Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕЛЛИИ [греч. τ Κελλα; копт. niri ; лат. Cellia, Cellae; Эль-Муна - араб.  ,  ], один из крупнейших монашеских центров в Н. Египте наряду с Нитрией и со Скитом (Вади-эн-Натрун), известный по источникам c IV по XI в. Руины К. расположены примерно в 60 км к юго-востоку от Александрии и занимают более 100 кв. км. Топоним К. возник вследствие перехода в имя собственное греч. имени нарицательного τ κελλα (кельи) и соответствующего ему копт. niri . Возможно, в копт. языке к К. прилагалось и другое, синонимичное название - nimonh (от греч. μον), к которому можно возвести арабское наименование К.- Эль-Муна ( Evelyn-White. 1932. P. 26). Древние письменные источники помещают К. между Нитрией к северу и Скитом к югу, причем по-разному оценивают расстояние между Нитрией и К. После верной идентификации Нитрии Х. Дж. Эвелин-Уайтом стала возможной и правильная локализация К., предложенная в качестве гипотезы Э. Ф. Ч. де Коссоном в 1937 г. и подтвержденная в ходе раскопок под рук. А. Гийомона в 1964 г. Сведения о жизни в К. в IV-V вв. основаны гл. обр. на письменных источниках, в VI-VIII вв.- на археологических данных. История К. были основаны прп. Аммоном Нитрийским поблизости от учрежденного им же сообщества монахов в Нитрийской пустыне и предназначались для иноков, к-рые желали более строгого уединения. Согласно одной из апофтегм алфавитной коллекции сб. Apophthegmata Patrum, , прп. Антоний Великий однажды посетил авву Аммона в Нитрийской пустыне и тот, сославшись на увеличение числа братии, сообщил прп. Антонию о желании некоторых из них «построить келлии вдалеке, чтобы безмолвствовать» (οκοδομσαι κελλα μακρν να συχσωσι). Авва Аммон попросил прп. Антония выбрать место для новых монашеских поселений. Пройдя за день большое расстояние, на закате они достигли места, где прп. Антоний предложил поставить крест в знак того, что именно здесь будут выстроены новые жилища для нитрийских монахов. Важным обстоятельством, принятым во внимание прп. Антонием, была возможность для иноков Нитрии и нового поселения общаться друг с другом без серьезных затруднений (Apophthegmata Patrum//PG. 65. Col. 85-88). Основание К. исследователи обычно относят к 338 г., связывая его с путешествием прп. Антония в Александрию ( Читти. 2007. С. 60-61).

http://pravenc.ru/text/1684151.html

В Патриаршество Кирилла VI произошло возрождение иноческой жизни. Вдохновленные примером патриарха сотни молодых коптов уходили в мон-ри. Идеологами движения по возрождению обителей стали Матта аль-Маскин (1919-2006), буд. настоятель мон-ря св. Макария в Вади-эн-Натрун, и Ирина (1936-2006), настоятельница мон-ря св. Меркурия (Дейр-Абу-Сайфайн) в Ст. Каире. 27 нояб. 1959 г. патриарх во главе неск. сот единоверцев совершил паломничество к мощам вмч. Мины в Абу-Мина (45 км к юго-западу от Александрии) и заложил 1-й камень в основание нового мон-ря св. Мины, к-рому в дальнейшем всячески покровительствовал. Коптский кафедральный собор ап. Марка в Каире. 1968 г. Фотография. XXI в. Коптский кафедральный собор ап. Марка в Каире. 1968 г. Фотография. XXI в. Копт. Патриархат получил офиц. право на открытие 25 церквей в год. Однако за 60-е гг. XX в. было выдано разрешение на строительство лишь 68 церквей. Десятки молитвенных зданий начинали функционировать незаконно. В Каире и Александрии за время Патриаршества Кирилла VI было освящено более 40 новых церквей, в т. ч. крупнейший христ. храм на Африканском континенте - кафедральный собор св. Марка в каирском р-не Эль-Аббасия. Пасхальные и рождественские богослужения начали транслироваться по радио, что сделало их доступными сотням тысяч коптов. Стартовавший в 1959 г. в 20 деревнях мухафазы Бухейра проект «Сельского диаконства» (возможно, возрождение проекта 1950) быстро получил поддержку церковного руководства и распространился на 12 диоцезов. В рамках проекта священники с переносными алтарями объезжали не имевшие храмов села, совершая там богослужения и таинства. С 1961 по 1966 г. число охваченных проектом копт. семей возросло с 3275 до 71 914. Рост числа церквей и мон-рей сопровождался развитием церковной науки. Патриарх Кирилл всемерно поощрял как написание богословских сочинений, так и исследования по копт. истории, филологии, искусствоведению. Ведущим коптским богословом 2-й пол. ХХ в. считается Матта аль-Маскин, более 50 трудов к-рого, в т. ч. агиографические и литургические сочинения, были переведены на мн. языки.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

