В 1959 г. М. а.-М. был одним из кандидатов на выборах патриарха. По распоряжению нового предстоятеля Кирилла VI в нач. 1960 г. он вернулся в Дейр-эс-Суриан, однако уже в авг. уединился вместе с учениками в пустынной местности Вади-эр-Раян в мухафазе Эль-Файюм (что стало причиной конфликта с патриархом). М. а.-М. и его ученики провели здесь 9 лет в пещерах, к-рые вырыли своими руками, подражая древним отцам-пустынникам. В 1969 г. патриарх Кирилл VI поручил М. а.-М. восстановить монашескую жизнь в обители прп. Макария (Дейр-Анба-Макар) в Вади-эн-Натрун. На тот момент в мон-ре было всего неск. престарелых насельников, строения сильно обветшали. М. а.-М. прибыл в обитель с 12 учениками и энергично приступил к выполнению поручения. Ко времени его кончины в мон-ре подвизались уже 130 монахов, расселенных в новых корпусах, существовало развитое хозяйство, работала типография; обитель стала одним из основных центров паломничества для коптов. В 1971 г. М. а.-М. вновь оказался в числе кандидатов на выборах патриарха, к-рым был избран друг его юности Шенуда III (1971-2012). Оба они принадлежали к поколению религ. энтузиастов, взращенных в недрах Движения воскресных школ, и, будучи еще молодыми людьми, к 40-м гг. XX в. стали в авангарде коптского религиозного возрождения. И буд. патриарх (в миру Назир Гайед), и М. а.-М. приняли монашеский постриг, имея на руках университетские дипломы, и некоторое время вместе подвизались в Дейр-эс-Суриан (М. а.-М. даже был духовником буд. патриарха). Первоначально они выступали как единомышленники, Гайед написал предисловие к 1-й книге М. а.-М. Однако впоследствии не без влияния политических обстоятельств они встали в явную оппозицию друг к другу, представляя 2 основные тенденции в жизни КЦ - к бурному материально-организационному развитию (патриарх Шенуда) и к акцентированию внимания на взаимоотношениях человеческой души с Богом (М. а.-М.), хотя и патриарх был плодовитым духовным писателем, и М. а.-М. показал себя эффективным организатором хозяйства в возрожденном под его руководством монастыре прп. Макария.

