1550 как Никандрова Городноезерская Воскресенская муж. пуст., документально известен с 1581, упразднен в 1764, возобновлен как женский в 2012), Антониев Леохновский Преображенский (мужской, в дер. Леохново Старорусского р-на; основан во 2-й пол. XVI в. (не позднее 1587), в нач. XVII в. разорен шведами, восстановлен после освобождения в 1617 Новгородской земли от швед. оккупации, упразднен в 1764, возобновлен в 2012), Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери (мужской, на одном из островов Валдайского оз., в 3 км от г. Валдая; основан в 1653, в 1919 официально закрыт, образована Иверская трудовая артель (в которой трудилась братия мон-ря), артель ликвидирована в 1927, мон-рь возобновлен в 1991). Прекратившие существование к кон. XVI в. Антониев на Боженке - Храминогорский (мужской, на левом берегу Волхова, напротив совр. дер. Змейско Новгородского р-на; упом. с 1499, упразднен к 1592), Борисоглебский с Загзенья (на Гзени) (мужской, ныне в черте Вел. Новгорода, напротив Антониева мон-ря; известен с 1386, к 1582 запустел, упом. как топографическая единица в описи 1615), Введения Пресв. Богородицы «с Мояты» (мужской, ныне дер. Маята Парфинского р-на; упом. в 1495), Преображенский Рождественско-Богородицкий (мужской, на правом берегу Волхова, в окрестностях микрорайона Кречевицы Вел. Новгорода; основан ок. 1485, упом. под 1555, к 1582 не существовал), Карихов (Кириков) Леонтиевский (мужской, на территории совр. Новгородского р-на; основан не позднее 1492(?)), Пятницкий Космодамиановский (мужской, близ Новгорода, на территории совр. Новгородского р-на; упом. в 1577-1589), Николаевский Сопинский (мужской, ныне дер. Сопины Боровичского р-на; упом. в 1581). Прекратившие существование в XVII в. Пантелеимонов (мужской, ныне территория музея деревянного зодчества «Витославлицы» в Вел. Новгороде; основан кн. Изяславом Мстиславичем, по наиболее обоснованной версии в 1134, в 1667 приписан к Юрьеву мон-рю), Шилов Покровский (мужской, ныне урочище Дубенка (Шиловка) в Новгородском р-не; основан в 1310 мон.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

2008 . Сергиев, мужской, совсем уничтоженный, Новгородской губ., Старорусского у., близ города, в 1 вер. к сев.-вост. от. Спасо-Преображенского мон., на берегу р. Полисти. Существовал в 1615 г.; в 1677 г., как запустелый, приписан к Иверскому м-рю. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 95; “Временник Общ. ист.”, 1857 г., XXV, 98 (Гр. митр. Корнилия 1677 г. о приписке к Ивер. м-рю); “Русск. истор. Библиот.”, V, 833, 329 (таже грам. митроп. Корнилия). 2009 . Сергиев, мужской, совсем уничтоженный, Уфимской губ. и уезда, в 3 вер. от Уфы, на берегу р. Белой, в 50 саж. от круглого озера, называв­шегося в старину Коркиною Ямою. Осно­ван в XVII ст., имел церковь во имя преп. Сергия и 2 келии, в которых проживали монахи Успенского-Богородиц­кого м-ря для присмотра за хозяйством на пашнях и рыбных ловлях, а также для отправления богослужения в церкви. По ветхости зданий м-рь уничтожен. “Оренб. губ. вед.”, 1852 г., 17 (Об учрежд. в г. Уфе муж. м-ря). 2010 . Середокоротный – Стефа­новский, мужской, совсем уничтожен­ный, Новгородской губ., Тихвинского у., в окрестностях Пчовжо-Никольского по­госта, на берегу рч. Пшогжи или Пчевжи, прит. Волхова, верстах в 75 к юго-зап. от Тихвина. По писцовым книгам Обонежской пятины 1583 г. значится: «В Никольском же погосте на Пшогже монастырь Середокоротной, на м-ре церк. архидиак. Стефана да церк. усекнов. гла­вы Ивана Предтечи деревяные стоят пусты, а в них жил черной поп, да на 5 братов». В Записи 1577–89 г. о ружных церквах и м-рях сказано: «Архид. Стефана на Тихвинскую дорогу на Середокоротню игумену Варлааму да старцам 21». “Писцов. кн. Обонеж. пят. 1583 г.” во “Временн. Общ. ист. и древн.”, 1850 г., VI, 61; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, 160; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 35; “Запись о ружн. церк. и м-рях” во “Временн. Общ. ист.”, 1856 г., XXIV, смесь, 36. 