При Кирилле VI особенно возрос интерес к агиографии, связанный в т. ч. с признанными К. Ц. случаями чудес и явлений Пресв. Богородицы. Эта тенденция сохраняется и в наст. время. Значительная часть переводов и вновь составленных житий нередко имеет малый тираж и распространяется лишь в пределах местных общин. Чтобы составить представление об этой лит-ре, приходится либо пользоваться каталогами отдельных церквей и мон-рей, либо прибегать к библиографическим справочникам, выполненным католич. орг-циями в Каире (напр., Доминиканским ин-том восточных исследований - Mélanges de l " Institut Dominicain d " Études Orientales du Caire). Издаются преимущественно краткие компилятивные жития (брошюры по 10-20 с.) и рассказы о чудесах (в т. ч. от икон) наиболее популярных в Египте святых: ап. Марка, вмч. Георгия, вмч. Мины, преподобных Антония Великого и Макария Египетского, святителей Афанасия Александрийского, Иоанна Златоуста и др. Крупнейший коптский духовный писатель и общественный деятель XX в.- мон. Матта аль-Маскин (1919-2006), настоятель монастыря прп. Макария Великого в Вади-эн-Натрун. Ему принадлежит более 50 крупных сочинений и сотни статей и проповедей, переведенных более чем на 15 языков и посвященных в основном духовной жизни, богословию обожения и экуменическому диалогу. Среди основных трудов Матты аль-Маскина - 16-томное толкование на НЗ, сочинения о свт. Афанасии Великом и ап. Павле, о егип. монашестве времен прп. Макария Великого, трактат о Евхаристии и др. Во многом благодаря его деятельности в мон-рях К. Ц. возросло число образованных монахов; они каталогизируют монастырские рукописные собрания, создают новые тексты, преимущественно касающиеся духовной жизни, догматики, библейских исследований и агиографии. Литературное творчество патриарха Шенуды III (1971-2012) представлено более чем 100 публикациями, в основном статьями и проповедями. Наиболее важным его произведением является кн. «Взлет духа» ( I    ), которую он написал еще до принятия Патриаршества. После смерти патриарха было издано 2 сборника его стихотворений (2012).

