А о всемъ писати к теб, государю, вскоре стало нельз. А путем стану, государь, милости у Христа прося, стану елика сила моя может промышлять. А о боярин и о дворянех теб, государю, от самого мене вдомо будет, какъ сподобитъ Богъ очи твои видеть, а что было нужне, и то тебе писано. А дьяка судомъ Божиим не стало, утонул на море, лодью его розбило, и которые были люди, и т вс потонули майя въ 16–й де[нь] в неделю, и лодьи его останокъ на море нашли на полы переломлена, и под лодьею иконы, которые у него были, узнали, да подушка; а с нимъ сынъ его, Петръ, да Иванъ Пустынников, да твоей, государевы, мастерской полаты портной мастер Игнатей с ученики, да два подьячих, да люди его, да богомольцев, а сколько человкъ – и о том писано к теб, государю, преже сего. А про иной всякой случай, аще изволит очи твои государевы видть, все будет вдомо. А я, богомолец вашъ, о вашем, государеве. многолтном здравии Бога молю и челом бью. А что во многолтии вселенских патриарх поминать, и то зело блага, какъ ты, государь, писал. Примечания Л. 1 ...к рабу Божию Василью, а своему и нашему о Боз другу... – Василий (Вавила) Босой, юродивый, «странный брат наш», как его называл в своих письмах к новгородскому митрополиту Никону царь Алексей Михайлович. Впервые о нём государь пишет в связи с сообщением о кончине патриарха Иосифа: «И ты, владыко святый, помолись и с Васильем Уродивым, сииречь нашим языком с Вавилом, чтоб Господь Бог дал нам пастыря и отца». Говоря о том, что патриарх боялся бесчестия, Алексей Михайлович писал: «Чаю, владыко святый, аще и в далнем ты разстоянии с нами, грешными, едино то ж речеши, что отнюдь того не бывало, что его, света, отставить или ссадить с безчестием. Ты сему помышлению нашему свидетель... Свидетель и странный брат наш Василей, чаю, и он то ж речет, что отнюдь в помышлении нашем того не бывало у нас». В конце статейного списка юродивый упомянут вновь: «И тебе б, владыко святый, пожаловать сие писание сохранить и скрыть в тайне... пожаловать тебе, великому господину, прочесть самому, не погнушаться мною, грешным, и моим рукописанием непутным и несогласным. Да пожаловать бы тебе, свету моему, велеть да и брату нашему Василью Босому прочесть сию грамоту и список сей» – Бартенев 1856, 167, 175, 184; ср.: 210, 211. Судя по содержанию писем царя к митрополиту Никону, Василий Босой был наперсником Алексея Михайловича, поверенным самых сокровенных его замыслов – Панченко 1984а, 136–137.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Иван Косогоров. Родился в 1879 году в крестьянской семье на Владимирщине. Обучался вцерковно-приходской школе. 10 декабря 1903 года поступает в Зосимову пустынь. Поставлен на послушания переплетчика и каменщика. 21 декабря 1905 года зачислен в указную братию монастыря. 23 марта 1911 года принял постриг. 6 января 1912 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священнослужения несет послушание на клиросе и свечном заводе. «Очень хорошего поведения». Иеродиакон Зосима Захар Кукса. Родился 1876 году в крестьянской семье Волынской губернии. Грамоте обучался дома. Женат не был. Служил в армии. Запасной нижних чинов. 19 апреля 1901 года поступает в Зосимову пустынь. Несет послушание на конном дворе. 9 марта 1910 года по увольнении военным начальством зачислен в указную братию. 7 апреля 1910 года принял постриг 4 мая 1914 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священнослужения несет послушание кровельщика и на клиросе. «Очень хорошего поведения». Иеродиакон Викентий Вавила Изветков. Родился в 1880 году в семье мещан города Меленкова Владимирской губернии. Окончил городское училище. 