Из чисто христианских месяцесловов древнейший – это Сирский из рукописи (нитрийского происхождения) 411 г. с заглавием: «Имена господ наших исповедников и победителей и дни их, в которые они приняли венцы» 1441 . Составлен в 380–400 г. Состоит из двух различных частей (собственно месяцеслова, заключающегося словами «здесь кончаются исповедники запада» и прибавления к нему с заглавием: «Имена наших господ исповедников, умерщвленных на востоке», где уже не по числам месяца, а по иерархическим степеням указываются епископы, пресвитеры и диаконы, скончавшиеся мученически в Персии (Персия считалась таким образом тогда востоком христианским). В месяцеслове, начинающемся с декабря (но 1–25 дек. – дефект), памяти на большую половину дней года. Пред именем мученика большей частью, обозначается место его страдания, у иерархических лиц указывается их сан. Кроме мучеников, среди которых есть и Маккавеи, встречаются и памяти епископов: 1 римский, по 2 александр., антиох. и палестинских и 2 неуказанных городов; при этом у некоторых из этих немучеников добавка: «память». Из апостолов (с. 309) «Стефан апостол и корифей мучеников» 26 дек. 1442 , Иоанн и Иаков 27 дек., Павел и Петр «корифей апостолов» 28 дек.; из праздников только Богоявление 6 января, но Рождество Христово – дефект; «в пятницу после Пасхи память всех мучеников». Таким образом, месяцеслов почти исключительно мученический. Из мучеников некоторые выделяются месяцесловом в разряд «древних»; это должно быть, все пострадавшие до Диоклетиана. Что касается этнографического распределения памятей, то наиболее никомидийских святых: имя Никомидии упоминается 32 раза; Антиохии 24. Александрии 19, Константинополя, Рима и Иерусалима по 2; должно быть, месяцеслов первоначально составлен был в Никомидии и постепенно подвигался к востоку, обогащаясь памятями, а в Персии получил механическое добавление второй части. Таким образом, это тип поместного месяцеслова на первых шагах развития его в общецерковный 1443 . Он имеет много общих памятей с псевдо-Иеронимовым месяцесловом VII в. и с нашим (например, Игнатий, Поликарп, Агнесса, Перпетуя, Вавила, Памфит, Хиония. Агафия, Алатон, Роман, Пелагия и др.), но большей частью, в другие числа месяца. г) Карфагенский

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

А после Аврелиана царствовал два года (275–276). Этот/199б Максимиана, родственника своего, в Ассирию назначил, которого и убили воины его за творимые им несправедливости. Убоявшись же, чтобы не отомстил за него Тацит, убили его. И стало два царя, Проб и Флориан. Глава 38 А после Тацита царствовали Проб и Флориан, два года и четыре месяца. И этот Проб, повредившись рассудком, убил Флориана. При нем во время дождя упало много пшеницы, смешанной с водой. Собрав ее, наполнили огромные закрома. Говорили, что и при Аврелиане так же крупинки серебряные упали. Викторин же, друг Проба царя, упросил поставить друга его князем в Британии. А тот, придя, начал восстание. И Викторин, поносимый за него, послан был прекратить восстание. Притворившись, И326 что бежит от лица царева как друг/199в мятежника, принят был, и убил его Викторин. Когда он, возвратившись, сходил с корабля своего, он бросил свой пояс в море и без пояса вошел к царю. Тот же разгневался, подумав, что другой снял с него. Викторин же сказал: – Я сам это сделал, чтобы упросить (тебя) никогда больше не владеть никакой вещью. Ведь всякая власть, сказал, с бедою и с виною связана. Царь же позволил ему жить отдельно и дары многие ему дал. И всех убивших Тацита и Аврелиана он убил в Пиринфе, позвав их на пир. Убит же был и сам своими приближенными, и царствовали Кар, и Карин, и Нумериан. Глава 39 А после Проба и Флориана царствовали Кар (282–283), и Карин, и [Ну]мериан, 2 года. Этот Кар в третий раз пленил Персиду и Ктесифон. До Кара это было/199г