А относительно γαπιν можно предположить, что LXX придали слову (от прятать, лелеять, ласкать) по аналогии с употреблением его в этом смысле во Втор. 33:3 , значение «любовь», хотя с такой этимологией трудно согласиться. Вен. и Синод. переводят – «пред лицем Его идет язва, а по стопам Его жгучий ветер» (Вен. убийственный зной). При таком чтении – язва, чума (5-я казнь, язва египет­ская, Исх. 9:3 ) представляется здесь как бы олицетворением суда или наказания Иеговы по отношению к Его врагам ( Иез. 28:23 ), а должно быть понимаемо, как знойный, жгучий ветер. Приход Господа для суда представляется как бы сопровождаемым ужасными, невыносимыми явлениями в природе, поражающими и спереди и сзади. Таким образом, Господь приходит с ужасными спутниками, и Его приход – время страданий и уничтожения. Мы готовы согласиться, что Иегова внушал к Себе страх и благого­вейный ужас, но вряд ли можно отожествлять Иегову с Тифоном, который, действительно, представлялся носителем всяких дурных атмосферных явлений и в резуль­тате их – болезней. Иегова страшен и велик, но уместно говорить о благоговейном трепете пред Ним природы, как и идёт речь в 6 стихе, и странно, что Он Сам являлся виновником бедствий и болезней. А между тем, в описании Синайского законодательства при таком толковании опускается весьма важный момент – дарование самого закона. Дело в том, что, не корректируя самого текста в его существе (в согласных), мы можем читать, следуя LXX-mu, вместо . Тогда смысл первой половины стиха будет – «пред лицем Его идет слово». Под словом можно разуметь трубные звуки, бывшие пред Синайским законодательством, но лучше разуметь самые слова закона, а также и грозное слово Иеговы на врагов Израиля ( Исх. 23:27 ). Намёки на перевод второй половины стиха можно найти в указании стиха 4-го на сокровение Господом Своей славы. Для перевода четвертого стиха не безразличен смысл Исх. 33:1823 : Моисей просил Господа: «покажи мне славу Твою». И сказал Бог: «Я проведу все величие Мое () пред тобою»... И сказал Он: «не можешь видеть лица Мо­его; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых». И сказал Господь: «вот место у Меня: стань на этой скале. Когда же будет проходить слава Моя, Я по­ставлю тебя в разселине скалы, и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду. И когда, сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Мое не будет видимо». И стало сиять лучами лице Моисея оттого, что Бог говорил с ним (34:29).

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

А тот, кто не причащается, тот может впасть и в уныние, если потерял какие-либо материальные блага, или испытывает психологические трудности. Вот можно ли рассматривать Причастие, как некую духовную помощь, чтобы нас укрепить на жизненном пути, но которая в целом опциональная? К примеру: на гору можно заехать и на машине и пешком забраться. Итог один, просто вопрос в затраченных усилиях. Либо же Причастие — это жизненно важная составляющая, без которой наша человеческая природа не сможет стать подобной Христу, а значит и не наследует вечную жизнь? Одно не исключает другого. Бог силен помочь в любых ситуациях, укрепить в любых испытаниях. 1. Потому что Причастие Богу — не механическое действие, а пусть важный, но всё же элемент духовной жизни человека. 2. Это слишком теоретический пример. Непонятно, почему другой не причащается? В целом, да, Святое Причащение содействует человеку во спасении, но опять же, при его правильной, гармоничной духовной жизни. В этой статье слова “благодати не выдержала” — это именно об этом, т.е. человек мог бы достичь большего, но не справился. В конкретном случае она вышла замуж, а ведь могла просто начать блудить непрерывно, хотя до явления Богородицы ничего такого могло и в мыслях не быть. Т.е. действие благодати, в т.ч. числе и после Причащения, требует правильного к ней отношения, не возгордиться и не впасть в разленение. > И так шаг за шагом, еще и еще раз повторяется. А при земной жизни может когда-то наступить момент, что через очередное Причастие наша поврежденная природа исцелится на 100%? Или это бесконечное стремление к 99.99%, а всю полноту мы получим только после Второго Пришествия и всеобщего воскресения? Идеал — это Бог. Поэтому можно говорить только о процентах от личного максимума данного человека (который видит Бог), т.е. когда человек дальше будет ухудшаться, то тут конец. А ухудшаться можно начать в любой момент. Господь говорит: Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною. ( Ин.6:51–57 )

http://azbyka.ru/vopros/kakoj-glubinnyj-...

