Аравийская пустыня. Монастырь Антония Великого. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 200 - 300. Адрес: Египет, Аравийская пустыня Координаты: 28.924493, 32.349353 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь Антония Великого в Египте, один из первых христианских монастырей, ныне действующий мужской монастырь Коптской церкви. Расположен в районе нагорья Эль-Галала в Аравийской пустыне в 290 км к югу от Каира. Площадь ок. 7,3 га, является крупнейшим по территории монастырем в Египте (за исключением монастыря вмц. Екатерины на Синае). Об основании монастыря точных сведений не сохранилось. У преподобного Антония было два ученика, и, может быть, на некотором удалении от его кельи жило еще несколько человек, в частности, известно, что на этой же горе вместе со святым Антонием подвизался преподобный Павел Препростый. Некоторые издания указывают время основания монастыря между 361-363 годами, в период царствования императора Юлиана Отступника, другие —356 год. О древней истории монастыря сохранилось лишь несколько отрывочных сведений в различных источниках. В V в. здесь находили убежище монахи из монастырей Скита (совр. Вади эн-Натрун), неоднократно подвергавшихся нападению грабителей. Преподобный Иоанн Колов, преставившийся в первой трети V века, незадолго до своей кончины перешел из скитской пустыни в монастырь преподобного Антония Великого и в нем почил. Ок. 537 г. монастырь был заново отстроен по приказу имп. Юстиниана I, который, потеряв одну из крепостей в Аравии, решил укрепить египетскую границу и построил крепость на Синае (совр. монастырь вмц. Екатерины), а также расширил территории монастырей Антония Великого и Павла Фивейского. Известно, что Александрийский патриарх свт. Иоанн Милостивый (+ ок. 619) дал значительную сумму денег игумену монастыря преподобного Антония Анастасию для выкупа пленных. Имеется свидетельство 780 г., что в то время монастырь еще принадлежал православным монахам (мелькитам).

http://sobory.ru/article/?object=22005

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН КАМА Иоанн Кама [копт. iwannhs yamh/ yame/ kame ] († 20.12.859), св. Коптской Церкви (пам. копт. 25 хойака/кихака (21 дек.)). Житие И. К. на коптском языке было составлено спустя более века после его смерти. Краткие сказания об И. К. находятся в копто-араб. Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.) и в его эфиоп. версии. Нек-рые сведения встречаются в Чудесах Пресв. Богородицы, дошедших в переводе на эфиоп. язык (не ранее кон. XIV в.), и в описании святынь (мощей), составленном в 1088 г. в Скиту (Вади-эн-Натрун). Монастырь, основанный И. К., упоминается в «Истории Александрийских патриархов» при описании событий 2-й пол. IX в. Вторая часть имени И. К. (согласно Житию, так назвал святого ангел) может быть истолкована либо как имя собственное, либо как прилагательное копт. языка со значением «черный». В 1-м случае один из вариантов его написания ( yamh/ yame ) соотносится с именем аввы Хома (греч. Χομα); посвященная этому подвижнику греч. апофтегма V в. (PG. 65. Col. 436) почти полностью совпадает с завещанием, к-рое И. К. оставил братии основанного им мон-ря (The Life of Abba John Khamé. 1920. P. 358). Эпитет «черный» может иметь 2 объяснения. Согласно одной версии, И. К. был смуглым, вероятно сирийцем. Второе толкование связано с историей чудесного спасения мон-ря И. К. от разграбления в 966 г.: осаждавших заставило отступить появление большого черного змия. Местом рождения И. К. Житие называет сел. Джепроменесин (араб. Шубра-Мансина) в окрестностях Арвата в Египте. И. К. был единственным сыном; по настоянию родителей ему пришлось вступить в брак, но он убедил жену хранить девство. Позже он был приведен ангелом в Скит и стал учеником апы Тероти, подвизавшегося при мон-ре св. Макария (Дейр-Анба-Макар) (упоминания об этом подвижнике см.: Zoega G. Catalogus codicum copticorum manu scriptorum qui in Museo Borgiano Velitris adservantur. R., 1810. P. 107; Acta Martyrum/Ed. I. Balestri, H. Hyvernat. Louvain, 1907. Vol. 1: Textus. P. 202. (CSCO; 43. Copt.; 3)). Он постриг И. К. в монашество и обучил правилам иноческой жизни и богослужебному уставу согласно наставлениям Агафона Столпника (кон. VII - нач. VIII в.), который был учеником Авраама и Георгия, младших современников Иоанна , игум. Скитского.

