Прав. Захария. Роспись ц. прп. Сергия Радонежского в Новгородском кремле. Между 1459 и 1463 гг. Прав. Захария. Роспись ц. прп. Сергия Радонежского в Новгородском кремле. Между 1459 и 1463 гг. Сцены с изображением З., как правило, появляются в связи с историей св. Иоанна Предтечи, образуя составную часть его житийного цикла, или входят в состав протоевангельского Богородичного цикла. Самые ранние известные сюжеты Жития З. представлены в росписи ранневизант. периода в церкви бывшего мон-ря св. Иоанна Предтечи (Дейр-Абу-Хиннис) близ Маллави (Египет). Живописный фриз, датированный VII в., включает 5 изложенных в порядке исторического следования житийных сцен праведных З. и Елисаветы, среди них «Благовестие прав. Захарии», «Захария перед народом» (кисть левой руки касается губ, указывая на немоту); «Убиение Захарии» показано в цикле изображений, посвященных детству Иисуса Христа, между сценами «Бегство в пустыню» и «Сон Иосифа». Единичные сцены сохранились также в каппадокийских храмах, освященных во имя св. Иоанна Предтечи. Так, «Убиение Захарии» представлено в росписи ц. Бахаттин-Саманлыгы в долине Ихлара (2-я пол. X или 1-я пол. XI в.) в цикле сюжетов земной жизни Христа; в росписи XI-XII вв. алтарного придела во имя св. Иоанна Предтечи (св. Марка) ц. св. Макария Великого одноименного мон-ря (Дейр-Анба-Макар) в Вади-эн-Натрун в тромпах килевидных ниш под куполом помещены сцена «Благовестие Захарии» и парная ей композиция «Благовещение Богородицы». Сцена «Убиение Захарии» сохранилась в росписи жертвенника ц. Карагедик (св. Георгия); очевидно, она входила в цикл св. Иоанна Предтечи (кон. X-XI в.). Благовестие прав. Захарии. Миниатюра из Эчмиадзинского Евангелия. VI в. (Матен. 2374. Л. 228) Благовестие прав. Захарии. Миниатюра из Эчмиадзинского Евангелия. VI в. (Матен. 2374. Л. 228) Традиция посвящения на Руси св. Иоанну Предтече расположенного в сев. апсиде жертвенника обусловила программу его декорации в XII в.- размещение там житийного цикла пророка. Развернутые циклы, включавшие эпизоды детства с обязательными сценами «Благовестие прав. Захарии», «Захария называет имя Иоанна», известны в росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря, реконструируются во фрагментарно сохранившейся росписи новгородской ц. Благовещения на Мячине (в Аркажах) (1189), в соборе Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря в Пскове и др. В рус. иконописи самые ранние житийные циклы с подробным изложением истории рождения родителей пророка относятся ко времени не ранее 1-й пол. XVI в.: иконы 1-й пол. XVI в., АМИИ; сер. XVI в., ЯХМ, ЯИАМЗ; сер. XVI в. из с. Павлова, близ Ростова (ГТГ); 2-й пол. XVI в. из Сольвычегодска (СИХМ) (об этом см.: Устинова. 2005. С. 197-212).