2 февраля 1898 года поступил в Зосимову пустынь. Принял послушание в портновской. 13 декабря 1906 года зачислен в указную братию. 23 марта 1911 года принял постриг. 15 ноября 1915 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священно-служения несет послушание закройщика в портновской. «Очень хорошего поведения». Иеродиакон Ириней Иван Рахманов. Родился в 1882 году в крестьянской семье Московской губернии. Грамоте обучался дома. 6 января 1907 года поступает в Зосимову пустынь. Несет послушание на конном дворе. 27 января 1913 года зачислен в указную братию. 15 марта 1913 ода принял постриг. 18 ноября 1915 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священнослужения несет послушание слесаря. «Очень хорошего поведения». Иеродиакон Фаддей. Федот Сальников. Родился в 1883 году в крестьянской семье Пензенской губернии. Грамоте обучался дома. 29 сентября 1905 года поступает в Зосимову пустынь. Несет послушание на скотном дворе. 5 июня 1909 года зачислен в указную братию. 12 марта 1914 года принял постриг. 26 марта 1917 года рукоположен в иеродиакона. Наряду с чредой священнослужения несет послушание просфорника и на клиросе. «Очень хорошего поведения». Иеродиакон Виссарион

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Арханг. Д. 37. Требник. 1550-е гг. 4°. 260 л. Записи: л. 55–66 «Сию книгу поп Федор продал священнику Сергию Потребник и руку приложил, а денег взял четыре гривны, лета 7110 генваря в 22 день». Содержание: л. 90 об.–116а – чины исповеди; л. 91 об.–94 – поновление; л. 97–100 – поновление; л. 103–108 – поновление; л. 249 об.–253 об. – чин причащения больного; л. 251 об.–253 об. поновление священникам. Описание: Описание РО БАН. Т. 8, вып. 1. С. 41. Арханг. Д. 38. Требник. 1560-е гг. 2°. 464 л. Записи: л. 6–10 – «Продал сию книгу Потребник Софеискии дьякон Вавила Федоров сын и подписал своею рукою» (XVI в.); л. 462 – «Се яз, Федор Федоров сын, переплетщик, продал есми сию книгу Потребник старцу Сергею иконописцу, и какова притча ся станет и мне ся очищати, и руку приложил свою лета 7070 девятаго марта 20 день»; л. 6 об.–11 об. – «Вдовои поп Илья Юрьев сын отдал су книгу к Троице живоначальнеи Сииского монастыря Антоньевы пустыни игумену Питириму з братьею в дом, отдал поп Илья по своих родителех, подписал поп Илья своею рукою» (XVI в.); л. 1 – «Книга сия живоначальные Троица Антоньева монастыря Сииского» (XVI –XVII вв ). Содержа ни е: л. 65 об.– 84 чин исповеди; л. 70–71 – Наставление-вопросник; л. 71–74 – вопросник мужчинам (М-Арханг. 38); л. 74–76 – вопросник женщинам (Ж–Арханг. 38); л. 76–78 об. – поновление мирянам; л. 78 об.–81 поновление; л. 84–111 – чин исповеди; л. 86–87 об. – Наставление-вопросник; л. 87 об.–88 – вопросник о вере (ВВ- Соф. 869 ); л. 88–89 об. – поновление; л. 90–93 – поновление; л. 93–94 об. – вопросник инокам (Основная редакция); л. 94 об.– 96 об. поновление; л. 96 об.–97 об. – поновление инокам; л. 97 об.–99 – вопросник священникам (Основная редакция); л. 99–101 об. – поновление священникам; л. 107 – поучение о делах, избывающих грехи; л. 109 об.–111 – правило о епитимьях («Наставление о заповедях»); л. 111–114 об. – чин причащения больного. Описания: Описание РО БАН. Т. 8, вып. 1. С. 42–44; Викторов А.Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Северной России. С. 96, 169; Белова Л.