Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Протасов Алексей Иванович; ок. 1762, г. Боровск Калужской пров. Московской губ.-01.07.1831, Тверь), архиеп. Тверской и Кашинский. Учился в Перервинской и Троицкой ДС. В 1790 г. окончил московскую Славяно-греко-латинскую академию , в к-рой благодаря митр. Платону (Левшину) был оставлен учителем риторики и поэзии. В 1794 г. принял монашество. С 1795 г. проповедник и учитель философии, с 19 авг. 1797 г. префект академии. С 29 нояб. 1798 г. архимандрит и настоятель с.-петербургской Троице-Сергиевой муж. пуст . Амвросий (Протасов), архиеп. Тверской Амвросий (Протасов), архиеп. Тверской С 18 нояб. 1799 г. ректор Александро-Невской академии. С 8 янв. 1800 г. наместник Александро-Невской лавры , с марта 1800 г. настоятель Валдайского муж. мон-ря , с 4 июня 1802 г. настоятель Юрьева во имя вмч. Георгия Победоносца муж. мон-ря с оставлением в прежних должностях. 10 янв. 1804 г. хиротонисан во епископа Тульского и Белёвского. С 7 февр. 1816 г. архиепископ Казанский и Симбирский, из-за интриг и доносов 6 нояб. 1826 г. переведен на Тверскую и Кашинскую кафедру. Умер во время эпидемии холеры, похоронен близ Твери в Желтиковом муж. мон-ре . А. вел подвижническую жизнь, был чужд тщеславию, щедро раздавал милостыню, отличался строгостью к подчиненным. Находясь на Казанской кафедре, боролся со взяточничеством епархиальных чиновников и малограмотностью духовенства. На базе КазДА, преподавание в к-рой А. поднял на более высокий уровень, соответствующий статусу академии, была создана школа для клириков. А. вел работу по христ. просвещению малых народов Поволжья. В программу КазДА помимо изучения татар. языка было введено изучение чуваш. и марийского языков. После открытия Библейского об-ва в Казани (20 янв. 1818) менее чем за 4 года были сделаны переводы НЗ на чуваш., марийский, мордов. и удмурт. языки, к-рые рассылались по 5 экз. во все «инородческие» села. Предлагая перевести на языки малочисленных народов нек-рые богослужебные книги, А. предоставил в Святейший Синод вариант литургии на марийском языке, к-рый был оставлен без внимания.

