Божественное провидение наделяет каждого человека определенным «набором», совокупностью жизненных атрибутов. В раю человек, пребывая в истине, совершенно естественно был способен определить, что именно, какие конкретно предметы вручил ему Бог для возделывания Эдемского сада. Человек также «видел» назначение и всех других окружавших его предметов и явлений. Соответственно, тогда не мог даже в принципе возникнуть вопрос: «А это чье?» После грехопадения человек с большим трудом находит в себе те качества, которые были в него заложены Богом изначально и присущи ему онтологически. Это касается в том числе и процесса определения: что по жизни есть мое, а что — чужое? Люди перестали видеть мир в его целостности и в неразрывной связи с Богом. Пришлось человечеству научиться договариваться: что, кому, на каких условиях и на какой срок принадлежит. Возникло понятие «моё» именно в том контексте, в котором мы сейчас его воспринимаем. Но раз уж мы договорились поделить все вокруг (даже участки на Луне), тогда нужно следовать тем правилам, которые помогут избежать опасности влезть на чужую территорию или схватить чужой предмет. Возникновение этих правил — тоже промысел Божий о грехопадшем человеке. Однако, как уже догадывается читатель, в заповеди «не кради» сокрыт еще и более глубокий и важный смысл — духовный. Одним из самых ярких примеров исполнения восьмой заповеди можно считать жизнь первых христианских общин, как это описано в Книге Деяний Святых Апостолов: «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» ( Деян. 2:44–45 ). Это был самый настоящий, воплощенный в реальность коммунизм. Таким же примером апогея исполнения заповеди является житие Антония Великого (III–IV вв.) — основателя монашества и пустынножительства, знаменитого богослова, который, прежде чем уйти в пустыню, продал все свое имение и раздал деньги нищим, следуя словам Христа: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим.; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему... (Иак. 5:14-15). Так апостол говорит о важности и необходимости таинства Соборования, которое принято совершать Великим постом. Однако его частота и уставные особенности на многих приходах сильно разнятся. «Таинство Соборования мы, как правило, совершаем дважды за Великий пост, — рассказывает председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель московского храма во имя преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной протоиерей Максим Козлов . — Храм у нас небольшой, вместить в один день всех желающих невозможно». Иногда встречается практика совершения Соборования на Страстной седмице. «Исторически, если заглянуть в памятники литургической письменности, Соборование совершалось, например, в московском Успенском соборе в день Великого Четверга. Но перенос данной практики в наши дни мне представляется затруднительным. Более того, я уверен, что не очень разумно совершать Соборование, у которого иное целеполагание, на Страстной седмице», — продолжает отец Максим. В некоторых же храмах и епархиях Соборование совершается еженедельно: «Общие Соборования в нашем храме совершаются только Великим постом. Они проходят еженедельно начиная со второй недели Четыредесятницы. На Соборованиях задействован весь штат духовенства храма, на Страстной седмице в таинстве участвует еще и епархиальный архиерей», — рассказывает протоиерей Димитрий Недоступенко. Общее служение и молитва: мессенджеры на службе у неравнодушных Важный элемент великопостного пути, который способен подарить душе истинную радость и свет, — общее благое дело. Это может быть и совместная молитва (например, соборное чтение Евангелия или Псалтири), и помощь нуждающимся. В Волгодонской епархии социальная деятельность переместилась и в информационное пространство, на что обращает внимание правящий архиерей епископ Антоний: «Последние два года мы организуем специальную рассылку в приходских группах в мессенджерах и социальных сетях. Священнослужители отвечают за нее поочередно. В течение дня верующим предлагаются сообщения на богословские темы, цитаты святых отцов, толкования отрывков из Священного Писания и т.д. Также при необ­ходимости в этих группах объявляется сбор средств для помощи тем или иным категориям наших нуждающихся прихожан».

http://patriarchia.ru/db/text/5916268.ht...

