– Тот, который больше. – Ей одной такой не под силу. Вы ей помогали? – Вы держались за противоположные концы ковра, она откидывалась, высоко взмахивая руками, как на качелях, и отворачивалась от летевшей пыли, жмурилась и хохотала? Не правда ли? Как я знаю ее привычки! А потом вы стали сходиться вместе, складывая тяжелый ковер сначала вдвое, потом вчетверо, и она шутила и выкидывала при этом разные штуки? Не правда ли? Не правда ли? Они поднялись со своих мест, отошли к разным окнам, стали смотреть в разные стороны. После некоторого молчания Стрельников подошел к Юрию Андреевичу. Ловя его руки и прижимая их к груди, он продолжал с прежней торопливостью. – Простите, я понимаю, что затрагиваю нечто дорогое, сокровенное. Но если можно, я еще расспрошу вас. Только не уходите. Не оставляйте меня одного. Я скоро сам уйду. Подумайте, шесть лет разлуки, шесть лет немыслимой выдержки. Но мне казалось – еще не вся свобода завоевана. Вот я ее сначала добуду, и тогда я весь принадлежу им, мои руки развязаны. И вот все мои построения пошли прахом. Завтра меня схватят. Вы родной и близкий ей человек. Может быть, вы когда-нибудь ее увидите. Но нет, о чем я прошу? Это безумие. Меня схватят и не дадут оправдываться. Сразу набросятся, окриками и бранью зажимая рот. Мне ли не знать, как это делается? Наконец-то он выспится по-настоящему. В первый раз за долгое время Юрий Андреевич не заметил, как заснул, едва только растянулся на постели. Стрельников остался ночевать у него. Юрий Андреевич уложил его спать в соседней комнате. В те короткие мгновения, когда Юрий Андреевич просыпался, чтобы перевернуться на другой бок или подтянуть сползшее на пол одеяло, он чувствовал подкрепляющую силу своего здорового сна и с наслаждением засыпал снова. Во второй половине ночи ему стали являться короткие, быстро сменяющиеся сновидения из времен детства, толковые и богатые подробностями, которые легко было принять за правду. Так, например, висевшая во сне на стене мамина акварель итальянского взморья вдруг оборвалась, упала на пол и звоном разбившегося стекла разбудила Юрия Андреевича. Он открыл глаза. Нет, это что-то другое. Это, наверное, Антипов, муж Лары, Павел Павлович, по фамилии Стрельников, опять, как говорит Вакх, в Шутьме волков пужая. Да нет, что за вздор. Конечно, картина сорвалась со стены. Вот она в осколках на полу, удостоверил он в вернувшемся и продолжающемся сновидении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Что только этим страданием за добро, раскаянием, люди могли искупить свою вину пред Богом, что только страдающее добро (любовь) могло быть действительной жертвой, об этом сейчас и будет здесь речь. Люди должны были понести всю тяжесть наказания за свои грехи во всех произведенных грехами следствиях. А последствиями этими были: отчуждение от Бога, омрачение ума и совести, вообще нравственная испорченность, труд, болезни и смерть; общее следствие греха было крайнее умаление жизни, потеря действительной жизни, счастья, полужизнь или призрак жизни. Все это должно было служить наказанием для грешника. Но в действительности было ли, и могло ли быть все это наказанием, именно, для грешника? Нет, напротив. Во всем этом грешник видел свое блаженство. Грех, т. е. ничтожество, и грешная жизнь, т. е. призрак жизни, в отношении к которой действительная смерть является не чем-нибудь новым, а лишь заключительным моментом, это – родная стихия грешника, вне которой он не может жить и мыслить жизнь. Отчуждение от Бога не горе для грешника, напротив. На этом отчуждении построены все радости его жизни, все, что он любит, лелеет, как свое сокровище, как счастье свое. Омрачение ума, совести, нравственное несовершенство, словом, грех со всеми своими внешними выражениями, вовсе не наказание грешника, а напротив, его гордость, счастье. Грешник любит грех, и в грехе только находит свое удовольствие. Он воздавал и воздает греху даже религиозное поклонение, обоготворял грех (Венера, Вакх, Гермес (бог обмана), Марс (бог насилия), Астарта и проч.). Ложь – наказание для грешника? Но чем же живет и дышит он, как не ложью?! Нравственное зло, пороки, страсти грешные – наказание для грешника. Тогда где же его счастье? Где счастье грешника, как не в пороках? Что радует его, как не успех лжи, порока? Печалит ли его зло? Нет. Печалит его лишь добро, а зло только радует грешника. Не зло наказание для него, а добро. Таким наказанием для него является труд, который есть необходимое условие духовного развития, стихия здоровой души и, следовательно, добро.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

