Σ. 320-321; также см.: Ταμεον. Σ. 214-217); 6 циклов стихир-подобнов, 5 самогласных стихир, седальны и ексапостиларии (см.: Ibid. Σ. 317-322). Е. Е. Макаров Иконография На копт. изображениях О. В. представлен как обнаженный старец, обросший седыми волосами и с длинной, до ног, бородой. Самый ранний (VII-VIII вв.) из известных образов пустынника находился в т. н. келье А мон-ря св. Иеремии в Саккаре (ныне в Коптском музее, Каир). Он представлен в позе оранта - фронтально, в рост, с поднятыми руками в жесте принятия благодати, рядом с прп. Макарием Египетским; справа от них - др. пара егип. подвижников - Аполлон (Абула) и Фиб (Абиб). Иногда по сторонам О. В. в меньшем масштабе помещали персонажей и реалии, упомянутые в Житии святого: монаха (вероятно, прп. Пафнутия, автора рассказа об О. В.) или пальмовое дерево, пещеру (в мон-ре Дейр-эль-Барамус в Вади-эн-Натрун в Ските, X-XII вв.; в святилище св. Марка в церкви мон-ря св. Макария в Ските, XIII в.). Ранней копт. традиции следует изображение 1517 г. в юж. часовне башни мон-ря св. Макария в Ските. На поздних иконах, напр. на иконе 1662 г. Эммануила Цанеса (частное собрание), О. В. также представлен на фоне пейзажа с плодоносным деревом и пещерой, рядом с к-рой протекает ручей. Особое место в иконографии О. В. занимает фреска из кафедральной церкви в Фарасе (Нубия, кон. X - нач. XI в.; ныне в Национальном музее, Хартум, Судан). На ней святой представлен также фронтально в рост, но в отличие от ранних копт. изображений руки святого расположены перед грудью ладонями к зрителю в знак отвержения материального мира. Борода заметно короче: спускается лишь до груди. Святой одет, судя по расчерченной параллельными линиями поверхности его тела. В меньшем масштабе рядом изображены: слева - пальмовое дерево, справа - церковь с куполом (по предположению А. А. Войтенко, это храм, где была положена книга с рассказом прп. Пафнутия) ( Войтенко. 2012. С. 39). В визант. памятниках образ О. В. может иметь варианты: почти в профиль он написан в ц.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

По словам автора Мученичества, он сам перенес тело И. в Тифре, где на месте дома святого была возведена церковь во имя мученика. Согласно Абу-ль-Макариму (кон. XII - нач. XIII в.), в церкви г. Эль-Кейс, или Дафу, хранились мощи мч. Исаака; это сообщение исследователи обычно относят к И., предполагая, что Дафу является искаженным написанием топонима Дифра. В 1386 г. мощи И. были перенесены в ц. Пресв. Богородицы «аль-Муаллака» в Ст. Каире. Сказание о перенесении мощей сохранилось в араб. рукописи XV в. ( Graf G. Catalogue de manuscrits arabes chrétiens conservés au Caire. Vat., 1934. P. 56. (ST; 53)). Часть мощей И. находится в монастыре Римлян (Дейр-эль-Барамус) в Вади-эн-Натрун. И. также считается покровителем монастыря Голубя (Дейр-эль-Хамам; Дейр-Абу-Исхак) в Файюме; во имя мученика освящена часовня обители. В ц. св. Меркурия одноименного мон-ря в Ст. Каире имеется икона XIII в. с изображением Христа, архангелов, пророков и 6 мучеников-всадников (первоначально их было 10), в т. ч. И. В нижней части иконы изображены в миниатюре спеленатые мощи И. на повозке, в к-рую впряжены быки ( Sk á lov á Z., Gabra G. Icons of the Nile Valley. Cairo, 2003. Cat. 9). Исследователи считают это изображение одним из древнейших свидетельств копт. традиции устраивать парадное шествие с мощами святого в день его памяти. Ист.: The Martyrdom of Isaac of Tiphre/Ed., transl. E. A. W. Budge//Transactions of the Society of Biblical Archeology. L., 1893. Vol. 9. P. 74-111; The Churches and Monasteries of Egypt and Some Neighbouring Countries: Attributed to Ab û -S â lih the Armenian/Ed. B. T. A. Evetts. Oxf., 1895. Piscataway (N. J.), 2001r. P. 210, 253; Martyrio do abba Isaac de Tiphre: Versão ethiopica/Ed., trad. F. M. E. Pereira. Lisboa, 1903. Coimbra, 1903; Acta Martyrum/Ed. I. Balestri, H. Hyvernat. Louvain, 1950, 1953r. T. 2. (CSCO; 86, 125. Copt.; 6, 15); SynAlex. Vol. 4. P. 356-358; SynAlex (Forget). Vol. 2. P. 103-104. Лит.: Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 534; Sauget J.-M. Isacco di Tiphre//BiblSS. Vol. 7. Col. 923-925; Baumeister T. Martyr Invictus: Der Märtyrer als Sinnbild der Erlösung in der Legende und im Kult der frühen Koptischen Kirche. Münster, 1972. S. 115-116; Orlandi T. Isaac of Tiphre, Saint//CoptE. Vol. 4. P. 1304-1305; Meinardus O. F. A. Two Thousand Years of Coptic Christianity. Cairo, 1999. P. 249, 315; Aubert R. Isaac de Tiphré//DHGE. T. 26. Col. 93-94.