http://pravenc.ru/text/182665.html

1991). Жизнь монахов Скита известна гл. обр. из источников VI в., когда в данной местности почти не осталось подвижников. Прп. Иоанн Мосх передает рассказ одного старого монаха, к-рый сообщает, что вслед. набегов соседних кочевых племен (в 407, 434, 444) иноки Скита объединились в 4 монашеские колонии, «лавры», насчитывавшие ок. 3500 насельников ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 113//PG. 87. Col. 2977C). Эти «лавры» представляли собой группы келий, в центре к-рых находились церковь и башня, служившая убежищем во время набегов варваров (Hist. Patr. Alex. I 13). Возможно, эти 4 «лавры» послужили основанием крупных мон-рей Вади-эн-Натрун, упоминаемых в VII в. и ставших в IX в. укрепленными монастырями-крепостями ( Torp. 1964): мон-рь прп. Макария Египетского, прп. Иоанна Колова, прп. Псоя и мон-рь Римлян (Дейр-эль-Барамус). В VI в. монофизиты-севериане получили возможность строить собственные церкви в Нитрийской пустыне. Вокруг одной из них, находившейся недалеко от Дейр-эль-Барамус и освященной в честь Пресв. Богородицы, в VIII в. сформировался т. н. мон-рь Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) ( Cody. 1991). История Келлий хуже освещена в источниках. Одна из апофтегм сообщает, что после Халкидонского Собора 451 г. в Келлиях была построена новая церковь, чтобы монахи-халкидониты и монофизиты могли молиться раздельно (Apophthegmata Patrum. Phokas. 1//PG. 65. Col. 432). Судьба этого поселения, по-видимому, была схожа с судьбой Скита: оно было разрушено в кон. VI в. и восстановлено в сер. VII в. благодаря деятельности коптского патриарха Вениамина I . В IX в. Келлии вновь оказались незаселенными, а в XI в. превратились, по сообщению арабских географов, в руины, в которых ютилось неск. монахов. В 1961 г. Гийомон благодаря ряду археологических раскопок смог идентифицировать древнее местоположение Келлий ( Guillaumont. 1964). В развитии поселения с IV по VIII в. заметны неск. тенденций, характеризующих постепенный переход к общежительной форме М.: уплотнение обитаемого пространства, концентрация келий на ограниченном участке земли, увеличение роли крупных колоний отшельников, строительство общих церквей и укрепленных башен внутри изолированного участка, огражденного крепостной стеной, на к-ром располагались также хозяйственные помещения, необходимые для жизни общины.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

II. «Добродетели праведного отца нашего аввы Макария» ( Am é lineau. 1894. P. 118-202; новый, уточненный перевод отрывков, не сохранившихся на др. древних языках: Regnault L. Les Sentences des pères du désert: Troisième recueil et tables. Solesmes, 1976; англ. пер.: Vivian T. The Virtues of St. Macarius. Pt. 1//Hallel. Roscrea, 1999. Vol. 24. N 2. P. 116-135; Idem. Pt. 2//Ibid. 2000. Vol. 25. N 1. P. 1-20). «Добродетели...» объединяют апофтегмы М. В., «Послание к чадам», отдельные фрагменты Макариевского корпуса и апофтегмы, принадлежащие др. авторам ( Дунаев. 2015. С. 51). III. Апофтегмы ( Am é lineau. 1894. P. 203-234). Копт. версия зависит от греч. сокращенной редакции апофтегм и др. текстов ( Дунаев. 2015. С. 49-50). Греч. оригинал для некоторых фрагментов «Добродетелей...» и апофтегм обнаружен П. Жеэном в рукописи Athen. Bibl. Nat. gr. 2492 (Там же. С. 53). Рус. пер.: Палладий (Добронравов). 1898; Изречения египетских отцов. С. 106-111 300-325: 26 апофтегм М. В. из алфавитной версии по изданию Амелино, дополняющих 8 апофтегм копт. тематической версии Патерика. Основной перевод апофтегм 1-299 был выполнен А. И. Еланской по каирскому изданию тематической версии с восстановлением нек-рых недостающих фрагментов по др. рукописи). Житие М. В. род. в дер. Джиджбер (ныне Шабшир) на юго-западе Дельты ( Am é lineau. 1894. 50-51). В детстве и юности воровал овощи или фрукты вместе с товарищами, пас стада, добывал и продавал селитру. Затем стал вести уединенную жизнь поблизости от др. деревни. Согласно прп. Иоанну Кассиану, М. В. «не учился аристотелевскому хитрословию» ( Ioan. Cassian. Collat. 15. 3). В 30 лет удалился в Скитскую пустыню (ныне Вади-эн-Натрун). Эту местность он знал еще с юности. Отказавшись стать священником, ушел в деревню, где был оклеветан одной женщиной, утверждавшей, что он имел связь с ней. Сначала пребывал в центральной части пустыни, поблизости от озер, потом южнее, где ныне располагается монастырь Дейр-эль-Барамус. Здесь он приспособил для своих нужд грот с 2 помещениями, одно из к-рых служило ему молельней. Затем перебрался на восток Нитрии , где в наст. время расположен мон-рь Дейр-Абу-Макар. Во время арианских гонений в 374 г. был сослан имп. Валентом и еп. Александрии Лукием на неск. месяцев на остров Дельты вместе с прп. Макарием Александрийским и др. монахами. В 388 г. М. В. в последний раз посетил Нитрию. Когда Палладий прибыл в Келлии в 391 г., М. В. уже год как преставился в возрасте 90 лет.

http://pravenc.ru/text/Макарием Великим ...

