В. Н. сразу же отличился в посте и бдении и выделялся среди братии тихим нравом, кротостью и смирением. Поскольку крещение мусульманина рассматривалось араб. властями как тягчайшее преступление, карающееся смертной казнью и сожжением церкви или мон-ря, где оно совершилось, игумен, боясь регулярно проводившихся арабами розысков, посоветовал В. Н. переходить из одного мон-ря в др., что тот и исполнил. В. Н. обходил палестинские мон-ри, всюду отыскивая для себя образцы для подражания. Его мать, прибыв в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, посетила сына в пустыне и, вернувшись в Маюм, рассказала своим сыновьям о его образе жизни и о том огорчении, к-рое доставляло В. Н. пребывание его братьев в зловерии. Тогда братья продали свое имущество и уехали из Маюма, чтобы принять христианство вместе с семьями. Жена одного из них, фанатичная мусульманка, донесла властям об их намерениях. Некоему вероотступнику заплатили за то, чтобы он, выдав себя за христианина, узнал местонахождение В. Н. (по др. сведениям, это был родственник той самой невестки). В. Н. был опознан в Иерусалиме, когда входил в церковь Св. Воскресения, и доставлен к эмиру города. Эмир приказал забить его в колодки и отправить к правителю (стратигу) Палестины Хартаме. В. Н. оказался в тюрьме вместе с преступниками, они издевались над ним, понося за отступничество от мусульманства, но В. Н. хранил молчание. Через неск. дней состоялось судебное заседание; в присутствии множества мусульман, самаритян, иудеев и христиан правитель допрашивал В. Н., но мученик вместо ответа воспевал хвалу Богу. Судья обещал ему большие почести за возвращение в ислам, но святой был непреклонен. Тогда судья предложил В. Н. произнести только одну фразу: «Я не верую так, как веруют христиане», чтобы получить свободу, но В. Н. ответил: «Напротив, как веруют христиане, так и я верую». Судья и эмир передали его палачу, чтобы обезглавить, хотя самаритяне и иудеи требовали предать В. Н. более мучительной казни. На месте казни В. Н. встал на колени и подставил шею под меч. Палач, желая запугать мученика, ударил его мечом по шее плашмя, затем рассек воздух мечом, но В. Н. не проявлял ни малейших признаков страха, а только торопил палача исполнить приказ судьи. Наконец, палач одним ударом обезглавил святого. Присутствовавшие христиане, видя славный конец В. Н., бросились отрывать куски материи от одежды мученика и собирать землю, на к-рую пролилась его кровь. Однако похоронить тело они смогли, только когда правитель получил ложное известие о бедуинском набеге и выступил в поход. Святого погребли с подобающими почестями в храме Космы и Дамиана.

http://pravenc.ru/text/153879.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ патриарх Иерусалимский (ок. 800). Из Жития савваитских мучеников известно, что его предшественник по кафедре патриарх Илия II (III), при к-ром Г. занимал должность синкелла , еще был жив в марте 797 г. В хронике Евтихия , патриарха Александрийского, сообщается, что правление Г. длилось 36 лет. Однако, согласно зап. анналам, в 807 г. на Иерусалимском престоле уже был патриарх Фома I. Архипастырство Г. пришлось на тяжелый период в истории палестинского христианства. Страна страдала от землетрясений, эпидемий, нашествия саранчи и междоусобной войны араб. племен, в ходе к-рой было разорено неск. городов Палестины (Газа, Аскалон и др.), множество деревень и 3 мон-ря в долине Иордана. С этими же событиями связан захват лавры св. Саввы Освященного разбойниками-бедуинами ок. 796 г. и известное мученичество 20 иноков-савваитов (пам. 19 марта), описанное мон. Стефаном Савваитом (BHG, N 1200). Агиограф относит избиение иноков к времени патриаршества Илии, но последствия всех этих бедствий в полной мере сказывались и при Г. В ту же эпоху мученический венец принял целый ряд христ. подвижников: Антоний-Равах, Илия Новый, Вакх Младой. К рубежу VIII-IX вв. относятся полулегендарные сведения о посольствах на Восток франк. кор. и впосл. имп. Карла Великого . Франк. королевские анналы сообщают под 799 г. о прибытии посланца Иерусалимского патриарха с благословением (греч. υλογια) от Св. Гроба; обратно в Иерусалим его сопровождал придворный свящ. Захария. В следующем году 2 монаха, один с Елеонской горы, другой из мон-ря св. Саввы, доставили Карлу символические ключи от Св. Гроба, Иерусалима, Голгофы и Елеонской горы. При всей сомнительности этих сообщений они отражают оживление контактов зап. христиан со Св. землей, паломничества в Палестину и присутствие там нек-рого числа лат. монахов. В палестино-груз. календаре X в. память Г. указана под 7 апр.; греч. синаксари его не упоминают. Ист.: Eutych. Annales. T. 7. P. 49; Annales regni Francorum inde ab a. 741 usque ad a. 829, qui dicuntur Annales Laurissenses majores et Einhardi/Ed. F. Kurze. Hannover, 1895. P. 108-113. (MGH. Script. rer. Germ.; Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 59, 195; Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем св. мест/Изд.: В. Г. Васильевский. СПб., 1886. С. 69-72, 271; Сказание о мученичестве св. отцов, избиенных варварами сарацинами в великой лавре прп. отца нашего Савы//Сб. палестинской и сир. агиологии. СПб., 1907. Вып. 1. С. 1-48. (ППС; Вып. 57).

