Спустя же девять лет увидели, что у девицы нет бороды и прозвали ее «Иларион евнух», поскольку многие среди монахов были такого рода. Что касается грудей, то они не были у нее подобны женским. Во-первых, она иссохла благодаря воздержанию и не была подвластна страсти женской, затем Бог Вседержитель определил ей предназначение. Спустя девять лет, в то время как она пребывала в великих аскетических подвигах, ибо ее родители уже почитали ее умершей, демон вошел в ее младшую сестру, которая в Константинополе. Ее брали к великим аскетам, которые в монастырях Византии, чтобы они помолились за нее, но Господь не даровал ей через них исцеления. Был дан совет царю сановниками дворца, говорящими: «Царь, живи вечно! Если угодно твоему величеству принять наше слово, пошли твою дочь в Скит к аскетам, которые в месте том, ибо велики их аскетические подвиги, и мы верим, что Господь дарует ей исцеление через них». Царь, когда услышал их совет, возрадовался весьма, потому что великая печаль была у него из-за его дочери, и он послал с ней двух евнухов и двух дев с двумя слугами, чтобы они служили ей. Он написал в Ракоте стратилату и игемону, чтобы они отправились с ней на Гору Натрона (т. е. Вади Натрун). Царь написал и аскетам, которые в Скиту. Он потребовал чернила и папирус и написал собственной рукой, чтобы не было написано слово гордое в письме, как это приличествует царскому сану. 579 Следующие смиренные слова он написал в письме: «Ничтожный царь Зенон, которому Бог дал честь царствования не по заслугам, пишет братьям благочестивым возлюбленным, которые молятся за мир весь, радуйтесь! 580 Прежде всего, мои святые братья, я прошу вас всех во Христе и, если я достоин, я целую ваши ноги святые. После этого я извещаю вас о том, что сделал Бог мне за мои грехи. Есть у меня две дочери, и нет у меня другого утешения, кроме них. Старшая ушла от нас, и я не знаю, что с ней случилось. Может быть, она погибла в море, может быть, попала в плен к варварам, может быть, схвачена дикими зверями.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

По мере того как монахи становились более многочисленными в пустыне, возникали странноприимные дома – специальные постройки, предназначенные для приема и размещения гостей, монахов или мирян. Они и сейчас существуют в монастырях Вади-Натрун 925 . С этого времени монахи могли уже смело запирать двери своих келий в определенные дни или даже в какие-то периоды года. Кто-то принимал у себя посетителей только по субботам и воскресеньям 926 , другие – не отворяли двери все время Великого поста 927 . Им не нужно было для этого вывешивать специальную табличку при входе в келью. Это и так все знали и, в целом, относились к таким ограничениям с пониманием. 884 В данном случае, как и в некоторых других примерах из «Истории монахов», цифры могут быть сильно преувеличенными (см.: DevosP. Les nombres dans l’Historia monachorum in Aegypto//Analecta Bollandana. 92 (1974). P. 97–108). 891 Как показывает материал папирусов, обращения к монахам с просьбами об исцелении были достаточно частыми (см.: Bagnall R. Egypt in Late Antiquity. Princeton, 1993. P. 299–300). 897 А 295 (=Феодор Фермейский, 26. Достопамятные сказания. С. 198–199). (Комит – византийский чиновник достаточно высокого ранга. Как показывают примеры из агиографии, так мог именоваться наместник Верхнего или Нижнего Египта; см. напр.: Войтенко А А Социальный контекст монашеского движения в «Житии преп. Антония Египетского»//Византийский Временник. Т. 63 (88). М., 2004. С. 27. – А. В.). 899 А 579, А 583 (=Пимен, 5, 9. Достопамятные сказания. С. 133, 136 – в последней апофтегме речь идет о том, что чиновник посадил в тюрьму односельчанина аввы Пимена. – А. В.). 914 А 504 (=Моисей, 10. Достопамятные сказания. С. 115. Как уже упоминалось, авва Моисей до монашества был предводителем банды разбойников. – А. В.). 915 А 837 (ср. Сисой, 28. Достопамятные сказания. С. 177. В русском переводе опущена часть греческого текста. – А. В.). Читать далее Источник: Повседневная жизнь Отцов-пустынников IV века/Люсье Реньё; пер. с фр., вступ. ст., послесл., коммент. А.А. Войтенко. - М.: Молодая Гвардия, 2008. - с.: ил. - (Живая история: Повседневная жизнь человечества).