http://pravenc.ru/text/2562620.html

Прп. Аммон Нитрийский. Роспись ц. Креста Господня в мон-ре прп. Неофита в Пафосе, Кипр. Кон. XII в. В нач. IV в., вероятно под влиянием примера прп. Антония, появились первые монашеские поселения в Н. Египте, к юго-западу от Александрии: Нитрия, Келлии и Скит (в Нитрийской пустыне, совр. Вади-Хабиб, или Вади-эн-Натрун), к-рые обычно связываются с именами преподобных Аммона Нитрийского и Макария Египетского. Прп. Аммон поселился в Нитрийской пустыне ок. 330 г. и вскоре собрал вокруг себя множество учеников, что вынудило его основать еще одно монашеское поселение на юг от Нитрии - Келлии. Еще дальше на юг прп. Макарий Египетский основал Скит. Как традиция прп. Антония, так и традиция Нитрийской пустыни представляют полуотшельническую форму М., в к-рой заметен нек-рый элемент общинности ( Gould. 1993). В ранний период существования поселений в длительном полном уединении пребывали лишь духовные руководители монашеских групп. Время от времени они посещали для духовного руководства своих учеников, к-рые, хотя и не составляли общежития, большую часть времени жили в одной местности в нек-ром удалении друг от друга в отдельных кельях или малыми группами по 2-3 человека, самостоятельно заботясь о своем пропитании и имея индивидуальное молитвенное правило. Возможно, в нек-рых из таких монашеских групп имели место общие литургические собрания по воскресеньям и праздникам, сопровождаемые совместной трапезой ( Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). 7. 2-5). Однако вопрос о времени проникновения элементов общинности в полуотшельнические группы остается открытым. Первые ученики знаменитых подвижников, вероятно, еще не составляли общины. Прп. Макарий Великий. Роспись ц. Св. Богородицы Одигидрии в Печской Патриархии, Косово и Метохия. Ок. 1337 г. Прп. Макарий Великий. Роспись ц. Св. Богородицы Одигидрии в Печской Патриархии, Косово и Метохия. Ок. 1337 г. Нитрия быстро пришла в упадок, монахи покинули ее, по-видимому, уже к нач. VII в. из-за того, что поселение находилось слишком близко к области обрабатываемых земель ( Guillaumont.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ II ибн-Турайк (в миру Абу аль-Ала) († ок. 1145), патриарх Коптской Церкви, 70-й патриарх кафедры св. Марка (1131-1145) (пам. копт. 10 пармуте/5 апр.). Происходил из древней копт. династии писцов. Получил христ. воспитание. Церковное служение начал диаконом в ц. св. Меркурия в Ст. Каире. Избрал целибат и посвятил себя служению больным, вдовам и сиротам, к-рые были в его общине. Когда Г. было ок. 40 лет, он был писцом одновременно в отделе гос. корреспонденции (диван аль-мукатабат) и налоговом департаменте (байт аль-маль), что подтверждает его высокий профессиональный статус. Он стал известен и как переписчик библейских книг, принимал активное участие в наиболее важных патриарших богослужениях при патриархе Макарии II. После смерти патриарха в 1128 г. кафедра оставалась вдовствующей 3 года, пока не была предложена кандидатура Г., к-рая устраивала всех. Избрание на Патриаршество кандидата, не имевшего епископского сана, было исключением. В истории Коптской Церкви с конца халифата Фатимидов до времени образования султаната Айюбидов известно еще 2 случая подобного рода. Миропомазание Г. состоялось в ц. аль-Муаллака в Ст. Каире, интронизация в Александрии 5 амшира (30 янв.) 1130 г. Но только в следующем году, после предварительных консультаций с монахами мон-ря св. Макария (Дейр-Анба-Макар) в Скиту (Вади-эн-Натрун), Г. был окончательно признан предстоятелем Коптской Церкви. По установившейся традиции новый патриарх прибыл в мон-рь св. Макария, где отслужил литургию. Вероятно, в мон-ре Г. вступил в спор с монахами относительно исповедания единства Божества и человечества Иисуса Христа при освящении св. хлеба для Евхаристии. В результате полемики была предложена формула «без смешения и без смятения», к-рая вошла с того времени в копт. литургию. Патриарх, разрешивший т. о. богословский спор, был признан повсеместно, в т. ч. и в среде наиболее консервативных копт. монахов. Став патриархом, Г.

http://pravenc.ru/text/161345.html

Эти выступы соответствуют 2 центральным травеям нефа и боковым компартиментам нартекса и макдаса, в результате чего углы здания приобретают облик башен, а зап. фасад (ныне заслоненный поздним притвором) может трактоваться как 2-башенный. Церковь мон-ря Дэбрэ-Дамо. X в. Церковь мон-ря Дэбрэ-Дамо. X в. Внешний облик храма и техника кладки следуют традиции аксумских дворцовых сооружений, повторенных в первом 5-нефном Аксумском Соборе Богоматери Сионской . Кроме того, композиция церкви Д.-Д. имеет очевидные параллели в архитектуре Нубии VII в. ( Leroy. 1973. Р. 111), копт. Египта (перекрытие центрального алтаря куполом, впервые осуществленное, как считается, ок. 910 г. в ц. Богоматери (аль-Адра) мон-ря Дейр-эс-Суриани в Вади-эн-Натрун, Месопотамии (композиция вост. части) и Сирии (базилики с 2-башенными фасадами типа Кальб-Лузе; ок. 450). По образцу церкви в Д.-Д., вероятно, были построены церковь размещенного в гроте монастыря Йемреханна-Крэстос (Йемраха; XII в.) к востоку от Лалибэлы , а также ц. Бетэ-Лехем (Вифлеемская), стоящая на недоступном нагорье Дэбрэ-Табор к востоку от оз. Тана (XII-XIII вв.; построена из каменных блоков, имеет купол не только над центральной частью макдаса, но и над средокрестием; позже «скрыта» внутри нового, круглого в плане здания). В неск. модифицированном виде план базилики Д.-Д. был положен в основу скальных храмов Лалибэлы (XII-XIII вв.). В старом храме Д.-Д. сохранились замечательные скульптурные произведения. Фризы нефа и алтаря состоят из 60 небольших квадратов с геометрическими композициями, ни разу не повторяющимися. Кессонированный потолок нартекса (из древесины оливы) - уникальное произведение средневековой эфиопской скульптуры. В каждой из 39 ячеек находится деревянное барельефное изображение: сохранились 6 кессонов c растительным орнаментом и 28 с изображениями животных. Композиции отличаются высокой техникой и живостью исполнения, восходят к позднеантичной, в т. ч. раннехрист. традиции. Исследователи связывают появление анималистических изображений также со строгим запретом на скульптурные изображения людей в Эфиопской Церкви.