Крит составляет исторический переход от Финикии к Элладе. В нём начало развиваться антропоморфизм (человекообразие); в Элладе он получил совершенную самостоятельность и пластическую красоту. Необъяснимый закон, дающий везде победу Северу над Югом исполнился в Греции так же как он исполнился в борьбе Персии с Египтом, Рима с Карфагеном, Турка с Аравитяном, Германца с Римлянином. Звериная кожа, палица и меч Иранца вытесняли панцирь и стрелу Кушита. Исчезло поклонение змее, закрылись таинственные пещеры, некогда служившие святынею даже на приморье Эпира и Иллирии (пещера Кадма на Адриатическом берегу известна до нашего времени). Ираклы и Аполлоны, пошли войной против драконов; на горных вершинах поднялись алтари, и каменные ограды, и лёгкие храмы светлых Иранских богов. В подробностях трудно проследить этот переход, ибо синкретизм начался не в Элладе, а в землях Азиатских; но в больших массах, в религиозных группах характер служения ясен и не подвержен сомнению. Сцена борьбы между Зевсом и великанами переносилась с места на место по прихоти народов и певцов; но никогда могилы побеждённых Титанов и змееногих Гигантов не были помещены в северных странах. Это указание весьма важно, между тем как имя Иранского Тифона, перенесённое на побеждённых Кушитов, показывает только запутанность понятий, уже слившихся и смешавшихся при их первоначальной встрече в землях между Тигрисом и Средиземным морем. Никогда не должно терять из виду, что одни и те же боги шли в Грецию с Севера и Юга: тот же Иракл, та же Диана, та же Афродита; но при всём смешении и сплавлении религий, Иракл северный, Вакх и пр. совершенно отличны от Иракла-Мелекарта. Дионисоса Сабейского и других богов Кушитских. Гордый Алкид, смело покрытый кожей убитого лева, попирающий побеждённого дракона, сражающийся с Амазонками, пренебрегающий изнеженным служением Адониса, Алкид, вольный горец Фессалии или даже Иверии, конечно не одно лицо с Ираклом Диодора, закованным в медный панцирь и покровительствующим волшебству и таинствам ночным 115 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Образ человека во всей его красоте является в Греции с элементом северным. Артемида, Диана Вендская (Вендис, при-Донская, Танаитис, или Таврическая дева, Парфенос) заменяет многогрудую Артемиду символического Востока строгой прелестью и девственной стройностью форм. Вакх, молодой, прекрасный, с весёлой улыбкой и слегка отуманенным взором, является на место таинственного ящика и уродливых изображений Диониса. Наконец Аполлон, светлоглавый, светловласый, совершеннейший тип мужественной красоты, и Афродита, осуществлённый идеал женской прелести, обозначают полное развитие художественного антропоморфизма. Конечно, не у Вендов родилось искусство, не они научили Греков высекать из камня божественный формы, оживлённые поэтической мыслью; но характер их простодушной веры, перенёсшей вполне человека в мир высший и надземный, дал резцу, полученному Эллином от южного Кушита, высокую задачу, разрешённую Фидием и Праксителем, и дал поэтической фантазии народа стремление, развитое слепцом Ионийским. Вспомним певучесть самого певучего изо всех народов, народа Славянского, и вспомним также, что Фракия была родиной баснословного Орфея. Не та ли была судьба Славянского племени, чтобы оно оживляло и пробуждало дремлющие стихии в других народах, а само оставалось без славы и памятников, с какими-то полу-стремлениями, не достигающими никакой цели, и с какой-то полу-жизнью, похожею на сон? Быть может, эта полу-жизнь, эти полу-стремления суть врождённый порок всей семьи Славянской. Быть может, они только следствие излишних потребностей внутреннего духа, не способного к развитию одностороннему и просящего полной жизненной гармонии, для которой ещё не созрело человечество. О, если бы это было! Во всяком случае, мы не должны и не имеем права отрицать ни сильного влияния Вендов на Элладу, ни глубокого сочувствия Славян с Эллинами. Вспомним хоть одно: Россия и Славянский мир одни только приняли, или, по крайней мере, сохранили, великий завет обновлённого Востока, жизнь веры и учения, которая не могла привиться к другим Европейским племенам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Гедеон, чтитель Иеговы. Кн. Судей, 16:24.32. Начертание Церковно-библейск. Истории. изд. 9 стран. 