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Афины Афу монастырь, район Оксиринха Ашмунейн, город в Верхнем Египте (греч. Гермополь Верхний) Барамус, монастырь в Вади-Натрун Бауит, монастырь в Верхнем Египте Бахр-Юсуф (Барюсуф), нильский канал Белый монастырь (совр. Дейр эль-Абьяд), монастырь в Верхнем Египте Бишои аввы монастырь (Вади-Натрун) Бусирис, город в Египте Вавилон (часть совр. Каира) Восточноримская империя (Византия, Византийская империя) Вифлеем Галатия, область в Малой Азии (эль-) Гамули, город в Среднем Египте Гераклеополь (Верхний), город в Среднем Египте Гермоноль, греч. название двух городов в Египте Гипсела, город в Египте (совр. араб. Шутб) Греция Дамиетта, город в Дельте Нила Диолк, город в Египте (Дейр) эль-Каддис-Антван, монастырь св. Антония Великого в районе Красного моря Дейр эль-Меймун, монастырь св. Антония Великого возле Нила (см. также Писпир) Дейр эль-Наклун, монастырь в Среднем Египте (Дейр) эль-Фахури, монастырь в Верхнем Египте Дельта (Нила) Египет Елеонская гора Елеонополь, город в Малой Азии Ибора, город в Малой Азии Иерусалим (Элия) Иоанна Колова монастырь, Нижний Египет (Вади-Натрун) Италия Ихиасья эль-Мадина (греч. Гераклеополь (Верхний)) Кампания Канопа, город в дельте Нила (совр. Абу Кир) Касм (Хазм) эль-Кауд, местность в Египте (см. также Ферма) Келлии, монашеское поселение в Нижнем Египте Константинополь Красное море Красный монастырь, (совр. Дейр эль-Ахмар), монастырь в Верхнем Египте Лаодикия, город в Малой Азии Латополь, город в Верхнем Египте Лико, местность в Верхнем Египте Ликополь, город в Верхнем Египте (совр. Асьют см.) Ливия Малая Азия Мареотис (Мареотидское озеро), озеро в дельте Нила Мармарика, местность возле Египта Месопотамия Метаноя (Метанойя), монастырь в Нижнем Египте Михолеос, селение в Египте Наг Хаммади, деревня в Верхнем Египте Наклун – см. Дейр эль-Наклун Нил Нитрия (Нитрийскя гора), монашеское поселение в Нижнем Египте Нитрии деревня – см. эль-Барнуджи Нитрийская пустыня, местность в Нижнем Египте Оксиринх, город в Верхнем Египте (совр. эль-Бахнаса)

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Некоторые находились в пустыне Скита, как видно из рассказов о Херемоне и Элпидии 203 . Действительно, в Вади-Натрун есть множество гротов в известняковых выступах, которые торчат посреди песков. Возможно, что некоторые из них были выдолблены первыми отшельниками. Древнее коптское Житие Макария говорит о двух пещерах, которые он высек в скале 204 . Палладий лишь упоминает о подземном ходе, который Макарий сделал от своей кельи, чтобы убегать в большую пещеру, где святой прятался от надоедливых посетителей 205 . Монахи монастыря Святого Макария показывают пещеру, расположенную в километре к югу от обители, внутри которой есть подземный ход. Возможно, это тот самый грот, о котором писал Палладий. Другие пещеры находятся в прибрежном районе, куда насельники обители Святого Макария и сегодня уходят на более-менее продолжительное время. Перед тем как начать реставрацию этого монастыря в 1970 году, отец Матта-аль-Маскин вместе со своими учениками прожил около 12 лет в пещерах Вади-Руайан, посреди пустыни, в 60 километрах к востоку от Бени-Суэйф 206 . Все они испытывали ностальгию по тому первоначальному времени, стараясь точно воспроизвести образ жизни Отцов пустыни. В трех других монастырях Вади-Натрун также есть пустынники, живущие в пещерах в нескольких километрах к югу. В Нитрии и в Келлиях, там где пустыня плоская, как кажется, не существовало пещер, которые могли бы служить убежищем для отшельников. Палладий говорит, что когда Амун прибыл в пустыню Нитрии, он сразу же выстроил себе келью 207 . Авва Памво умер в келье, которую он также построил себе, придя в пустыню 208 . В Келлиях, согласно недавним раскопкам, некоторые кельи находились наполовину под землей, как и те строения, которые были обнаружены в Эсне, в Верхнем Египте, Сержем Сонероном 209 . Иногда к пещерам, где жили анахореты, спереди были пристроены небольшие строения из кирпича. Такое можно увидеть и сегодня в некоторых кельях, занятых монахами обители Святого Макария в Вади-Натрун. Выбор подходящего места Отшельники, у которых не было поблизости пещер, должны были построить себе келью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Map Малха (Бет-Малка) мон. в Тур-Авдине Map Матфея мон. на горе Элфеф близ Мосула Map Романа мон. (Касийский) Map Самуила, мон. Мараш (Германикия) Марга близ Мосула Маргская епископия Маргская область Мардин (Марде, Маридин) Мардинская епископия Марка св. мон. в Иерусалиме Марона мон. Махозе 