http://pravenc.ru/text/180788.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АССЕМАНИ [Assemani, латиниз. форма от араб. as-Sim‘ani], семья маронитов , из к-рой вышли ученые-ориенталисты и богословы XVIII - нач. XIX в.: Иосиф Симон, Стефан Эводий, Иосиф Алоизий и Симон. Происхождение семейство А. ведет из с. Хасрун (Сев. Ливан). В 1685 г. ливанский свящ. Якуб Аввад отправил своего сына Ильяса А. в маронитскую коллегию в Риме. Там юноша проявил незаурядные способности и по окончании 12-летнего курса обучения весьма быстро сделал церковную карьеру. В 1700 г. в сане архиеп. Антиохийского Ильяс возглавил маронитскую делегацию, ходатайствовавшую о возобновлении покровительства, оказываемого этой общине франц. королем. В 1707 г. Ильяс по поручению папы Климента XI отправился в Египет, откуда привез более 40 рукописей, относящихся к ранним векам христианства. Собирание древних вост. манускриптов продолжил его двоюродный брат Юсуф Самъун. Иосиф Симон А. Иосиф Симон Ассемани. Рисунок. XVIII в. (Vat. Ottob. lat. 3117. F. 51r) Иосиф Симон Ассемани. Рисунок. XVIII в. (Vat. Ottob. lat. 3117. F. 51r) (Араб.- Юсуф Самъун, лат. Josephus Simonius, итал. Giuseppe Simonio) (27.08.1686, Хасрун, Сев. Ливан - 13 или 16 янв. 1768, Рим) в 1696 г. поступил в маронитскую коллегию в Риме и окончил ее в 1709 г., уже будучи автором 3 трудов по сир. грамматике, логике и богословию. Папа Климент XI заметил талантливого выпускника и, несмотря на обязательство отправлять окончившую курс обучения маронитскую молодежь на родину, оставил его при себе. Первым заданием Иосифа Симона стало составление каталога рукописей, собранных его кузеном Ильясом; в 1710 г. он занимал должности переписчика вост. рукописей (scriptor Orientalis), переводчика с араб. и сир. языков, а также советника Конгрегации по ревизии и исправлению литургических книг вост. обрядов. Близость к папскому престолу позволила ему с успехом ходатайствовать в пользу своего родственника Якуба Аввада, отстраненного с патриаршего престола Маронитской Церкви. В 1711 г. Иосиф Симон получает папское разрешение перейти из маронитского в лат. обряд. В 1715 г. Климент XI организовал экспедицию в Сирию и Египет за рукописями христ. Востока, во главе к-рой был поставлен Иосиф Симон. За 2 года в мон-рях Нитрийской пустыни ( Вади эн-Натрун ), в Каире, в Дамаске, в Халебе и Горном Ливане было собрано ок. 150 ценнейших манускриптов, переправленных на хранение в папскую Ватиканскую б-ку . В 1735-1738 гг. Иосиф Симон совершил 2-е путешествие на Восток, где по поручению папы Климента XII представлял интересы Римского престола на маронитском Соборе в Дайр-Лувайзе близ Бейрута (1736); ревностное проведение курса на латинизацию привело его к столкновению с маронитским Синодом. По возвращении в Рим Иосиф Симон до самой кончины работал в Ватиканской б-ке, где занимал должности хранителя (custos) и префекта. В 1766 г. он был посвящен в сан титулярного католич. архиеп. Тирского.

