– Как в древности, – прибавлял уже от себя фра Микеле, – нечистые боги и богини сходили к людям для скверного смешения, так точно и ныне не только младшие, но и старшие, самые могущественные демоны, например, Аполлон и Вакх, могут являться инкубами, Диана и Венера – суккубами. Из этих слов Джованни мог заключить, что Белая Дьяволица, которая преследовала его всю жизнь, была суккубою – Афродитою. Иногда приглашал его фра Микеле в судилище, во время делопроизводства: должно быть, все еще надеясь рано или поздно найти в нем сообщника и доносчика, зная по опыту, как ужасы инквизиции втягивают. Преодолевая страх и отвращение, Джованни не отказывался присутствовать на допросах и пытках, потому что, в свою очередь, надеялся если не облегчить судьбу Кассандры, то, по крайней мере, что-нибудь узнать о ней. Отчасти в самом судилище, отчасти из рассказов инквизитора узнавал Джованни почти невероятные случаи, в которых смешное соединялось с ужасным. Одна ведьма, еще совсем молоденькая девушка, раскаявшись и вернувшись в лоно Церкви, благословляла истязателей своих за то, что они спасли ее от когтей санаты, переносила все муки с бесконечным терпением и кротостью, радостно и тихо шла на смерть, веруя, что временное пламя избавит ее от вечного; только умоляла судей, чтобы перед смертью вырезали у нее черта из руки, который будто бы вошел в нее в виде острого веретена. Святые отцы пригласили опытного хирурга. Но, несмотря на большие деньги, которые предлагали ему, врач отказался вырезывать черта, боясь, чтобы во время операции бес не свернул ему шеи. Другую ведьму, вдову хлебопека, женщину здоровую и красивую, обвиняли в том, что прижила она, в восемнадцатилетней связи с дьяволом, нескольких оборотней. Эта несчастная во время страшных пыток то молилась, то лаяла собакой, то коченела от боли, немея, и делалась бесчувственной, так что должны были насильно открывать ей рот особым деревянным снарядом, чтобы заставить говорить; наконец, вырвавшись из рук палачей, бросилась на судей с неистовым воплем: «Я отдала душу мою дьяволу и буду принадлежать ему вовеки!» – и пала бездыханною.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Σκου μιλια ν “ Πυθαγρα”, τομ. Ζ, σ.19); и что “греческое тайное масонство, пройдя светлыми путями знания, мистерий Прометея, Диониса, Орфея, запечатлело вечные законы вселенной” ( Γ. Σκαλιρη. π τ πεντηκονταετηρδι το “ Πυθαγρου”, σ. 136–142). Эта связь масонства с древними языческими мистериями обнаруживается также и в самом обряде посвящений в масоны. При совершении масонского посвящения 3-го градуса происходит то же самое, что происходило и при совершении древних языческих культов; символически изображается борьба и смерть чтимого бога и посвящаемый как бы умирает вместе с богом, мифической личностью – образом солнца или природы, зимой умирающей и возрождающейся весной. В этом действе на самом деле представляется смерть патрона масонов – Хирама, предваряемая его страданиями, во время которых посвящаемого ударяют теми же орудиями и по тем же частям тела, что и Хирама ( Τυπικà, τν Συμβολ. βαθμν. A­ νατολ A­ θηνν , 1891, σ. 100 κ. .) По признанию видных масонов, Хирам является “как и Осирис, и Митра, и Вакх, одним из бесчисленных воплощений Гелиоса” (Clavel. Histoire pittoresque de la Franc-maçonnerie, p. 54,56 Ragon. Rituel du Grade de maître, p.9; Alex, Lenoir. La Franc- maçonnerie rendue à sa veritable origine, р. 266). ВОТ неоспоримые доказательства того, что масонство – это религия со своим культом, религия чуждая и враждебная христианству. Ещё одно свидетельство тому – масонские храмы с алтарями, про которые масонские лидеры говорят, что это «мастерские, не уступающие по древности и святости Церкви” ( Γ. Σκου, δμιλα ν “ Πυθαγρ” τομ.2, σ.19–20), и называют их храмами добродетели и мудрости, в которых поклоняются Высочайшему существу и обучают истине ( Τεκτονικò ν γκλπιον , σ.27). Кроме того, у масонов есть свои религиозные церемонии, такие как усыновление луфтона – масонское крещение, церемония супружеского признания – масонский брак, масонская панихида, открытие масонского храма и т.д. Кроме того, у них есть посвящения, свой церемониальный устав, иерархический порядок и определённая дисциплина.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Feodo...