http://pravenc.ru/text/164239.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Вакх Новый, прмч. - житие Святые мученики Варвар воин и с ним Вакх, Каллимах и Дионисий Святые мученики Варвар воин и с ним Вакх, Каллимах и Дионисий жили в IV веке и служили в войске императора Юлиана Отступника. Святой Варвар был тайным христианином; в войне с франками он одержал победу в единоборстве с неприятельским воином-великаном, за что приобрел большую честь в войске и одобрение императора и получил титул комита (царского телохранителя). После победы над франками военачальник Вакх пожелал принести жертву языческим богам и предложил Варвару честь первого жертвоприношения как победителю. Тогда святой Варвар открыто исповедал себя христианином и отказался принести жертву. За это по приказу Юлиана Отступника он был подвергнут многим истязаниям. Святого повесили и резали тело его до тех пор, пока не выпали внутренности. Святой Варвар воззвал ко Господу о помощи; тогда явился Ангел Божий и исцелил его раны, так что от них не осталось и следа. Увидев это чудо, военачальник Вакх и два воина – Каллимах и Дионисий уверовали во Христа и отреклись от языческих богов. За это они были немедленно обезглавлены. Святого же Варвара продолжали мучить. Его привязали к колесу, под которым разожгли сильный огонь, а тело страдальца поливали маслом. Но и тут сила Божия сохранила святого мученика невредимым, огонь же направился на мучителей, многих опалил, а двоих погубил. После этого святого мученика Варвара истязали еще в течение семи дней. Но дивной помощью свыше он оставался невредимым. Тогда многие язычники, видя в этом чуде явное проявление силы Божией, обратились к вере в Истинного Бога. Наконец святой Варвар окончил свой славный подвиг и в 362 году был усечен мечом. Тело мученика было предано погребению в городе Мефоне Пелопонпесском благочестивым епископом Филикием. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Вакх Новый, прмч. " .

http://pravicon.com/info-1887

Она редко упоминается в источниках, но очевидно, что город потерял роль центра виноторговли и его экономические связи были переориентированы от Средиземноморья на внутреннюю Сирию и Египет. Среди мусульман город почитался как место смерти и погребения прадеда пророка Мухаммада Хашима, часто приходившего в Г. с мекканскими караванами. В 767 г. в Г. родился Мухаммад Идрис аш-Шафии, крупнейший юрист, один из создателей мусульм. права. Разрозненные свидетельства указывают на сохранявшееся христ. присутствие в Г. и Маюме. Во 2-й трети VIII в. известен поэт-гимнограф еп. Косма Маюмский , сводный брат св. Иоанна Дамаскина . Из Маюмы происходил мученик кон. VIII в. Вакх Новый , выходцы из Г. упоминаются в житиях палестинских монахов эпохи халифата. В кон. VIII в. Г. с округой были опустошены в ходе междоусобной войны араб. племен Палестины. Однако Г. снова возродилась; путешественники X в. описывают ее как большой и богатый город с прекрасной соборной мечетью. Г. в VII-X вв. занимала территорию в 90 га и насчитывала предположительно 25-30 тыс. жителей. В эпоху крестовых походов борьба за район Г. началась сразу же после захвата Иерусалима крестоносцами в 1099 г. Под Г. и Рамлой неоднократно происходили сражения христ. и мусульм. армий. Крестоносцы овладели руинами Г. лишь в 1152 г. Они отстроили цитадель, разместили в ней гарнизон тамплиеров . Неукрепленная часть города была разорена в 1170 г. Салахом ад-Дином , цитадель сдалась ему в 1187 г., после падения Иерусалима. Отбитая англ. кор. Ричардом I , она снова отошла мусульманам по договору 1229 г. В 1239 и 1244 г. неподалеку от Г. крестоносцы потерпели поражения от мусульман. Во время вторжения в Палестину монголов (1260) Г. стала крайней точкой их продвижения. В том же году монголы были выбиты из города егип. мамлюками. В егип. султанате Г.- адм. центр одной из провинций; иногда входила в пров. Дамаск. Путешественники XIV-XV вв. пишут о ее процветании, об окрестных садах и о виноградниках, торговле, мечетях, больницах и караван-сараях.