Б., Кукушкина М.В. К истории изучения и реконструкции рукописного собрания Антониево-Сийской библиотеки. С. 184, 306.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Дафна издавна пользовалась большим уважением у язычников. Вследствие того там будто бы еще Селевк, царь сирийский, построил великолепный и обширный храм Аполлона. Там же поставлена была прекрасная статуя Аполлона и Дафны. Язычники верили еще, что один текущий там источник имел пророчественную силу и приходящим к нему давал возможность предузнавать будущее. Потому в Дафне в прежнее время славился оракул Аполлона. Так, рассказывали, что у дафнийского источника император Адриан, будучи еще частным человеком, получил предсказание о будущем его воцарении, только, не желая, чтобы и другие могли знать будущее, он приказал засыпать этот источник. Пред воцарением Юлиана Дафна была украшена роскошными гостиницами, банями и другими красивыми зданиями. Отчасти по поводу древнего о ней сказания, эротического свойства, а более по красоте и приятности местоположения, Дафна была любимым местом для гулянья молодых людей, также для тайных свиданий и вообще для разных эротических похождений. Когда при Констанции сирийским наместником сделался Галл, брат Юлиана, то, чтобы по возможности воспрепятствовать разным распутствам, совершавшимся в Дафне, он построил там христианский храм и повелел перенести в него мощи св. Вавилы. Как местный мученик св. Вавила пользовался благоговейным почитанием у антиохийцев. Но Юлиан необдуманно оскорбил его священную память, и тем окончательно вооружил против себя антиохийских христиан. Это случилось так. Открыв давно заключенный дафнийский храм Аполлона, Юлиан оказал ему почтение более прочих, потому окружил его новым рядом роскошных колонн и приносил Аполлону многие жертвы, возлияния и курения. Сверх того, он приказал открыть древний священный источник в Дафне, имеющий будто пророчественную силу, и вздумал восстановить давно замолкший оракул Аполлона дафнийского. Приготовляясь к войне против персов и спрашивая об исходе ее у разных прорицателей, Юлиан вздумал спросить и дафнийского оракула, почтив предварительно Аполлона жертвами и дарами. Оракул, однако же ничего не отвечал.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Скачать epub pdf Разные. Похвалы святым Похвальная беседа о святом отце нашем Мелетие, архиепископе Антиохии великой, и о ревности собравшихся 406. Духовное родство с пастырем Похвальная о св. Мелетии. Когда он прибыл в город в самом начале, и вы приняли его, каждый из вас называл свое дитя его именем, думая чрез это имя ввести святого в дом свой, и матери, минуя отцов, дедов и прадедов, давали новорожденным детям имя блаженного Мелетия. Минь. Т. II. С. 516 Творения Т. II. С. 558 Похвальная беседа о святом мученике Лукиане 407. Малое число слушателей проповедника Похвальная о святом мученике Лукиане января]. Чего боялся я вчера, то и случилось, сбылось ныне: когда прошел праздник, ушел с ним вместе от нас и народ, и собрание у нас сделалось меньше. Я знал вполне, что это случится, однако не отменил поэтому поучения, так как хотя не все, слушавшие вчера, оказали повиновение, но не все и непослушны оказались; а это не мало для нас в смысле утешения. Поэтому и сегодня я не уклонюсь от поучения, так как если и не чрез нас, то чрез вас во всяком случае они услышат сказанное. Минь. Т. II. С. 521 Творения Т. II. С. 562, 563 408. Мученичество=крещение Не удивляйтесь, если я мученичество назвал крещением: и здесь Дух витает с великим обилием, и бывает изглаждение грехов и дивное некое и чудное очищение души, и, как крещаемые – водой, так претерпевающие мученичество омываются собственною кровию.