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА» Название композиции, основанной на сюжете из ВЗ (Исх 3. 1-6) и получившей развитие в христ. иконографии в связи с образом Божией Матери. Образы, связанные с видением прор. Моисея Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Миниатюра из Гомилий Иакова Коккиновафского. 2-я четв. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 54v) Прор. Моисей перед неопалимой Купиной. Миниатюра из Гомилий Иакова Коккиновафского. 2-я четв. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 54v) Уже в раннехристианской традиции в прообразовательные толкования видения Купины Неопалимой прор. Моисеем (Исх 3. 1-6) входила мариологическая трактовка (согласно свт. Кириллу Александрийскому (376-444) - прообраз Воплощения: Господь стал доступен для человека через Его вселение в храм Девы). У прп. Иоанна Дамаскина (2-я пол. VII в.- 754) этот сюжет ВЗ в связи с Пресв. Богородицей не только встречается в богослужебной поэзии, но и фигурирует в качестве аргумента в защиту иконопочитания («Купина была образом Богоматери и… если земля, на которой явился Моисею образ Богородицы, есть земля святая, то во сколько раз больше этот образ?» - Ioan. Damasc. Contr. imag. calumn. 2. 20). Вмц. Екатерина и Богоматерь «Неопалимая Купина». Икона. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Вмц. Екатерина и Богоматерь «Неопалимая Купина». Икона. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Одним из ранних примеров введения в изображение сцены на горе Хорив образа Божией Матери является миниатюра фрагмента «Христианской топографии» Космы Индикоплова, подшитой к «Физиологу» в рукописи из б-ки Евангелической школы в Смирне (кон. XI в., Smyrn. Evang. В 8. Fol. 166/166v; рукопись сгорела в 1922): над изображением прор. Моисея, снимающего сандалии перед горящим кустом, помещен уподобляемый горе образ Божией Матери с Младенцем (см.: Этингоф О. Е. Иконография ветхозаветных прообразов Богоматери средневизант. периода// Она же. Образ Богоматери: Очерки визант. иконографии XI - XIII вв. М., 2000. С. 21-22. Ил. 29). На миниатюре в Гомилиях Иакова Коккиновафского о Пресв. Деве (Vat. gr. 1162. Fol. 54v, 2-я четв. XII в.) раскрыта тема Воплощения - в горящем кусте изображен Христос Еммануил. В зап. конхе ц. Богоматери мон-ря Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун в Египте сохранилась уникальная композиция «Благовещение с пророками» (XII в.), где прор. Моисей представлен держащим свиток со словами о Неопалимой Купине, а над Богоматерью изображено дерево, окруженное огнем. На иконе «Богоматерь с пророками (Киккотисса)» (нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) и на близкой к ней по иконографии иконе кон. XII в. (ГЭ) прор. Моисей, входящий в число пророков, окружающих Богоматерь на престоле, показан стоящим рядом с горой, на к-рой изображен объятый пламенем куст. Богоматерь в горящем кусте помещена в центре верхнего поля створки иконы-диптиха «Богоматерь с Младенцем. Мч. Прокопий» (4-я четв. XIII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае).

http://pravenc.ru/text/2564944.html

Роспись VI-VIII вв. храма Красного мон-ря близ Сохага практически разрушена и видна лишь на нек-рых участках в осыпях слоя ок. 1000 г., сохранившего иконографию первоначальной росписи. Копт. монументальная живопись следующего периода представлена значительным числом памятников. В росписях преобладает символическое, знаковое начало. Немногочисленные памятники, связанные с визант. традицией, были созданы приезжими мастерами или происходят из мон-рей, наместниками и насельниками к-рых были выходцы из др. стран (армяне, сирийцы). Новые варианты иконографии и приемы рисунка были привнесены в Е. в эпоху крестовых походов. Самый значительный памятник живописи, датируемый от IX до сер. X в.,- стенопись мон-ря Сирийцев (Дейр-эс-Суриани) в Вади-эн-Натрун, основанного в VI в. насельниками мон-ря св. Бишоя (Псоя) как мон-рь «Богородицы Бишоя» (возможно, уже в IV в. на этом месте подвизались сир. монахи); ок. 710 г. мон-рь выкупил егип. чиновник Маруфа, с этого времени он известен как мон-рь Сирийцев. В 90-х гг. XX в. франц. реставраторами совместно с егип. специалистами из Орг-ции охраны древностей, реставраторами Лейденского ин-та и польского археологического центра в Каире были проведены работы в ц. Богородицы (аль-Адра) (см.: Горматюк. 2003. С. 249-272). Под росписью 1225 г., сохранившейся на сводах зап. («Вознесение Христово»), юж. («Благовещение» и «Рождество») и сев. («Успение») конх, а также на стене юж. нефа (фрагменты житийных сцен), были обнаружены фрески, предположительно датируемые временем игуменства Моисея Нисибинского (2-я четв. X в.), к-рый привез в мон-рь 250 сир. рукописей, что подтверждает возможность появления сир. приемов живописи в Е. Под композицией «Вознесение Христово» была открыта фреска «Благовещение с пророками»: Богоматерь представлена на троне на фоне Назарета, справа - благовествующий арх. Гавриил с жезлом (на фоне по центру между фигурами надпись на греч. языке: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою»), по сторонам - пророки Моисей, Исаия, Иезекииль, Даниил (надписи на свитках их пророчеств на бохайрском диалекте копт.