http://pravenc.ru/text/674121.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАИСИЙ ВЕЛИКИЙ Прп. Паисий Великий. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546/47 гг. Мастер Дзордзис Фукас Прп. Паисий Великий. Роспись кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне. 1546/47 гг. Мастер Дзордзис Фукас [Греч. Πασιος Μγας; копт. pi1wi и др.; араб.   и др.] (IV - нач. V в.), прп. (пам. 19 июня; пам. копт. 8 эпепа/абиба (2 июля)), егип. подвижник. Греч. Житие П. В. (BHG, N 1402-1403), согласно его тексту, было написано Иоанном Коловом. Если имеется в виду прп. Иоанн Колов (пам. 9 нояб.), вместе с к-рым подвизался П. В., то эта атрибуция ошибочна, т. к. прп. Иоанн скончался раньше своего сподвижника ( Evelyn-White. 1932. P. 111. Not. 3). Речь также может идти об Иоанне Колове , ученике прп. Евфимия Нового Фессалоникийского (кон. IX в.), но и это маловероятно. По мнению Х. Дж. Эвелин-Уайта, оригинал Жития предположительно был написан в VII в. или раньше, но вопрос датировки требует дальнейшего прояснения (Ibid. P. 111). Греч. версия была издана в 1803 г. прп. Никодимом Святогорцем в составе «Нового Эклогиона» ( Νικδημος Αγιορετης. Νον Εκλγιον. Αθναι, 1975r. Σ. 111-131), затем - И. В. Помяловским ( Помяловский. 1902 (с рус. пер.)). Известна араб. версия (или версии (?); не изд., о рукописях см.: Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 539; Эвелин-Уайт опирался на содержание рукописи Paris. arab. 4796. Fol. 119-169v, XIX в.). От араб. версии (или лежавшей, возможно, в ее основе коптской), очевидно, происходит сказание о П. В., вошедшее в копто-арабский Синаксарь (XIII-XIV вв.) и его эфиоп. версию. В копто-арабской традиции П. В. отождествляется с основателем мон-ря Дейр-Анба-Бишой в Ските (Вади-эн-Натрун). Некий авва Паисий фигурирует в нескольких апофтегмах как брат прп. Пимена Великого (Apophthegmata Patrum//PG. 65. Col. 317), однако Ж. К. Ги предлагает отличать его от П. В., как и Паисия, брата Исаии, о котором пишет в «Лавсаике» Палладий , еп. Еленопольский ( Pallad. Lausiac. 14; Apopht. Patr. (Guy). Vol. 1. Р. 53).