http://pravenc.ru/text/76680.html

Вторая группа текстов представлена в позднесредневек. рукописях из собраний копт. церквей и мон-рей (обзор см.: Ramez. 2008. P. 120-128). Эта группа включает 3 редакции Мученичества К. и И. Первая, сохранившаяся в единственной рукописи из ц. св. Меркурия (Абу-Сайфайн) в Ст. Каире (сер. XVIII в.), близка к тексту первого греч. Жития, в частности, включает повествование о мц. Афанасии и ее дочерях. В 9 др. рукописях содержится иная версия Мученичества (в 2 редакциях - пространной и краткой; древнейшая рукопись 1335 г.- перевод с коптского). Ее отличительной чертой является рассказ о культе псевдооракула языческого бога Каллиграфа в Александрии, за отказ от поклонения к-рому К. и И. были распяты за городскими воротами; мц. Афанасия и ее дочери не упоминаются, но рассказывается о мученической кончине некоей язычницы, пострадавшей вслед за К. и И. Во всех рукописях, содержащих 2-ю версию Мученичества, к ней примыкают описания чудес К. и И. (от 6 до 14); из них лишь 6 (в значительно переработанном виде) восходят к греческому собранию свт. Софрония Иерусалимского 18, 23-24, 26, 34-35). Остальные тексты о чудесах имеют ряд общих черт: исцеленные являются жителями или уроженцами Александрии и ее окрестностей; болезни преимущественно физические (заболевания внутренних органов, опухоль в голове, паралич, слепота); прослеживаются параллели с чудесами особо почитаемого в Египте вмч. Мины . Кроме того, одно из чудес связано с ц. ап. Марка, где первоначально находились мощи К. и И., и повествует о строительстве неким богатым коммерсантом Юлием мартирия в честь этих святых в благодарность за полученное исцеление. Б. Рамез отождествил чудо об исцелении юной еврейки с копт. фрагментами папируса VII-VIII вв. из егип. коллекции Государственных музеев Берлина (Ägyptische Urkunden aus den Staatlichen Museen Berlin/Hrsg. H. Satzinger. B., 1967. Bd. 3. H. 1. S. 99-101. N 382; Ramez. 2008. P. 137-138). Об активном почитании К. и И. в этот период свидетельствует также фреска с изображением К., обнаруженная в 2001/2 г. во 2-м слое (ок. 800) росписей храма Пресв. Богородицы в мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун: К. изображен вместе с Писентием, еп. Кебтским (VI - нач. VII в.) (см.: Innem é e, Rompay. 2002. P. 247. Fig. 2).

http://pravenc.ru/text/1840131.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ II [араб.  ] († 6.06.(?) 1092), патриарх Коптской Церкви (с февр./марта 1078). Сведения о К. содержатся гл. обр. в его араб. биографии, составленной в кон. XI в. одним из копт. старейшин Александрии, диак. Мавхубом ибн Мансуром ибн аль-Муфарриджем, и включенной им в состав «Истории Александрийских патриархов» . К. род. в пров. Бухейра в Зап. Дельте. До Патриаршества носил имя Джирджа (Георгий); был монахом и священником в обители прп. Макария Великого (Дейр-Абу-Макар) в Вади-эн-Натрун, из братии к-рой на протяжении неск. веков избирались предстоятели Коптской Церкви. После кончины патриарха Христодула в 1078 г. делегация из 13 епископов, представителей клира и архонтов Каира (Мисра) и Александрии прибыла в мон-рь для выбора его преемника, но 2-месячные прения не дали результата. В соседнем мон-ре св. Иоанна Камы (Дейр-Юханнис-Кама) был известен как чудотворец мон. Бисус, однако он категорически отказался от предложения занять престол. Делегация вернулась в монастырь св. Макария и в конце концов остановила свой выбор на благочестивом мон. Джирдже, к-рый был против воли доставлен в Александрию и возведен на Патриаршество с именем Кирилл. Затем он прибыл в Каир и получил офиц. подтверждения своих полномочий от халифа аль-Мустансира (1036-1094) и везира Бадра аль-Джамали, фактического правителя гос-ва в 1074-1094 гг. С именем Бадра аль-Джамали связано возрождение халифата Фатимидов после тяжелого кризиса 1066-1074 гг., когда междоусобицы военных группировок полностью дезорганизовали сельское хозяйство Египта и привели к голоду и эпидемиям, резко сократившим численность населения страны. Халиф призвал на помощь наместника Акки Бадра аль-Джамали, к-рый, опираясь на верные ему войска, положил конец смуте. Бадр был гулямом арм. происхождения, едва ли искренне принявшим ислам, а его войска состояли из арм. наемников, многие из к-рых оставались христианами. В правление Бадра и его преемников в Египте образовалась значительная арм. колония и в 1087 г. была создана митрополия Армянской Апостольской Церкви . По утверждению арм. хронистов, ее учредил лично католикос Григор II Вкаясер , прибывший в Египет.

