«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» ( Быт.3:1 ). Этот змей (евр. – нахаш) вступает в беседу с Евой, из чего ясно, что это не обычный змей. Внешне он похож на дракона с египетских и вавилонских памятников, передвигается с помощью ног, и его образ связан с языческим культом рептилий. Также этот образ напоминает демона Хаоса. Совершенно неважно, вселился ли диавол в змея, принял ли вид змея или змей есть просто символ диавола. Сравнение змея с другими животными имеет целью подчеркнуть его тварную природу. Апокалипсис прямо отождествляет дракона-змея с диаволом: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную» ( Откр.12:9 ). Важно, что Господь попускает диаволу-змею искусить человека. Это искушение является чем-то вроде действия катализатора в химической реакции. Человек может прожить жизнь, имея потаенный порок, и ничего не знать об этом. Однако когда создается экстремальная ситуация, этот порок становится явным, и он или преодолевается, или понуждает к дальнейшему его преодолению. Вот и змей обострил ситуацию, понудив человека активизировать свою позицию. В тварной личности для выяснения факта любви необходимо некоторое несовпадение желаний. Когда любовь проявляется как жертвенный отказ от своего ради другого, тогда для самой личности становится ясным наличие любви или ее отсутствие. Любовь возможна и при совпадении желаний, но судить о ее наличии может только Всеведущий Бог. Богу было необходимо, чтобы человек познал свое истинное состояние и не обманывался в самом главном. Искушение Евы представляет тонкий обман. «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» ( Быт.3:1 ). Это мнимое неведение имеет целью завести разговор, поставив человека в положение разъясняющего. Не видя опасности, Ева отвечает: «…плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» ( Быт.3:2 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Израиль является народом-странником. Проникаясь культурой народов, среди которых ему суждено было жить, израильтяне тем не менее не теряют своего собственного лица, духовного облика и веры в свое призвание. Израильская культура была тем горнилом, в котором сплавлялись воедино духовные ценности дохристианского человечества. Лучшее, что было в Вавилоне, Египте, в Ханаанских государствах, в Греции, нашло свое воплощение в ветхозаветном религиозном культе. Призвание Израиля было делом великим и ответственным. Это была ответственность не только перед собой, но и перед всем миром. Вся ветхозаветная история проходит под знаком исхода. Исход Авраама в Харран из Ура Халдейского; исход из рабства египетского в Землю обетованную; исход из плена вавилонского в Святую Землю и построение храма. Исход из обрядовой религиозности в духовное созерцание грядущего Мессии. Как говорит историк Ахерн, величайшим исходом был исход Израиля в христианство, который совершила лишь часть народа («Исход в вечность», Цюрих, 1955). Наш известный философ и религиозный деятель о. Сергий Булгаков называет еврейскую историю осью мировой истории. «Народ Христа, — говорит он, — есть особый народ. Не в том смысле, что он выше или лучше других народов, но в том, что через свою религиозную миссию явился как бы представителем всего человечества перед Богом и именно как представитель всего человечества он несет на себе весь комплекс противоречивых начал: универсализм пророков, национальную узость законников, апостольское благовестие и бездуховный рационализм». Историей великих еврейских патриархов Авраама, Исаака и Иакова начинается история еврейского народа, история религии Ветхого Завета, приведшей к порогу Евангелия. «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение: Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:1-3). Вот великое обетование, данное Аврааму при первом явлении ему Господа.