http://pravenc.ru/text/161415.html

Богоматери в Кураторовых, 7 дек. Богоматери в Уранах, 9 дек. Богоматери в Халкопратии, 18 дек. Богоматери храмы в Царьграде другие. См. приложен. I, стр. 4. Богоматерней ризы положение во Влахернах, 26 дек. Бонифатий муч., 10 февр. Вавила пр., 28 дек. Вакха и Сергия освящение церкви, 29 ноября. Вакх новый, 15 дек. Валентин , 14 февр. Валентин , 28 сент. Валентин с Сотернхом, муч. 24 окт. Валерин муч., 25 окт. Валерин муч., 29 ноября. Валериан с Афродисием в Скифополе, 4 мая. Валнриан дитя, 14 сент. Валерий муч., 23 апр. Валерий с Хрисафом, 25 окт. Варвар муч., 29 февр. Варвар с Александром, 14 мая. Варвар мироточец, 15 мая. Варисий муч., 3 дек. Варнава пр., 412 г., 18 авг. Варнава с Стфаном и др., 31 окт. Варсава муч., 11 дек. Варсима муч., 24 янв. Варсимей , еписк. едесский, 29 янв. Варух пр., 21 октября и 15 ноября. Варсануфий пр., 6 февр. Варсанофий , 16 янв. Варсанофий , 17 мар. Василиск , мечем, 29 июля. Василиск , 31 авг. Василисса муч., 5 февр. Василисса муч., с Каллиникою, 22 марта. Василий , архиеп. солунский, 1 февр. Василий с Фавстон и Силуаном, 6 февр. Василий , св. отец, 8 февр. Василий еп., 28 мар. Василий муч., 13 апр. Василий муч., 6 мая. Василий , игумен монастыря Пателарии, 28 июня. Василий , осцователь монастыря Глубокия реки, 1 июля. Василий с 70 мучч. в Скифополе, 5 июля. Василий преп., исповедник, 10 окт. Василий с Артемидором, мечем, 26 окт. Василий , диакон в Тивериополе, 28 ноября. Василий муч., 1 дек. Василий пр., без числа. Василиск муч., 31 авг. Васса с Кприакиею, 7 июля. Васса тирская, 21 сент. Васса , 28 окт. Васса солунская, без числа. Васс со Стефаном и др., 31 окт. Вауфа , муч. в Персии, 20 нояб. Вевея с Терентием и Викентием, 11 дек. Венерий муч., с Ипполитом, 30 янв. Вениамин муч., с Вирием, 29 июля. Вениамин пр., 29 дек. Вероника муч., со Сператом, 17 июля. Вигилий еп., 7 февр. Викентий , 1 февр. Викентий с Терентием, 11 дек. Викторина , 11 окт. Виктор муч., с Лукиею, 6 июля. Виктор , муч. во Фракии, 20 авг. Виктор игумен, 27 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Петроград, август 1914. Указатель житий святых † означает, что современного жития святого пока не найдено. означает, что житие святого не издано и им мы не могли пользоваться. Аморийское мученичество: гл. I. Андрей в «Суде» гл. I. Антоний, патриарх гл. II. Антоний Новый гл. X. Афанасий Мефонский гл. XIV. Афанасия Егинская гл. XIV. Вакх Младый гл. XIII. Варфоломей, апостол (перенесение мощей) гл. XVII. Власий Болгарский гл. XVI. Георгий Амастридский гл. IX. Герман Косиницкий гл. XV. † Григорий Декаполит гл. II. Димитриан гл. XII. Димитрий Солунский (чудеса) гл. XV. Евдоким Младый гл. II. Евстратий гл. X. Евфимия (перенесение мощей) гл. IX. Евфимий, патриарх: Арефино гл. II, анонимное гл. IV. Евфимий Солунский гл. XV. Игнатий, патриарх гл. IX. Иларион, грузин гл. I. Илия гл. XIII. Илия Калабрийский гл. XVIII. Иоанникий Вифинский: Петрово гл. X, Саввино гл. X. † Иоанн Гетфский гл. IX. † Иоанн Дамаскин гл. XIII. Иоанн Предтеча (перенесение главы) гл. I. Иоанн Психаит гл. VIII. Иосиф Песнописец гл. VII. Иулиан и дружина гл. I. Климент Болгарский гл. XV. † Лазарь, иконописец гл. I. Лев Катанский гл. XVII. Лука, столпник гл. XI. Лука