В наст. время не установлено, как соотносится с агиографической традицией П. В. сир. Житие егип. подвижника Бишоя (BHO, N 181-182; Bedjan. Acta. T. 3. P. 572-620), память к-рого отмечается в средневек. сиро-яковитских Минологиях 2 июля и 30 нояб. (PO. T. 10. Fasc. 1 (по указ.)). По мнению нек-рых исследователей, эти даты памяти могли перейти в сир. календарь вслед. близости основанного Бишоем мон-ря к мон-рю Сирийцев в Вади-эн-Натрун (см.: Fiey J.-M. Saints syriaques. Princeton (N. J.), 2004. P. 56-57). Житие П. В. в переводе на слав. язык вошло в Соборник прп. Нила Сорского (Житие прп. отца нашего, Паисиа Великаго, списано бысть прп. отцем нашим Иоанном Коловом// Лённгрен Т. П. Сб. Нила Сорского. М., 2000. Ч. 1. С. 391-466) и в ВМЧ митр. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 231. 2-я паг.). Ист.: BHG, N 1402-1403d; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 251-252; Житие прп. Паисия Великого и Тимофея, патр. Александрийского/Изд.: И. Помяловский. СПб., 1902. (ЗИФФ; Ч. 50. Вып. 2); ЖСв. Июнь. С. 419-451; SynAlex. Vol. 5. P. 630-634; Le synaxaire éthiopien. P., 1911. Vol. 2: Mois de hamlê/Éd., trad. I. Guidi. P. 270-276. (PO; T. 7. Fasc. 3). Лит.: Evelyn-White H. G. The Monasteries of Wâdi " n Natrûn. N. Y., 1932. Pt. 2: The History of the Monasteries of Nitria and of Scetis. P. 111-115; Cody A. Dayr Anba   Bishoi//CoptE. 1991. Vol. 3. P. 734-735; Apopht. Patr. (Guy). Vol. 1. P. 52-53; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 371; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 5. С. 685-689. А. Б. Ванькова, С. А. Моисеева Иконография Описание облика П. В. отсутствует в греч. руководстве для зографов, т. н. Ерминии иером. Дионисия Фурнографиота (ок. 1730-1733), к-рый при составлении своего труда основывался во многом на росписях, в т. ч. афонских, Мануила Панселина. В рус. иконописных подлинниках упоминание о П. В. встречается в XVIII в. под 19 июня. В происходящем из Палеха и принадлежавшем Г. Д. Филимонову подлиннике сводной редакции (нач. XVIII в.) рекомендации о том, как писать святого, расходятся с его ранними изображениями.

http://pravenc.ru/text/2578681.html

об-ва: от нищих до гос. чиновников высокого ранга, в 81-й гл. жития свт. Афанасий упоминает переписку подвижника с имп. Константином и его сыновьями Констанцием и Константом. Вместе с Макарием и Аматасом А. В. прожил во «внутренней горе» еще 40 лет и завещал ученикам похоронить его тайно. Преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский. Роспись собора мон-ря прп. Антония Великого. Египет. XII в. Преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский. Роспись собора мон-ря прп. Антония Великого. Египет. XII в. В наст. время в зап. науке принято считать, что А. В. не был первым монахом и отцом монашества его можно считать лишь условно, гл. обр. благодаря последующему широкому распространению и популярности его жития. Свт. Афанасий не говорит об А. В. как о первом монахе и упоминает о том, что до А. В. «в Египте немногочисленны еще были монастыри, и инок вовсе не знал великой пустыни» (Гл. 9), должно быть имея в виду под «монастырями» кельи отдельных подвижников. В это время существовали и др. группы монашествующих, напр. т. н. sarabaitae и remnuoth, о к-рых известно по обличениям их аскезы со стороны блж. Иеронима (Epist. 22. 34) и прп. Иоанна Кассиана (Collationes. XVIII 3. 2). В папирусе, датированном 324 г. (P. Coll. Youtie 77), упомянут некий мон. Исаак, подвизавшийся в дер. Каранис (Ср. Египет) или возле нее. Там же, в Ср. Египте, неподалеку от Писпира, находилась община монахов-мелитиан, с к-рыми А. В., согласно житию, не поддерживал никаких контактов, считая их раскольниками. Имя А. В. «стало звеном, связавшим всех отдельных, неизвестно где блуждавших отшельников в братские общины» ( Лобачевский. С. 17), жизнь его явилась образцом подражания для многочисленных подвижников как в Египте, так и за его пределами. Известно, что ученики после кончины А. В. подвизались в мон-рях Н. Египта, среди них был и прп. Макарий Египетский, основатель монашеской жизни в Скиту (совр. Вади-эн-Натрун). Прп. Антоний Великий. Мозаика собора мон-ря Паммакаристос (Фетие-джами) в К-поле. Ок. 1315 г.

