Троицкий и Благовещенский мон-ри в Муроме. Фотография. 1902 г. Троицкий и Благовещенский мон-ри в Муроме. Фотография. 1902 г. До посл. трети XVII в. каменное зодчество епархии тоже было связано только с Муромом. Большое строительство, заметно изменившее облик этого города, началось в 40-х гг. XVII в. и продолжалось до кон. XVII в., что подтверждается писцовыми документами 1646, 1676, 1678 гг., а также храмозданными надписями. В городе возникли богатые и причудливые ансамбли находящихся рядом жен. Троицкого и муж. Благовещенского мон-рей. «Сросшиеся» друг с другом ансамбли 2 мон-рей представляют редкий пример такого архитектурного содружества, что позволяет говорить о живой творческой мысли местных зодчих ( Вагнер, Чугунов. 1980. С. 148). Строительство в этих обителях связано с именем купца Московской гостиной сотни Тарасия Борисовича Цветнова (Богдана Цветнова). Он известен по документам XVII-XVIII вв. и вкладным надписям на драгоценных церковных предметах, а также из древнерус. «Повести о Виленском кресте» XVII в. Благодаря его возможностям и вкусу город был украшен замечательными памятниками самого высокого уровня (История Мурома и Муромского края. 2001. С. 117). В отношении архитектурных памятников XVII в., сформировавших образ старого Мурома, Г. К. Вагнер и С. В. Чугунов использовали понятие «муромское барокко», которым обозначили характерное сочетание элементов московского барокко, во многом измененных черт владимиро-суздальского зодчества и пышной поволжской архитектуры ( Вагнер, Чугунов. 1980. С. 140-141). Вместо деревянной шатровой церкви были воздвигнуты «сказочные» постройки Троицкого мон-ря, основанного Цветновым в 1643 г. Из документов XVIII в. известно, что «оной строитель Цветнов усмотрел, что от состоящих весьма близко от монастыря… приходской св. Иоанна Предтечи церкви… и бобыльских дворов… имеется застень, вред и опасность, потому что видимость красоты монастыря и церквей Божиих тем отняло». Чтобы ансамбль монастырских зданий выглядел цельно и гармонично, стараниями Цветнова соседняя приходская церковь была перенесена на другое место.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

В Е. м. почитались: с XIII в.- прп. Евфросиния Суздальская, позднее - блж. Евдокия Суздальская ( 1776), блж. Марфа (Сонина; 10 авг. 1803). В 60-х гг. XVIII в. в Е. м. проживала мон. Иоанна, мать еп. Суздальского и Юрьевского Геннадия (Драницына) . Много потрудились управлявшая обителью с 1874 г. игум. Серафима (Лотова) и последняя (перед закрытием в XX в.) игум. Серафима (Селиванова). В нояб. 1906 г. в связи с появившимися у московской полиции агентурными сведениями о намечающемся ограблении Е. м. насельницы получили разрешение на владение 6 револьверами. А. В. Маштафаров Постройки Собор в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы впервые упоминается в писцовой книге Суздаля 1627-1629 гг.: «На монастыре церковь каменная Ризоположения Пречистыя Богородицы да придел благоверныя княжны Евфросинии Суждальские». Однако точная дата постройки храма и придела неизвестна, в писцовой книге сообщается, что это «строение прежних государей и ныняшняго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Руси». Ризоположенский собор. Сер. - 2-я пол. XVI в. Фотография. 2004 г. Ризоположенский собор. Сер. - 2-я пол. XVI в. Фотография. 2004 г. Исследователи расходятся в датировке собора: от 20-х гг. XVI в. до 2-й пол. XVI в. Г. К. Вагнер без ссылки на к.-л. источники датировал возведение собора 20-ми гг. XVI в. (Старые рус. города/Автор-сост.: Г. К. Вагнер. М.; Лпц., 1988. С. 394), М. А. Ильин, П. Н. Максимов, В. В. Косточкин - 30-60-ми гг. XVI в. (История рус. иск-ва/Ред.: И. Э. Грабарь. М., 1955. Т. 3. С. 363). Н. Н. Воронин , также датировавший собор 20-ми гг. XVI в., указал на возможное ктиторство фаворита вел. кн. Василия III Иоанновича И. Ю. Поджогина. Трехглавие собора ученый объяснял ориентацией на кремлевский Рождественский собор Суздаля, рухнувший к этому времени ( Воронин. 1958. С. 196, 200). И. В. Арзамасцев предположил, что было 2 этапа строительства собора: возведение - в 20-х гг., перестройка - во 2-й пол. XVI в. ( Арзамасцев И. В. Ист. справка о Ризоположенском мон-ре в г. Суздале//ВСНРПУ. 1986. Архив 17402). А. Д. Варганов датировал постройку собора ок. 1580 г. и предположил участие в сооружении храма новгородских мастеров, «быть может из числа тех «сведенных» новгородцев, которые в большом количестве были поселены Иваном IV в Суздале» ( Варганов. 1944. С. 28-29); позже он пришел к выводу, что собор возвели к сер. XVI в. ( Он же. 1971. С. 74). В. В. Косаткин, Н. Н. Ушаков, М. Ф. Достоевский и В. Т. Георгиевский относили строительство ко 2-й пол. XVI в. ( Косаткин. 1906. С. 249-251; Ушаков. 1913. С. 31; Достоевский. 1917. С. 30-38; Георгиевский. 1900. С. 49), В. В. Седов - к 70-м гг. XVI в. ( Седов. 2000. С. 187-190).