http://pravenc.ru/text/187963.html

C. 117, 127, 138, 148; изд.: Lagarde. 1886) сохранилась в единственной рукописи (Lond. Brit. Lib. Orient. 8812, 888 г.), происходящей из мон-ря Сирийцев (Дейр-эс-Суриани) в Вади-эн-Натрун (рукопись имеет лакуны и перепутанную нумерацию листов). Предположительно катена является переводом несохранившегося греч. оригинала и содержит фрагменты сочинений ок. 35 толкователей, среди к-рых преобладают толкования свт. Кирилла Александрийского, свт. Иоанна Златоуста и Севира Антиохийского († 538). Последний является самым поздним из цитируемых в катене авторов, следов., греч. оригинал ориентировочно мог быть составлен спустя нек-рое время после его смерти, в VII-VIII вв. ( Achelis. 1897; идентификацию фрагментов Севира Антиохийского и их сравнение с араб. катеной см.: Yossef. 2004. P. 97-120). Вопрос об идентификации остальных толкований не ставился. Указания в леммах на авторство того или иного фрагмента требуют проверки. Фрагменты копт. перевода схолий свт. Афанасия Великого на Псалтирь, которые широко используются в греч. К., были опубликованы по рукописи IX в. Vat. copt. 108, содержащей Псалтирь, снабженную схолиями одного автора ( David J. Les éclaircissements de saint Athanase sur les Psaumes: Fragments d " une traduction copte sahidique//ROC. 1924. Vol. 24. P. 3-57 (текст: P. 15-57)). Копт. перевод в основном соответствует греч. оригиналу, часто он содержит фрагменты, отсутствующие в греч. корпусе схолий. Кроме того, копт. текст не имеет тех фрагментов, к-рые в издании мавристов были ошибочно приписаны свт. Афанасию, но содержит схолии, соответствующие изданным в греч. оригинале Вианом ( Vian. 1978; Idem. 1989. P. 140-141). Арабская традиция Жанр К. в араб. лит-ре мало изучен; в наст. время известны следующие компиляции: I. Яковитская катена на Пятикнижие сохранилась примерно в 15 рукописях (список см.: Graf. Geschichte. 1947. Bd. 2. S. 289). Она была составлена предположительно в XIII-XIV вв. неизвестным сиро-яковитом, жившим на территории совр. Ирака, об этом свидетельствует использование им Пешитты и Таргумов, а также ссылки на топографию Междуречья при описании райских рек (Быт 2.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Наиболее ранние и полные сведения о М. М. содержатся в «Лавсаике» («Повествовании о жизни святых и блаженных отцов»), составленном ок. 419-420 гг. Палладием, еп. Еленопольским , к-рый, вероятно, лично знал святого. Согласно еп. Палладию, М. М. был эфиопом и служил у некоего сановника, пока тот не прогнал его за своенравие и воровство, а возможно, и за убийство. М. М. возглавил шайку разбойников. Однажды он затаил зло на пастуха, к-рый помешал ему в некоем ночном предприятии. Желая убить недруга, М. М. долго ходил вокруг места, где пастух обычно пас стадо, но потом узнал, что тот находится на др. берегу Нила. Взяв в зубы меч и положив одежду на голову, разбойник переплыл реку, которая в то время сильно вышла из берегов, благодаря чему пастух успел спрятаться. Не найдя своего врага, М. М. зарезал 4 отборных баранов и, связав их, переправился по Нилу обратно. Он съел мясо баранов, продал их шкуры и на эти деньги купил большое количество вина. Выпив вино, он в состоянии сильного опьянения возвратился к друзьям-разбойникам. В этом эпизоде еп. Палладий показал, какой незаурядной физической силой обладал М. М. Впоследствии «благодаря некоему обстоятельству» он обратился к Богу и ушел в мон-рь. Как-то раз к нему в келью ворвались 4 разбойника, но М. М. не причинил им никакого вреда, а, связав, отнес в церковь и передал в руки братии. Разбойники, узнав, что М. М.- бывш. атаман, удивились происшедшей с ним перемене, раскаялись и уверовали в Бога. На М. М. нападали демоны блуда, так что он едва не покинул мон-рь. Обратившись к жившему в Ските (ныне Вади-эн-Натрун) авве Исидору (см. в ст. Исидор Странноприимец ) и получив от него совет усилить пост и молитву, М. М. предался еще большей аскезе. Но и после этого демоны не оставляли его, особо досаждая ночными мечтаниями. Тогда М. М. отправился за наставлением к др. подвижнику, который посоветовал ему бодрствовать и усердно молиться. В течение 6 лет М. М. проводил ночи, стоя на молитве посреди кельи, однако похоть не прекратилась. Тогда он стал по ночам обходить кельи др. отшельников и тайно приносить воду тем, кто из-за старости уже не могли этого сделать самостоятельно, т. к. источники в пустыне находились на большом расстоянии от монашеских келий. Однажды, когда М. М. наклонился, чтобы зачерпнуть воды из колодца, диавол с такой силой ударил его дубинкой по пояснице, что монах замертво упал на землю. Наутро его обнаружил некий отшельник и рассказал об этом Исидору Скитскому, к-рый вместе с братьями отнес едва живого М. М. в мон-рь. Спустя год святой начал поправляться, и тогда Исидор сказал, что отныне блудная похоть не будет досаждать ему. М. М. возвратился в свою келью и провел остаток жизни в умеренном подвижничестве, более не возлагая на себя столь суровых подвигов. Он скончался в Ските в сане пресвитера, дожив до 75 лет и оставив 70 учеников.