Большая часть полученных денег шла на различные взятки римским властям, на их согласие на повышение по служебной лестнице того или иного священнослужителя Храма. Любая должность в Иерусалимском Храме покупалась и продавалось. И хотя римские чиновники не имели право появляться на территории Храма, кроме «придела Соломонова», все сделки со смещениями, повышениями и понижениями, решались во дворце римского прокуратора, а такой важный вопрос, как назначение первосвященника, решался на уровне римского сената или даже самого императора. Коррупция царила на любой из ступеней священнического служения Ветхозаветной Церкви. Через храмовую казну отмывались деньги римлян и сирийцев, греков и египтян. Деньги довались в рост и под проценты. И вот, когда апостола Петра спросили: « Учитель ваш не даст ли дидрахмы? », он, не спросивши у Господа, находит свой ответ; вольно или нет, он (апостол Петр) втягивает маленькую общину Иисуса Христа и Его учеников, в коррумпированный шалман нечестивых сборщиков податей и их коррумпированных и проворовавшихся боссов. И далее мы читаем: Мф.17:25 . «Он говорит: да». Апостол Петр, за кого ты говоришь « да »?! От Чьего имени, даже не посоветовавшись, ты говоришь: « да »?! От ИМЕНИ Господа Иисуса Христа, Который и будет распят всеми этими, до мозга костей погрязшими в коррупции и воровстве, архиереями и старцами, ты говоришь: « да »?! По настоящему, всем этим книжникам и фарисеям было все равно, о чем учит и проповедует Иисус из Назарета; их смущало одно, что за Ним ходит много народа ( Мф.15:30 ; Мк.6:34; 8, 1; 9, 14 ; Лк.6:17; 6, 37 и т.д.). Они боялись, что их синагоги и Храм опустеют и доходы падут, именно поэтому и сказано, что любящие богатство погубили Иисуса. Сказано так: «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного (то есть богатые распяли Христа. – О.С.). Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?» ( Иак.2:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Большая часть полученных денег шла на различные взятки римским властям, на их согласия повышения по служебной лестнице того или иного священнослужителя Храма. Любая должность в Иерусалимском Храме покупалась и продавалось. И хотя римские чиновники не имели права появляться на территории Храма, кроме «предела Соломонова», все сделки со смещениями, повышениями и понижениями решались во дворце римского прокуратора, а такой важный вопрос, как назначение первосвященника, решался на уровне римского сената, или даже самого императора. Коррупция царила на любой из ступеней священнического служения ветхозаветной церкви. Через храмовую казну отмывались деньги римлян и сирийцев, греков и египтян… Деньги давались в рост и под проценты… И когда ап. Петра спросили: « Учитель ваш не даст ли дидрахмы? », и он, не спросивши у Господа, находит свой ответ; вольно или нет, он (ап. Петр) втягивает маленькую общину Иисуса Христа и Его учеников, в коррумпированный шалман нечестивых сборщиков податей и их коррумпированных и проворовавшихся боссов. И далее мы читаем: Мф.17:25 . «Он говорит: да…» . Ап. Петр, за кого ты говоришь « да » (?), от чеьго имени, даже не посоветовавшись, ты говоришь « да »? От ИМЕНИ Господа Иисуса Христа, Который и будет распят всеми этими до мозга погрязшими в коррупции и воровстве архиереями и старцами, ты говоришь ДА ?! По настоящему всем этим книжникам и фарисеям было все равно, о чем учит и проповедует Иисус из Назарета; их смущало одно, что за Ним ходит много народа ( Мф.15:30 ; Мк.6:34; 8,1; 9,14 ; Лк.6:17; 6,37 и т. д.. Они боялись, что их синагоги и Храм опустеют и доходы падут, именно поэтому и сказано, что любящие богатство погубили Иисуса. Сказано: «Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его? А вы презрели бедного (т. е. богатые распяли Христа – О.С.). Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?» ( Иак.2:5–6 ). Все так называемые религиозные обвинения, которые синагога задним числом выдвинула против Иисуса из Назарета, не выдерживают библейской критики.