http://pravenc.ru/text/187868.html

1898. Вып. 5. С. 437, 326). Церковь во имя свт. Николая Чудотворца (Николы Набережного) в Муроме. 1700–1717 гг. Фотография. 2016 г. В тот же период «монастырским иждивением» в муромском Благовещенском мон-ре над воротами возвели ц. первомч. архидиак. Стефана (1716). По своему типу это обычный одноглавый «посадский храм», только поставленный на 2-пролетный с проездными арками 1-й ярус (перестроен в 1836-1839). По формам и декору он заметно скромнее муромских церквей XVII в. и не наследует форм «муромского» барокко, однако гармонично сочетается с др. строениями мон-ря. Так, глухой цилиндрический барабан на его кровле и по размерам, и по деталям (висячие колонки, соединенные арочками) очень близок к угловым барабанам Благовещенского собора ( Беспалов. 1971. С. 74-75; Вагнер, Чугунов. 1980. С. 145, 148; История Мурома и Муромского края. 2001. С. 184). Образцом переходного стиля между русским («московским») и европейским барокко является в Муроме храм свт. Николая Чудотворца (Николы Набережного) (1700-1717), который строился на средства московского свящ. Димитрия Христофорова (родом из Мурома). В плане почти квадрат, завершенный на востоке 3-частной апсидой, основной объем вытянут по вертикали, 2-светный, перекрытый сомкнутым сводом с 5 главами на глухих барабанах. Имея общие композиционные черты с постройками города XVII в., эта церковь отличается деталями нового времени - «петровского» барокко: пучки колонок на резных консолях по углам здания; наличники окон из подобных же колонок и с разорванными фронтонами; декоративные арки вместо закомар, почти шлемовидные по форме купола. Особенно придавали храму европ. вид колокольня более поздней постройки с круглыми окнами-люкарнами вместо слухов и купольным завершением вместо шатра, а также трапезная в стиле ампир (1803). Несмотря на смешение стилей, архитектура Никольской ц. не выглядит эклектично; она является последним самобытным сооружением муромских зодчих ( Беспалов. 1971. С. 69-72; Масленицын. 1971. С. 24; Вагнер, Чугунов. 1980. С. 151-152; История Мурома и Муромского края. 2001. С. 184-185). Близкой ей по архитектурным формам, но более изящной по пропорциям является Вознесенская ц. в Муроме в самом центре города (1729; главы и колокольня снесены в 1930, восстановлены в 2000-2001; в наст. время - кафедральный собор города). По храмозданной грамоте, строился он «тщанием комиссара Осипа Иванова Названова, бургомистра Василия Смольянинова и бывшего подьячего Алексея Герасимова» (Опись древних церквей г. Мурома//Науч. арх. МИХМ. 29. Л. 15/19). При составлении генерального плана 1788 г. это здание стало одной из важнейших архитектурных доминант, на к-рую были ориентированы главные магистрали города. От храма свт. Николая сильно отличаются форма и размещение куполов Вознесенской ц., где крайние главки на тонких барабанах отодвинуты на края кровли, что сближает ее с церковными постройками Суздаля ( Беспалов. 1971. С. 72; История Мурома и Муромского края. 2001. С. 185).