2011 . Серемская, мужская пустынь, ныне часовня и келья, принадлежащие селу Кровотыни и находящиеся при оз. Серемно, Новгородской губ., Валдайского у., верстах в 55 к югу от Валдая и в 25 вер. к сев.-вост. от Ниловой пу­стыни, близ границы Осташковского у. Здесь подвизался с 1515 по 1528 г. преп. Нил, основатель нынешней Ниловой-Столбенской пустыни, которая вла­деет озером Серемно с 1683 г. “Памят. кн. Твер. губ. на 1868 г.”, Отд. II, 4, 98; Ратшин, 518 (Ржевский на р. Черемхе).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700) ИОСИФ (Шумлянский Иван; ок. 1643 - 1708), еп. Львовский, Галицкий и Каменецкий (Западнорусская митрополия) ИОСИФЛЯНЕ Иосифляне, постриженики Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря; сторонники последователей прп. Иосифа Волоцкого ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий ИСАИЯ (Балабан Иван; † между 1617 и 1620), архим., настоятель нескольких монастырей в Западнорусской митрополии, издатель КАССИАН (нач. XV в.- после 1471), игум. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы и Спасо-Каменного в честь Преображения Господня, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) КИПРИАН (Старорусенков (Старорусенников); † 1634), митр. Новгородский, автор посланий, исторических и церковных сочинений КИРИЛЛ (Транквиллион-Ставровецкий (Безбородый) Кирилл; †1646), архим., униат. (первоначально православный) проповедник, издатель КИРИЛЛ (Шумлянский Константин; †1726), еп. Переяславский и коадъютор Киевской епархии, последний правосл. архиерей Луцкой епархии до ее отпадения в унию КИРИЛЛОВ НОВОЕЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на Красном (Огненном) о-ве Нового оз. (Новоозера, ныне Новозеро), в 30 верстах от г. Белоозеро (ныне Белозерск Вологодской обл.) КОНДИНСКИЙ (КОДИНСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Кодинский) Во Имя Святой Троицы Монастырь, находился в с. Кода (ныне пос. Октябрьское Ханты-Мансийского АО) КОРЕЛЬСКАЯ И ОРЕШСКАЯ ЕПАРХИЯ Русской Православной Церкви (Корельская и Орешковская, Корельская и Копорская), основана в кон. XVI - нач. XVII в. в границах Корельского у. Водской пятины Новгородской земли и Ореховского у., отделена от Новгородской епархии (с 1589 митрополия) КОРЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юго-восточной части Двинской губы, в Никольском устье р. Сев. Двина (ныне г. Северодвинск Архангельской обл., территория ОАО «ПО " Севмаш " ») КОРЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Новгородской епархии, существовало в 1685-1690 гг., затем оставалось вакантным до открытия в 1708 г. преемствующего ему Ладожского вик-ства КОРОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился близ с. (впосл. деревня) Короцко Валдайского у. Новгородской губ., на родине свт. Тихона Задонского

http://pravenc.ru/rubrics/121748_9.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Инок Павел (Великодворский). Портрет. 1874 г. (Великодворский Петр Васильевич; 29 июня 1808, слобода Зимогорский Ям (ныне с. Зимогорье) Валдайского у. Новгородской губ.