– Минь. Т. II. С. 522 Творения Т. II. С. 565 О святом священномученике Вавиле 409. Предмет проповеди в зависимости от обстоятельств О священномученике Вавиле. Хотел я сегодня отдать долг, который недавно я обещал вам; но что мне делать? Блаженный Вавила, позвал нас к себе, не голос подавши, но блеском вида своего привлекши нас. Не гневайтесь поэтому на отсрочку уплаты; во всяком случае, чем больше пройдет времени, тем более возрастет и прибыль для вас: мы уплатим серебро с лихвой, потому что и Владыка, вверивший нам его, так повелел (см.: Лк. 19:23 ). Итак, не сомневайтесь касательно этого долга, так как и капитал и проценты вам остаются; не пропустим и сегодня случившейся прибыли, но насладимся подвигами блаженного Вавилы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Так что заседание не состоится. Тут, как вполне понятно, под липами наступило молчание. — Простите, — после паузы заговорил Берлиоз, поглядывая на мелющего чепуху иностранца, — при чем здесь подсолнечное масло… и какая Аннушка? — Подсолнечное масло здесь вот при чем, — вдруг заговорил Бездомный, очевидно, решив объявить незваному собеседнику войну, — вам не приходилось, гражданин, бывать когда-нибудь в лечебнице для душевнобольных? — Иван!.. — тихо воскликнул Михаил Александрович. Но иностранец ничуть не обиделся и превесело рассмеялся. — Бывал, бывал и не раз! — вскричал он, смеясь, но не сводя несмеющегося глаза с поэта, — где я только не бывал! Жаль только, что я не удосужился спросить у профессора, что такое шизофрения…» — И тут, похоже, сплошная шизофрения, — пробормотал отец Игорь, листая книгу. — Аннушка, подсолнечное масло, циклон, Звездные врата, Вавила… Чушь какая-то, бред умалишенного. И стал читать дальше: «Утихли истерические женские крики, отсверлили свистки милиции, две санитарные машины увезли: одна — обезглавленное тело и отрезанную голову в морг, другая — раненную осколками стекла красавицу вожатую, дворники в белых фартуках убрали осколки стекол и засыпали песком кровавые лужи, а Иван Николаевич как упал на скамейку, не добежав до турникета, так и остался на ней. Несколько раз он пытался подняться, но ноги его не слушались — с Бездомным приключилось что-то вроде паралича. Поэт бросился бежать к турникету, как только услыхал первый вопль, и видел, как голова подскакивала на мостовой. От этого он до того обезумел, что, упавши на скамью, укусил себя за руку до крови. Про сумасшедшего немца он, конечно, забыл и старался понять только одно, как это может быть, что вот только что он говорил с Берлиозом, а через минуту — голова… Взволнованные люди пробегали мимо поэта по аллее, что-то восклицая, но Иван Николаевич их слов не воспринимал. Однако неожиданно возле него столкнулись две женщины, и одна из них, востроносая и простоволосая, закричала над самым ухом поэта другой женщине так: — Аннушка, наша Аннушка! С Садовой! Это ее работа! Взяла она в бакалее подсолнечного масла, да литровку-то о вертушку и разбей! Всю юбку изгадила… Уж она ругалась, ругалась! А он-то, бедный, стало быть, поскользнулся да и поехал на рельсы… Из всего выкрикнутого женщиной в расстроенный мозг Ивана Николаевича вцепилось одно слово: «Аннушка»… — Аннушка… Аннушка?..

http://azbyka.ru/fiction/otshelnik-gorsh...