Елладский гл. XIV. Макарий Пелекитский гл. XI, † гл. XI. Мария Младая гл. XVI † Мефодий, патриарх гл. VII. † Мефодий и Кирилл гл. XV. Михаил, синкелл гл. VI. Никита Мидикийский гл. X. Никифор, патриарх: Феофаново гл. I, Игнатиево гл. II. Никифор Мидикийский гл. X. Николай Студит гл. III. † Петр Атройский гл. X. Петр Аргосский гл. XIV. Платон Саккудийский гл. III. Саввинские мученики гл. XIII. Стефан Новый гл. II. Стефан, Савваит гл. XIII. Тарасий, патриарх гл. II. Филарет Милостивый гл. XIV. 60 мучеников гл. XIII. Феодора Солунская гл. XV. Феодор Едесский гл. XIII. Феодор Начертанный гл. VI, перенесение мощей гл. VI. Феодор Студит : πγραμμα гл. III, Навкратиево гл. III, Михайлово гл. III. Феофания, царица гл. I, † гл. V. Феофан Сигрианский: Мефодиево † гл. I, анонимное гл. I, Феодорово гл. III, Никифорово гл. V, Саввино гл. X. Ферапонтий Кипрский (перенесение мощей) гл. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Несмотря на мнение В. Вайсмана, выступившего с критикой исторического существования Г. Илиопольского, имя к-рого рассматривалось как описательное наименование профессии мима (от греч. γελασνος - смеющийся), рассказ об обращении мима и о его мученической кончине не является уникальным для визант. истории и лит-ры. Относительно имени Г. можно также высказать предположение, что оно является греч. эквивалентом сир. имени Дахак (см. ст. Вакх Новый ). То, что христ. таинства часто служили предметом пародий мимов, отмечает свт. Григорий Богослов (IV в.): «И мы стали общим посмешищем (θατρον)... без малого для всех дурных людей и во всякую пору, во всяком месте, на площадях и попойках... Уже и показывали нас со сцены, и, что я едва не плача говорю с разнузданнейшими людьми, нас высмеивали, и нет ничего веселого для слушающего или смотрящего, как христианин осмеивается» (Or. 2: Apologet. 84//PG. 35. Col. 489). Возможно, что отголоски истории об обращении Г. мима мы находим у блж. Феодорита Кирского ок. 430 г. (Graecarum affectionum curatio. 8//PG. 83. Col. 1032-1033). «Слышал же я, что некоторые, кормившиеся от сцены, внезапно причислялись к страстотерпцам, и соделались достойными победы, и получили венцы, и после публичного исповедания отгнали демонов, которым были подвластны прежде». Однако контекст, в к-ром появляется эта фраза, представляет собой общие рассуждения блж. Феодорита о том, что мученики Христовы были из людей разного социального положения и рода занятий. К истории Г. мима больше имеют отношение слова блж. Августина (De baptesimo. 7. 101//PL. 43. Col. 242) о мимах в контексте обсуждения действительности таинства Крещения, данного с притворством (cum simulatione). О возможности невольного принятия крещения Августин говорит: «Следует также поразмыслить, должно ли признавать Крещение, которое принято тем, кто его не принимал». Учитывая, что в лат. агиографии есть похожий рассказ об обращении мч. Генесия Мима в Риме (BHL, N 3315-3326), также пародировавшего Крещение и пострадавшего при Диоклетиане, сообщение блж. Августина скорее должно относиться к нему, нежели к Г. Илиопольскому. Однако, как отмечают совр. исследователи К. ван дер Ворст и Ж. Норе, история Генесия Римского является не более чем переработкой истории об обращении Г. Илиопольского.

