1.3. Битва за Гаваон Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Затем происходит событие, связанное с городом Гаваоном. Вся страна уже была достаточно напугана тем, что происходит: вторгается с востока малоизвестный народ, перед которым никто не может устоять; и жители Гаваона пускаются на хитрость: являются в истертых одеждах, с заплесневелыми хлебами, делая вид, что пришли издалека и предлагают заключить союз на очень выгодных для израильтян условиях. Тут происходит очень интересное событие. Прежде, как правило, перед всяким решением мы видим израильтян молящимися, а здесь после этих побед никакой молитвы не совершается, но они, не вопрошая воли Божией, но полагаясь на свое собственное разумение, заключают договор с гаваонитянами и в результате оказываются обманутыми, ибо выясняется, что Гаваон находится в нескольких километрах от того места, где заключается договор о дружбе и ненападении с ними. Это тоже очень важный момент, то есть после первых побед появляется некоторое самомнение, самоуверенность, которая тут же приводит к такому посрамлению. Однако договор заключен, и союз аморрейских царей поднимается на то, чтобы отомстить гаваонитянам за такую измену. Происходит знаменитое сражение у Гаваона, когда Господь воюет за израильтян, а вы помните, что у израильтян не было регулярной армии, что воевали они по принципу ополчения. И сказано, что Господь поразил каменным градом больше врагов, чем это могли сделать израильтяне мечом. Здесь происходит известное чудо, когда уже начинает солнце склоняться к закату и становится невозможным преследование врагов, и тогда Иисус Навин говорит: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»? И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля» (Нав. 10:12-14). Опять же не будем вдаваться в разные соображения того, что же это может значить, и как же это могло быть. Я в данном случае сторонник буквального понимания текста, хотя, конечно, как это может быть я очень слабо себе представляю физически, но Господу виднее.

http://sedmitza.ru/lib/text/431036/

1. Иисус мог сознательно следовать по пути, намеченному пророком Исаией ( Ис. 52, 13 – 53, 12 ), автором 21-го Псалма и др. Здесь некто Раб Божий предста­­ет как страдалец и утверждается, что его страдания имеют особый священный характер – Его страдания несут освобождение от грехов и примирение с Богом всем людям. Эта непопулярная в традиционном иудаизме линия пророческой вести, таким образом, Самим Христом выдвигается на первый план и легализуется как Замысел Божий о Спасении. 2. Во времена Иисуса существовала обширная литература, которая говорила о событиях, предшествующих Концу мира. Важный элемент этих ожиданий – великое горе и потрясения, которые испытают люди. Не представляют ли Страсти Христовы начало этого Конца? Такая драма, как унизительная Смерть Посланника Божьего, наступившая за этим тьма, разорвавшаяся завеса в Храме, последовавшее затем разрушение Иерусалима и начало крестного пути Его последователей – не есть ли это всё этапы начавшегося разворачиваться, как пружина, Конца и Новой Жизни мироздания? 3. Нужно знать, что ко времени Христа сложились представления о том, что мученическая смерть невинных может освободить от грехов и других людей. Эта идея встречается в позднем иудаизме, и мы ее находим в ряде популярных текстов того времени. Во 2-й Маккавейской книге мы читаем, как иудейский мученик молится: Я же, как и братья мои, предаю и душу, и тело за отеческие законы, призывая Бога, чтобы Он скоро умилосердился над народом… и чтобы на мне и на братьях моих окончился гнев Всемогущего, праведно постигший весь род наш (7, 37-38). В 4-й Маккавейской книге сказано еще конкретней: Будь милостив к народу Твоему, и пусть наше наказание будет удовлетворением за них. Сделай кровь мою их очищением и возьми жизнь мою как выкуп за их жизнь. Возникает вопрос: может быть, Иисус следовал этой традиции и потому и избрал Крестный путь? Авторы Нового Завета постоянно подчеркивают, что Иисус должен был умереть по Писанию (например: Христос умер за грехи наши, по Писанию. – 1 Кор. 15, 3 ). Но маккавейские книги не входят в священное иудейское Писание (Ветхий Завет). В таком случае 3-я гипотеза имеет меньше всего оснований. Вторая – вероятна и даже в каком-то смысле верна, но все же больше всего оснований имеет гипотеза 1.

http://azbyka.ru/parkhomenko/iskuplenie-...