- 5 мая 1854, Белокриницкий Покровский муж. мон-рь, Австрийская империя (ныне в Черновицкой обл., Украина), инок, деятель согласия старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию (см. также Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ)), писатель. Род. в семье писаря волостного правления, был старшим из 5 сыновей. Рано обучился грамоте, с детства проявлял склонность к чтению книг духовного содержания и к иноческой жизни. В 12 лет сделал попытку уйти в старообрядческие мон-ри в Стародубье , был задержан отцом. Смерть отца в 1825 г. и уничтожение пожаром семейного дома вынудили Петра снова отложить свое намерение принять монашество. В 1828 г. юноша должен был по жребию отправиться на воинскую службу, но с помощью жителей Зимогорского Яма, собравших значительную сумму денег, П. Великодворский выставил вместо себя др. человека, вскоре занял должность волостного писаря. Ок. 1830 г. с 2 знакомыми старообрядцами Петр отправился на поиски клада, до этого неделю вместе с семьей он провел в посте и молитве перед иконой свт. Николы. Поиски были неудачными. По признанию П., на праздник свт. Николы 6 дек. ему во сне явился святитель, к-рый, указав на омофор, сказал: «Зри на мя и виждь, якоже аз есмь, тако все есть». Сновидение было истолковано применительно к поискам клада, к-рые тем не менее оказались безуспешными. Тогда Великодворский пришел к мысли о том, что слова святителя нужно толковать иначе. Он решил исполнить давнее желание и посвятить себя иноческой жизни, для чего отправился в старообрядческий Лаврентьев мон-рь в Стародубье. Здесь состоялось его знакомство с видными старообрядческими деятелями, тогда иноками, буд. епископами Аркадием (Шапошниковым) и Онуфрием (Парусовым), буд. архимандритом Белокриницкого мон-ря (см. в ст. Белая Криница ) Геронтием (Колпаковым) и др.

http://pravenc.ru/text/2578479.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВОЛГОВЕРХОВСКИЙ ВО ИМЯ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Тверской и Кашинской епархии), в дер. Волговерховье Осташковского р-на Тверской обл., у истока Волги (началом реки считается небольшой родник на болоте у дер. Волговерховье, на Осташковской гряде Валдайской возвышенности). Первое подробное описание истока Волги и В. м. содержится в описи Ниловой Столобенской пуст. , составленной в 1724 г. игум. Селижаровского мон-ря Нифонтом ( Колосов. С. 124). Согласно описи, указом царя Алексея Михайловича в 1649 г. над истоком Волги была основана Преображенская Волговерховская муж. пуст., приписанная к Столобенской обители. Волговерховской пуст. управляли строители. В сер. XVII в. там были построены деревянные Преображенская ц. с приделом во имя св. Иоанна Предтечи, неск. келий и ограда. Согласно донесению игум. Феодосия 11 июля 1686 г., В. м. находился в запустении, храм стоял «без пения». В нач. XVIII в. по инициативе Петра I мон-рь был восстановлен, в В. м. из приказа Большого дворца передали 2 Евангелия, Требник, Ирмологий, молитвослов. В 1700 г. крестьянин Иосифовской слободы С. В. Бочкарёв пожертвовал В. м. двор в г. Осташкове. В 1724 г. В. м. сгорел, строитель Антоний и 10 насельников были переведены в Столобенский мон-рь, в описи к-рого 1740 г. В. м. упоминался как опустевший. Принадлежавшая В. м. пустошь Озерки была передана селижаровскому Троицкому мон-рю. Поселившиеся в Озерках приписные монастырские служители образовали дер. Волгино-Верховье (позднее Волговерховье). Часовня над истоком Волги. Фотография. Кон. XIX в. Часовня над истоком Волги. Фотография. Кон. XIX в. Посетивший в 1814 г. верховье Волги акад. Н. Я. Озерецковский писал о том, что монастырские постройки близ истока Волги (к-рый местные жители называли Иорданью) не сохранились. По свидетельству В. И. Колосова , в 1889 г. над истоком Волги стояла небольшая деревянная часовня с колодцем внутри. Вода в колодце считалась целебной, излечивающей от глазных болезней. В XIX в. исток Волги посещали также А. Н. Островский, Д. Н. Анучин , П. В. Киреевский , С. А. Рачинский , первый рус. фотограф Е. П. Вишняков, мн. ученые, писатели. И. И. Шишкин запечатлел исток на картинах «Часовня над ключом, дающим начало Волге», «Первый мост через Волгу» и «Лесная глушь в начальном течении Волги».