http://pravenc.ru/text/114408.html

В 1885-1886 гг. Г. пожертвовал собрание старинных предметов (оружие, монеты и др.) создававшемуся в Воронеже краеведческому музею. Член Воронежского губ. статистического комитета (1885), церковного историко-археологического комитета (1901), губ. ученой архивной комиссии (1901). Соч.: Ист.-стат. описание 1-кл. Задонского Богородицкого мон-ря. М., 1871; Кр. очерк жизни почивающего в Задонском Богородицком мон-ре иеросхим. Агапита. СПб., 1872. Воронеж, 18882; Восп. об Антонии Алексеевиче, Христа ради юродивом. Задонск, 1879. Воронеж, 18872; Описание Тихоновского общежит. муж. мон-ря, находящегося близ г. Задонска. СПб., 1882; Нек-рые черты из жизни почившего в Задонском мон-ре схимон. Митрофана. Воронеж, 18882; Метод богослуж. возгласов, положенных на ноты. М., 1897-1900. 2 ч.; Прп. Кирилл Белозерский. М., 1897; Ист.-стат. описание Кирилло-Белозерского Успенского муж. 1-кл. мон-ря Новгородской епархии. М., 1897; Ист. описание Короцкого жен. общежит. мон-ря Валдайского у. Новгородской епархии. СПб., 1897; Ист. очерк Новосильского Св.-Духова мон-ря Тульской епархии. Тула, 1901; Слова и речи. Тула, 1901. СПб., 19022; Кр. очерк жизни почивающего в Задонском Богородицком мон-ре иеросхим. Нафанаила. СПб., 19022; Учение блж. Августина о богодухновенности Свящ. Писания. СПб., 1902; Можайский Лужецкий 2-кл. Ферапонтов мон-рь Моск. епархии. М., 1902; Волоколамский Иосифов 2-кл. муж. мон-рь и его совр. состояние. СПб., 1903; Ист. описание Никитского жен. общежит. мон-ря в г. Кашире Тульской губ. К., 1909. Муз. соч.: «Многая лета» (перелож.), «Спаси, Христе Боже»//Метод богослужебных возгласов. С. 206-207; «Вечери Твоея тайныя»//Сб. великопостных песнопений разных авторов/Под ред. М. А. Гольтисона. СПб., 5; «Душе моя», «Да исправится»//Сб. духовно-муз. песнопений для небольшого смеш. хора из Постной триоди: 2]. СПб.: [П. Киреев], 1912. 14, 24; Кондак свт. Тихону Задонскому//Сб. духовно-муз. сочинений разных авторов для малого смеш. хора под ред. С. Панченко: Кондаки на Акафисте, припевы, концерты двунадесятым праздникам: 6] Пг.: [П. Киреев], 1913. 7; Херувимская (g-moll), «Милость мира» (e-moll), «Господи, что ся умножиша»//Сб. духовно-муз. песнопений, сочинений разных авторов в аранжировке и ред. Г. Извекова для 3-х муж. голосов (2-х теноров и баса): На Литургии: 19]. Пг.: [П. Киреев], 1915. 22, 50, 122; Херувимская 3, «Хвалите имя Господне//Историческая хрестоматия церковного пения/Под ред. М. А. Гольтисона. СПб.: [Г. Шмидт], б. г. Вып. 10.