http://pravenc.ru/text/2578681.html

Местное предание сел. Эль-Баяху иначе объясняет чудо перенесения церкви. Во время уборки урожая в Каллине (родной деревне И.) ежегодно справляли свадьбы. В один из таких дней разбойники попытались напасть на церковь, где собралось ок. 100 чел. По молитвам И. церковь вместе с находящимися во дворе целебным источником и деревом была перенесена в Эль-Баяху. Выйдя из церкви, жители Каллина захотели вернуться домой, спустившись на лодке по Нилу к дельте. Перевозивший их лодочник-язычник, удивившись перемещению церкви и тому, что путь по реке вместо недели занял 1 день, принял христианство и обещал отдавать церкви половину доходов. Церковь, посвященная И., расположена в центре сел. Эль-Баяху; к юго-зап. углу храма примыкает высокая колокольня. Совр. здание было построено в сер. XX в. на месте древней церкви V в. В 2007 г. церковь реконструировали. Иконостас датируется 2-й пол. XIX в. Главными святынями церкви являются: рака с частью мощей И. (в сев. стороне, около иконостаса), часовня с купелью и целебным источником (в вост. стороне двора), каменные и деревянные фрагменты старой церкви и часть лодки, на которой жители Каллина вернулись домой, переданная в церковь по завещанию лодочника. Эль-Баяху является центром паломничества коптов, особенно на праздник Вознесения Господня ( Viaud G. Les pèlerinages coptes en Égypte. Le Caire, 1979. P. 47-48). В брошюре, распространяемой в церкви, говорится, что вместе с И. пострадали 2 его брата, что его укреплял в мучениях арх. Михаил и что по дороге в Асьют ему явился Христос. Вероятно, эти подробности являются частью местного предания или восходят к др. редакции Мученичества И. (неясно, были ли 2 брата И. воинами из числа 5 пострадавших с ним). Мощи Описание перенесения мощей И. содержится в араб. рукописи из мон-ря Сирийцев (Дейр-эс-Суриан) в Вади-эн-Натрун 77 в собрании исторических рукописей, fol. 115v - 118r; изд.: Burmester. 1937. P. 53-55). После краткого пересказа сообщения копто-араб. Синаксаря о мученичестве И. отмечается, что 5 воинов, пострадавших вместе с ним, были казнены 9 бауна (3 июня).

http://pravenc.ru/text/1237701.html

Вмч. Исхирион. Роспись ц. прп. Павла в мон-ре прп. Павла. 1713 г. Вмч. Исхирион. Роспись ц. прп. Павла в мон-ре прп. Павла. 1713 г. Сообщение копто-араб. Синаксаря содержит мн. общих мест, характерных для актов егип. мучеников эпохи гонений Диоклетиана; кроме имени правителя Фиваиды и места казни в нем нет исторических сведений об И. По всей видимости, в Синаксаре дается краткое изложение более обширного текста Мученичества. Известны 3 рукописи, содержащие пространное Мученичество И.: 2 из мон-ря прп. Макария Великого (Дейр-Абу-Макар) в Вади-эн-Натрун - 487 74 в агиографическом собрании, XVI в.) и 408 42 в агиографическом собрании, XVIII в.) и 1 из Национальной б-ки Франции (Paris. arab. 4775. Fol. 151r - 179r, XIX в.). Рукописи не изданы, поэтому неизвестно, насколько их текст соответствует данным Синаксаря ( Graf. 1944. S. 519; Zanetti. 1986. P. 61, 73). Упоминаемый в заголовке Мученичества Клодий Кулькиан был префектом Египта в 303-306 гг. Правитель Н. Египта Арриан был его современником и административно ему подчинялся ( Vandersleyen C. Chronologie des préfets d " Égypte de 284 à 395. Brux., 1962. P. 86-90), поэтому с т. зр. хронологии Мученичество и рассказ Синаксаря не противоречат друг другу. Дополнительных исследований требуют также рукописи из собрания Коптского музея в Каире (Cair. Mus. 712 (Hist. 469). Fol. 272r, XIV в., и Cair. Mus. 718 (Hist. 475). Fol. 68r, XVI в.), содержащие конец Мученичества И., но, возможно, в иной редакции ( Graf. 1934. P. 264; Idem. 1944. S. 534). По мнению У. Дзанетти, эти рукописи содержат ту же редакцию, что и парижская, а др. редакцию составляют рукописи из мон-ря прп. Макария ( Zanetti. 1997. Col. 145). Этот исследователь также считает возможным отождествить И. с мч. Исхирионом (пам. зап. 22 дек.), упоминаемым в «Церковной истории» Евсевия, еп. Кесарийского. Чудо перенесения церкви И. В эфиопской версии коптского Синаксаря, в конце заметки об И., повторяющей по содержанию арабский текст, помещено посмертное чудо И. (Le synaxaire Éthiopien. 1907. P. 565-566). Священники одного селения в Н. Египте вели себя недостойно сана. Церковь, где они служили, видимо, была посвящена И., т. к. «святой ждал, когда они покаются в своих преступлениях». Священники продолжали творить беззакония, и по молитвам святого Бог поразил их чумой, они скончались. В это же время жителям сел. Эль-Баяху в Ср. Египте (в 18 км на север от г. Эль-Минья) было видение И. в образе величественного воина на коне. Он попросил их дать ему немного земли, указав копьем на конкретное место. Жители согласились, всадник дал им 100 динариев и исчез. На следующее утро люди обнаружили на указанном месте церковь, которую святой ночью перенес из селения, где умерли нечестивые священники. В этой церкви и рядом с ней совершалось множество чудес.