http://sedmitza.ru/lib/text/432087/

Именно с пантеизмом связана знаменитая индусская «терпимость» – разрешение называть божество любыми именами. Все равно, какое имя – потому что вообще все равно, потому что все в мире есть Бог. Но если Бог есть личность, но если Бог отличим от мира, если мир не есть Бог – то возможна ошибка. Бог в некотором смысле создает мир вне Себя («из ничто»), и если человек прикипит своим сердцем к тому, что не есть Бог, – он может остаться вообще без Бога. Вне Бога есть огромный по человеческим меркам мир: в нем можно заблудиться. А в конце концов – и задохнуться. Поэтому в монотеистической религии немыслимо поставление рядом с Творцом еще каких-то иных поклоняемых сущностей. Вот как Библия описывает грех, выбросивший за рамки Священной истории жителей Самарии: «Сделал каждый народ и своих богов… Между тем чтили и Господа» ( 4Цар. 17:29-32 ). Именно – «между тем». По сути они осуществили мечту современной нецерковной интеллигенции об объединении всех религий – «Господа они чтили, и богам своим они служили» ( 4Цар. 17:33 ). Самария была основана израильтянами в начале IX века до Р. Х. В 722 г. до Р.Х. она после трехлетней осады была взята ассирийской армией. Местное еврейское население было депортировано в Мидию. Земли же были заселены ассирийскими и вавилонскими переселенцами. Причиной этой этнической катастрофы Библия называет возрождение в Израиле языческих религиозных стереотипов – «и оставили все заповеди Господа, и поклонялись всему воинству небесному» ( 4Цар. 17:16 ), то есть на место почитания Бога поставили игры с «космическими иерархиями». «И проводили сыновей своих и дочерей чрез огонь, и гадали, и волшебствовали, и предались тому, чтобы делать неугодное в очах Господа» ( 4Цар. 17:17 ). Итог этих оккультно-языческих игрищ: «И прогневался Господь сильно на Израильтян, и отверг их от лица Своего» ( 4Цар. 17:18 ). Без защиты же Бога еврейский народ становился бессилен. Своими мечами, своей силой он не смог защитить свои города. Первые годы жизни язычников-переселенцев на самарийской земле были весьма трудны. Несчастия, навалившиеся на них, они поясняли тем, что, переехав в другую страну, они сохранили почитание своих прежних богов и не озаботились умилостивлением «местного бога» – «Бога той земли» ( 4Цар. 17:26 ). Так они решили принять почитание Иеговы, почитание Бога Библии. Однако их позиция была позицией религиозного синкретизма: они полагали, что возможно чествование Бога Библии и поклонение иным, языческим богам. «Народы сии чтили Господа, но и истуканам своим служили. Да и дети их и дети детей их до сего дня поступают так же» ( 4Цар. 17:41 ).

http://azbyka.ru/satanizm-dlja-intellige...

Имя - это тоже символ, и не просто сакральный, а один из самых важных! Культы и религии разных народов согласно говорят: дать имя - значило обозначить свою власть над именованным, знать его - пользоваться этой властью над носителем имени. Поэтому личное имя верховного правителя или местного божества крайне редко произносилось вслух, его знали только посвященные, для профанов оно было зашифровано каким-либо экзотерическим знаком, словом, надписью, изображением. Например, знание имени того или иного демона, в представлении магов, как древних, так и современных, дает возможность без последствий управлять этой силой (насколько наивное, настолько и опасное заблуждение!). Подлинное имя партийного идола, покойно почивающего в самом сердце России, на Красной площади Москвы, табуировано по сей день: для подавляющего большинства населения он и сейчас «Ленин», как об этом сообщает надпись над входом в капище, а не вавилонский кровожадный бог, имя которому Вил! Как получение нового имени при Крещении человека, так и его перемена, например, при монашеском постриге, это ни что иное, как защитное действие, покров над именованным, его одновременное посвящение, обновление и недоступность для противной стороны. Цитата из «Откровения» Апостола Ивана: «Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего... и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба.., и имя Мое новое» (Откр. 3: 12), «...и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2: 17). Но ведь это о нас сказано! Ведь это мы живем в некогда белокаменной Первопрестольной, которая строилась во образ Небесного Иерусалима! Вот только не все имена столичных улиц сегодня соответствуют небесному Первообразу. И хотя двадцать лет назад рождались инициативы по возвращению исторических имен городам, площадям и улицам, но тема эта была аккуратно свернута и закрыта. Не поэтому ли бесноватые «болотные» кикиморы в балахонах и позволяют себе устраивать пляски на Лобном месте России и в храме Христа Спасителя? А новые «удальцовы» организовывают по всей стране массовые шествия и встречи- meeting- и с той разрушительной силой, которая стоит за их спинами? Как остановить эти и подобные им демон-страции?

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/22/...