А что в Евангелии? Христос родился для того, чтобы принять мучительную смерть на кресте, и всегда знал об этом. Он идет на страдания и смерть добровольно, вынеся всю муку понимания того, на что Себя обрекает. Этой мукой были исполнены слова Христа, когда Он молился в Гефсиманском саду и просил любимых учеников побыть с Ним рядом: «И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лицо Свое, молился и говорил: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:37-39). После этого понятней становится смысл слов Эпикура о том, что боги никогда не пойдут на то, чтобы сделаться «людьми действительными». Просто ни один язычник не видит в своих богах такого мужества и силы духа. Бог. Человек. Космос Языческие боги всегда проводили четкую границу между собой и смертными. Даже полубоги, рожденные от союзов богов с людьми, становились для олимпийцев врагами и конкурентами. В христианстве, напротив, Бог настолько приблизился к людям, что стал одним из них. И тут встает самый важный вопрос: а зачем все это было нужно? Максим Исповедник пишет об этом так: «Бог слово, сын Бога Отца для того и стал человеком и сыном человеческим, чтобы соделать человеков богами и сынами Божиими». Или в другом месте: «чтобы человека соделать богом, через соединение с Собой». Ни больше ни меньше. И мы видим в истории Церкви множество людей, которые смогли воспринять этот бесценный дар Бога человечеству. Церковь именует их — святыми. Но и это еще не все. Не только человечество получило во Христе исцеление, соединившись в Нем с Богом. Весь материальный мир, весь огромный космос, каждый атом вещества обретает после Рождества Христова новый смысл, новую перспективу. Вот как говорит об этом митрополит Антоний Сурожский: «Бог облекается в человеческую плоть, в которой содержится все существующее, все, что есть в этом тварном мире. Он воспринимает все вещество этого мира, и это вещество не только Его собственного исторического тела, но всего мира, таинственно, невообразимо, личным образом соединяется с Самим Богом. И когда после Воскресения Христос возносится на небо, Он таинственно уносит все вещество нашего мира в самые глубины Божественной реальности. Бог присутствует в мире, становится частью не только его истории, но его существа, и мир присутствует в Боге.

http://pravmir.ru/bog-kotorogo-my-mozhem...

А что этот суд праведен, видно из воскресения, так как одно другим подтверждается; и что все это он сказал справедливо, видно из того же, что (Христос) воскрес. Так и всем (апостолы) проповедовали веру (во Христа), удостоверяя, что Он воскрес; впрочем, это известно. Все это сказано афинянам; но благовременно сказать и нам, что " всем повсюду " должно " покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную " . Смотри, как (Павел) представляет Его и судиею и промыслителем мира, человеко­любивым и милостивым, всемогущим и премудрым, и вообще со всеми свойствами, принадлежащими Творцу. Сказанное он привел в доказательство того, что Он (Христос) воскрес из мертвых. Итак, покаемся, потому что нам должно быть суди­мыми. Если бы Христос не воскрес, то мы не были бы судимы; если же Он воскрес, то мы непременно будем судимы: " ибо Христос " , говорит (Писание), " для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми " (Рим.14:9); и еще: " все мы предстанем на суд Христов " (Рим.14:10), " всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал " (2Кор.5: 10). Не думайте, что это одни только слова. Здесь он предла­гает учение и о воскресении всех; иначе вселенная не может быть, судима. Слова: " воскресив Его из мертвых " относятся к телу (Христову); оно было мертво, оно подвергалось смерти. Эллины отвергают учение как о творении, так и о суде, утверждая, что это – выдумка детей и людей пьяных. Но мы, зная об этом верно, будем делать все на пользу нашу и постараемся при­мириться со Христом. Доколе мы будем враждовать против Него? Доколе будем питать к Нему чувство неприязни? Да не будет! говорят; к чему ты говоришь это? Не стал бы я го­ворить, если бы вы не делали этого; а теперь какая польза от того, что словами не выражаете этого, когда дела вопиют с та­кою ясностью? Как же нам возлюбить Его? Говорил я об этом тысячу тысяч раз; но скажем и теперь. Я нашел, ка­жется, один способ весьма важный и чудный.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1693...