при царствовавших прежде в Риме Траяне, [Вере] и Севере. После того, как Кар умер от красной немочи, а Карин ослеплен был, Карина убил некий Апр римлянин, и воцарился Нумериан. При нем мучены были святой Георгий и святой Вавила в Антиохии. Этого Нумериана убил Диоклетиан, бывший в сане дуки Мисийского. Глава 40 А после Кара, и Карина, и Б477 Нумериана царствовали Диоклетиан и Максимиан Геркулий, зять его, 22 года (285–305). Ф- При них воздвиглось великое страшное гонение на христиан. Ведь они повелели (304 г.) по всем городам и странам Христовы церкви разрушить, и божественные писания их сжечь,/200а и, обнаружив христиан, принуждать приносить жертву бесам. И из-за этого многие приняли страстотерпческий венец: среди них Петр Александрийский , и Анфим Никомидийский, и Прокопий, и Георгий – досточтимые мученики. -Ф И Савватий, известен был. Б478

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Два саккоса Св. Фотия, Всероссийского Митрополита (1408–1431). Первый из них украшен священными изображениями праздников и ликами святых, которые вышиты шелками и золотому обнизаны жемчугом с самым высоким искусством греческой работы. Как изображения, так и надписи размещены на нем по плану и в порядке, что придает сему облачению самый благолепный вид. На одной стороне саккоса вышиты: Благовещение Божией Матери, Распятие Господне, Вход в Иерусалим, Положение в гроб, Тайная вечеря, Сошествие в ад; Царь Соломон и пророки: Давид, Исайя, Иеремия, Осия, Софония, Иов, Аввакум, Царь Константин и Царица Елена; мученики: Иоанн, Евстафий и Антоний, святые: Петр, Александрийский, Иоанн Златоуст , Вавила, Кирилл, Тарасий, Климента, папа Римский, Григорий Богослов , Игнатий Богоносец , Афанасий Великий , Николай Чудотворец, Амфилохий Иконийский , Григорий Декаполит , Андрей Критский , Григорий Нисский , Трифиллий, Григорий Двоеслов , Спиридон, Епифаний Кипрский , Григорий Акрагантский; мученики: Димитрий Солунский, Феодор Тирон, Мина, Нестор, Евстафий и Лупп. Внизу саккоса: жертвоприношение Авраама, Лествица Иакова и, между прочим, изображены: греческий Император Иоанн Палеолог и супруга его Анна; русский Великий Князь Василий Дмитриевич и супруга его София, и сам Фотий Митрополит, которому принадлежит это облачение. На другой стороне саккоса вышиты: Святая Троица, Вознесение Господне, Преображение Господне, Успение Божией Матери, Сошествие Св. Дух на Апостолов, Рождество Христово, Бегство во Египет, Сретение Господне, Моление о Чаше, Предание Иисуса Христа, Крещение Господне, Воскресение Лазаря; пророки: Малахия, Михей, Даниил, Гедеон, св. Феофан, Иосиф, Козьма Сладкопевец, Иоанн Дамаскин , Иерофей, Анфим Никомидийский, Ипатий, Климент Анкирский, Амвросий, Поликарп Смирнский , Анания Дамасский, Дионисий Аверкий, Елевферий, Сильвестр, Василий, Никифор, Мелетий Антиохийский , Иоанн, Власий, Иаков Алфеев, Митрофан, Павел Исповедник, Иоанн Милостивый; мученики: Прокопий, Феодор, Никита Фотий, Никита и Меркурий. На оплечьях саккоса вышиты: Спаситель, Божия Матерь, Иоанн Богослов и Ангелы. Все лики святых изображены – одни в рост, а другие – оплечными, в греческом характер, с постническими лицами, в которых выражается святая и богоугодная их жизнь. Но самое благолепное украшение сего святительского облачения составляет вышитый посредине его греческими словами Символ веры , который служит драгоценным памятником греческого правоверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Кондак, гл. 8. Яко благочестия проповедника, и страдальцев утверждение, Церковь славит тя Вавило славне, освящаема днесь: но яко имея дерзновение ко Господу, в мире совершеннем, величающия и восхваляющия тя, сохранити Христу молися, о многострадальне. Ап. ( Евр.11:33–40; 330 зач.; Ев. Лк.12:32–40; 67 зач.). Св. пророка и Боговидца Мсеа. Св. прор. Моисей, великий вождь и законодатель