http://pravenc.ru/text/155144.html

Женские: II кл. – Духов, Тихвинский Введенский, Зверин, Десятин, Сырков, III кл. – Воскресенский Горицкий. Церкви: в Новгороде – 42, окологородных – 13, праздных – 13 городских и 8 окологородных, в уезде – 74 ц., праздных – 7, всего в городе и уезде – 157 ц., из них – 25 праздных, в г. Валдае – 2, в уезде – 34, в Крестцах – 1/30, в Тихвине – 2/53, в том числе праздных – 9, в Устюжне – 13, в уезде – 57, из них – 4 праздных, в Старой Русе – 12, в уезде – 45, в Боровичах – 3/54, в Белозере – 14/81, в Кириллове – 2/94, в том числе праздных – 4, в Череповце – 2/67. Всего в 10 городах с уездами – 725 цер., праздных – 42, с вновь приписанными из Тверской епархии по Валдайскому уезду тремя церквами – 728 цер. 827 IX. В Орловской епархии, муж. монастыри: III кл. – Петропавловский в г. Брянске, в Брянском окр. – Свенский, в г. Орле – Успенский, Голынский Спасский в Трубчевском окр.; на своем содержании: Николаевский, Одрин Петропавловский в г. Мценске, Троицкий Оптин – в Волхове, Богородицкая Площинская пустынь в Севском округе. Женские мон.: II кл. – Троицкий в Севске, Введенский в Орле. Церкви: в Орле – 16, в окр. – 32, в Севске – 13/71, в Брянске – 14/50, в Кромах – 7/39, в Трубчевске – 6/55, в Корочеве – 9/51, в Мценске – 11/52, в Дмитриевске – 2/52, в Волхове – 19/64, в Ельце – 13/66, в Ливнах – 7/64, в Малоархангельске – 1/44, в Дашкине – 1/57, а всего в Орловской и Севской епархии – 826 цер. 828 X. В Псковской и Рижской 829 епархиях, муж. монастыри: I кл. – Успенский Псково-Печерский в г. Печерах, III кл. – Святогорский, Спасо-мирожский в Пскове, Великопустынский в Псковском уезде, Успенский Святогорский в Опочецком уезде, Троицкий Сергиев в г. Великих Луках, Троицкий Небин в Торопце. Женские: II кл. – Предтечев в Пскове, Старовознесенский, III кл. – Вознесенский в Великих Луках; на своем содержании: Иоанно-Богословский Крыпецкий, Благовещенская Никандрова пустынь. Полоцкого наместничества – Богоявленский в Полоцке, Преображенский в Невеле, Троицкий Марков Витебского уезда, итого – 5 монастырей, а всех монастырей в Псковской епархии – 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Их предприятие имело привилегию печатать на своих изделиях государственный герб 393 . С 1816 г. мастерская Смирновых стала официально называться заводом 394 . Самое раннее из известных изделий Смирновых, украшенное государственным гербом, относится к 1809 г. Колокольчик отливал Степан Смирнов (коллекция В. В. Уткина, п. Малая Бича, Омская область). Кроме того, в коллекции Валдайского музея имеется колокольчик 1807 г., имеющий изображения государственного герба. Фамилия мастера не указана, но можно предположить в связи с вышесказанным, что это тоже изделие Смирновых. Сигнальный колокольчик для Валдайского вольного пожарного общества В первое десятилетие XIX в. в Валдае работали две семьи колокололитейщиков: Смирновы и Терские 395 . Необходимо отметить, что завод Смирновых славился не только маленькими ямщицкими колокольчиками, но и большими отливками. И. Дмитриев писал в 1839 г.: «Из заводов замечательны колокололитенные: один из них, на котором отливаются лучшие большие колокола, принадлежит братьям Смирновым» 396 . Издания XIX в. подчеркивают первостепенное значение завода Смирновых, на котором при последнем его владельце Николае Смирнове отливались огромные колокола весом более 1000 пудов 397 . Смирновы имели обширные заказы. Они лили колокола для Иверского монастыря в Валдае и Смольного в Петербурге 398 , отправляли изделия в Оренбург, Москву и другие города 399 . И все-таки в первой половине