Ангел, посланный Господом, отвалил камень от пещеры, где был положен Иисус Христос. Вид этого Ангела был, как молния; его одежда была бела, как снег. Иисус Христос стал живым или воскрес, и вышел из гроба. Воины от страха упали на землю, и потом разбежались. Некоторые из них прибежали к первосвященникам и рассказали о том, что видели. Первосвященники дали воинам деньги и велели им говорить всем, что они заснули, и во время их сна ученики Иисуса Христа украли тело Его. Между тем благочестивые женщины ранним утром пошли ко гробу Иисуса, чтобы помазать Его тело благовонными мазями или миром 26 . Они не знали, что тело Иисуса Христа стерегут воины, а думали только о том, как отвалить тяжелый камень от входа в пещеру. Когда они подошли к пещере и увидели, что камень уже отвален, они испугались. Одна из женщин, Мария Магдалина побежала обратно в Иерусалим к ученикам Господа Петру и Иоанну и с горем говорила: «унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Другие женщины вошли в пещеру, но не нашли в вей тела Иисуса. Они увидели двух Ангелов в белых блестящих одеждах. Один из Ангелов сказал им: «не бойтесь; вы ищете Иисуса. Он воскрес. Подите и скажите ученикам Его». Женщины с удивлением и радостью выслушали слова Ангела. Тотчас же они пошли в Иерусалим и рассказали ученикам Иисуса Христа. Но те не поверили им. День воскресения Христова мы вспоминаем каждую неделю – в воскресенье. Но для того, чтобы лучше напомнить нам об этом дне, установлен в воспоминание его праздник – Христова Воскресения. Этот праздник самый важный для нас и мы всегда встречаем его с особенною радостью. Что случилось на третий день после смерти Иисуса Христа? Что сделали некоторые воины? Какое приказание дали им первосвященники? Зачем пошли мироносицы ко гробу Иисуса Христа? О чем они думали во время пути? Что увидели они, когда подошли к пещере? Что сказала Мария Магдалина ученикам Иисуса Христа? Кого увидели мироносицы в пещере? Что сказал им Ангел? Как приняли ученики весть о воскресении Иисуса Христа? Когда мы вспоминаем день воскресения Христова? Какой праздник установлен в память этого события? Явление воскресшего Господа Марии Магдалине (Мк.16:9–11; Лк.24:12; Ин.20:3–18)

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Андрей Чичигин 24 июля 2016, 04:55 /" ... муж должен был учиться у Бога, жена должна была учиться у мужа. " Если кто-нибудь приведет цитату из Писания, где об этом говорится, буду признателен. "/Если было бы равенство то был бы напарник а не помощник. " И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. " (Быт.2:18) Игорь 23 июля 2016, 16:41 Спаси Господи. Эпизод искушения человека и его падения очень интересен. Благодаря разъяснениям священников и богословов картина произошедшего в целом ясна и понятна. В " тумане " скрывается один важный на мой взгляд момент. Был ли человек знаком с явлением смерти как таковым? Ведь каждый из нас, живущих в современности, с этим знаком. И знаком с тем состоянием ужаса и отвращения, которое смерть внушает. И по логике вещей, Любящий Свое творение Бог, давая заповедь и предупреждая о последствиях ее нарушения - " в день когда вкусишь, смертью умрешь " - неизбежно должен был подкрепить Свое Слово демонстрацией незнакомого первозданному человеку явления. Тем самым создать для человека мощный предохранительный клапан - что с ним будет, если он ослушается Бога. И устрашения со стороны Бога здесь не было бы никакого. Допустим, по какой-то причине Бог не сделал этого, но почему Адам, услышав слово " смерть " , ему незнакомое, даже не поинтересовался что это такое? Хотя тоже неизбежно должен был. И опять же Бог должен был ему разъяснить и показать это. Вот этот момент в Книге Бытия почему-то остается " за кадром " . Думаю, читающие согласятся с тем, что разница между человеком, идущим на нарушение заповеди и не представляющим воочию последствий и человеком, идущим на нарушение и знающим непонаслышке эти последствия - огромна. Хотелось бы, чтобы этот момент Книги Бытия кем-нибудь из авторов портала был разъяснен. Андрей Чичигин 23 июля 2016, 05:34 " И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. " (Быт.1:31) " ...а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.(Быт.2:17)