народа Израильского, родился в Египте и происходил из колена Левина (см. Исх.2:2–10 ). Сам Бог свидетельствовал о нем: «человек Моисей кроток зело, паче всех человек, сущих на земли» ( Чис.12:3 ). Он чудесно вывел Евреев из Египта, избавив их от египетского рабства. На горе Синае он получил от Бога 10 заповедей и сподобился видеть славу Божью, «якоже мощно бяше человеку видети». Все полученные им заповеди и установления, равно как и первоначальную историю народа Еврейского он изложил в первых 5 книгах Библии . Скончался о на границе обетованной земли, будучи 120-ти лет (в 1531 г. до Рождества Христова), «а идеже бе погребен, никто же весть до днесь» (сн. 6 авг.). Тропарь, гл. 2. На высоту добродетелей возшел еси пророче Моисее, и сего ради сподобился еси видети славу Божью; скрижали благодатныя закона прият, и начертаний благодать в себе нося, и пророков был еси честная похвала, и благочестия великое таинство. Кондак, гл. 2. Лик пророческий с Моисеем и Аароном веселием днесь веселится, яко конец пророчествия их на нас исполнися: днесь сияет крест, имже нас спасл еси; тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас. Муч . Вавлы Никомидийского и с ним 84 младенцев. Все они пострадали за Христа в Никомидии при имп. Максимиане. Св. Вавила был наставником детей, которых и учил познанию истинного Бога. За исповедание Христа он был усечен мечом. Тот же мученический венец получили и все ученики его. Тела их были погребены в Византии. Двое из детей назывались: Аммоний и Донат. Мучч. еодра, и Родом из селения Кандавлы (бл. Никомидии), они за исповедание веры Христовой при Максимиане Галерии в Никомидии были истязуемы рассечением их тел на части, раздроблением их колен и наконец брошены в огонь и сожжены.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Но большая часть христиан, несмотря на все мучения, оставалась непоколебимой в своей вере и запечатлевала ее своей кровью. Таковы были епископы: Римский – Фабиан, антиохийский – Вавила, иерусалимский – Александр и многие другие. Потеря пастырей была для Церкви большим несчастьем, так как между верующими терялось внешнее единство, и они лишались иногда необходимых вещественных пособий. Посему некоторые из епископов, как св. Киприан Карфагенский и Дионисий Александрийский , по требованию своей паствы, благоразумно удалялись из мест своего жительства, чтобы потом издали, чрез письменные распоряжения, безопасно и непрерывно помогать нуждам верующих. Еще замечательнее поступок св. Григория, епископа Неокесарийского, за дар врачевания прозванного Чудотворцем. Имея в виду слова Господни: «когда вас будут гнать в одном городе, бегите в другой», он собрал свою паству и, удалившись из города, скрывался с ней в пустынях. Почему в его церкви не оказалось ни одного отпавшего. После Декия Галлиен одним из своих указов предоставил христианам полную свободу вероисповедания, включив христианскую религию в число дозволенных религий. На основании этого указа христианская Церковь , в течение 40 лет, наслаждалась спокойствием. Оно было нарушено гонением, воздвигнутым Диоклетианом и соправителем его Галерием, фанатическим поклонником идолов. Гонение началось разрушением великолепного храма в Никомидии. Затем последовал указ, которым повелевалось и прочие христианские храмы разрушить, книги священные сжечь, а самих христиан лишить должностей и прав. Один христианин имел неблагоразумие публично разорвать этот указ, за что и был обезглавлен. В то же время дважды открывался пожар в никомидийском дворце и возникали мятежи в Армении и Сирии. Галерий приписал все это христианам и склонил Диоклетиана к изданию против них трех еще более строгих указов. Ими поведывалось христиан всеми мерами принуждать к принесению жертв идолам, а упорных казнить. Все темницы мгновенно наполнились христианами, и кровь их потекла рекой по всей империи, исключая Галлию, Британию и Испанию, где управлял кроткий Констанций Хлор.