http://pravenc.ru/text/164863.html

Из уничтоженной Переяславской епархии монастыри – II кл. Данилов Троицкий, III кл. Никитский, заштат. Николаевский, жен. II кл. Феодоровский, зашт. Лукоянова пуст., Николаевская Солбинская пуст.; I кл. жен. Успенский, зашт. Введенская Островская пуст. Церкви в Переяславле – 2 собора, 21 прих., в уез. – 95, в Александрове – 2/83, в Киржаче – 2/26, в Покрове – 1/5, всего из Переяславской епархии – 238 ц. 836 Там же, л.л. 401–402. Из Тверской епархии выбыло в Новгородскую, в Валдайском у. – 3 ц., в Ростовскую-Мышкинского уез. – 2, в Смоленскую Сычевского у. –1 ц. Поступило в Тверскую епархию от Новгородской епархии в Весьегоньском у. – 2 ц., от Ростовской в том же у. – 8, в Кашинском – 4, от бывших епархий, Оловецкой, в Краснохолмском у. – 6 ц., в Весьегоньском – 54 цер., из Переяславской в Калязинском у. – 20 ц., от Смоленской епархии в Ржевском у. – 1 цер., а всего – 95 цер. (там же, л. 400). 837 Там же, л. 408. Состав упраздненной Крутицкой епархии был следующий: Московской губ. II кл. муж. Лужецкий мон., III кл. московский Данилов, на своем содержании Московский-Покровский м. Калужского нам. I кл. Боровский Пафнутиев м., III кл. Лихвинский Покровский Добрый, Перемышльский Троицкий Лютиков, на своем содержании – Мещовский Георгиевский; пустыни: Медынская Тихонова, Козельская-Оптина Макариева; Тульского наместн. III кл. Белевский Спасо-Преображенский муж., Белевский Крестовоздвиженский женский, на своем содержании Жабына-Макарьевская Введенская муж. пуст.; Орловского намест. заштатный Волховский Троицкий мон.; Смоленскаго нам. III кл. Колоцкий, Гжацкого окр., заштатный Казанский Юхнов – всего 15 монастырей. Церкви: Москов. губ. кафедральный Успенский соб., Московск. окр. – 14 ц., Можайского – 9/20, Воскресенского – 1/29, Звенигородского окр. – 19, Верейского – 9, Рузского – 3, Подольского – 8, всего – 113; Калужского нам. г. Серпейск – 2/47, Мосальск – 3/35, Мещовск – 3/66, Лихвин – 5/36. Козельск – 8/72, Жиздринского окр. – 31, Боровск – 10/39, Медынь – 2/41, Малый Ярославец – 6/36, Калужского окр. –6, Перемышль – 5/6, Таруса – 3/46, всего по наместничеству – 562. Тульского н. Белев – 13/46, Одоев – 6/50, Чернского округа – 4, Крапивнинского окр. – 4, Алексинского – 3, а всего по наместничеству – 126 ц.; Орловского нам. г. Волхова – 19/22, Демшинска – 1/26, всего по наместничеству – 68 ц.; Смоленского нам. г. Юхнов – 1/6, Ельнинского окр. 9, Гжатского – 6, всего по наместничеству – 22 цер., а всего по всей Крутицкой епархии по всем наместничествам – 891 церковь (там же, л.л. 268–270).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Рождественский-Вещезеров Алексей; ок. 1767, Новгородская губ.- 14.02.1825, Тобольск), архиеп. Тобольский и Сибирский. Амвросий (Рождественский-Вещезеров), архиеп. Тобольский Амвросий (Рождественский-Вещезеров), архиеп. Тобольский Род. в семье священника Новгородской епархии. Окончил Кирилловскую ДС, затем Александро-Невскую ДА в С.-Петербурге (см. С.-Петербургская Духовная Академия ). С 5 марта 1794 г. преподаватель грамматики и греч. языка в высшем классе академии; с 9 мая 1795 г.-поэзии, с 18 февр. 1799 г.- красноречия, рус. и лат. языков. 25 марта 1797 г. пострижен в монашество, 29 нояб. 1798 г. зачислен в число соборных иеромонахов Александро-Невской лавры . 26 янв. 1800 г. возведен в сан архимандрита, настоятеля вологодского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря и назначен ректором Вологодской ДС, 21 июля 1804 г.- настоятелем Димитриева Прилуцкого мон-ря , цензором проповедей. В 1810 г. находился на чреде священнослужений в С.-Петербурге. В 1811 г. назначен настоятелем Валдайского муж. мон-ря . С 25 окт. 1811 г. член духовной консистории, с 26 марта 1812 г. инспектор СПбДА. С 28 янв. 1816 г. настоятель Донской иконы Божией Матери муж. мон-ря в Москве, председатель Московской духовной цензуры. 15 июля 1817 г. А. был хиротонисан во епископа Вятского и Слободского. Активизировал строительство храмов при оружейных заводах Вятской губ. Восстановил пострадавшее после пожара 1819 г. здание Вятской ДС и преобразовал преподавание в ней; открыл в епархии 3 духовных уч-ща. 28 окт. 1822 г. возведен в сан архиепископа с назначением на Тобольскую и Сибирскую кафедру. Особое внимание уделял развитию духовного образования и проповеди среди инородцев Сибири. В Киргизском крае положил начало буд. духовной миссии. Похоронен в Софийском соборе Тобольска. Арх.: РНБ. Ф. 203. 16; Собр. Помяловского И. В. Оп. 1, 2004. Л. 1-6; РГИА. Ф. 796. Оп. 96, 67, 90, 91, 94, 313; Оп. 98, 977; Оп. 100, 196, 355; Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 144. Лит.: Абрамов Н. А. Амвросий II Рождественский, архиеп. Тобольский и Сибирский (1822-1825)//Странник. 1869. 10. С. 5-22; Сулоцкий А. , прот. Тобольские и Томские архипастыри. Омск, 1881. С. 13; Мануил. Русские иерархи, 992-1892. Ч. 1. С. 118-119. М. И. Кравченко Рубрики: Ключевые слова: ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых)