http://pravenc.ru/text/161939.html

Афанасий (Гороховский), схимонах – II, 165; III, 21. 23. 26. Б Балашов – I. 15; III, 6. Бароний, книга – I, 66. Бем Яков – I, 79. 81. Бернард Клервосский – I, 41. Богданов И.А., ученый – I, 59. Боголюбский Андрей, князь – I, 36. Боголюб, иерей – I, 36. Борис Годунов – I, 84. Борис, дьяк – II, 142. Борис, свм. – I, 36; II, 142. 143. 189. 190. Борковский Константин, архм. – I, 18. Буберцов Роман – I, 61. Булава, гетман – I, 58. Булгаков Петр, свящ. – III, 8. Бутервек Фридрих – I, 82. Быков Г.И. – III, 6. 20. Белобережская Брянская пустынь – I, 126. В Вакх, муч. – II, 193. Вальсамон, толкователь – III, 13. Варвара, вм. – I, 12. Варвар, св. – II, 193. Варлаамий, св. – I, 13; III, 7. Варсонофий, св. – I, 13; II, 160. 171. 186. Варсонофий, архм. – II, 137. Василиса, св. – II, 192. Василий Великий – I, 26. 29. 41. 44. 97; II, 139. 140. 141. 148. 165. 175. 177. 179. 180. 181. 182. 183. 184. 185. 186; III, 23. Василий Новый, преп. от. – III, 7. 25. Василий, князь Ярославский – I, 75. Василий, св. – I, 66. 69. 70. 109; II, 143. Васильев Андрей, дьячек – I, 105. Васильев В.Ф., граф – III, 16. Ватопедский монастырь – I, 9. Вахнов А.В., учитель – II, 187. Введенский Орловский девичий монастырь – I, 126. Величковский Паисий, старец – II, 158. 159. 160. 161. 163. 170. 172. 176. 187. 188; III, 21. 22. 23. Венедикт, преп. – II, 193. Веревкин Матюшка, попов сын – I, 37. Вертоград многоценный, книга – I, 64. Веселовский А.Н., ученый – I, 63. Виссарион, преп. отец – I, 62. Виктор, иеромонах – I, 15. Вкладныя книги – II, 195. Владимир, св. князь – II, 143. Власий, еписк. Севастийский – II, 146. Власов Ив., переписчик – I, 12. Вознесенский А., студент – III, 9. Волынский Ив. Ив. – I, 128. Вольтер, писатель – III, 16. Воронков Тарас, старообрядец – I, 121. Воронский монастырь в Молдавии – II, 173. 175. Воскресенский Василий, баккалавр – I, 82. Воскресенский Г.А. , проф. – III, 3. 5. Воскресенский монастырь – I, 42. Второзаконие, кн. Моисеева – II, 183. Вырвич Алощий – III, 21. Вячеслав Чешский, св. – II, 142. Г