Интересы религии для него стояли на первом плане; ради них он не обратил внимания и на то, что угрожает ему в случае нарушения царского указа. По обычаю всех благочестивых достаточных иудеев, пророк имел в своем доме особую горницу, служившую ему постоянной молельней. По описанию археологов, подобные горницы устраивались с задней стороны дома, на одном из двух задних углов или над задним крыльцом; сюда обыкновенно удалялись для отдыха и уединения от шума и суеты городской жизни, – особенно же для молитвы 1393 . Окна такой горницы в доме пророка Даниила были обращены в сторону Иерусалима, и пророк, открывая их на время молитвы (как бы для живейшего воспоминания о разрушенном храме, – месте особенного присутствия Иеговы 1394 , трижды в день 1395 преклонял колена 1396 и изливал пред Богом горячую молитву, воспевая ему хвалебные гимны. Этого благочестивого обычая пророк не оставлял и теперь, несмотря на то, что, в случае доноса, ему грозила страшная казнь. Между тем, враги Даниила пристально подсматривали за ним, чтобы в удобное время застать его, так сказать, на месте преступления. Узнавши чрез своих шпионов, когда и где пророк совершает свою обычную молитву, они однажды целой толпой вошли к нему в молельню и застали благочестивого старца за молитвой и песнопениями. Тотчас отправились они к царю и сказали ему: «не ты ли подписал указ, чтобы всякого человека, который в течение тридцати дней будет просить какого-либо бога или человека, кроме тебя, царь, бросать в львиный ров?» Царь отвечал: «это слово твердо, как закон мидян и персов, не допускающий изменения». Видя, что царь сам признает изданный им указ ненарушимым, сановники приступили к решительному обвинению царского любимца: «Даниил, который из, пленных сынов Иудеи, не обращает внимания ни на тебя, царь, ни на указ, тобою подписанный, но три раза в день молится своими молитвами» 1397 . Царь, услышав донос на своего любимца, не только не рассердился и не велел сейчас же казнит его (как, может быть, думали доносчики), но напротив – сильно опечалился и стал придумывать средство, как бы спасти обвиняемого старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Иоанн теперь слышит голос некоего высшего Ангела, который называет Новый Иерусалим скинией. Более конкретно, само выражение «скиния Бога с человеками» говорит об универсализме Нового Иерусалима. Ветхий Завет такого выражения не знает. Скиния, в которой обитает Бог на земле, – образ пребывания Бога с Израилем, а не с какими-то «человеками». Иначе говоря, в Откровении даже в таких на первый взгляд незаметных деталях преодолевается национальный характер ветхозаветной религии. Вера выходит на всемирные просторы всех «человеков». Но вспомним, что такое «скиния». Это слово – греческое. Оно означает шатер, походную палатку, но в библейском словаре оно уже давно утеряло смысл временного местожительства. Первоначально же скиния представляла собой ту палатку в пустыне, которая была обустроена как прообраз будущего храма. В этой палатке обитал Бог, сопровождая народ Израиля во время его странствия по пустыне. Со временем скиния стала символом присутствия, близости и помощи Божьей. Но слово скиния имеет и другой важный оттенок. По своему звучанию это греческое слово похоже на совсем другое по значению, еврейское слово шехина, слава Божья, сияние присутствия Божьего. Звуковое подобие (скиния-шехина) привело к тому, что люди не могли подумать об одном, не подумав о другом. Другими словами – сказать, что скиния, палатка Божья, будет среди людей, означало то же, что шехина Божья, слава Божья, будет с людьми. В Ветхом Завете шехина время от времени появляется как сияние, как светящееся облако, которое приходило и уходило. Так, например, мы читаем об облаке, которое наполнило святилище при освящении Соломонова храма: «Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар.8:10–11 ). В Новом Иерусалиме слава Божья не будет чем-то мимолетным; она будет постоянно пребывать с народом Божьим. «Они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их». Эта так называемая формула Союза повторяется на протяжении всего Ветхого Завета, но свое начало берет в книге Левит: «Поставлю жилище Мое среди вас… и буду ходить среди вас, и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» ( Лев.26:11–12 ). Тоже мы читаем у пророка Иеремии: «Я… буду им Богом, а они будут Моим народом» ( Иер.31:33 ), у пророка Иезекииля: «И будет у них жилище Мое, и буду их Богом, а они будут Моим народом» ( Иез.37:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