http://pravenc.ru/text/471265.html

Евфросиниева мон-ря в Полоцке. Нач. XIII в. (?) Согласно Житию, составленному прп. Симеоном Метафрастом, родители Е. жили в Александрии во времена правления имп. Феодосия II (408-450). Они были богатые и богобоязненные христиане, но долго не имели детей и просили Бога даровать им наследника. Однажды Пафнутий, отец Е., пришел в муж. мон-рь и рассказал настоятелю о своем горе. По молитве игумена Бог даровал Пафнутию и его жене дочь, к-рую они назвали Евфросиния, что значит «радость». Когда девочке было 12 лет, ее мать умерла. Воспитанная в благочестии, она хотела посвятить себя Господу. Когда Е. исполнилось 18 лет, отец решил выдать ее замуж за сына знатного вельможи. Накануне свадьбы Пафнутий вместе с дочерью пришел в тот же муж. мон-рь, чтобы просить благословения на брак. Однако девушке так понравилось в обители, что желание служить Богу в ней только возросло. Вернувшись домой, Е. раздала нищим драгоценности и, перестав заботиться о внешности, всецело предалась посту и богомыслию. Однажды, когда Пафнутий был в отъезде, Е. пригласила старца-монаха, пришедшего в Александрию из Скита (ныне Вади-эн-Натрун, Египет), и приняла от него постриг (согласно др. версии, это был монах из монастыря прп. Феодосия). Тайно покинув дом, Е. пришла в мужской монастырь и назвалась Смарагдом, евнухом имп. двора. Игумен принял Е. и отдал на попечение мон. Агапиту, который наставлял ее в иноческой жизни. Из-за красоты Е. игумен велел ей поселиться в отдельной келье и ни с кем не общаться, кроме своего духовного наставника, чтобы не вводить монахов в соблазн. Пафнутий, вернувшись домой и не найдя дочери, разослал гонцов в Ливию, Египет и Палестину, но так и не смог ее отыскать. Наконец, он пришел к игумену мон-ря с просьбой помолиться о ней. Но даже после недельного поста, наложенного настоятелем на братию, и молитв Господь не открыл местонахождения девушки. От др. монахов Пафнутий узнал о Смарагде, недавно поступившем в обитель, но уже весьма преуспевшем в добродетели, и часто стал посещать его, получая утешение от бесед с ним.