50 – см. Селевкия-Ктесифон Махозе-д-Ареван, в Бет-Гармае Мединат-Сахде – см. Майперкат Мелитина (Малатия) Мерв – см. Мару Месопотамия Мессина Мидия Мосул (аль-Маусил) Мосульская библиотека Неаполь Кипрский Неокесарийский Собор Нефтар (Нетпар, Нефрат) Никейский Собор Никея Никомидия Никосия Ниневийская епископия Ниневия Нисибин (Сова, Нусайбин) Нисибинская епископия Нисибинская школа Нитрийская долина (Скит, Вади-ан-Натрун, Биркет-ан-Натрун) Нитрийские мон. Октодекатон близ Александрии Осроана Палестина Парижская библиотека Парижский университет Парс Парфия Пенэк Перат-де-Майшан (Басра) Перидские жрецы (маги, мегуше, магупаты, могпеты, мобеды) Перозабад Персидская держава Сасанидов Персидская школа в Эдессе Персидские христиане Персидский язык и литература; переводы Персия, персы Песильтский (Кваррийский) мон. близ Теллы Раббан Бохтишо, мон. Раббан-Зхаишо, мон. – см. Бет-Раббанский мон. Раббан Хормизда мон., у Алкоша Раббан Шабура мон. Равкеннаре, мон. Ракка – см. также Каллиник Расайн – см. Ришайна Рев-Ардашир (Решахр) Рим Римская империя, римляне Ришайна (Расайн) Романа, мон. Рухин Саввы св. мон. близ Иерусалима (Лавра Саввы Освященного) Салах, Салахский округ Самосата Самосатская епископия Санкт-Петербургская (Ленинградская) библиотека Сарепта Сахаркадт Севастия Сеерт, библиотека Селевкийская архиепископия Селевкийский Собор Селевкия-Ктесифон (Селик, Махозе, Мадайин) Селивы мон. близ Хеглы (на Тигре) Селик – см. Селевкия Сенун, мон. Серугская епископия Сиарзор (Сиарзур, Шахразур) Синай, гора Синайская библиотека Синджар – см. Шиггар Синджарские горы Сирийская литература Св. Писание Псалтирь переводы: с араб. с перс. Сирийская церковь , святые Сирийские рукоп. Сирийские тексты еврейским письмом

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Египет взрастил многих великих подвижников христианства. В древности здесь возникали монастыри, кипела духовная жизнь, трудами монашествующих среди бесплодных камней и песков вырастали оазисы. Монастыри, как и прежде, играют ключевую роль в жизни Коптской Церкви. Наиболее доступные из них находятся в Нитрийской пустыне, расположенной приблизительно в девяноста километрах к северо-западу от Каира, на полпути между ним и Александрией. Нитрийская пустыня (по-арабски Вади-эль-Натрун) входит в северо-восточную часть Сахары и представляет собой равнину, лежащую ниже уровня моря. Это бывшая лагуна с отложениями селитры и других солей, которые разрабатываются и сегодня. Невысокие, мягко очерченные холмы, засыпанные мелким желтым песком, низкие плато, редкие оазисы по окраинам – вот характерный ландшафт Нитрии. В далекие времена, когда не было дорог, когда жизнь сосредоточивалась только по берегам Нила и его рукавов, Нитрия была надежно изолирована от мира. Нитрийская пустыня была покрыта сетью монастырей, окруженных труднопроходимыми болотами, которые в прошлом защищали их от набегов кочевников. В конце IV в. в Нитрии подвизалось более двух тысяч монахов. Из многих стран мира приезжали и приезжают паломники в Нитрийскую пустыню. Издавна стремились сюда и русские пешеходцы. В 1834 году близ этих мест побывал А. С. Норов . Его судно (дагабия) поднималось вверх по Нилу – из Александрии в Каир. Примерно на полпути перед взором русского паломника, на западном берегу Нила, предстал хребет Джебель-эль-Натрун, а вскоре его дагабия бросила якорь у местечка Терране. «В этом местечке, порядочно обстроенном из кирпичей и где живут несколько европейцев, производится значительная торговля натром, по близости натровых озер, которые не истощились до сих пор от самой глубокой древности, – пишет русский автор. – Эти озера отстоят на четырнадцать часов пути от берегов Нила, на запад, – и находятся в обширной пустыне, которая носила название «нома» или провинции» 807 . Русскому путешественнику не довелось побывать в Нитрийской пустыне, однако он сообщает своим читателям о ее прославленных обителях. «Эта пустыня драгоценна для христиан; в первые века Церкви в ней укрывалось бесчисленное множество отшельников, и она прославилась именами блаженных Павла, Мелании, Аммона, Ефрема, Моисея Араба, Аполлона, Серапиона, Памбона, Пимена, Иоанна, Даниила, Макария и многих других, – продолжает А. С. Норов . – Их уединенные скиты превратились со временем во столько же монастырей, которых число возросло с лишком до ста» 808 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010