179. 3) Макробий в Сатуриалиях (Saturnalia «празднества в честь Сатурна», кН. 1 гл. 18) пишет: Либер есть Солнце; на это ясно указывает Орфей в стихе: «Гелиос (солнце), его зовут Дионисом». Этот стих довольно удобопонятен; следующий стих того же стихотворца очень труден для уразумения: «Один Зевс, один Аид, один Гелиос, один Дионис». Смысл, заключающийся в этом стихе, раскрывается объяснением, какое дано ему в божественном ответе Аполлона кларийского, в словах оракула дается еще другое имя Солнцу, которое в тех же священных стихах, кроме других имен, называется Иао. Аполлон Кларийский, когда его вопросили: кого из богов надобно разуметь под именем Иао? изрек: «Посвященные в тайны должны бы скрывать недоведомое, Хотя льстится то знать скудный разум и немощный ум. Но скажи, что из всех богов есть самый высший – Иао: Он зимой есть Аид, а Дий – с наступлением весны, Он Гелиос – летом, а осенью – кроткий Иао». Смысл этих слов оракула, значение бога и его имени Иао, под которым разумеется отец Вакх и Солнце, исследовал и объяснил Корнелий Лябеон в книге под заглавием «Об ответе Аполлоне Кларийского». Сочинения Макробия. Собрание латинских писателей, с переводом на французский язык, изданных под редакцией Низарда. Париж 1854 г. Странж. 206.) В имени Иао, переданном Макробием, христианские филологи ясно видят еврейское имя Богу – Иегова. Это легко усматривается из одинаковости этого имени с тем, каким называет Бога Евреев Диодор сицилийский (разность только в ударении). Как и когда перешло это имя от евреев к жрецам Аполлона Кларийского? Храм Аполлона Кларийского, знаменитый у еллинов-язычников пророческими ответами, находился на берегу Малой Азии, в области ионии, в местечке Кларе, близ Колофона («Землеопис. известного древним света». А. Брута. Спб. 1828. Ч. 1 стран. 114). Вопрос, предложенный кем-то из еллинов жрецам храма: «кого надо разуметь под именем Иао?» показывает, что это имя для еллинов было непонятным именем, их ответа Аполлонова видим, что оно не было известно и самим жрецам этого храма, посвященным в таинства языческо-богословского учения у еллинов: под именем Иао жрецы разумели то Диониса или Вакха (Бахуса), то Гелиоса (Феба, солнце), то Аида (Плутона), то Диа (Зевса, Юпитера).

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Что же со мной такое? Я вдруг встала, подошла, надела ему на голову венок. Вот он и Вакх. А я? Менада из Москвы, галкинская вакханка? Я обняла его, поцеловала в губы — помню запах остроты и свежести, смуглость и персик, и серьга серебряная в ухе. А я отвернулась и пошла назад, к вилле, распустив зонтик пестрый: точно хвост павлиний. Дома Георгий Александрович ждал, привез новую книгу — о гробницах Аппиевой дороги. — А у меня поклонник деревенский, — сказала я. — И моя нежность деревенская. Георгий Александрович снял пенснэ. — Это меня не удивляет. Вокруг вас атмосфера эроса. Я смеялась, и рассказывала. Он слушал. Всегдашняя задумчивость, как будто грусть была на твердо-выточенном его лице. — Вас развлекает это, значит, так и надо. По Сенеке полагается — взирать на все с бесстрастием и пониманием, он и взирает. И разговор наш тем закончился, что на другой день мы должны были отправиться на виллу Адриана. Что ж до Джильдо — он отлынивал теперь от дел пастушьих — то надо слушать, как я распеваю в зале, то тащить ежа, коробку светляков, мерцающих вечером синим у меня в комнате, то караулить выход мой. Когда я собиралась вниз, в Кампанью, то наверно можно было знать — где-то вблизи вынырнет голова Джильдо. Нравилось ли это мне? Надо сказать — нравилось. «Ну, шутка, глупость!» — все-таки не плохо. «Пусть за мной побегает, пусть поволнуется, пастушок из Кампаньи!» И я веселей шла в пропеченную жару, мимо безмолвных стад, шмурыгая по выжженной траве, под небом побледневшим и безоблачным, легко-струящим. Я ходила иногда и босиком, в одном халатике; вспугивала жаворонков. Иной раз куропатка с сухим треском вырывалась из куста, чертила острый зигзаг на Сабинских горах, бледноснежно маячивших. Как пустынно, и как чисто, тихо! Чем я отличаюсь от людей, тысячи лет назад здесь живших, и могу ли отделить себя от мифа, от дриад, сатиров, нимф, в речке мелководной плещущихся? Время милое остановилось тут, раскинуло шатер небесный, да пустыню, да цикад стрекочущих, да ящериц, что по камням гробниц перебегают, чешуей поблескивают.