http://pravenc.ru/text/187876.html

е. все эти элементы являются сполиями. На колоннады опираются деревянный антаблемент и вытянутые арочные перемычки слегка стрельчатой формы. Над боковыми нефами, в т. ч. и над западным, располагается ярус галерей с небольшими колонками и перегородками. На зап. стене есть также клеристорий (верхний ряд окон). Мраморная деталь, вмонтированная в пол в центре поперечного нефа, предназначалась для совершения чина омовения ног на Страстной седмице. Похожие детали сохранились и в др. храмах Египта (в монастырях Вади-эн-Натрун, базиликах Файюма и т. д.). Хайкал сооружен в XIII-XIV вв., в него вмонтированы деревянные панели с изображениями Тайной вечери и Рождества Христова, святых Георгия Победоносца, Феодора Стратилата и Феодора Тирона. В Коптском музее выставлен деревянный престол из ц. св. Сергия V-VI вв. Прямоугольная крышка престола лежала на 12 колонках с витыми каннелюрами. Боковые стороны украшены богатой резьбой с растительным орнаментом, к-рый окантовывает неск. одинаковых конх с крестом (аналогичная конха с крестом украшает мраморную деталь на амвоне Эль-Муаллаки). Амвон, расположенный в центральном нефе, является совр. копией амвона из ц. св. Варвары. Детали оригинального деревянного амвона ц. св. Сергия находятся в Коптском и Британском музеях. Под алтарем расположена крипта храма (6 ´ 5 м, высота 2,5 м). По форме она похожа на гробницу с 3 аркосолиями по вост. стороне. На вост., сев. и юж. сторонах 3 ниши образуют подобие триконха. С ранневизант. времен крипта почитается как место, где Св. Семейство нашло временное убежище при возвращении из Египта в Палестину. Церковь св. Варвары находится в вост. части Вавилона. Изначально она была посвящена мученикам из Александрии Киру и Иоанну (Абу Кир и Абу Юханна); была переосвящена во имя вмц. Варвары после перенесения ее мощей из ц. Эль-Муаллака (вероятно, в 1072-1073). Так же как и храм св. Сергия, церковь построена на рубеже VII и VIII вв. сирийцем Афанасием, секретарем Абд аль-Азиза ибн Мервана. По плану, технике строительства и декору храм во многом подобен ц.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ II копт. Александрийский патриарх (1862 - февр. 1870). До рукоположения был настоятелем монастыря св. Макария (Дейр-Анба-Макар) в Вади-эн-Натрун. На Патриаршем престоле Д. продолжал внутрицерковную политику своего предшественника Кирилла IV (1854-1861), который начал создавать церковные школы, воспользовавшись либеральными реформами Мухаммеда Саид-паши (1854-1863), обеспечившими коптам статус полноправных граждан Египта. В 1869 г. Д. встречался с османским султаном Абдул-Азизом, прибывшим в Египет для торжественного открытия Суэцкого канала. Султан даровал Коптской Церкви обширные земли, пригодные для сельскохозяйственной обработки, на доходы с которых стало возможным поддерживать церковные школы. При Д. было завершено строительство в Каире кафедрального собора св. Марка (р-н Эль-Эзбекия) и зап. крыла здания Патриархии, а также фермы, принадлежащей мон-рю св. Макария, в дер. Атрис (близ Гизы). В области внешних сношений Д., напротив, не стал продолжать начатые при его предшественнике переговоры об унии с РПЦ, инициированные еп. Порфирием (Успенским) и почти увенчавшиеся успехом. Он также противостоял укреплению протестант. миссии в долине Нила и в 1867 г., когда в Асьюте была основана 1-я пресвитерианская община, совершил поездку до В. Египта с целью утверждения своей паствы. Пароход для этого путешествия был выделен Д. правительством хедива Исмаил-паши (1863-1879). Скончался Д. в 11-й день месяца тубах (праздник Богоявления), пробыв на Патриаршестве, как сообщает его Житие, 7 лет 7 месяцев и 7 дней. После него Александрийский копт. Патриарший престол пребывал незамещенным почти 5 лет, поскольку правительство не давало разрешения на рукоположение нового патриарха. Ист.: History of the Patriarchs of the Egyptian Church Known as the History of the Holy Church. Vol. 3. Pt. 3/Transl. and not.: A. Khater, O. H. E. Burmester. Cairo, 1970. P. 310-312. Лит.: Am é lineau E. La Géographie de l " Égypte à l " époque copte. P., 1893. P. 70-72; Meinardus O. F. A. Monks and Monasteries of the Egyptian Deserts. Cairo, 1961. P. 375; idem. Two Thousand Years of Coptic Christianity. Cairo, 1999. P. 70-71; Cannuyer Ch. Les Coptes. Turnhout, 1990. P. 46; Shoucri M. Demetrius II//CoptE. Vol. 3. P. 893. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ II ибн-Турайк (в миру Абу аль-Ала; † ок. 1145), патриарх Коптской Церкви, 70-й патриарх кафедры св. Марка (1131-1145) (пам. копт. 10 пармуте/5 апр.)

http://pravenc.ru/text/178185.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Египте казнили монаха за убийство епископа Коптской Церкви 13.05.2021 В Египте в тюрьме Вади-эн-Натрун был казнен бывший монах Ашийе аль-Макари, который был признан виновным в убийстве настоятеля коптского монастыря Святого Макария епископа Епифания. Об этом сообщает СПЖ со ссылкой на newsru.co.il. На суде защита Ваэля Саада Тавадроса (мирское имя бывшего монаха) утверждала, что признание было получено полицией в результате пыток – как физических, так и психологических, но суд отверг эти утверждения. Сообщник бывшего монаха Фалтаусу аль-Макари (мирское имя Раймон Расми Мансур) также был приговорен к казни, но затем ее заменили на 25 лет лишения свободы. Епископ Анба Епифаний назначен епископом и настоятелем монастыря Святого Макария в 2013 году и занимал эту должность до своей смерти. Был одним из наиболее уважаемых иерархов Коптской Церкви. 29 июля 2018 года он был обнаружен на пороге своей монастырской кельи с проломленным черепом. Полиция допросила около 400 человек – монахов и служителей монастыря Святого Макария. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 13.05.2021 20:55:18