XIX в. Валдай был известен прежде всего благодаря умению местных мастеров отливать маленькие поддужные колокольчики и бубенцы. В этот период в Валдае действовали три колокололитейных завода 400 : с 1816 г. – заводы Смирнова и Митрофанова; с 1841 г. – завод Стуколкина 401 . В начале 1850-х годов открывается еще и завод Лебедева 402 . В конце 1840-х годов на колокололитейных заводах Валдая обрабатывалось до 850 пудов меди на сумму около 11000 рублей серебром, рабочих насчитывалось 50 человек. Сбыт производился в Петербурге и на ярмарках в России 403 . Продукция каждого валдайского завода имела свои особенности.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Не говорится о валдайских колокольчиках в книге А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», написанной между 1785 и 1790 гг 388 . Не упоминает о них и академик П.С. Паллас, побывавший на Валдае в 1768 г 389 . Не сообщается о колокололитейном деле и в рукописной книге 1793 г. «Описание Новгородского наместничества» 390 . И все-таки не исключено, что в XVIII в. в Валдае отливались поддужные колокольчики. Отливались не на специальных заводах, а в кузницах и не были главным предметом среди изделий местных кузнецов. В конце XVIII в., по данным В. Севергина, в городе действовало около 50 кузниц, «дававших изрядный доход от проезжих» 391 . Видимо, среди прочего, кузнецы предлагали путешественникам и колокольчики. Надписи на них в этот период не ставились, и поэтому точно сказать, в каком году был отлит первый валдайский колокольчик, пока не представляется возможным. В начале XIX в. вводятся в употребление накладываемые на изделия надписи. В 1802 г. валдайский мастер Филипп Терской впервые поставил автограф на своей «певкой бронзе». Долгое время считалось, что это первый подписной колокольчик, но сейчас известно имя другого валдайского мастера, поставившего в 1802 г. на колокольчике свое имя – мастер Алексей Смирнов. При этом, если имя Ф. Терского встречается только на колокольчике 1802 г. (у нас в стране зафиксировано 19 экземпляров данного колокольчика), то Алексей Смирнов известен и по отливкам 1805 и 1807 гг. Изделия Алексея Смирнова 1802 г. представлены двумя разновидностями. В картотеке Валдайского музея зафиксировано 7 колокольчиков с автографом мастера. По низу юбочки колокольчика поставлено: «Мастер Алексей Смирнов в Валдае 1802». Интересна другая разновидность этого колокольчика, представленная в коллекции Л.З. Година (Москва). В оформление колокольчика, помимо надписи, введены маскароны, украшающие верхнюю часть колокольчика в том месте, где его тулово переходит в сковороду. Маскароны использованы и в отделке валдайского колокольчика 1802 г. (имя мастера не указано) из коллекции Псковского музея-заповедника.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

Статья П. В. Седова посвящена истории подворий Валдайского Иверского монастыря в Москве и Новгороде, через историю строительства которых автор выявляет новые тенденции в повседневной жизни города 2-й половины XVII – начала XVIII в. В свойственной ему живой манере П. В. Седов рисует яркие картины предпетровской и раннепетровской московской жизни. В статье содержится важный очерк о московском жилище, доме в XVII в., затрагивается проблема постоя в XVII–XVIII вв., которая требует еще тщательного изучения. Интересны часть статьи о подворье Иверского монастыря в Новгороде, часть которого ранее принадлежала дьяку М. Милославского, а также страницы жизни новгородской административной верхушки середины XVII в. История подворий Валдайского Иверского монастыря, по словам автора, «позволяет