http://azbyka.ru/fiction/zolotoj-uzor-za...

Крель очень сомневается, чтобы божество получило свое название от упомянутой горы, на том основании, что ни один арабский географ ничего не говорит о находившемся здесь храме этому богу, о котором т.е. храме свидетельствуют западные писатели; притом ни один из них ничего не говорит о таком специальном характере этого божества, как божество какой-либо горы. 916 Далее Крель сомневается даже в самом существовании сколько-нибудь значительной цепи гор, идущих под именем Шеры, так как арабские географы говорят только об отдельных горных вершинах под этим именем. Затем он считает невероятным, чтобы культ местного божества, каким был бы Дзу-ш-Шара, если бы он заимствовал свое имя от горы Шера, получил столь необыкновенное широкое распространение. 917 Мы считаем со своей стороны возможным объяснить это именно тем, что имя было заимствовано от одной определенной горы, называвшейся Шера, но божество получило широкое распространение благодаря самой идее, которая заключалась в этом божестве. Нет никакого сомнения, что Дусарес был солнечное божество. 918 Приведенные нами выше писатели греческие сближают или отождествляют этого бога с Дионисом, богом солнечным, и, таким образом, не оставляют ни малейшего сомнения в солнечном характере этого бога. 919 Новейшие исследователи по части восточных древностей также признают за Дусаресом этот характер. Крель 920 , Шпренгер 921 , Ленорман 922 и другие признают солнечную природу этого бога. В подтверждение этого мнения можно привести то, что культ этому божеству, приведенные выше, древние писатели, приписывают набатеям, а, между тем, Страбон говорит о набатеях, что они чтили именно солнце. 923 На это близкое сходство вежду Дусаресом и Дионисом или Вакхом греков могут указывать также и некоторые частные черты, приписываемые этим богам и общие арабскому богу с греческим. У греков, как известно, солнечный бог Дионис или Вакх был в тоже время и богом винограда, как одного из приятных продуктов, доставляемых человеку теплыми лучами солнца, и был, так сказать, Богом солнца и винограда.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Святые мученики Сергий и Вакх Святых мучеников Сергия и Вакха император Максимиан (284-305) назначил на высокие должности в войске, не зная о том, что они христиане. Недоброжелатели донесли Максимиану, что два его военачальника не почитают языческих богов, а это считалось государственным преступлением. Император, желая удостовериться в справедливости доноса, приказал Сергию и Вакху принести жертву идолам, но они ответили, что чтут Бога Единого и только Ему поклоняются. Максимиан приказал снять с мучеников знаки их воинского сана, облечь в женские одежды и водить по городу с железными обручами на шее, в посмеяние народу. Затем опять призвал Сергия и Вакха к себе и дружески советовал не прельщаться христианскими баснями и обратиться к богам римским. Но святые были непреклонны. Тогда император повелел отослать их к правителю восточной части Сирии Антиоху, лютому ненавистнику христиан. Антиох получил эту должность с помощью Сергия и Вакха. " Отцы и благодетели мои! - сказал он святым, - будьте милостивы не только к себе, но и ко мне: я не хотел бы предавать вас мучениям " . Святые мученики ответили, что для них жизнь - Христос, а смерть за Него - приобретение. Разгневанный Антиох приказал бить Вакха бичами без милосердия, и святой мученик отошел ко Господу. Сергия обули в железные сапоги с набитыми в них гвоздями и отвели на суд в другой город, где он был усечен мечом (ок. 300 г.). Иконописный подлинник Афон. Ок. 1295. Мч. Вакх. Мануил Панселинос. Фреска. Афон (Протат). 1295 г. Константинополь. VI. Мчч. Сергий и Вакх. Икона. Константинополь. VI в. Происходит из монастыря Святой Екатерины на Синае. Привезены еп. Порфирием (Успенским) в музей КДА. Музей Варвары и Богдана Ханенко. Киев. Константинополь. 985. Мчч. Сергий и Вакх. Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Византия. XI. Мчч. Сергий и Вакх. Миниатюра Минология на Октябрь. Византия. Около середины XI в. ГИМ. Москва. Византия. XIII. Мчч. Сергий и Вакх. Икона. Византия. XIII век. 95 х 62. Монастырь св. Екатерины на Синае (Египет).