http://drevo-info.ru/news/26837.html

Отшельник, который находился один посреди пустыни, не чувствовал потребности отгородиться для того, чтобы наслаждаться своим уединением. Но когда численность монахов Нитрии, а затем и Келлий сильно возросла, то потребовалось огородить стеной свою келью и обширный двор, к ней прилегающий. А поскольку мы знаем, что пустынник мог «выйти на свежий воздух», не покидая двора, то последний часто включал в себя небольшой огород, где анахорет разводил овощи, а также колодец для питья и орошения 262 . Было ли то же самое в Скиту? В Вади-Натрун монахи располагались на больших участках и менее нуждались в ограде. Однако когда у известного старца появлялись ученики, они хотели жить поблизости от наставника. У аввы Силуана их было двенадцать, и у каждого была келья невдалеке от старца. Община имела свою кухню и сад, огороженные стеной, которую было легко передвинуть 263 . Когда скончался известный авва Моисей, у него, как сообщает Палладий, было 70 учеников 264 , но мы не знаем, каким образом они жили. Возможно, что группы учеников вокруг старцев постепенно образовали те четыре общины, о которых говорит Иоанн Кассиан , каждая со своей церковью и священником 265 . Опустошительные набеги бедуинов постепенно привели к тому, что монахи стали строить свои кельи вокруг укрепленной башни, где все они могли укрыться в случае опасности. В середине V века сорок девять монахов Скита были убиты варварами, и в рассказе о их мученичестве упоминается башня, в которой некоторые иноки нашли убежище 266 . Как кажется, строительству башни предшествовала постройка укрепленных стен вокруг келий. Такие стены уже существовали в Фиваиде в пахомианских монастырях. Невозможно точно определить дату, когда именно монахи Скита решили обносить свои монастыри укрепленными стенами. В конце VI века варвары все еще опустошали Скит 267 , но заново отстроены эти монастыри были только в середине следующего столетия 268 ; возможно, именно тогда здесь и возвысились монастырские стены, которые и ныне существуют вокруг четырех обителей в Вади-Натрун, – правда, уже не для того, чтобы уберечь монахов от внешней опасности, но с тем, чтобы обеспечить им отделение от мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жившие там святые отцы словами и делами своими, верою и чудесами своими, кои записаны очевидцами, назидали христиан всех веков, начиная с четвертого до нашего. Посему и нам нужно знать их. Мы содержим веру кафолическую, то есть, одну и ту же во все времена и во всех местах, куда только проникала она, и потому обязаны знать, какие, когда сияли светильники веры и образцы богоугодной жизни. Кроме сего это знание, спасительное для души, может давать верное направление нашей священной живописи и обогащать её изображениями потрясающих, или умиляющих душу событии, каковы например: беседа Памвы с Меланиею о Боге, взвешивающем горы и холмы, встреча римлянки с великим Арсением, у которого ресницы выжжены были слезами покаяния. Что касается до преемников нитрийского пустынножительства, коптов, то и их судьба заслуживает наше внимание. Ибо они, сколько я мог заметить, очень близки к нам по вере, богослужению и чиноположению, и в своё время могут воссоединиться с православною Церковию. А всякому соединению должно предшествовать знание тех сторон, коими соприкасаются надломленные ветви одной маслины Христовой, т. е. Церкви, с главным стволом ея. Эти побуждения заставляют меня начертать историю нитрийского пустынножительства и описать настоящей состояние тамошних монастырей. Указание связи прошедшего с настоящим есть непременный долг путешественника-писателя. Отделение второе. История нитрийского пустынножительства Нитрийская пустыня граничит, к северу, с мареотским озером, что близ Александрии, к востоку, с розетским рукавом Нила, на западе не имеет никакой резкой грани и соединяется с песчаною Ливией, а на юге опоясывается горным кряжем и отпрысками его, подле которых пролегает караванная дорога на запад. В средоточии сей пустыни, ближе к южной границе ея, находятся: 1) долина ель-натрун с нашатырными озерами, которую копты называют Уади Хабиб, и 2) безводная река Бахр бела-ма (древнейшее русло Нила). У южного берега мареотского озера расположен был Скит, а в восьмидесяти милях от него, южнее, жили пустынники в келиях, построенных в россыпь; в пяти же милях от этих келий, на юге, в самой долине Натрун, находились общежительные монастыри, из которых четыре целы и теперь 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В египетском монастыре открылась библиотека с богатым собранием манускриптов 23.05.2013 В Египте в коптском монастыре Дейр-эль-Суриан (Вади-Натрун) открылась уникальная библиотека, в собрание которой входит богатая коллекция христианской литературы I тысячелетия. Коптский Патриарх Тавадрос II , возглавивший церемонию открытия, рассказал о собрании, которое содержит многочисленные произведения на коптском, сирийском, эфиопском, арабском и греческом языках. В их числе — полное издание гомилий епископа Якоба из Батнэ, созданное в 956-957 гг. В настоящее время проводится реставрация этой ценной рукописи, затем должна выйти цифровая версия. Новая библиотека своим возникновением во многом обязана британскому политику-консерватору Элизабет Собчински, которая основала в 2002 г. «Levantine Foundation», занимающийся сохранением раннехристианской литературы Ближнего Востока. Благодаря Собчински, в заново оборудованном здании библиотеки монастыря, построенном в X в., теперь существует современная система контроля температуры и влажности, устроены реставрационная мастерская и читальный зал. Собчински планирует также обучать мастерству реставраторов молодых египетян. Дата основания монастыря Дейр-эль-Суриан неизвестна. Исследователи предполагают, что он был открыт в VI в. К началу VIII в. обитель купила группа проживавших в Каир=Каире сирийских купцов из Тикрита и предоставила ее монахам своей общины. В 927 г. один из монахов Дейр-эль-Суриан – Мосе из Нусайбина – поехал в Багдад, чтобы добиться у халифа Аль-Муктадира освобождения монастыря от налогов. На обратном пути он приобрел в Месопотамии и Сирии 250 ценных рукописей, которые в настоящее время составляют основу в коллекции монастыря. В XVIII в. Юсуф Ассемани приобрел в Дейр-эль-Суриане для Папы Климента XI 40 манускриптов, которые в настоящее время находятся в Библиотеке Ватикана. В 1839 и 1851 г. г. Британский музей смог раздобыть более 500 сирийских манускриптов из Дейр-эль-Суриана. Изучение монастырской коллекции рукописей помогло составить новое представление о трудах Аристотеля, Гиппократа, Евклида и др. древних авторов, которые ранее были известны только в переводах XIII в. на латинский язык, сделанных с арабских текстов. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 23.05.2013 15:11:36

