Сегодня, братья и сестры, апостол Павел обращается ко всем нам с такими словами: «Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе» (1 Кор. 9:2). Эти слова напоминают нам о важнейшей характеристике нашей Церкви. В «Символе веры» мы поем: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Эти четыре качества: единство, святость, соборность и апостольство – главные признаки истинной Церкви. О последнем качестве, апостольстве, у нас есть повод сегодня поговорить. Прежде всего нужно сказать, что именем «апостол» в Писании обозначаются не только ученики Христовы. Апостолом именуется Сам Христос. Например, в Послании к евреям говорится: «Уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр. 3:1). Слово «Посланник» здесь является переводом с греческого «апостолос». Также служение Христа называется апостольством: в Послании к галатам написано: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного]» (Гал. 4:4). «Послал» (по-гречески «эксапестилен») образуется от того же корня, что и слово «апостол». Таким образом, Христос является, если позволительно будет так выразиться, Апостолом Бога-Отца. Христово апостольство несет на себе и Его Церковь, которая есть Тело Христово. Отсюда можно понять один из смыслов именования нашей Церкви «Апостольской Церковью». Церковь носит это высокое звание согласно цели своего бытия. Миссия Церкви в мире есть миссия Христова, апостольская. Церкви дана заповедь: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Это очень важный момент – великое повеление Христа адресовано не только апостолам и их приемникам, епископам, но всей Церкви, и касается всех нас. Если бы обязанность проповедовать свою веру лежала только на епископах и священниках, то церковная история не знала бы лика равноапостольных мирян. Не было бы в наших святцах ни равноапостольной Феклы, ни святой Нины Грузинской, ни великого князя Владимира и княгини Ольги, ни равноапостольных Константина и Елены. Эти люди не имели священного сана, но просветили светом христианства тысячи людей. Или, например, святой Григорий, просветитель Армении, он хоть и принял священный сан, но уже после того, как благодаря ему христианство стало официальной религией Армении.

http://pravoslavie.ru/115034.html

  18. И спросил Его один важный человек: «Учитель благий, что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» 19. И сказал ему Иисус: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, только Бог единый. 20. Ты же знаешь заповеди: " не сотвори прелюбодеяния " , " не убий " , " не укради " , " не лжесвидетельствуй " , " чти отца твоего и матерь твою " ». 21. А тот сказал: «Все это я соблюл от юности». 22. Услышав это, Иисус сказал ему: «Еще одного тебе недостает: продай все, что имеешь, и раздай бедным, и будет у тебя сокровище на небе; а там приходи и следуй за Мной!» 23. Но тот, услышав такие слова, сильно опечалился, потому что был весьма богат. 24. Иисус, увидев его печаль, сказал: «Как трудно имеющим богатства войти в Царство Божие! 25. Так, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие». 26. И сказали те, кто слышал: «Так кто же может спастись?» 27. А Он сказал: «Что невозможно для людей, возможно для Бога». 28. И сказал Петр: «Смотри, мы, оставив все, что у нас было, последовали за Тобой». 29. Он же сказал им: «Аминь, Я говорю вам, что нет никого, кто оставил бы дом, или жену, или братьев, или родителей, или детей ради Царства Божия, 30. не получил бы уже теперь, в этой жизни, во много крат больше, а в будущем веке — жизни вечной».   31. А отведя в сторону Двенадцать, Он сказал им: «Вот, поднимаемся мы в Иерусалим, и все исполнится, что было написано у пророков о Сыне Человеческом: 32. ибо предадут Его язычникам, и будет Он поруган, унижен и оплеван; 33. и после бичевания умертвят Его, и на третий день Он воскреснет». 34. И ничего из этого они не поняли, и слово осталось для них сокрытым, и не понимали они, что такое было сказано. 35. И было, когда подходил Он к Иерихону, возле дороги сидел один слепой и просил милостыни; 36. и услышав, что мимо проходит народ, стал он спрашивать, что там такое. 37. А ему рассказали, что неподалеку идет Иисус Назорей. 38. И он закричал: «Иисус, сын Давида, смилуйся надо мной!» 39. И те, кто шел впереди, пытались его унять, но он кричал еще громче:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

    ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ   В наше время молитва Именем Иисуса становится широко распространенной на всех материках. Многое, написанное о ней, заслуживает серьезного внимания; но параллельно сему было высказано немало нелепых идей. Ввиду этого я решил написать краткий трактат о ней, чтобы, с одной стороны, предупредить благочестивых делателей ее о непроторенных дорогах, и с другой — утвердить основные богословские и аскетические положения этой великой духовной культуры.   Теория сей молитвы может быть изложена на нескольких страницах, но практическое применение ее в христианской аскетике связано с такими трудностями, что с давних времен отцы и учители Церкви всячески убеждали искателей этого образа соединения с Богом приступать к ней со страхом, искать руководителя, прошедшего сей подвиг. Я вовсе не надеюсь исчерпать этот исключительно важный вопрос, но поставил себе ограниченную задачу: представить здесь нечто из того, чему я был научен во время моей жизни на Святой Горе, в монастыре и в пустыне. Совершенно избежать в этой попытке повторений того, о чем уже было написано другими авторами — невозможно. Но, полагаю, подобные повторения не только могут быть не лишними, а даже и необходимыми для освещения предмета в иных контекстах.   Господь в последние часы Своей жизни с нами сказал: “Доныне вы ничего не просили во Имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна… Истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во Имя Мое, даст вам” (Ио. 16: 21, 23). Эти слова Христа являются и догматическим, и аскетическим основанием для молитвы Его Именем.   Нет сомнений, что ученики Христа соблюдали эту заповедь. Тем более это достоверно, что они уже познали силу Его Имени, когда были посланы, как “агнцы среди волков”, нести людям мир, исцелять больных, возвещать приближение Царствия Божия: “Семьдесят учеников возвратились с радостью, и говорили: “Господи, и бесы повинуются нам о Имени Твоем”, и другой случай: “…мы видели человека, Именем Твоим изгоняющего бесов…” (Лк. 10: 17; 9: 49). Таким образом, история молитвы Именем Иисуса начинается с апостольских времен. Не сохранились словесные формулы их молений личных, но весь Новый Завет полон свидетельств, что они совершали многие поразительные чудеса сим Именем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

   Это очень важный момент в духовной жизни человека, потому что он — начало осознания, которое, когда доходит до абсолютной ясности, полностью меняет жизнь человека. Ему становится совершенно очевидно из собственного опыта, что человек предстоит Богу всегда, где бы он ни был и что бы ни делал, независимо от того, знает ли он об этом или нет ( 3. На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых ). Исцеляющее сердце    Так начинается для человека путь праведности. Только начинается — потому что впереди еще много всего и разного. С Богом надо еще научиться жить. Жить так, чтобы не вытеснять Его из своей жизни — а если вытеснить, Он уйдет и вернется лишь тогда, когда сочтет нужным. Не случайно Книга Притчей говорит об «исцеляющем сердце», которое жизнь для тела. ( 30. Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей ; в оригинале лев марфе , что вернее перевести как «исцеляющее», а не просто «кроткое»).   Поскольку «от избытка сердца говорят уста», дальше кроткое, исцеляющее сердце превращается в «исцеляющий язык» ( 4 Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа ). Слова, сказанные с любовью, слова ободрения, утешения, доброго совета — и даже слова обличения, сказанные с любовью и кротостью — исцеляют. Здесь язык, произносящий такие слова, назван древом жизни, что отсылает нас к первым главам книги Бытия и к древу жизни, которое росло в Эдемском саду. Человеку после грехопадения был прегражден доступ к нему: « 22. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. 23. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. 24. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».  (Книга Бытия 3:22–24). Нет ничего прискорбней грешного человека, живущего вечно. Адам утратил связь с Богом через грех и лишился древа жизни. Однако, когда человек живет с Богом и следует за Ним, его сердце и его слова становятся исцеляющими и он вновь получает доступ к древу жизни. В третьей главе Книги Притчей древом жизни названа сама мудрость: « 18. Она — древо жизни для тех, которые приобретают ее, — и блаженны, которые сохраняют ее!»  (Притчи 3:18).

http://bible.predanie.ru/vypusk-dvadtsat...