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Больше всего вызывает недоумение то, что многие из приверженцев жестоких мер ссылаются на Библию. Чтобы оправдать свою жестокость по отношению к ребенку, они цитируют три стиха из книги притчей Соломоновых: «Не оставляй юноши без наказания, если накажешь его розгою, он не умрет: ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» (Притчи, 23:13, 14). «Розги и обличения дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Притчи, 29, 15). «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притчи, 15:25). Однако они пренебрегают тысячами строк из Библии о любви, сострадании, милосердии, понимании, прощении, воспитании, руководстве, доброте, привязанности, щедрости, как будто у ребенка мало или совсем нет никакого права на эти изъявления любви. Ловушка физического наказания Еще одна важная причина, по которой опасно использовать физическое наказание как средство контроля над поведением, состоит в том, что оно резко облегчает чувство вины. Телесное наказание приводи к деградации, дегуманизации и унижению ребенка. В результате ребенок может чувствовать, что порка — это наказание, достаточное само по себе. Если его наказывают часто и сурово, у ребенка не вырабатывается необходимое чувство вины, что препятствует развитию у него полноценного осознания себя как личности. Без фундамента безусловной любви ребенок не сможет пройти все фазы развития, особенно отождествление себя с родителями, что искалечит формирование здоровой психики и самооценки. Многие считают культивирование чувства вины нежелательным и забывают, что у него есть и важный положительный аспект. Когда чувство вины слишком угнетает человека — это вредно, но в разумной степени оно является жизненно важным в формировании и поддержании в норме здорового сознания. Нормальное здоровое самосознание, позволяющее ребенку разумно ограничивать свое поведение, гораздо эффективнее палочной дисциплины, вызывающей страх, гнев и возмущение. Ясно, что сознательное сдерживание своего поведения в разумных пределах лучше, чем плохое умение владеть собой или полное отсутствие контроля над собой.

http://azbyka.ru/deti/kak-po-nastoyashhe...

Брак церковный ни для кого теперь не обязателен, и много семей живет в гражданской регистрации. А вам, христианам, делающим самый важный шаг в вашей жизни, при вступлении в брак разве не нужно благословение Церкви? Разве не должен быть ваш союз освящен Таинством Венчания? В глубокой древности в израильском народе относились к браку с глубоким благоговением, а совсем не так, как теперь. Люди не мыслили возможности брака, не освященного молитвой. Когда великий наш праотец Авраам хотел найти для единственного своего сына, Исаака, достойную жену, он призвал своего любимого слугу и послал его в ту дальнюю страну, из которой вышел сам по повелению Божию, и велел найти там в родстве его супругу для сына его (см. Быт. 24). Он просил Бога послать в сопровождение Ангела Своего, просил защиты Божией, поручая этой защите великое дело брачного союза своего сына. А добрый слуга, придя в Месопотамию, где жили родственники Авраама, остановился у колодца, чтобы напоить своих верблюдов, и обратился к Богу с удивительной молитвой: Господи, Боже господина моего Авраама! Пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом. Вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду; и девица, которой я скажу: " Наклони кувшин твой, я напьюсь " , и которая скажет мне: " Пей, я и верблюдам твоим дам пить " , вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим Авраамом (Быт. 24, 12-14). И только вознес он эту молитву, как подошла к колодцу Ревекка и исполнила все то, о чем просил он у Бога. Он принял это, как указание, что это и есть избранная Богом невеста для Исаака. И пригласила она его в дом отца своего Вафуила и брата своего Лавана. И там рассказал он им, зачем пришел, кто послал его, что Бог услышал молитву его, и он понял, что Ревекка должна быть женой Исаака. И отвечают на это Вафуил и Лаван: От Господа пришло это дело; мы не можем сказать тебе вопреки ни худого, ни доброго. Вот Ревекка пред тобою; возьми ее и пойди; пусть будет она женою сыну господина твоего, как сказал Господь (Быт. 24, 50-51). Вот как заключали и освящали брак в древние времена.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2031...