http://pravenc.ru/text/114410.html

После Февральской революции 1917 г. не стал давать оценку политическим событиям в стране. Избранное на съезде рязанского епархиального духовенства бюро исполнительного комитета потребовало удаления Д. из епархии. Против Д. выступила и новая гражданская власть - бюро временного комитета общественных орг-ций, угрожавшее архиерею арестом. В ночь на 16 марта он выехал из Рязани в Петроград, где 20 марта на встрече с обер-прокурором Святейшего Синода В. Н. Львовым подал прошение об увольнении на покой. Чтобы оттянуть разрешение конфликта, Синод предоставил Д. 2-месячный отпуск. 22 марта Рязанский епархиальный съезд духовенства и мирян направил в Синод прошение об удалении Д. с кафедры. В мае Д. приехал в с. Окуловка Крестецкого у. Новгородской губ. к свящ. Димитрию Успенскому и неск. дней просидел не выходя из комнаты, переживая случившееся. После вторичного ходатайства указом Синода от 14-17 июня Д. был уволен на покой с местопребыванием в Валдайском Святоозерском в честь Иверской иконы Божией Матери муж. мон-ре . Указом от 7-10 нояб. 1917 г. получил назначение управляющим на правах настоятеля старорусского на Острову в честь Преображения Господня муж. мон-ря . Деятельно помогал митр. Арсению (Стадницкому) в управлении Новгородской епархией в Старорусском и Демянском уездах, однако официально назначен викарием не был. Нередко встречающееся в лит-ре именование Д. «епископом Старорусским» является канонически неверным. Титул «Новгородский и Старорусский» продолжал носить правящий архиерей митр. Арсений. Стремясь сплотить народ на защиту Церкви от надвигавшихся гонений, Д. почти ежедневно служил и проповедовал в храмах Ст. Руссы. 6 февр. 1918 г. председательствовал на собрании клира и представителей прихожан городских церквей, принявшем постановление о сохранении прав и имущества Церкви и продолжении преподавания Закона Божия в школах. Под этим постановлением в храмах были собраны подписи прихожан. 24 марта был совершен общегородской крестный ход. Процессии верующих из всех городских храмов сошлись к Воскресенскому собору, откуда соединенная процессия направилась к Преображенскому мон-рю. 26 марта Д. как глава делегации Ст. Руссы выехал в Москву на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. 28 марта Собору было доложено, что Д. представил постановление 9 приходских собраний Ст. Руссы с выражением готовности встать на защиту прав Церкви и постановление учебных заведений города с выражением протеста против исключения преподавания Закона Божия.

http://pravenc.ru/text/178173.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архитектура КАРАН ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы - см. Белая церковь Каранская в честь Благовещения пресв. Богородицы КВАТАХЕВИ муж. мон-рь (не позже XII-XIII вв.) в честь Успения Пресв. Богородицы Самтависско-Горийской епархии Грузинской Православной Церкви КВЕЛАЦМИНДА муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Гурджаанско-Велисцихской епархии Грузинской Православной Церкви КИЕВ столица Украины, административно-территориальная единица, политический, социально-экономический, культурный, научный и правительственный центр страны, кафедра Киевской митрополии УПЦ КИЖИ (Гос. историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»), архитектурный комплекс, сооружения к-рого относятся к XVIII-XIX вв. КИЛИКИЙСКАЯ АРМЕНИЯ [Киликийское армянское гос-во], средневек. христ. гос-во армян в Киликии (историческая область на юго-востоке М. Азии и на северо-западе Сирии; ныне Турция) (кон. XI - кон. XIV в.) КИПР [Республика Кипр], гос-во в Зап. Азии, на о-ве Кипр, расположенном в сев.-вост. части Средиземного м. КЛЮНИ католич. бенедиктинский мон-рь св. апостолов Петра и Павла (деп. Сона и Луара, Франция), центр движения за монашескую реформу в Зап. Европе в X-XII вв. КОНХА свод в виде четверти сферы, перекрывающий пространство над полукруглой частью здания: нишей, апсидой или экседрой КОНЬ Федор Савельевич (посл. четв. XVI - нач. XVII в.), рус. строитель и архитектор («государев» и «городовой мастер») КОРДОВА город в Юж. Испании, на берегу р. Гвадалквивир, кафедра католич. еп-ства (с III-IV вв.), в VIII-XI вв. столица мусульм. гос-ва Андалус КОРОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился близ с. (впосл. деревня) Короцко Валдайского у. Новгородской губ., на родине свт. Тихона Задонского КОРСУНСКИЕ ВРАТА внутренние двери собора Св. Софии в Вел. Новгороде, отделяющие придел в честь Рождества Пресв. Богородицы от Мартириевской паперти КРЕПОСТЬ (др. слав. названия: град, город; позднее - детинец, кремль, вышгород и др.), монументальное ограждение, построенное с военно-оборонительной целью; имеет также статусную и символическую функции КРУПИЦКИЙ (Крупецкий) БАТУРИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Крупецкий) Батуринский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ) КРУТИЦКАЯ КАФЕДРА РПЦ, исторически восходит к Сарайской и Подонской епархии Киевской (со 2-й пол. XV в. Московской) митрополии, а также к Коломенской епархии (сер. XIV в. - 1799) КУМУРДО кафедральный собор исторической Кумурдойской епархии Грузинской Православной Церкви, памятник груз. средневек. зодчества КУПОЛ архитектурная конструкция сводчатого покрытия, по форме близкая к полусфере и образованная вращением кривой вокруг вертикальной оси