  Арифметика очень интересная: родились, у каждого мама и папа, у мамы и папы тоже мама и папа и так далее, та, вот, десять поколений,  - это тысяча людей, кто участвовали, а двадцать поколений -  миллион. То есть мы все между собой связаны, почему мы должны проявлять любовь к ближнему, потому что в разной степени все участвовали в том, что мы есть и точнее в том, чем мы пользуемся и в чем мы живем. Потому что не мы создавали одежду свою, орудия все возможные для жизни, быт устраиваемся себе, то есть мы пользуемся всем. И как мы должны любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас и дал нам этот прекрасный мир, так мы и должны любить ближних своих, потому что через них мы имеем то, что имеем, и в том числе, прежде всего, стоят родители.   Это  момент очень важный. Любовь к Богу, к ближнему обнимает все заповеди. На этих двух заповедях этих, как сказал Господь, весь закон и пророки, и первое проявление любви, которое мы должны получить, живя в любви Божией пользуясь любовью своих родителей должны проявлять к своим родителям, к своим семье, к своим близким.   Возлюби ближнего твоего: ближний -  это, тот, который близко с тобой общается, с тобой живет. С каждым ребенком живет, прежде всего, его семья, но ближний -  это может любой быть человек, с которым мы оказались вместе. Это друзья наши, родственники, и поэтому обязанность любви к Богу и к ближнему -  это наша обязанность, мы не можем так рассуждать: «я хочу - люблю, хочу - не люблю» Мы должны. Да, мы так поступаем, но тогда мы отсекаем себя от всех своих ближних, от всех своих близких, прежде всего от родителей.   То есть своеволие, которое отделило  человека от Бога, когда человек стал жить так, как ему подсказали, он не хотел этого, а ему подсказали. Когда он от всех отделился от Бога, как отделился прежде тот, кто и подсказал ему это, проявив свободную волю, желая жить, как сказал: «Престол мой за звездах поставлю, буду подобен всевышнему», но был низвержен в бездну. Человек, отпав от Бога, падает в бездну греха, но Господь, как сказано: " … так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную "

http://radonezh.ru/text/batyushka-vot-go...

§ 200. Переход к учению о воскресении мертвых Вслед на вторым пришествием Христовым и, даже, почти непосредственно и мгновенно произойдет воскресение мертвых и, тождественное с ним, по своему существу и действию, изменение живых, о чем так учил ап. Павел: яко Сам Господь в повелении, во гласе Архангелов и трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее, потом же мы живущии оставшии, купно с ними восхищены будем на облацех в сретене Господне на воздусе ( 1Фес.4:16, 17 ); вси бо не успнем, вси же изменимся: вскоре, во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни, и мы изменимся ( 1Кор.15:51, 52 ). На этом-то важнейшем предмете чаяния нашего и остановим теперь наше внимание, имея в виду, возможно полнее, изложить все то, что существенного и важного преподано было о нем в откровении, а, также, что такого же высказано было в учении древнецерковном и отеческом. § 201. Учение откровенное Истина будущего воскресения мертвых, как важный и необходимый предмет общеспасающей веры, преподана была, с возможно полной ясностью и определенностью только в новозаветном откровении. Но и в Ветхом Завете немало сделано было довольно ясных на нее указаний; почему мы и в Ветхозаветной Церкви встречаемся с замечательными примерами самой живой и непоколебимой веры в будущее воскресение мертвых. Так, одно уже указание ветхозаветного откровения на тот замечательный факт, что сперва праведный Енох, а, впоследствии, Илия были взяты на небо живыми ( Быт.5:24 ; Евр.11:5 ; 4Цар.2:11 ), или в тех же, хотя и видоизменившихся телах, в которых на земле жили, должно было приводить лучших из иудеев, если не к той мысли, что некогда произойдет воскресение всех мертвых, то, по крайней мере, к той, что таковое воскресение последует для людей праведных. Между тем, праведный Иов уже с совершенной ясностью и несомненностью исповедует свою глубокую веру в воскресение своей собственной, и той же плоти, в которой, и от которой, так много и тяжело страдал на земле. «Я, – говорит он,– знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, – и я во плоти моей узрю Бога, я узрю Его сам, – мои глаза, не глаза другого увидят Его ( Иов.19:25–27 ), по поводу каковой речи Иова, бл. Иероним не без основания замечает следующее: «Что яснее этого пророчества? Никто так ясно не говорит о воскресении после Христа, как он – прежде Христа» 776 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