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСТРОМСКОЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ» ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Собор в честь Воскресения Христова на Дебре. 1628–1645 гг. Фотография. 2009 г. Собор в честь Воскресения Христова на Дебре. 1628–1645 гг. Фотография. 2009 г. (Костромской и Галичской епархии), находится в г. Костроме. Основан решением Свящ. Синода РПЦ от 16 июля 1993 г. при соборе в честь Воскресения Христова на Дебре. «Дебрей» называли низину, поросшую лесом. Впервые Воскресенская ц. упоминается в писцовой книге 1628 г.: «в посаде по Дебре» стояли деревянные шатровый храм Воскресения Христова с приделом вмц. Екатерины и клетская ц. святых Космы и Дамиана с приделом вмч. Георгия Победоносца. Между 1628 и 1645 гг. вместо деревянного был построен каменный Воскресенский храм - 5-главый, 4-столпный, 3-апсидный, окруженный галереей, на к-рую с севера, юга и запада вели 3 увенчанных шатрами крыльца. Зап. крыльцо с шатровым верхом по сложности и живописности архитектурных форм «похоже на маленький храм». Крытая лестница на галерею вместе с крыльцом и 3-шатровыми воротами образует «архитектурную прелюдию к основному объему храма» ( Вагнер. 1980. С. 364). С севера к храму примыкает увенчанный 3 рядами кокошников придел святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Перед церковью были выстроены св. ворота с 2 арочными проемами, увенчанные 3 шатрами и украшенные белокаменными вставками с резными изображениями льва, единорога, птицы Сирин и неясыти. Воскресенский храм представляет собой «наиболее цельный в Костроме тип храма русского зодчества периода расцвета, золотой поры его» ( Лукомский Г. К. Об архит. памятниках Костромы и их худож. значении//Зодчий. 1913. 17. С. 193). Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». 1802 г. Фотография. Нач. ХХ в. Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». 1802 г. Фотография. Нач. ХХ в. Воскресенский храм был построен на средства костромского купца К. Г. Исакова ( ок. 1645; погребен в подклете Воскресенского храма). Трехсвятительский придел был освящен 12 июня 1650 г., а основной храм - 12 окт. 1652 г. В 1650-1652 гг. храм и галерею расписала артель художников, во главе которой стоял, вероятно, известный костромской изограф Василий Ильич Запокровский ( 1656). Сохранился уникальный резной иконостас (возможно, 50-х гг. XVII в.) из Трехсвятительского придела.

