Совместное почитание неск. святых с именем Макарий привело к появлению в современной коптской иконописи особого извода. На иконе работы мастера Ю. Г. Айяда (мон-рь св. Макария, Вади-эн-Натрун) изображены трое святых, облаченных в коптские монашеские одежды: черные широкие мантии, на головах одинаковые черные куколи со светлым кантом по краю и центру и вышитыми белыми крестами, препоясания в виде аналавов. Их лики одинаковы, различаются бороды, атрибуты и положения рук с посохом. Стоящий слева святой держит в правой руке крест с длинной вертикальной рукоятью, у него самая длинная и остроконечная борода; левой рукой он опирается на посох. Святой в центре имеет средней длины округлую бороду; правой рукой он сжимает процветший крест на длинной рукояти, левой приподнимает посох прямо перед собой. М. В., стоящий справа,- с широкой и короткой бородой; прижимает к левому боку посох, обеими руками держит лестницу. Вероятно, образ 3 отцов егип. монашества создан по типу извода «Три вселенских святителя». На егип. иконе М. В. (Каир?; XIX - нач. XX в., подписи на греч. и араб. языках) изображен на фоне цветущей пустыни в иноческих одеждах копт. типа (в черном клобуке, расшитом белыми крестами, в синем плаще-рясе, коричневом платье, аналаве), в правой руке лат. формы крест, в левой - посох с двурогим завершением. Прп. Макарий Великий. Икона из мон-ря прп. Макария Великого в Вади-Натрун (Египет). XIX — нач. XX в. Прп. Макарий Великий. Икона из мон-ря прп. Макария Великого в Вади-Натрун (Египет). XIX — нач. XX в. За пределами Египта в эпоху средних веков с обликом М. В. ассоциировался др. образ, который часто был подписан именем Макарий без топонимического уточнения или обозначался как образ прп. Макария Римского, память к-рого приходилась на тот же день. Этот извод, чрезвычайно распространенный в изобразительном искусстве Византии и стран ее круга в XII-XV вв. и в поствизант. время, имел совершенно иные черты, характерные для чина пустынника и аскета, похожего на прп. Онуфрия Великого. Именно такие изображения получили распространение с XII в. почти повсеместно, особенно в храмовых росписях. Образ М. В. в росписи 1199 г. ц. Спаса на Нередице (Преображения Господня) соотносится с изображеним неизвестного аскета на зап. стене сев. рукава креста. На сев. стороне юго-зап. столба в Спасо-Преображенской ц. Евфросиниева монастыря в Полоцке (2-я пол. XII в.) стоящая фигура М. В. покрыта власяницей, космы которой имеют, как и его борода, зеленоватый оттенок. Его появление в цикле росписей, заказанных основательницей мон-ря, дочерью полоцкого князя, могло быть связано с патрональной программой: небесной покровительницей княгини-монахини была святая, происходившая из егип. Александрии; вероятно, поэтому среди чина преподобных в полоцких росписях были собраны подвижники, близкие ей по происхождению.

http://pravenc.ru/text/Макарием Великим ...