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Между тем в темнице один христианин обратился к мученику со словами: отче Вакхе! помолись о всем мире, о граде нашем Иерусалиме, о царствующем граде (Византии), о тамошних христианах и обо мне недостойном, дабы Бог дал мне совершить путь мученичества. На следующий день (τ ξς) эмир вывел Вакха из Иерусалимской тюрьмы с колодками на руках и на шее и передал его в г. Φοσστων согласно приказанию «стратига» (который назван также μηρς). Здесь мученик был заключен в темницу πραιτριον, откуда с веселым лицом, посреди агарян, самаритян (σαμαρειτν), иудеев и христиан, явился к «стратигу» халифу. После допроса «стратиг» передал мученика палачу (σπεκουλτωρι) со словами: «выведя его в приготовленное место, если не покорится нашим постановлениям и не распрострется (перед ними) долу, отрубите ему голову мечем». Мученик остался непреклонен и был обезглавлен. Память его 16 декабря. Разумеется, нет никакой возможности точнее определить время кончины Вакха, если не разуметь, что в 6296 г. мученик и родился. При таком допущении Дахак родился в 788 г., крестился в 806 г. и вероятно вскоре после того и пострадал, значит в возрасте 18–19 лет. Сообразно с этим Βκχος νος будет означать: Вакх младый или юноша, а не Вакх новый, как полагали В. Гр. Васильевский и архим. Владимир. Житие Иоанна Дамаскина первоначально было написано на арабском языке: διαλκτ κα γρμμασι τος ραβικος, но оно до нас не сохранилось; по-видимому, оно вышло из под пера простеца и отличалось совершенно простым изложением. Но чем далее святой уходил в глубь истории, тем личность его все более покрывалась легендарным ореолом, пока наконец легенда не закреплена была в позднейшем, уже греческом, его житии, сделавшемся источником наших верований... Что касается до мученичества св. Илии († 795), то необходимо сделать о нем одно предварительное замечание. Или сам А. И. Пападопуло-Керамевс , или переводчик его предисловия В. В. Латышев называют его Илией Новым ( νος, в отличие очевидно от Илии Старшего); но здесь мы замечаем ту же ошибку, которая с давнего времени тяготеет и над св. Евдокимом. Мы уже говорили (ср. I, 17–18), что νος в отношении лиц, скончавшихся в молодых сравнительно годах, означает не новый, а младой; Евдоким скончался 33 лет от рода, Илия замучен 21 года, Вакх 18 лет, и для всех их поэтому νος будет значить: младый, юный, юноша.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

4. В начале VIII в. преп. Иоанн Дамаскин с ужасом описывает ересь, появившуюся «во времена Ираклия»: «обманчивое заблуждение исмаильтян, предвестие Антихриста.» Шесть веков спустя Иоанн Каятакузин в почти таких же словах говорит о той же катастрофе, «которая случилась во время правления Ираклия». Между двумя религиями была пропасть, через которую нельзя было перекинуть мост ни пышной полемикой, ни диалектическими аргументами, ни дипломатическими усилиями. Непреодолимое на духовном и богословском уровне, это противостояние с самого начала приняло также форму грандиозной борьбы за господство в мире, так как обе религии претендовали на вселенскую миссию и обе империи — на мировое главенство. По самому своему религиозному замыслу ислам не мог провести различие между «политическим» и «духовным», но и Византия никогда не желала проводить различие между универсальностью Евангелия и имперской универсальностью христианского Рима. Это осложняло взаимопонимание и приводило обе стороны к тому, чтобы в конце концов рассматривать священную войну как нормальный вид отношений между двумя империями. Вполне закономерен, тем не менее, вопрос о том, какова была ситуация на обыденном уровне. Каким было отношение простых христиан к мусульманам а их повседневных связях как на оккупированных землях, так и в пределах империи, где встречалось множество арабских торговцев, дипломатов и заключенных? Похоже, лучший источник для ответа на этот вопрос — агиография. Мои беглые наблюдения в этой области показали, однако, что и здесь решение не может быть простым. С одной стороны, у нас есть большое число житий мучеников с описанием избиений, совершенных мусульманами — монахов из монастыря св. Саввы, шестидесяти греческих паломников в Иерусалиме в 724 г., чья смерть оборвала семилетнее перемирие между Львом III и халифатом, сорока двух мучеников аморийских, захваченных в плен во время правления Феофила, многочисленных христиан, которые, не выдержав давления, приняли ислам, а затем, покаявшись вернулись в Церковь, как это сделали два святых в VIII в. — Вакх Молодой и Илия Новый. Неудивительно, что в обыденном представлении всякий мусульманин был ужасным и отвратительным существом; в житии св. Андрея, Христа ради юродивого, сам сатана является в облике арабского купца. Более того, арабы, занимавшие определенное место в византийском государственном управлении, имели чрезвычайно плохую репутацию в глазах народа; так обстояло дело с «сарацинами», которые, согласно житию свв. Феодора и Феофана Грантов, служили при императоре Феофиле, и с Самоной, приближенным Льва VI. В оккупированных областях христиане зачастую жили в закрытых гетто, избегая любого общения с мусульманскими властителями: когда св. Стефан, монах из монастыря св. Саввы и человек, пользовавшийся большим уважением со стороны как христиан, так и мусульман, узнал, что Илия, иерусалимский патриарх, арестован, он отказался пойти и заступиться за него, потому что знал, что это будет бесполезно.

http://predanie.ru/book/72001-stati/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010