http://pravenc.ru/text/2458883.html

Во 2-й пол. XIX в. в курортных городах Г. стали организовываться приходы и строиться церкви для приезжавших из России, напр. ц. во имя Всех святых в Бад-Хомбурге (1899) или в честь Преображения Господня в Баден-Бадене (1880-1882), излюбленном курорте состоятельных рус. семей. Среди приезжавших туда были Н. В. Гоголь (с 1836 по 1844), В. А. Жуковский (с 1848 поселился в Баден-Бадене), Л. Н. Толстой (в 1844). С 1862 по 1869 г. И. С. Тургенев постоянно жил в Баден-Бадене, где написал роман «Дым», в его доме бывали Й. Брамс, Ф. Лист, К. Шуман, Дж. Мейербеер, Р. Вагнер и др. Баден-Баден посещали И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, Вл. С. Соловьёв и Ф. М. Достоевский . Храмы в Г. имели постоянных прихожан, собственное управление и духовенство, там, где не было священников, служили священники из ближайшего прихода. Зарубежные приходы РПЦ, согласно указу Свящ. Синода, подчинялись митрополиту С.-Петербургскому. Церковь Всех святых в Бад-Хомбурге. 1899 г. Архит. Л. Н. Бенуа. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Церковь Всех святых в Бад-Хомбурге. 1899 г. Архит. Л. Н. Бенуа. Фотография. 90-е гг. ХХ в. К сер. XIX в. начался процесс взаимопроникновения рус. и нем. культур в Г., появился интерес к Православию со стороны католич. и протестант. церквей. В числе духовных лиц, к-рые способствовали расширению знаний немцев о Православии и рус. православных о Г.,- прот. Иоанн Базаров, служивший с 1844 г. в Висбадене и Штутгарте, священники Николай Яновский и Стефан Сабинин, диак. Иоанн Сперанский и Василий Ладинский в Веймаре, к-рые выступили с инициативой перевода богослужебных и катехизаторских текстов на нем. язык. В 1857 г. для общины в Александровке (Потсдам) нек-рые части литургии св. Иоанна Златоуста были переведены на нем. язык с параллельным приложением церковнослав. текста в транслитерации. В 1859 г. диак. Иоанн Сперанский опубликовал «Последование Святого и Великого дня Пасхи и Вечерни Троицы». Важным этапом в переводе правосл. текстов на нем. язык было издание труда архиеп. Филарета (Гумилевского) «Призыв святости: Из догматического богословия» (1878). Висбаденский прот. Сергий Протопопов опубликовал «Службу Иоанна Златоуста, аранжированную для мужского хора» (1891).

http://pravenc.ru/text/529057.html

Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы с переходом и лестничной башней. Фотография. 2002 г. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы с переходом и лестничной башней. Фотография. 2002 г. К нач. XX в. в обители существовали следующие здания. Собор в честь Рождества Пресв . Богородицы построен в 1751-1758 гг. на месте храма, воздвигнутого, возможно, в 1157/58 г. Первоначально собор являлся центром дворцового ансамбля Боголюбова, вероятно, в посл. четв. XII в. стал монастырским. Стены собора XII в. сохранились по всему периметру на уровне 3 рядов каменной кладки. Древний собор был одноглавым, трехапсидным, четырехстолпным, круглые столпы-колонны, увенчанные резными капителями, «корунами», были расписаны под мрамор. Столпам отвечали изнутри плоские лопатки. Светлый и просторный внутренний объем был роскошно декорирован с использованием меди и золочения («издну церкви от верха и до долу, и по стенам, и по столпом ковано золотом, и двери же и ободверье церкви златом же ковано и бяшеть же и сень златом украшена, от верха и до деисиса», согласно «Повести об убиении Андрея Боголюбского» - ПСРЛ. Т. 2. Стб. 581-582). Пол был выстлан полированными плитами красной меди (на хорах - глазурованной цветной плиткой с изображением птиц и орнаментов); листами золоченой меди были покрыты закомары и порталы (гвозди с фрагментами позолоченной медной оковки сохранились на косяках и колонках зап. портала). Храм был расписан фресками (выполнены, очевидно, в 50-х гг. XII в. греч. иконописцами) и насыщен «церковным строением»: иконами, священными сосудами (в их числе знаменитый «ерусалим злат с камении драгими», см. иерусалимы ), тканями, книгами и др. («иконами многоценными, златом и каменьем драгим и жемчюгом великым безценныи»). Снаружи по периметру собор охватывал характерный для средневек. владимиро-суздальских храмов аркатурно-колончатый пояс, архивольты перспективных порталов были украшены орнаментальной резьбой, цоколь имел выразительный аттический профиль, стены членились сложно профилированными пилястрами с тонкими полуколонками. Г. К. Вагнер полагал, что в тимпанах центральных закомар располагались скульптурные композиции в технике белокаменного рельефа (при археологических раскопках найдены их фрагменты: жен. маски, изображения птиц и зверей; 3 резных изображения львов были вмонтированы в кладку собора XVIII в.). Богомольцы и гости кн. Андрея сравнивали Рождественский собор с храмом Соломона; ближайшим его архитектурным аналогом является ц. Покрова Пресв. Богородицы на Нерли.