Это был тихий уход из истории. И был другой и мятежный уход, «новоизобретенный путь самоубийственных смертей…» В проповеди самоуморения скрещиваются разные мотивы: аскетический надрыв (срв. «запощеванцы» [ 10 ] ), «страх прелести Антихристовой», идея огненного крещения («все просят второго неоскверняемого крещения огнем», у тюменского попа Дометиана, 1679 г.)… Эта нововводная проповедь многих приводила в ужас и омерзение и в расколе. В этом отношении особо важно «Отразительнее писание» инока Евфросина (1691). Но Аввакум одобрил первых самосожигателей: «блажен извол сей о Господе», и на его авторитет всегда ссылались… «В словемых Капитоновых, ученицех первое умыслися самоубийственных смертей изображение. Преже горения в Вязниках и в Понизовьи морение начася, от мужиков злоба сия зачася» (Евфросин)… Капитон был грубый изувер, неистовый постник и железоносец, и о его «плутнях» и «неистовстве» еще в 1639-м году был наряжен розыск. Его ученики и «сопостники» продолжали неистовствовать, — «богомерзкие пустынники…» И в условиях этого аскетического надрыва и неистовства началась проповедь поста до смерти. Однако, сразу же были приведены и другие доводы. «Законодавцем самоубийственных смертей» называют Василия Волосатого. «Исповеди и покаянию не учил, вся полагал во огни: очиститеся огнем и постом от всего греха, ту бо и сущим крещением креститеся…» Не он один так учил. Некий поп Александрище тоже настаивал: «в нынешнее де время Христос не милостив, пришедших на покаяние не приемлет…» Среди первых «капитонов» был один иноземец, Вавила. Как записано о нем в «Винограде Российском», «бяше рода иноземческа, веры люторския, вся художественные науки прошед, в славней Парижстей академии учився довольна лета, языки же многими добре и всеизрядне ведый глаголати». В Россию он прибыл еще в 30-х годах, здесь принял православие, «терпение всекрасный адамант показася…» Не то важно, что некие «богомерзкие пустынники» в надрыве додумались до самоуморения. Но их изуверная мысль была схвачена как-то на лету в самых разнородных слоях старообрядствующего раскола. И «смертоносная язва» сделалась сразу каким-то жутким мистическим поветрием. Это был симптом апокалиптического ужаса и безнадежности: «смерть одна спасти нас может, смерть…»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

В Карфагене и в Риме происходило то же, что в Александрии. В Смирне еп. Евдемон отрекся вместе со многими христианами. Но за то находились и мученики, в особенности исповедники. В Риме папа Фабиан, арестованный с первых же дней гонения, был замучен 20 января 250 г. Пресвитеры Моисей и Максим, диаконы Руфин и Никострат были брошены в тюрьму, где пробыли больше года, а Моисей там же и умер к концу года. В Тулузе еп. Сатурнин был казнен; в Смирне пресвитер Пионий, захваченный вместе с несколькими верными во время празднования памяти св. Поликарпа, был сожжен. Одновременно с ним был сожжен пресвитер-маркионит, по имени Митродор. Пионий, сошедшийся на одном костре с маркионитом, в тюрьме встретился с монтанистом Евтихианом. Императорский указ не делал различия между великой церковью и отколовшимися от нее членами. В Антиохии и Иерусалиме епископы Вавила и Александр были также подвергнуты заключению и умерли в тюрьме. Ориген , тоже посаженный в темницу и едва не четвертованный, избежал смерти, но недолго прожил, очевидно обессиленный перенесенными страданиями. Во многих местах епископам удалось бежать, как напр., св. Киприану в Карфагене и св. Григорию в Неокесарии. Несомненно то же было в Кесарии Каппадокийской и во многих других местах, о которых мы не имеем сведений. Дионисий Александрийский был арестован в ту минуту, как покидал город, но был отбит у сопровождавшей его стражи преданными ему поселянами, которые увели его в безопасное место. Скрывшиеся епископы продолжали руководить своими церквами из глубины своих убежищ; они поддерживали сношения о теми членами клира, которые продолжали свою службу под самой грозой гонения, и с мужественными мирянами, которые не оставляли дел христианского милосердия. С этой точки зрения чрезвычайно интересна переписка св. Киприана. Из нее видно, как христианской общине в Риме и в Карфагене приходилось жить среди ужасов гонения. В Риме положение было настолько трудно, что не было возможности поставить преемника Фабиану; епископская кафедра оставалась не замещенною 15 месяцев.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