http://pravenc.ru/text/1237701.html

негусом выглядела как гос. измена. В 1448 г. мамлюки арестовали патриарха Иоанна, подвергли его побоям, обложили штрафом и заставили принести клятву в том, что он впредь не будет поддерживать контакты с Эфиопией без ведома султана. Положение К. Ц. периодически становилось темой обсуждения и в международных отношениях стран Средиземноморья и Передней Азии. В первые десятилетия монг. владычества в Ираке резко укрепились позиции несторианской Церкви Востока , и багдадский католикос почти на равных вел переписку с султаном Бейбарсом, настаивая на соблюдении прав христиан в Египте. Византия, связанная с Каиром традиционно дружественными отношениями, а также влиятельное в Средиземноморье королевство Арагон после всплесков мамлюкских гонений (1301, 1365 и др.) направляли в Египет посольства, ходатайствовавшие о прекращении религ. преследований. В сент. 1440 г. патриарх Иоанн XI принял посланника Римского папы Евгения IV, предложившего К. Ц. присоединиться к Флорентийской унии. Ответ патриарха был составлен в максимально почтительной и выспренней манере, однако Иоанн ни слова не сказал о признании главенства папы и внятно обозначил свои вероисповедные позиции, основанные на учении о единой природе Христа. Андрей, игумен мон-ря св. Антония, был отправлен на Ферраро-Флорентийский Собор как представитель коптов. В февр. 1442 г. он от имени своей Церкви заключил унию с Римом. Возможно, посланник либо превысил полномочия, либо недопонимал, чего от него хотят, считая унию лишь демонстрацией братской любви. В любом случае подписание акта об унии не имело никаких канонических последствий, и контакты коптов с Римом возобновились лишь в следующем столетии. К. А. Панченко Османское правление (XVI-XVIII вв.) Ко времени османского завоевания Египта количество митрополий К. Ц. сократилось до 2-3 (Эфиопской и иногда объединявшихся Иерусалимской и Думьятской), епархий - до 10-12, большинство из которых находилось в В. Египте. На всей территории страны оставалось ок. 110 действующих церквей, преимущественно в городах. Монашеская жизнь сосредоточилась в 5 мон-рях, крупнейшими из к-рых были мон-ри св. Макария в Вади-эн-Натрун и св. Антония в Аравийской пустыне. В остальных обителях проживало по 1-2 насельника, или они были заброшены. Сельское копт. население оставалось без духовного окормления, лишь номинально считалось христианским. Нищее и малограмотное духовенство было неспособно остановить процесс культурной деградации общины. Высокие достижения в церковных науках раннего и зрелого средневековья были в значительной степени утрачены. Прервалась систематическая письменная фиксация церковной истории. На протяжении первых 3 веков османского владычества в среде коптов не появилось ни одного выдающегося богослова. С сер. XV по нач. XVIII в. прекратилась практика мироварения.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Его одежды проработаны мелкими складками, крупная фигура Спасителя занимает все центральное пространство конхи, но при этом компактна благодаря цветовому (хитон прозрачного голубого цвета, гиматий - розового) и композиционному (вписана в медальон) решениям. Христ. искусство периода мамлюков (XIII в.), сохранив традицию упрощенного и жесткого рисунка, приверженность выработанным композициям, типам лиц, оказалось более открытым влияниям искусства др. регионов христ. мира - византийского, западноевропейского, армянского, что сообщило ему большую правильность, сложность, дополнило иконографическими сюжетами (цикл Господских праздников). Характерно, что в егип. среде приживались те приемы христ. искусства, к-рые соотносимы с понятиями линеарного стиля, т. н. аскетической традицией, к-рой оставались чуждыми одухотворенная экспрессия, динамика, утонченность. Выдающийся ансамбль копт. живописи XIII в. сохранился в церкви мон-ря Римлян (Дейр-эль-Барамус) в Вади-эн-Натрун, основанного сыновьями имп. Валентиниана I. Самые ранние (ок. 1200) из композиций, отличающихся индивидуальной манерой,- сцены на стенах центрального нефа ц. Богородицы: «Благовещение», «Встреча Марии с Елисаветой», «Рождество», «Крещение Христа», «Брак в Кане Галилейской» (фрагмент), «Вход Господень в Иерусалим»; на сев. стене: «Сошествие Св. Духа на апостолов»; в верхнем ярусе на вост. стене (во фрагментах) - «Жертвоприношение Авраама», «Встреча Авраама и Мелхиседека» (редкое в копт. искусстве изображение «Причащение, или благословение, Авраама вином»), «Благовещение», «Встреча Марии с Елисаветой», копт. святые; 2-й слой живописи в центральной апсиде: «Христос на троне», «Богоматерь с Младенцем и предстоящими ангелами»; в юж. алтарном помещении ц. Богородицы на вост. стене представлены святые Павел Фивейский, Антоний Великий, Макарий Великий, мон. Иоанн и основатели мон-ря Максим и Домиций, а на юж. стене - святые Пахомий, Моисей Чёрный, Барсум Сириянин, Онуфрий со своим учеником Пафнутием (?) и неизвестный святой.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Иоанн Колов был более склонен к созерцанию, чем к активной деятельности. Apophthegmata Patrum представляют образ анахорета, погруженного в молитву и общение с Богом: он перестал плести корзину только тогда, когда ее край уперся в стену. Тем не менее он всегда был готов помочь монахам и поддержать приходивших к нему за советом. При этом он проявлял безграничное терпение, как в случае с забывчивым братом, трижды приходившим к нему с вопросом и трижды забывавшим слова Иоанна Колова. Благодаря прп. Иоанну этот монах избавился от забывчивости. Квинтэссенцию воззрений Иоанна Колова приводят Apophthegmata Patrum:  " ...я желаю, чтобы человек приобрел понемногу от всех добродетелей. Так, каждый день, встав рано утром, клади начало во всякой добродетели и заповеди Божией с величайшей стойкостью, со страхом и с терпением, в любви к Богу, со всякой готовностью души и тела, с великим смирением, в постоянной скорби сердца и хранении его, в продолжительной молитве и прошениях с воздыханием, в чистоте языка и хранении очей. Если бесчестят тебя, не гневайся; будь миролюбив и не воздавай злом за зло; не обращай внимания на прегрешения других; не оценивай сам себя, но будь ниже всякой твари; отрекись от вещественного и плотского; на кресте, в борьбе, в нищете духовной, в занятии и духовном подвижничестве, в посте, в покаянии, плаче и в подвиге воинском, в рассуждении, в чистоте души, в добром соучастии, в безмолвной работе, в ночных бдениях, в голоде и жажде, в холоде, в наготе и трудах. Закрой гроб твой, как будто ты уже умер, рассуждай всякий час, что смерть рядом с тобой "   . Последние годы преподобный провел отшельником на горе прп. Антония близ Клисмы, где заботы о нем взял на себя один благочестивый мирянин из близлежащей деревни. После смерти прп. Иоанн Колов был похоронен в церкви этой деревни . Спустя 400 лет (т. е. в 804 году), согласно сообщениям Синаксарей, здесь были монастырь и резиденция мелькитского (т. е. православного) епископа. Братии из монастыря прп. Иоанна Колова в Скитской пустыне при содействии коптского патриарха и арабов удалось выкрасть мощи святого и перенести их в Скит. Память этого события отмечается в копто-арабском Синаксаре 29 месоре (22 августа). Позднее она перешла в эфиопский Синаксарь, где отмечается в тот же день, т. е. 29 нахазе. Некоторое время мощи преподобного находились в монастыре прп. Иоанна Колова в Скиту, в настоящее время они хранятся в монастыре св. Макария (Дейр-Абу-Макар) и в монастыре Сирийцев (Дейр-эс-Суриани) в Вади-эн-Натрун .