Die aelteslte. Texte des Todtenbuchs. Vorrede. S. 8. 976 Более полные экземпляры книги; туринский, изданный, как сказано выше, Лепсиусом, и берлинского музеума. Первый принадлежит эпохе древнего Фивского царства. 977 Перевод и объяснение этой главы помещены в «Revue archeologique» за 1860 г., под заглавием; Etudes sur le Rituel funeraire des anciens Egyptiens. 981 По некоторым замечаниям Геродота нужно заключать, что второй порядок богов родился из первого, третий из второго, и что тот и другой круг богов составлял собою новые, отдельные от первых божества. См. lib. 2, 145. Он говорит, наприм., что Вакх в Египте из числа третьих богов, которые рождены от вторых. Διονσος δ τν τρτων, δ κ τν δδεκα θεν γνοντο. Между тем, в другом месте, он как будто дает мысль, что 12 вторых божеств составились из прибавления к первым 8-ми четырех новых. Число 8-ми богов, за 17 тысяч лет до Амазиса, возросло до 12. κ τν ò κτ θεν οi δδεκα θεο γνοντο. Lib. 2. 43. 982 Озириса и Изиду, вопреки Мането, Плутарху, и Ямвлиху, Геродот причисляет к третьему рангу богов, хотя сам говорит, что это были важнейшие божества и одинаково почитаемые во всем Египте. Lib. 2, 145. 984 Сам Шампольён оставил только собрание мифологических личностей (collection des personages mythologiques) Египта и описание, на основании памятников, отдельных богов, без отношения их к общему их составу и их взаимным отношениям. 985 На основании этого сочинения Уилькинсона, Швенк (Schwenck) составил мифологию Египта, (Die Mythologie der Aegypter. 1846) и, в связи с известиями древних, сделал описание богов и их свойств. В этом все значение его сочинения: – вопрос о составе богов и системе вероучения им не тронут, – он считает его даже вовсе нс важным. 988 См. Röth. Geschichte unserer abendländ. Philosophie. Der Aegyptische Glaubenskreis. Zweit. Kap. S. 162 – 164. 989 Рёт, между прочим, вопреки достоверным историческим показаниям, признает гиксосов финикиянами и на этом произвольном сближении египетских богов с финикийскими строит и свою теорию. Гиксосам – финикиянам приписывает он и построение древних пирамид. Он делает также много филологических ошибок. См. Lepsius. Uber d. ersten Aegypt. Götterkreis. S. 162 – 164.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

И. «Ипотипосы» Климента Александрийского//Христианское Чтение. — 1913. — Ч. 1. — С. 1112). Таковы те скудные сведения, какими обладаем мы относительно Аристона и его произведения. Вероятно, «Диспут» в какой-то мере определил последующее развитие жанра антииудейских сочинений, но относительно данного факта можно лишь строить предположения, ибо, кроме жалких фрагментов, произведение целиком утеряно. Глава III. Св. Иустин философ и мученик 1. Жизнь св. Иустина и история его обращения Решение им проблемы отношения христианства к греческой философии. См. общий очерк жизни и творчества св. Иустина в кн.: Гусев Д. В. Св. Иустин Мученик и Философ. — Казань, 1898 Хотя св. Иустина можно назвать самым значительным из греческих апологетов II в. и «наиболее благородной личностью» в истории древнехристианской письменности. (См. предисловие Ф. Вертеля к изданию: Saint Justin. Apologie Introduction, texte critique, traduction et index par A. Wertelle. — Paris, 1987. — P. 15—16), о жизни его известно очень немногое (Помимо уже указанного очерка Д. Гусева, см. также: Barnard L. W. Justin Martyr: His Life and Thought. — Cambridge, 1967. — P. 1—13). Родился он в конце I или в начале II вв. (обычно дату его рождения определяют примерно 100 г.) в древнем самарийском городе Сихеме, который был разрушен во время иудейской войны 70 г., а затем вновь восстановлен императором Флавием Веспасианом и получил наименование «Флавия