http://pravoslavie.ru/95486.html

Ап. Павел открывает нам, что в братстве во Христе нет места никаким формам отчуждения, все виды отчуждения в Нем могут быть преодолены, причем, – что заповедал нам сам Христос, – коллективными усилиями: « Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). 4. Назад в будущее! « Позвольте! – воскликнет иной читатель. – Соборное братство я ощущаю всякий раз во время Литургии или Всенощной, безо всяких ваших социализмов». Что ж, прекрасно! Это действительно форма соборного братства, литургическое единение во время богослужения или Святого Причастия. Но долго ли нами владеет это чувство и не покидает ли оно нас, едва мы выйдем за пределы церковного придела? И всякий раз не разрывают ли эти (признаем, довольно непрочные) братские узы силы взаимного недоверия, господствующие в современном капиталистическом обществе? В процитированном манифесте А.Г. Дугин раскрывает нам важный секрет, открытый еще традиционалистами: выход надо искать там же где вход! Казалось бы, банальность, но именно в этом состоит пафос т.н. «консервативной революции» традиционалистов и евразийцев. Чтобы храброму Тесею выйти из лабиринта Минотавра, надо следовать нити Ариадны. Ровно так же нам надо восходить по цепи отчуждений, разрешая их в обратной последовательности. Сперва освободиться от экономического, затем национального, государственного, и наконец, религиозного отчуждения. Если мы вздумаем в произвольном порядке решать задачу отчуждения (националисты – национального, патриоты – государственного уровня), то это в лучшем случае ничего не даст, а в худшем – ведет к еще более чудовищным формам отчуждения (например, к фашизму, хунте или «гуляй-полю»). В церковной политике нередко можно услышать апелляции к « симфонии властей», но это апелляция к «государственному уровню» отчуждения. Имеет ли смысл проповедь симфонии в современных условиях капиталистической России, если мы не преодолели пропасть экономического и национального отчуждения? Едва ли.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/28/so...

Апостол Павел не герой, он — подвижник. Сам Апостол в своих текстах многократно употребляет слова ¢γν (‘подвиг’), ¢γωνζομαι (‘подвизаться’), ¢γωνιστς (‘подвижник’) — и для нас это обычная церковная лексика — благочестиво и благообразно. Но эти слова Апостол взял из спортивного обихода античности. Слово, обозначающее подвиг, буквально значит “спортивное состязание”, а подвижник — “спортсмен”, причём спорт здесь понимается не как частная практика, а выступление на людях, “позорище”, как говорили в древности. И Апостол не напрасно так активно употреблял этот образ. Вот он сравнивает христианина с атлетом, бегуном: Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники (в значении “спортсмены” — и. С.) воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1 Кор 9:24–27). Важный момент духовного подвижничества подчёркивает Апостол: без воздержания себя — постоянного! — без ограничения себя — невозможен подвиг даже в спорте, а не только в области духа. Подвиг должен быть постоянным — это очень важно. Спортсмен постоянно должен работать над собой. Здесь даже сама фраза “над собой” — нам подсказка — как будто нужно выйти за пределы себя, вырасти над собой. Но нельзя вдруг и навсегда вырасти над собой, предпринять усилие, за которым уже можно чувствовать себя в безопасности, пройти ту точку возврата, за которой можно, наконец, спокойно выдохнуть. Мы находимся в состоянии постоянного непостоянства, как говорил один мудрый человек, и, если верить апостолу Павлу, то христианином и нельзя оставаться или быть, христианин как бы сбывается в постоянном “томленье крайнего усилья”, это по Фету, а по Посланию к Филиппийцам — Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп 3:13–14).

http://pravmir.ru/svidetelstvo-chelovech...