http://pravenc.ru/text/149505.html

Горячий Ключ. Часовня Георгия Победоносца. /// Епархия неизвестна Часовня. Действует.   Освящена в честь: Георгия Победоносца Год постройки:2018. Адрес: Россия, Краснодарский край, г. Горячий Ключ, выезд из города по трассе М4 в направлении Краснодара Координаты: 44.663264, 39.16353 Проезд:часовня располагается в нескольких десятках метров от от федеральной трассы «М-4» Дон на её 1383-м километре. Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Мемориальный комплекс ЧВК «Вагнер» с часовней находится под Горячем Ключом неподалёку от реки Псекупс. Мемориал воинов ЧВК выполнен в виде прямоугольных чёрных стен на которых нанесены личные номера и копии наград. В алтарной части часовни написана большая фреска святого Георгия Победоносца. Кроме того, на территории находится несколько бронзовых скульптур, в честь военных, совершивших подвиги в Сирии и других горячих точках. Само кладбище, где покоятся бойцы расположено в станице Бакинской, что в 20 км от мемориального комплекса. Храм был построен ближе к осени 2018 года. Часовня выглядит необычно. Византийский купол, строгий барабан, а само здание храма строгой правильной прямоугольной формы. Надпись над часовней гласит: «Благословен грядый во имя Господне». Этими словами жители Иерусалима приветствовали Иисуса Христа, постилая на дороге перед ним свои одежды и пальмовые ветви – символ триумфа. Библейская фраза взята из «Осанны», где признаётся наследие царства вечного…В центре главной аллеи среди невысоких пока ещё деревьев установлен памятник. Несколько лет назад после открытия часовни указывалось, что он посвящён борцам с международным терроризмом. Его установили в память российских солдат, погибших в Сирии. Неподалёку есть ещё один памятник. По легенде, его возвели в память о Романе Заболотном и Григории Цуркане, попавших в плен к террористам в Сирии. Они прикрывали своих боевых товарищей до конца, уничтожив множество террористов и спасая жизни боевых товарищей. Об их судьбе ничего неизвестно. http://www.kuban.kp.ru/daily/26891/3936253/ Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=59484

Барятино. Барятинский Софийский женский монастырь. Собор Софии, Премудрости Божией. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1903-1904 гг. по благословению еп. Рязанского и Зарайского Димитрия (Сперовского) в Д. м. был возведен 2-этажный кирпичный собор во имя мц. Софии (вместимостью 600 чел.), а также колокольня с 8 колоколами (самый большой весил 242 пуда). 17 сент. 1904 г. еп. Рязанский и Зарайский Аркадий (Карпинский) освятил главный престол на верхнем этаже. 25 апр. 1906 г. настоятель скопинского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря Рязанской епархии архим. Иосиф освятил нижний храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Известен проект собора, составленный архит. А. Шестерниковым, по к-рому он должен был напоминать Успенский собор во Владимире (Вагнер, Чугунов). Собор был построен с элементами визант. и рус. стилей. Крестообразный в плане основной объем собора был увенчан высоким куполом, трапезная и притвор с колокольней располагались на одной оси. Судя по всему, храм был одной из версий неосуществленного проекта церкви Воскресения Христова на Крови в С.-Петербурге И.С. Богомолова (1882). Колокольня также имела завершение, напоминающее обелиск, а фасады были украшены высокими 3-частными окнами. Однако тяготеющая к центричности композиция первоисточника приобрела здесь удлиненные пропорции. http://www.pravenc.ru/text/171347.html Комментарии и обсуждение На фото К.Силкина рухнувшая колокольня Софийского собора. Башни на фото В.Поваляева и А.Меньшикова, это дом настоятельницы Барятинского Софийского монастыря. Объедините это в одно. В 1676 году в Барятино упоминается Храм Архистратига Михаила, действовавший до 1932 года, но он разобран на строительные материалы, месторасположение церкви было на старом сельском кладбище (информация Данковского краеведческого музея и жителей села Барятино.) С уважением, Светлана Шебанова г.Данков. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=29488