Неаполь» («новый город Флавия»). Заселили восстановленный город преимущественно римские и греческие колонисты. К числу их принадлежали и родители св. Иустина; сам он сообщает имя своего отца (Приск) и деда (Вакх). Судя по всему, семья его принадлежала к высшему и состоятельному кругу провинциальной аристократии, что позволило св. Иустину получить солидное образование. С юных лет у него появилось стремление к истине, познанию смысла жизни человеческой и вообще всего бытия. Пытаясь удовлетворить это стремление, юный Иустин занялся философией, и о всех перипетиях своих поисков истины он поведал в «Разговоре с Трифоном Иудеем» (гл. 2—8). (Есть неплохой перевод творений св. Иустина, осуществленный II. Преображенским: Сочинения святаго Иустина Философа и Мученика. М., 1892. Тексты этих творений мы берем по греческому изданию: ΠΟΛYΚΑΡΠΟΣ ΣΜYΡΝΗΣ — ΕΡΜΑΣ — ΠΑΠΙΑΣ — ΚΟΔΡΑΤΟΣ — ΑΡΙΣΤΕΙΔΗΣ — ΙYΣΤΙΝΟΣ ( ΜΕΡΟΣ Α ) ΒΙΒΛΙΟΘΗΚΗ ΕΛΛΗΝΩΝ ΠΑΤΕΡΩΝ ΚΑΙ ΕΚΚΛΕΣΙΑΣΤΙΚΩΝ ΣYΓΓΡΑΦΕΩΜ . — ΑΘΗΝΑΙ , 1955. — Τ . 3).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2647...

И учение христиан о воскресении Иисуса Христа отнюдь не может служить доказательством Его божественности. И эллины веруют, что Диоскуры, Геркулес, Эскулап и Дионисий (Вакх) из людей сделались богами; христиане, конечно, не хотят считать их богами, хотя они заявили о себе многими великими делами в пользу людей, об умершем же Иисусе они говорят, что только некоторые современники созерцали Его после смерти, да и то как тень 586 . Великое множество как эллинов, так и варваров единогласно свидетельствуют об Эскулапе, что они часто видели его и теперь видят, не в качестве какого-либо призрака, а как исцелителя и благодетеля, возвещающего будущее в храмах, какие посвящены его служению в Трикке, Эпидавре, Косе и Пергаме 587 . А Аристий Проконнесский? Не исчезал ли он богоподобно из взора людей, и опять ясно являлся и многие времена часто посещал и возвещал чудесное, и никто не считает его за бога, хотя Аполлон Метапонтский и повелел причислить его к богам 588 . Никто не применяет имени бога и к Абарису Гиперборейскому, хотя он имел такую силу, что летал по воздуху на одной стреле 589 . И о Гермотиме Клазоменском 590 не говорится ли, что его душа нередко покидала части тела и блуждала бестелесной? И все-таки люди не называют его богом. Клеомед из Астипалы скрылся внутри ящика и, по действию какой-то демонической судьбы, исчез оттуда, и когда некоторые, желая схватить его, раскрыли ящик, никого там не нашли 591 . О замечательной личности Аристия Проконнесского 592 интересную историю передает Геродот: «Я хочу вам рассказать то, что я слышал об Аристии в Проконнесе и Кизике; происходя из выдающегося рода философов, он, войдя в ваятельное заведение, внезапно там умер. Ваяльщик запер двери дома и пошел к его родственникам для того, чтобы сообщить им об этом исключительном случае. Между тем слух о смерти Аристия распространился сразу в его городе и вызвал различные суждения; неожиданно явился человек из Кизика, пришедший из Артаки 593 и уверявший, что Аристий встретился с ним на пути из Кизика и разговаривал с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Главными объектами ритуального поклонения в Риме были Юпитер (Юпатер, Иовис), Юнона, Минерва, Веста, Церера, Диана, Венера, Марс (Мамерс, Маморс, Мармар, Март), Меркурий, Нептун, Вулкан, Янус, Либер (Вакх), Сатурн, Аполлон (Феб) и нек-рые др. божества. Все они делились на богов небесных, земных и подземных, однако сфера их действия не всегда была четко разделена (напр., Диана была богиней и небесной, и земной, и подземной, откуда ее эпитет «Тривия» и отождествление с Гекатой Тривией; подземным богом мог быть и Меркурий). Наиболее чтимых