http://pravenc.ru/text/1840417.html

Квинтэссенцию воззрений И. К. приводят Apophthegmata Patrum: «...я желаю, чтобы человек приобрел понемногу от всех добродетелей. Так, каждый день, встав рано утром, клади начало во всякой добродетели и заповеди Божией с величайшей стойкостью, со страхом и с терпением, в любви к Богу, со всякой готовностью души и тела, с великим смирением, в постоянной скорби сердца и хранении его, в продолжительной молитве и прошениях с воздыханием, в чистоте языка и хранении очей. Если бесчестят тебя, не гневайся; будь миролюбив и не воздавай злом за зло; не обращай внимания на прегрешения других; не оценивай сам себя, но будь ниже всякой твари; отрекись от вещественного и плотского; на кресте, в борьбе, в нищете духовной, в занятии и духовном подвижничестве, в посте, в покаянии, плаче и в подвиге воинском, в рассуждении, в чистоте души, в добром соучастии, в безмолвной работе, в ночных бдениях, в голоде и жажде, в холоде, в наготе и трудах. Закрой гроб твой, как будто ты уже умер, рассуждай всякий час, что смерть рядом с тобой» (PG. 65. Col. 216; Apopht. Patr. (Guy). Vol. 1. I 13. P. 108-109). Последние годы И. К. провел отшельником на горе прп. Антония близ Клисмы, где заботы о нем взял на себя один благочестивый мирянин из близлежащей деревни. После смерти И. К. его тело было похоронено в церкви этой деревни ( Zacharie. 1894. Р. 390-404). Спустя 400 лет (т. е. в 804 г.), согласно сообщениям Синаксарей, здесь были мон-рь и резиденция мелькитского (т. е. православного) епископа. Братии из мон-ря прп. Иоанна Колова в Скитской пустыне при содействии копт. патриарха и арабов удалось выкрасть мощи святого и перенести их в Скит. Память этого события отмечается в копто-араб. Синаксаре 29 месоре (22 авг.). Позднее она перешла в эфиоп. Синаксарь, где отмечается в тот же день, т. е. 29 нахазе. Некоторое время мощи И. К. находились в мон-ре прп. Иоанна Колова в Скиту, в наст. время они хранятся в монастыре св. Макария (Дейр-Абу-Макар) и в мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриани) в Вади-эн-Натрун ( Meinardus O.