Калугино. Церковь Николая Чудотворца. Церковь Святителя Николая Чудотворца Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Никольская церковь расположена в юго-восточной части Калугино и хорошо просматривается с дальних подходов к селу. В XVIII веке в селе располагались три владельческих усадьбы с деревянными господскими домами, два пруда и деревянный храм Николая Чудотворца, построенный помещиком Лихаревым в 1771 году. Датировка существующего каменного храма концом XIX века произведена ориентировочно по времени широкого распространения официальной линии " русского стиля " (1880-1890-е гг.). Церковь каменная, трехпрестольная, один из престолов был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского. Три престола устроены в ряд. Размер храма в ширину больше, чем в длину. Известны имена трех настоятелей, служивших в этом храме: иереи Иоанн, Василий, Евгений. В советское время церковь была осквернена. Использовалась сначала как клуб со сценой на месте главного Престола. Были уничтожены главки и верхние ярусы колокольни. Заложен арочный проем между храмом и притвором; изменено покрытие алтарной части. Была пробита северная стена и сделаны широкие ворота. Храм стал использоваться как машинотракторная мастерская. В алтаре была устроена кузница. Часть храма была использована как склад минеральных удобрений. В настоящее время храм восстанавливается на средства прихожан. Источник: pserpuhov.ru ... Село Калугино во второй половине XVIII века входило в состав Тарусского уезда Калужской губернии. В " Описании к Калужскому атласу " 1782 года владельцами села указаны А.В. Лихарев, М.М. Бобрищев-Пушкин, и П.Г. Михайлова. В селе располагались три владельческие усадьбы с деревянными господскими домами, два пруда и деревянная церковь Николая Чудотворца. Эта церковь, существовавшая на месте позднейшей кирпичной церкви, была выстроена Лихаревым в 1771 году. В XIX веке в селе часто меняются владельцы. В 1812 году село принадлежало действительному тайному советнику Н.И. Иванову, а в 1848 году село покупают супруги А.И. и Е.А. Вагнер. О постройке в селе каменной церкви мы не располагаем пока никакими сведениями. Известно только, что в 1882 году, когда составлялась опись церковных памятников Калужской губернии, в селе Калугино все еще стояла старая деревянная церковь.

http://sobory.ru/article/?object=07310

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ОМСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Омский Крестовоздвиженский собор, 14 июля 2009. Фотография с сайта sobory.ru В 1862 году Густав Христианович уезжает на жительство в столицу и присылает оттуда денежное пожертвование на строительство храма. Новый генерал-губернатор Западной Сибири А.О. Дюгамель выбрал под строительство " свободную площадь " на границе Кадышевского и Бутырского форштадтов. Первоначальный проект храма принадлежал старшему городовому архитектору Ф.Ф. Вагнеру, выполнившему смету и чертежи в ноябре 1861 – январе 1862 года. В 1863 году проект был " улучшен в некоторых частях " в Санкт-Петербурге в Департаменте проектов и смет архитектором-художником К. Лазаревым. Сооружалась церковь " под наблюдением по технической части " омским городовым архитектором Э.И. Эзетом. Зодчие Ф.Ф. Вагнер и В.К. Гейде в мае 1870 года освидетельствовали постройку. Благотворителем и добровольным строителем вновь заложенного храма выступил омский купец первой гильдии Григорий Петрович Андреев, православный христианин, казах по национальности. Омский Крестовоздвиженский храм в нач. XX века К 1867 году храм был возведен, на его главах установлены кресты. Однако из-за неожиданной кончины Г. П. Андреева завершение строительства затянулось еще на 3 года. Торжественное освящение однопрестольного каменного храма состоялось 22 сентября 1870 года. Освящал его, как и при закладке, святой праведный Стефан Омский . 12 февраля 1896 года был освящен второй престол в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " . Деятельность прихода в кон. XIX - нач. XX века С 1891 года при церкви начала функционировать церковно-приходская школа для девочек. Помещалась она в собственном деревянном здании и содержалась на средства церкви, Святейшего Синода и местного городского общества. В 1901 году состоялось открытие народных чтений при Крестовоздвиженской церковно-приходской школе религиозно-нравственного, исторического и литературного содержания.

http://drevo-info.ru/articles/24022.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010