1Мак.9:23 . И было после кончины Иуды: появились беззаконники во всех пределах Израиля, и открылись все делающие неправду. 1Мак.9:24 . В те дни был весьма большой голод, и страна эта с ними совершила отступничество. 1Мак.9:25 . И избрал Вакхид нечестивых мужей, и поставил их начальниками страны. 1Мак.9:26 . А они разведывали и разыскивали друзей Иуды, и приводили их к Вакхиду. Он же мстил им и издевался над ними. 1Мак.9:27 . И была скорбь великая у Израиля, какой не бывало с того дня, в который уже не явился у них пророк. 1Мак.9:28 . И собрались все друзья Иуды и сказали Ионафану: 1Мак.9:29 . После того, как брат твой Иуда скончался, нет подобнаго ему мужа, который вышел бы против врагов и Вакхида, и против неприятелей народа нашего. 1Мак.9:30 . Итак теперь мы тебя избрали быть нам вместо него начальником и вождем, дабы продолжать войну нашу. 1Мак.9:31 . И принял Ионафан в то время предводительство, и возстал вместо Иуды брата своего. 1Мак.9:32 . И узнал это Вакхид, и искал его смерти. 1Мак.9:33 . И узнал Ионафан и Симон брат его, и все бывшие с ним; и убежали в пустыню фекоэ, и ополчились у воды топи Асфарской. 1Мак.9:34 . И узнал это Вакхид в день субботный, и пошел сам со всем войском своим за Иордан. 1Мак.9:35 . И Ионафан послал брата своего, вождя народнаго, и просил Наватеев друзей своих о том, чтобы сложить у них большие запасы свои. 1Мак.9:36 . Но выступили сыны Ямвриновы из Мидавы, и схватили Иоанна и все, что он имел, и ушли с имуществом. 1Мак.9:37 . После же того, что разсказано, возвестили Ионафану и Симону брату его, что сыны Ямвриновы совершают брак важный, и ведут невесту из Надавафа, дочь одного из великих вельмож ханаанских. 1Мак.9:38 . Тогда вспомнили они об Иоанне брате своем, и взошли и притаились под защитою горы. 1Мак.9:39 . И подняли глаза свои и увидели; и вот ликование и приданое большое [Арабы поныне сундуки с приданым невесты носят на головах своих впереди свадебнаго поезда], и жених вышел с друзьями своими и с братьями своими на встречу им с тимпанами и музыкою и с разным оружием.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Тим.4:14 : «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства». Здесь мы имеем дело с анахронизмом. Ни о каком христианском «священстве» в I веке РХ речи не могло быть. В оригинале стоит не «священство», а presbyterion, то есть «пресвитерий», «совет пресвитеров». Критические замечания на статью архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «Некоторые ошибки Синодального перевода Нового Завета» А.М. Леонов Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) известен широкой читательской аудитории как преподаватель, переводчик и популяризатор Св. Писания. В данной статье он высказывает негативное отношение к Синодальному переводу Священного Писания ; на основе примеров из посланий апостола Павла стремится доказать неадекватность этого перевода оригинальному греческому тексту. Насколько его доводы правильны, а насколько ошибочны, – вопрос важный. Анализ прокомментированных им библейских отрывков, а также анализ самих его комментариев показывает, что вопреки его выводам, большинство этих отрывков соответствует (если не по букве, то по духу) греческому оригиналу. (В целях удобства восприятия текста нашими дорогими читателями, слова, принадлежащие архимандриту Ианнуарию (Ивлиеву) выделены вишнёвым цветом . Кроме того отдельные фразы, требующие повышенного внимания, отмечены жирным шрифтом. Форма изложения материала в данной работе соответствует форме изложения материала в разбираемой статье: тезис автора – краткий ответный комментарий). Рим.2:22 : «Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь ?». Последний риторический вопрос непонятен из-за полного изменения смысла глагола « святотатствовать » в современном русском языке по сравнению с церковно-славянским». В Церковнославянском варианте перевода эквивалентом слов «святотатствуешь» служит: «святая крадеши». В греческом тексте в этом месте находится слово «εροσυλες», что в буквальном переводе на русский язык может означать: «грабишь храмы», «похищаешь из храма», « совершаешь святотатство » с. 624] 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