http://pravenc.ru/text/116054.html

За 2 года до кончины К. О. насельники лавры Сука убедили его вернуться к ним, т. к. хотели, чтобы святой был погребен в их мон-ре. Последние годы жизни преподобный провел в пещере прп. Харитона. Несмотря на преклонный возраст, К. О. «оставался крепким и с охотою выстаивал правило псалмопения и собственноручно прислуживал приходящим к нему, нисколько не утомляясь, но будучи силен во всем в укрепляющем его Христе» (Ibid. S. 235). Преподобный скончался после непродолжительной болезни, перед смертью попрощавшись со всеми отцами лавры Сука. По словам Кирилла Скифопольского, «он был муж кроткий, доступный, пророческий, учительный, православнейший, высокий ростом, благовидный, имевший невредимыми все члены, и был воистину исполнен благодати и Духа Святого» (Ibidem). В Житии не указана дата смерти К. О. Визант. календари отмечают его память 29 сент., на следующий день после памяти прп. Харитона Исповедника. В палестино-груз. календаре Sinait. iber. 34 (X в.) память К. О. указана 9 сент., а под 29 сент. его имя приписано позднее др. почерком ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 89, 93, 325, 344). Проблематичным является отождествление К. O. с упоминаемым Иоанном Мосхом в «Луге духовном» аввой Кириаком из мон-ря Каламон, к-рый находился рядом с мон-рем прп. Герасима Иорданского ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 26, 45//PG. 87. Col. 2872-2873, 2900-2901; Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 32-33, 35, 61-62). Мощи В нач. XII в. рус. игум. Даниил видел нетленное тело К. О. в мон-ре прп. Харитона («Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 80-81). О. Мейнардус отметил, что в нек-рых монастырях правосл. Востока хранятся частицы мощей св. Кириака без уточнения, которому из одноименных святых они принадлежат ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 163). Десница и ступня К. О. находятся в мон-ре прп. Дионисия (Афон), частицы мощей - в архиепископской резиденции в Никосии и в Киккском мон-ре (Кипр), в монастырях Галатаки (Эвбея), Лимонос (Лесбос), Агафона (близ Ипати), Апезанон (Крит), а также в мон-ре Сирийцев в Вади-эн-Натрун (Египет) (Ibid. S. 163-164).

http://pravenc.ru/text/1840209.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН КОЛОВ [Иоанн Малый; греч. Ιωννης Κολοβς, Ιωννης Μικρς] († 409 (?)), прп. (пам. 9 нояб.; пам. копт. 20 паопе; пам. эфиоп. 20 текемта (17 окт.)). Главными источниками сведений об этом святом являются Apophthegmata Patrum , копт. Житие И. К., написанное на бохайрском диалекте в кон. VII в. Захарией, еп. г. Саха (копт. Схоу) в Дельте ( Zacharie. 1894. P. 316-410), а также 2 фрагмента, по всей видимости, более раннего Жития И. К. ( Nau. 1914. P. 49. Note 1) на саидском диалекте (Les fragments sahidiques. 1894. P. 414-425). Житие, составленное еп. Захарией, представляет собой энкомий, произнесенный перед паствой в день памяти святого. К широко используемому материалу Apophthegmata Patrum автор добавил рассказ о посещении И. К. ангелами, описания видений святого и его многочисленных чудес. Житие содержит нек-рые сведения о жизни И. К., отсутствующие в Apophthegmata Patrum, однако эта информация практически не верифицируема. Существуют также неопубликованный перевод этого Жития на араб. язык (Gött. arab. 114, XVI в.) и его сир. версия, созданная в 936 г. ( Nau. 1912-1914). Об И. К. упоминает Евагрий Понтийский в соч. «О молитве». Нек-рые сведения можно также почерпнуть из копто-араб. и эфиоп. Синаксарей. Прп. Иоанн Колов. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30-40-е гг. XI в. Прп. Иоанн Колов. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30-40-е гг. XI в. Восстановить хронологию событий биографии И. К. можно лишь по косвенным данным. По сведениям источников, он подвизался в Скиту (Вади-эн-Натрун) во 2-й пол. IV в. В Житии И. К. сказано, что незадолго до смерти святого Скит был разорен берберами, вынудившими И. К. уйти в Клисму (ныне Суэц), где спустя недолгое время он умер; это произошло 17 окт., в воскресенье. Такое совпадение числа, месяца и дня недели было в 398 и 409 гг. Из источников известно о неск. нападениях берберов на Скит, одно из самых значительных произошло в 407 г.