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Среди них были священномученики Вавила Антиохийский (пам. 4 сент., пам. зап. 24 янв.) и Александр Иерусалимский (пам. 12 дек., пам. зап. 18 марта; Euseb. Hist. eccl. VI 39). В Кесарии Палестинской был арестован Ориген; он претерпел истязания и длительное заключение, к-рое прекратилось только после гибели Деция (Ibid. VI 39. 5). По сведениям церковных синаксарей, со времени Г. имп. Деция число почитаемых мучеников резко возросло. Известны дружины мучеников: еп. Карп Фиатирский (или Пергамский) с Агафодором, диак. Папилой и мц. Агафоникой (пам. 13 окт.); пресв. Фавст, диак. Авив, Кириак Александрийские и с ними 11 мучеников (пам. 6 сент.), Папий, Клавдиан и Диодор Атталийские (пам. 3 февр.); Терентий и Неонилла Африканские с их многочисленными детьми (пам. 28 окт.); Фирс, Левкий, Каллиник и Коронат Никомидийские (пам. 17 авг., 14 дек.); Критские мученики (пам. 23 дек.); мч. Парамон Вифинский с 370 мучениками (пам. 29 нояб.). С Г. имп. Деция также связывается предание о 7 спящих Эфесских отроках . К нач. 251 г. преследование фактически сошло на нет. Воспользовавшись нек-рой свободой, Церковь смогла обратиться к решению внутренних проблем, возникших в ходе Г. Непосредственным следствием Г. при имп. Деции стал вопрос о церковной дисциплине, связанный с принятием падших, из-за чего среди христиан Запада произошли разделения. В Риме после 15-месячного перерыва, последовавшего за казнью Фабиана, был не без трудностей избран новый еп. Корнелий; он снисходительно относился к отступникам, что стало причиной новатианского раскола (по имени антипапы Новатиана). В Карфагене сщмч. Киприан собрал первый после Г. большой Собор, к-рому предстояло заниматься болезненным вопросом о падших. Летом 251 г. имп. Деций был убит на войне с готами в Мёзии. Занявший рим. престол Требониан Галл (251-253) возобновил Г. Но в отличие от предшественника, считавшего христиан опасными для гос-ва, этот император был вынужден уступить настроениям толпы, к-рая видела в христианах виновников эпидемии чумы, охватившей всю империю в кон. 251 г. В Риме был арестован папа св. Корнелий , но дело ограничилось его ссылкой в окрестности Рима, где он скончался в 253 г. Его преемник Луций сразу же после избрания был удален властями из города и смог вернуться только в следующем году ( Cypr. Carth. Ep. 59. 6; Euseb. Hist. eccl. VII 10). При имп. Валериане (253-260)

http://pravenc.ru/text/166129.html

78. Святой Аркадий, второй сын его, молод, с остроконечною бородою. XIV. Преподобные столпники 1 . Герман Патриарх, не имевший бороды, говорит: веселится лик святых во веки: царствие бо небесное наследоваша. 2. Андрей Критский , старец с седою бородою говорит: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение. 3. Софроний Иерусалимский , с проседью в остроконечной бороде говорит: слыши, небо, и внуши, земле. 4. Филофей Патриарх, старец с остроконечною бородою, говорит: воплотися миро небесное Христос. 5. Иоанн Евхаит, старец с раздвоенною бородою, говорит: в начале Слово бе у Бога. 6. Георгий Никомидийский , старец плешивый, с остроконечною бородою, говорит: да радуется небо свыше... 7. Мефодий Патриарх, старец с густою бородою, говорит: дивен еси, Боже наше, и дивна... 8. Киприан, молодой, кудрявый, с раздвоенною бородою, говорит: ты царь сый и пребывающий во веки. 9. Анатолий Патриарх, старец с круглою бородою, говорит: Царство твое, Христе Боже, царство... 10. Иоанн Дамаскин , старец с раздвоенною бородою, в кукуле, говорит: веселися, Иерусалиме, торжествуйте... 11. Косьма, старец плешивый, с остроконечною бородою, говорит: премудрость, слово и сила Сын, сый Отчий. 12. Иосиф, старец с остроконечною бородою, говорит: се воссия день спасения. 