В заключение нашего чтения не можем не высказать нашим почтенным слушателям тех мыслей, которые навеяла на нас выбранная нами тема. Книга Бытия, в 11-й главе своей, повествует нам о безумном предприятии, которое задумали однажды древние люди при немалой степени своей культуры. Они вознамерились построить высочайшую башню, вершина которой касалась бы неба. «Сотворим себе имя»! Объединим свои силы! – вот их гордый мотив для такого предприятия. Не напоминает ли миросозерцание большинства представителей науки нашего времени в некотором отношении древнее столпотворение Вавилонское? Видя, что теперь люди все более и более разъединяются, и, не желая понять того, что такое разъединение их является прямым результатом упадка религии и усиления человеческого эгоизма, – современные ученые стараются уничтожить это разъединение не возвращением человечества к Богу, но только внешним, чисто механическим способом. Они хотят показать, что могут сами, своими силами достигнуть задуманной ими централизации, – образовать общество без Бога, с одними земными идеалами. Человечество, его земное процветание и материальное благоденствие, – вот их девиз. Страшно становится при виде такого нового столпотворения. Вспомним, как наказал Господь строителей древней Вавилонской башни: Он смешал их языки и рассеял по всей земле. Как бы и нынешним ревнителям человеческой централизации и самоусовершенствования не подвергнуться еще б о льшему разъединению! Как бы им не услышать от праведного Судии строгого и, вместе любвеобильного обличения и увещания: «ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся»! ( Апок. 3, 17–19 ). Дай Бог , чтобы нынешние отрицатели грехопадения человека и сторонники учения о его самоусовершенствовании скорее поняли всю ложь своей теории и поспешили бы, сознав свое бессилие, за помощью к Тому, Кто взял на Себя наши немощи и болезни и Своею крестною смертию примирил нас опять с правосудием Божиим! Только на вере в Него основано истинное счастье людей; только следуя за Ним, может человечество достигнуть истинного и полного прогресса и своего великого назначения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Arsenev/...

В заключение нашего чтения не можем не высказать нашим почтенным слушателям тех мыслей, которые навеяла на нас выбранная нами тема. Книга Бытия, в 11-й главе своей, повествует нам о безумном предприятии, которое задумали однажды древние люди при немалой степени своей культуры. Они вознамерились построить высочайшую башню, вершина которой касалась бы неба. «Сотворим себе имя»! Объединим свои силы! – вот их гордый мотив для такого предприятия. Не напоминает-ли миросозерцание большинства представителей науки нашего времени в некотором отношении древнее столпотворение Вавилонское? Видя, что теперь люди все более и более разъединяются, и не желая понять того, что такое разъединение их является прямым результатом упадка религии и усиления человеческого эгоизма, – современные ученые стараются уничтожить это разъединение не возвращением человечества к Богу, но только внешним, чисто механическим способом Они хотят показать, что могут сами, Своими силами достигнуть задуманной ими централизации, – образовать общество без Бога, с одними земными идеалами. Человечество, его земное процветание и материальное благоденствие, – вот их девиз. Страшно становится при виде такого нового столпотворения. Вспомним, как наказал Господь строителей дровней Вавилонской башни: Он смешал их языки и рассеял но всей земле. Как-бы и нынешним ревнителям человеческой централизации и самоусовершенствования не подвергнуться еще большему разъединению! Как-бы им не услышать от праведного Судии строгого и, вместе любвеобильного обличения и увещания: «ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся»! ( Апок. 3, 17–19 ). Дай Бог, чтобы нынешние отрицатели грехопадения человека и сторонники учения о его самоусовершенствовании скорее поняли всю ложь своей теории и поспешили-бы, сознав свое бессилие, за помощью к Тому, Кто взял на Себя наши немощи и болезни и Своею крестною смертью примирил нас опять с правосудием Божиим! Только на вере в Него основано истинное счастье людей; только следуя за Ним, может человечество достигнуть истинного и полного прогресса и своего великого назначения.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-g...