богов, как и сенаторов, именовали «отцами» (patres), а богинь - «матерями» (matres). Первым в этом ряду по праву стоял бог-громовержец, бог неба, дневного света и царь богов Юпитер Наилучший и Величайший (Iuppiter Optimus Maximus), чей храм еще при последнем царе Тарквинии II Гордом (Superbus, ок. 534-510 гг. до Р. Х.) был выстроен на Капитолии (отсюда берет начало культ Юпитера Капитолийского - Iuppiter Capitolinus). Образ Юпитера сложен: в основе это, вероятно, олицетворенное сияющее небо - Небо-отец (Ious-pater, Iuppiter). В то же время Юпитер - бог грома и молнии, а также бог-покровитель виноградной лозы, отождествленный с Либером (Юпитеру-Либеру был посвящен праздник виналий). Кроме того, Юпитер считался (очевидно, в подражание греч. Зевсу ) богом-защитником гостеприимства, нравственности и семейной жизни, гарантом верности клятве (Dius Fidius), богом войны и подателем победы (Юпитер Феретрий, Статор, Непобедимый, Победитель, Мститель, поэтому с ним был связан обычай триумфа), хранителем границ (Юпитер Термин), богом плодородия (Frugifer - плодоносный) и защитником свободы (Юпитер Либертас и Юпитер Либер). Вероятно, римляне вначале признавали неопределенное множество юпитеров, видя в них проявления некой безличной силы. Юпитер совмещал много функций и эпитетов (Юпитер Пистор, Луцетий, Элиций и т. д.). Так, Юпитер Луцетий (от lux - свет) носил имена др. богов: Анксур, Пенин, Клитумн, Сумман и т. д. Со временем Юпитер Капитолийский стал считаться покровителем Рима и верховным богом многотысячного рим. пантеона.

http://pravenc.ru/text/180425.html

Барт Карл (1886–1968), швейцарский протестантский теолог, один из основоположников диалектической теологии. Бебель Август (1840–1913), один из руководителей германской социал-демократии и II Интернационала. Бейлинзон M., автор книги «Идеология нового еврейства». Беленсон E., автор книги «Тайный Христос у евреев». Белинский Виссарион Григорьевич (1811–1848). Беме Якоб (1575–1624), немецкий философ-мистик. Бергсон Анри (1859–1941), французский философ, представитель интуитивизма и философии жизни. Бердяев Николай Александрович (1874–1948), русский религиозный философ. Блуа Леон (1846–1917), французский философ. Бобринский П. A., автор книги «Старчик Григорий Сковорода: Жизнь и учение» (Париж, 1929). Бодуэн Шарль (1893–1963), французский психолог. Бонавентура (1221–1274), средневековый теолог и философ, глава францисканского ордена. Борис Годунов (ок. 1552–1605), русский царь с 1598 г.. Брентано Луйо (1844–1931), немецкий экономист, представитель «исторической школы», катедер-социалист, один из основателей «Союза социальной политики» (1872). Бруннер Эмиль (1889–1966), швейцарский теолог, представитель «диалектической теологии». Бруно Джордано (1548–1600), итальянский философ и поэт, сожженный на костре по приговору инквизиции. Брюнсвик (Бруншвиг) Леон (1869–1944), французский философ, представитель критического рационализма. Бубер Мартин (1878–1965), еврейский религиозный философ и писатель. Будда (623–544 до н. э.), основатель мировой религии, царевич из рода Сакьев (Северная Индия) Сиддхартха Гаутама, в возрасте 29 лет ушедший в отшельники, чтобы найти путь к спасению. Булгаков Сергей Николаевич (1871–1944), русский экономист, религиозный философ и богослов, с 1918 г. – священник. Бутру Эмиль (1845–1921), французский философ. Бюхнер Людвиг (1824–1899), немецкий врач, естествоиспытатель и философ, представитель «вульгарного материализма». Вагнер Рихард (1813–1883), немецкий композитор, писатель и театральный деятель. Вакх (миф.), одно из имен Диониса. Валери Поль (1871–1945), французский поэт-символист.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Vyshesla...