«Итак, речь идет здесь о сновидении. Бог, не ожидавший, пока Авраам, Иаков и другие заснут, чтобы явиться им, при Соломоне начинает менять свои привычки и ожидает, пока тот начнет видеть сны. Пусть будет так. Но тогда каким образом все это стало известно? Значит, Соломон сам рассказал кому-то свой сон? И так от одного к другому, переходя из уст в уста, этот рассказ дошел до автора Третьей книги Царств, жившего во времена Вавилонского пленения? Довольно все-таки странно, не правда ли? Богословы скажут — это их конек! — что появление бога во сне не уменьшает божественности видения: церковь признает сны божественные и сны диавольские. Сон человеческий, утверждают служители религии, может быть результатом „сверхъестественного“ влияния и не бывает случайным. Примем на минуту это положение. Допустим, что бог действительно явился Соломону. Все-таки Соломон спал и, следовательно, находился не в достаточно полном сознании, чтобы говорить или отвечать. Если бы сам римский папа увидел бы себя во сне богохульником, плюющим на просфору, никто из кардиналов не вменил бы ему этого в вину. Если бы Соломон выбрал во сне славу и богатство, это не имело бы ровно никакого значения. Лучше было бы, если бы бог, задав вопросы, дал Соломону время проснуться, и тогда тот лучше сообразил бы, что надо ответить богу. Ответ бодрствующего человека, избирающего мудрость и пренебрегающего всем прочим, был бы заслугой. Но раз он спал, ответ не в счет: он ровно ничего не стоит. Тем не менее этот бесподобный бог был очарован…» В полемическом задоре Таксиль (получивший, кстати, блестящее религиозное образование в иезуитской школе) явно «передергивает» факты. В случае с Соломоном Бог отнюдь не «меняет Свои привычки». Согласно Библии, именно во сне Он открыл Аврааму, что его потомки будут 400 лет угнетаемыми в чужой земле ( Быт. 15:12-16 ). Во сне Иакову открывается лестница между небом и землей, и в этом же сне Господь обещает сохранить его везде, куда бы тот ни пошел ( Быт. 28:11-16 ). Во сне же Бог открывался всем пророкам, включая и такого великого, как Самуил. Исключение в этом смысле с религиозной точки зрения составлял только Моисей (Моше), о чем прямо от имени самого Бога говорится в «Пятикнижии»: «И сказал: слушайте слова Мои: если и бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем — он верен во всем дому Моем. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях…» ( Чис. 12:6-8 ).

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/?f...