В эту ночь Ангел Господень поразил всех первенцев в Египте, но проходил мимо «Песах» еврейских семей, у которых косяки дверей были окроплены кровью жертвенного агнца. Точная этимология слова не установлена. Возможно, что «Песах» переводится и как «переход». Еще до Исхода из Египта у еврейских пастухов был большой весенний праздник, когда приносили в жертву ягнят первого приплода. Это видно и из Танаха. «После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали [ему]: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне. Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его и отпустил [сынов] Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу. Они сказали [ему]: Бог Евреев призвал нас; отпусти нас в пустыню на три дня пути принести жертву Господу, Богу нашему, чтобы Он не поразил нас язвою или мечом» ( Исх.5:1-3 ). Исход наполнил праздник иным смыслом. Пасха стала праздником чудесного избавления евреев из египетского рабства. Некоторые библеисты «прохождение» объясняют как исход, смену места. Пасхальный агнец прообразовывал Агнца Божия – Господа Иисуса Христа. Дверные косяки, смоченные кровью агнца, – прообраз Креста. Сам Исход (как спасение от рабства) прообразовывал Христово Воскресение (Пасху) как освобождение от рабства греху и смерти. На второй день Пасхи начинался праздник опресноков. Таким образом, Пасха праздновалась 8 дней – с вечера 14-го по 21е число месяца Нисана. Каждая семья в 14й день во дворе святилища приносила в жертву ягненка, который, по надлежащем приготовлении, спекался. В память первоначального окропления кровью агнца косяков кропили жертвенник кровью закланного агнца. Агнца съедали полностью, с пресным хлебом и горькими травами, вечером 14-го Нисана, тотчас по захождении солнца. В царский период и после Вавилонского плена в праздник были введены обряды умовения рук, благословления вина и хлеба. Начинали пасхальную трапезу (седер) с вина, разбавленного водой. Затем вкушали пасхального агнца, с пресным хлебом – «мацот» (поспешность бегства евреев), горькими травами (горечь египетского рабства) и густым соусом из фиников, смокв, винограда и уксуса.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Ведь Исаия был за два поколения до вавилонского плена. Итак, каким же образом о Том, Кого проповедали за пятнадцать поколений ранее пророки, что Он — Бог, о Ком Моисей говорил: «Слушай, Израиль, Господь Бог твой — Господь един», о Ком то же самое восклицал Самуил, о Ком это же проповедовал, конечно, и Давид, о Ком тоже именно предсказывал и всякий пророк, — повторяю: каким же образом о Нем говорит пророк Исаия: « Ты Бог сокровенный » ( Ты бо еси Бог, и не ведехом ), если только поистине не намекает на Спасителя, Который был, конечно, тогда, но оставался незнаемым? Словами « Ты Бог сокровенный » ( Ты бо еси Бог, и не ведехом ) пророк порицает не свое неведение, но воспринимает на себя лицо народа. Учение « Ты Бог сокровенный » ( Ты бо еси Бог, и не ведехом ) стоит в соответствии со словами: « Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее » ( Господи, высока Твоя мышца, и не ведеша ) (Ис. 24:11). И, однако, что он мог сказать: « Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель » ( Ты бо еси Бог, и не ведехом, Бог Исраилев, всех Спас ) (Ис. 45:15); послушай ангелов, говорящих и благовествующих пастырям: « не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам Спаситель Который есть Христос Господь » (Лук. 2:10, 11). «Ты Бог Израилев, всех Спаситель. Будут постыжены и посрамлены противящиеся Тебе; и со стыдом пойдут» (Ис. 45:15, 16), потому что станут подобными несуществующим и обветшают, как одежда. «Противящимися» он называет тех, которые проявляют противодействие слову. Если ты скажешь эллину или кому–либо другому, чуждому истинной религии, что есть Бог, то он не спорит; а если скажешь, что есть Христос, то он приходит в неистовство, как говорит в одном месте и блаженный Давид: « Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля! » ( Господь воцарися, да гневаются людие; седяй на херувимех, да подвижится земля ) (Пс. 98:1). Кто «восседает»? Не ясно ли, что Тот, к Которому говорит тот же самый пророк (т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Вышеприведенная цитата прекрасно показывает, какое значение имеют законы и правила в иудейской религии. Их понимание