См. Прупера, Krankheiten des Orients. Нет ничего ужаснее вида несчастных страдальцев, подвергавшихся этой проказе. Такие несчастыне должны влачить мучительную жизнь, потому что проказа может продолжаться десятки лет. 148 Сходиаст на Диван Мотенабби замечает: «Вечера прелестны для Арабов по причине веяния ветерков, заката солнца и прекращения жара». Lagrange, Anthologie arabe, р. ? 159 Иов.38:31–32 . О Медведице на аравийском небе замечают даже и древние путешественники, как о чём-то особенном. См. Pline Hist. naturelle trad. par. M. E. Littre, livre II, chap. LXXI, 2. Диодор, часть I, стр. 325–326. 170 Bocharti, Opera omnia, De georgia sacra, col. 105. Ср. Polibii, Historiarum reliquia, lib. XIII, cap. IX. 5. 176 Приведем для характеристики этих рассказов слова Геродота. Он говорит: «Кассию добывают следующим образом. Обвязавши все тело и лицо, кроме глаз, воловьими кожами, идут собирать кассию. Она родится в озере не глубоком, около которого и в коем живут крылатые животные весьма похожие на летучих змей, они ужасно визжат и весьма сильны, аравитяне отгоняют их от глаз и таким образом ищут кассию. Кинамон же собирают же ещё удивительнее. Где он родится, и какая земля питает его, они сказать не могут, кроме основываясь на вероятии рассказывают будто он родится в тех местах, в коих воспитан Вакх, палочки же которые финикийцы выдают нам за кинамон, говорят, приносят какие-то большие птицы. Сии птицы сносят их в свои гнезда, сделанные из грязи на увесистых горах, куда человеку взойти никак невозможно. Потому аравитяне против них так умудряются. Нарезывают большими кусками трупы волов или ослов и других подъяремных животных и несут к сим местам, положив их поближе к гнёздам, сами по далее уходят. Птицы вылетают и куски мяса уносят в гнёзда, кои не могши содержать их, обламываются и падают на землю, тогда прибегают люди и собирают кинамон, а после развозят их в другие места. Ливан же по греческому произношению аравитянами называется ладаном, добывается и того удивительнее, его достают в самом вонючем месте, хотя там пахнет приятнее, ибо находится на бородах козьих и козлиных, пристав к ним как клей с древесных ветвей».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Февраль 1699 г. Иоганн Корб. Дневник путешествия в Московское государство. 1. Господин императорский посол, со всеми своими чиновниками, сделал торжественное обычное официальное посещение господину бранденбургскому посланнику. Обед, посланный царем бранденбургцу, был великолепнее данных поляку и датчанину стол был установлен пятьюдесятью кушаньями и двадцатью четырьмя флягами разных напитков. Это был явный знак, что он пользуется у царя большей милостью, чем те лица. 2. Сегодня на новоселье в доме, подаренном царем любимцу своему Алексашке, угощал нас Вакх с роскошью, в полном смысле эпикурейской. Тридцать стрельцов пришли сюда на прошедшей неделе из Азовской крепости с целью ознакомиться хорошенько с Москвой и ее расположением, чтобы через это вернее достигнуть своей коварной цели. Но царю были сообщены сведения, наводившие на след их преступных замыслов, и потому все они были схвачены и подвергнуты прежде всего пытке, на которой допрашивал их сам царь. 3. Бранденбургский посол, по условной официальной вежливости, со своей стороны посетил господина императорского посланника: блестящая обстановка бранденбургца придавала много великолепия этому торжественному посещению. В то время когда вышеупомянутые тридцать стрельцов подвергались истязаниям, другие мятежные стрельцы, в числе пятисот человек, собирались в окрестностях Москвы. 