http://pravenc.ru/text/2564010.html

По греч. источникам М. Т. известен только как участник Вселенского III Собора (431), подписавший акты 1-го и 6-го заседаний и высказавшийся по вопросу Православия посланий свт. Кирилла Александрийского и неправославия посланий Нестория (ДВС. Т. 1. С. 217, 233, 242, 263, 339; ср. копт. акты: Bouriant U. La Bibliothèque du Deïr-Amba Shenoudi. P., 1892. Pt. 2: Actes du concile d " Éphèse. P. 69, 127). Похвальное слово в честь М. Т. представляет интерес как текст, во мн. отношениях показательный для развития копт. лит-ры. Так, с связи с борьбой М. Т. против язычества в нем появляются фигуры Аполлона, имп. Диоклетиана, дракона из бездны, к-рые станут основными образами язычества в последующих копт. агиографических текстах, известных в научной лит-ре под названием «циклы». М. Т. отличают готовность и даже вызывающее стремление к мученичеству - характерная черта буд. героев копт. агиографии. Незнание М. Т. греч. языка, которое никак не умаляет в глазах агиографа его значимости в богословском диспуте перед визант. императором, предвосхищает идею важности копт. языка для сохранения веры, к-рая получит развитие в кругах патриарха Дамиана (578-607). Важную роль играют связи, к-рые автор устанавливает между М. Т. и ключевыми фигурами копт. традиции - Псоте, еп. Псоя, главным антагонистом имп. Диоклетиана в коптской агиографии, апой Шенуте , стоящим у истоков национальной Коптской Церкви, Александрийским предстоятелем, пахомианскими монахами. Похвальное слово в честь М. Т. вошло в число источников, которые позволили М. ван Эсбруку объяснить установление в Коптской Церкви двукратного празднования Успения Пресв. Богородицы ( Esbroeck. 1992). Тело М. Т., согласно агиографическим источникам, было погребено рядом с мощами св. Иоанна Предтечи и прор. Елисея, привезенными в Александрию из Иерусалима в IV в. В араб. эпоху его останки были перенесены в монастырь прп. Макария Великого (Дейр-Анба-Макар) в Скиту (Вади-эн-Натрун), по нек-рым сведениям при патриархе Михаиле III (880-907). По сообщению «Истории Александрийских патриархов» в редакции Псевдо-Юсаба, еп. Фувы, при патриархе Христодуле (1046-1077) была предпринята неудачная попытка увезти останки М. Т. в К-поль. В настоящее время мощи еп. Макария, отождествляемого с М. Т., почитаются вместе с мощами прп. Макария Великого и прп. Макария Александрийского в ц. св. Макария в Дейр-Анба-Макар (о нахождении здесь мощей 3 Макариев свидетельствовал еще мусульманский писатель XIV-XV вв. аль-Макризи). Обретение в 1976 г. в этом же монастыре предполагаемых мощей св. Иоанна Предтечи и прор. Елисея может подтверждать аутентичность агиографического предания об останках М. Т.