http://pravenc.ru/text/471308.html

ч. затяжную осаду Эр-Ракки. Ок. 815 г. К. направил ко двору арм. правителя Ашота Мсакера Багратуни архидиак. Нонна Нисибинского для участия в религ. диспуте с правосл. еп. Харрана Феодором Абу Куррой Вскоре после Собора в Мосуле К. скончался; его тело было перевезено в Тагрит и предано земле. Память К. отмечена под 16 авг. в Мартирологе Раббана Слибы (XIV в.; Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba//AnBoll. 1908. Vol. 27. P. 158, 191) и под 13 авг. в 2 сиро-яковитских Минологиях XVI-XVII вв. из Алеппо (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Éd. F. Nau. P., 1912. P. 84. (PO; T. 10. Fasc. 1)). В рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 17141 (IX в.) сохранилось 3 анонимных мадраша (гимна) в честь К. (изд. и англ. пер.: Oez. 2012. Vol. 2. P. 523-543), а в рукописи «Книги святого Иерофея» из собрания мон-ря Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун (Deir al-Surian. Syr. 20. Fol. 4r) - его иконописный портрет (см.: Oez. 2012. Vol. 1. P. 236). О возможных связях К. с этой обителью свидетельствует также настенная орнаментальная надпись с упоминанием его имени в ц. Пресв. Богородицы (Ibid. P. 235). К. является автором обширного богословского компендиума на сир. языке в 3 ч., состоявшего из 98 «речей» (первоначально - отдельные трактаты, составленные по различным случаям). Фрагментарно сохранилась только 3-я ч., включающая 22 «речи», в единственной рукописи из мон-ря св. Марка в Иерусалиме (переписана с автографа в 804). Ее ядром является соч. «О Божественном провидении» (14 «речей»). В конце рукописи помещены составленное К. Исповедание веры, 10 ответов патриарха на вопросы диак. Йешу из Тарманаза (в Кирской епархии), уцелевшие фрагментарно и известные также в араб. переводе, и 2-я редакция канонов Собора в Бет-Ботине (изд. и англ. пер. всех текстов рукописи: Oez. 2012. Vol. 2. P. 1-449). К. приписывается авторство одной из яковитских анафор (изд. с лат. пер. по рукописи XV в. из мон-ря св. Марка в Иерусалиме: Kaiser. 1905; переизд. с привлечением рукописей Lond. Brit. Lib. Add.