Ф. М. Ацамба, С. А. Кириллина,Т. Ю. Кобищанов Архитектура христианского Е. Типология храмов Е. IV-VII вв. в целом относится к общерим. традиции, но имеет ряд особенностей. После араб. завоевания сформировалась самобытная копт. архитектура (в посл. время термин «коптская» распространяется на всю архитектуру христ. Е.), расцвет которой совпал с правлением относительно веротерпимой династии Фатимидов. Позднее из-за усложнения положения и уменьшения числа христиан строительная деятельность сократилась, начиная с XIV в. свелась гл. обр. к перестройке и ремонту зданий. С сер. ХХ в. в связи с копт. религ. ренессансом началось крупномасштабное строительство в формах совр. архитектуры с «отсылками» к традиц. формам. О формах архитектуры Е. до IV в. сведений очень мало; памятники столицы Е. Александрии известны почти исключительно по письменным источникам. Ряд храмов на месте языческих святилищ был построен при имп. Феодосии I и патриархе Феофиле. Использование древнеегип. храмов для христ. богослужения началось не сразу; церкви устраивались не в основных, а в боковых компартиментах (в храме Амона-Ра в Луксоре, Исиды на о-ве Филе, близ Асуана), иногда в гробницах (в комплексах Спеос Артемидос и Бени-Хасан, мухафаза Эль-Минья). Деисус. Роспись церкви мон-ря св. Макария Великого в Вади-эн-Натрун. XI - XII вв. Деисус. Роспись церкви мон-ря св. Макария Великого в Вади-эн-Натрун. XI - XII вв. Первоначальные скромные церковные здания позднее были заменены более величественными. Самые ранние, напр. церковь в Шамс-эд-Дин (греч. Мунизис; 1-я пол. IV в.) близ Бариса в оазисе Харга (мухафаза Нов. Долина (Вади-эль-Гедид)), могли быть перестроены из жилых домов. Становление церковного здания, ставшего характерным для Е., прослеживается на примере построек V-VII вв. в Келлиях (мухафаза Гарбия), не отличающихся архитектурными достоинствами. В комплексах Кусур-Иса I и Каср-эль-Вахейда были обнаружены небольшие 3-нефные базилики с 3-частными прямоугольными в плане алтарями; престол размещался в центре среднего алтаря. Келлии анахоретов, часто строившиеся в комплексе с часовнями и хозяйственными постройками, представляли собой купольные сооружения из сырцового кирпича; особенностью егип. монашеской архитектуры были прямоугольные в плане келлии с апсидами и престолами. Позднее этот тип поселения был вытеснен общежительными мон-рями. В Е. сохранился ряд христ. некрополей. Крупнейший из них - в Багавате в оазисе Харга - включает ок. 260 небольших мавзолеев IV-VII вв., не имеющих принципиальных архитектурных отличий от языческих. Возведенные из сырцового кирпича, они были обычно прямоугольные в плане, реже - ротондальной формы, иногда с апсидами; они были перекрыты куполами, стены оформлялись аркатурой. Перед некоторыми имеются небольшие огражденные дворы. В Багавате выявлены остатки здания (n. 180), предназначавшегося, видимо, для заупокойных трапез (т. н. apparitoria), имеющего форму 2-нефной базилики трапециевидной формы, окруженной колоннадой.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Церковь во имя Сорока девяти мучеников мон-ря св. Макария в Вади-эн-Натрун. VII в. (?), XVIII в. Церковь во имя Сорока девяти мучеников мон-ря св. Макария в Вади-эн-Натрун. VII в. (?), XVIII в. Утрата Патриархией прежних денежных поступлений от паломничества к гробнице св. Мины и от александрийской недвижимости привела к поиску новых источников дохода, широкой практике взимания денег за хиротонии. Из всех патриархов этого периода лишь немногие, как Авраам ибн Зара (975-978) или Гавриил ибн Турайк, принципиально не допускали симонии. Большинство, несмотря на всеобщее недовольство, практиковали торговлю церковными должностями и накапливали крупные денежные суммы, немалая часть к-рых доставалась их ближайшим родственникам. Иногда симония камуфлировалась обязательством епископов отдавать Патриархии половину своих доходов, причем часть этих денег выплачивалась авансом, до хиротонии. Среди архонтов, священников и части епископов существовало сильное недовольство коррупцией, разъедавшей церковный организм. Еп. Михаил, секретарь Синода, описавший в сер. XI в. историю К. Ц. предшествующих десятилетий, не стеснялся обличать пороки патриархов; несомненно, он выражал критические настроения, господствовавшие в копт. общине. Патриарх Авраам, сир. торговец, избранный на Патриаршество за свои связи среди архонтов Мисра и при фатимидском дворе, стал эпической фигурой в истории К. Ц. Нек-рые историки воспринимают его как реформатора, стремившегося остановить процесс обмирщения Церкви и общества. Человек высокого благочестия, он запретил симонию, раздал свое имущество нуждающимся и жестко обличал высокопоставленных писцов за отступления от норм христ. морали. По преданию, патриарх был отравлен одним из архонтов, которого он отлучил от Церкви за содержание гарема. С именем Авраама связана одна из самых знаменитых копт. легенд. Еврейское окружение везира Ибн Киллиса пыталось подорвать авторитет христ. общины в глазах халифа аль-Муизза. По подсказке евреев халиф потребовал от патриарха доказать истинность христ.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