http://drevo-info.ru/articles/4328.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИТРИЯ [Нитрийская гора; греч. Νιτρα, τ ρος τς Νιτρας], один из крупнейших центров монашества в Египте в IV-VI вв. наряду с Келлиями и Скитом . Расположена на самом краю Ливийской пустыни, в зап. части Дельты, в 15 км к юго-западу от г. Даманхура (М. Гермополь), епископского центра окрестных земель (см. Гермопольская митрополия ). Название Как и большинство топонимов Египта того времени, эта область имела греческое и коптское названия. Греческое наименование «Нитрия» связано с открытыми там месторождениями соды (натр; греч. ντρον), разработка и использование к-рых начались еще в древности. Поскольку смесь натра с маслом служила моющим средством для одежды, монашеская традиция присвоила этому названию символическое значение: место, где смываются человеческие грехи ( Rufin. Hist. mon. 21; Hieron. Ep. 22). Долгое время, несмотря на противоречие топографическим деталям, на к-рые указывает Палладий , еп. Еленопольский, в «Лавсаике», Н. отождествлялась с Нитрийской (Скитской) пустыней (араб. Вади-эн-Натрун); в действительности эта пустыня лежит в 65 км к югу от Н. и там находится Скит. Благодаря исследованию Х. Дж. Эвелин-Уайта стало понятно, что топоним «Нитрийская пустыня» в источниках может указывать и на Скит, и на Н., топоним же «Нитрия» никогда не служит обозначением Нитрийской пустыни и Скита. В копт. источниках встречаются 2 соответствия греч. названию. В документах на бохайрском диалекте (Н. Египет) это «(гора) Пернудж» ( pernouj, ptwou Mpernouj ), что является названием селения, ближайшего к возникшему монашескому центру. Оно существует до сих пор, но его название трансформировалось в соответствии с араб. фонетикой в «Эль-Барнуги» (Эль-Барнуджи). В текстах на саидском диалекте (В. Египет) встречается калька с греч. названия ( ptoou Mpxosm - Натриевая гора), поскольку местные переводчики могли не знать копт. названия селения, расположенного в Н. Египте. Появление слова « ptwou/ ptoou » («гора») может объясняться или небольшим повышением рельефа в этой местности, или, что более вероятно, тем фактом, что одно из значений данной лексемы в копт. языке - монастырь, монашеское поселение. История