22. Мужи Израильские! Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил чрез Него посреди вас, как и сами знаете, Выслушайте слова сии и пр.: событие дня, приведшее в изумление и недоумение одних, возбудившее злобную и легкомысленную насмешку со стороны других, ап. Петр представил в ясном свете пророческого слова, как исполнение предреченного Богом через пророка. Для иудея благочестивого (ст. 5) и даже легкомысленного это было очень важно, настраивало на важный и серьезный тон его мысль, и апостол, достигнув этой цели, обращается к объяснению самой сущности явления по его происхождению, раскрывая тайну, сокровенную от премудрых и разумных мира сего. Сущность всей дальнейшей речи его выражена в ст. 23, что Иисус, которого недавно распяли, но который воскрес из мертвых, излил то, что вы ныне видите и слышите: эту основную мысль апостол раскрывает подробно, объясняя все великое дело страданий Христовых и Его прославления. Он разъясняет это дело с двух сторон: со стороны человеческой и со стороны божественной; с первой – доведение Его людской несправедливостью до крестной смерти, со второй – прославление Его Богом в воскресении и вознесении. Мудрая предосторожность апостола, говорящего перед неверующими, чтобы не отягчить их слуха, так как крест Христов для иудеев соблазн ( 1Кор.1:23 ), заставляет его смягчать для их слуха речь о Христе: он говорит о Нем как о человеке, которого, воскресив из мертвых, Бог соделал Господом и Христом (Мессией), не говоря еще прямо о том, что Он – Бог , воплотившийся Сын Божий. С сей же целью слова свои о воскресении и вознесении Христовом он утверждает на словах ветхозаветного пророка и царя Давида. С этой же целью называет он Господа не именами, обозначающими Его божественное достоинство (Сын Божий, Мессия и под.), но обычным человеческим Его именем – Иисуса Назорея, т.е. Иисуса из Назарета (ср. Мф.2:21 ). С этой целью вообще «он ничего не говорит высокого, а начинает свою речь крайне уничижено» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

23 ноября 1997 года О вере в помощь Божию Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святое Евангелие, которое мы все постоянно читаем и в котором должны поучаться ежедневно до конца своей жизни, в определенном смысле такая же книга, как и все прочие, и имеет свой текст, неизменный на протяжении уже почти двух тысяч лет. В то же самое время оно принципиально отличается от книг обыкновенных, составленных действием человеческого ума. Евангелие есть живое слово Божие, и иногда оно кажется настолько неожиданным и новым, что изумляешься и думаешь, будто эта книга внутри под обложкой каким-то необыкновенным образом меняется и ее текст обновляется постоянно. Евангелие похоже на реку, которая всегда течет в одном и том же русле, но вода в нем постоянно бурлит, кипит, течет и никогда не останавливается. Как сказал некий мыслитель, нельзя войти в реку дважды так, чтобы она была неизменна. Мы не можем рассуждать о правильности этого изречения вообще, но в отношении Евангелия оно справедливо. Иногда наши чувства, мысли, наше душевное состояние меняются таким образом, что мы становимся способны воспринять некоторые вещи, упущенные ранее, или Господь ради нашего спасения открывает нечто необходимое нам именно в данный момент духовной жизни. Неизреченным и непостижимым для нас образом Дух Святой действует через священные евангельские слова, и всякий истинный христианин знает, что Евангелие никогда не может наскучить. Оно всегда интересно. Вновь и вновь погружаясь в него, мы вдруг обнаруживаем, что как будто бы понятное ранее повествование содержит новый, важный, волнующий нас и неожиданный для нас смысл и по-иному воспринимается нашим умом и сердцем. Человек некий, «именем Иаир, который был начальником синагоги», подойдя к Господу Иисусу Христу и «пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти» (ст. 41–42). В славянском тексте говорится: «И та умираше», то есть не просто находилась при смерти, но уже умирала. У ее отца не было, конечно же, никакой надежды. Видимо, ранее он обращался к врачам, но ничего не помогло. Воспользовавшись тем случаем, что рядом оказался великий Праведник, Учитель, Пророк, Чудотворец — так воспринимали Спасителя Его современники, — Иаир прибег к Его помощи.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