А внешние обстоятельства меняются далеко не всегда. Слушатели часто, а может быть почти всегда, ожидают от Иисуса, что он им скажет: «Вот теперь все будет хорошо!». Но этого не происходит. Кроме того, Он иногда своим ученикам говорит шокирующие, пугающие вещи, что «не останется здесь камня на камне», и что «будут бить вас в синагогах». Как же это так? Как это может быть? Вот, Господь говорит о Царстве, которое, повторяю, где-то спрятано внутри. Поставить в центр не себя Еще один очень важный для Него образ, который Он использует много раз, может быть ярче всего проявляется в притче о закваске. Царство Небес подобно маленькому кусочку дрожжей, который положили внутрь большого чана с мукой, и оно там как-то работает, оно там что-то меняет, совершенно невозможно заметить, как это происходит. Еще одна, на мой взгляд очень важная, ну по крайней мере для православных, притча Господа Иисуса о Царстве Божием, говорит, что Царство подобно тому, как если бы человек посеял зерно на поле своем, он ложится ночью и встает днем, и не знает, как оно растет. Потому что мы все время пытаемся пойти йогическим путем, и замерять, на каком этапе духовного возрастания мы находимся, как если бы человек посеял зерно на поле своем и каждый час выкапывал бы его и измерял длину корешка, на сколько он там вырос. Царство Божие оказывается, в том, что говорит Иисус, не только состоянием главенства Бога, но и состоянием, когда не я в центре, а Бог. Очень увлекательно думать о том как мне будет хорошо, и что будет со мной, когда Царство Бога настанет и я туда попаду. И что я там буду делать. Это, повторяю, очень занимательная вещь. Но Иисус говорит о том, что на самом деле главное отличие Царства Бога от того, что им не является, это то, что человек оказывается настолько свободен, что может думать не о себе, может отвлечься от себя хотя бы в какой-то степени. Когда Он говорит: «Отвергнись себя, возьми крест свой иди за Мной», Он в общем имеет в виду именно это: поставить в центр не себя. Более того, Господь неоднократно говорит, вспомните, хотя бы притчу о Последнем Суде в 25й главе Евангелия от Матфея, где Он говорит о том: «что вы сделали одному из малых сих, то сделали Мне».

http://azbyka.ru/chto-takoe-carstvo-nebe...

А все члены одинаково заботились друг о друге. Мало, говорит, того, чтобы члены не разделялись, но между ними должна быть большая любовь и согласие; и каждый должен заботиться и пещись о малом и заботиться не просто, но одинаково, то есть чтобы и малый пользовался попечением таким же, как и важный. Так, когда попадет колючка и вонзится в пяту ноги, все тело чувствует и заботится: голова наклоняется, спина сгибается, чрево и бедра стягиваются, глаза смотрят с большой заботливостью, руки вынимают занозу. Подобно бывает и с прочими членами. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. Тесное единение делает бедствие и благополучие общими. Так, как мы сказали, при занозе пяты все страдает. Наоборот, когда глава увенчивается, тогда и прочим членам - слава и радость, глаза бывают светлее, и все тело кажется прекрасным. И вы тело Христово, а порознь - члены. Дабы не сказали: " как относится к нам пример тела и членов? " , говорит: и вы тело Христово и члены. Если же в теле человеческом не должно быть распри, то не тем ли более в теле Христовом? Поскольку же не они только одни составляли полноту тела Христова, но верующие, сущие по всей вселенной, то прибавил: а порознь - члены. Хотя они не составляли всего тела, однако были членами, и притом порознь. Ибо в отношении к вашей церкви вы тело Христово, как целая Церковь; а по отношению к Соборной Церкви, сущей по всему миру, тело которой состоит из повсеместных церквей и имеет главой Христа, вы члены, поскольку часть ее. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками. Бог поставил: как же ты противишься Богу? На первом месте ставит апостолов, потому что они раздаятели всех благ; на втором - пророков не ветхозаветных (ибо они пророчествовали о пришествии Христовом до Иоанна: Мф.11:13), но тех, которые по пришествии Христовом пророчествовали в Новом Завете, каковы были дочери Филиппа, Агав и множество других. Ибо сия благодать Духа была обильна в каждой Церкви. Полагает счетом во-первых, во-вторых для того, чтобы, поставив на конце дар языков, смирить тех, которые превозносились им:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1059...