«Братие, святии вси верою победиша царствия, содеяша правду, получиша обетования, заградиша уста львов» (Евр. 11:33), – так начинает апостол перечисление подвигов святых, живших до Рождества Христова. Через воспоминание этих великих дел перед нами предстают образы их совершителей: Гедеона, Варака, Самсона, Иеффая, Давида, Самуила... Три отрока, угасившие силу огня; Илья, избегший острия меча; Иов, Езекия, Товит, укрепившиеся от немощи; Иудифь и Маккавеи, бывшие крепкими на войне; Суманитянка и вдова Сарептская, получившие умерших своих воскресшими; Иосиф, Навуфей, Михей, Иеремия, испытавшие поругания, побои, узы и темницу; Захария, побитый камнями; Исаия, перепиленный пилой, – все «те, которых весь мир не был достоин, скитавшиеся по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:38). Однако было бы ошибкой считать, что Церковь полагает для нас задачу просто отпраздновать память этих людей. Нет, нам предлагается, полюбовавшись духовной красотой ветхозаветных праведников, обратить взгляд от них к себе. «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса» (Евр. 12:1–2), – говорит далее апостол. Смотря на святых и их подвиги, а паче на главного Подвигоположника – Христа, мы должны воспламеняться духом для своей личной борьбы. Итак, вглядимся в любимые нами образы святых. Кто они для нас? И в самом деле, святые отцы должны быть не менее дороги нам, чем наши кровные отцы и матери. Своим примером и молитвенной помощью они, несомненно, участвуют в деле нашего спасения. И не только мощи их нам нужно лобызать, но и хорошо знать их писания. Но вот вопрос, важный и серьезный. Какие отношения должны быть у христианина со святоотеческой книгой? Как правильно пользоваться нам этим драгоценным наследием? Люди, называемые святыми отцами, прошли путь духовной жизни, который Церковью признается верным и предлагается нам как образец для подражания. Их книги доносят нам рассказ об их личном пути к Богу. И жития, и сами творения святых показывают нам, как они делом являли великую любовь к Богу и ближнему в совершенно разных странах, эпохах, культурах, как они исполнили заповеди Божии в тех или иных жизненных ситуациях. Тут бездна назидания для нас. Читая эти книги, нам нужно пропитаться их мудростью, их духом.

http://pravoslavie.ru/121990.html

Будем же подражать десятому из прокаженных, который, ощутив себя здоровым по слову Спасителя, возвратился к Благодетелю и с глубоким чувством благодарил Его и услышал от Него, что одна вера спасла его, а не заслуга какая-либо, не добродетель. Итак, поскольку все мы полны внутренней проказы, то, подобно десяти прокаженным, все воскликнем от души: Иисусе Наставниче, помилуй ны! Господи, помилуй! и непрестанно будем тайно взывать: Господи, помилуй! Аминь. Поучение в неделю тридцатую по Пятьдесятнице «И вопроси Его (Иисуса Христа) некий князь, глаголя: Учителю благий! что сотворив живот вечный наследствую?» ( Лук. 18:18 ). Этот весьма важный, жизненный вопрос, предложенный Иисусу Христу одним из начальников иудейских, разрешен впоследствии времени, на пространстве веков, святыми угодниками Божиими самым положительным, решительным и достойным общего подражания способом: усердным исполнением заповедей Христовых, презрением к здешней суетной жизни и к многострастной плоти, крайним прилежанием о душе, существе бессмертном, и безвозвратным стремлением к жизни вечной. Примеров тому неисчетное число и в древние и средние и новые времена. Но послушаем, какой ответ дал Иисус Христос князю или начальнику иудейскому на вопрос его: что сотворив живот вечный наследствую? Господь «отвечал ему: знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не крадь, не лжесвидетельствуй, почитай отца своего и мать свою. Он же сказал: все это сохранил я от юности моей. Услышав сие, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам, возможно Богу» ( Лк. 18:20–27 ). На этих словах оканчивается нынешнее евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Будучи столь горькою в самой себе, она, по словам св. Василия Великого , «менее вредит посторонним, но первое и ближайшее зло для того, кто имеет ее». Как ржавчина изъедает железо, так зависть душу, в которой живет