. Только тогда может быть внедрена «идеология развития», «о которой говорил Владимир Путин в Валдайской речи 2013 года, когда впервые с высокой трибуны была провозглашена необходимость национально-государственной идеологии России» (там же, с. 280). Несколько материалов книги посвящены нашему Президенту, ценой невероятных личных духовных и физических усилий удержавшему «Русь-тройку» на краю бездны. Историк «не льстец», он, выражая свои искренние добрые чувства к Владимиру Путину, однако, отмечает и современные российские беды. Не скрывает он и свои чаяния, понимая, что Россия должна быть таким Отечеством, когда и коренные жители, и инородцы будут ощущать государство «как отца, а не отчима» (там же, с. 90). Будучи общественным деятелем, председателем общественной организации «Русское Собрание», Анатолий Степанов посвящает часть книги рассмотрению современных идеологических споров. В процессе дискуссий он, формулируя, оттачивает политическую платформу возглавляемой им организации, претендующей на значимую роль в формировании современной русской государственной идеологии.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/29/ya...

То, что южные гастарбайтеры в Мариуполе с «семьями с детьми», указывает на то, что, как говорил полтора года назад, кто-то «трудовых мигрантов» уже сориентировал на постоянное место жительства, они здесь и останутся. Это – не вахтовики. Кто отвечает за строительство в стране вообще и восстановление разрушенного на т.н. Украине? Вице-премьер Марат Хуснуллин. Неоднократно говорил о нём, например, в материале «Хуснуллинщина…» . А в материале «Деление России нынче курирует Хуснуллин» отмечал, что этот вице-премьер через строительство залезает в архиважную сферу внутренней политики – госнацполитику, государственное устройство и административно-территориальное деление России. И напомню о его оскорблении русских, что якобы они не работают за те деньги, которые платят мигрантам, и работают хуже. Можно полюбоваться в видеоролике . И до сих пор он продолжает лоббировать бесконтрольный поток мигрантов в Россию, реально обеспечивает т.н. «точечный въезд мигрантов», а также, как мы понимаем, – именно такое, указанное выше, восстановление разрушенного в городах Малороссии. А дальше (на среднесрочную перспективу) в планах «мирового модератора» негрификация Малороссии и России. Малое тому подтверждение: та же «Русская стратегия» обращает внимание на сообщение интернет-издания «Лента.ру». Некий научный сотрудник Института народохозяйственного прогнозирования РАН Дмитрий Полетаев призвал президента страны Владимира Путина на фоне низкой рождаемости завозить больше мигрантов из Африки. Его комментарий был опубликован на сайте KP.RU. Такую идею ученый выдвинул на площадке Валдайского клуба. «У нас сейчас очень мало россиян африканского происхождения, африканская диаспора составляет всего лишь около 40 тысяч человек… мы должны быть готовы к тому, что поток мигрантов из Африки будет нарастать… Российское население надо готовить, чтобы выходцы из Африки стали повседневностью, чтобы не было мигрантофобии, чтобы не было ксенофобии...», – заявил Полетаев. Ну и призвал к разработке соответствующих программ афрификации и изменению под это законодательства. Вот, действительно, массового притока африканцев России ещё только и не хватает!

http://ruskline.ru/news_rl/2023/07/26/ta...

Он напомнил, что в недавнем выступлении на Валдайском форуме Президент России В.В. Путин подчеркнул, что консерватизм — это те решения, которые позволяют нам, опираясь на традиционные ценности, не навредить обществу и оставаться самими собой. « " Основы государственной культурной политики " 2014 года не были столь подробными и прямолинейными. Их писали в условиях совершенно иной общественной стилистики. Сегодня совершенно по-другому мы воспринимаем слова " русская цивилизация " , " русский народ " , " традиционные ценности " : эти изменения подкрепились целым рядом изменений в базовых документах. Среди изменений в Конституцию России, которые были приняты в прошлом году, есть новелла о том, что культура является " уникальным наследием многонационального народа нашей страны " . В ней закреплена задача воспитания граждан, задача поддержки традиционных семейных ценностей, в том числе, понятия брака как союза мужчины и женщины, появилось очень важное понятие общероссийской культурной идентичности. Это позволяет утверждать, что принципом внесения этих изменений стал ценностно-цивилизационный подход», — добавил В.В. Аристархов. «Крайне важно, что речь идет не о любой культуре, а только о той, которая способствует сохранению и укреплению наших традиционных ценностей, которые в свою очередь закодированы и в культурное наследие в нашей истории. Хотел бы отметить, что во-первых в документе сделан акцент на сохранении нашей цивилизационно-культурной идентичности — самобытности, во-вторых, в проект этого документа внесены определение " культурный суверенитет " и перечень ценностей, приведенный в Стратегии национальной безопасности. Одной из наших традиционных ценностей является приоритет духовного над материальным. По нашему мнению, эта фраза она должным образом отражает то, что является одинаково важным для верующих и неверующих россиян», — подчеркнул докладчик. В.В. Аристархов рассказал о структуре документа и перспективах его реализации. «На практике нам не хватает политической воли и ее субъекта — координационного органа, который направлял бы работу и Министерства культуры России, и Министерства цифрового развития, и Министерства высшего образования и науки, и ряда иных ведомств, которые имеют отношение к воспитанию и образованию, но которые до сих пор работают без должной координации. Правительственная комиссия по государственной культурной политике, созданная в 2017 году, пока собиралась только один раз. Надеюсь, такой орган с полномочиями соответствующего уровня будет создан», — заключил В.В. Аристархов.

http://patriarchia.ru/db/text/5869738.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010