[Матта аль-Мескин/Мискин; араб.     - Матфей Бедняк/Убогий; англ. Matthew the Poor] (20.09.1919, Бенха, совр. мухафаза Кальюбия, Египет - 8.06.2006, Дейр-Анба-Макар, Вади-эн-Натрун), игум., один из наиболее известных деятелей и богословов Коптской Церкви (КЦ) в XX в., участвовавший в возрождении традиций древнего егип. монашества. В миру Юсеф Искандер. По окончании фармакологического фак-та Каирского ун-та (1944) держал крупную аптеку в г. Даманхуре, построил в городе ц. св. Георгия. В 1948 г., распродав все имущество, присоединился к братии бедного и отдаленного мон-ря св. Самуила Каламунского в В. Египте, где принял постриг с именем Матта (Матфей; впосл. получил прозвище Бедняк (аль-Маскин/Мискин), которое уже носили 2 др. одноименных деятеля КЦ, известных своим аскетизмом,- почитаемый 7 кихака (3 нояб.) средневек. подвижник (см.: Coquin R.-G. Matthew the Poor, Saint//CoptE. Vol. 5. P. 1571-1572) и патриарх Матфей I . В этот период М. а.-М. испытал влияние книг православного архим. Лазаря (Мура; 1902-1992; РПЦЗ) и обобщил свой молитвенный опыт в соч. «Православная жизнь в молитве». В 1951 г., после ухудшения здоровья из-за суровых условий жизни, переехал в монастырь Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун, где принял священнический сан. В 1952-1954 гг. М. а.-М. периодически жил в уединении в скалистой местности около обители, нек-рое время подвизался вместе с Абд аль-Масихом аль-Хабаши , также исполняя послушание духовника и наставника молодых монахов. Примером для М. а.-М. служили основоположники египетского монашества. Его духовный авторитет оказал влияние на многих молодых людей. С марта 1954 по май 1955 г. М. а.-М., возведенный в сан игумена, занимал пост викария патриарха Иосифа II в Александрии (а также его представителя в Совете общины (Маджлис аль-милли)) и в этом качестве провел ряд церковно-адм. реформ. Затем вернулся в Дейр-эс-Суриан и поселился в одной из окрестных пещер. В июле 1956 г. в поисках большего уединения вместе с группой учеников возвратился в монастырь св. Самуила. В кон. 50-х гг. XX в. М. а.-М. руководил движением «Байт ат-такрис» (Дом посвящения), члены которого, будучи мирянами, жили под его руководством по особому уставу, близкому к монашескому.

http://pravenc.ru/text/2562620.html

Долгое время мощи И. переносили с места на место, пока они не были положены в монастыре Самуила Каламунского (см. об этом мон-ре: Simon J. Le Monastère copte de Samuel de Kalamon//OCP. 1935. Vol. 1. P. 46-52). В 1333 г. копт. Александрийский патриарх Вениамин II послал в монастырь свящ. Авраама, чтобы тот забрал мощи И., которые находились под спудом,- скитские монахи, боясь лишиться святыни, скрыли ее в земле. Великомученик явился во сне свящ. Аврааму и указал место захоронения, повелев раскопать могилу и взять мощи. Свящ. Авраам перенес их в келью патриарха, расположенную при ц. Пресв. Богородицы «аль-Муаллака» в Ст. Каире. Оттуда мощи были перенесены 7 тубаха (2 янв.) в мон-рь прп. Псоя (Дейр-Анба-Бишой) в Вади-эн-Натрун самим патриархом, который постановил ежегодно совершать память этого события. Согласно описанию Х. Дж. Эвелин-Уайта, в 1-й пол. XIV в. в монастыре прп. Псоя были проведены работы, которые входили в общий план реконструкции монастыря, осуществленной по инициативе патриарха Вениамина II; в главной церкви (во имя прп. Псоя) был устроен придел для мощей И. ( Evelyn-White. 1933. Vol. 3. P. 135-136). По мнению П. Гроссмана, придел может датироваться XI в. (CoptE. Vol. 3. P. 735). Не сохранилось сведений о том, каким образом мощи И. попали в монастырь Самуила Каламунского. Коптский историк александрийский диак. Мавхуб ибн Мансур ибн аль-Муфарридж, посетивший мон-ри Вади-эн-Натрун ок. 1088 г., приводит подробный список святых, мощи к-рых находятся в местных обителях, однако не упоминает об И. ( Evelyn-White. 1932. Vol. 2. P. 363-365). О. Бурместер предполагает, что какое-то время мощи находились в мон-ре прп. Макария, т. к. в этой обители имеется ц. во имя И. ( Burmester. 1937. P. 59-60; Evelyn-White. 1933. Vol. 3. P. 113). Остается неизданным и неизученным рассказ о перенесении мощей И. в Скит, содержащийся в рукописи 487 из мон-ря прп. Макария 74 в собрании агиографических рукописей, XVI в.; конец не сохр.). В др. рукописи (Cair. Mus. 718 (Hist. 475). Fol.