265 Ср. контекст: «Иисус же сказал им вторично: мир вам. Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: примите Духа Святого», 21–22. Ср. Лк. 24, 36 . Ср. Р. 14. 17: «правда, мир и радость о Святом Духе». 267 «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши, и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратная в тьму и луна в кровь, прежде нежели наступит день Господень великий и славный, и будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Иоиль. 2, 28–32 , Деян. 2, 17–21 ). Здесь говорится только о действиях Духа Божия, но не о Снятом Духе самом, причем все это пророчество имеет и явно эсхатологический характер, а во второй своей половине переходит в явную, хотя и образную эсхатологию. Эту связь Пятидесятницы и эсхатологии, конечно, нужно иметь в виду для полного уразумения текста. 269 Это исключение имеем мы в Деян. 13, 2 : «когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите мне (μοι) Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал (π ροσκκλημαι) их». Этот неожиданный и, конечно, чрезвычайно важный случай употребления местоимения первого лица в применении к Духу Святому по содержанию не отличается от других случаев Его водительства, рассказанных в Деян. 270 Этому отсутствию личного откровения Третьей ипостаси соответствует литургическое и молитвенное к Ней отношение. Обращает на себя внимание факт очень слабого молитвенного творчества в прямом отношении к Св. Духу, которое, собственно, почти исчерпывается молитвой «Царю Небесный»; огромное же количество молитв о ниспослании Св. Духа обращено к Отцу и Сыну. Следует также отметить отсутствие литургического раскрытия праздника Св. Духа (после Пятидесятницы). Читать далее Источник: Утешитель: О богочеловечестве/Прот. Сергий Булгаков. - [Париж]: YMCA-press, 1936

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

2) другое объяснение – богословское: смерть – максимальное проявление проклятия в роде человеческом; все, что связано со смертью, вызывает отвращение. При контакте с мертвыми человек как бы приобщается к этому разрушающему и тлетворному миру и потому необходимо недельное очищение, чтобы освободиться от этого смрада (по аналогии с тем, как необходимо тщательное омовение и стирка одежды после чистки помещения со свиньями). При этом само погребение ближних – долг человека, но участие в необходимых ритуалах (даже случайный контакт со смертью) становится причиной временной изоляции человека от общества. Однако даже и при таком общекультурном фоне в Библии есть исключение: посмертное чудо пророка Елисея, когда умерший воскресает от того, что его прах соприкоснулся с костями пророка.( 4 Цар. 13:21 ). В Новом Завете отношение к смерти принципиально иное: теперь уже нет владычества смерти, теперь человек не уходит в преисподнюю, а временно засыпает. После того, как Христос победил смерть, она уже не является оскверняющим началом, она – бессильна. Господь, пребывая во гробе, обновил человеческое естество. Теперь не только человеческое тело Самого Христа, но и плоти святых – это прославленная Богом, новосозданная человеческая природа. Потому в христианстве нет ни страха перед смертью, ни неприятия контакта с мертвым телом. Если же говорить о мощах святых, то обычно (во всех учебниках по Догматике) приводят следующую цитату: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1 Кор. 6:19–20 ). Тела святых людей – храмы Духа Святого, потому, лобызая мощи (поклоняясь им), мы воздаем должно подвигу святых людей, но самое главное при этом – прославляем Самого Бога. И еще важный момент: в Церкви не имеет места «автоматическое» или плановое обнаружение мощей. Всегда мощи святых прославляет Сам Бог ради укрепления веры (или обличения) людей.

http://azbyka.ru/vopros/pochemu-v-vethom...