как некоего абсолюта является типичным лишь для правил и законов, приведенных в Торе, — установлений, данных Богом . Следующее различие также весьма характерно: египтяне должны были любить своих правителей , в то время как иудеи — Господа и его закон. Для иудеев все, данное Богом, совершенно. Он есть источник всех абсолютных ценностей, и, значит, должен существовать способ, как выйти за рамки законов человеческих. В окружающих культурах господствовало божество (почти всемогущее), тогда как у иудеев главенствовал закон . В случае, если обязанности, возложенные на человека Богом, вступают в противоречие с законами, установленными людьми, то за разрешение такого конфликта отвечает индивидуум лично; иудей не может просто взять и присоединиться к большинству, даже если законом это разрешено. Этика, понятие добра всегда выше всех местных законов, правил и привычек: «Не следуй за большинством на зло и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды» . Кочевая свобода и городская неволя После освобождения евреев из египетского рабства ключевыми ценностями иудейского мышления становятся свобода и ответственность. Евреи изначально считались кочевым племенем и предпочитали независимость и свободу передвижения. Такой образ жизни они ставили выше оседлого городского, казавшегося им унизительным . Евреи были пастухами, а занятие земледелием потребовало бы от них оседлости. Иудейскому идеалу соответствует райский сад, а не город . Во многих местах Ветхого Завета намеками и аллюзиями проявляется презрение к городской цивилизации или наблюдается тенденция видеть в ней греховный и унизительный образ жизни. Возведению печально известной Вавилонской башни предшествует: «И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» . Авраам для себя выбирает пастбища, а Лот поселяется в (к сожалению, греховных) городах Содом и Гоморра . Многочисленные намеки того же плана появляются даже в Песни Песней, где влюбленные могут предаваться любви в садах и в других местах вне города, в то время как эпизоды, действие которых происходит в городе, производят гнетущее впечатление.

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

Да и нет ничего дурного в том, что пророчества какого-то другого человека, жившего позднее, но продолжавшего ту же самую пророческую традицию, были присоединены к словам Исайи. Точно так же складывались другие библейские книги, например, Притчи Соломоновы или Псалтирь Давидова – к текстам, написанным Соломоном и Давидом, в более поздние времена были добавлены другие подобные тексты, как недвусмысленно указывают и сами эти книги. В Псалтири же есть 136-й псалом «На реках вавилонских», которого Давид, живший задолго до плена, написать не мог (о нем шла речь в 27-й главе). Не то чтобы он не мог этого предугадать, просто это не было его личным опытом, подлинным переживанием. Впрочем, иногда дистанция, на которой «работает» пророчество, огромна. Вслушаемся в слова благословения, которые дает Ной своим сыновьям: «благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» ( Быт 9:26–27 ). Какие народы считаются в Библии потомками трех сыновей Ноя? От Иафета произошли европейские народы, от Сима – семиты (арабы и евреи), среди которых зародились все три монотеистические религии, а от Хама, отца Ханаана – африканцы. Разве не напоминают нам слова Ноя об истории Нового времени, о колонизации, рабовладении, распространении монотеистических религий по всему миру? Есть и такие пророчества, исполнение которых, может быть, предстоит увидеть только нашим дальним потомкам – и таких в Библии очень много. Вот, например, из книги Исайи: «Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» ( Ис 65:25 ). Речь явно идет о грядущем царствии Божием… но как же понимать эти слова? Волк и лев станут вегетарианцами? Но это физиологически невозможно; более того, такой травоядный лев явно утратит всю свою «львиность». Кто- то предпочитает видеть здесь символику: мол, под разными животными имеются в виду люди, одни из которых угнетают и пожирают других. Но скорее, здесь речь идет о каком- то удивительном мире, где не будет ни зла, ни страданий, ни смерти, даже в животном мире. Видимо, это будет действительно совершенно новый мир, с новыми телами для живых существ, и сейчас мы просто не в состоянии представить себе это в деталях. Ведь пророчество их и не дает, оно только указывает главное.