13. Феофан, старец с остроконечною бородою, говорит: священными преобразованиями тайн... 14. Византий, старец с раздвоенною бородою, говорит: спасти хотяй заблудшаго... 15. Стефан Святоградец, старец в кукуле, говорит: нощи уподобися яко сень... 16. Георгий Сикелиот, с проседью в раздвоенной бороде, говорит: веселися о Господе церковь ... 17. Симеон Дивногорец, старец с круглою бородою, говорит: страшен еси, Господи, и кто постоит... 18. Арсений, юный, с бородою едва показавшеюся, говорит: приидите, празднолюбцы и христолюбцы... 19. Вавила, старец с круглою бородою, говорит: в Троице единую силу... 20. Ефрем Карийский, старец с короткою раздвоенною бородою, говорит: Ангели твои, Христе, престолу... 21. Андрей Пирр, плешивый, с проседью в широкой раздвоенной бороде, говорит: Емуже вышнии служители со трепетом служат.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Из чисто христианских месяцесловов древнейший — это Сирский из рукописи (нитрийского происхождения) 411 г. с заглавием: «Имена господ наших исповедников и победителей и дни их, в которые они приняли венцы» [ 856 ]. Составлен в 380–400 г. Состоит из двух различных частей (собственно месяцеслова, заключающегося словами «здесь кончаются исповедники Запада» и прибавления к нему с заглавием: «Имена наших господ исповедников, умерщвленных на Востоке», где уже не по числам месяца, а по иерархическим степеням указываются епископы, пресвитеры и диаконы, скончавшиеся мученически в Персии (Персия считалась таким образом тогда Востоком христианским). В месяцеслове, начинающемся с декабря (но 1–25 дек. — дефект), памяти на большую половину дней года. Пред именем мученика большей частью обозначается место его страдания, у иерархических лиц указывается их сан. Кроме мучеников, среди которых есть и Маккавеи, встречаются и памяти епископов: 1 Римский, по 2 Александрийских, Антиохийских и Палестинских и 2 неуказанных городов; при этом у некоторых из этих немучеников добавка: «память». Из апостолов «Стефан апостол и корифей мучеников» 26 дек. [ 857 ], Иоанн и Иаков 27 дек., Павел и Петр «корифей апостолов» 28 дек.; из праздников только Богоявление 6 января, но Рождество Христово — дефект; «в пятницу после Пасхи память всех мучеников». Таким образом, месяцеслов почти исключительно мученический. Из мучеников некоторые выделяются месяцесловом в разряд «древних»; это должно быть все пострадавшие до Диоклетиана. Что касается этнографического распределения памятей, то наиболее никомидийских святых: имя Никомидии упоминается 32 раза; Антиохии 24, Александрии 19, Константинополя, Рима и Иерусалима по 2; должно быть месяцеслов первоначально составлен был в Никомидии и постепенно подвигался к востоку, обогащаясь памятями, а в Персии получил механическое добавление второй части. Таким образом это тип поместного месяцеслова на первых шагах развития его в общецерковный [ 858 ]. Он имеет много общих памятей с псевдо-Иеронимовым месяцесловом VII b. и с нашим (например Игнатий, Поликарп, Агнесса, Перпетуя, Вавила, Памфит, Хиония. Агафия, Алатон, Роман, Пелагия и др.), но большей частью в другие числа месяца. г) Карфагенский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

735 Вавула – Вавила никомидийский был учителем детей в Никомидии, главном городе Вифинии, провинции Малой Азии. 736 ...бша при Максимиян цесари... – Максимиан – римский император (305–311). Время жития или мучения святого всегда обозначалось периодом правления какого-либо императора. 737 Ефросинья Измарагд – монахиня, жившая во время правления византийского императора Феодосия II (408–450). Происхождение прозвища неясно, но, возможно, оно было получено ею в мужском монастыре. 738 Александрия – главный город в Египте, основанный Александром Македонским в 332 г. до н. э. До VIII в. н. э. был центром просвещения христианского населения северо-восточной Африки. 