http://pravenc.ru/text/1237701.html

(Микаиль-Башу, дельта Нила, ок. 1150 - Вади-эн-Натрун, между 1237 и 1240). С 1173/74 г.- распорядитель войскового дивана при Салах-ад-Дине, неоднократно награждался за усердную службу. При аль-Адиле I Абу Бакре, ок. 1206/07 г., удалился в монастырь св. Иоанна Колова (Дейр-Юханнис-эль-Касир) в Вади-эн-Натрун, где провел как затворник последние 30 лет жизни. Здесь помимо экзегетических трудов (толкование на Евангелие от Матфея и введение в Псалтирь) он составил в 10-20-х гг. XIII в. 2 богословских сочинения: «Рассуждение о единственности Всевышнего Творца и троичности Его Ипостасей» ( M         B        ) и «Луг уединенного и утешение одинокого» ( R          ). Первое из них (изд.: Sbath. 1929) содержит краткое изъяснение учения о триединстве Бога и о сущностных атрибутах, которые соответствуют каждой из Ипостасей: существование (    ) - Отцу, жизнь (  ) - Сыну, речь (  ) - Св. Духу, в противоположность Божественным атрибутам, также выводимым из Свящ. Писания, но не считающимся самодостаточными: зрению, слуху, могуществу, щедрости и знанию. Написанное простым, но изящным языком с вкраплениями рифмованной прозы (садж), сочинение имеет апологетическую направленность в контексте дискуссий, актуальных для умозрительного богословия ислама - калама . «Луг уединенного...» представляет собой обширный богословско-аскетический трактат, свидетельствующий о доскональном знании автором Библии и творений отцов Церкви. В тексте преобладает садж; стилистические особенности демонстрируют влияние коранической образности и фразеологии. Трактат состоит из 12 глав: о сотворении человека (отрывок: Samir. 2007); о единстве, вечности и щедрости Бога; о страхе Божием; о постоянной молитве; об умерщвлении плоти, посте и воздержании в речах; о терпении; о благотворительности и милосердии; о целомудрии; о смирении и послушании; о прощении грешников; об умеренности и самоограничении; об упражнении в добродетельном житии. Большое количество сохранившихся рукописей трактата свидетельствуют о том, что в XVI-XVIII вв. сочинение имело широкое хождение по всему арабо-христианскому Востоку (в антихалкидонитской и в халкидонитской среде) как в оригинале, так и в переработанной редакции кон. XIII - нач. XIV в. под названием «Блаженные нравы и духовные образцы» ( A        ). Лат. перевод в сер. XVII в. сделал кармелитский мон. Целестин св. Лидвины (Петер ван Гол; сохр. в ркп. Paris. arab. 194). О популярности «Луга уединенного...» в Новое время говорит и то, что он дважды издавался в Египте в XIX в. (Каир, 1873 и 1886 (электр. переизд.- Бонн, 2011)).