Казалось бы, что Езекия своей настойчивой и ревностной деятельностью почти тридцатилетнего царствования достиг своей великой цели и идолопоклонство было погребено под пеплом его жертвенников. Но религиозное пламя точно так же скоро погасло, как быстро вспыхнуло и зарделось, и преемник же Езекии, Манассия, снова призывает к жизни мнимого мертвеца, заканчивая свою деятельность в этом отношении новым осквернением храма и доводя «Иудей и жителей Иерусалима до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых» ( 4Цар.21:1–16 ; 2Пар.33:1–11 ). Все, что сделал он, по возвращении своем из плена ( 2Пар.33:15–16 ), не могло уже уничтожить сделанного раньше им же самим на благодарной в этом отношении почве ( 2Пар.33:17 ). Ожившее при Манассии и поддержанное в свое время Амоном ( 4Цар.21:20–22 ; 2Пар.33:22–24 ), идолослужение могло уже смело противостоять и последней попытке восстановить истинное богопочитание, предпринятой Иосией. По свидетельству кн. Царств ( 4Цар.22:2 ) и Паралипоменон ( 2Пар.34:2 ), это был верный и ревностный подражатель своего великого предка, Давида, не уклонявшийся от путей его ни направо, ни налево. На основании библейских свидетельств деятельность его можно представить в следующих чертах. Прежде всего был очищен храм: царь повелел первосвященнику Хелкии вынести оттуда все, что было там посвященного языческим богам и что своим присутствием оскверняло его; все это и было удалено и сожжено вне Иерусалима ( 4Цар.24:4 ). Далее следовало очищение от «мерзостей языческих» Иерусалима и его окрестностей. По повелению царя и в его присутствии были разрушены жертвенники Ваала; статуи, резные и литые кумиры чужих богов были разбиты в прах и рассыпаны на гробах тех, кто приносил им жертвы; посвященные языческим богам дубравы были вырублены и кости жрецов сожжены ( 2Пар.34:4–6 ); общей участи идольских жертвенников подвергся и знаменитый своей древностью жертвенник вефильский ( 4Цар.23:15 ). Теперь идолослужение внешним образом было уничтожено, и благочестивому царю предстояло закрепить в сознании и жизни своего народа положительные начала истинной религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как Сын Божий, имеющий сделаться Сыном Человеческим, Иисус Христос, «входя в мир, по свидетельству Св. Писания, говорит «Отцу Небесному: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне» ( Евр.10:5–6 ), и «не Ангелов восприемлет Он, говорит Апостол, но восприемлет семя Авраамово» ( Евр.25:16 ); воспринимая же естество человеческое ( Евр.2:14 ; Ин.1:14 ), Иисус Христос, чрез свою всемирноискупительную жертву, становится Примирителем человека с Богом, Искупителем греха и вечным Предстателем со креста пред Богом за грешное человечество ( Кол. 1:19–20 ; Еф. 2:14–16 ; Евр.7:25–27 ): «Он и одесную Бога, говорит Апостол Павел, Он и ходатайствует за нас» ( Рим. 8:34 ). На этой же священной основе единства рода человеческого и как бы отражения одного человека в другом утверждается пред Богом и вера, заступающая одних в лице других: Авраам молит Господа за содомлян, и Господь обещает помиловать грешных жителей даже ради десяти праведников ( Быт.18:32 ); Моисей, предстательствуя пред Богом на Синае, заступает собою весь сонм народа израильского, и Господь не только удерживает Свой гнев от истребления согрешившего народа, но и обещает продолжить все особые благодеяния, сему народу бывшие от Бога ( Исх.32:3–34; 33:1–14 ); перед разрушением Иерусалима царем вавилонским Господь говорит устами прор. Иеремии к народу иудейскому: «походите по улицам Иерусалима и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, и не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим» ( Иер.5:1 ). В Евангельских повествованиях мы находим много примеров веры заступающей, предстательствующей пред Иисусом Христом за одних в лице других: дочь хананеянки получает исцеление по вере своей матери ( Мф.15:28 ); сын царедворца исцеляется ( Ин.4:50–53 ), а дочь Иаира из мертвых воскрешается ( Мк.5:36 ) по вере своих родителей; по вере сотника получает исцеление его любимый слуга ( Лк.7:3–10 ); наконец, в Евангельском повествовании об исцелении разслабленного в Капернауме, которого принесли к Иисусу Христу четверо на одре, мы читаем: Иисус Христос, «видя веру их – принесших – сказал человеку тому: «чадо, прощаются тебе грехи твои! " » И потом, в силу той же веры принесших, исцелил разслабленного от его телесного недуга ( Мк.2:35 ; Лк.5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

Какие же основы вероучения, какие понятия об отношении Бога к человеку можем мы передать ребенку в возрасте от семи до девяти лет? Дети уже могут воспринять Бога как Творца вселенной. Религиозное значение эта идея получит только в том случае, если дети ощутили в какой-то мере красоту и чудесность окружающего их мира. Школьные учебники, к сожалению, отделываются сентиментальными фразами о красоте звезд, облаков и гор. Детей важно научить удивляться естественным событиям. Например, слова Библии: " И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящие плод " - обретут для детей больше значения в том случае, если мы покажем им эти процессы. В классе можно выполнить простые опыты, можно показать фильм о росе растений. Так же можно проиллюстрировать другие аспекты творения. Дети могут нарисовать плакаты, рассказывающие о воде, о значении огня, атмосферы и т.д. Учителю полезно ознакомиться с учебниками по естественным наукам для тех же классов и, используя учебный материал, с некоторой долей фантазии проиллюстрировать историю творения. Это поможет ребенку преодолеть пропасть, отделяющую то, что он узнает о мироздании в храме, от того, чему его обучают в школе, пропасть, с которой начинается превращение религии в " изолированную комнату " , " воскресное знание " - не имеющее ничего общего со знанием " будничным " . Дети могут воспринимать Бога как нашего защитника и покровителя. И здесь мы призваны учитывать детский жизненный опыт, врожденную способность познавать вещи путем сравнения. О всевозможных авариях и трагических происшествиях ребенок узнает из телепередач, они составляют ежедневную пищу для ума. Такие библейские повести, как рассказ о трех отроках в печи вавилонской, нельзя иллюстрировать как доказательство того, что не надо бояться огня. Подлинный смысл рассказа - в ответе отроков царю: " Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану не поклонимся " . (Дан. 3, 17-18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2021...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010