она... Движения зависти, не делая вреда предмету зависти, наносят удары завистнику. Кто, огорчаясь совершенствами ближнего, уменьшил их через это? Между тем, снедаемый скорбью, он изнуряет сам себя» 1120 . Трудно и представить себе другую страсть, более пагубную, чем зависть. «Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» ( Прем. 2:24 ). По зависти первосвященники и фарисеи желали погубить Самого Спасителя мира ( Ин. 11:47–48 ). «Где зависть, там неустройство и все худое», – говорит ап. Иаков ( Иак. 3:16 ). Зависть есть недруг дружбы человеческой, как свидетельствует Премудрый: «Ревность мужа от подруга своего» ( Еккл. 4:4 ). Поэтому совершенно правильно поступает тот же мудрец, когда запрещает и «вкушать пищу у человека завистливого; потому что каковы мысли в душе его, таков и он; «ешь и пей», – говорит он тебе, а сердце его не с тобою. Кусок, который ты съел, изблюешь, и добрые слова ты потратишь напрасно« ( Притч. 23:6–8 ). Если же из зависти проистекает для нас столько зла, то нельзя не последовать наставлению ап. Павла: «Не будем друг другу завидовать» ( Гал. 5:26 ). Итак, право жизни, право чести и право собственности – вот те существенные права, к которым обязывает нас долг уважения нашего к ближним. Но с этим долгом тесно связан другой весьма важный долг послушания в отношении к тем из наших ближних, которым принадлежит по особенному их естественному или общественному положению в жизни тот или иной законный авторитет над нами (например, родителям, наставникам, хозяевам, начальникам и т.п.). Подробная речь об этом последнем долге и вытекающих из него частных нравственных обязанностях будет в своем месте. Здесь же скажем о послушании вообще как еще об одном из обнаружений христианской справедливости к ближним. Долг справедливости именно требует уважать и права тех или других авторитетных лиц на наше повиновение им, тем более что эти права не только создаются природой или общественным устройством, но и освящаются самим христианством.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Быт. 13:16 и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; Быт. 13:17 встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее [и потомству твоему навсегда]. «Встань, пройди и проч.». М. Филарет делает прекрасное указание, что «мера обетования есть мера веры». Сколько может вместить человек, столько и получит. Быт. 13:18 И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; Мамре было собственно имя аммореянина, союзника Аврамова ( Быт. 14:13, 24 ). О Хевроне м. Филарет делает замечание, что так как он получил это имя от Хеврона, внука Халевова, во время же Моисея и даже Иисуса Навина ещё назывался древним именем Кириаф-арба ( Нав. 15:13 ; Суд. 1:10 ; 1Пар. 2:42, 43 ), то справедливо догадываются, что слова «что в Хевроне» внесены в текст Моисея Ездрою или кем-либо другим для объяснения положения дубравы Мамре, когда последнее имя сделалось уже незнакомо. Англиканская Комм. Библия делает то же замечание, но присовокупляет, что, кажется, Хеврон было древнейшее имя этой местности, что она называлась Кириат Арба во время отсутствия потомков Иакова из Палестины, когда они жили в Египте, и что при покорении Палестины Калеб восстановил древнее имя. Так думают Розенмюллер, Генстенберг, Кейль и др. (сравни комментарий к Быт. 23:2 ). Хеврон был третьим пунктом продолжительной остановки Аврама, а именно: 1) Сихем; 2) Вефиль; 3) Хеврон. Возле Хеврона была пещера Махпела ( Быт. 23:19 ), где похоронены Сарра, Авраам, Исаак, Иаков. Место это в большом уважении у арабов, его зовут Ель-Калиль, т. е. дом друга Божия. и создал там жертвенник Господу. Глава XIV. Вступление Война Царей, рассказанная в XIV главе Кн. Бытия, есть весьма важный исторический документ, который, по мнению многих (Тух, Эвальд, Курц, на коих ссылается Англиканская комм. Библия), восходит к глубокой древности. Сказание XIV главы сходится с теми сведениями, которые мы имеем вследствие разысканий в Халдее и Вавилоне. Свод этих изысканий сделан Джорджем Роулинсоном (The five great monarchies of the ancient Eastern world; ed. of 1871), которого слова мы и приводим:

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010