http://pravenc.ru/text/471308.html

На рубеже XIX-XX вв. были открыты древности христиан Египта, Нубии и Эфиопии. Внимание привлекли памятники письменности, ткани (напр., из раскопок 80-х гг. XIX в. в Ахмиме ), копт. храмы Каира (90-е гг. XIX в.- 10-е гг. XX в.; А. Дж. Батлер) и древнейшие христ. мон-ри (Асуан, Асьют, Бауит, Багават). Рус. путешественник В. С. Голенищев и сотрудник ГЭ В. Г. Бок начали сбор и атрибуцию копт. древностей; Й. Стржиговский составил их каталог в Каирском музее. В нач. XX в. приступили к изучению Эфиопии (германская экспедиция Кренкера и Э. Литтманна в 1906); в Нубии при строительстве Асуанской плотины (10-е гг. XX в.) англо-американ. группа провела систематическую разведку и массовые раскопки некрополей; сводку христ. памятников составил У. Моннере де Виллар. В 1-й трети XX в. предметами исследований стали архитектура, иконография и погребения мон-рей (напр., Вади-эн-Натрун ; экспедиции музея Метрополитен под рук. Э. Уайт). Как одна из областей А. х., христ. древности Египта получат особое развитие в 60-80-х гг. XX в. У. М. Рамсей У. М. Рамсей Национальные и конфессиональные научные сообщества соперничали в полевой деятельности. Гордостью франц. школы стали работы Ш. М. де Вогюэ в Сирии и Ш. С. Клермона-Ганно в Иерусалиме. Важнейшим предприятием австр. школы А. х. стали многолетние раскопки в Эфесе с его «двойной базиликой», пещерой Семи спящих отроков эфесских и мавзолеем над могилой ап. и евангелиста Иоанна Богослова. Стремление доказать историчность текстов Свящ. Писания было основой деятельности и англ. ученых сер. XIX в.: пастор Р. Уиллис создал исследование о храме Гроба Господня в Иерусалиме; У. М. Рамсей соединил методы исторической географии с археологией на примере евангельского рассказа о странствиях ап. Павла в М. Азии. Находки последнего уточнили обстоятельства истории ранней Церкви и показали их реальность ( Аверкия эпитафия , надгробия Сев. Фригии III - нач. IV в.). Начались исследования раннехрист. храмов (Г. Белл и др.) в труднодоступных районах Каппадокии. Триумф Мардохея. Роспись синагоги Дура-Европос (Сирия). Ок. 250 г.

http://pravenc.ru/text/76478.html

Марией (Богородицей) (см.: Breccia, Donadoni. 1938. P. 295-297; Salmi. 1945. P. 163-167). В частной коллекции находится холст VI в. с изображением К., использовавшийся, вероятно, для стенного декора (Byzantium: Treasures of Art and Culture from British Museum Collections/Ed. D. Buckton. L., 1994. P. 80. N 72). Известна фреска с оплечным изображением К. в медальоне (по мнению Ж. Кледа, не ранее VI в.) в т. н. пещерной церкви в дер. Дейр-Абу-Хиннис; как и проч. росписи этого храма, она пострадала от иконоборцев и идентифицируется по сохранившейся надписи ( Cl é dat. 1902. P. 54, 56). Др. оплечное изображение К. (с помещенной справа от него христианской базиликой) имеется среди росписей церкви, устроенной в Праздничном зале Тутмоса III в Карнаке (согласно А. Мюнье и М. Пийе, не ранее VII в.- Munier, Pillet. 1929. P. 66-67, 74). К., возможно, изображен на одной из новооткрытых фресок (VIII в.) в ц. Пресв. Богородицы в мон-ре Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун: святой исцеляет болящего от глазного недуга, на 2-м плане возле шкафчика с лекарствами др. больной ожидает своей очереди. На поздней иконе из ц. св. Меркурия в Ст. Каире (1847/48) К. представлен в иконографии, типичной для врача-бессребреника: в правой руке он держит медицинский инструмент (скальпель?), в левой - ларец с лекарствами (см.: Meinardus. 1970/1971. P. 366, 375). Лит.: Cl é dat J. Notes archéologiques et philologiques//BIFAO. 1902. Vol. 2. P. 41-70; Leclercq H. Antinoë//DACL. 1907. Vol. 1. Col. 2326-2359; Chassinat É . Un papyrus médical copte. Le Caire, 1921. (MIFAO; 32); Crum W. E. Colluthus, the Martyr and His Name//BZ. 1929/1930. Bd. 30. S. 323-327; Munier H., Pillet M. Les édifices chrétiens de Karnak//Revue de l " Égypte ancienne. P., 1929. Vol. 2. P. 58-88; Vergote J. Le texte sous-jacent du Palimpseste Berlin N 9755: S. Colluthus - S. Philothée//Le Muséon. 1935. Vol. 48. P. 275-296; Breccia E., Donadoni S. Le prime ricerche italiane ad Antinoe//Aegyptus. Mil., 1938. Vol. 18. N 3/4. P. 285-318; Salmi M.

http://pravenc.ru/text/1841814.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010