http://pravenc.ru/text/2577699.html

После периода расцвета Н. в IV в., когда Руфин называл ее славнейшим из всех егип. поселений ( Rufin. Hist. mon. 21), уже в V в. сведений становится мало, что свидетельствует об угасании жизни в этом месте. Н. и Келлии в 1-й четв. V в. посетила вслед за своей знаменитой бабкой Мелания Римляныня (Младшая). После Вселенского IV Собора (451) в зависимости от христологических установок настоятеля из одних мон-рей были вынуждены уходить противники Халкидонского вероопределения, а из других, наоборот,- его защитники. Напряженная атмосфера заставляла искать спокойного места для подвигов, даже если не было прямой опасности от догматических соперников. Так, буд. патриархи Иерусалимские Мартирий и Илия I (II) перешли из Н. в Иудейскую пустыню, в лавру прп. Евфимия Великого ( Cyr. Scyth. Vita Euthym. 48). Причиной ухода были не столько антихалкидониты Н., сколько антихалкидонитские выступления в Александрии (убийство сщмч. Протерия и восхождение на Александрийскую кафедру Тимофея II Элура ). Нельзя также исключать, что переход был вызван снижением строгости жизни в нитрийских обителях. Иоанн Мосх (сер. VI в.- 619 или 634) уже не приводит в «Луге духовном» никаких сведений о Н. Быстрое угасание монашеской жизни в Н. также было вызвано близостью к заселенным местам. Напр., один из первых учеников Аммона, Нафанаил, пытался перейти жить ближе к людям, но быстро осознал ошибочность этого решения и вернулся в свою 1-ю отдаленную келью. Однако и она ко времени прихода Палладия опустела из-за приближения цивилизованного мира ( Палладий. Лавсаик. 16). Уже от раннеарабской эпохи сохранился подробный рассказ свящ. Агафона, к-рый сопровождал копт. патриарха Александрийского Вениамина I (622-661) во время его путешествия из Александрии в Вади-эн-Натрун для освящения новой церкви в монастыре св. Макария. Поскольку патриарх сразу направился в Келлии, не останавливаясь в Н., в ней, вероятно, уже давно не жили монахи (Hist. Patr. Alex. 1907. [Pt.] 2: Peter I to Benjamin I (661). P. 506; Livre de la consécration du sanctuaire de Benjamin/Éd., trad. R.-G. Coquin. Le Caire, 1975. P. 98-99). Можно предположить, что Н. полностью опустела во времена персид. завоевания (нач. VII в.).

http://pravenc.ru/text/2577699.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010