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Да и нет ничего дурного в том, что пророчества какого-то другого человека, жившего позднее, но продолжавшего ту же самую пророческую традицию, были присоединены к словам Исайи. Точно так же складывались другие библейские книги, например, Притчи Соломоновы или Псалтирь Давидова – к текстам, написанным Соломоном и Давидом, в более поздние времена были добавлены другие подобные тексты, как недвусмысленно указывают и сами эти книги. В Псалтири же есть псалом «На реках вавилонских» (Пс 136), которого Давид, живший задолго до плена, написать не мог. Не то, чтобы он не мог этого предугадать, просто это не было его личным опытом, подлинным переживанием. Впрочем, иногда дистанция, на которой «работает» пророчество, огромна. Вслушаемся в слова благословения, которые дает Ной своим сыновьям: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему (Быт 9:26-27). Какие народы считаются в Библии потомками трех сыновей Ноя? От Иафета произошли европейские народы, от Сима – семиты (арабы и евреи), среди которых зародились все три монотеистические религии, а от Хама, отца Ханаана – африканцы. Разве не напоминают нам слова Ноя об истории Нового времени, о колонизации, рабовладении, распространении монотеистических религий по всему миру? Вслушаемся и в слова, которыми благословил Господь Измаила, предка арабов: он будет между людьми, как дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих (Быт 16:12). А ведь вплоть до VII века от Р. Х., то есть спустя много веков после того, как это пророчество было записано в книге Бытия, не было ни огромных арабских стран, ни великой арабской культуры, ни арабского языка как языка ислама – только небольшие кочевые племена в Аравии, на краю тогдашнего мира. Конечно, и они в какой-то мере исполняли это пророчество, но в последующие века его смысл раскрылся полнее. Мост в будущее Есть и такие пророчества, исполнение которых, может быть, предстоит увидеть только нашим дальним потомкам – и таких в Библии очень много.

http://foma.ru/chto-takoe-prorochestvo.h...

Давид многократно рискует жизнью за своих овец, и Господь также говорит, что «Я пастырь добрый, душу Свою полагаю за овцы свои»   Будучи помазанником Божиим, Давид подвергается преследованию, презрению и отторжению. А Христос и есть Помазанник, то же происходит и с Ним. Давида принимают с радостью, после того, как он был изгнан своим сыном Авессаломом. И в конце Нового Завета мы слышим радостный крик христиан последних времен: «Ей гряди Господи! Маранафа!»   Особые признаки, которые есть здесь. Со времени Иисуса Навина, за исключением случая с Гедеоном и Маноей не было больше видений и прорицаний. Бог тогда не был с людьми. С появлением Самуила, появляются пророки и пророчицы и прорицание продолжается до Вавилонского пленения. Мы подошли к серьезному месту в жизни Давида — к рассказу о его грехе. Всякий союз подразумевает известные условия. Точно так же, как и Завет Божий не есть просто обетование, но и требование. Именно здесь обнаруживается, что если человек полностью отдает себя на служение Богу, то он должен исполнять все, что Бог ему завещал. Бог Израиля — не Бог какого-то одного царя, но Бог, который взыскует правду и для которого все люди одинаково ответственны за свои поступки. И тот самый пророк Нафан, который изрек благословение на род Давида, при других обстоятельствах выступает как гневный обличитель и судья того же царя. Этот эпизод имеет громадное значение для понимания ветхозаветной религии и ее отношения к царской власти. Вы знаете, каким образом произошло это грехопадение. Давид замечает Вирсавию и так как эта женщина была очень красива, он пускает слуг разведать: чья это женщина? «И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина. Он послал слуг взять ее; и она пришла к нему и он спал с ней»   Давид взял ее без всякого зазрения совести, хотя у нее был муж. Это пример восточного деспота, несправедливого царя. Когда же женщина узнала, что она беременна, она сказала об этом Давиду и после этого Давид понимает, что уже трудно сохранить тайну.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