1912. 36-37. С. 76-85). «Капитоновщина» была исключительно крестьянским движением. Не признавая духовенства, последователи К. имели «учителей», к-рыми становились простые крестьяне («мужи-орачи», «мужики-неуки»), иногда женщины: известной проповедницей «капитоновщины» в 60-х гг. XVII в. была Евпраксия. С ожиданием конца света была связана проповедь последователей К. о самоубийстве через самоуморение или самосожжение. Рязанский архиеп. Иларион , участвовавший в следствии по делу о вязниковских пустынниках в 1665/66 г., доносил царю: «И они учат: ныне-де настоит в антихристово пришествие комуждо заморитися гладом. И от их прелести многия мужеска пола, и женска, и девическа гладом себя заморяли» (Там же. Прил. С. 330-331). Евфросин, ведший яростную борьбу с проповедниками самоубийства, считал «сицевым смертем первым законодавцем» ученика К. Василия Волосатого, который хвалился тем, что «уже с тысячу мучеников на тот свет пустил, в ямах и пустых хороминах Великим постом до смерти задержал» ( [Евфросин]. 1895. С. 11). Др. ученики К.- старцы Леонид и Вавила - приписывали изобретение самоуморения самому К., говорившему: «Кто-де чернцы и боголюбы живут в пустынях, и они б-де себя для своего душевного спасения заморяли голодом» ( Барсков. 1912. Прил. С. 334). Евфросин писал, что не только самоуморение, но и самосожжение впервые появилось в «капитоновщине» - у вязниковских пустынников. Это сообщение подтверждается документами: в обрывках дела о сыске «Капитоновых учеников» указано неск. случаев самосожжений в 1665-1666 гг. (Там же. С. 335). Евфросин сообщает, что самосожжение быстро распространилось в Пошехонье, в Романове, на Новгородской земле и в Поморье, сторонники «самоубийственных смертей» оправдывали свою пропаганду приходом в мир антихриста и прекращением таинств. Самосожжения в кон. XVII в. назывались «капитонством»: напр., в челобитной крестьян Черевковской вол. Устюжского у. 1690 г. указывается, что в их волости «крестьянишки» сгорели в «капидонстве» (РИБ. СПб., 1894.

http://pravenc.ru/text/1470335.html

Если же тот, кто хочет лечить тело, имеет нужду в таком спокойствии, то врачующему душу нужно быть в высшем и превосходнейшем состоянии спокойствия и любомудрия» 171 . Индивидуальный факт духовного врачевания, в силу свойств своей природы, должен, однако, достигать и достигает общих целей. «Хотя отлученный был один, но пользу от этого получили многие, все неверующие были поражены и удивились, узнав, какое дерзновение сообщает Христос рабам своим» 172 . Частный факт сам по себе, как бы он ни был блестящ и удивителен, не имеет, однако, цены, если он не служит средством для общей цели, поэтому хороший человек должен делать все для общей пользы и для исправления жизни других 173 . Святой Вавила был подвергнут мучительной смерти за свою пастырскую ревность, но «эта смерть была для него радостью, потому что святые, любя Господа, с великим усердием принимают страдания за Него и становятся 6олее радостными» 174 . «Одно только может доставлять печаль истинному пастырю, – это погибель грешника и его упорное пребывание во зле» 175 . Подробно исследовав обстоятельства смерти Вавилы, Златоуст делает следующие выводы пастырского характера. «Блаженный своим поступком обуздал неверных, а верных сделал более благочестивыми, не только частных людей, но и воинов, и военачальников, и градоначальников, показав, что и царь, и последний из всех, у христиан суть одни только имена, что и носящий диадему не лучше самого последнего, когда он должен быть обличен и наказан. Он принес пользу имеющим впоследствии священствовать и царствовать. У первых возвысил ум, показав, что получивший священство есть более властный блюститель над землею и над совершающимся на земле, нежели носящий багряницу и что надобно не уменьшать величие этой власти, но скорее отказываться от жизни (точнее – от души), нежели от прав, который Бог свыше дал этой власти» 176 . Если не безопасно лицемерить тогда, когда обижают человека, то какого наказания ни будет достоин тот, кто молчал и не обращал внимания, когда оскорбляемы были законы божественные? 177 Пастырский подвиг блаженного Вавилы был делом свободного произволения, а не необходимости, в знак этого святой завещал погрести вместе с его прахом и знаки его подвигов, выражая, что ему весьма приятны и любезны эти узы по сильной любви, привязывающей его ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010