2. Иметь мир со всеми. Чтобы причаститься, необходимо пребывать в мире со всеми людьми, по крайней мере, не иметь желания отомстить. Нельзя принимать Таинство в состоянии вражды или ненависти. Господь Иисус сказал: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф.5:23–24 ). 3. Не совершать смертных грехов, отлучающих от Причастия. Это прежде всего убийство (в том числе аборты), нарушение супружеской верности, измена Богу с различными гадателями-целителями-экстрасенсами. В случае отступления необходимо прежде всего воссоединиться с Церковью через исповедь у священника. 4. Жить по-христиански каждый день. Для того, чтобы причаститься, лучше не изобретать специальные периоды подготовки, но жить так, чтобы сама повседневная жизнь была совместима с регулярным участием в Трапезе Господней. Существенным содержанием такой жизни являются ежедневная личная молитва, чтение и изучение Библии – Слова Божия, обязательное исполнение Божьих заповедей и постоянная внутренняя борьба с живущим внутри нас «ветхим человеком», с поврежденной грехом нашей природой, влекущей ко греху. Важными составляющими духовной жизни являются ежедневное испытание совести (например, перед сном) и регулярная исповедь. Крайне важно для правильной духовной жизни стремление жить не ради себя, но ради ближнего, внутренняя честность, правдивость и смирение перед каждым человеком. Важно также, насколько это возможно, соразмерять свой жизненный ритм и график с богослужебным ритмом, соблюдая общепринятые посты (среду и пятницу, а также многодневные посты, из которых наиболее важный – предпасхальный Великий пост ) и по возможности участвуя в праздничных богослужениях, которые случаются не только в воскресные дни. 5. Литургический пост. Издавна в церковной традиции принято подходить ко Причастию натощак. Эта дисциплинарная норма называется «литургический пост».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

2. Имею ли я эту почетную одежду? Вопрос: имею ли я эту почетную одежду, эту троякую любовь, — весьма важный вопрос. Разделим этот вопрос на несколько вопросов, пусть каждый отвечает сам собою: да или нет. а) Люблю ли я Бога выше всего ? Нахожу ли я радость в Его заповедях, обетованиях и в Его промышлении? Есть ли для меня Господь мое единственное утешение? В состоянии ли я отказаться от всего, лишь бы не оскорбить грехом Бога? Составляет ли молитва мое любимейшее занятие и т. д.? б) Люблю ли я ближнего, как самого себя ? Содействую ли я счастью каждого? Помогаю ли в нужде, так как я желал бы, чтобы мне помогали? Люблю ли я бедных и даже тех, которые несправедливо поступали со мной? Прощаю ли я, не имею ли я какой-либо ненависти к людям и т. д.? в) Люблю ли я самого себя ? Не предан ли я гневу, высокомерию, ленности, невоздержанию, плотоугодию и т. д.? 3. Если я еще не имею ее: то кто может мне ее дать? Отец небесный может нам дать почетную одежду любви через Своего Единородного Сына . а) Иисус Христос был Учитель любви . “ Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим … Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою .” и т. д. (Мф.22:37–38; Иоан. 13:34–35). б) Он был образец любви . Все, что делал Иисус Христос, вытекало из любви и должно также и в нас воспламенять любовь. Весь Его путь от вифлеемской пещеры до Голгофы ознаменован любовью. в) Его смерть есть смерть любви . Он искупил нас на кресте по Своей беспредельной любви. Он и теперь еще Господь любви . Из любви Он послал Святого Духа и с любовью правит Своей Святой Церковью. Если мы истинно взираем на любовь Божью во Христе, то не должно ли наше сердце пылать любовью! 4. Как я могу ее получить? Я могу получить почетную одежду любви от Христа, если имею нужду в ней. а) Кто не замечает своей наготы и недостатка брачной одежды, тот ее не получает. Кто не видит своего жестокосердия, не просит и не заботится о любви, тот и не получает.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010