http://pravenc.ru/rubrics/123090_8.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОРОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Находился близ с. (впосл. деревня) Короцко Валдайского у. Новгородской губ., на родине свт. Тихона Задонского . Предшественником К. м. считается Короцкий в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. мон-рь, основанный между 1629 и 1644 гг. в Короцком приходе при деревянной Покровской ц. Известна жалованная грамота обители царя Михаила Феодоровича 1645 г. После 1650 г. в мон-ре была сооружена ц. свт. Николая Чудотворца - 3-частный храм клетского типа, перекрытый высокими скатными кровлями и увенчанный луковичной главкой. 6 мая 1654 г. обитель была приписана к Валдайскому Святоозерскому в честь Иверской иконы Божией Матери мон-рю , а после 1718 г. обращена в приход. Короцкий во имя свт. Тихона Задонского мон-рь. Фотография. 90-е гг. XIX в. Короцкий во имя свт. Тихона Задонского мон-рь. Фотография. 90-е гг. XIX в. В 1825 г. на средства Т. Р. Стоговой, помещицы из дер. Глебово, рядом со старой Покровской ц. началось строительство каменного 3-престольного храма, освященного в 1836 г. в честь Покрова Пресв. Богородицы, с приделами во имя прп. Феодора Трихины и свт. Николая (в 1914 переосвящен во имя свт. Тихона Задонского). Его архитектура сочетает элементы классицизма (оформление угловых частей здания рустом, рамочные наличники) с чертами зодчества XVIII в. (восьмерик над основным объемом). Высота колокольни со шпилем достигала 50 м. В храме находились монастырские святыни - чудотворная икона Покрова Пресв. Богородицы и явленный образ вмч. Параскевы Пятницы. В 1724 г. в Короцке родился и был крещен в деревянной Никольской ц. Тимофей, буд. свт. Тихон Задонский. Здесь он жил до 1738 г. Родственники святителя служили при короцкой церкви до пресечения рода по муж. линии в 1866 г. Кладбище с. Короцка, древнейшая часть к-рого находилась к востоку от Никольской ц., было известно как место их упокоения. Перед прославлением свт. Тихона в 1861 г. жители Короцка обозначили могилу его отца столбом с надписью: «На сем месте покоится родитель свт. Тихона». Поблизости находились и могилы его деда, короцкого причетника Кирилла, и его жены Гликерии. Впосл. из кирпичей выложили гробницу и поставили обелиск, увенчанный крестом. Здесь же помещалась икона свт. Тихона, на жестяной доске надпись: «Здесь погребены рабы Божии Савва и Домникия, родители свят. Тихона». В 1892 г. настоятельница Леушинского во имя св. Иоанна Предтечи мон-ря игум. Таисия посетила родное село свт. Тихона и написала об этом стихотворение. В 1892 г. на личные средства игумении Короцкого мон-ря Домники над захоронением родителей свт. Тихона была построена деревянная часовня в рус. стиле, увенчанная луковичной главкой. 16 июня 1893 г. ее освятил архиеп. Новгородский и Старорусский Феогност (Лебедев) . Внутри находилась гробница, обитая под серебро, стены украшали изображения из жития святителя.