739 Покров святой Богородицы – праздник, установленный на Руси не позднее второй половины XII в. и отмечаемый 1(14) октября. В Византии этот день не праздновался так широко, как на Руси, хотя связан с одним из событий ее истории – нападением сарацинов на столицу. Такие дни обычно отмечались в Синаксарях и были рядовыми церковными праздниками. На Руси же, особенно в XIV–XV вв. и позже, этот праздник отмечался наряду с двунадесятыми. 740 ...видние честною святителю Αндря и Епифана... – В основу «Слова» автором положен эпизод известного византийского «Жития Андрея Юродивого» («О виднии святыя Богородици во Влахерн»). 742 ...съ Предътечею... – Иоанн Предтеча, или Иоанн Креститель – евангельский пророк, предсказавший пришествие Иисуса Христа и крестивший его в реке Иордан. 743 ...съ Богословьчемь Иоаномь... – Иоанн Богослов – один из двенадцати апостолов Иисуса Христа, автор одной из четырех книг Евангелий и «Апокалипсиса». 744 ...дияконъ бывъ въ Вурит святыя церква. – Св. Роман был дьяконом в церкви Вознесения в г. Вирите. Современное название – г. Бейрут. 745 Дошьдъша же Костянтиня-града... – древнерусское название г. Константинополя. Современное название – г. Стамбул. 746 ...въ лта Анастасиа цесаря... – Имеется в виду период правления византийского императора Анастасия I (491–498). 748 ...даръ сбора кондаки... – Кондак – краткое церковное песнопение, в котором излагалась похвала святому или сущность праздника. При переводе с греческого на церковнославянский язык песнопения, как правило, теряли стихотворную форму.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ряде визант. календарей В. ошибочно смешивается с Вавилой, мч. Никомидийским , память к-рого отмечается в тот же день ( Минологий Василия II (PG. 117. Col. 27-30); Типикон Великой ц . IX-X вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 3; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 14)). В. был похоронен вместе со своими учениками. Согласно его завещанию, в гроб были положены его цепи. В 351 г. кесарь Галл, соправитель имп. Констанция II, построил небольшой храм в предместье Антиохии Дафне и перенес туда мощи В. и отроков (это первый известный случай офиц. торжественного перенесения мощей). В 362 г. остановившийся в Антиохии во время похода на персов имп. Юлиан Отступник хотел получить предсказание в знаменитом храме Аполлона, находившемся в Дафне. Но с тех пор как там была выстроена церковь, в к-рую были перенесены мощи святых, оракул умолк. Тогда Юлиан повелел христианам удалить от языческого святилища каменный ковчег с мощами и вернуть его на кладбище около города ( Феодорит. Церк. ист. III 10). Как только ковчег был перенесен в Антиохию, произошло чудо: храм Аполлона вместе с идолами был сожжен сошедшим с неба огнем. Император обвинил в поджоге христиан и начал жестокие гонения. Антиохийский еп. Мелетий (360-381) перенес мощи в построенную им на правом берегу р. Оронт крестообразную ц. св. Вавилы (окончательно завершенную еп. Флавием в 387), в к-рой Иоанн Златоуст произнес похвальное слово священномученику (PG. 50. Col. 527-534). Ц. св. Вавилы была открыта в 40-х гг. ХХ в. археологом Ж. Лассю. В V в. часть мощей святого находилась в Милане ( Downey. P. 525). Впосл. мощи В. были перенесены из Антиохии в К-поль и помещены в Студийском мон-ре (SynCP. Col. 11-12). В лат. описании К-поля XII в. («Аноним Меркати») говорится, что там также находились мощи отроков, а в Хождении Антония Новгородца (1200) упоминается только честная глава В. (Описание святынь К-поля в латинской рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 454; Книга Паломник. С. 22). Крестоносцы перенесли мощи В. в Кремону (Сев. Италия), где они находятся в наст. время.

http://pravenc.ru/text/153791.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010