4. Приготовляли новые застенки для новых мятежников. Сколько бояр, столько допросчиков: мучением виновных заявлялась особенная верность государю. Чиновники одного посланника пошли из любопытства в Преображенское. Они обходили разные темничные помещения, направляясь туда, где жесточайшие крики указывали место наиболее грустной трагедии. Уже они успели было осмотреть, содрогаясь от ужаса, три избы, когда крики, раздирательнее прежних, и необыкновенно болезненные стоны возбудили в них желание взглянуть на ужасы, совершавшиеся в четвертой. Но лишь они вошли туда, как сейчас же поспешили вон, наткнувшись в страхе на царя и бояр, из которых главнейшие были: Нарышкин, Ромодановский и Тихон Никитич. Нарышкин спросил уходивших: «Кто они такие, откуда и зачем пришли?».

http://sedmitza.ru/lib/text/439212/

– Тот, который больше. – Ей одной такой не под силу. Вы ей помогали? – Вы держались за противоположные концы ковра, она откидывалась, высоко взмахивая руками, как на качелях, и отворачивалась от летевшей пыли, жмурилась и хохотала? Не правда ли? Как я знаю ее привычки! А потом вы стали сходиться вместе, складывая тяжелый ковер сначала вдвое, потом вчетверо, и она шутила и выкидывала при этом разные штуки? Не правда ли? Не правда ли? Они поднялись со своих мест, отошли к разным окнам, стали смотреть в разные стороны. После некоторого молчания Стрельников подошел к Юрию Андреевичу. Ловя его руки и прижимая их к груди, он продолжал с прежней торопливостью. – Простите, я понимаю, что затрагиваю нечто дорогое, сокровенное. Но если можно, я еще расспрошу вас. Только не уходите. Не оставляйте меня одного. Я скоро сам уйду. Подумайте, шесть лет разлуки, шесть лет немыслимой выдержки. Но мне казалось – еще не вся свобода завоевана. Вот я ее сначала добуду, и тогда я весь принадлежу им, мои руки развязаны. И вот все мои построения пошли прахом. Завтра меня схватят. Вы родной и близкий ей человек. Может быть, вы когда-нибудь ее увидите. Но нет, о чем я прошу? Это безумие. Меня схватят и не дадут оправдываться. Сразу набросятся, окриками и бранью зажимая рот. Мне ли не знать, как это делается? Наконец-то он выспится по-настоящему. В первый раз за долгое время Юрий Андреевич не заметил, как заснул, едва только растянулся на постели. Стрельников остался ночевать у него. Юрий Андреевич уложил его спать в соседней комнате. В те короткие мгновения, когда Юрий Андреевич просыпался, чтобы перевернуться на другой бок или подтянуть сползшее на пол одеяло, он чувствовал подкрепляющую силу своего здорового сна и с наслаждением засыпал снова. Во второй половине ночи ему стали являться короткие, быстро сменяющиеся сновидения из времен детства, толковые и богатые подробностями, которые легко было принять за правду. Так, например, висевшая во сне на стене мамина акварель итальянского взморья вдруг оборвалась, упала на пол и звоном разбившегося стекла разбудила Юрия Андреевича. Он открыл глаза. Нет, это что-то другое. Это, наверное, Антипов, муж Лары, Павел Павлович, по фамилии Стрельников, опять, как говорит Вакх, в Шутьме волков пужая. Да нет, что за вздор. Конечно, картина сорвалась со стены. Вот она в осколках на полу, удостоверил он в вернувшемся и продолжающемся сновидении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010