http://drevo-info.ru/news/15252.html

В то время, когда Антоний взошел на свою гору, то есть около 313 года, одного богатого юношу, сироту, жившего где-то в Дельте, принуждал к вступлению в брак его собственный дядя. В брачную ночь этот юноша предложил своей супруге посвятить Господу свое целомудрие, она согласилась, и они прожили вместе под одной крышей восемнадцать лет, будучи абсолютными девственниками. Наконец, по настоянию своей жены, Амун (так звали юношу) ушел в пустыню, где выстроил себе келью, недалеко от современной деревни Эль-Бар-нудж, примерно в пятнадцати километрах к юго-западу от Даманхура 16 . Это и было началом знаменитой «Нитрийской пустыни», где вскоре по соседству с Амуном собралось множество монахов, так что очень быстро это место оказалось перенаселенным. Тем, кто желал большего уединения, Амун, по совету Антония, устроил новые кельи в 18 или 19 километрах от Нитрии 17 . Так родилась «пустыня Келлий», теперь хорошо известная благодаря раскопкам, уже 25 лет осуществляемым французскими и швейцарскими археологами 18 . В этом районе пустыня поднимается над уровнем моря всего на несколько метров. Если двигаться к югу, то ее высота увеличивается и достигает 50–60 метров. Примерно в пятнадцати километрах от Келлий мы наталкиваемся на большую впадину, составляющую где-то 30 километров в длину и 6–7 километров в ширину, дно которой находится ниже уровня моря и образует озеро. Благодаря ему она и получила свое название – Вади-Натрун, из-за селитры («нитрии»), которую там добывали еще в древности. Именно здесь расположена «пустыня Скита», где около 330 года поселился Макарий Египетский . Он хорошо знал это место, поскольку, будучи погонщиком верблюдов, заходил туда за селитрой. Став аскетом и клириком, Макарий жил по соседству со своей деревней, а затем удалился в эту пустыню, желая избежать тщеславия 19 . Очень быстро Скит стал процветающим центром отшельнической жизни, где подвизались самые известные египетские Отцы. Решительный шаг В трех призваниях свыше – Антония Великого , Амуна Нитрийского и Макария Египетского (или Великого) – мы видим один и тот же постепенный уход из мира, который приводит к созданию посреди пустыни очагов монашеской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010