http://pravenc.ru/text/2561520.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СКИТСКАЯ ПУСТЫНЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Скитская пустыня (от копт. schiet (шиит), в лат. произношении скеф, скиф или скит - " большая равнина " . По другой версии от греч. skitos - " кожа " .) По наиболее распространенной версии, коптское название Скит происходит от слов " измерять/взвешивать " и " сердце " и связано с копт. преданием о том, как прп. Макарию явился херувим, чтобы " измерить его сердце " , во имя которого будет названо место его подвигов. По др. версии, отраженной в копт. Житии прп. Иоанна Колова , Скит именовался так, поскольку в нем " взвешивают сердца и мысли " истинным судом . Об этих и о др. версиях см. подробнее . Нитрия, Келлии и Вади-Натрун (карта из книги Roger S. Bagnall, etc. Egypt from Alexander to the early Christians: An Archaeological and Historical Guide, Getty Publications, 2004, p. 109 ) Скит или Скитская пустыня была самым известным из ранних монашеских центров в Нижнем Египте. Это был анахоретский монастырь, который располагался к югу от Келлий, еще далее в глубь Египетской (Ливийской) пустыни, в 70 км. от Нитрии (см. карту). Совокупность этих 3 комплексов также может именоваться в источниках Скит или Скитская пустыня. Территория, которую исторически занимал Скит, растягивается примерно на 30 км в долине Вади(эн)-Натрун (в средние века также именовалась Вади-Хабиб), расположенной в северо-восточной части Ливийской пустыни, вдоль современной дороги, соединяющей Каир и Александрию . В Скитской пустыне спасалось много отшельников в эпоху расцвета Египетского монашества с IV по VII век. Здесь поселялись самые строгие отшельники, первым из которых был преподобный Макарий Египетский . Из всех пустынь Египта в Скиту были самые тяжелые условия для жизни. Паломник, посетивший Египет в IV веке, пишет о Скитской пустыне как об ужасно болотном месте с плохой водой, с множеством мошкары и комаров: Воды там мало, да и находимая вода – отвратительного запаха, пахнет смолою, но не вредна для питья. Там живут только мужи, уже усовершенствовавшиеся в духовной жизни. Кто ж иначе может жить в таком страшном месте, кроме людей, обладающих бесповоротной решимостью и совершенным воздержанием? Но живут все между собою во взаимной любви, и с сердечным радушием принимают, кто бы к ним ни пришел . Редакция текста от: 10.03.2024 14:44:14 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/7619.html

Ряд византийских икон из синайского мон-ря во имя вмц. Екатерины представляют М. В. как инока. Он может быть средовеком в монашеских одеждах и головном уборе, напоминающем чалму, как на иконе «Преподобные Арсений Великий и Макарий» (XI-XII вв.). Его изображали и старцем в темном куколе, с седой курчавой недлинной бородой, как на иконе рядом с прп. Макарием Александрийским (1-я пол. XIII в.). На иконе «Прп. Макарий Египетский, прп. Максим Исповедник, прп. Макарий Римский» афонской мастерской (XVII в., мон-рь Пантократор, Св. Гора Афон) М. В. в монашеских одеждах, без куколя. Как старец с седой бородой до пояса, в одеждах преподобного, с непокрытой головой, с посохом и свитком, с пространной греческой надписью М. В. представлен на синайской иконе 1789 г., написанной, вероятно, критским мастером. Преподобные Макарий Великий и Макарий Римский. Фрагмент иконы. XVII в. (Мон-рь Пантократор, Афон) Преподобные Макарий Великий и Макарий Римский. Фрагмент иконы. XVII в. (Мон-рь Пантократор, Афон) Возможно, к-польский вариант иконографии М. В. основывался на египетских образцах, хотя не исключено и обратное влияние. Образ М. В. как преподобного опознаётся в плохо сохранившихся росписях XI-XII вв. церкви в бывшем мон-ре св. Иоанна Предтечи (Дейр-Абу-Хиннис) близ Маллави. В росписи келии «А» в монастыре св. Иеремии в Саккаре М. В. изображен в ряду египетских подвижников, по правую руку от прп. Онуфрия Великого; облачение М. В. сходно с апостольским: на нем светлая туника и синий гиматий, в левой руке он держит кодекс, крышку которого прикрывает правой. У него короткие темные волосы, недлинная борода, в греческой надписи он назван «духоносный». На фреске XIII в. в правом восточном компартименте ц. во имя Пресв. Богородицы в мон-ре Римлян (Дейр-эль-Барамус) в Вади-эн-Натрун М. В. изображен как основатель монастыря в монашеском чине, в длинных одеждах, покрывающих плечи и голову, на нем аналав, левой рукой он держит кодекс. У него остроконечная борода средней длины. За правую руку святого держит херувим с «многоочитыми» крылами, что указывает на иллюстрирование чудесного преставления подвижника, которому, по тексту Жития, предстал херувим, чтобы сопровождать его душу на небо. Эта часть композиции была повторена в росписях часовни во имя ап. Матфея в мон-ре прп. Макария в Вади-эн-Натрун; М. В. облачен в красный хитон, в светлую схиму, куколь которой покрывает голову, а складки - плечи и руки; как и на послужившей образцом фреске, его правую руку сжимает рука херувима. Схожая композиция сохранилась частично в росписях XIII в. ц. прп. Антония в мон-ре Антония Великого; она известна также в произведениях иконописи визант. времени.