Апостол Павел У Ап. Павла нет единого ответа на вопрос: каким образом через Крест произошло Спасение мира и людей. Ап. Павел над этим много размышляет и предлагает нам различные конструкции. Библеисты говорят, что Ап. Павел использует не мене десяти таких «конструкций», то есть смотрит на Смерть Христову то с одной, то с другой стороны, открывает различные грани происшедшего. Познакомимся с основными его трактовками происшедшего: 1 Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения ( 2 Кор. 5, 19 ). Итак, Крест Христов был способом примирения людей с Богом, как пишет Ап. Павел во многих своих посланиях: Что он имеет в виду? Человек грешит. Его постоянный грех есть постоянный разрыв отношений с Богом. Иисус освобождает людей от грехов Жертвенной Смертью. Соответственно, происходит примирение всех людей мира с Богом. Ап. Павел делает из идеи примирения далеко идущие выводы. Иисус отдал Себя Самого… чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего ( Гал. 1, 4 ). Раз произошло примирение людей с Богом, значит, человек избавлен от гнета настоящего лукавого века и перед ним распахнуты двери новой жизни, которая может и должна начаться уже здесь и сейчас. Над человеком, принимающим Искупление Христа, не властны прежние подчиняющие и парализующие его стихии и демонические силы. Это вторжение реальности «нового мира» в наш прежний мир имеет большое значение для всех, кто пожелает идти за Распятым Спасителем, воплощая новое творение. Прежние пути выстраивания отношений между людьми, с их вечным самоутверждением за счет друг друга, эгоцентризмом, отъединенностью, барьерами и границами (между иудеями и язычниками, рабами и свободными, мужчинами и женщинами), уже невозможны в Новом Веке. В посланиях Ап. Павла тема Креста становится истоком полноводной реки, из вод которой, как из крещальных вод, выходит новый мир. 2 Следующий важный момент богословствования Ап. Павла на эту тему – отрывок из Послания к Галатам ( Гал. 3, 10-14 ):

http://azbyka.ru/parkhomenko/iskuplenie-...

Апостолу Павлу приходится выдвигать аргументы разные, – и прежде всего важность его служения благовестию, а суть благовестия – во спасении. Свои страдания он называет страданиями Христовыми (ср.: 2Кор.1:5 ). Прощал (блудника отлученного. – 2 Кор., гл. 2) тоже от лица Христова. Проповедь не наша; а это благоухание Христово через нас (см.: 2Кор. 2:15 ). Так, все во Христе, от Него ( 2Кор. 2:17 ). И живу ради Христа, ибо Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего ( 2Кор. 5:15 ). По-видимому, будто смерть Христова имела целью моральное воздействие; но это совершенно неверно: дальше прямо разъясняется, что все от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою; не вменяя людям преступлений их за Него ( 2Кор. 5:18,19 ); а уже в результате этого вторичная, дальнейшая цель – чтобы мы жили для Христа. Но путь к этому самому открыт лишь чрез Причащение. Характерное слово: не вменяя преступлений ( Рим. 4:6–8 ), то есть люди оставались сами по себе преступниками, а Господь лишь даровал «амнистию», непоминовение грехов. За что же? – За Христа... Как? – Это бы и не важный вопрос. Но факт: Бог во Христе примирил с Собою мир ( 2Кор. 5:19 ). Однако апостол старается разъяснить идею Жертвы за других. Не знавшего греха, то есть Сына, Он сделал для нас жертвою за грех, то есть виноватым, перенес на Него грех мира, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом ( 2Кор. 5:21 ). Совершилось какое-то таинственное перенесение вины одних на другого; это может быть и в нашей жизни. «Твой грех пусть будет на мне» – говорят. И бывает. А тогда уже и отстрадать должно за воспринятый грех . Христос взял на себя грехи мира (как сказал Иоанн Креститель) и выстрадал за них. Этим исчерпывается материал и Второго Послания к Коринфянам. Послание к Филиппийцам Из римской тюрьмы. Здесь находится замечательное место: что Христос, Сын Божий, образ Божий «унизил», уничижил Себя, начав с воплощения в зрак раба, – и кончая смертью. И нам нужно смириться (см.: Флп. 2:7–8 ). Другое место: апостол желает принять участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его ( Флп. 3:10 ). Это нам нужно будет после.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010