http://pravenc.ru/text/2458737.html

Матушка Надежда: – Я хотела уехать из большого города, потому что скучала по мужу. В Москве нас не взяли в одну клинику, мы работали в разных, и наши графики не совпадали – муж уходил в 7 утра, я возвращалась в 10 вечера. Мы почти не виделись. Работа интересная, но в клинику я добиралась полтора часа в один конец. И потом домой – еще полтора часа. Врачу нужно постоянно повышать свою квалификацию, но почитать нужные мне материалы я могла разве что в метро. Нам и 30 лет не было, однако сил на семью, на мужа уже не хватало. Я себя чувствовала очень некомфортно – получалось, что я живу ради работы. А я не хотела так жить. Мы стали думать, искать выход. Зарплаты мы получали по московским меркам скромные, так что столичный доход нас не держал. Программа «Земский доктор» стала весомым аргументом для переезда в провинцию. Первый месяц в Боровичах мы просто отсыпались. От дома до работы 10 минут на машине, рабочий день начинался в 9.00. Мы ложились в 9 вечера, в 8.30 утра вставали. Гараж рядом с домом, а в Москве до гаража полчаса приходилось идти. В частной клинике пациентов было немного, кормили бесплатными обедами – мы как в сказку попали. И зарплату нам неплохую предложили; получилось, что доход наш не изменился, при том, что жизнь в провинции дешевле. Отец Иоанн: – Рядом с домом, в котором мы жили, располагался Свято-Духов монастырь. Мы стали ходить туда на службы, и с этого момента наша жизнь непостижимым и чудесным образом изменилась. Владыка спросил меня: «Ты хочешь служить Богу?» Я ответил: «Конечно, хочу» В монастыре тогда служил всего один батюшка, отец Валерий. На службах молодых людей было немного, поэтому батюшка обратил на нас внимание и предложил мне помогать в алтаре. Я согласился с радостью. Вскоре я выполнял все пономарские дела, знал наизусть литургию, всенощное бдение. Отец Валерий – замечательный батюшка, очень многому меня научил. Я с ним ездил и по другим храмам, помогал служить. А через несколько месяцев образовалась Боровичская епархия; в Свято-Духов монастырь приехал епископ Ефрем, прежде бывший наместником Валдайской обители. Отца Валерия перевели, а я стал служить с владыкой, пономарил в архиерейских богослужениях. Через какое-то время владыка спросил меня: «Ты хочешь служить Богу?» Я ответил: «Конечно, хочу», не совсем понимая, о чем он говорит. А речь шла о принятии священного сана.