…Ездра, сын Сераии,... сын Аарона первосвященника... В помещаемом здесь родословии Ездры опущены шесть предков Ездриных (от Мераиофа до Азарии), – как это открывается по сравнению с 1Пар. 6:7–9 . Ст. 6. …Сей Ездра вышел из Вавилона... Ниже указывается время этого исшествия, именно, седьмой год Артаксеркса. Таким образом, история Ездры начинается около 57 лет спустя после описанных выше происшествий; ибо от шестого года Дария Гистаспа, в который совершилось освящение храма, и до седьмого года Артаксеркса, внука Дариева, сына Ксерксова, протекло около 57 лет. …Он был книжник, сведующий в законе Моисеевом… Это звание, по общему мнению, утвердилось за Ездрой ради того, что он пересмотрел все книги ветхого завета и восстановил их в прежней чистоте, исправив все неправильности, вкравшиеся в них или от небрежности священников, особенно, в последние царствования нечестивых царей Иудейских, или от ошибок писцов, и от времени. А также, полагают, что он заменил древние еврейские письмена божественных книг халдейскими; ибо еврейский язык стал забываться, выходить из общего употребления и заменяться халдейским. Говорят, что при сем и другая была цель у Ездры, – именно, чтобы, как можно резче провести грань между народом Божиим и еретическими Самаритянами, у которых остался в употреблении древний еврейский язык. …И дал ему царь все по желанию его, так как рука Господа Бога его, была над ним… Из этого примечания видно, что сам Ездра обратился к царю с просьбою и хлопотал у него о позволении идти во Иерусалим и устроить тамошние дела. Можно полагать, что, по устроении храма и открытии богослужения, ревность Иудеев к своей религии ослабела, и закон стал забываться. Узнав об этом, Ездра счел своей прямой обязанностью идти в Иерусалим для устроения тамошних дел. Ст. 9. …в первый день первого месяца было начало выхода из Вавилона, и в первый день пятого месяца он пришел в Иерусалим, так как благодеющая рука Бога его была над ним… Четыре месяца путешествия Ездры из вавилонских областей к Иерусалиму, – время весьма небольшое, если принять во внимание трудность пути, многочисленность путевых опасностей, а также и то, что с путешественниками находилось много женщин, детей и стад. Потому-то священная книга замечает, что благодеющая рука Божия была над путешественниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Завтра же возвращайтесь в пустыню Чермного моря. Детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда; а ваши трупы падут в этой пустыне. По числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, сорок лет вы будете нести наказание за вину свою и узнаете, что значит быть оставленным Мною». И поднял Он руку Свою на них, чтобы низложить их в пустыне, низложить племя их в народах и рассеять их по землям. Первое вскоре исполнил: десять соглядатаев, которые своими рассказами возмутили народ, тотчас же поражены были смертию пред скиниею (Числ. гл. 14), другие померли в пустыне во время сорокалетнего странствования; а последнее прещение Господь Бог привел в исполнение в последующие времена, когда евреи еще большими грехами раздражали Его, частию во времена пленения вавилонского и пред наступлением его, частию же во время разорения Иерусалима и Храма, при владычестве римлян, как это видно из последующей истории. Пс.105:28-31 И причастишася Веельфегору и снедоша жертвы мертвых: и раздражиша его в начинаниих своих, и умножися в них пленение. И ста Финеес и умилостиви, и преста сечь: и вменися ему в правду, в род и род до века.     Причастишася значит: приобщились, вошли в общение, присоединились. Веельфегору – то же, что: Ваалфегору. Ваалфегором назывался идол у язычников-моавитян, которые привлекли к нему, к поклонению ему, часть израильтян, живших незадолго до завоевания земли Ханаанской в Ситгиме, против Иерихона, в долине Иорданской, где находился и Фегор, местопребывание названного идола. Сладострастные оргии входили в число обрядов божествам халдейской религии, к которым принадлежал и Ваалфегор (Лопухин А. П. Толковая Библия. Т. 1. С 567. Репринт. Стокгольм, 1987). В книге Чисел (гл. 25) повествуется: жил Израиль в Ситгиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ жертвы их и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваалфегору. И воспламенился гневом Господь на Израиля. И сказал Господь Моисею: «Возьми всех начальников народа и повесь их Господу пред солнцем, то есть до восхода солнца, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010