http://pravenc.ru/text/2561464.html

Желая способствовать возвращению к истокам монашества и духовной жизни, я решил издать собрание древних восточных монашеских творений – параллельно с западной серией в «Sources chretiennes», но с минимальными техническими требованиями, дабы облегчить их распространение. Этот проект осуществился лишь в 1966 г., когда был опубликован первый том серии «Spiritualite Orientale», посвященный изречениям отцов-пустынников. В то время я находился уже не в Бельфонтэне, а в Обазине, продолжая руководить изданием вплоть до своего перехода в Православие. Путешествие в Египет В 1960 году по приглашению владыки Илии Загби (в те годы патриаршего викария греко-католической Церкви в Египте) я отправился в путешествие, чтобы поближе познакомиться с коптским монашеством. Во время поездки в Египет я жил в монастыре Деир Суриани в области Вади-эн-Натрун (в древности Скитская пустыня), а в другие монастыри заезжал лишь ненадолго. Эта поездка стала для меня благословенным даром, ведь места эти были в IV в. наиболее влиятельным центром монашеской жизни – настолько, что авва Арсений сказал даже, что Скит является для монахов тем же, чем Рим – для всего мира. Скитское монашество всегда привлекало меня, а среди всех древних литературных монашеских памятников ближе всего моему сердцу оставались, конечно же, «Изречения отцов-пустынников». Скитская пустыня – это бескрайняя песчаная равнина с изредка встречающимися возвышенностями, усеянная редкими пучками жесткой травы; она простирается на юг от дороги, ведущей из Каира в Александрию. Четыре нынешних монастыря – святого Макария, Деир Барамус, Амба Бишой и Деир Суриани (этот монастырь «отпочковался» от Амба Бишой) – находятся на том самом месте, где располагались три древнейших центра пустынножительного монашества. Они похожи на вытянутые прямоугольные крепости, обнесенные высокими стенами, из-за которых виднеются купола церквей и массивные силуэты башен, служивших убежищем от разбойников, неоднократно нападавших на монахов. Выстроенные вблизи источников, изнутри они кажутся райскими оазисами, которые сильно контрастируют с бескрайней пустыней, подступающей к ним со всех сторон. В годы, когда я оказался там, коптское монашество переживало значительный подъем, не прекращающийся и по сей день.

http://azbyka.ru/otechnik/Plakida_Dezej/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИЯ копт. патриарх Александрийский (16.01.1004-1032). Сведения о З. приводятся в «Истории Александрийских патриархов» , а также в исторических сочинениях Бутроса ибн ар-Рахиба (XIII в.), аль-Макина (XIII в.), Абу-ль-Бараката (XIV в.) и аль-Макризи (XIV-XV вв.). Краткое Житие З. содержится в копто-араб. Александрийском синаксаре (XIII-XIV вв.). До патриаршества З. служил священником и экономом в ц. св. Михаила (по др. сведениям, св. Марка) в Александрии. После смерти патриарха Филофея (1003) на Александрийский престол посягал некий купец Ибрахим ибн Бишр, предлагавший мусульманским властям значительную сумму денег, чтобы получить от халифа указ о назначении его патриархом. Узнав об этом, епископы поторопились избрать патриарха из церковной среды. Согласно преданию, когда З. упал, неся по лестнице сосуд с уксусом, а сосуд остался цел, это было воспринято епископами как указание свыше. З. был избран патриархом, а Ибрахим все же добился епископства в В. Минуфе. Обстоятельства избрания З. отражают распространение симонии в Коптской Церкви, чему способствовало подчиненное положение христиан в мусульм. гос-ве (см. ст. Зиммии ). Патриаршество З. пришлось на время правления в Египте халифов аль-Хакима (996-1021) и аз-Захира (1021-1035). При аль-Хакиме христиане подверглись преследованиям, сопровождавшимся разрушением храмов, запретом звонить в колокола, принуждением носить отличительную одежду и большие деревянные кресты. 8 нояб. 1010 г. З. был заключен в тюрьму, где в течение 3 месяцев его тщетно принуждали принять ислам, угрожая бросить к диким зверям (по другой версии, он был отдан на растерзание, но остался невредим). После освобождения З. вместе с большинством епископов скрылся в Вади-эн-Натрун, в мон-ре прп. Макария, где пробыл 9 лет. В это время реликвию монастыря главу ап. Марка увез в Каир мусульм. эмир. Христианин Букайра ар-Рашиди выкупил святыню за 300 динаров и передал ее З., после чего она оставалась в мон-ре до сер. XI в., затем была перенесена в Александрию.

http://pravenc.ru/text/182689.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010