http://pravoslavie.ru/120145.html

Е. можно назвать одним из основоположников рус. библиографии. Он является автором «Оглавления о книгах, кто их сложил», представляющего собой список всех известных книжнику переводов с греч. языка, сделанных в Киевской и Московской Руси. В списке приведены 2720 сочинений, принадлежащих 185 авторам, не считая неск. десятков анонимных творений и 45 книг, опубликованных в Юго-Зап. Руси между 1518 и 1665 гг. Этот важный для истории рус. культуры текст исследователи приписывали современникам Е.: Сильвестру (Медведеву), Поликарпову-Орлову, Епифанию (Славинецкому) и Никифору Симеонову . Однако палеографический анализ списка ГИМ. Син. 929 доказывает авторство Е. в отношении «Оглавления...». Е. также составил 1-ю по времени роспись содержания ВМЧ свт. Макария (РНБ. Погод. 1963. Л. 1-73 об.; ГИМ. Син. 587. Л. 237-249; 694. Л. 87-91), перечень трудов Епифания (Славинецкого) (РНБ. Погод. 1963. Л. 123-124 об.; БАН. 16.14.24. Л. 186-187 об.; БАН Украины. 290/145. Л. 476-477 об.), опись книг, оставшихся после смерти Сарского и Подонского митр. Павла (ГИМ. Син. 424. Л. 453 об.- 457), опись рукописей и книг, присланных в 1675 г. в Патриаршую ризницу из Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря и с подворья Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ря (Там же. Л. 345-420, 422-452), опись собственной б-ки (РНБ. Погод. 1963. Л. 178-179), оглавления и предметные указатели к западноевроп. изданиям: «Concilia generalia et provincialia» (Париж, 1636. 10 т.), к творениям свт. Иоанна Златоуста (Париж, 1636-1642. 6 т.), еп. Кирского Феодорита (Париж, 1642. 4 т.), свт. Василия Великого (Париж, 1638. 3 т.) (Там же. Л. 74-122) и др. Церковнославянский язык переводов и сочинений Е. имеет особенности. В трактате «Учитися ли нам грамматики, риторики... и оттуду познавати Божественныя писания или, и не учася сим хитростям, в простоте Богу угождати» Е. отстаивал необходимость образования, основанного на изучении греческого языка. Лингвистические воззрения Е., развивавшего принципы учителя Епифания (Славинецкого), изложены в соч.

http://pravenc.ru/text/187698.html

В 1860-1892 гг. митрополитом Новгородским, С.-Петербургским, Эстляндским и Финляндским (с 24 июня 1865 митрополит Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский) являлся Исидор (Никольский) . В сент. 1862 г. Новгород и Новгородская губ. стали центром празднования 1000-летия России. Митр. Исидор освящал закладку памятника этому событию (май 1861) и служил на его торжественном открытии в 1862 г. В 1864 г. в Валдайском у., вблизи родины свт. Тихона Задонского, открылась Короцкая жен. община; церковь в ее келейном корпусе 1 окт. 1871 г. освятил митр. Исидор с еп. Старорусским Феоктистом (Поповым ; впосл. архиепископ). В 1869 г. в Званке был открыт Знаменский жен. мон-рь, а определением Синода от 1 нояб. 1874 г. (утверждено имп. Александром II 25 янв. 1875) в женский был обращен Деревяницкий мон-рь. Начальницей основанной в 1875 г. близ дер. Леушино Череповецкого у. жен. общины митр. Исидор в 1881 г. назначил мон. прп. Таисию (Солопову) , под рук. к-рой община успешно развивалась и в 1885 г. была преобразована в общежительный Леушинский во имя святого Иоанна Предтечи женский монастырь , а Таисия возведена в сан игумении. К Пасхе 1889 г.- впервые в истории епархии - представитель ее белого духовенства настоятель Софийского собора прот. В. С. Орнатский был пожалован митрой. В янв. 1892 г. к 1-му классу был причислен старорусский Преображенский муж. мон-рь (после возвращения в него из Тихвина в 1888 Старорусской иконы Божией Матери). На протяжении XIX в. неоднократно возникал вопрос о возможном возвращении самостоятельного управления Новгородской епархии. Ее территория к кон. XIX в. охватывала свыше 122,3 тыс. кв. км, действовали ок. 1 тыс. церквей (в которых служили ок. 2 тыс. священно- и церковнослужителей), 32 мужских и женских мон-ря с 400 монашествующими (Там же. 1897. С. 237-238). Митрополит Новгородский и С.-Петербургский как первенствующий член Синода должен был постоянно находиться в столице, его приезды в Новгород были редкими и кратковременными. Отсутствие правящего архиерея в епархиальном центре отражалось и на состоянии дел в епархии: почти не формировались б-ки при церквах, богаделен и больниц при мон-рях и церквах практически не существовало, миссионерская деятельность велась без должного руководства.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010