http://patriarchia.ru/db/text/912994.htm...

Седьмой день. Св. муч. Сергий и Вакх. (О том, почему христиане всегда должны радоваться о Господе). I. Свв. муч. Сергий и Вакх, заслуженные воины, память коих празднуется сегодня, были любимцами императора Максимиана и пользовались большим уважением при римском дворе. Несмотря однакоже на общее уважение к ним, как к «мудрым в совете и храбрым на войне», Максимиан, ненавистник христиан, узнав, что они также принадлежат к верующим во Христа, употребил сначала все старания, чтобы отклонить их от истинной веры, но, не успев подействовать на них ни обещаниями, ни угрозами, отправил их к Антиоху, правителю одной из сирийских областей, с предписанием ему уговорить Сергия и Вакха отречься от Христа или предать их жесточайшим истязаниям и смерти. Христиане радостно совершали свой путь, нисколько не страшась мучений. Между тем Антиох, хотя и был известен своею ненавистью к христианам, но помня, что он был обязан своим возвышением бывшим царским любимцам – Сергию и Вакху, не захотел способствовать гибели своих благодетелей и потому усердно убеждал их отступиться от христианской веры, за которую должны будут они принять смертную казнь... – Напрасны слова твои, – возразили ему христиане, – и честь, и позор, и жизнь, и смерть, все это – ничто для того, кто жаждет вечной жизни: Христос – наша жизнь, а смерть за Него – наша истинная слава... Видя невозможность поколебать веру исповедников, Антиох велел отвести в темницу Сергия и в то же время приступить к истязаниям Вакха; среди мук и скончался Вакх... Истерзанные останки его, выброшенные на съедение зверям и птицам, были тайно унесены христианами и погребены в пещере, в которой они сами скрывались. В эту же ночь Вакх, сияющий блаженством, явился в сновидении Сергию, скорбевшему о нем в темнице, и утешил его извещением, что он уже перешел в мир вечной радости, и друга своего укрепил Вакх на предстоящий ему мученический подвиг. Недолго пришлось Сергию ждать исполнения этого радостного возвещения его друга: на другой же день он, обутый в железные сапоги с длинными и острыми внутри гвоздями, должен был сопровождать Антиоха в разные города, куда он отправлялся по делам службы. – Прибыв с правителем в сирийский город Розаду (Сергиополь), измученный пыткою, вынесенною в пути, Сергий предан был новым жестоким истязаниям и среди них, «радостно воспевая псалмы и молитвы», кончил свою жизнь под мечом палача...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Изображение иконы Вакх Римлянин, мч. #4471 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Вакх Римлянин, мч. #4471 Эта страничка относится к разделу   Вакх Римлянин, мч. Скачать или распечатать изображение 4471.jpg 814x1200, 0.98 MPix, 210 Kb. 6.9x10.2cm @ 300DPI (10.3x15.2cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 2 (187) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2009-12-14) Происхождение изображения: Загружено 2009-12-14, анонимно. Описание: [Византия. XIII.] Мчч. Сергий и Вакх. Икона. Византия. XIII век. 95 х 62. Монастырь св. Екатерины на Синае (Египет). Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Вакх Римлянин, мч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-4471

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010