http://pravenc.ru/text/1840195.html

Известны также неск. сборников с описанием посмертных чудес К. на копт. и араб. языках. Из-за обрывочного характера рукописей невозможно утверждать, были ли они самостоятельными или входили в состав более обширных сборников. В арабской рукописи из монастыря прп. Макария Великого (Дейр-Абу-Макар) в Вади-эн-Натрун 35 в агиографическом собрании; ок. 1549) содержится сборник c описанием 15 посмертных чудес К., часть к-рых не засвидетельствована на копт. языке (изд.: Zanetti. 2004; см. там же полный список чудес К. по всем известным рукописям и изданиям); одно из чудес датировано 1495/96 г. Эти чудеса обнаруживают явные параллели с копт. энкомием в честь мч. Филофея Антиохийского , приписываемым еп. Димитрию Антиохийскому , но, из-за того что 2-й памятник сохранился лишь во фрагментах, вопрос о связи между ними остается открытым (Ibid. P. 50-51). В 1997 г. в Каире вышло издание, основанное на 4 араб. рукописях и содержащее энкомии в честь К. Исаака Антинойского и Фойбаммона Ахмимского, Мученичество К. и сборник его посмертных чудес. Повествование о К. также включено в копто-араб. Синаксарь (XIII-XIV вв.) и его эфиоп. версию. Мученичество Согласно энкомию Исаака Антинойского, родители К. принадлежали к числу состоятельных людей г. Антиноя (Антинополь; араб. Ансина; ныне Эш-Шейх-Ибада, мухафаза Эль-Минья) в пров. Фиваида и долгое время не имели детей. Отец К. Ираклемон описывается как образец богатого землевладельца-христианина. Когда ему исполнилось 60 лет, у них с женой род. сын. К. удивлял окружающих способностями к учебе и стремлением к аскезе. Повзрослев, он отказался жениться и взял на себя управление семейным имением, помогая состарившимся родителям. В этот период жизни К. было явление ангела, предсказавшего ему мученическую кончину через много лет. После смерти родителей он раздал часть имения, а на оставшиеся средства построил и содержал неск. странноприимных домов. Еп. Антинои Пидемон (Пинутион, Пидион) сделал 30-летнего К. своим помощником и посвятил его во иерея. У Филиппа, сына еп. Пидемона, К. обучился искусству врачевания. Оба они занимались медицинской практикой безвозмездно. В это время сестра К. вышла замуж за правителя города язычника Ариана. Когда начались гонения, Ариан казнил еп. Пидемона (пам. копт. 1 мехира (26 янв.)). К. сначала был изгнан в г. Шмун (Эль-Ашмунейн), стоявший на др. берегу Нила, и провел там в заключении 3 года. Затем по приказу Ариана он был сожжен. В тексте не отмечается, где произошла казнь, но т. к. последующие чудеса связаны с мартирием К. в Антиное, то можно предположить, что речь идет об этом городе (согласно Актам, там состоялись суд и казнь; во фрагментах Мученичества зафиксирован лишь суд в Шмуне).

http://pravenc.ru/text/1841814.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН II (I) ИМУЛА Иоанн Имула (Мела; Монах) [греч. Ιωννης Ημολα; лат. Ioannes Hemula, Mela] ( 29.04. 504/5), патриарх Александрийский (с 496), св. Коптской Церкви (пам. копт. 4 пашонса (29 апр.)), противник вероучения Халкидонского Собора. Правосл. Александрийский патриарх Иоанн I Талайя (482) никогда не признавался законным монофизитами. Вместо него в традиции Коптской Церкви как «Иоанн I» числится И. И. благодаря «Истории Александрийских патриархов» коптского иерарха и писателя Севира ибн аль-Мукаффы (X в.). Кроме того, И. И. встречается и в правосл. традиции: в перечне патриарха Никифора I К-польского (нач. IX в.) он значится как 35-й предстоятель Александрийского престола. До Патриаршества И. И. имел сан пресвитера, подвизался в егип. мон-ре св. Макария Великого (Дейр-Анба-Макар) в Скиту (Вади-эн-Натрун). Его возведение на престол положило начало новой традиции избрания патриархов не из числа клира Александрии, а из монахов пустыни. Прозвище Имула появляется по-гречески у визант. хрониста Феофана Исповедника (нач. IX в.; Theoph. Chron. P. 140), в лат. форме - в хронике Виктора Туннунского (VI в.), в искаженном виде Мела - у Либерата Карфагенского (VI в.). По-видимому, время Патриаршества И. И. наиболее верно определил Феофан и позднее повторил Евтихий Александрийский (X в.). Согласно им, И. И. занимал кафедру 9 неполных лет - с 6-го по 15-й год правления имп. Анастасия. Виктор Туннунский приписывает И. И. всего неск. дней епископата в 495 г. и называет его преемником Иоанна III Никиота, кончину к-рого относит к 517 г. Согласно Севиру, И. И. занимал престол 8 лет; его правление не ознаменовалось крупными событиями. Севир отнес Патриаршество И. И. к 494-502 гг. и ошибочно связал его с правлением имп. Зинона (474-491). По его версии, И. И. обратился с ходатайством к Зинону о поддержке егип. мон-ря св. Макария. Вероятно, стремление Севира отнести Патриаршество И. И. к эпохе Зинона связано с копт. легендой о св. Иларии , дочери Зинона, якобы подвизавшейся в этом мон-ре (см.: Изречения египетских отцов: Памятники лит-ры на копт. языке/Введ., пер. и коммент.: А. И. Еланская. СПб., 20012. С. 305-313). Из повествования Севира достоверным можно считать рассказ о привилегиях, к-рых И. И. добился для мон-ря св. Макария.

http://pravenc.ru/text/469608.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010