А где именно говорится ветхозаветным пророком, что Мессии нужно будет пострадать? В некоторых спорных местах книг Исайи, Захарии и Псалтыря мы находим свидетельства той «темной стороны» вопроса, относящейся к мессианской миссии. Эту негативную сторону большинство иудеев не хотели признать. 1) Вторая половина книги Исайи (гл. 40–66) особенно важна для истолкования миссии и вести Иисуса. Ученые двадцатого века приходят к сознанию, что «песни Божьего Раба», записанные в книге Исайи, представляют самый важный ключ к сознанию Христом Своей мессианской миссии. 115 Иисус очень ясно отожествился со страдающим Рабом, упомянутым Исайей (например, смотрите Мк.10:45 , Лк.22:37 ). Кем является этот Раб и на каком основании мы уверены, что Он является этим обещанным Мессией? Разумеется, мы стопроцентно не уверены в этом, но для нас имеется авторитетное слово Самого Иисуса Христа, что таким же образом нужно интерпретировать песни Божьего Раба. Но даже без Его авторитетного утверждения имеются некоторые свидетельства, показывающие упомянутого Раба особой, соответствующей Мессии. Слуга обладает характеристиками, приписанными Мессии: 1) Его называют отпрыском и ростком; 2) в Нем живет Дух Божий; 3) Он приносит свет и открывает Тору, то есть наставляет; 4) Он судит народы. До этого места в тексте о Нем не упоминается ничего, смущающего нас, но как раз после этого, во второй и третьей песнях, мы все более и более слышим о страдающем Рабе. Он жалуется, что напрасно трудится, скептики бьют Его по спине и щеке и вырывают бороду, действие, которое человеком Востока считалось знаком ужасного унижения. В четвертой песни мы узнаем, что Раб умирает и воскресает, и с этого мы начинаем понимать смысл и цель переживаний, которые Иегова навел на Него. В пятьдесят третьей главе книги Исайи мы читаем следующее о Нем: «Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

А другой философ того времени — Эпиктет утверждал, что «в этом безрассудном мире люди искали мира, провозглашенного не кесарем, но Богом». В поисках спасения долго не находились верные решения, и многие вопросы оставались для людей без ответа. Только христианство предлагало и предлагает верный, реальный путь спасения и защиту человеческой душе. Нельзя утверждать, что верующие полностью застрахованы от испытаний и опасностей бытия, но мы находимся под покровительством Божиим. И никакие внешние обстоятельства не могут повлиять на нашу душу, ибо она есть нерукотворный храм Божий, и в ней пребывает Христос. В христианстве обретаем мы спасение от соблазнов земной жизни, от заразы греха. Верой человек спасается от развращенного, порочного мира, приобретает иммунитет против зла и насилия — морального и физического. И потому спасение праведной, Богоугодной жизнью есть еще один важный аспект, который раскрывается в Святом Евангелии. Учение Господа нашего Иисуса Христа несет спасение от погибели. В Евангелии сказано: …ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ( Лк.19:10 ). Господь наш Иисус Христос воплотился, принял человеческую плоть, чтобы спасти грешников, погибших духовно, пробудить находящихся в духовном забвении. Господь призывает на путь спасения всех, но не все слышат глас Божий. Спасаются лишь те, кто добровольно, по своему волеизъявлению выбирают единственно верный путь спасения. Без Господа нашего Иисуса Христа и Его Искупительной Жертвы каждый человек был бы осужден навечно. Но христианская вера озарила торжеством своим доведенный до отчаяния, погрязший в грехах и беззакониях мир и предложила путь спасения в нынешней жизни и будущей вечности. Сподобимся же и мы, братья и сестры, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), приступать к святой истине верой. Дабы и нам тоже вместе с апостолом Павлом смиренно утверждать: …и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня ( Гал.2:20 ).

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010