http://pravenc.ru/text/Макарием Великим ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ VI (2.08.1902, дер. Тух-эн-Насара, совр. мухафаза Минуфия, Н. Египет - 9.03.1971, Каир), патриарх Коптской Церкви (с 10 мая 1959), один из наиболее почитаемых коптами совр. подвижников. В миру носил имя Азир Юсуф Ата. В детстве переехал вместе с семьей в г. Даманхур, где учился в начальной школе, затем - в Александрию, где получил среднее образование. Семья была очень религиозной; отец, работавший у местных предпринимателей, служил диаконом, привлекая к богослужениям и своих сыновей, в свободное время занимался восстановлением старинных церковных книг. По окончании школы Азир поступил на работу в транспортную судоходную компанию, а в 1924 г.- в туристическое агентство «Томас Кук», где выучил англ. язык. В 1927 г. стал послушником мон-ря Дейр-эль-Барамус в Вади-эн-Натрун, 25 нояб. 1928 г. принял монашество с именем Мина. 18 июля 1931 г. был рукоположен во иерея, после чего направлен на обучение в ДС для монахов в г. Хелуан. Кирилл VI, патриарх Коптской Церкви. Фотография. Сер. XX в. Кирилл VI, патриарх Коптской Церкви. Фотография. Сер. XX в. Стремясь к анахоретству, Мина еще во время учебы в семинарии предпринял попытку поселиться в заброшенном Белом мон-ре под Сохагом (В. Египет), но был отозван оттуда патриархом Иоанном (Юаннисом) XIX (1928-1942). По окончании учебы он удалился в небольшую пещеру в 3 км от Дейр-эль-Барамуса, фактически возродив наряду с мон. Абд аль-Масихом аль-Хабаши копт. традицию пустынножительства. В 1936 г., после 3 лет отшельнической жизни, у Мины произошел конфликт с настоятелем монастыря, и он переселился в окрестности Ст. Каира, где стал жить в одной из заброшенных ветряных мельниц в холмистой гряде Эль-Мукаттам. Поскольку Мина уже не относился ни к одному из мон-рей, он получил прозвище аль-Мутаваххид (Отшельник). Слава о нем быстро распространилась в копт. общине. К нему стали приходить паломники, множились свидетельства творимых им чудесных исцелений и его исполнявшихся пророчеств.

http://pravenc.ru/text/1840425.html

правитель признал истинность его вероисповедания. Др. предание отражает довольно тесные отношения Абд аль-Азиза и патриарха Исаака, присутствовавшего на пирах наместника. Серьезные проблемы для К. Ц. создавали отношения с зависевшими от нее монофизитскими Церквами Нубии и Эфиопии . В 651 г., после пограничного столкновения арабов с нубийским царством Нобатия, было заключено соглашение об уплате нубийцами ежегодной дани в обмен на предоставление им статуса зиммиев на территории Египта. Араб. власти периодически использовали копт. патриархов для воздействия на монофизитские царства Сев.-Вост. Африки, однако самостоятельная активность патриархов на этом направлении вызывала у мусульман серьезные подозрения. Когда патриарх Исаак попытался своим посланием примирить враждующие нубийское царство Макурра и Эфиопию, его враги донесли арабским властям, что патриарх готовит антимусульм. альянс африкан. христиан. Исаак предстал перед наместником и с трудом сумел оправдаться. Патриарх Симон I заявил прибывшему в Египет эфиопскому посольству, что не может поставить нового митрополита Эфиопской Церкви без разрешения арабского эмира, наместника Египта, и посоветовал обратиться напрямую к нему. Патриарх Вениамин I и его преемники активно обновляли и строили церкви. Одним из крупнейших архитектурных проектов было восстановление кафедрального собора св. Марка, сгоревшего во время боя византийцев с арабами за Александрию. Работы начались при Вениамине и были завершены при Иоанне III, в 80-х гг. VII в. Вениамин был тесно связан с монахами Келлий (Эль-Муна) и Скита (Вади-Хабиб, Вади-эн-Натрун). В этих обителях он в свое время скрывался от преследований Кира, а вернувшись к власти, много внимания уделял восстановлению монастырей Скита. Большинство патриархов с сер. VIII до сер. XI в. происходили из братии мон-ря св. Макария (Дейр-Абу-Макар). Наиболее известными представителями копт. монашества VII в. были скитский игум. Иоанн , к-рый в середине столетия восстановил мон-рь св. Макария, разоренный в период персид.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010