проследить две противоположные тенденции в эволюции городской усадьбы второй половины XVII – начала XVIII в.». С одной стороны, условия жизни становились лучше, увеличивалось количество пожароустойчивых каменных построек, с другой – государство стало все больше контролировать личную жизнь подданных: «На монастырском подворье могли разместить постояльцев, могли и вовсе забрать всю усадьбу, если на то была государева воля» (С. 497–498). Т. А. Базарова на материалах того же Валдайского Иверского монастыря исследовала проблему государственных натуральных повинностей новгородских крестьян в первые годы Северной войны. В центре внимания статьи – давно разрабатываемая тема, еще до конца не изученная: как вводились мобилизационные мероприятия на территории, прилегающей к военным действиям. Исследовательница пришла к выводу, что в начале войны основная масса государственных натуральных повинностей заранее не планировалась, их введение зависело от нужд русской армии. Наиболее обременительные же повинности монастырские власти стремились заменить денежными выплатами. Статья О. А. Абеленцевой посвящена истории поступления документов на вотчины новгородских монастырей и церквей в коллекцию актов Новгородской казенной палаты. Исследование содержит интереснейший анализ архивной работы XVIII–XIX вв., прежде всего публикаторской деятельности М. Г. Курдюмова. Это крайне важно для изучения техники работы архивистов в XIX – начале ХХ в. В статье рассматривается также архивная история документов в XVIII в., приводится исследование описей XVIII–XIX вв.

http://sedmitza.ru/lib/text/6417230/

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Алексия с членами Валдайского клуба Москва, 14 сентября 2007 г. В четверг 13 сентября в Храме Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с членами Международного дискуссионного клуба «Валдай». Во встрече принял участие заместитель председателя Отдела внешних церковных связей прот. Всеволод Чаплин. Участников встречи интересовал вопрос о возможности встречи Его Святейшества с Папой Римским Бенедиктом XVI, сообщает Патриархия.ru. По словам Святейшего Патриарха Алексия, такой встрече препятствуют трудности в двусторонних отношениях, связанные с прозелитизмом католиков среди православного населения и «продвижением» униатов на восток Украины и в другие страны. Святейший Патриарх Алексий отметил также наличие ряда общих задач с Римско-Католической Церковью сегодня. Это противодействие секуляризации современного общества, укрепление семьи и нравственности. «Говорить о нравственных ценностях — наша общая задача», — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви. В Русской Православной Церкви с печалью восприняли, что в преамбулу Европейской конституции не вошло упоминание о христианских корнях Европы. «Думаю, что это несправедливо, потому что корни культуры Европы кроются в христианских ценностях — и об этом надо открыто говорить, не скрывая», — заключил Святейший Патриарх Алексий. Международный дискуссионный клуб «Валдай» был создан в сентябре 2004 года по инициативе РИА «Новости», Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), газеты The Moscow Times, журналов «Россия в глобальной политике» и Russia Profile. Заседания клуба проходят ежегодно в сентябре. Особый статус мероприятию придают встречи делегатов с ведущими политиками и общественными деятелями России. В предыдущие годы каждый раз участие в работе «Валдайского клуба» принимал президент В.В. Путин. 14 сентября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/23947.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010